Сравнительная характеристика александра 2 и александра 3 сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Александр II начал правление как либерал, только к концу его перешёл к консервативным мерам, Александр III сразу проявил себя как консерватор и даже пересмотрел некоторые реформы своего отца. Однако они оба проводили реформы, только преобразования Александра II были несравнимо более масштабными и затрагивали гораздо большее число сфер жизни россиян. (ИР: "Внутренняя политика Александра III").

Это два абсолютно разных направления.
Политики Александра Второго была очень либеральной . Он внес в страну такие реформы, которые люди ждали столетиями .
Он первый в стране царь, который отменил Крепостное право, он первый ввел институт адвокатов, сделал суды более справедливыми, Александр Второй провел земскую реформу и ввел институт местного самоуправления .

Александр Третий (сын Александра Второго) возможно бы продолжил бы дело отца и дальше, но этого он делать не стал.
Алескандр 2 был убит . Когда на престол взошел Ал. 3 он решил поменять курс политики . Была введена цензура, начались гонения, был введен цикруляр о " кухаркинах детях". Всеми этими методами Александр 3 боролся с инокомыслием и терроризмом .

Но стране ничего хорошего его реформы не дали.

Александр lll был высокий, 193 см, толстый, учился плохо, не умел грамотно писать по-русски, воспитан в религиозных понятиях, женат один раз и очень счастлив в браке. Но не дожил до старости, умер от болезни почек.

отличия: 1)Александр ll был худ, грамотен, владел франц., нем., англ., польским языками, к вероисповеданию относился равнодушно, был слезливый, сентиментальный, мягкий по характеру, но храбрый. Он был неравнодушен к женщинам, имел двух жен, развратничал, причем, не скрывая это от первой жены,
посвящая ее в тайны приключений.

2)Александр 2:создал манифест об отмене крепостного права и провёл несколько реформ: судебная, военная, техническая и реформа самоуправления. Был либералом и отменил крепостное право

2)Александр 2:Свидетельством медленного промышленного роста в этот период может служить производство чугуна, увеличение которого лишь ненамного опережало рост населения и заметно отставало от показателей других стран

Александр 3: предпринял ряд мер по искоренению коррупции и злоупотреблений, усилившихся в предыдущее царствование

Александр3:закончил орнамент, немного приукрасив его консерватизмом
короче обратил внимание на деньги и банки в стране, учредил Дворянский банк и потратил деньги на строительство железных дорог, усилил контроль над всем import и усилил цензуру печати.

Александр 3:Большие успехи были достигнуты в развитии промышленности. Так, настоящая техническая революция началась в металлургии. Выпуск чугуна, стали, нефти, угля в период с середины 1880-х по конец 1890-х гг. увеличивался рекордными темпами за всю историю дореволюционной промышленности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Александр Второй (1855 – 1881)

Александр Третий (1881 – 1894)

Крестьянский вопрос. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года.

Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель . В 1883—1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал ( 1889) . Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.

Реформа системы высших органов управления.

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган — Совет министров.

Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60—70-х гг. провел большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подменен Комитетом министров.

В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

Ближайшее окружение Александра III составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. К. Катков.

С. П. Рябикин суть нового курса определяет в следующих положениях.

Во-первых, причины политического кризиса новое правительство видело не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада.

Во-вторых, цель внутренней политики Александра III — укрепление самодержавия, насаждение православия и русификация окраин России.

Судебная реформа 1864 г.

В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:

— равенство всех подданных перед законом;

— независимость суда от администрации;

создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);

на судебные заседания допускались публика и представители прессы.

— В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Земская реформа 1864 г.

Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы.

Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала.

Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

— Введен институт земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян — помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.

— Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.

Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.

— Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление практически было под контролем правительства.

Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Военные преобразования 60—70-х гг. Одним из наиболее последовательных и важных преобразований александровского царствования стала военная реформа . Ее начало относится к 1860—1861 гг., завершение — к 1874 г.

Успеху этой реформы способствовало то, что ее подготовкой и проведением в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.

Главное достижение военной реформы — переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (закон утвержден Александром II 1 января 1874 г.). Согласно закону мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок военной службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее — полтора года.
- Первое серьезное испытание — Русско-турецкая война 1877—1878 гг. — показало высокий уровень боевой подготовки армии.

Реформы в системе просвещения. Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов . Ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию университета без разрешения его ректора. Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие технические учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.

В феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления — Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Г. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ.

Рабочее движение отсутствовало

— Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Но главное было даже не в этом. Монолог власти, характерный для Николаевской эпохи, по мнению И. Н. Ионова, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.

1 Александр II и Александр III (Сравнительная характеристика) Работу выполнила Тимофеева Татьяна, ученица 10А класса Координатор проекта Гордеева М. Л.

2 Александр II Освободитель Александр III Миротворец

3 Воспитание императоров. Александр II Александр III Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что в своем поколении он был старшим князем. Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В.А.Жуковский, среди учителей - М.М. Сперанский (законодательство), К.И. Арсеньев (статистика и история), Е.Ф. Канкрин (финансы), Ф.И. Брунов (внешняя политика). Программа, по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения военным делом. Александр III был настоящий русский богатырь: рослый, сильный, пышущий здоровьем. Он без труда ломал подковы, завязывал узлом кочергу и сворачивал в трубочку серебряные монеты. Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился к военной деятельности. Стал цесаревичем в 1865 после смерти старшего брата князя Николая, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С.М. Соловьев (история), Я.К. Грот (история литературы), М.И. Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на него оказал преподаватель законоведения К.П. Победоносцев.

4 Личность и мировоззрение. Александр III держался строгих правил морали, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту. Способствовал либерализации общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др. Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии. Личность императора формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в сыне военного в душе, и под руководством Жуковского, который стремился воспитать монарха-законодателя. От природы наделенный прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать. Совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. И к 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу,что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил.

6 Александр III Александр II Реформы и контрреформы

12 Внешняя политика России при Александре III направлялась самим царем и отличалась стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. В е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 завоевания Средней Азии). Для хозяйственной жизни России характерен экономический рост, что было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в удвоилась, сеть железных дорог в выросла на 47%). Царь-реформатор совершил грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни стали шагом к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Итоги царствования Александр II Александр III В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Однако Александр III оставил после себя отсталые сельское хозяйство, крестьянские общины, малоземелье, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в ). В довершение ко всему контрреформы крайне обострили отношения между властью и обществом.

13 Смерть императоров 1 марта 1887 года группа молодых революционеров-террористов во главе с А. И. Ульяновым хотела совершить на Александра III покушение, попытавшись бросить бомбу под его сани. Но за заговорщиками уже следили, и ни убить, ни ранить царя им не удалось, а участники несостоявшегося теракта были схвачены и казнены. Умер Александр Миротворец в Ливадии (Крым) на сорок девятом году жизни от болезни почек. Его могучее здоровье было изрядно подорвано пагубным пристрастием к алкоголю, которое он никак не мог преодолеть. Александр III Александр II На Александра II было совершено несколько покушений: 1867 в Париже, 2 апреля 1879 в Петербурге, попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879, взрыв в Зимнем дворце 5 февраля марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. Он погиб в тот день, когда решился дать ход проекту М. Т. Лорис- Меликова. Александр Освободитель в последние минуты своей жизни Монеты в память Александру Миротворцу

14 Памятник Александру II г. Иркутск Памятник Александру III г. Москва

15 Собор Спас на Крови – место убийства Александра Освободителя. г. Москва

16 Мост Александра Миротворца г. Санкт - Петербург

17 Выводы: По моему мнению, Александр Освободитель сделал все возможное, чтобы Россия встала на одну ступень с такими странами, как США, Франция, Германия, Австро- Венгрия. В годы его правления Россия вступила в Турецкую войну, в которой мы одержали победу. Его реформы называют ВЕЛИКИМИ. Я думаю, что вполне заслуженно. Как реформатора его можно сравнить с Петром I. Изменения в судебной системе действуют и в наше время. Именно по приказанию этого императора создан Госбанк, который служит прообразом нашего современного государственного банка. Безусловно, самая большая заслуга Александра Освободителя – отмена крепостного права, просуществовавшего в России около четырех веков. Многие пытались освободить крестьян, но получилось лишь у него. У меня сложилось впечатление, что Александр III разрушил всю либеральную основу, которую так тщательно закладывал его отец. На мой взгляд, его реформы в области образования и земств не привели Россию к процветанию. Возможно, император выбрал не тот путь правления, когда так упорно пытался остановить развитие государства. Однако, надо отдать должное Александру III Миротворцу за то, что в его правление Россия не участвовала ни в одной войне. Также в 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая и сейчас несет очень важную транспортную функцию.


Тамара Тихонова,Ольга Зевакина,Олеся Башкирова,елена чулочникова,Оксана Комисаренко,Вероника Баранова,Ирина Гордева ,Екатерина Колычева,Татьяна Перепелюк,Светлана Иванова,Галина Ковылова,Елена Владимирова,В Риттер,Ольга Мартьянова ,Любовь Рязанова,Елена Чугунова,Анна Муравьева,Анна Мрясова,Сергей Сафронов,Наталья Баранова,Юлия Шагиева,Владлена Зеленова,Елена Баранова,Ирина Чернобылова,Галина Неплюева

Сказали спасибо 0

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  • Поражение в Крымской войне.
  • Нарастающее недовольство народа.
  • Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  • Прогрессивное окружение императора.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

Либеральные реформы Александра 2 1860 - 1870 годов

Финансовая реформа 1860 — 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Люди реагируют на реформы Александра 2

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.

Поражение в Крымской войне - причина реформ

Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Список правителей России

Император Павел 1

Золотые паравозы Троцкого

©Использование материалов сайта запрещено. При использовании ссылка на источник обязательна!

Предпосылки и причины процессов либеральных реформ и реакционных контрреформ

Реформы Александра II

Контрреформы Александра III

Кризис российского крепостнического феодализма.

Стремление к сохранению незыблемости основ российского самодержавия.

Промышленная отсталость от Европы.

Необходимость промышленной модернизации.

Поражение в Крымской войне из-за военно-технической отсталости.

Необходимость сдерживания внешнеполитических соперников.

Рост социального напряжения в стране.

Сущность реформ (– 1881 гг.) и контрреформ (1881 – 1894 гг.)

Обусловленность реформирования и последующего за ним процесса контрреформ является особенностью истории государства Российского XIX века. Преемственная связь двух противоречивых явлений создала обстановку обострения классовой борьбы, возникновения и развития революционной ситуации.

Реформы Александра II

Контрреформы Александра III

19 февраля 1861 года – начало Великой Крестьянской реформы в России. Ликвидация крепостной зависимости крестьян, с наделением их землей за выкуп. Временное сохранение временнообязанного состояния.

Отменена подушная подать (1882 г.), прекращено временнообязанное состояние (1883 г.). Введен институт земских начальников и приостановлен процесс разрушения общины (1893 г.).

Реформы органов местного самоуправления: земская (1864 г.), городская (1870 г.). Всероссийское совещание земств (проект Лорис-Меликова).

Ограничение реальных полномочий земских и городских органов самоуправления (1890, 1892 гг.). Издание Манифеста о незыблемости самодержавия (1881 г.). Закрытие проекта о Всероссийском земском совещании (1882 г.).

Реформирование суда и судопроизводства (1864 г.). Введение суда присяжных и состязательности на судебных процессах.

Принятие положения о чрезвычайной и усиленной охране. Политические дела изымались из ведения суда присяжных.

Военное реформирование (1874 г.). Ликвидация рекрутской повинности и создание мобилизационного резерва. Создание системы военных округов.

Увеличение сроков службы для обладателей среднего и высшего образования, а также для вольноопределяющихся.

Либерализация (1863 г.) университетского устава, дававшая возможность широкой автономии для высших учебных заведений.

Введение нового (1884 г.) университетского устава существенно ограничивало автономию высших учебных заведений.

Либерализация (1864-1871 гг.) образовательного процесса начального и среднего уровней.

Закрытие целого ряда печатных изданий, ужесточение регламента цензуры.

Либеральные реформы открыли возможности для появления и развития различных политических движений (в т. ч. радикальных).

Контрреформы перекрыли возможности развития открытых оппозиционных общественно-политических движений. На зачищенном политическом пространстве начали появляться нелегальные (марксистские) организации.

Реформы Александра II

Контрреформы Александра III

Время правления императора Александра II

ознаменовано Великими реформами, отразившимися в либерализации всех сфер общественной жизни: политической, экономической, социальной и духовной.

Курс контрреформ императора Александра III

был направлен на восстановление расшатавшихся устоев самодержавия и возврат к принципам консерватизма в политической, социальной и духовной сферах.

Читайте также: