Старик и море сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Повесть Эрнеста Хемингуэя включает в себя весьма захватывающий сюжет. На первый взгляд, это борьба уже стареющего, но верящего в свои силы мужчины с полной силы рыбы – борьба ради жизни. И эта борьба длится на протяжении почти всего сюжета книги.

Старик Сантьяго живёт в бедности и добывает себе средства на жизнь, занимаясь рыбной ловлей. Ему помогает знакомый мальчик, но однажды старик отправляется далеко в море один. И на его снасть попадается очень крупная рыба, которую старик долго пытается одолеть. Старик смог победить эту красивую и сильную рыбу, но приплыли акулы, почувствовавшие запах крови. И, когда Сантьяго вернулся, от рыбы не осталось почти ничего.

Но стоит ли только буквально воспринимать описанное.

У Эрнеста Хемингуэя была собственная теория, которой он пользовался при создании своих произведений – теория айсберга. Согласно этой теории, автор показывает читателю только вершину айсберга, но при желании читатель может увидеть гораздо больше.

Так, Сантьяго – это не просто старик, который борется с обычной рыбой. И рыба – здесь тоже не рыба, как и акулы. Повествование построено так, что становится заметно, что здесь нечто большее, чем охота на крупную рыбу. На это указывают отдельные фразы Сантьяго. Так, он постоянно говорит о том, что не сдастся, даже несмотря на то, что рыба очень велика и сильна.

И тогда становится понятно, что эта рыба – мечта, ради которой стоит жить человеку, за которую нужно бороться, не сдаваясь. А акулы – это завистники, желающие зла люди. И если смотреть на эту борьбу в этом ключе, то восхищаешься мужеством Сантьяго, и сразу возникают мысли о людях, которые шли к своей мечте и добились её. Даже если мы и сочувствуем старику, то это сочувствие проявляется в меньшей степени, чем уважение или восхищение.

Возможно, в произведении кроется и больший смысл, поскольку автор использует значительное количество символов. И читатель разного уровня видит свой смысл в произведении. Так, в раннем возрасте, еще не познакомившись с символами в художественном тексте, читатель может не понять, что поражение старика – это ещё не конец, так как его сон – это символ. И он не теряет надежды, у него есть мальчик. И ещё возможен счастливый финал.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Но мужчина не собирается сдаваться. Он несколько дней без пресной воды и пищи борется с акулами. Он знает, что только хоть на минутку стоит допустить слабину, и из рыбака мигом станешь добычей. Без воды на знойном палящем солнце мужчина почти сходит с ума. Рыбаки появляются вовремя и успевают отогнать стаю голодных акул.

Повесть была написана гораздо позже, в 50-е годы. Хеменгуэй сам знал тяжёлый труд рыбаков. Он и был сам себе консультантом, когда писал произведение. Автор не раз выходил в море и один, и вместе с отцом. Он слушал и запоминал, где-то записывал приметы, привычки рыбаков. Это нашло отражение в повести.

У каждого на этот вопрос свой ответ. Когда человек, наконец, получит его, он обретёт покой и счастье. А что же следует за этим? У старого рыбака была мечта – добыть огромного марлина, рыбу-гиганта. И он сделал это. Да ему было очень тяжело, но он не жаловался, не ругался, а лишь тихонько молился. Но акулы съели этот знаковый трофей, который достался с таким трудом.

Повесть получила заслуженную награду – Нобелевскую премию. Жизнь - вот наивысшая ценность. Люди разучились ценить её. Войны обесценили её ценность. Люди забыли, что кроме войн существуют такие простые ценности, как мечты. Тихий шёпот волн, их солёный запах, азарт рыбака, возвращение домой после трудной рыбалки, как возвращение после трудной войны.

2 вариант

Уже на протяжении восьмидесяти четырех дней старику приходится возвращаться на берег, не поймав ни одной рыбки. И вот, он дает себе слово, что на следующий день успех будет на его стороне, и Сантьяго плывет дальше от берега.

Вначале напарником Сантьяго был мальчик. Через некоторое время родители не позволили ему садиться в лодку с Сантьяго, потому, что он состарился и стал немощен, что даже не способен был вытянуть рыбу из воды.

Тогда старик решил идти в море один. Он заплыл так далеко, что остался один на один с природой. В рассказе описаны чувства, которые Сантьяго испытывает к природе. Он так любил природу, что даже вел всевозможные разговоры с обитателями моря, но причиной тому было одиночество. По поведению морских жителей, по характеру облаков, по виду кружащих над головой птиц, старик с легкостью вычислял направленность ветра и прогноз погоды. Старик Сантьяго считал море своей стихией, и чувствовал к нему мягкость и трепет. Море – второй дом Сантьяго. Он с уверенностью думает, что никогда не заблудится в нем, даже если уплывет далеко в море.

Несмотря на такой итог, Сантьяго не считает, что его победили. Он был настолько уверен в своих силах, что боролся до последнего, независимо от обстоятельств. В этом произведении показывается выносливость человека, сила его воли, и борьба пожилого человека со своей участью. Это рассказ об одинокой старости и о воле к жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Хемингуэя Старик и море

Популярные сегодня темы

Я живу в Нижнем Тагиле. Город расположился в Уральских горах, на восточной стороне. От города до границы Европы и Азии всего 25 км. Второй по величине он в Свердловской области. Город разделен на три больших района

Моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая, модная, стройная, веселая, озорная и нежная.

Один из американских писателей, основная идея творчества которого гуманизм, Эрнест Хэмингуэй. Его перу принадлежит множество романов и повестей. Среди них – Старик и море. Главный герой повести – старик, занимающейся рыбной ловлей с молодости. Сейчас он слишком стар, чтобы ловить рыбу, но он продолжает заниматься этим, ведь есть мечта – поймать большую рыбу. Очень часто со стариком в море выходит мальчик, совсем юный – но тоже рыбак. С первых строк повести мы узнаем, что вот уже восемьдесят четыре дня старик ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Многие рыбаки посмеивались над стариком, кто-то просто грустно глядел на него. И сегодня, как в один из многих дней после неудачного улова, мальчик и старик идут к нему в хижину. Там нет абсолютно никакой еды, нет и постели – старик спит на газетах, но старик и мальчик обманывают друг друга, предлагая попробовать то одно, то другое несуществующее блюдо. Потом еда появляется в действительности, но ее дает хозяин ресторана, стоящего на берегу, а старик мечтает отблагодарить его той самой большой рыбой. По сути дела – старик и мальчик самые настоящие друзья, но в следующее утро старик решает выйти в море один. Он поднимается очень рано, еще до рассвета, и отправляется в путь. С собой старик берет множество крючков и наживок. Иногда ему попадаются мелкие рыбешки, но старик их выбрасывает в лодку с одной целью, чтобы использовать для наживки, и упорно следит за самой крепкой леской. Его не покидает надежда поймать большую рыбу. Когда это случается, радости старика нет предела, он начинает разговаривать сам с собой, с рыбой, с погодой, природой – вслух. Рыба проглатывает один крючок за другим, а потом, неожиданно для старика, начинает тащить лодку в море все дальше. Старик верит, что вот-вот рыба умрет и в тоже время совсем не представляет каких же размеров эта рыба, если она в силах тащить и его и лодку на буксире. Огни города исчезают из виду, наступает ночь, а потом и утро, а рыба продолжает плыть. Иногда он жалеет, что не взял с собой мальчика, было бы легче справится с рыбой, с этой рыбой, с которой он связан. Изредка старику удается поесть, но в основном он занят одним – мыслью о рыбе пойманной в этот день. Старик очень хотел ее увидеть и когда она наконец-то выныривает, старика шокирует ее размер – на два фунта длиннее лодки. Но рыба по-прежнему жива и сильна. Проходит еще несколько дней такого путешествия. И однажды ночью рыба вдруг начинает беситься и дергать леску, чем ранит до крови ладони старика. В один из моментов, когда рыба вновь всплывает, старику удается воткнуть в ее бок гарпун. Затем, пропустив веревку через ее жабры, старик привязывает рыбу к лодке.
… Акула догоняет их не случайно. Она выплывает из глубины океана на рыбью кровь. Старик убивает акулу, но за ней появляется другая, таким образом, старик теряет гарпун. Следующая, третья акула, также треплет рыбу. Вскоре старик понимает, что рыбы может и не остаться, акулы одна за другой атакуют его улов. Герою очень жаль своего улова, иногда он разговаривает с акулами, прося их уплыть, он уже обессилен. Одну из последних акул старик убивает румпелем, но к этому времени от пойманной рыбы ничего не остается, куски разодранной добычи плавают по поверхности воды.
… Когда старик возвращается на остров, он понимает одно, он очень устал. Старик входит в свою хижину и засыпает. На следующий день он узнает, что его искала и береговая охрана, и самолеты. А рыбаки ходят вокруг его лодки и измеряют по останкам позвоночника рыбу, пойманную стариком. Но герою ничего не хочется – только спать, и когда он снова засыпает, ему сняться львы.
Так завершается поветь Э.Хэмингуэя Старик и море.




Сочинение на тему: На рыбалке



Существует множество фотопортретов известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. На одном из них камера запечатлела писателя на палубе его яхты "Пилар". Обнаженный по пояс мужчина высокого роста смотрит прямо на солнце. В его легкой улыбке и прищуренных глазах светится радость жизни и вера в свою счастливую звезду. Его лицо и вся мощная фигура — живое олицетворение мужской силы, отваги и несгибаемой воли. Таким Хемингуэй был в жизни, такими были и герои его лучших произведений. Редко кто из людей среднего и старшего поколения не "переболел" Хемингуэем в юности. Притягивала не только его лаконичная и выразительная проза, но и удивительная судьба, испытавшая великого американца войной, любовью, неистовыми страстями и приключениями.

В 1946 году на Кубе, которая стала для американского писателя

Эрнеста Хемингуэя вторым домом, им была написана знаменитая повесть-притча "Старик и море" — лирическое повествование о старом рыбаке, который поймал, а потом упустил самую большую рыбу в своей жизни. Соотечественник Хемингуэя, писатель-гуманист Уильям Фолкнер, так отзывался о повести: "Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это самое лучшее из всего написанного нами — его и моими современниками. На этот раз они создавали сами себя, лепили себя из собственной глины; побеждали друг друга, терпели поражения друг друга, чтобы доказать себе, какие они стойкие. На этот раз писатель написал о жалости — о чем-то, что создало всех: старика, который должен был поймать рыбу, а потом потерять ее; рыбу, которая должна была стать его добычей, а потом пропасть; акул, которые должны были отобрать ее у старика, — создало их всех, любило и жалело. Все правильно. И, слава Богу, то, что создало, что любит и жалеет Хемингуэя и меня, не велело ему говорить об этом дальше".

Повесть пользовалась огромным успехом не только у соотечественников, она вызвала мировой резонанс. В 1953 году Хемингуэй получил за нее Пулитцеровскую премию. А в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в "Старике и море", а также за влияние на современную прозу".

Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, стал для автора поводом рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы. Рыбак Сантьяго подтвердил часто повторяющуюся в книгах Хемингуэя истину — "Победитель не получает ничего", тем не менее, образ главного героя повести, старого кубинца Сантьяго, увлекает уже с самых первых страниц.

Старик Сантьяго "был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря ". Его руки были покрыты старыми, "как трещины в давно уже безводной пустыне" шрамами, прорезанными бечевой, когда он вытаскивал большую рыбу. Но свежих шрамов не было. Все в этом старике было старое, кроме глаз. Это были "веселые глаза человека, который не сдается". А между тем ему было от чего прийти в уныние. Вот уже восемьдесят четыре дня он рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме, но не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик Манолин. Но день за днем не приносил улова, и родители отослали мальчика от "самого что ни на есть невезучего" старика-неудачника на другую лодку, "которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю". Манолину тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращался без улова, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. На восемьдесят пятый день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. И на этот раз он "верит в удачу". Плавание и рыбная ловля все еще доставляют старику радость. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, которая "дарит великие милости". Любит он и птиц, и рыб, обитающих в бездонной зеленой толще. Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по течению, мысленно общается с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо.

Но вот начинается серьезный лов, и все внимание Сантьяго сосредоточивается на леске, ее состоянии: он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине ста морских саженей марлин стал пожирать сардин. Леска начинает уходить вниз, скользя у него между пальцев, и он ощущает огромную тяжесть, которая влечёт её за собой. Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой.

Старик пытается подтянуть леску, но у него ничего не получается. Наоборот, рыба тянет, как на буксире, лодку за собой, медленно смещаясь к северо-западу. Проходит около четырех часов. Близится полдень. Так не может продолжаться вечно, размышляет старик, скоро рыба умрет и тогда ее можно будет подтянуть. Но рыба оказывается слишком живучей. "Хотелось бы мне на нее взглянуть, — думает старик. — Хотелось бы мне на нее поглядеть хоть одним глазком, тогда я бы знал, с кем имею дело". Старик разговаривает с рыбой, как с существом, наделенным разумом, хотя пока он ее еще не видит, а только чувствует ее тяжесть: "Худо тебе, рыба? — спрашивает он. — Видит бог, мне и самому не легче ". " Рыба, — говорит старик, — я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя. " Сантьяго борется с рыбой, терпеливо ждет, когда она выбьется из сил.

Проходит ночь. Рыба тянет лодку все дальше от берега. Старик . устал, он крепко сжимает веревку, перекинутую через плечо. Ему нельзя отвлекаться. Ему очень жаль, что рядом нет Манолина, который бы ему помог. "Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, — внушает он себе. — Но это неизбежно". Мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится ее жалко. "Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна". Вновь и вновь сожалеет он, что рядом с ним нет его юного помощника. Подкрепившись выловленным сырым тунцом, он продолжает мысленно разговаривать с рыбой. "Я с тобой не расстанусь, пока не умру", — говорит ей старик.

Впервые ему приходится сражаться с такой огромной рыбой в одиночку. Не веруя в Бога, он читает десять раз молитву "Отче наш". Он чувствует себя лучше, но боль в руке не уменьшается. Он понимает, что рыба огромная, что ему необходимо беречь силы. "Хоть это несправедливо, — убеждает он себя, — но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести". Сантьяго называет себя "необыкновенным стариком" и должен это подтвердить.

Проходит еще один день. Чтобы как-то отвлечься, он вспоминает об играх в бейсбольных лигах. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим темнокожим, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он, в конце концов, взял верх. Он еще не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.

Наступает последний акт поединка Сантьяго с огромной рыбой. Старик чувствует, что эта рыба — достойный противник, и понимает, что должен ее убить, чтобы выжить самому. И единственное его оружие в этом поединке — воля и разум.

И рыба, и старик выбились из сил. Оба невыносимо страдают. "Ты убиваешь меня, рыба. Но ты имеешь на это право", — признает старик. Но все же Сантьяго побеждает рыбу. Он "собрал всю свою боль, и весь остаток сил, и всю свою давно утраченную гордость и бросил все это против мук, которые терпела рыба, и тогда она перевернулась и тихонько поплыла на боку, едва не доставая мечом до борта лодки; она чуть было не проплыла мимо, длинная, широкая, серебряная, перевитая фиолетовыми полосами, и казалось, что ей не будет конца". Подняв гарпун, старик изо всех сил, какие только в нем остались, вонзает его рыбе в бок. Он чувствует, как железо входит ей в мякоть, и всаживает его все глубже и глубже.

Теперь старик привязывает рыбу к лодке и начинает движение к берегу. Мысленно он прикидывает: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, которые можно продать по тридцати центов за фунт. Имея в виду знаменитого игрока бейсбола, он говорит себе: "Думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться". И пусть у него руки еще кровоточат, он устал, измучен, но он одолел рыбу. Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома. Но тут его подстерегает новая опасность. Учуяв запах крови, появляется первая акула и устремляется вслед за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она спешит, потому что добыча близко. Она приблизилась к корме, ее пасть впилась в кожу и мясо рыбы, стала ее раздирать. В ярости и злобе, собрав все силы, старик ударил ее гарпуном. Вскоре она погружается на дно, утащив с собой и гарпун, и часть веревки, и огромный кусок рыбы.

"Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, — произносит старик слова, ставшие хрестоматийными. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить".

Он подкрепляется куском мяса выловленной рыбы в той ее части, где побывали зубы акулы. И в этот момент он замечает плавники целой стаи пятнистых хищниц. Они приближаются с огромной скоростью. Старик встречает их, подняв весло с привязанным к нему ножом. А в полночь "он сражался с акулами снова и на этот раз знал, что борьба бесполезна. Они напали на него целой стаей, а он видел лишь полосы на воде, которые прочерчивали их плавники, и свечение, когда они кидались рвать рыбу. Он бил дубинкой по головам и слышал, как лязгают челюсти и как сотрясается лодка, когда они хватают рыбу снизу. Он отчаянно бил дубинкой по чему-то невидимому, что только мог слышать и осязать, и вдруг почувствовал, как что-то ухватило дубинку, и дубинки не стало". Наконец акулы отстали. Им уже нечего было есть.

Когда старик входил в бухту, все уже спали. Сняв мачту и завязав парус, он ощутил всю меру своей усталости. За кормой его лодки вздымался огромный хвост рыбы. От нее остался лишь обглоданный белый скелет. Он вошел в хижину, лег на кровать и уснул. Рыбак еще спал, когда к нему зашел Манолин. Он уверяет старика, что отныне они будут рыбачить вместе, потому что ему надо еще многому научиться у него. Он верит, что принесет Сантьяго удачу. "Они одолели меня, Манолин, — жалуется Сантьяго. — Они меня победили". Но мальчик успокаивает старика, возражая: "Но сама-то она ведь не смогла тебя одолеть! Рыба ведь тебя не одолела!" Да, рыба не смогла одолеть Сантьяго. Это он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей удаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль; о звездах и львах, которых видел, когда еще плавал юнгой на паруснике к берегам Африки; о своей нелегкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борьбе, умел переносить страдания и никогда не терять надежду.

Повесть Хемингуэя написана в форме рассуждений, воспоминаний старика Сантьяго, его разговора с самим собой. В репликах этого мудрого человека немало афоризмов, которые подчеркивают кредо Хемингуэя — писателя и сильною, мужественного человека: "Никогда ни о чем не жалей. Никогда не считай потерь", ". человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Стоически следуя своему представлению о чести и достоинстве, старик Сантьяго даже в своем поражении сумел одержать безусловную победу. Он был настоящим человеком, который не сдается.

Старик и море является одним из заключительных произведений в творчестве автора. Хемингуэй после этого не писал практически никаких завершенных крупных произведений, тем не менее, именно Старик и море стало произведением принесшим и Пулитцеровскую премию и существенное признание.

Для заключительного произведения в карьере выбранная тема является более чем актуальной, даже, наверное, точной. Перед нами образ сменяемости и передачи опыта, образ вечного продолжения. К периоду написания Хемингуэй сам был в довольно преклонном возрасте, хотя и не стариком в полном смысле этого слова, поэтому автор явно размышлял над сферой передачи собственного таланта, продолжения его дела.

Повесть предполагает в каком-то смысле сказочный сюжет, отголоски сказочного повествования прослеживаются буквально во всем. Ранее говорилось о старике и мальчике и этот сюжет соотношения большого и маленького, передачи опыта является весьма существенным для мифологии. Также старик сам по себе представляет своеобразного супергероя (у него даже характерное прозвище - Чемпион) только на пенсии, он может быть сравним не только со спортивными героями, но и с героями американских комиксов, которые, как известно, являются новой мифологией.

Далее следует отметить сражение марлина и старика, гигантское морское чудище напоминает и о страданиях Иова. Также указывает на множество других сюжетов, где был включен подобный элемент.

Собственно фигура старика представляет собой довольно интересного героя, который отличается высокой сентиментальностью и простотой. Фактически он представляет собой образ святого отшельника, мудрости, крепости характера. Именно поэтому для него приемлемой оппозицией или даже собеседником становится море – огромная и необозримая стихия.

Касательно общения старика следует отметить также довольно интересное его умение общаться практически со всем. Он общается с марлином, он общается с лодкой и даже собственной рукой. При этом он повсюду распространяет любовь, к мальчику, к лодке и даже марлину.

В сюжете этой повести рассказывается о том как пожилой рыбак на протяжении более двух месяцев остается без улова и даже помогающий ему мальчик вынужден перейти на другое судно для того чтобы зарабатывать там. Тем не менее сам старик продолжает выходить в море, ведь у него не остается и других вариантов, да и более ничего он делать не умеет. Когда надежд практически не остается, он ловит крупного марлина, которого даже не может вытащить, ему предстоит длительная и муторная возня для того чтобы добраться до берега и получить какую-то выгоду от собственной добычи.

Тем не менее не только старку интересен марлин, акулы тоже хотят получить свое и в итоге старик не только борется со своим уловом, но и отгоняет акул. Они все-таки съедают существенную часть марлина и старик возвращается на берег без улова. Повесть равно как многие произведения Хемингуэя учат жизненной стойкости и тотальной выдержке.

По повести Старик и море Хемингуэя

Несколько интересных сочинений

В центре событий Софья Фамусова, Алексей Молчалин и Андрей Чацкий.

Используя определение галерея, стоит отметить тот факт, что данное слово является многозначным. Относительно поэмы Гоголя можно сказать то, что оно является весьма неоднозначным, и употреблено в иносказательном значении.

Главная героиня сказки Пушкина родилась в царской семье, но росла без материнской заботы. От того, что баловать девочку было некому, в царевне воплотились самые лучшие человеческие качества.

Поэма для автора является одной из самых ярких произведений его творчества. Поскольку за основу взята жизненная ситуация самого автора. А именно трагическая судьба его жены Виргинии. И он посвящает ей несколько своих произведений.

Читайте также: