Судьба человека сочинение портрет мальчика

Обновлено: 08.07.2024

Андрей повстречал бедного мальчишку, когда тому было всего от силы лет 5-6. Ванюшка выглядел неопрятно, был грязным, лохматым и голодным. Андрей решил взять мальчишку на воспитания, сказав, что он его отец. Ванюшка обрадовался этому очень, однако, в душе он понимал, что это неправда. Мальчик соскучился по обычной заботе, поэтому принял Андрея, как родного человека. Ребенок был безгранично рад такой неожиданной встрече, постоянно обнимал мужчину, целовал и искренне радовался.

Мужчина полюбил мальчика как своего родного сына, заботился о нем. Андрей подстриг мальчика, искупал, уложил спать, купил много чего: рубашку, сандалии, картуз. Ванюшка, в свою очередь, безмерно скучал по Андрею в его отсутствие. Произошло по истине чудо: два человека, которые были одиноки, нашли друг друга и стали счастливы.

Можно с уверенностью сказать, что Ванюшка, безусловно, сильная личность. Он очень много пережил за свою короткую жизнь. Именно этот мальчика сумел растопить лед в душе Андрея Соколова.

Сочинение 2

Этот рассказ очень разнообразен трогательными и мужественными персонажами. Всё внимание автора обращено на главного героя Соколова Андрея. Его образ был бы не завершенным, если бы маленького и смелого ребенка – Ванюшки.

В данном произведении характеристика Ванюшки не очень большая, но яркая. Как уже раньше говорилось, что ему приблизительно лет 5-6. Волосы у него кудрявые, а ручки холодные и розовенькие. Глаза у мальчика светлыми и какими-то завораживающими. Автор его охарактеризовал как символ наивности и чистоты. Этому ребенку удалось согреть душу и сердце Соколова, которые многое пережили за свой период жизни.

Андрей рассказал историю своей жизни: о том, как он жил в молодости, во время войны, и какова его жизнь на сегодняшний день. Когда началась Великая Отечественная, его призвали в армию. Естественно, пришлось оставить свою семью дома, которая была довольно большая. Она состояла из жены и троих детей. В первые годы ему было более-менее легче на войне. Но после он попал к немцам в плен, из которого долго и муторно, но выбрался.

После этого он узнает, что в его дом попала бомба, в котором находились некоторые члены его семьи. Его надежда не угасала на встречу с выжившим сыном, но и его позже убивают. Андрей остался совсем один, никого у него не осталось. Но тут он неожиданно встречает мальчика Ванюшку, который тоже остался один. Судьба ребенка взволновала Андрея, и поэтому с тех пор они всегда вместе.

Ванюшка не принимал активного участия в рассказе, но он был ярким объектом, делая произведение более трогательным.

Учитель: Почему Соколов решается убить Крыжнева? Что он переживает при этом?

Учитель: О чем думает Соколов, готовясь к смерти при вызове к Мюллеру? Зачем. Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Ученик: Кульминацией рассказа становится сцена в комендантской. Вызванный к лагерфюреру Мюллеру Соколов понимает, что должен погибнуть, однако перед смертью он испытывает жалость не к себе, а к своим близким: к жене и детишкам. Но он еще не знает, что его ожидает не только расстрел. Казни должен предшествовать некий ритуал, смысл которого проясняется в тот момент, когда комендант предлагает заключенному выпить за победу немецкого оружия. Мюллеру необходимо крайнее унижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, он тем самым как бы сольется со своей победоносной армией.

Учитель: Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно-исторического значения, и частным эпизодом, изображенным в рассказе? Как расширяется за счет этой параллели содержание образа главного героя? В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

Учитель: Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Ученик: Самым страшным из военных испытаний стала для Соколова потеря близких. О перипетиях своей военной биографии герой рассказывает чаще всего сдержанно, почти спокойно, как о чем-то обыкновенном, житейском, а вот гибель семьи по-прежнему остается для него незаживающей раной. Дважды прерывает Соколов свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях.

Учитель: Какой символический смысл вкладывает Шолохов в образ церкви с разбитым куполом?

Ученик: Символом поругания святынь, разрушений, принесенных войной, становится образ церкви с разбитым куполом, церкви, превращенной фашистами в тюрьму для военнопленных.

Учитель: Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

Ученик: Нельзя в одиночку спасти мир от разрушения, но, по мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший всех своих близких, герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.

Учитель: Почему Соколов решается усыновить мальчика? Что общего в их судьбах?

Учитель: Что переживает сам Соколов, сказавший мальчишке святую неправду?

Учитель: Чего не смогла отнять у Соколова война?

Ученик: Война, отнявшая у героя, казалось бы, все, не смогла отнять у него самого главного — человечности, стремления к семейному единению с людьми.

Учитель: Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?

Ученик: И в этом герой не одинок: хозяин и хозяйка, у которых Андрей поселился после войны, поняли все без слов, когда их постоялец привел в дом своего приемного сынишку, и сразу принялись помогать Соколову ухаживать за Ванюшкой. Все это свидетельствует о том, что Соколов не исключительная личность, а воплощение гуманистической сущности всего народа.

Учитель: Что испытывает Соколов, нашедший сына? Что тревожит его?

Учитель: Каким чувством наполнена авторская речь в финале рассказа? Как смотрит автор на положение человека в XX веке?

Учитель: В чем смысл названия рассказа?

III. Слово учителя.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Смысл названия рассказа в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

V. Домашнее задание.

Задания для самостоятельной работы над рассказом в 11 классе.

3. Как раскрывается характер Андрея Соколова в военных эпизодах рассказа? Что роднит героя с персонажами других шолоховских произведений?

Мальчик Ваня (Ванюша, Ванюшка) - это ребенок, которого одинокий мужчина Андрей Соколов однажды встречает на улице и берет к себе на воспитание.

Ниже представлены образ и характеристика Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Шолохова в цитатах.

Смотрите: Все материалы по рассказу "Судьба человека"

Ванюшка в рассказе "Судьба человека": образ, характеристика, описание, судьба Вани

Возраст Ванюшки - 5-6 лет:
". Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. "

Внешность Ванюшки:
". Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. "
". С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки. "
". Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки…"
". нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. "
". Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. "

Ванюшка - живой, озорной мальчик:
". А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. "
". Шустрый такой парнишка. "
". слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок. "

Ванюшка - разговорчивый ребенок:
". и он — то всегда щебечет, как воробушек, а то что-то примолчался. "

История Ванюшки


В время войны 1941-1945 гг. отец Ванюшки погибает на фронте, а мать погибает в поезде от бомбы. Ванюшка остается без родных и без крыши над головой:

". И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день — опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя. "

". После обеда повел я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул. Осторожно положил его на кровать, поехал на элеватор, сгрузил хлеб, машину отогнал на стоянку — и бегом по магазинам. Купил ему штанишки суконные, рубашонку, сандали и картуз из мочалки. "

". Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь. "

". Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…"

". Собрался с духом, оставил его на попечение хозяйки, так он до вечера слезы точил, а вечером удрал на элеватор встречать меня. До поздней ночи ожидал там. "

". Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…"

Это был цитатный образ и характеристика Вани (Ванюшки, Ванюши) в рассказе "Судьба человека" Шолохова.

Мужчина любит Ванюшку как родного сына, ухаживает за ним. Сначала сводил в парикмахерскую, потом искупал, а когда Ванюшка уснул, побежал по магазинам. Купил ему рубашку, сандалии и картуз. Ванюшка скучал по Андрею Соколову, когда того не было дома. Эти двое – осиротевшие люди, нашедшие друг друга.

Этот ребенок – маленькая, но сильная личность. Он уже столько всего пережил. Ванюшка сумел отогреть холодную душу Андрея Соколова, тоже много повидавшего на своем пути.

Вариант 2

У каждого человека своя судьба и своя дорога в жизни. Порой нам не под силу изменить жизненные ситуации, ведь то, что предначертано свыше, обязательно исполнится, хотим мы этого или нет. Жизнь это череда происходящих событий: хороших, приятных, а порой плохих и приносящих несчастье человеку. Но все события и люди, которые встречаются в жизни человека, это не случайно. Всё это имеет свой смысл, свою цель, нужно только уметь понимать.

Ребёнок был грязный, лицо покрыто пылью, волосы немытые и нечесаные. Но зато глазки его были такими яркими и выразительными, как звёздочки на ночном небе. Это были детские глаза, которые излучали веру и надежду, что всё будет хорошо. Ванюша действительно верил, что его отец скоро вернётся из фронта, и они будут вместе. Он каждый день гулял около чайной или просто сидел на крыльце, болтая ножками, и ждал. Настолько сильная была у ребёнка вера, потому что он понимал, что дети не могут жить одни, у них должны быть родители.

Все ожидания и надежды Ванюши сбылись, у него появился отец. Сколько было радости и восторга, когда он услышал от Андрея Соколова, что он его отец. Мальчишка кинулся на шею, прижался к щеке этого взрослого человека. Ребёнка переполняли чувства, он тоненько и звонко кричал, это был радостный крик души от огромного счастья. Ванюша всем своим детским сердцем верил, что это действительно и есть его отец, у него не возникало и капли сомнения. Ведь парнишка так сильно этого хотел.

Они две осиротевшие души, как две песчинки нашли друг друга, взрослый и ребёнок, такие разные и такие похожие в своём горе. На душе у каждого из них стало легко и светло, жизнь вновь обрела для обоих смысл.

Сочинение про Ванюшу

Ванюшку Андрей встретил возле чайной. Несколько дней он наблюдал за беспризорным ребенком, который питался объедками. На вид это был мальчик лет 5-6, с русыми кудрявыми волосами, запутанными и непричесанными, с грязным от пыли лицом и в такой же грязной одежде. Но одежда у него была добротная, что говорило о том, что о нем очень заботилась мама.

Никто из прохожих не обращал внимания на мальчишку, ибо таких много разбросала по свету война. А вот Андрей обратил внимание, ибо он был таким же одиноким, а может и потому, что глаза мальчишки излучали теплоту и доверчивость, они были по-детски наивны и светились на замурзанном личике, как звездочки после ночного дождя.

Мальчик был доверчивым, он сразу прильнул к Андрею, когда тот сказал, что он его папа. Ванюшка обрадовался тому, что теперь не один, что у него есть родная душа, что он кому-то нужен. Возможно, он и понимал, что Андрей не отец ему, но мальчик больше всего на свете хотел, чтобы это было правдой, и он поверил в то, что у него теперь есть отец.

Андрей взял Ванюшку на воспитание, и мальчик оказался очень разговорчивым, шустрым и озорным, он внес в его жизнь большие перемены, наполнил ее счастьем и радостью. Андрей очень полюбил его и обрел смысл жизни.

Ванюшка же обрел отцовскую любовь и быстро привязался к своему новому отцу, скучал, когда того долго не было дома, встречал с работы.

Этот мальчик спас Андрея Соколова от печальной участи судьбы, он скрасил его существование, заставил поверить в будущее, которое казалась ему бесполезным и одиноким. Этот маленький мальчик полностью изменил жизнь Андрея.

В образе Ванюшки автор показал суровую правду о детях послевоенной поры, которые остались сиротами. Они голодали, беспризорничали, но не теряли воли к жизни и мужественно сносили все невзгоды и лишения. Эти дети, как и Ванюшка, обладали волей и стойкостью, душевной чистотой и наивностью. Они верили в светлое будущее.

Образ и характеристика Ванюшки в рассказе Судьба человека

Несколько интересных сочинений

Первый образ - молодой художник Чартаков. Знакомство с ним проходит ещё в самом начале рассказа, когда он находился рядом с картинной лавкой

Мрія – це те, що завжди важко виконати. Але саме це почуття підтримує в нас життя, прагнення до неї, прагнення до якоїсь мети, і це дуже важливо. Адже коли у людини немає ніякої особливої мети, йому важко живеться

Эта сказка о торжестве справедливости в жизни и о непременном наказании зла. Одним из главных положительных героев произведения является князь Гвидон – сын царя Салтана

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький!

Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

Читайте также: