Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тексты для анализа

Автор - В. И. Белов

(1) Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. (2) Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.
(3)В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. (4)Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. (5)Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! (6)И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…

(7)Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. (8)Мир для человека был единое целое. (9)Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. (10)Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. (11)А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

(18)Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. (19)Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…

(20)Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. (21)Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. (22)При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. (23)Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. (24)Мастер назывался художником, художник — мастером. (25)Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

(26)Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? (27)По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

(28)Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. (29)Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. (30)Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах — повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии… (31)Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

(32)Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. (33)Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. (34)Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. (35)Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.

(36)Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. (37)Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. (38)Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.

(39)Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. (40)Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Важно ли сохранять опыт предыдущих поколений?

Второй пример дополняет первый. Вместе они позволяют понять, что опыт предков является основой для любого возможного прогресса общества: и духовного, и технического.

Автор считает, что сохранять опыт предыдущих поколений необходимо, именно эта память помогает обществу развиваться.

Я согласна с автором. Действительно, в любом деле важен фундамент, заложенный предшественниками. К примеру, император Александр II при отмене крепостного права опирался на опыт его отмены в Прибалтике Александром I.

В заключение ещё раз отмечу, что заимствование знаний и опыта у предыдущих поколений необходимо для улучшения жизни.

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…

Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Ритм — одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.

Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

img

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2020. Белов о народной жизни.

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…

Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Ритм — одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.

Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах — повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии… Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Примерный круг проблем:

1. Для чего нужно знать традиции народа?/
2. Какова роль исторической памяти?
3. Что связывает поколения?
4. Что является особенностью русского народного быта?
5. Какую роль играет преемственность в развитии общества?

ЛАД. Очерки о народной эстетике. Василий Белов

Василий Иванович Белов родился и вырос в разоренной вологодской деревне, с детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте. Писательская слава пришла к Белову сразу после публикации в петрозаводском журнале "Север" повести "Привычное дело" (1966). Классическим образом простого человека стал Иван Африканыч из "Привычного дела". В нем раскрываются "важные черты русской души, не лишенные известных противоречий. Он стойкий, терпеливый, работающий день и ночь, честный, любящий глубоко и сильно свою жену, добрый, но вместе с тем есть у него и незадачливость, бездумность, безалаберность, есть и привычка не перечить начальству". В чутком, добром отношении к жизни открывается любящая душа русского человека, живущего по совести, кровно ощущающего свою связь с людьми и природой. Мучительно переживает Иван Африканыч каждый свой поступок, не согласующийся с совестью. А совесть его как тот родничок, в котором "вода была так прозрачна, что казалось, что ее нет вовсе, этой воды". Повесть не решались публиковать в иных редакциях, а Д. Гусарову пришлось для обмана цензуры сделать в конце публикации пометку: "Окончание следует", допускающую, что "пессимистический" конец первой части будет "исправлен".

Василий Белов

Красной нитью через все его творчество проходит тема Малой Родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия. "Здесь и начинается для нас, — говорил писатель устами одного из своих героев, — большая Родина. Да человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься". Совестливость, беззлобность, доброжелательность, трудолюбие, жизнелюбие — главные черты героев рассказов Белова. Он справедливо считается одним из основателей широкого литературного течения, которое получило у критиков-космополитов название "деревенской прозы" (по Марксу и Троцкому, "деревня" второсортна по отношению к "городу"). В к. 60—90-х Белов создал ряд новых произведений на ту же тему в самых различных жанрах, включая пьесы (в т. ч. повесть "Плотницкие рассказы", 1968; романы "Кануны", 1972—87, и "Год великого перелома", 1989—94; кн. миниатюр "Бухтины", 1996, и др.). В дилогии "Кануны" и "Год великого перелома" Белов убедительно показывает большевистскую коллективизацию как "антирусскую революцию сверху".

Особняком стоит его роман "Все впереди" (1986), посвященный сугубо городским вопросам, но пронизанный, как и все его творчество, идеей столкновения русской духовной самобытности с космополитической бесовщиной. В нем раскрывается духовно-нравственная ущербность образованных горожан, впервые в художественной форме поднимается вопрос о растлевающем влиянии иудейско-масонской идеологии, ее гибельности для русского человека.

Исключительную историко-художественную ценность имеет книга "Лад. Очерки о народной эстетике" (1982), посвященная описанию крестьянского быта Севера России. С любовью и глубоким пониманием писатель рассказал об эстетическом отношении к жизни русского крестьянина, раскрыл красоту его бытовых и трудовых традиций.

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

В неутолимой жажде познания главное свойство науки - ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем .

Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Ритм - одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма - война, мор, неурожай - лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.

Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы .

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу - от красоты. Мастер назывался художником, художник - мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах - повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии . Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.

МОУ "СОШ №15" г. Вологда

Главное меню

Авторизация

Галерея

v11Q1bwZsMs

adscn0493

DSC05282

118_8838

Статистика

1. С какого времени года когда-то всё начиналось на Руси, даже Новый год?

2. Я не знаю другого такого примера, где бы работа в поле свершалась с таким старанием и любовью, как работа крестьянина в поле. Опираясь на житейскую мудрость, крестьяне знали, когда надо сеять и пахать, чтобы не упустить посевной срок.

Продолжи народную мудрость:

- выйди в поле и сядь на землю голой задницей, сразу узнаешь : пора … или погодить требуется.

- если сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать……. бесполезно.

-если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь неё, то две недели ещё …….. можно.

3. Крестьянин не может не быть плотником. Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины . Стыдно было не быть плотником.

С чего начинал постигать плотницкий мир подросток? Что нужно было сделать, чтобы сдать первый экзамен на мастерство?

Что считалось дурным тоном в плотницком деле,что давали неохотно и не потому что жалко?

Что считалось у плотника продолжением его рук?

4. Поздней зимой, когда всё как бы дремлет в студёной и долгой дреме,- в такую пору однажды вдруг ошарашит тебя неожиданный, чистый и какой-то по-новому не унывающий стукоток.

Что стояло чуть ли не около каждой большой деревни?

5. Кого в деревнях кормили в будни будничным, а в праздники праздничным, но обязательно досыта?

6.Нищие. Бывала на Руси и такая профессия! Терпимость народной толпы допускала её существование.

Что считалось у русских величайшим грехом в мире?

7.Покупать лодку нормальному, хорошо владеющему топором мужику было как-то совестно, и он принимался за лодку сам.

Из какого дерева делали у нас на русском Севере лодки?

8. Что за семья без дома? Дом давал кров и уют. И если в духовном смысле главным местом в избе был красный угол, то материально-нравственным центром в доме была…… Именно она лечила, поила и утешала.

Кто снабжал народ глиняной посудой?

10. Теперь уже трудно представить, какая радость поднималась в душе ребёнка и даже взрослого, когда приносили новые валенки и предлагали померить .

Как назывались мастера, делавшие валенки?

Как ещё в народе называли валенки?

11. Это крылатое чудо на русском Севере могло быть водяным и ветряным.

О чём идёт речь?

12. Официальная церковь боролась с этим явлением. Но как трудно представить деревню или волость без своего………. Они занимались любовными приворотами и отворотами, лечением скота, избавляли от зубной боли, жили бедно и скромно.

14. Она брякает коклюшками. Нити переплетаются , пересекаются и ползут то туда, то сюда. И вдруг вся беспорядочность исчезает… Душа человеческая воплощается в узоры.

Коклюшки ,булавки, сколок , да набитый соломой скуфтырь, да подставка для него – вот весь инвентарь этой мастерицы.

Кто она, эта волшебница?

15. Назовите северные промыслы, всё ещё не желающие уступать промышленному натиску валовой безликости?

16. За короткий исторический срок чаепитие на севере Руси настолько внедрилось в жизнь , что этот предмет стал признаком домашнего благополучия , выражением бытовой народной эстетики и олицетворением духовного тепла.

О каком предмете идёт речь?

17.В жизни русского Севера сказки, песни, пословицы, бывальщины, причитания были естественной необходимостью. Среди жанров фольклора особо выделяется народный анекдот, сюжетная шутка, в которой здравый смысл вывернут наизнанку.

Назовите этот жанр северного фольклора.

18.Луковка. Выдра, Мозолькин, Кулыбан, Крот, Шикарный, Балалайкин…

А это что за фольклорный жанр?

19. Они были деревянные и каменные, шатровые и клетецкие, одно-, двух-, самое большое трехэтажные. Русские плотники высоты не боялись, а талантливому зодчему большая высота не мешала, но не смущала его и малая.

О чём идёт речь?

Назовите имя великого художника.

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №15 имени дважды Героя Советского Союза А.Ф.Клубова" г.Вологда. Дата создания сайта 1.02.2007

Читайте также: