Система образов в романе преступление и наказание сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечта­ниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки. Крах Катерины Ивановны убеждает главного героя в том, что единственный выход — это активное действие, а не слова.

Раскольников тоже один из униженных и ос­корбленных, но он полон желания решительно из­менить свою жизнь, пусть даже через преступле­ние. Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более ощу­тимый, чем тот, которого добилась Соня Мармела-дова. О ней Раскольников впервые услышал от ее отца, и история эта чрезвычайно поразила Родио­на. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Она жертвует собой, а жертва эта напрасна. Так же как впослед­ствии окажется напрасной и жертва Раскольнико­ва. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его стра­дания, становится его верной спутницей. Все ста­рания Сони направлены на разрушение бесчело­вечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. Для Сони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианского смирения Сони побеждает чудовищную теорию Раскольни­кова. И с этого начинается нравственное возрож­дение главного героя.

Но немаловажную роль в этом сыграл и следо­ватель Порфирий Петрович — человек умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольнико­ва, он понимает, что единственный способ разо­блачить преступника — заставить говорить его со­весть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем об­щественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным. Признание Раскольни­кова — во многом его заслуга. Однако даже на ка­торге главный герой жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что не смог выдержать взятого на себя груза.

Конфликт, обозначенный Достоевским в названии романа, раскрывается и в его построении, и в системе образов.

В центре романа главный герой — Родион Раскольников и его теория, которая приводит героя к преступлению. Остальные персонажи романа и образуют структуру, которая в той или иной степени отражает их отношение к теории или соотношение с ней.

Раскольников — бывший студент-юрист, человек по своей сути добрый, отзывчивый, о чем говорят многие эпизоды романа:

  • отношение к семье Мармеладовых,
  • отношение героя к сестре и матери,
  • к случаю с пьяной обманутой девочкой на бульваре и многое другое.

Герой, как пишет Достоевский,

В его уме зарождается античеловеческая, с точки зрения автора, теория о делении всех людей на две категории:

В романе названо много причин его преступления, но главная из них — проверить, к какой категории относится сам герой. Раскольников убивает старуху процентщицу (по теории как бесполезную вредную вошь) и тихую, безобидную беременную Лизавету как нечаянного свидетеля.

  • Алена Ивановна, ростовщица,
  • ее сестра Лизавета,
  • неродившийся ребенок Лизаветы,
  • Микитка, сознавшийся в убийстве старухи из-за вечного русского стремления пострадать,
  • Пульхерия Александровна, мать героя, которая умирает, не выдержав случившегося с сыном.

Перечень жертв теории Раскольникова доказывает ее антигуманность. Собственно только убийство Алены Ивановны отвечает теории героя.

Но автор данной группой героев показывает,

что одно преступление, даже совершенное из благородных побуждений, влечет за собой другие.

Особенно важно для писателя, что герой убивает ребенка, убив Лизавету, ведь, по мнению Достоевского,

не может быть счастья, основанного даже на одной слезинке невинного ребенка.

Это группа — Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, их детей, пьяной девочки на бульваре, женщины-утопленницы. Эти персонажи подтверждают несправедливость существующего мира, который толкает человека на преступление.

Раскольников-теоретик в романе не одинок. Его теории созвучен разговор студента и офицера, который он слышит за полтора месяца до убийства. Эти персонажи появляются только один раз в романе, но их беседа о возможном преступлении

— подтверждает теорию героя, становится еще одной частицей его решения проверить себя.

Герои-двойники Раскольникова

Это Свидригайлов и Лужин, практически живут по теории героя о праве сильной личности на преступление. Недаром Свидригайлов говорит:

Не зря же, отвечая на слова Лужина по поводу убийства старухи процентщицы, главный герой замечает:

В Раскольникове и его двойниках есть точка соприкосновения —

Но есть и расхождения.

По Достоевскому каждый человек, выбирая ад, имеет возможность возродиться.

У Раскольникова такой выход: его душа не выносит преступления, ему доступне путь покаяния и возрождения. Ни Лужин, ни Свидригайлов такой возможности не имеют. Однако их судьба различна: Свидригайлов, не выдержав ада в душе, кончает жизнь самоубийством, Лужин будет преспокойно жить дальше, абсолютно уверенный в своей правоте.

Группа антагонистов героя

Однако есть в романе образы, которые опровергают эту теорию:

  • следователь Порфирий Петрович,
  • Разумихин,
  • Дунечка Раскольникова
  • и, конечно, Сонечка Мармеладова.

Прежде всего, они не укладываются в две категории по теории Родиона. А значит, уже само это говорит о том, что мир многообразнее любых рассудочных теорий. Порфирий Петрович, следователь, который понимает суть преступления Раскольникова и характер героя (характер христианского мученика). По его мнению, Родион —

Подлость, по Порфирию, — это нарушение общеустановленных законов, нравственных и гражданских.

Но Порфирий — и обличитель героя, который может только добиться добровольного признания. Для Раскольникова же — противостояние следователю — дело чести, потому что Порфирий Петрович для него — представитель закона этого преступного по своей сущности мира.

Образ Сони в системе романа

Главным же судьей и спасением центрального персонажа романа становится Соня Мармеладова.

Только Соня подводит героя к покаянию. Ее любовь и ее жизнь возрождают героя, возвращают его к жизни и людям.

Наша презентация

Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечта­ниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки. Крах Катерины Ивановны убеждает главного героя в том, что единственный выход — это активное действие, а не слова.

Раскольников тоже один из униженных и ос­корбленных, но он полон желания решительно из­менить свою жизнь, пусть даже через преступле­ние. Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более ощу­тимый, чем тот, которого добилась Соня Мармела-дова. О ней Раскольников впервые услышал от ее отца, и история эта чрезвычайно поразила Родио­на. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Она жертвует собой, а жертва эта напрасна. Так же как впослед­ствии окажется напрасной и жертва Раскольнико­ва. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его стра­дания, становится его верной спутницей. Все ста­рания Сони направлены на разрушение бесчело­вечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. Для Сони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианского смирения Сони побеждает чудовищную теорию Раскольни­кова. И с этого начинается нравственное возрож­дение главного героя.

Но немаловажную роль в этом сыграл и следо­ватель Порфирий Петрович — человек умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольнико­ва, он понимает, что единственный способ разо­блачить преступника — заставить говорить его со­весть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем об­щественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным. Признание Раскольни­кова — во многом его заслуга. Однако даже на ка­торге главный герой жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что не смог выдержать взятого на себя груза.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома терпимости и трактиры, где воочию предстают пьянство, проституция и другие пороки общества.
Все действие романа сосредоточено вокруг главного героя. Появляющиеся вокруг него персонажи как бы призваны подчеркнуть или опровергнуть что-то в нем, оправдать его поступки, создать фон, на котором разворачивается его безумие. Но, несмотря на это, остальные персонажи романа представляют собой

конкретные социальные типы, которые, хотя и возникают благодаря главному герою, но сами по себе очень типизированы и потому ценны для развития сюжета.

Рассмотрим каждого поподробнее.
Раскольников – молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности. Он, поддавшись идее “необыкновенного человека”, решился на убийство. С помощью грабежа Раскольников надеется спасти от падения свою сестру, сам встать на ноги и облагородить человечество своей теорией. Герой представляет собой тип, в котором одержимость и болезненность соседствуют очень

Достоевский, с одной стороны, оправдывает Раскольникова, указывая на нечеловеческие условия, в которых тому приходится жить, а с другой, показывает всю несостоятельность его теории, обрекая душу героя на суд совести.
Помогает свершить правосудие в романе следователь Порфирий Петрович, который на самом деле является сильным противником Раскольникова. Его внешний облик: “Пухлое, круглое и немного курносое лицо” – создает впечатление очень добродушного человека, простака. Но: “Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье”.

И на самом деле, вначале Порфирий Петрович кажется довольно милым и открытым человеком, но с течением времени, он начинает ловко расставлять ловушки Раскольникову. Его вопросы неизбежно ведут к откровенности подозреваемого. Этот прием обнаруживает в Свидригайлове опытную ищейку и умного человека.
Автор умышленно не дает внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович… Не понятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания.

Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной. Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою, уже измученную предчувствиями, жертву.
В системе образов “Преступления и наказания” есть и еще один персонаж, который затем вошел в галерею лучших образов русской литературы. Это Сонечка Мармеладова, проститутка, случайно вошедшая в жизнь Раскольникова и положившая начало его духовному возрождению. Вообще нужно отметить, что рассеянные по всему роману описания обездоленности и страданий фокусируются в трагическом изображении несчастий семейства Мармеладовых, которые в сознании Раскольникова связываются с драмой его родных.
Жизнь Сони, на первый взгляд, не имеет никаких необычных фактов. Но что заставило автора романа заострить внимание на этой девушке и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет.

Раскольников впервые видит Раскольников, когда приносит домой ее отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка: “Почти похожая на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом”.
По отношению к Соне Раскольников играет роль демона, таким образом как бы копируя поведение Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к самому Раскольникову. Но Соня стойко противостоит нападкам героя. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну стоит ненавидеть: “Если б вы только знали.

Ведь она совсем как ребенок… Ведь у нее ум совсем как помешан… от горя. А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая!

Вы ничего, ничего не знаете…” Великодушие и сострадание Мармеладовой не имеют границ.
“Гармонию” личных и общественных выгод пропагандирует в романе преуспевающий делец Лужин. Принимая главную евангельскую заповедь за устаревший порядок, он противопоставляет ей принцип личной наживы как основного условия процветания общества. Но беда в том, что его теория отвергает всякие нравственные законы и поощряет греховные стремления человека (сребролюбие, тщеславие, зависть).
По внутреннему содержанию к образу Лужина примыкает Лебезятников, “следящий за новыми мыслями”, который убеждает Мармеладова, что “сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия”. Схожа с ними в отношении к жизни и старуха-процентщица, “берущая жидовские проценты”. Жертвы подобных теорий – сестра Раскольникова, Соня, семья Мармеладовых и все “невидимые” бедняки Петербурга.
Таким образом, в своем романе Достоевский вывел на сцену яркие социальные типы (беднота, интеллигенция, средний класс), которые представили другую, отличную от пушкинской, сторону Петербурга – сторону трущоб.

Читайте также: