Средь мира дольного есть два пути сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты

1. Личностные Уважение к Родине, ее истории, нравственное сознание на основе усвоения общечеловеческих ценностей

2.Метапредметные Умение ясно,точно и логично излагать свои мысли, использование навыков познавательной рефлексии, как осознания совершаемых действий

3. Предметные Знание содержания поэмы, её историко-культурного и нравственно-ценностного потенциала; выявлять в тексте образы, темы и проблемы, выражать собственное мнение к ним; владение навыками анализа лирико-эпического текста.

Оборудование

учебник, текст произведения.

урок открытия новых знаний

I. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Реализация индивидуального домашнего задания

С другой стороны, насколько счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточно убедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Вспомним, как Гриша, открыв в себе поэта, эмоционально переживал свою творческую удачу:

Добросклонову понадобилось уединение для того, чтобы в тиши прочувствовать наиболее торжественную и счастливую минуту в его жизни. Итак, развязка мнимая, иллюзорная. Подлинного завершения эпопеи нет, так же, как не завершено развитие воплощенного в ней русского национального характера, неистощимого в своих проявлениях.

Н. Скатов утверждает: «Сам по себе образ Гриши не дает ответ на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понималось, пусть даже борьба за все общее счастье) — еще не разрешение вопроса.

Дело, труд воспринимаются как служение счастью народа, торжеству его лучших стремлений и надежд.)

(Здесь поэт размышляет о смысле жизни, о том, какой выбрать путь, по какой дороге пойти. Жизнь открывает пред человеком разные дороги — два пути.

Лишь души сильные,

— Какова цель песен Гриши Добросклонова?

(В песнях, которые поет Гриша, звучит призыв к борьбе за счастье народа, за свет, свободу. Гриша связан с народом. Крестьяне воспринимают Добросклонова как своего, как выразителя и толкователя их надежд, интересов. Гриша помог крестьянам понять правду о крестьянском грехе преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы.)

I V . Работа над диалогом Гриши Добросклонова с дядей Власом

— В чем заключается суть диалога?

(В этом диалоге соотнесены крестьянское представление о счастье и понимание о счастье. Эта беседа убеждает, что пока народное понимание счастья не совпадают с теми идеалами, за которое самоотверженно борется Добросклонов. Вместе с тем заветная мечта Гриши:

Чтоб землякам моим и каждому

Крестьянину жилось вольготно

Весело на всей святой Руси.)

— Что сближает героя с автором в этом диалоге?

— Какие еще песни поет Гриша? О чем они?

Сила в ней скажется

V. Чтение главы V

— Почему странники, по мнению автора, не нашли ответа на волнующий вопрос?

Домашнее задание

Соленая

Запомнил Гриша песенку
И голосом молитвенным
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно,
Певал — тужил о матушке
И обо всей вахлачине,
Кормилице своей.
И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась, — и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
Довольно демон ярости
Летал с мечом карающим
Над русскою землей.
Довольно рабство тяжкое
Одни пути лукавые
Открытыми, влекущими
Держало на Руси!
Над Русью оживающей
Святая песня слышится:
То ангел милосердия,
Незримо пролетающий
Над нею, души сильные
Зовет на честный путь.

Средь мира дольнего
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую.
Взвесь волю твердую:
Каким идти?
Одна просторная —
Дорога торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идет толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная.
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные.
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойденного.
За угнетенного —
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
И будь им друг!

И ангел милосердия
Недаром песнь призывную
Поет — ей внемлют чистые, —
Немало Русь уж выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара божьего.
На честные пути,
Немало их оплакала
(Увы! Звездой падучею
Проносятся они!).
Как ни темна вахлачина.
Как ни забита барщиной
И рабством — и она,
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове
Такого посланца.
Ему судьба готовила.

Григорий шел задумчиво
Сперва большой дорогою
(Старинная: с высокими
Курчавыми березами,
Прямая, как стрела).
Ему то было весело,
То грустно. Возбужденная
Вахлацкою пирушкою,
В нем сильно мысль работала
И в песне излилась:

Сманила Гришу узкая,
Извилистая тропочка,
Через хлеба бегущая,
В широкий луг подкошенный
Спустился он по ней.
В лугу траву сушившие
Крестьянки Гришу встретили
Его любимой песнею.
Взгрустнулось крепко юноше
По матери-страдалице,
А пуще злость брала,
Он в лес ушел. Аукаясь,
В лесу, как перепелочки
Во ржи, бродили малые
Ребята (а постарше-то
Ворочали сенцо).
Он с ними кузов рыжиков
Набрал. Уж жжется солнышко;
Ушел к реке. Купается, —
Обугленного города
Картина перед ним:
Ни дома уцелевшего,
Одна тюрьма спасенная,
Недавно побеленная,
Как белая коровушка
На выгоне, стоит.
Начальство там попряталось,
А жители под берегом,
Как войско, стали лагерем.
Всё спит еще, не многие
Проснулись: два подьячие,
Придерживая полочки
Халатов, пробираются
Между шкафами, стульями,
Узлами, экипажами
К палатке-кабаку.
Туда ж портняга скорченный
Аршин, утюг и ножницы
Несет — как лист дрожит.
Восстав от сна с молитвою,
Причесывает голову
И держит на отлет,
Как девка, косу длинную
Высокий и осанистый
Протоерей Стефан.
По сонной Волге медленно
Плоты с дровами тянутся.
Стоят под правым берегом
Три барки нагруженные:
Вчера бурлаки с песнями
Сюда их привели.
А вот и он — измученный
Бурлак! походкой праздничной
Идет, рубаха чистая,
В кармане медь звенит.
Григорий шел, поглядывал
На бурлака довольного,
А с губ слова срывалися
То шепотом, то громкие.
Григорий думал вслух:

Бурлак

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается, —
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая, —
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернушку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь.

Основное меню:

Библиография:

Писатели - классики:

Советский период:

Русский язык:

Поиск по сайту:

Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ХОРОШО?

ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ХОРОШО?

Когда Вере Фигнер, героине народ- нического движения, после многих лет заточения в Шлиссельбургской крепости дали бумагу и разрешили писать, первое, что она написала, была песня из Кому на Руси жить хорошо. Это песня о двух дорогах, которые открываются перед человеком, вступающим в жизнь..

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твердую,

По ней громадная

К соблазну жадная

По этой трудной дороге шла Вера Фигнер, шел сам поэт и его соратники, шли его любимые герои.

Конечно, не случайно Вера Фигнер в такую минуту вспомнила именно стихи Некрасова. Поэт провозглашал нравственные идеалы революционной демократии. Когда В. И. Ленин говорил, что на поэзии Некрасова воспитывалось поколение революционных борцов, он имел в виду и политическое, и нравственное воздействие поэта на читателей.

В своей поэме-эпопее Некрасов ставит важнейшие нравственные проблемы: о смысле жизни, о долге, о грехе, который не заслуживает прощения. Одна из таких нравственных проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы: Кому на Руси жить хорошо. Что же значит: жить хорошо? В чем заключается подлинное счастье?

Герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это покой, богатство, честь. По мнению помещика, счастье - это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами.

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

Григорий твердо звал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он из числа смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала.

Если в эпоху декабристов против самодержавия поднимались лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это свидетельствует о пробуждении народного самосознания на втором этапе русского освободительного движения:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

В Григорье Добросклонове

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, но где он много читал и много думал. А дальше

Ему судьба готовила

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой такого посланца.

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора. Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин. В главу Пир - на весь мир включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по ДУ У- Гриша, как и автор поэмы, свято верит в силу народную, Р золотое сердце народа. Революционный оптимизм звучит в песне Русь, которую любил цитировать В. И. Ленин:

Великий русский поэт, который ценится ведущими критиками во всем мире – Николай Алексеевич Некрасов – создал большое количество поистине уникальных произведений. Практически все они относятся к народной лирике.
Родился поэт в дворянской семье, но был неравнодушен и жил интересами простых людей – простых крестьян. Именно поэтому его весьма привлекала тематика помещиков, которые, несмотря на то, что практически все имели образование и либеральное настроение, все равно оставались рабовладельцами.

Здесь нет места особенному социальному настроению. Автор сожалеет о том, что поэзия с течением времени способна воспевать изысканную красоту, но данный этап еще не наступил.

Элегия


Некрасов считает, что муза, которая находится в душе практически каждого человека, обязана своеобразным образом взывать к присутствию совести сильных людей в мире, которые имеют особую значимость. Именно они способны привести народ как к достатку, так и к нищете. А забитый неграмотный народ всегда готов отдать себя в моральное и физическое рабство.

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил…

Автор высказывает свои мнения по поводу всего происходящего. Некрасов говорит, что не сразу будет виден результат происходящего, возможно и безнадёжны будут приложенные усилия, но тем не менее, каждый человек обязан бороться с несправедливостью до последнего.

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы…

Третья часть произведения Николая Алексеевича Некрасова посвящена натуральной природе и ее особенностям. Массивные и прекрасные ландшафты своеобразно олицетворяют могущество, вероятно, до конца не окрепшее, в народном сознании. Некрасов будто призывает крестьян к действию. И поэт в своих мечтах выражает уверенность в том, что безмолвие народа временно.

10 декабря 2020 исполнилось 196 лет со дня рождения Н.А.Некрасова (10.12.1821 — 08.01.1878) — русского поэта, писателя и публициста, классика русской литературы. К сожалению, ни ТВ, ни СМИ ежегодно практически никак не отзываются на эту дату. Словом, Некрасов — сегодня приходится это признать, — ещё один прекрасный забытый поэт.

Почему так? Разве поэт-гражданин, борец за права человека, художник, отразивший в своём творчестве бесконечную глубину народных страданий, глубоко переживший их сам, не трогает сердца сейчас, не ставит перед каждым перечитывающим и вспоминающего его ряда жгучих проблем современности?

Разве творчество поэта-гражданина настолько забыто беспощадным временем, что о нём можно говорить только языком архива? А до сих пор мы иного не слышали. Мы думаем, что в таком отношении к великому поэту-гражданину, как в зеркале отражается наша современность и… лик нашей российской интеллигенции.

Но надо сделать так, чтобы с него сошёл хрестоматийный глянец, и он готов был бы опять послужить поэзии, избавившись от литературных чинов и школьных ярлыков.

Как не хватает всем нам в наше время столь высокой нравственной установки!

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии (ныне — Украина) в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провёл в Ярославской губернии, селе Грешнёво, в родовом имении. Семья была многодетной — у будущего поэта было 13 сестёр и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу.

В 1838 году в биографии Некрасова произошёл переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, даёт уроки и пишет стихи на заказ.

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внёс в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы.

Писатель умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

КАКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПРИДЕРЖИВАЛСЯ Н.А.НЕКРАСОВ?

Во второй половине 50-х годов Некрасов сблизился с виднейшими представителями революционной демократии — Чернышевским и Добролюбовым.

Марксистское изучение и понимание (в советский период) творчества Некрасова в течение долгого времени возглавлялось статьей о нём Г.В. Плеханова, написанной последним к 25-летию смерти поэта, в 1902 году. Было бы несправедливым отрицать крупную роль, которую эта статья сыграла в своё время. Плеханов провёл в ней резкую грань между Некрасовым и дворянскими писателями и резко подчеркнул революционизирующую функцию его поэзии. Но признание исторических заслуг не освобождает статью Плеханова от ряда крупнейших недостатков.

А ведь реформы 60-х годов глубоко обнажили предательскую сущность дворянского либерализма, стремившегося снять с мужика феодальные тяготы только затем, чтобы открыть широкую дорогу капиталистической его эксплуатации. В отношении Некрасова к либералам 40-х годов ещё звучали некоторые извиняющие ноты, но либералов послереформенной поры Некрасов клеймил как предателей народных интересов.

Но если в 60-х годах почти исчезли срывы Некрасова в либерализм, то на этом новом этапе его творчества во всю свою широту вырисовывалось новое противоречие. Некрасов в эти годы — деятельный участник революционно-демократического лагеря, ведущего упорную борьбу за торжество крестьянской революции.

ВЛИЯНИЕ Н.А.НЕКРАСОВА НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

В творчество многих писателей и поэтов как того времени, так и после находит отражение и влияние некрасовского слова.

Так и тянет продолжить:

А ведь как не хватает нам сейчас этой высокой нравственной установки. Ибо у многих ныне, к нашему стыду, акцент в любви сместился на себя, вся активность направлена на загребание под себя, на самообогащение. И нас уже не раздражает чья-то циничная ухмылочка, с которой всуе превращают в расхожие — строки:

Так на наших глазах до протокольно-полицейского смысла низводится слово, которое обозначало высокое служение Родине и таковым было завещано нам. Некрасова многие воспринимают с колоссальным предубеждением. Дескать, хрестоматийная фигура. А между тем это не хрестоматийный поэт, а явление куда более глубокое и масштабное.

Да уж, действительно. Тема эта, видимо, никогда не устареет.

И вообще многое в стихах Некрасова — как будто перекличка с нашими днями. Вырубаются леса, по которым мы уже не плачем. Всё так же стонут Орины, солдатские матери.

Всё так же безуспешно ходоки обивают пороги Парадных подъездов.

Где они — наши народные заступники, наши новые Некрасовы? Хотя всё новое — это, как известно, лишь хорошо забытое старое.

НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.НЕКРАСОВА

Поэзия Некрасова и сейчас — стоит лишь вчитаться повнимательнее — ощущается как живое явление. Причин для этого много. И, может быть, главная — высота нравственного примера. Темы, как бы значительны они ни были, устаревают, отменяются. Но нравственные критерии, и, прежде всего, сострадание к чужим несчастьям — остаются. Вот послушайте, как современно звучат эти строки, вроде бы навязшие в зубах со школьных лет:

Пушкин любил блеск, полноту и радость жизни, он был певцом как бы освещённой солнцем части мира. Некрасов был певцом неосвещённой половины. Его, как и его ровесника и современника Достоевского, занимало несчастье людей, унижение и оскорбление человека. Он был защитником неудачливых, неустроенных, отчаявшихся.

Он жалел и любил робких, неловких, неуверенных, кто говорил о себе:

Дело не в том, что Некрасов сыграл в своё время определённую роль, а в том, что он жив до сих пор — как Пушкин, Лермонтов или Тютчев. Наша история — это наши художники, наши великие русские классики. Значит, и мы — это они, если, конечно, достойны своих предков. Так что возникающий время от времени бунт против них, обещания сбросить с борта парохода или приговорить к насильственному забвению — наивно и глупо. Не получится — это уже вошло в состав нашего духа.

Это писалось в 1877 году. А как будто сейчас… Или это:

И уж совсем в наши дни корнями уходит стихотворение о так называемых переменах:

Многие строки Некрасова звучат удивительно современно.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. ПОЧЕМУ НАДО ЧИТАТЬ Н.А.НЕКРАСОВА?

Вспоминаем и опровержения, понимание многих достойных современников поэта. В том числе — государственного и общественного деятеля России, литератора (Почётного академика Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности); видного юриста, судью (доктора уголовного права, профессора) А.Ф. Кони, близко знавшего Некрасова, оставившего воспоминания о нём. Он же донёс до нас горькие слова Некрасова, сказанные при последней встрече:

Пожалуйста, ищите и находите время. Для главного. И хотя бы в юбилейные дни — читайте наших поэтов! Сегодня — Н.А. Некрасова. Невозможно не согласиться:

Зовёт, отчаянно зовёт вступающих в жизнь, верных заветам, не предающих и непродающихся:

Верь, вооружённый неувядающим, ядрёным и хлёстким, но, прежде всего, — страдающим, тоскующим о Правде и Справедливости, участливым, добросердечным, любящим Словом Н.А. Некрасова, ты — непобедим!

Поскольку поэзия Н.А.Некрасова — это проза жизни. Та проза, на которую многие закрывали и закрывают глаза и сейчас. Но мы за это должны быть благодарны Некрасову, что он нас опустил с небес на землю.

МАТЕРИАЛЫ:

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Подписывайтесь на наш канал на Youtube

Вступайте в группу Вконтакте

Предлагайте дополнения и изменения к публикациям в чате Skype

А так же темы статей

, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.

Станьте со-авторами

— присылайте свои материалы для размещения на нашу почту

Можете поддержать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово:

Yandex.Money: 41001649255658

Делая более глубокий анализ, читатель убеждается в том, что Некрасов смог максимально умело использовать олицетворения. Большое количество средств выразительности еще раз подтверждают это. К примеру, представленные нивы и долы с особой внимательностью слушают описываемого лирического героя, а лес перед ним откликается.

Особое внимание в стихотворении уделяется народу. Он сравнивается с тощим стадом, которое расположено уже на скошенном лугу. Лира в произведении имеет свою осмысленность. В качестве метафоры используется воин, способный нести определенное благо для простых людей.

Вариант 1

История создания

Жанр стихотворения

Несмотря на свое название, произведение можно отнести к жанру гражданской лирики, так как в нем выражены размышления поэта по поводу остающегося тяжелым положения крестьян.

Основная тема стихотворения

Композиция

Размер

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает ему торжественность и оттенок классицизма.

Выразительные средства

Главная мысль стихотворения не выражена явно. Читатель сам должен догадаться, что за лирическими размышлениями автора скрывается горькая правда. Народ так и не был избавлен от своих страданий, изменилась лишь форма, но не сама его вековая зависимость.

Вариант 2

Размышления Некрасова о судьбах народа

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта.

Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Вариант 3

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

Тема

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Особенности используемого жанра в произведении

Чтобы максимально искренне выразить лиричность используемых лирических чувств, а также подчеркнуть бережность, нежность и болезненность по отношению к простым людям, автором использован специфический элегический жанр. В стихотворении Некрасов подчеркивает, насколько важно посвящать произведения истинным чувствам.

Читайте также: