Основные черты украинского характера сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

ЗАГАДКА УКРАИНСКОЙ ДУШИ
или Особенности менталитета украинцев

1 ЧАСТЬ

Чем славянские народы отличаются от других? Чем славянские народы отличаются друг от друга, прежде всего украинцы от русских? Насколько менталитет нации влияет на характер ее мотивации к труду?

Авторы статьи также, опираясь на свой опыт, склонны признать, что украинская система мотивации труда должна строиться на иных основаниях, нежели российская и западная (германская, американская и т.п.). Следует учесть, что автор не претендует на истину в последней инстанции и излагает только свое мнение, основанное на профессиональном опыте и анализе немногочисленных источников…

Напомним основные и фундаментальные моменты теории Вебера: Основной этический принцип протестантизма предопределял человеку реализовать свое призвание.

“Реализация призвания в повседневной жизни, строился на рационализме, на таком способе действия предприимчивого человека, который “планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели”. В целом, все это определило дух капитализма. Собственно понятие "дух капитализма" выступает у Вебера как определение такого строя мышления, которому характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии.

Вебер показывает, что стремление к призванию, достижению – исключительно капиталистическая особенность. Капиталистическая этика предполагает определенный идеал. Человек, соответствующий этому идеалу, должен обладать рядом качеств и пройти предписанный путь. Прежде всего “капиталистический” человек характеризуется трудолюбием и бережливостью. С помощью этих качеств он посвящает себя делу и получает определенный результат – решает проблему своего жизненного обеспечения. По деловитости его принимают “в свои”. А как высшую награду он получает признание других людей. Именно в этом и осуществляется самоактуализация человека, говоря современным языком.

Таким образом, М. Вебер и А. Маслоу дали описание мотивационного принципа западного человека:
• необходимо стремиться к достижению (целеполагание);
• необходимо полагаться только на себя, свои силы – проявлять “частную инициативу”;
• к достижению нужно стремиться поэтапно, реализуя постепенно свои потребности (планирование);
• действия должны быть рациональными, т.е. индивид должен четко определить, к чему он стремится и какими средствами;
• “рациональность” принимается западным индивидом как “правильный” способ действия.

В начале ХХ века Фредерик Тейлор и Генри Форд, гениально почувствовав данный принцип, разработали основу системы мотивации труда в западном обществе, построив его на индивидуальной стимуляции. Однако данный принцип столкнулся с рядом трудностей в других культурах (например, японской), где он оказался неприменим.

А как в России?
Индивидуальная стимуляция труда, как оказалось, слабо применима в России. Это вызвано тем, что организация потребностей в российском обществе имеет иной этический строй, нежели на Западе. Так же, как и “правильный” способ действия является не “рациональным”, а иным.
Организация потребностей в российском обществе (этический строй) возник не на фундаменте протестантской этики, а на базе православной, заложившей совсем иную нравственную основу. Образно и ярко ее формулирует Серафим Саровский: “Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа”. Российская нравственная парадигма предполагает обретение самоактуализации не в удовлетворении потребностей, а в сдерживании страстей, источников греха: “мир душевный приобретается скорбями”.

Сравните этический строй России и Запада (авторы таблицы Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов)

Сам этот принцип имеет две стороны.
1) Коллектив препятствует выделению индивида, негативно оценивает или даже пытается устранить его отличие от других,
2) В другом случае – поддерживает индивида в трудную минуту.
В первом случае принцип “будь как все” приобретает ограничение: “не отрывайся от коллектива”, что проявляется в осуждении общественным мнением желания казаться “умнее всех”, быть “самым деловым”, быть “самым чистеньким” и т.п. Западный человек демонстрирует свои отличительные качества, российский человек, напротив, не должен “высовываться”. Не случайно главный герой многих русских сказок – дурак.
Попытка выделиться, показать свою исключительность, своеобразие наказывается, репрессируется коллективом. Нежелание “быть как все” высмеивается. Кстати, волна анекдотов про “новых русских”, в которых создан негативный образ современного предпринимателя – действие данного регулятивного механизма, высмеивания.
Если насмешка не срабатывает, включается более сильный механизм – зависть. Она призвана уравнять амбиции индивидов.
Крайней формой “уравнивания” является “раскулачивание”. Раскулачивание построено на формуле Шарикова: “Взять все и поделить”. Эта формула характерна не только для люмпена, это общий регулятор культуры. Не случайно фразу “делиться надо” можно слышать не только от криминалитета, но и от государственных чиновников.

Совсем иначе принцип “будь как все” действует, когда индивиду “хуже”, чем другим. В России наверняка нет ни одного человека, не испытавшего на себе в трудных условиях поддержку коллектива. Именно это и есть другая сторона принципа “будь как все”.
Особенность действия этого принципа в том, что окружающие приходят на помощь потерпевшему зачастую тогда, когда он об этом не просит. Существует как бы негласное правило: нуждающийся не просит о помощи, коллектив сам приходит ему на помощь. Именно во взаимопомощи проявляются лучшие черты российского человека.
Всевидение, взаимонаблюдение друг за другом – еще одна черта русских коллективов, действие которой постоянно и всепроникающе.
Всевидение рождает у индивидов чувство, что “от общества ничего не утаишь”.
Взаимообщение – превентивный регулятор принципа “будь как все”. Именно в общении человек открывает себя. Постоянное общение и постоянная открытость – характерная черта русских коллективов. Поэтому даже на работе общение, “чаепитие”, “курение” преобладает зачастую над делом.

Особенности мотивации труда в России.
Итак, для Запада – “будь индивидуален, но следуй установленным однозначным правилам”. Для России – “будь как все и следуй за лидером”. Лидер в данном случае понимается как индивид, персонифицирующий в себе принцип “будь как все”. А значит, мотив российского индивида можно обозначить как “личная преданность” (в отличие от мотива западного индивида, известным как “частная инициатива”). Личная преданность – принцип, соединяющий в себе и добродетель православной морали – смирение, и основу бытовой морали – “будь как все и следуй за лидером”.

Для того чтобы достичь высокого статуса на Западе, достаточно быть богатым. В России статус связан с умением “быть как все”. Чем выше такое умение, тем выше статус. Человек может приобрести богатство и даже может “купить” себе статус, но он его не сохранит, если у него отсутствует чувство превентивной ориентации в коллективе. На Западе богатство равнозначно статусу, в России, чаще всего, богатство – следствие статуса. Богатство для западного индивида – индикатор успешной реализации принципа, основанного на самостоятельности (независимости), способности “все заработать своими руками”, принципа “частной инициативы”.

Однако в России есть особый индикатор статуса индивида – система льгот . Индивид, ориентирован системой норм и ценностей на “зависимость” от нормы “будь как все”. Российский индивид не “зарабатывает”, а “заслуживает”. Заслуги индивида – и есть комплекс льгот, соответствующий достигнутому статусу. Система льгот – воплощение принципа “личной преданности”. По своей сути, это и есть принцип мотивации труда в российских коллективах.
Итак, в российских организациях существует нормативная ценность как социальная установка преданный работник предпочтительней профессионала.

Другая особенность РОССИЙСКОГО характера – эмоциональность мотивации . Стремление к деньгам и материальной выгоде у российского человека не рационально, как у западного, а столь же эмоционально, как и стремление к любому другому идеалу, некогда захватившему сознание и чувства россиян

Итак, основные качества русских, влияющие на их отношение к работе и которые необходимо учитывать при работе с персоналом:

Условно положительные:
- смекалка, т.е. возможность выполнить работу при недостатке ресурсов
- энтузиазм, эмоциональная увлеченность работой
- доброжелательность, открытость в процессе общения со знакомыми людьми
- готовность оказать помощь (взаимопомощь)
- личная преданность руководителю и/или коллективу

ЧАСТЬ 2.

Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?
1. В отличие от соседей-кочевников, в том числе дpевних венгров и болгар, украинский этнос кpисталлизовался и до сих поp существует в собственном этноаpеале и вокpуг него. Такое постоянство геогpафического окpужения пpивело к почти идеальной адаптации укpаинца к ландшафту, что не могло не найти отpажения в ментальных установках. Днепp и Десна, Каpпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг - для укpаинца это не пpосто топонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспpинимаемая сpеда пpоживания, их окpужение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто - поэтические обpазы и элементы мифологии.
Восприятие статичных форм лесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими, плоскими волнами плодородных земель порождает мечтательность, чувственность, пассивность, беззаботность и одновременно – склонность к воле и анаpхии.

2. Пpевосходство "сеpдца над pазумом". "Специфическими чеpтами укpаинской миpовоззpенческо-философской ментальности, – пишет М.Шлемкевич в книге "Загублена укpаїнська душа", – есть напpавленность на внутpенний эмоционально-чувственный миp человека, в котоpом господствует не холодный pациональный pасчет "головы", а жгучий пpизыв "сеpдца".

3. Отношение к земле укpаинского кpестьянина гpаничило с ее обожествлением. Земледельческий обpаз жизни в совокупности с близостью к пpиpоде вообще pождал не только лиpичность или пpовинциальную сентиментальность, но и чувство собственного достоинства, увеpенность в своих силах, в какой-то меpе – индивидуализм. В чувстве собственного достоинства , значимости коpенится остpое, даже болезненное чувство спpаведливости, ненависти к ущемлению, толкающие укpаинца к пеpманентному поиску пpавды.

4. На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Так, "с одной стороны, квинтэссенция украинского духа - казак - вольнолюбивый индивидуалист . Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характере народа. С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложить свой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства "почуття громади", чувство взаимопомощи, поддержки и др.".

С одной стороны – авантюрно-казацкий (лицарский) стиль жизни, с другой – стиль потаенного существования, порождаемый необходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый – источник активности, то другой принуждает к жизненной философии "моя хата с краю" .

5. Начиная от восточно-славянского веча и казацкой рады, украинский народ всегда тяготел к более демократичным и республиканским формам правления , в отличие от других европейских стран с их идеями "цезарепапизма". Но все тот же индивидуализм, выступающий обратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия на протяжении длительного времени собственной государственности.

"Аристократизм духа, – писал Г. Ващенко в 20-е годы в работе "Психiчнi властивостi українцiв i причина наших невдач", – логически ведет к индивидуализму, индивидуализм ведет к эгоизму, формой которого есть амбициозность". Политические амбиции, гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба за власть приобретает острый, конфликтный, иногда – трагический характер. Она не останавливается с победой одного из политических образований: ему всегда противостоят оппозиционные силы.

Суть украинской ментальности лучше всего характеризует термин “Хуторянство”.

“Хуторянство”- это естественное состояние украинской нации.

Большинство политиков, в т.ч. и президент, – продукт украинского хуторянства, его воплощение, по сути - его классический образец. Ему не приходится притворяться, заявлять о своей принадлежности к народу. Украинский хуторянин видит в нем себя, смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев, даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен их процент и в самом Киеве, который удвоился в последних полвека за счет притока из глубинки.

Менталитет отечественного хуторянина описан в произведениях украинской художественной классики. Кратко обрисуем его характерные черты:
- Хуторянин считает себя достаточно “умным”, а если же и не очень умным, то по настоящему “мудрым”. Ум и мудрость хуторянина проявляются в его хитрости и способности своевременно уклониться от риска, избегая реальной (и мнимой) опасности и ненужной работы.
- Хуторянин сам себе на уме: он люто ненавидит представителя власти, ругает его в присутствии близких, переносит свой гнев на жену и тещу, восхищается своей смелостью и радикальностью убеждений, но при встрече с объектом ненависти (чиновником) подобострастно нагибается, приветствуя и желая ему крепкого здоровья. Еще он (хуторянин) устраняется от участия в решении общественных проблем, живет по принципу: “моя хата с краю”.
- Хуторянин чаще всего остерегается людей смелых и инициативных, видя в них скрытую опасность своему благополучию. Потому-то и держится от них подальше. Не понимает он инициативных и смелых людей. Его умозаключения сводятся к следующему: “Если я боюсь, почему он не боится?”. “Если я не решаюсь, почему он решается?”. “Может быть, ему велено, и разрешено быть смелым, а если не разрешено и не велено, то не последует ли наказание?”. В итоге он заключает: “Лучше быть мудрым и осторожным, чем смелым и битым”.

Вспомним присказку, – “в армейскую часть привезли новобранцев. Русский первым делом интересуется, где столовая, украинец – где сержантская школа. С очень глубоким подтекстом шутка. Если под "армейской частью" понимать СССР. то роль в нем украинцев просматривается неплохо”.
Действительно, не только большой удельный вес украинцев среди сержантского и офицерского состава Советской армии – факт общеизвестный, но и огромное количество хозяйственных и партийных руководителей разных рангов, разбросанных по всем областям и странам бывшего Союза, свидетельствуют о: а) высокой самоидентификации украинцев со всем советским народом; б) хозяйственность и стремление к обособлению.

Итак, взвесим все "за" и "против". С одной стороны, мы имеем общие с западноевропейской цивилизацией корни и вплоть до XVII века развивались в общеевропейском контексте, что нашло отражение в ментальных созвучиях украинской и европейской мировоззренческих принципов. С другой стороны, за последние 350 лет и в ментальности украинцев, и в ментальностях европейцев произошли коренные изменения, связанные с различными путями исторического развития. Мы больше не представляем с ними единой ментальной общности, зато у многих украинцев пока очень высокий уровень идентификации с событиями недавнего советского прошлого.

Есть такая притча. Англичанина спросили: сложно ли вырастить газон? – Очень просто, – ответил тот. – Нужно обработать землю, посеять хорошие сорта, регулярно поливать и подрезать траву. – И все? – В основном все. Пройдет триста лет – и получится отличный газон.
Несколько поколений людей родились и прожили в условиях расслабленного состояния, психология у них и их детей сформировалась потребительская, нетребовательная ни к себе, ни к людям, ни к качеству жизни. Вместе с тем строительный материал самостоятельного государства – это люди. Так что, видимо, сменится несколько поколений, прежде чем возникнет по-настоящему предпринимательский высококультурный класс, развитое гражданское общество и устойчивое государство".

Является ли эта тема чем-то нескромным или антигуманным? Известно, что народы с давних времен, общаясь между собой, присматривались друг к вторых, замечали какие характерные черты своих соседей и давали им определенную характеристику. Так же и каждый народ издавна отличал себя от других народов. Так что попытки познать национальные различия имеют очень давнюю историю.

Содержание

1.Национальный характер и ментальность украинского народа.

2.Понятие национального характера.

3.Социопсихические особенности укринского характера.

4.Язык и национальная психология.

Работа содержит 1 файл

Национальный характер украинского народа..doc

1.Национальный характер и ментальность украинского народа.

2.Понятие национального характера.

3.Социопсихические особенности укринского характера.

4.Язык и национальная психология.

1.Национальный характер и ментальность украинского народа.

Черты характера народа имеют влияние и на его историческую судьбу. Национальный характер стал предметом изучения во всех культурных наций.

2. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

Не так давно в Украине подобная тема не только не могла быть исследована, но и просто упомянутой. Воспитанные на "интернационалистских принципах" ученые не спешили браться за нее, чтобы не попасть в разряд украинских буржуазных националистов.

Является ли эта тема чем-то нескромным или антигуманным? Известно, что народы с давних времен, общаясь между собой, присматривались друг к вторых, замечали какие характерные черты своих соседей и давали им определенную характеристику. Так же и каждый народ издавна отличал себя от других народов. Так что попытки познать национальные различия имеют очень давнюю историю.

Существуют ли какие-то общие для целой нации черты? Или национальный характер состоит из суммы характеристик отдельных индивидов? Ответы на эти вопросы не найдем ни в философских, ни в психологических словарях или энциклопедиях. Советские исследователи не смогли или просто побоялись дать ответы на них.

Долгое время считалось, что изучение национального характера невозможно, ведь, изучая отдельных индивидов, мы не можем составить представление о нации в целом. Отдельная личность не раскрывает в полном объеме национальный характер. Элементами национального характера (его частями) могут быть отдельные социально-психологические черты, а не характеры отдельных индивидов. Индивидуальная же психология является лишь вспомогательной отраслью психологии народов.

Понятие национальный характер охватывает типичные качества и психологические особенности этнической группы, которая имеет общую территорию, язык, историю, культуру, обычаи, символы, отличающие ее от соседних народов.

От чего зависит тип национального характера? Профессор Александр Кульчицкий (Франция) определяет несколько аспектов в изучении украинцев психической структуры: расовые факторы, геопсихические, исторические, социопсихические, культуро-морфические и глубиннопсихические причины.

Против расовых факторов, против генетичности национального характера десятилетиями выступали некоторые советские исследователи. И. Кон пишет, что "биологическое трактовки национальной психологии всегда было типичным для расистских теорий", а дальше, чтобы Истины, сам себе противоречит, объясняя, что расизм - это не признание расовых отличий, а утверждение преимуществ одной расы или нации над другой.

Расой здесь называем группу людей, имеющих общее происхождение, определенные унаследованные антропо-биологические, духовные, психологические черты, которые она создала на протяжении своей истории и длительного проживания на общей территории.

Территория каждого народа имеет свои природные особенности и в определенной степени влияет на формирование национального характера. Богатство земли Украины способствовало влюбленности в природу, лиризма, созерцанию и покоя. Однако отмечается и такая черта, как отсутствие активности, поскольку плодородная земля одаривает человека без особых на то потуг.

Исторические факторы влияют на воинственность украинского народа, поскольку эта богатая страна всегда требовала защиты от многочисленных завоевателей. Итак, образовался "авантурнично-казацкий" тип характера.

Социальные факторы, т.е. различия в психологии разных общественных слоев - почти не исследованная область этнологии. Интересные взгляды на эту проблему высказал Дмитрий Донцов в своем труде "Дух нашей старины" (Мюнхен-Монреаль, 1951), но об этом речь дальше.

Культура нации создается в течение очень долгого времени; начиная с прообразов этнической мифологии и заканчивая современной поэтическим творчеством. Мироощущение древних украинцев органично вошло в ментальность их потомков. Национальные образы мира (часто подсознательные), стереотипы поведения, психические реакции или оценки определенных событий или лиц всегда является отражением этнической ментальности, т.е. того, что можно назвать "духом народа". Космополитическая же культура, которую до недавнего времени называли интернациональной, денационализуе личность, лишает ее чувства патриотизма и поэтому вредна для нации.

Национальные различия - это прежде всего различия в психологии мышления, который выражается прежде всего в языке, а также в умственном творчестве, вытекающий из ментальности этноса. По мнению Дмитрия Овсянико-Куликовского, яркость национальных черт прямо пропорциональна уровню интеллектуальной одаренности, а следовательно, "гений всегда в психологическом смысле глубоко национальный". Отдельные же субъекты, "стоящих в умственном отношении ниже среднего уровня, тем более слабоумного, а также идиоты лишены национальных признаков"

Итак, 'национальный характер наиболее полно отражается именно в культуре, в интеллекте нации. Но не следует забывать, что любые обобщающие характеристики этноса всегда будут относительными по сравнению с другим этносом.

ЭТНИЧЕСКИ Составляющие УКРАИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Прежде чем рассмотреть влияние на формирование украинского характера различных этносов, на протяжении тысячелетий жили или просто проходили землями Украины, обратим внимание на следующие факты:

1. "Всякая капля иноэтничной крови через несколько десятков поколений расходится по жилам всего народа. Каждый современный человек лишь на временной глубине 20 поколений (около 500 лет) теоретически имеет 1048576 предков "2.

2. По исследованиям чешского биолога ХIХ в. Менделя, группы крови подлежат законам наследственности. Каждый этнос охотнее принимает родственную ему кровь, чем чужую.

3. Палеоантропологические данные и гематологические группы современных народов дают право считать украинский народ в родстве с населением Северной Италии, Балкан, швейцарцев, Германии, Юга Англии, Чехии, Словакии, отдельных районов Франции 90% украинский народ имеют группу крови "А", "АВ" и " О ", но очень мало группы" В ". ПОЗИЦИЯ. с русскими и монголами, в которых группа "В" составляет 80%.

4. В каждой нации есть основные этнические компоненты - первени (срок Юрия Липы) и примеси, то есть незначительное количество иноэтничным генов. По закону Менделя в антропологической расе примеси есть второсортный, чем первени, поэтому они очень быстро будут елиминовани (т.е. изгнаны, исключены).

1 Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. - Петербург, 1922. - С.6.

2 Макарчук С., Турий С Украинский этнос. - Львов, 1990. --

Юрий Липа определяет 4 составляющие украинской пракультуры и

подробно характеризует их: это трипольский, понтийский, готский, киевско-руский первени.

1. Трипольская пракультура имеет этнический связь с пракультурою Малой Азии, то есть более южной. Это были люди, закалялись в суровых климатических условиях, чем малоазийци. Именно они оставили в наследство украинского свою терпеливость, молчаливую отвагу, скромность, осторожность, упорство в достижении цели и умение стойко воспринимать неудачи. "Это - характеры, кружащиеся в крови современных украинском, и всегда их дела, их получение в них могут возродиться" 1.

Именно трипольская цивилизация сформировала праукраинские города и села, построила дороги, валы, разбила землю на поля и поля. От них у нас и психология земледельца, и уважение к женщине, и семейные обычаи, и демократический общественный строй.

2. Понтийская пракультура - это культура северного Причерноморья, где население была перемешана с эллинским этническому типу. Ольвия и Пантикапей существовали более тысячи лет. Их культура была тесно связана с культурой трипольцев, т.е. определенной мере унаследовала от них свои культы (ie Коструба, Богини Матери, Полеля, и др..) Понтийская культура близка, а иногда просто отождествляется со скифской. От них украинский унаследовали отвагу, предприимчивость, творческий дух, тяга к красоте. Как писал профессор Щербина, индивидуализм украинский противостоит стадности, но его преданность любимому делу побуждает его находить союзников и единомышленников. Отсюда поезд украинского к различным союзов, обществ, артелей и т.п. Эту черту также унаследовано от понтийского первеня.

3. Готские воздействия, известные во II в. н.э., пришли в Украину через Волынь из империи остроготы. Правда, современные исследования доказывают, что влияние готов в нашей историографии был несколько преувеличенным. От них могли быть унаследованы стойкость характера, военная и государственная дисциплина, соблюдение соглашений, организованность.

1 Липа Ю. Назначение Украины .- Нью-Йорк, 1953 .- С. 131,

Интересное сочетание готизму с еллинством (понтийством) дало тип запорожского казака, который удивлял иностранных историков: Люди военные и одновременно торговые, продают рыбу и меха и др. Екатерина II завидовала казацком умению проводить свою экономическую политику, а польский историк удивлялся, откуда Богдан Хмельницкий имел средства для ведения войны.

4. Киево-руский первень. Староукраинский государство Киевская Русь просуществовала около 700 лет. От нее в украинское сознание своих политических традиций, которые сохранила княжеская элита даже в Литовском государстве, а также продолжили запорожские казаки вплоть до отмены Гетманщины. Этот дух свободолюбия и национальной гордости начал больше притлумлюватися в XVIII веке. Пока старшие люди передавали потомкам этот глубинный украинский патриотизм, но уже для украинскости наступали грустные времена.

Далее Юрий Липа рассматривает примеси, которые считает второсортный, чем первени в национальном характере, однако отмечает, что пренебрегать ими нельзя.

Примеси могут быть двух типов: Те, которые оказываются в антропологии (физиологические), и те, которые накладывают духовный отпечаток на национальный характер (импрегнацийни).

Большую роль для импрегнации имеет психологическое состояние народа, его отношение к соседям, его восприятия или не восприятия другого этноса.

Украинская очень неохотно вступали в брак с представителями других этносов. Чтобы соединить свою судьбу с иностранцем, украинской девушке нужно было увидеть общность его норм морали с украинскими обычаями, правопорядком. А также весомую роль имеет еще и отношения этого чужака в Украину. Еще реже женились на чужой украинские мужчины.

. Так для украинского сильной помехой слиянию с кочевниками была абсолютная отвращение и ненависть к разрушителей, насильников, грабителей, и об этом есть немало свидетельств в летописях. Поэтому есть все основания (учитывая также законы Менделя) говорить, что это психологическое неприятие кочевых этносов (татары, печенеги, монголы и т.д.) были чрезвычайно отталкивающей силой чужеродных элементов, которые отмечались и более низким уровнем культуры в сравнении с оседлым людом.

Также препятствием для восприятия иранских и кавказских примесей была их мусульманская религия, хотя незначительное влияние этих этносов остался народ Азовского приморья, Донетчины, Кубани. Характерной чертой оставленным этими этносами считают воинственность, независимость, грубоватость.

Незначительными в украинской нации является примеси кельтского и норманнского этносов, которые также характеризуются как воинственные, мало организованы, но наиболее творческие элементы (кельто-скифы, варяги).

Римская и фракийские примеси отразились преимущественно в области права. "Римское право" пользовалось популярностью и у запорожских казаков, хотя они имели и свои давние правовые нормы. Особенно римские и фракийские этнические влияния ощутимы в характере южных украинском, в Карпатах, Поднестровье, на Буковине.

Еврейские примеси мало сказались на украинском антропологии, поскольку не имеют определенного антропологического типа (например, наличие евреев среди негров, китайцев и др.), однако добавили в психологию украинского некоторые посреднические способности, хотя эти влияния незначительные.


Нет такой задницы, через которую евроукры что-то бы ни сделали ― это утверждение, как ни одно другое, идеально подходит для современной Украины. Что они ни делают ― не идут дела. В чём причина? Воздух неправильный? Судьба-злодейка? Почему граждане великой и незалэжной ни от кого державы ни сами не живут хорошо, ни другим не дают? Одна из теорий гласит, что всему виной менталитет: та самая загадочная украинская ментальность, от которой украинцы страдают уже много лет, и чем дальше, тем их страдания сильнее. И вот о десяти наиболее ярких особенностях украинского менталитета сейчас и пойдёт речь.

Особенность № 1. Хатаскрайничество

Особенность № 2. Нацаревать 100 рублей и утикты

Особенность № 3. Не предать, а предвидеть

Особенность № 4. Назло маме уши отморозить

Особенность № 5. Не жадность, а домовитость

Особенность № 6. Хитрая глупость

Особенность № 7. Не подмажешь ― не поедешь

Особенность № 8. Обострённое достоинство

Особенность № 9. Молодец против овец, а против молодца ― и сам овца

Парадокс, но годы упоительного самовнушения насчёт собственного достоинства нисколько не смогли добавить мужества украинскому обывателю, его общественным лидерам и большим политикам. Современное украинство ― это трусость и страх понести наказание. Поэтому не стоит удивляться такой бытовой шизофрении, когда сейчас ты рыцарь, преисполненный достоинства, а через минуту ты уже стоишь на коленях в грязи у дороги, по которой едет каток, укладывающий асфальт. Последнее ― реальный случай из Львовской области: коленопреклоненная массовая благодарность асфальтоукладчику (пускай и ироническая). Всё-таки столетия крепостничества имеют большую силу в сознании обывателя, чем какое-то там достоинство. Отсюда и хроническая трусость. Первый вал карателей, прибывших на Донбасс, в основном состоял из жителей западных областей. Но, когда их сотнями начали укладывать в землю, резко наступило просветление, и теперь в т. н. АТО (ООС) в основном участвуют простые украинизированные русские, воюющие против таких же русских по ту сторону фронта. Отважные галичане, мнящие себя нравственной элитой страны, прячутся от призыва в армию по подвалам, в лесах и даже за границей. Потому что страхов много, а жизнь одна. Именно поэтому, как уже было сказано ранее, гитлеровцы и использовали бандеровцев только в карательных операциях против безоружных. В настоящем бою они были бесполезны.

Особенность № 10. Хуторизм

Ну и, наконец, последняя фирменная черта украинского менталитета ― местечковость. Хуторская, провинциальная местечковость, завязанная на соломе, кизяках, самогоне и сале. Опять же, это благоприобретённое наследие холопской украинской истории. Батраку не интересно искусство, науки и государственные свершения. Идеальная Украина, которую вы можете встретить в современных украинских школьных учебниках, ― это одно большое село, в котором мальчики пашут землю, а девочки варят борщи. Эту идею активно продвигают западные владельцы Украины. Или вы думаете, что стремительно сокращающееся количество школ и учителей на Украине ― это случайность? Вовсе нет: холопы должны уметь считать на пальцах, чтобы знать, сколько кусков сахара нужно положить пану в чай. Этого довольно. И самое печальное в том, что ― как-то так получилось ― подобное оказалось весьма по шерсти украинскому обывателю. Хуторянство ― это естественное состояние украинского сознания. Поэтому Украина, оставшись сама по себе, оказалась неспособна родить хотя бы одного настоящего государственного мужа, потому что из хуторянина может получиться максимум приказчик, но не президент. Кто не верит ― спросите у любого адекватного киевлянина о ползучей хуторизации его города. Аналогичное происходит и в других областных центрах страны: городских вытесняют деревенские, подстраивая города под свой хуторской ум. Поэтому вместо централизованного водопровода приходят уличные колонки, вместо централизованного отопления ― печи, в том числе в многоквартирных домах, а вместо русского языка, на котором говорили и говорят выдающиеся мировые мыслители, приходит мова, которая хорошо подходит для управления коровьим стадом и которая совсем не годится для ракетостроения. И всё бы хорошо, да вот только эти самые хуторяне, переезжающие в города, делают это не потому, что их деревни процветают и они теперь хотят нести умное, доброе и вечное городским жителям. Вовсе нет. Украинский хуторизм ― это не тяга к созданию провинциального рая под соломенной крышей со сливочным маслом. Это бардак, безответственность, невежество, хамство и большая ненависть к городским, которые живут лучше.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

А как в Украине.docx

По истории украинской культуры

На тему: Особенности украинского менталитета

2. Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?

3. Хуторянство

6. Мечта по-украински: благополучие без усилий и риска

8. Список литературы

Украинский ментолитет

Есть такая притча. Англичанина спросили: сложно ли вырастить газон? – Очень просто, – ответил тот. – Нужно обработать землю, посеять хорошие сорта, регулярно поливать и подрезать траву. – И все? – В основном все. Пройдет триста лет – и получится отличный газон.
Несколько поколений людей родились и прожили в условиях расслабленного состояния, психология у них и их детей сформировалась потребительская, нетребовательная ни к себе, ни к людям, ни к качеству жизни. Вместе с тем строительный материал самостоятельного государства – это люди. Так что, видимо, сменится несколько поколений, прежде чем возникнет по-настоящему предпринимательский высококультурный класс, развитое гражданское общество и устойчивое государство".


Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?
1. В отличие от соседей-кочевников, в том числе дpевних венгров и болгар, украинский этнос кpисталлизовался и до сих поp существует в собственном этноаpеале и вокpуг него. Такое постоянство геогpафического окpужения пpивело к почти идеальной адаптации укpаинца к ландшафту, что не могло не найти отpажения в ментальных установках. Днепp и Десна, Каpпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг - для укpаинца это не пpосто топонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспpинимаемая сpеда пpоживания, их окpужение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто - поэтические обpазы и элементы мифологии.
Восприятие статичных форм лесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими, плоскими волнами плодородных земель порождает мечтательность, чувственность, пассивность, беззаботность и одновременно – склонность к воле и анаpхии.

2. Пpевосходство "сеpдца над pазумом". "Специфическими чеpтами укpаинской миpовоззpенческо-философской ментальности, – пишет М.Шлемкевич в книге "Загублена укpаїнська душа", – есть напpавленность на внутpенний эмоционально-чувственный миp человека, в котоpом господствует не холодный pациональный pасчет "головы", а жгучий пpизыв "сеpдца".

3. Отношение к земле укpаинского кpестьянина гpаничило с ее обожествлением. Земледельческий обpаз жизни в совокупности с близостью к пpиpоде вообще pождал не только лиpичность или пpовинциальную сентиментальность, но и чувство собственного достоинства, увеpенность в своих силах, в какой-то меpе – индивидуализм. В чувстве собственного достоинства, значимости коpенится остpое, даже болезненное чувство спpаведливости, ненависти к ущемлению, толкающие укpаинца к пеpманентному поиску пpавды.

4. На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Так, "с одной стороны, квинтэссенция украинского духа - казак - вольнолюбивый индивидуалист. Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характере народа. С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложить свой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства "почуття громади", чувство взаимопомощи, поддержки и др.".
С одной стороны – авантюрно-казацкий (лицарский) стиль жизни, с другой – стиль потаенного существования, порождаемый необходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый – источник активности, то другой принуждает к жизненной философии "моя хата с краю".
5. Начиная от восточно-славянского веча и казацкой рады, украинский народ всегда тяготел к более демократичным и республиканским формам правления, в отличие от других европейских стран с их идеями "цезарепапизма". Но все тот же индивидуализм, выступающий обратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия на протяжении длительного времени собственной государственности.
"Аристократизм духа, – писал Г. Ващенко в 20-е годы в работе "Психiчнi властивостi українцiв i причина наших невдач", – логически ведет к индивидуализму, индивидуализм ведет к эгоизму, формой которого есть амбициозность". Политические амбиции, гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба за власть приобретает острый, конфликтный, иногда – трагический характер. Она не останавливается с победой одного из политических образований: ему всегда противостоят оппозиционные силы.
3.Хуторянство
Суть украинской ментальности лучше всего характеризует термин “Хуторянство”. “Хуторянство”- это естественное состояние украинской нации. Большинство политиков – продукт украинского хуторянства, его воплощение, по сути - его классический образец. Ему не приходится притворяться, заявлять о своей принадлежности к народу. Украинский хуторянин видит в нем себя, смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев, даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен их процент и в самом Киеве, который удвоился в последних полвека за счет притока из глубинки. Менталитет отечественного хуторянина описан в произведениях украинской художественной классики. Кратко обрисуем его характерные черты:
- Хуторянин считает себя достаточно “умным”, а если же и не очень умным, то по настоящему “мудрым”. Ум и мудрость хуторянина проявляются в его хитрости и способности своевременно уклониться от риска, избегая реальной (и мнимой) опасности и ненужной работы.
- Хуторянин сам себе на уме: он люто ненавидит представителя власти, ругает его в присутствии близких, переносит свой гнев на жену и тещу, восхищается своей смелостью и радикальностью убеждений, но при встрече с объектом ненависти (чиновником) подобострастно нагибается, приветствуя и желая ему крепкого здоровья. Еще он (хуторянин) устраняется от участия в решении общественных проблем, живет по принципу: “моя хата с краю”.
- Хуторянин чаще всего остерегается людей смелых и инициативных, видя в них скрытую опасность своему благополучию. Потому-то и держится от них подальше. Не понимает он инициативных и смелых людей. Его умозаключения сводятся к следующему: “Если я боюсь, почему он не боится?”. “Если я не решаюсь, почему он решается?”. “Может быть, ему велено, и разрешено быть смелым, а если не разрешено и не велено, то не последует ли наказание?”. В итоге он заключает: “Лучше быть мудрым и осторожным, чем смелым и битым”.

Читайте также: