Сочинение про игральные карты

Обновлено: 03.07.2024

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: А что означают масти игральных карт? Откуда взялись названия – валет, туз, трефи, пики, червы и др. Если – да! То это статья для вас. Особо впечатлительных просьба не читать)

Несколько слов об истории вопроса:

Существует 3 версии происхождения карт:

1. Первая – китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Игральные карты: тайный смысл!

2. Египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них – "Младшие Арканы" – стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта. Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

3. Европейская версия. (На ней остановимся подробнее – она считается основной). Обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

4. Оккультная. По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли, в Италии назывался французом, во Франции – германцем, в Германии – поляком, а в Польше – сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям – чёрным и красным. Карты стали пользоваться спросом. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.

Так что же означают масти и значения карт?

Структура карточной колоды всем известна: туз, король, дама, валет ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде – типичная иерархическая лестница от высших до низших:

Джокер – легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках – скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз – слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus – дьявол. Вполне возможно, что Daus – вариант искажения греческого "диаболос" – рассеиватель клеветы.

Король. Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля – это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).

В отношении дам такого единодушия не было – например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны – Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину – аллегорию суеты и тщеславия.

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Теперь масти:

Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки – в "черви", денарии – в "бубны", а "жезлы" – в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии – "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".

Что касается оккультных начал, то суть их следующая:
1. "Крести" (Трефа) – карта с изображением креста, на котором был распят Иисус и которому покланяется полмира. В переводе с идиш "трефа" означает "скверный" или "нечисть"

2. "Вини" (пики) – символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника, которым он пронзил живот Иисусу

3. "Черви" – подразумевает евангельскую губку на трости: "один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить"

4. "Бубны" – графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Иисуса ко деревянному Кресту.

Интересный факт, что в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти – "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Как всегда - стоит только залезть в какую-нибудь тему поглубже, и сразу обнаруживается так много нового и интересного! Казалось бы игральные карты - ну что тут такого? Но пока я уточняла правила для детских карточных игр в интернете, я столько всего о картах нашла!

Индийские игральные карты гаджифа
Карты ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия)

Другая распространенная версия - тюркская. В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), "малик" (эмир - король) и два его помощника - "наиб малик" и "тани наиб". Это очень напоминает "латинскую колоду", в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры. Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово "наиб", "помощник", стало названием карточной игры.
В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.

игральные карты тюрков мамлюков
Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.

Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла. Якобы египетские карты - это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них - "Младшие Арканы" - стали обычными игральными картами, и с 22 "Старшими Арканами" они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.
Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.
китайские игральные карты
Китайские "денежные" карты

Рисунок карт

Самый распространенный в России дизайн игральных карт - традиционные "Атласные карты", - был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.
Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. При разработке рисунков он опирался на традицию "северо-немецкой картинки", которая происходила из древней народной французской карточной колоды.

атласные карты Шарлеманя
1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.

англо-американский шаблон игральных карт
Англо-американский шаблон

Карты "Парижского шаблона" были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.

парижский шаблон игральных карт
Карты парижского шаблона образца 1895 года

Во французских картах, в отличие от наших, где "картинки" - просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:
король червей - Карл Великий
король пик - Царь Давид
король бубен - Юлий Цезарь
король треф - Александр Македонский
дама червей - Юдифь (более ранние изображения - Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)
дама пик - Афина Паллада ( в других вариантах Минерва или Жанна д'Арк)
дама бубен - Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)
дама треф - Аргина (анаграмма слова "королева" - "regina". Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).
валет червей - Этьен де Виньоль (по прозвищу Ла Гир - "Ярость"). Советник Жанны д'Арк , ставший героем народного фольклора.
валет пик - Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании
валет бубен - Гектор (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
валет треф - Ланселот. Рыцарь Круглого стола.

рисунки на колодах карт
На этих картах французской "колоды на ногах" (1648 год) изображения подписаны их именами.

Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.



Карточные масти

Привычные нам масти карт - пики, трефы, бубны, черви, - тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с "французской колодой" получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт - "итальянскую и "немецкую" колоды.



Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).
Эти масти - результат трансформации старинных мастей "итальянской колоды" - "мечей", "кубков" (чаш), "пентаклей" (монет, динариев, дисков) и "жезлов" (дубинок, палиц). Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.





Во французском варианте "мечи" превратились в "пики", "кубки" - в "черви", "пентакли" - в "бубны", а "жезлы" - в "кресты", или "трефы" ("трефы" по-французски означает "лист клевера" или "трилистник").
В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному.
Во Франции они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).
В Италии - пики (копья), цветы, сердца, квадраты.
В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.





В Германии и Англии - лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.





В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей - цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.





В России название карточной масти "черви" произошло, видимо, от французское "кёр" - сердце, или от слова "червонный" т.е. "красный", тоже ассоциирующегося с сердцем.

Испанская традиционная колода 1590 год
Традиционная колода. Испания, 1590 год

итальянские игральные карты
Традиционная колода. Италия

немецкие игральные карты традиционная колода
Традиционная колода. Германия

щвейцарские игральные карты традиционная колода
Традиционная колода. Швейцария

Интересно, что валет (от французского valet - слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.
В некоторых вариантах карточных колод (например, в старинных "испанской", "швейцарской", "немецкой" колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа - унтер (младший валет) и обер (старший валет).
Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.

Вир­ту­аль­ные игры и раз­вле­че­ния вытес­нили собой мно­гие рус­ские игры. Забыты городки и лапта. Но играль­ные карты из дет­ско-под­рост­ко­вой жизни окон­ча­тельно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что сим­во­лика мастей кощун­ственна – несет скры­тые оккульт­ные смыслы?

Предположение – не факт

Любой здра­во­мыс­ля­щий роди­тель про­тив игры на деньги и пони­мает вред нездо­ро­вого азарта для дет­ской пси­хики. Но не каж­дый подо­зре­вает в ней более серьез­ные духов­ные опас­но­сти. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, одно­значно грешно. Но вот о том, почему карты свя­заны с гре­хом, и о сим­во­лике играль­ных карт есть много раз­но­об­раз­ных мне­ний в пра­во­слав­ном сег­менте интернета.

745641 1 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Заме­тим, что обще­цер­ков­ной точки зре­ния на вопросы, свя­зан­ные с сим­во­ли­кой карт, нет – тема нико­гда не выно­си­лась на обсуж­де­ние Меж­со­бор­ного при­сут­ствия, ни тем более на Соборы, что вполне объ­яс­нимо – не тот мас­штаб про­блемы.

Делясь мне­нием, батюшка не ссы­ла­ется на какие-либо источ­ники инфор­ма­ции по дан­ному вопросу. Кто обна­ру­жил связь этих сим­во­лов, научно уста­но­вил, фак­ти­че­ски под­твер­дил это арте­фак­тами? Ни имен, ни дат, ни мне­ний авто­ри­тет­ных уче­ных на этот счет нет.

А ведь, чтобы точно рас­шиф­ро­вать сим­во­лику карт и под­твер­дить догадки, необ­хо­димо иметь какие-либо доку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства ее происхождения.

Символ живет в контексте

11 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Чтобы наши выводы стали понят­нее, при­дется слегка углу­биться в науку. Свой­ства зна­ков и зна­ко­вых систем изу­чает отдель­ная дис­ци­плина – семи­о­тика. Упро­щая опре­де­ле­ние Юрия Лот­мана, опре­де­лим ее как науку о зна­ках, исполь­зу­е­мых для общения.

Согласно ей, зна­че­ние сим­во­лов измен­чиво – оно во мно­гом зави­сит от нашего вос­при­я­тия, от куль­туры, вос­пи­та­ния и мно­гих дру­гих измен­чи­вых вещей.

По Ю. Лот­ману, знак немыс­лим без кон­тек­ста и интер­пре­та­ции. Так что без уча­стия нашего оце­ни­ва­ю­щего взгляда сам по себе сим­вол не несет ника­кой нагрузки. Воз­можно, оккуль­ти­сты в своих риту­а­лах и при­дают мастям именно такой смысл, но судить об этом без­до­ка­за­тельно мы не можем.

Оче­видно, что мало кто вос­при­ни­мает сего­дня карты в зна­че­нии кощун­ственно-еван­гель­ских сим­во­лов, пони­мая при этом, что в самой этой игре ничего хоро­шего нет.

К при­меру, никто еще не доду­мался объ­явить кощун­ством лого­тип одной мобиль­ной ком­па­нии – пере­вер­ну­тый, как “нега­тив”, образ крас­ного пас­халь­ного яйца (белое яйцо на крас­ном фоне). А образ кре­ста при жела­нии легко можно обна­ру­жить и в гер­ман­ской сва­стике, и в древ­них язы­че­ских, мусуль­ман­ских орна­мен­тах, и в окон­ном про­еме, и в пере­крестке дорог, и в стро­е­нии чело­ве­че­ского ске­лета, и так далее.

Родом из Европы

Сна­чала в Европе карты были игрой сол­дат и про­стого народа и не раз под­па­дали под запрет. За них пока­за­тельно секли и даже каз­нили. Затем они пере­шли в коро­лев­ские покои и надолго стали дво­рян­ской ари­сто­кра­ти­че­ской игрой.

К слову, они появи­лись в Европе почти в совре­мен­ном виде, там они и набрали наи­боль­шую попу­ляр­ность в эпоху Про­све­ще­ния. В начале 17 века заве­зен­ные к нам из Фран­ции через Польшу и Гер­ма­нию, карты ока­за­лись в Рос­сии. Сме­ка­ли­стые рус­ские кули­бины упро­стили 54-ти кар­точ­ную колоду фран­цу­зов до 36 карт, начав отсчет с шестерок.

В сере­дине 19 века карты пол­но­стью при­об­рели при­выч­ный сего­дня облик – сим­мет­рию верх­него и ниж­него рисунка, скруг­лен­ные углы и дру­гие харак­тер­ные детали.

Прощай, оружие!

25 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Обра­ща­ясь к исто­рии мастей, можно убе­диться, что их сим­во­лика идет из глу­бины веков и напря­мую свя­зана с рыцар­ством и кур­ту­аз­ной эпо­хой.

Воз­можно, именно она увела бла­го­род­ных гос­под с риста­лищ и уса­дила их в уют­ные каби­неты за лом­бер­ные столы. Ору­жей­ная тема не чужда кар­там, игра в кото­рые – это умствен­ный поеди­нок, при­шед­ший на смену рыцар­ским тур­ни­рам: так копье пере­ро­ди­лось в пики, герб – в бубны, меч – в трефы, а щит – в черви. Трефы также обо­зна­чали коро­лев­ский гераль­ди­че­ский атри­бут – трех­лист­ный клевер.

В латин­ской колоде было немного иначе: в ней в каче­стве мастей при­сут­ство­вали мно­го­уголь­ные монеты-пен­такли, чаши, палицы, отсы­ла­ю­щие нас к пап­ской вла­сти и раз­ли­чиям сосло­вий: духов­ного, коро­лев­ского, ари­сто­кра­ти­че­ского и торгового.

Инте­ре­сен дослов­ный пере­вод назва­ний мастей в раз­ных стра­нах Европы. У фран­цу­зов это три­лист­ники, сердца, плиты мосто­вой и копья. У ита­льян­цев – пики, цветы, квад­раты и сердца, у испан­цев – мечи, дубинки, кубки, монеты, у нем­цев и англи­чан – дубинки, сердца, лопаты и брил­ли­анты. А кое-где в Гер­ма­нии масти по ста­ринке име­нуют как желуди, бубенцы, листья, сердца.

Осо­бой же ори­ги­наль­но­стью отли­чи­лись швей­царцы, назы­вав­шие масти карт розами, жёлу­дями, бубен­цами и щитами. Всё это – попу­ляр­ная атри­бу­тика евро­пей­ского кур­ту­аз­ного Сред­не­ве­ко­вья и после­ду­ю­щей эпохи Воз­рож­де­ния, и ни пол­слова, ни намека на Стра­сти Христовы.

Сами кар­теж­ные пер­со­нажи весьма условны, их состав измен­чив – так, кар­точ­ные коро­левы при­сут­ствуют не во всех наци­о­наль­ных коло­дах, а в неко­то­рых из них коли­че­ство слуг-вале­тов у коро­лей гораздо больше. Пер­во­на­чально коро­лей и коро­лев ассо­ци­и­ро­вали с кон­крет­ными исто­ри­че­скими пер­со­на­жами – извест­ными совре­мен­ными пра­ви­те­лями и царями Вет­хого Завета, высо­ко­род­ными дамами и биб­лей­скими геро­и­нями. Но посте­пенно фигуры стали мак­си­мально обобщенными.

Русский след

С новой опас­ной азарт­ной игрой на Руси не еди­но­жды пыта­лись бороться. Царь Алек­сей Михай­ло­вич по про­звищу Тишай­ший был глу­боко рели­ги­о­зен, сми­ре­нен и бла­го­че­стив, что, кстати, помо­гало ему бороться со вспыш­ками гнева.

В сле­ду­ю­щий раз зако­но­да­тельно огра­ни­чить карточную игру в Рос­сии пыта­лись в 1717 году с помо­щью штра­фов. Еще через 16 лет нака­за­ние уже­сто­чили – упор­ных игро­ков, не раз заме­чен­ных за кар­теж­ным сто­лом, ждала тюрьма и батоги.

123 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Петр Пер­вый не жало­вал карт, хотя и активно заво­зил их кораб­лями из Европы, сле­дуя моде на все евро­пей­ское. Окон­ча­тельно при­жи­лись карты при Ека­те­рине ΙΙ. Вслед за сочи­не­ни­ями воль­но­дум­цев эпохи про­све­ще­ния мода на карты с ее лег­кой монар­шей руки пере­ко­че­вала в Рос­сию и стала неотъ­ем­ле­мой частью ари­сто­кра­ти­че­ской при­двор­ной куль­туры. В после­ду­ю­щие века уме­ние соста­вить пар­тию было таким же необ­хо­ди­мым атри­бу­том свет­ского чело­века, как его манеры, начи­тан­ность, речь, зна­ние язы­ков, соот­вет­ству­ю­щий моде внеш­ний облик, уме­ние тан­це­вать и делать комплименты.

Метафора судьбы

1936 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

В пре­ступ­ном мире и сего­дня кар­теж­ная игра – мета­фора судьбы, и это не случайность.

Когда-то карты вер­шили судьбы в Рос­сии и Европе. С их помо­щью тка­лись двор­цо­вые интриги, выяс­ня­лись дипло­ма­ти­че­ские отно­ше­ния, денеж­ные и семей­ные споры.

Кар­точ­ные игры в поза­про­шлом сто­ле­тии были повсе­местно попу­ляр­ными, но четко раз­де­ля­лись на ком­мер­че­ские и азарт­ные, то есть вполне при­лич­ные и непри­лич­ные, осуж­да­е­мые. В 19 веке в Рос­сии дво­ряне разо­ря­лись, про­иг­ры­вали целые деревни и даже своих жен, уби­вали друг друга на дуэ­лях из-за спо­ров у кар­точ­ного стола.

Тогда же пыш­ным цве­том рас­цвели масон­ские, каба­ли­сти­че­ские и про­чие мисти­че­ские тече­ния, где не обхо­ди­лось без спе­ци­аль­ных гада­тель­ных колод и играль­ных карт, и где они, воз­можно, и при­об­ре­тали зна­че­ние сакраль­ных символов.

К слову, в хра­мах обеих сто­лиц, осо­бенно север­ной, до сих пор можно встре­тить раз­но­об­раз­ную сим­во­лику воль­ных камен­щи­ков, поскольку мно­гие из них стро­или рус­ские архи­тек­торы запад­ного про­ис­хож­де­ния или их запад­ные коллеги.

Это дей­ству­ю­щие соборы и храмы, где и сей­час совер­ша­ется литур­гия. Вот где, дей­стви­тельно, на взгляд мно­гих пра­во­слав­ных людей, имеет место кощун­ство. Но факт оста­ется фак­том: масон­ские сим­волы в орна­мен­тах фре­сок, потол­ков и пола питер­ских собо­ров – это уже часть нашей куль­туры и исто­рии. Сло­вом, в поза­про­шлом веке кар­точ­ные игры и мисти­че­ские мани­пу­ля­ции давали мно­го­чис­лен­ные злые всходы.

Мир наоборот

В азарт­ном кар­теж­ном мире игрок ищет стра­те­гию, скры­вая ее от про­тив­ника. Только вду­май­тесь: ближ­ний ста­но­вится для него вра­гом. Игра – это кон­фликт, ее цель – успех и пре­вос­ход­ство, но оно доста­нется лишь одному. В итоге полу­ча­ется игра не с парт­не­ром, а с самим слу­чаем, кото­рый ста­но­вится сво­его рода зло­ве­щим боже­ством. Про­ис­хо­дит под­мена истин­ного Бога мни­мым, а истин­ная вера под­ме­ня­ется фата­лиз­мом.

С точки зре­ния веры, с геро­ями про­из­ве­де­ний про­ис­хо­дит явное иску­ше­ние гор­ды­ней и себя­лю­бием. Уви­ден­ный через призму карт мир начи­нает дво­иться – герой ока­зы­ва­ется перед дилем­мой выиг­рыша и про­иг­рыша, игры и гада­ния, двух реаль­но­стей – мира повсе­днев­ного и поту­сто­рон­него. Герой сбит с толку, рас­те­рян, поте­рялся в жизни, утра­тив все ее ори­ен­тиры. Его захва­тил хаос, рас­су­док мутится, душа гиб­нет под напо­ром жут­кого, демо­ни­че­ского, поту­сто­рон­него, сти­хий­ного. Этой ирра­ци­о­наль­ной и мощ­ной силе он не может про­ти­во­сто­ять в оди­ночку, а опе­реться не на Кого – Бога у него нет. Так он ока­зы­ва­ется во вла­сти зла.

Лицо святой сохранилось… на картах?

Card russian style 6 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Колода эта была еще доре­во­лю­ци­он­ной. Ее исто­рия такова. На извест­ном ПОСЛЕДНЕМ импер­ском балу 1903 года члены Цар­ской Семьи и при­двор­ные были наря­жены в уни­каль­ные по кра­соте и стилю сти­ли­зо­ван­ные рус­ские костюмы. Автор мно­гих эски­зов – Сер­гей Головко, испол­ни­тели – извест­ней­шие порт­ные, в том числе мастер­ская небезыз­вест­ной Надежды Ламановой.

В стиле роман­тич­ной рус­ской ста­рины им были выпол­нены атри­буты мастей – щиты, ору­жие, доспехи. Про­то­ти­пом буб­но­вого валета стал вели­кий князь Андрей Вла­ди­ми­ро­вич, буб­но­вой дамы – фрей­лина обеих импе­ра­триц гра­финя Алек­сандра Тол­стая. Чер­во­вой дамой была выбрана кня­гиня Ксе­ния Алек­сан­дровна, а тре­фо­вой – Ели­за­вета Федо­ровна Рома­нова, впо­след­ствии – свя­тая ново­му­че­ница и испо­вед­ница Рос­сий­ская.

Card russian style 1 1 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

На обо­роте карт был изоб­ра­жен герб Рос­сии – двух­гла­вый орел. Конечно, изоб­ра­же­ния не имели точ­ней­шего порт­рет­ного сход­ства с про­то­ти­пами, но если сопо­ста­вить кар­тинку и фото, можно уви­деть – сход­ство есть. В 1913 году карты были отпе­ча­таны на Алек­сан­дров­ской ману­фак­туре Санкт-Петер­бурга прямо к празд­нич­ной дате.

Дальше – инте­рес­нее. После рево­лю­ции ману­фак­туру закрыли, но уже в 1923 году она снова рабо­тала. Рисо­вать новые эскизы для карт и изго­тав­ли­вать формы для оттиска поле­ни­лись, да и дорого, вот и стали печа­тать карты для народа по ста­рым шаблонам.

В после­во­ен­ное время совет­ский худож­ник Ю. Ива­нов точь-в-точь пере­ри­со­вал ста­рые карты, адап­ти­ро­вав их для офсет­ной печати. Таким обра­зом, лица Рома­но­вых и их при­бли­жен­ных, в том числе лицо свя­той Ели­за­веты не канули в небы­тие, а сохра­ня­лись на играль­ных кар­тах весь ХХ век. Но этот слу­чай – пожа­луй, един­ствен­ное и уди­ви­тель­ное исключение.

Зло с традициями

Обоб­щая ска­зан­ное, согла­симся с авто­ри­тет­ным мне­нием боль­шин­ства свя­щен­ни­ков – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духов­ную угрозу. Но искать ее, оче­видно, нужно не на поверх­но­сти, не во внеш­них про­яв­ле­ниях – мастях и кар­тин­ках, а на более глу­бо­ком СМЫСЛОВОМ уровне. На уровне веры.

Духовно опасно и то, что поня­тия и иде­алы – слу­чай, удача, судьба успеш­ность, кон­ку­рен­ция – из кар­теж­ной игры пере­ко­че­вали в биз­нес и дру­гие сферы жизни, в том числе обра­зо­ва­ние, вос­пи­та­ние, меди­цину, искус­ство, что само по себе духовно опасно.

slide 10 - Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Стоит при­знать, что в наши дни карты рас­те­ряли свой авто­ри­тет, а вме­сте с ним не такими явными стали и духов­ные угрозы. Попу­ляр­ность кар­точ­ных игр у нового поко­ле­ния ста­но­вится все меньше. Пожа­луй, теперь они, в боль­шей сте­пени, инстру­мент без­де­лия, празд­но­сти, нежели гор­дыни, себя­лю­бия, кощунства.

Зало­жен­ные в них прин­ципы, в том числе дво­ич­ная система кодов, давно пере­шли в ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии. Раз­ви­тая с их помо­щью пси­хо­ло­гия кон­ку­рент­ной борьбы тоже нахо­дит себе при­ме­не­ние в дру­гих сфе­рах жизни. Зло совер­шен­ству­ется, не отстает от прогресса.

Вален­тина Киденко
Фото из откры­тых источников

Лого

История игральных карт — как возникли и как повлияли на культуру?

История игральных карт таинственна и загадочна. История их существования наполнена забавными и трагическими моментами.

В сфере поклонников карт ломались судьбы, из уст в уста, из поколения в поколение передавались легенды; карточные законы порою чтились усерднее, чем гражданские; магическое воздействие карточных знаков испытали миллионы.

В них играли в крестьянских избах и при императорских дворах. Власти жестко карали за пристрастие к ним,мол они развивают алчность, жадность и прочие дурные наклонности. Ведь считалось, что только нечистая сила могла в такой степени разжигать в человеке подобные порочные страсти, а посему приписывали создание карт дьяволу.

Были периуды когда на них смотрели сквозь пальцы: пусть лучше чиновники берут взятки в преферансе, чем по службе. Хотя карты не способствовали ни образованности, ни благосостоянию народа, но они смогли распространиться по всему свету в такой степени, что встали в один ряд с предметами первой потребности.

Где появились первые карты?

История карт восходит к глубокой древности. Их точное происхождение окончательно не установлено. Древнегреческий историк Геродот упоминал о карточных играх в Мидии в VII-VI веках до н.э. Происхождение карт одни историки ведут из Древнего Египта, другие из Древнего Китая. Некоторые авторитетные историки считают, что они пошли из Индии.

Древнейшие дошедшие до нас колоды японского, индийского и китайского происхождения датируются VII-IX в н.э. Число карт в этих колодах доходило до двухсот, количество мастей до двенадцати.

Карты эти применялись скорее для гадания и обучения, чем для игры, поэтому на ряде карт встречались различные изречения, пословицы, изображения мифологических персонажей. Родиной колоды с четырьмя мастями, как было документально установлено, явился Китай.

Что означают масти и значения?

Интересны версии, объединяющие рисунки на картах. В четырех мастях видели отражение представлений о четырех стихиях мироздания-огне, воде, воздухе и земле. В знаках означающих бубновую, червовую, пиковую и крестовую масти, видели трансформированное изображение жезла, зажженного факела, скрещенных мечей, человеческого сердца.

Из всех известных нам старинных колод в настоящее время в употреблении осталась только одна — египетская колода Таро. Она состоит из семидесяти восьми карт и четырех мастей.

Используется в основном для гадания. По одной из гипотез на карте Таро встречаются символы ордена Тамплиеров. Считается, что когда орден Тамплиеров подвергся жестоким гонениям, тайные знания были зашифрованы в карты Таро. Но большинство историков не разделяют этих предположений.

О тайных обществах истории игральных карт

Однако считается, что в игральных картах скрыт некий секретный смысл, понятный лишь членам тайных обществ. В Европе начала XVIII века карты пользовались невероятной популярностью, но поскольку их происхождение было окутано тайной, многие начали задаваться рядом вопросов.

Откуда взялись все эти числа, масти, рисунки и символы? И не скрыто ли в них некое тайное знание? Постепенно стали появляться предположения, что в безобидной на первый взгляд колоде зашифрованы какие-то мистические, религиозные или даже оккультные тайны.

Ведь многие слышали про нумерологию и другие тайные знания. И почему бы не предположить, что ключом к этому знанию являются карты. Но точной информации по прежнему не было. И люди начали самостоятельно приписывать карточным числам и рисункам свои значения.

Существовало и символическое толкование числа карт в колоде. Считалось, что 52 карты соответствуют числу недель в году. Четыре масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года состоит из 13 недель, то, следовательно и в каждой масти 13 карт. Кроме того, каждая масть, как хорошо известно состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы и короля.

Если вместо них взять цифры дальше 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364, то есть число дней в году без одного.

Что масоны зашифровали в игральных картах?

Разумеется рассказ о солдате является не единственной попыткой разгадать тайну карточной колоды. По одной из версий изображения на картах могут иметь скрытый символический смысл.

Считается, что здесь не обошлось без тайного общества франк-масонов. Дело в том, что многие убеждены, что масоны влияют на всё вокруг, и на определенном этапе они решили использовать в своих целях даже игральные карты. Принято считать, что масоны передавали друг другу знания из поколения в поколение при помощи тайных кодов.

По одной из версий члены общества закодировали тайные послания в игральных картах. Например валет червей держит в руке веточку акации, которая имеет важное значение в многих масонских ритуалах. Есть предположение, что розы в руках у дам, тоже несут символический смысл и могут относиться как к франк-масонам, так и к другому тайному обществу, например ордену Розенкрейцера.

А символика червоного короля, связана с древнеегипетским богом Амоном. Это может говорить об интересах масонов к тайным Египетским знаниям.

Карты в Европе

В Европе карты образовали три семейства, различных по изображениям мастей. Семейство итальянское, к которому принадлежат так же испанские и португальские карты, различало четыре масти — кубки, шпаги, монеты и жезлы.

Во французском семействе, распространенном так же в Англии, различались сердца, бубны, трилистники (трефы) и пики. В немецком семействе масти изображались в виде сердец, бубенчиков, листьев и желудей.

Со временем национальные масти европейских карт заменяются французскими пиками, трефами, бубнами и червами, которые становятся вскоре общераспространенными. Впоследствии этим условным знакам мастей будет дано символическое значение.

По мнению многих, в мастях символизировались черты характера. Великодушие-червы, мудрость-трефы, постоянство-бубны, воинская доблесть и могущество-пики.

Роль карт в культуре

Со временем художественная и культурно-историческая ценность сделала карты предметом коллекционирования. Причём одним из самых дорогих и изысканных.

Была и роль учебника истории. Так, например во Франции уже сначала 15-го столетия карты становятся богатейшей иллюстрированной летописью страны. Французское общество этого времени увлекалось рыцарскими романами, легендарными сказаниями. В эту эпоху фигуры на картах изображают чаще всего Роланда, рыцарей, героев античности.

Исторические события, сопровождавшие окончание Столетней войны, так же оставили свой след на карточных миниатюрах. Начавшееся с конца 16-го века усиление королевской власти повлекло за собой замену прежних рисунков на картах фигурами монархов.

Появление карт в России

В начале 19 в.в России карточные игры переживали настоящий бум. Карты проникли во все слои общества, стали различать игры семейные, коммерческие, детские. Придумывались новые и вспоминались старые карточные игры, создавались и процветали карточные клубы.

Октябрь 1917 года осудил любые карточные игры как азартные, хотя официально они и не запрещались. Карточная игра отступила в семьи, в дружеские застолья, но не исчезла совсем.

Несмотря на все гонения и запреты, карты пережили века. Дух соревнования, стремление к борьбе с судьбой и случайностью всегда волновали и притягивали человека к карточному столу.

Карточные игры во все времена являлись своеобразным маркером эпохи. По типу игры можно определить историческую эпоху. А также социальную среду, возраст и интеллектуальный уровень того или иного игрока.

В настоящее время карты как бы вновь возрождаются в нашей стране. Дух конкуренции пронизывает современное общество. А на везение, удачу и счастливый случай, видимо, надеются сейчас не меньше, чем на собственные силы, ум и возможности.


Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. И сделал он это с целью позабавить ими Карла VI в минуты просветления помраченного ума его величества.


Версию эту первыми опровергли в XVIII столетии два ученых литератора, аббаты де Лонгрю и Рив, которые в своих диссертациях убедительно доказали, что карты и карточные игры появились задолго до царствования этого бедного государя.

Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.

Этот акт появился гораздо раньше того времени, когда Грэнгоннер вручил нарисованные им карты страдавшему умопомешательством монарху. Полученный им за эти карты приличный гонорар побудил художника к творчеству, и он стал активно работать над усовершенствованием оформления карт. Он заменил некоторые фигуры на картах, а в царствование Карла VII внес дальнейшие изменения в изображения на картах и придумал фигурам те названия, которые они носят и теперь.

Так, по прихоти художника Давид, пиковый король, был эмблемой Карла VII, а король червовый был наименован Карлом Великим. Королева Регина в трефовой даме изображала Марию, супругу Карла VII.

Паллада, пиковая дама, олицетворяла Деву Орлеанскую, Жанну д`Арк. Рахиль, бубновая дама — нежную Агнесу Сорель, а червовая дама Юдифь — легкую "по нравственности" Изабеллу Баварскую. Четыре валета (оруженосцы) обозначали собою четырех храбрых рыцарей: Ожье и Лансело при Карле Великом, Гектора де Галлара и Ла-Гира при Карле VII. И другие названия карт были выдержаны художником во вкусе того времени — воинственной аллегории. Черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы — съестные припасы, фураж и амуницию. И наконец, туз (ас) в латинском своем значении представлял собой то, что всегда признавалось главным богатством войны — деньги.

Живописец Грэнгоннер, таким образом, хоть и не является изобретателем карт, но оставил своим соотечественникам и всем на наследство, которое во многом способствовало и способствует сейчас развлечению людей, и не только праздных, но и деловых, и привело к разнообразию занятий во всех слоях общества.


Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа…

Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.


Из чего делали игральные карты

Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста. Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.


Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.


Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр

Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000… Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.


Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

Когда игральные карты появились в России

Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.


О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.

Видео: История игральных карт

Читайте также: