Структура урока развития речи сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: учиться решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи при изучении новой темы.

Задачи урока: осваивать разные способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей (учебный, познавательный, художественный); осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация); определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться в ходе совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из текста; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; аргументировать свою позицию в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Средства обучения: Учебник: Русский язык: 3 класс, урок № 126, презентация, задания для смартдоски.

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся сведений о видах учебных и познавательных задач на уроках русского языка.

Науку о языке называют лингвистикой. Язык в действии – это речь. Речь бывает устной и письменной.)

- На уроках русского языка мы решаем три типа задач. Какие?

Решая лингвистические задачи, мы открываем законы языка.

Решая правописные задачи, учимся писать грамотно.

На уроках развития речи учимся правильно выражать свои мысли и чувства.

- Вот как выполнила это задание Хадижа

На уроках русского языка мы решаем лингвистические, правописные и речевые задачи.

- а вот так выполнил это задание Новруз

На уроках русского языка мы открываем законы языка, учимся писать грамотно, правильно выражать свои мысли и чувства.

- Что вы скажете об их работах?

(Обсуждается ответ в группах, каждая группа высказывает своё мнение).

- И Хадижа, и Новруз составили и записали одно предложение. Хадижа указала виды учебных задач, а Новруз – способы решения этих задач.

3. Чтение темы урока, постановка учебных задач.

Задачи урока высвечиваются на слайде.

Задачи урока

- Что такое сочинение? Читаем хором. (Сочинение – собственный текст на заданную тему)

-Чем сочинение отличается от изложения? (отличие сочинения от изложения (собственный текст).)

Умение задавать вопросы, искать на них ответы, выделять ключевые слова необходимо для того, чтобы написать сочинение.

5.Самостоятельная работа с упражнением учебника (работа в паре)

-Сочинение – это текст. Проанализируем текст. Выполним упражнение 1. (Упражнение 1 Прочитать, озаглавить текст.)

1). Работа с таблицей. (На слайде появляется таблица)

Виды текстов, их назначение

Сообщить новое, уточнить, научить

Заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения

Создать образ: помочь увидеть, услышать и почувствовать то, что сказано словом

- К какому виду относится текст первого упражнения? Как вы это определили?

Учащиеся, пользуясь таблицей, составляют связное высказывание.

(Это текст познавательный, т. к. его цель - заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения).

2). Анализ заголовков.

Учитель предлагает заголовки. (Колбасные, молочные и конфетные деревья. Необычные деревья)

-Какой из этих заголовков передаёт тему сочинения, а какой его основную мысль?

Вывод: в каждом сочинении можно определить тему, основную мысль. Это отражается в заголовке.

- Как вы думаете, для чего авторы начали свой текст с вопросительного и восклицательного предложений? (Чтобы заинтересовать необычными деревьями)

- Что необычного в деревьях, о которых идёт речь в этом сочинении? (Необычны не только названия, но и их вид, особенности)

4). Поиск новой информации

- Приходилось вам видеть эти деревья? Почему?

- Знаете ли вы, как увидеть эти деревья, не выходя из класса? (Обратиться к справочнику, энциклопедии, запросить информацию в интернете).

(показать на слайдах фото деревьев)

6. Физминутка – музыкальная пауза. (Учитель предлагает представить себя рядом с одним из этих деревьев и потанцевать)

7. Продолжаем решать учебные задачи урока.

Учитель обобщает изученное: мы с вами узнали, что такое сочинение и чем оно отличается от изложения. Вспомнили главные признаки текста: его заголовок, тему, основную мысль. Какие задачи нам поможет решить упражнение 2? (5, 6 признаки текста)

Признаки текста

Тема, основная мысль.

Тип текста (описание, повествование, рассуждение)

Вид текста (учебный, познавательный, художественный)

Структура (абзацы)

Логическая и грамматическая связь абзацев и предложений.

Учащиеся отвечают на вопросы, читают исправленный вариант (текст на смартдоске).

Как вы озаглавили этот текст?

Прочитайте исправленный вариант.

Чем, по-вашему, похожи тексты первого и второго упражнений? (Этот текст можно назвать и познавательным, и художественным).

Какими средствами автор создаёт образ первого городского подснежника – мать-и-мачехи? (сравнениями, образными словами)

А теперь докажем, что этот текст можно считать и познавательным. Отыщите и прочитайте ответы на эти вопросы (на слайде)

- Почему это растение так названо.

- Как этот подснежник называли наши предки и почему?

- Кто особенно ценит это растение и за что?

Учитель обобщает сказанное, Представив результаты сравнения в таблице.

Результаты сравнения текстов.

Расширяет наши знания.

Учит наблюдать, удивляться.

Учит не только замечать интересные факты, красоту, но и передавать это словом

Структура первого текста выстроена логично, а во втором тексте нарушен порядок следования абзацев и порядок предложений внутри абзаца.

8.Домашнее задание на выбор:

Найти дополнительную информацию о мать – и – мачехе, представить информацию

Перечитать задачи урока определить, что сделано, а что ещё предстоит сделать. Это и будет домашним заданием.

9.Рефлексия. Учитель предлагает закончить предложения.

Мы узнали, что такое ____________

Хотелось бы узнать ______________

На уроке учащиеся учились формулировать цель текста; определять и находить основную мысль текста; составлять план текста; пересказывать текст, пользуясь составленным планом.

Светлана Шамсудиновна построила урок в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и технологию оценивания учебных успехов.

Учитель организовала на уроке различные виды деятельности: беседу, самостоятельную работу с учебником в группах (чтение текста, составление плана текста, устный пересказ текста по составленному плану). Данный урок был направлен на реализацию системного подхода в обучении младших школьников в создании письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение), личностного развития учащихся, воспитание интереса к урокам русского языка, развитие речи учащихся. Прослеживалась четкость, последовательность этапов урока. Так же на уроке велась словарная работа, где дети активно подбирали родственные слова и придумывали предложения.

На уроке была использована физкультминутка для снятия напряжения с мышц глаз, рук и спины. Для повышения работоспособности проводилась смена видов деятельности. Каждый ученик понимал свою роль на уроке. Дети данного класса умеют работать в группах самостоятельно. По заданному алгоритму каждый смог работать как во время индивидуальной, так и во время коллективной работы.

Светлана Шамсудиновна в конце урока организовала рефлексию, с помощью которой учащиеся оценили свою работу.

Рефлексия позволила завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

Урок цели достиг, поставленные учителем задачи реализованы. Урок развития речи проведён на высоком методическом уровне, имеет практическую значимость для учителей начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока способствует обобщению и систематизации знаний студентов по методике обучения связной речи учащихся начальной школы. Речь – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Связная речь направлена на составление высказывания, передаёт тему, обладает самостоятельностью, законченностью, организована по законам логики и грамматики. Единицами связной речи в условиях начальной школы может быть развёрнутый ответ, рассказ, письменное изложение или сочинение.

Занятие спланировано в технологии деятельностного метода.

Конспект занятия представлен двумя уроками, на которых шло обобщение изученного материала и выполнялась практическая и самостоятельная работа по теме.

Кроме конспекта урока представлен раздаточный материал для практической работы и рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов.

Разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях соответствующей специальности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ ПОДГОТОВИЛА:

ПАНОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Приложение 1. Планы текстов……………………………………………..12

Приложение 2. Детские сочинения………………………………………..13

Приложение 5. Рекомендации для самостоятельной работы…………..16

Данная разработка урока способствует обобщению и систематизации знаний студентов по методике обучения связной речи учащихся начальной школы. Речь – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Связная речь направлена на составление высказывания, передаёт тему, обладает самостоятельностью, законченностью, организована по законам логики и грамматики. Единицами связной речи в условиях начальной школы может быть развёрнутый ответ, рассказ, письменное изложение или сочинение.

Занятие спланировано в технологии деятельностного метода.

Конспект занятия представлен двумя уроками, на которых шло обобщение изученного материала и выполнялась практическая и самостоятельная работа по теме.

Кроме конспекта урока представлен раздаточный материал для практической работы и рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов.

Разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях соответствующей специальности.

В развитии современной начальной школы происходят изменения на уровне смены целеполагания: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Важной стороной развития является формирование мышления и речи, так как овладение языком как средством общения, учит детей создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.

Методика преподавания русского языка обогащает студентов знаниями по организации работы над связной речью. В начальной школе много видов упражнений в связной речи: пересказ, развёрнутые ответы на вопросы, текстовые упражнения с анализом лексики или грамматики, письменные изложения и сочинения, но всё это разнообразие учащимся даётся почти без теории, практическими способами.

Будущие учителя должны сами владеть различными языковыми средствами, знать особенности формирования устных и письменных высказываний учащихся, методы и приёмы обучения разным видам связной речи. Особое внимание уделяется работе над сочинением, так как это творческая работа учащихся, она требует активности, самостоятельности, внесения чего-то своего, личного в текст. Но для написания сочинения требуется комплекс сложных действий: подготовка материала, его систематизация, выбор языковых средств, знание правил грамматики и орфографии, поэтому студенты должны знать не только методику преподавания русского языка, но и современные технологии, которые помогут им в планировании и проведении уроков русского языка в начальной школе.

Тема: Этапы работы над сочинением

Тип урока: урок систематизации знаний.

Краткая характеристика урока: по учебному плану на данную тему отводится четыре часа и два часа на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, в процессе которой они повторяли изученный материал, подготовили презентации по пройденным темам.

На уроках русского языка были изучены психолого-лингвистические основы развития речи учащихся: текст, признаки текста, виды и средства связи предложений в тексте, изобразительно-выразительные средства языка. На уроках методики преподавания русского языка рассмотрены вопросы о видах сочинений, подготовке к выполнению данных упражнений, поэтапность и усложнение обучения в соответствии с возрастом учащихся. Данные уроки направлены на систематизацию и обобщение полученных знаний.

Общая дидактическая цель: содействовать обобщению и систематизации изученного материала по теме.

Цель методическая: овладение способами учебно-педагогической деятельности.

Образовательный аспект: способствовать осмыслению и систематизации изученных понятий: текст, типы текста, тема, план, виды связи предложений в тексте.

Развивающий аспект: способствовать развитию познавательных, интересов, творческих способностей при выполнении самостоятельной работы.

Воспитательный аспект: формирование коммуникативных качеств, активности в решении поставленных задач.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: дидактический раздаточный материал (карточки, таблицы, рекомендации по выполнению самостоятельной работы); презентации, подготовленные студентами.

Технологическая карта урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формирование

компетенций

Проверка готовности к занятию, приветствие , эмоциональный настрой, предлагаю разделиться на две группы

Готовятся, настраиваются на работу

Мотивация к учебной деятельности

Каждой группе предлагаю выполнить задание (приложение 1)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем рассуждать?

Обсуждают в группах, обдумывают ответы, определяют, что речь пойдёт о написании сочинений

ОК1.Понимать сущность и значимость своей будущей профессии

Выявление места и причины затруднения

Вы правильно определили тему урока, но понятия: тема, идея, виды связи требуют уточнения

Выступающие от каждой группы дают не совсем точные ответы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте составим план обобщения материала, что ещё надо повторить, чтобы сложилась определённая система знаний. 1)выявить усложнения по написанию сочинений по классам;2) уточнить этапы работы над сочинением; 3) знать типы текстов.

По этому плану будем организовывать нашу деятельность.

Студенты предлагают варианты обобщения материала, исходя из выполненных заданий

ОК2. Организовывать свою собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях

Реализация построенного проекта

Для выполнения первого пункта плана вы дома повторяли теоретический материал, давайте вспомним, что такое сочинение? С какого класса можно использовать такие упражнения? Какие усложнения можете назвать?

2) Какие этапы при написании сочинения должны быть? Обсудите в группах, назовите и приведите примеры.

Студенты, посовещавшись, дают ответы, уточняю и дополняю, привожу примеры, нацеливая на выбор узкой конкретной темы, на то, что идея, основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, это то, к чему он призывает,учит. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном предложении текста.

План в начальных классах должен быть простым, из 3-5 пунктов, это части текста.

Дети не всегда последовательно излагают свои мысли, допускают ошибки. Предлагаю выполнить практическую работу: проверить детские сочинения (приложение 2)

Какие текстовые умения у детей ещё не сформированы? Дополняю ответы студентов.

3) Для написания сочинения надо помнить типы текстов. Рассмотрите таблицу приложение 3), чтобы вспомнить, какие тексты можно составлять при написании сочинений. А теперь проверим, как вы различаете типы текстов. Я буду читать тексты сочинений, а вы определять тип, приводя доказательства (приложение 4).Молодцы, почти все типы определили

Индивидуальные ответы студентов, усложнение в содержании работы представили презентацией, подготовленной во внеаудиторной самостоятельной деятельности

Отвечают, что работа начинается с определения темы; главное в тексте - идея; высказывание должно быть по плану; составление текста в логической последовательности

Проверяют,анализируют недочёты и ошибки

Каждая группа даёт ответ, дополняют друг друга.

Рассматривают таблицу, определяя значение по вопросам.

Слушают примеры текстовых сочинений, определяют тип

ОК 4. Осуществлять поиск и анализ информации для решения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать ИКТ

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством

ОК 3. Оценивать и принимать решения

ОК 2. Определять методы решения профессиональных задач

Обобщение с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная творческая работа

Рефлексия, подведение итогов

Информация о домашнем задании

Обсудите в группах, какие выводы можем сделать по теме, проговорите их друг другу, а потом каждая группа озвучит их вслух

Предлагаю выполнить самостоятельную работу: продумать и написать образец детского сочинения, выбрав тему, тип текста, составив план. Можно пользоваться рекомендациями (приложение 5)

Предлагаю ответить на вопросы: 1. Запишите в своих тетрадях те понятия, которые вами усвоены хорошо. 2. Сможете ли вы провести аналогичную работу с детьми в начальной школе?

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Обсуждают в группах, делают записи, озвучивают

Составляют план действий, применяя знания, полученные по теме

Делают записи в тетрадях, выражая отношение к своим достижениям на уроке

ОК 6. Работа в коллективе, команде

ОК 2 организовывать собственную деятельность

ОК 2. Оценивать качество собственной деятельности

Методика преподавания русского языка знакомит будущих учителей с научными основами познавательно-речевых способностей.

Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения, а письменная речь усваивается в результате специального обучения.

Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи необходимо учитывать ведущие положения функциональной стилистики, культуры речи, лингвистики текста. Функциональная стилистика предполагает знание стилей речи, для начальной школы отбираем разговорный, научно-деловой и литературно-художественный. Культура речи рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Лингвистика текста изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), специфику построения предложений в каждом из них, способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов.

Связный текст в начальной школе понимается как некоторая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом. Единицами связной речи можно считать рассказ, развёрнутый ответ, письменные изложения и сочинения. Развивая связную речь школьников, формируем у них конкретные умения: подбирать материал для связного высказывания, систематизировать его; понимать тему; составлять план и писать текст, придерживаясь этого плана; умение пользоваться средствами языка. В соответствии с отобранным материалом определять тип текста и составлять связное высказывание.

Таким образом, планируя работу по развитию связной речи в начальных классах, необходимо предусматривать упражнения разных типов, в том числе и написание сочинений.

Урок-сочинение

Урок-сочинение является одной из форм организации образовательного процесса, которая предполагает правильное формулирование и написание на бумаге своих мыслей по какой-то теме. Правильное в рассматриваемом нами случае – это логическое и грамотное, соответствующее нормам русского языка.

Цель урока-сочинения

Цель урока-сочинения состоит в создании условий для того, чтобы у учеников была возможность сообщить о своих впечатлениях по тому или иному научному вопросу, самовыразиться, проявить способность к творчеству. А к его задачам относится:

Виды урока-сочинения

Есть несколько видов урока-сочинения, как и видов сочинений (приведены в порядке возрастания сложности):

  1. Урок-сочинение-описание.
  2. Урок-сочинение-повествование.
  3. Урок-сочинение-рассуждение.

Урок-сочинение-описание

Сочинение-описание объединяет в себе такие виды сочинений, как:

  • сочинение-описание картины;
  • сочинение-описание героя.

Урок-сочинение-повествование

Сочинение-повествование также называется сочинением-рассказом. Их специфика в структуре, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.

По факту, сочинение повествование – это тоже сочинение-описание, только объектом выступает не картина или герой, а событие.

Урок-сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение это и отзыв, и обзор, и сочинение на свободную тему. Оно требует максимум усилий. Необходимо сформулировать суть, привести примеры и сделать вывод.

Также сочинения можно разделить на две группы:

  1. Сочинения на репродуктивную тему.
  2. Сочинения на творческую тему.

Сочинения на репродуктивную тему

Сочинения на репродуктивную тему характеризуются тем, что раскрывают явление, которое встречалось в рамках предмета или в жизни.

Сочинения на творческую тему

Сочинения на творческую тему отличаются от сочинений на репродуктивную тему тем, что в них проявляются оценки и эмоции, т.е. то, как ученик самовыражается, как относится к миру и тем, что они вынуждают применять информацию из других предметов, тем самым устанавливая научные связи.

Несомненные плюсы сочинений на творческую тему:

  1. Они формируют личность человека, в частности, оценивание, эмоциональность.
  2. Они подходят для всех направлений, причем не только в образовании, но и воспитании.

Организация урока-сочинения

В организации урока-сочинения можно выделить следующие этапы:

  1. Этап подготовки.
  2. Этап непосредственного проведения урока-сочинения.
  3. Этап подведения итогов.

Организация урока-сочинения: первый этап – подготовка

Первое, что делается на этом этапе – определение темы сочинения, его цели и задач. Далее составляется план и, при необходимости, собирается учебная литература и другие материалы.

Организация урока-сочинения: второй этап – непосредственное проведение урока-сочинения

На этом этапе учитель сообщает ученикам о теме урока-сочинения, его цели и задач. Потом предоставляет всю информацию, необходимую для выполнения работы и, если требуется, подключает оборудование.

Организация урока-сочинения: третий этап – подведение итогов

На этом этапе осуществляется устное обсуждение сочинения, в частности, обсуждаются ошибки и что делать для того, чтобы их не было больше.

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении:

Таким образом, урок-сочинение является одним из основных, он незаменим во всех классах школы – младших, средних и старших


в данной разработке представлен материал по развитию речиБ обучающее сочинение "Как солнечный Лучик Весну разбудил".

Содержимое разработки

Русский язык

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

учить планировать собственные высказывания;

учить воспринимать мир живым и одушевленным;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

Константин Паустовский.

- О чём говорит писатель?

- Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

- Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

(Это герои нашего сочинения)

- Как называется такой прием в литературе?

- Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

- Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.

III. Отбор языкового материала.

- В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

- Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

- Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

- Первая победа солнечного Луча - наступает Весна света . Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух . Чтение 2-х отрывков.

“На солнце было нельзя взглянуть, - лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце. ”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

3. Е. Баратынский

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

Виталий Бианки

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

- Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).

Физкультурная минута

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы - составление плана сочинения.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

- Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

- Какой вывод сделаем в заключении?

- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Предложите свои варианты заключения.

VI. Запись плана

Запишите тему и план.

VII. Домашнее задание


-75%

Читайте также: