Стеклоделие в древней руси кратко сообщение

Обновлено: 02.07.2024

На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период. В Киеве, в слоях 11-13 вв., раскопками вскрыты большие стекольные мастерские, в частности мастерские стеклянных браслетов, бывших тогда модным женским украшением во всех русских городах. Такая мастерская была обнаружена и при раскопках в Костроме. С 11 в, на Руси развилось производство смальты для монументальных мозаик, Монголо-татарское нашествие прервало стекольное производство на Руси, которое возобновилось только в 17 в. В средние века мозаика из смальты создавалась в ряде центров Грузии (например, знаменитая мозаика 12 в. в Гелати).

На Руси новый этап развития стеклоделия начинается с 17 в., когда близ Можайска был построен (1635) шведом Елисеем Коэтом первый в России стекольный завод. В 1668 был построен Измайловский завод под Москвой, в 90- х гг. 17 в.- завод у Тайпицких ворот в Москве; до 1717 - Ямбургские заводы. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы 18 века на Воробьевых горах под Москвой и к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех других стекольных предприятий страны, подлинной школой для русских мастеров стекольного дела и лабораторией освоения новой техники. В его работе принимали в разное время участие видные русские специалисты в области искусства, науки и техники, в их числе М.В. Ломоносов, Т. де Томон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, В.П.Стасов, И. П.Кулибин и др.

Русские рабочие - выдающиеся мастера стекольного дела - создавали на этом заводе замечательные произведения искусства, изумлявшие всю Европу и хранящиеся сейчас во дворцах и музеях.

Выдающуюся роль в развитии научного стеклоделия в России сыграл М, В. Ломоносов. В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, лично варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики (витражи).

Горячее стекло, изготовление изделия

Стекло было известно человечеству ещё до Нашей Эры. Учёные до сих пор не договорились о конкретной версии его появления, но, так или иначе, а стекло люди используют и сейчас, продолжая совершенствовать техники его изготовления.

На Руси стеклоделие начало формироваться в XI веке. В Киеве, в монументальных постройках храмов, использовали мозаики. Именно тогда стало формироваться древнерусское стеклоделие как самостоятельное прикладное искусство.

Поначалу стеклоделие имело именно декоративное, а не утилитарное применение. В археологических находках имеются стеклянные бусины, перстни, браслеты. Они свидетельствуют о том, что в XI веке на территории Киевской Руси уже существовали гутные мастерские.

Активное развитие гутного ремесла было прервано в XIII веке, при монголо-татарском нашествии, а продолжилось только в XV-XVI в. Настоящее русское стеклоделие стало развиваться как промысел только начиная с XVII в.

Разнообразные стекольные изделия стали делать уже с помощью различных приспособлений. Во многом способствовала развитию ремесла стеклодувная трубка. Большой вклад в развитие гутного дела как промышленности, внесли украинские и белорусские мастера.

Процесс изготовления и особенности

К гутным относят изделия, которые сделаны вручную, непосредственно у печи, с помощью стеклодувной трубки и различных инструментов. Впоследствии, изделие может быть дополнительно обработано с помощью резцов, на него может быть нанесена гравировка.

Для изготовления стекла берут чистый кварцевый песок, известь и соду, а так же, в различных пропорциях, добавляют марганец, свинец, оксиды.

Варят стекло в специальных печах при температуре от 800° до 1400°. Затем мастер формирует будущее изделие с помощью инструментов, а потом изделие охлаждают.

В прежние времена гутные изделия стремились украшать. Делали это в основном с помощью лепнины из стекла того же или другого цвета. Делались ручки, ножки изделий, нередко им придавали образы животных.

Так же, стекло расписывали эмалевыми и масляными красками. Немало таких изделий сохранилось в музеях России. Роспись наносилась непосредственно на готовое изделие. Такая стеклянная утварь имела спрос среди людей среднего класса.

Изделия

Гутные мастерские производили большое разнообразие изделий. Люди быстро оценили гигиенические и другие качества стекла, поэтому из него делали и посуду, и аптекарское оборудование, и стёкла для окон.

Производство стекла в России

Начиная с XVII в стали появляться первые мануфактуры по производству секлянных изделий. Превым, кто наладил серьёзное производство стекла, был швед Юлиус Койет.

Большой вклад в изучение и развитие гутного дела внёс Михайло Ломоносов. В конце XVII века был создан большой завод по производству стекла в Измайлово, по инициативе царя Алексея Михайловича. Завод просуществовал довольно долго. Помимо него были построены и с успехом функционировали и другие заводы.

В наше время промысел развит достаточно хорошо. действительно, мы уже не представляем себе жизни без этого замечателного материала. Помимо промышленных производств, существуют частные мастерские, где художники, владеющие ремеслом, создают удивительные шедевры стеклодувного искусства.

Гутное ремесло

Гутами называли печи и мастерские, где варили стекло. От этого стекло и затем само ремесло стали нвзывать гутным.

Развитие ремесла непосредственно связано с деятельностью художников и мастеров, поэтому его смело можно отнести к народным художественным промыслам.

В эпоху Киевской Руси, популярные в те времена браслеты из цветного стекла, изготавливали в Новгороде, Полоцке, Смоленске и в ряде других городов.

Цветное или белое

Цвет стекла зависит от примесей оксидов. Самое распространённое было зелёное и коричневатое стекло, а больше всего ценилось белое, прозрачное стекло.

В простом зелёном стекле XVII-XVIII вв можно увидеть пузырьки воздуха и песчинки. Это объясняется недостаточно высокой температурой в печах.

А вот производство белого стекла и хрусталя ценилось очень высоко, это действительно было настоящее мастерство, которым владел не каждый. Изтакого стекла делали кубки, и прочую посуду.

Стеклоделие на Руси

Это были своего рода первые всходы, вслед за которыми появилась широкая поросль более крупных стекольных мануфактур по всей России. В 1747 году в Ярославской губернии появилась хрустальная фабрика купца Степана Свешникова. В 1748 году Петр и Емельян Немчиновы начали строительство стеклянной и хрустальной фабрики в Дорогобужском уезде Смоленской губернии. В 1763 году в Пензенской губернии был построен Никольско-Пестриковский хрустальный завод. А в следующем, 1764 году в той же губернии стал действовать, того же производственного профиля, завод Бахметьева. В 1778 году в деревне Киричи Рязанской губернии возникает хрустальный завод Смольянинова. На пути Москва-Петербург появились и развивались стекольные заводы в Тверской, Новгородской и Петербургской губерниях.
В это же время процесс развития мануфактурной формы производства стекла и тоже по преимуществу часновладельческой, происходил и в странах Западной Европы. В этот именно период, там возникали и формировались крупные стеклянные мануфактуры. Одним из примеров являлся крупнейший, по тому времени, французский стекольный завод в городе Баккара, основанный в 1765-1766 гг.

Это был период когда началось восхождение Мальцовых. Возникали все новые их предприятия. Они развивали свое стекольное производство в двух территориальных группах. Первую именовали коренной - это были Орловская, Калужская и Смоленская губернии. Вторая группа предприятий расположилась во Владимирской и Рязанской губерниях.

Общим для всех этих предприятий являлось то, что они занимались производством стекла. Это объединяло их в отрасль. Но внутри ее между ними имелись определенные различия. По конкретной производственной направленности они были неоднородны. В конце XIX века действовавшие в России стекольные предприятия по своему производственному профилю подразделялись так:
Посудное стекло - 53 предприятия;
Листовое (оконное) стекло - 104 предприятия;
Лампы и ламповое стекло - 32 предприятия;
Бутылки - 98 предприятий;
Зеркальное стекло и зеркала - 11 предприятий;
Прочие стеклянные изделия - 61 предприятие.

Миронов В.Н. История стеклоделия и его роль в экономике Владимирской области. 2000 г.

В отделение Берлинского музея, посвящённом древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище, хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным учёным изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

Зеленоватая бусина

Пересказанная древнеримским учёным Плинием легенда приписывает изобретение стекла финикийским купцам, которые везли соду из Египта в Месопотамию и решили заночевать на песчаном берегу. Привезенная сода смешалась с песком и попала в разведенный купцами костёр, а поутру финикийцы обнаружили среди остывших углей кусочки невиданного до сих пор вещества.

Стекло начала 20 века

Кое-кто высказывал сомнение в достоверности этой легенды, но как бы там ни было, в старейших центрах человеческой цивилизации - Междуречье Тигра и Евфрата, а также долине Нила стекло было хорошо известно и довольно широко употреблялось уже в 3 тысячелетии до н. э. С незапамятных времён стеклянные изделия встречались и в финикийских города на восточном побережье Средиземного моря.

Древнейшее стекло выплавляли на открытом огне в глиняных мисках при довольно низкой температуре. Спекшиеся куски стеклянной массы бросали раскалёнными в воду, отчего они растрескивались на пластины, так называемые фритты. Потом фритты растирали в пыль жерновами и снова плавили. При археологических раскопках древних и средневековых стеклянных мастерских, как правило, находят две печи, одну для предварительной плавки, другую для плавки фритт.

Полученное старинным способом, на открытом огне вещество выходило мутным, вязким и трудно поддающимся формовке. Оно было пригодно только для изготовления мелких предметов: бусин, амулетов, грубоватых мелких статуэток. Позже из стекла начали делать небольшие флаконы для благовоний. Техника выдувания тогда ещё не была известна, полые сосуды изготовлялись следующим способом: укреплённую на металлическом стержне глиняную или песчаную форму многократно окунали в расплавленную стеклянную массу, затем катанием и трением поверхность выглаживали, а сердечник после охлаждения тщательно выскребали. Старейший из сохранившихся сосудов, изготовленных таким способом, – чаша фараона Тутмоса III, хранящаяся ныне в Мюнхенском музее. Она датируется 1450 г. до н. э. Первая известная учёным письменная инструкция по производству стекла была создана примерно в 650 г. до н.э. Это – таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 – 626 гг. до н.э.).

Чаша фараона Тутмоса III

На рубеже новой эры в стеклоделии произошла революция. В восточных провинциях Римской империи начали строить высокотемпературные стеклоплавильные печи, что позволило выплавлять стеклянную массу значительно более высокого качества, в частности, получать привычное нам прозрачное, бесцветное стекло. Тогда же в древнем финикийском городе Сидоне, была изобретена техника выдувания стекла с помощью трубки. Это дало возможность изготавливать прозрачные тонкостенные сосуды самой разнообразной формы.

Стеклодувная трубка дожила до наших дней не претерпев значительных изменений. Она представляет собой полый металлический стержень длиной 1 — 1,5 м, на одну треть обшитую деревом. Кроме этого важнейшего инструмента, мастер нуждается в металлических ножницах для отрезания стеклянной массы и прикрепления её к трубке, а также длинных пинцетообразных клещах для вытягивания и формования.

В правление императора Октавиана Августа (1-ая половина I в. н. э.) развивавшееся ранее лишь в восточных провинциях искусство стеклоделия распространяется по всей огромной империи. Мастерские устраивают в Италии, Испании, Галлии, Британии и Германии.

В обиход римлян начинают прочно входить застеклённые окна и стеклянная посуда. Конечно, стекло в Древнем Риме не такой дешёвый и широко употребляемый материал, как в наши дни, но всё же оно довольно доступно. Средней зажиточности гражданин может себе его позволить."Беден тот, чье жилище не украшено стеклом" — утверждал знаменитый римский оратор Цицерон. Со временем в западной части империи возникли собственные знаменитые мастерские. Своими стеклоделами прославились Галлия и Рейнская область.

Нашествия варварских племён и распад Римской империи V в. н. э. повлекли за собой упадок многих наук и ремёсел. Не стало исключением и стеклоделие. В средние века многие рецепты известные в древности были либо полностью утрачены, либо оставались достоянием немногих посвящённых — потомственных мастеров или алхимиков, нередко имеющих репутацию колдунов. Они не торопились делиться секретами ремесла, поэтому стеклянные изделия стали предметами роскоши.

В IX в. папа Лев IV по не вполне понятным соображениям издал запрет на изготовления из полого стекла церковной утвари и применение стеклянных сосудов в литургических целях. Стекло представлялось ему то ли слишком светским материалом, то ли вовсе порождением языческого, полученного от лукавого знания. Папский эдикт способствовал дальнейшему упадку художественного стеклоделия на Западе, ведь церковь была одним из главных заказчиков на произведения различных искусств.

Парадоксально, но именно низкому уровню стеклодельного мастерства обязан своим появлением ярчайший вид искусства средних веков — искусство создания оконных витражей.

Мастерам раннего средневековья, как правило, не удавалось получить достаточно большой прозрачный и равномерно окрашенный лист стекла. Они довольствовались небольшими пластинками. При этом, плохо зная свойства стеклянной массы, стеклоделы редко могли добиться заранее задуманного цвета. Прозрачные пластинки обычно получались разноцветными. Их вставляли в окно, соединяя свинцовыми перемычками. Получалось нечто вроде мозаики, и естественной была мысль начать выкладывать из стёклышек цветные узоры.

Первые оконные узоры были геометрическими, заимствованными из модных тогда тканей. Позже стали создавать целые картины, фигурные композиции.

В упоминавшемся выше эдикте Льва IV речь шла лишь о запрете использования стеклянных сосудов для литургии. Папа не распространял своего предубеждения на оконные стёкла или не счёл нужным об этом упомянуть. Со временем вошло в обычай украшать окна церквей сценами из Ветхого и Нового Завета. По мере развития готического стиля роль витражей в европейской культовой архитектуре постоянно возрастала. В XIII — XV вв. сложнейшие многофигурные композиции, образованные кусочками разноцветного стекла, занимают чуть ли не всё пространство стен между опорами громадных соборов. Так общая площадь витражей знаменитого Шартрского собора превышает 2 000 кв. м, диаметр круглых окон-роз составляет 13 м.

 Вариации витражей, Шартрский собор

Древние рецепты стеклоделия лучше сохранились на востоке в Византии, а также в занимавшей как бы промежуточное положение между Востоком и Западом Венецианской республике. Последней суждено было стать знаменитым на весь мир центром художественного стеклоделия, не утратившим своих позиций по сей день.

У истоков прославленного венецианского стеклоделия стояли монахи-бенедиктинцы. В конце X - начале XI вв. они наладили здесь производство сравнительно незатейливых фляг для вина. Позже искусство городских мастеров развивалось и оттачивалось. Новый импульс к развитию местное стеклоделие получило после 1204 г. Тогда из захваченного крестоносцами Константинополя бежало множество талантливых ремесленников, знатоков старинных секретов. Значительная их часть осела в Венеции.

 Чаша из венецианского стекла.Вторая половина XVI в.

 Ваза из венецианского стекла

Во второй половине XIII ст. появляется абсолютно оригинальная венецианская тонкостенная посуда и стеклянная бижутерия. Вскоре после этого производство и продажа стеклянных изделий были взяты по жёсткий контроль властями Венецианской республики и стали государственной монополией. В конце того же столетия был издан указ, предписывающий всем стекольным заводам переехать на остров Мурано. Профессиональные секреты стеклоделов приобрели статус государственной тайны, их выдача каралась, как измена республике.

Венецианцы умели химически окрашивать стекло примесями меди, кобальта и золота, с помощью жжёной кости создавали очень красивое опаловое стекло. В XVI в. вся Европа сходила с ума по привозимым из Венеции драгоценным изделиям из так называемого льдистого или льдяно-цветочного стекла. В процессе изготовления раскалённую заготовку погружали в холодную воду, отчего на поверхности появляется сеть мелких трещинок, а стекло мутнеет. Затем процесс выдувания продолжают, в результате чего острые края трещинок заглаживаются. Получается стеклянный сосуд, украшенный неповторимым узором.

 Блюдо из муранского стекла

Уже в конце XIII в. в Венеции начали изготавливать стёкла для очков. А в XVI в. на острове Мурано изобрели зеркальное стекло. Прежде в качестве зеркала использовали шлифованный металл либо горный хрусталь. Такие зеркала были далеки от совершенства. Стеклоделы Мурано наносили на оловянную пластину очень тонкий слой ртути, а затем покрывали его слоем прозрачного стекла. Этот метод сначала составлял тайну обитателей стеклянного острова, но затем постепенно распространился по Европе. В XIX в. ртуть заменили серебром, что обеспечило ещё более высокое качество.

 Стекольщик из Мурано

Венеция была самым прославленным, но не единственным в Европе городом, где трудились искусные мастера-стеклоделы. Знаменитые уже в средние века центры стеклоделия имелись в Богемии и Германии. Замечательный немецкий сказочник Вильгельм Гауф в одной из своих сказок, основанных на народном фольклоре, приводит описание Стеклянного Человечка - доброго духа или волшебника, покровителя стеклоделия:

Постепенно стекло занимало всё более прочные позиции в повседневной жизни. В XVII в. в Западной Европе научились делать привычные нам прямоугольные оконные стёкла. Для этого изготавливали стеклянный цилиндр, разрезали его в продольном направлении и аккуратно растягивали.

Приблизительно в это же время вино впервые стали продавать в стеклянных бутылках. В 1661 г. англичанин Джон Колнет запатентовал винную бутылку и извлёк из этого немалую прибыль. Бутылка Колнета была сделана из темного, крепкого и тяжелого стекла. Тело было шарообразным, а дно слегка приплюснуто для устойчивости. Вокруг горлышка, на несколько сантиметров от конца, располагалось кольцо для упрочнения, а также, чтобы удерживать веревку, которая фиксировала пробку. В последующие 30-40 лет, форма бутылки стала более цилиндрической, а горлышко короче. Новое изобретение произвело революцию в торговле вином, стремительно распространяясь по европейским странам. До этого новшества, бутылки никогда не продавались с их содержимым. Это была домашняя посуда. Подобно чашкам и тарелкам бутылки постоянно мылись и заново использовались.

В 1748 г. благодаря усилиям Ломоносова при Академии была открыта научно-исследовательская Химическая лаборатория. Здесь учёный провёл более 4-х тысяч опытов, разрабатывая день за днём, месяц за месяцем технологию цветных стёкол — прозрачных и непрозрачных. Работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне: строго соблюдалось единообразие условий опытов — при изучении качественного влияния какого-либо одного фактора, соблюдались все меры, чтобы действие остальных технологических параметров эксперимента оставались постоянными. Соблюдалась строгая количественная дозировка компонентов, с точностью до 1 грана (0,0625 г). Полученные образцы хранились в строгой системе в специальных пронумерованных ящиках.

 Ваза. Непрзрачное стекло. 16 - 14 вв. до н.э. Древний Египет. Британский музей. Лондон

 Урановый графин, изделия в технике

Итак, в течение XVIII в. была подробно разработана методика получения стеклянных масс, имеющих самые разнообразные свойства. Ознакомится с рецептами мог каждый, кто имел соответствующее образование.

Во второй половине XIX в. производство стекла начали механизировать. Основой для механизации послужила созданная в Германии Сименсом в 1870 г. первая непрерывно действующая стекловаренная ванная печь. Вскоре появились стеклоформующие машины для выдувания банок, бутылок, стаканов, колб электроламп. В конце века по способу, предложенному в Англии Любберсом и Чемберсом, было налажено механизированное производство выдувных стеклянных цилиндров, которые затем разглаживали в листы оконного стекла. В 1902 г. бельгиец Эмиль Фурко получил патент на механизированный способ вытягивания непрерывной ленты стекла из стекломассы в ванной печи с применением специального огнеупорного поплавка (лодки). Современный агрегат для изготовление бутылок работает днём и ночью и в течении суток производит 200 тысяч изделий.

Механизация сделала стекло одним из самых дешёвых и обыденных материалов, но художественное стеклоделие, пережив некоторый упадок в конце XIX в., отнюдь не кануло в прошлое, а пришло к новому расцвету, сохранив в употреблении старые добрые инструменты: стеклодувную трубку, ножницы и клещи, и в то же время, активно используя новые технологии.

 Ваза. Техника многослойного стекла с травлением (галле)

Основным стеклообразующим веществом, является кварцевый песок, он же диоксид кремния SiO2 . Стекло можно получить, используя только это компонент, но для его выплавки нужна труднодостижимая температура, более чем 2000°С. Веществом, позволяющим снизить температуру плавления, может служить карбонат натрия, то есть сода. При нагревании происходит реакция разложения.

Образовавшийся оксид натрия, при температуре выше 700°С, переходит в расплавленное состояние и растворяет в себе диоксид кремния.

Для придания стеклу стойкости к воздействию влаги, вводят стабилизирующий компонент, - оксид кальция, который является продуктом термического разложения известняка, добавляемого в состав на начальном этапе.

При остывании расплава образуется сложное силикатное соединение.

Это так называемое содовое стекло. Различают ещё два основных вида стекла, несколько отличающихся своими свойствами: калийно-известковое стекло

В этих последних случаях вместо соды используют поташ - K2 CO 3.

Поташное стекло более тугоплавкое и менее пластичное чем содовое, но зато отличается ярким блеском. Свинцовое стекло, получаемое заменой окиси кальция окисью свинца, мягкое, легко плавится и отличается особенно сильным блеском и высоким коэффициентом светопреломления. При этом оно довольно тяжёлое. Это — идеальный материал для художественной резьбы по стеклу.

Различную окраску задают примеси, содержащиеся в исходных компонентах, или специально добавляемые. Небольшое включение кобальта придаёт стеклу красивый густо-синий оттенок, наличие хрома делает его ярко-зелёным, урана — лимонно-жёлтым. Очень красивый жёлтый цвет получается при использовании коллоидного серебра. В рубиново-красный цвет стеклянную массу можно окрасить, добавив в неё коллоидное золото, а при определённых условиях, более дешёвую медь. С помощью меди можно получить также бирюзовые тона. Соединения железа, в зависимости от концентрации и температурных условий придают стеклу зеленоватый, желтоватый или красновато-бурый оттенок. Именно железистые примеси окрашивают в привычные нам цвета обычную пивную бутылку. Даже небольшие, вроде бы незначительные неточности в рецептуре могут существенно повлиять на конечные свойства получаемого вещества.

 Р.Васильев. Стеклянный букет. 1830-е

Итак, с химическим составом стекла всё более-менее ясно, чего не скажешь о его структуре. Ставший таким привычным и обыденным материал до сих во многом составляет загадку для физиков. На сегодняшний момент не существует общепризнанной, удовлетворяющей всех теории структуры стекла.

История русского художественного стекла начинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастерские, изготовляющие смальты для мозаик и нехитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, пришлось обращаться к опыту европейских мастеров.

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Измайловского завода, основанного в 1668 году. Рядом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Одна из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжает традиции богемских резчиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные предприятия. Гравировка еще некоторое время оставалась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих стекольных заводах страны.

Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

На протяжении XVII-XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дятьковский). Большинство заводов, основанных в XVII-XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зеленого стекла - штофы, бутылки, кувшины. Многие из них стали произведениями народного искусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сюжеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и исторические (Гангутское сражение), и тема праздника, и пышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

Русское художественное стекло история, фото № 2

В первой половине XVIII века в России сформировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция петербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работами петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского варианта барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В середине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотничьих и пасторальных сцен на фоне архитектурного пейзажа.

Провинциальные центры гравировки представлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцевых и Немчиновых. Особенно процветающим было семейство Мальцевых, глава которого Василий Мальцов в 1730 году стал владельцем небольшого завода в Можайском уезде. К концу столетия в руках этого семейства уже было сосредоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обращались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

Аналогичным по своей художественной направленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадлежало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.
В последней трети XVIII века русское стеклоделие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стекольные предприятия. Среди владельцев заводов известны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художественного стекла сохраняет казенный завод, который с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного быта. Не уступал ему по качеству изделий основанный в 1764 году Никольско-Петровский завод помещика Бахметьева.
Облик художественного стекла последней трети XVIII века определяется стилистикой классицизма. В это время значительно расширился ассортимент изделий, которые стали менее универсальными. Усложнилась сервировка стола, и назначение каждого предмета стало более ограниченным. Появляются первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла делаются масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои дворцов украшаются вазами, канделябрами, люстрами, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.
Существенные изменения происходят и в технике изготовления стекла. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла появляется и цветное (красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоносова.
Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, серебром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой росписью белой эмалью с пурпуром.
Оно во многом еще носит компромиссный характер, так как его рокайльная сюжетика (боскетные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.
Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она используется как украшение ножек бокалов и рюмок, а иногда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускается главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.

Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.
Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают играть зеркала и рефлекторы, на поверхностях которых часто гравировались аллегорические фигуры или персонажи итальянской комедии.
Русское стекло XIX века отличается чрезвычайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к качеству материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стекла приобретает все более промышленный характер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заводов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

Первая треть XIX века по праву считается временем расцвета русского художественного стеклоделия. Впервые стали привлекаться к руководству и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатывали эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического исполнения. Многие из них предназначались для украшения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовлялись главным образом из нового, только что освоенного бесцветного свинцового хрусталя с алмазной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наиболее четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монтировались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.
Центральную роль в оформлении художественного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Витгенштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила также отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во второй четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хрустальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изобретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.
Ампирные произведения Императорского завода отличались чрезмерной пышностью. Характерными были сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

На Бахметьевском и Орловском заводах изготовлялись более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежаются с архитектурными видами самого разного характера. Популярны в это время китайские сюжеты, которые то сохраняли верность первоисточнику, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только употребляют как два, так и три слоя стекла.
Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо, которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были более цельными и ясными.
В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные мотивы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.
В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.
Начиная с 1870-х годов значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подражание которому вылилось в так называемый "русский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заимствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX-XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоятельного развития. На Императорском и Гусевском заводах изготовлялись уникальные произведения, выполненные в манере известного французского художника Эмиля Галле.

Советское стекло, как самостоятельное художественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дореволюционные образцы или обиходную посуду. Впервые к стеклу, как к современному художественному материалу обратилась В. Мухина, по инициативе которой в 1940 году была создана в Ленинграде экспериментальная художественная лаборатория, призванная обеспечить стекольную промышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функциональность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.
В 1950-х — начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные лаборатории, куда пришли профессиональные художники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью большинство художников сочетает с творческими поисками в области чисто декоративной. Это находит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечательно и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и много работают над созданием тематических, гражданственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неисчерпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практически решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного стиля, через постепенное преодоление старых методов, а порой и через их полное отрицание. В произведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

Русское художественное стекло история, фото № 3

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются большие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Происходит своеобразная эстетизация бытового предмета, который теперь предназначен для того, чтобы на его основе создать опоэтизированный "образ быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосольный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко использованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмысливаются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шевченко.
Новаторством также отмечены работы в хрустале. Традиционная алмазная грань в работах Филатова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

Русское художественное стекло история, фото № 4

Вторая половина 1970-х годов характеризуется тем, что декоративное стекло активно вторгается в общественный интерьер, становится эмоциональной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся исключительной привилегией изобразительного искусства. Нарушается привычная иерархия материалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использовано для создания изобразительно-ассоциативных образов. Камерностью отличается тонкое, выдувное стекло с росписью люстром и золотом, которое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью полны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту*озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.
Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создающих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целостное явление. В нем бережное отношение к национальной традиции сочетается со смелым новаторством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.

Читайте также: