Тургенев утро туманное сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Смысл ст-я прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой: Нехотя вспомнишь и время былое.. .

На это настраивает окружающая природа — замершая осень.

Эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.

Ст-е имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция

Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет

впечатление замедлившегося течения жизни, почти полное отсутствие какого-либо движения. Это содержащие повторы и перечисления назывные предложения, которым свойственна не только фрагментарность, но и одновременно большая емкость выражаемого содержания.

Ощущение замедленности, протяженности окружающего, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, начинающейся с гласной буквы. Наиболее заметно звучание протяжного У, ударного А, который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим Н — туманное (которое еще повторится в третьей строфе — странной, непрестанный) .

В стихотворении герою сопутствует утро, время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков.

Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего — все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех — каждого-мгновений жизни.

Фрагменты воспоминаний выстраивая по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и: вспомнишь и время, вспомнишь и лица.

Во второй строфе волна воспоминаний нарастает — картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи. Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды — так жадно, так робко ловимые.

Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной…

Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?

Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

  • Иван Тургенев ~ Как хороши, как свежи были розы (+ Анализ) - 13.12.2021
  • Иван Тургенев ~ В дороге (Утро туманное, утро седое) (+ Анализ, видео) - 13.11.2021
  • Тургенев Иван Сергеевич ~ хронологическая таблица жизни и творчества писателя - 16.11.2020

Утро туманное зимнее, снег, туман

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Дата создания: 1843 г.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Ноябрь, первые заморозки

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

p, blockquote 11,1,0,0,0 -->

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

В произведении нет действия как такового – автор описывает свое внутреннее состояние, поэтому стихотворение актуально во все времена. В тексте огромное количество определений в виде прилагательных и причастий, усиливающих лирический характер произведения. Не случайно оно положено на музыку Эрастом Абазой и стало украшением русского искусства романса.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Туманное холодное утро

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Течение мыслей в дороге особенное. Их не сбивают обычные, будничные дела. Воспоминания сами по себе всплывают образами в голове. Герой не препятствует этому и полностью отдается полету фантазии. Настроение умиротворенное и спокойное. Способствуют этому окружающие виды: задумчивость лесов, спокойное колыхание колосьев на ветру, однообразие проселочной дороги. Акцент на природе сделан в начале и в конце стихотворения, с нее начинается и заканчивается стих. Природа – это обрамление воспоминаний. Она помогает подвести итог и подчеркнуть главное.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Удивительно, как молодому человеку удалось передать мысли взрослого, умудренного опытом человека. Читатель погружается в эти воспоминания полностью, сопереживает ему. Автору удалось очень тонко совместить описание осенней природы и тоскливых воспоминаний героя. Они неотделимы друг от друга, помогают полностью раскрыть мысли автора и путника в его лице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок призван способствовать осваиванию обучающимися богатств русского языка и на примере слова И.С.Тургенева применять возможности языка для выражения собственных мыслей.

Его стихи – многопевная мечтательность.

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с текстом стихотворения, подготовить его творческое осмысление и истолкование;

Формировать умение воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, понимать смысл произведения во всей его сложности;

Способствовать осваиванию учащимися богатств русского языка и на примерах мастеров слова обучать применению возможностей языка для выражения собственных мыслей;

Воспитывать эмоциональное восприятие художественного слова, умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Вспомогательные элементы урока:

Справочные материалы по анализу поэтического текста.

Презентация к уроку (портреты И.С.Тургенева, Полины Виардо, иллюстрация к стихотворению).

Музыкальное оформление начала урока, вокальное исполнение произведения в конце урока.

Иллюстрация к стихотворению.

Вступительное слово учителя.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово.
А. А. Ахматова

Ребята, сегодня мы собрались, чтобы совершить еще один шаг на пути к познанию глубины и емкости художественного слова, долговечней которого, по мнению А.А.Ахматовой нет ничего на земле, да и, вероятно, и выше: ибо сказано: что слово – это Бог! Так ли это на самом деле, действительно ли слово, особенно если оно художественное, может синтезировать наши читательские мысли и чувства? На этот и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить. Обратимся к домашнему заданию, целью которого было читательское прогнозирование.

2. Читательское прогнозирование.

Итог: как правило, у большинства в сочинении, как и в живописной работе, присутствует мотив грусти, одиночества; воспоминаний о том, что оставлено позади, размышлений о будущем.

Наш творческий поиск мы продолжим сегодня, обращаясь к одному из стихотворений И.С.Тургенева, который менее всего известен нам как поэт, но следует отметить, что начинал он свою литературную деятельность именно как поэт, правда, много позже не любил говорить о своих стихах, считал их слабыми, за исключением одного, к интерпретации которого мы и обратимся сейчас. И поскольку интерпретация предусматривает не только истолкование, но и восприятие текста, думается, не лишним будет вспомнить сегодня историю создания стихотворения.

История возникновения стихотворения – посвящения Полине Виардо.

От 28 октября 1850 г. Санкт - Петербург

В будущий вторник исполнится ровно семь лет, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути – было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною…

4.Чтение стихотворения подготовленным учеником

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные снегом покрытые…

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

-Скажите, услышали ли вы свои переживания в стихотворении Тургенева? Уже на этом этапе работы мы можем сказать, что не обманулись в своем читательском прогнозировании, или же великий мастер слова не обманул нашего доверия: сколь бы ни было велико присутствие художественного вымысла – поэт сумел выразить то, что близко всем нам, что переживаемо всеми нами.

Попробуем приоткрыть тайну такого волшебного и такого простого слова поэта.

-Откройте справочные материалы, еще раз самостоятельно познакомьтесь с содержанием стихотворения.

(ученики читают стихотворение)

5. Анализ стихотворения.

- Что вы можете сказать о названии?

У стихотворения двойное название( не нулевое!) –причем авторское записано в скобках. Как вы думаете – почему?

( Первое настраивает на размышления - философское, второе – содержит лиричность, напевность.)

- Скажите, а двуплановость названия никак не выразилась в тексте?

-Как бы вы определили тему стихотворения? (их несколько )

(Тема природы, тема любви, человеческих переживаний)

- Скажите, эти темы идут параллельно или все-таки пересечены, объединены?

(Тургенев не был бы самим собой, если бы не сумел через жизнь природы показать чувства человека.

Вывод: философская, тема любви, жизни, прошлого и настоящего, природы

-Количество строф и смысловых частей одинаково, но соответствуют ли строфы частям? Четко ли разграничены они?

(Нет – переплетение, строфы поделены, строф 3 и частей 3)

Какие ИВС помогают выразить настроение лирического героя, вносят философские мотивы?

Эпитеты (выписать):туманное, седое, печальные. Скажите, что дало изменение эпитета – седое? (перевод в область человеческих переживаний)

-Какие эпитеты: о природе или о воспоминаниях – насыщеннее, ярче? (О былом).

-Почему неброский пейзаж пробуждает такие волнующие воспоминания? (Контрастность чувств)

-Какие средства, слова, выражения создают нарастание волнения?

Анафора: вспомнишь, так

Градация: обильные, страстные

Антонимы: первые-последние; родное-далекое, жадно-робко

Оксюморон: с улыбкою странною – печальною (улыбка должна быть веселой).

Метафора: ропот колес (что означает слово ропот?)

Звуковое оформление: аллитерация - сонорные в первой строфе – грусть, глухие согласные в третьей строфе – замедляется темп, стихает голос

Особенности построения предложений:

-Утро туманное – отсутствует глагол –почему?

(Дает возможность читателю погрузиться в мир переживаний, ощутить себя действующим лицом.)

- Вспомнишь… - односоставные определенно-личные предложения (опущено местоимение ты), но если его употребить – стихотворение лишается смысла. Какую функцию несет в себе это предложение? И, может быть, оно – не определенно – личное?(Обобщенно-личное. Поэт выбирает эту структуру предложения для того чтобы и читатель почувствовал, вспомнил нечто подобное, что может случиться с каждым в дороге. Не случайно и наши ассоциации так сходны с тематикой стихотворения.

Эксперимент. Употребить союзы: что теряет текст? Роль бессоюзия.

-Как художественное время и пространство связано с авторским замыслом, с идеей, видением мира.

Время – утро, утро жизни, надежда.

Пространство: земля – человек – небо: надежда, жизнь продолжается.

Вывод: И образы стихотворения, микротемы (природа, переживания лирического героя), и выбор эмоционально разных эпитетов, и аллитерация, показывающая то повышение напряжение, взволнованность мысли, речи, то снижение этой напряженности, художественное время, символизирующее начало жизни, открытое, расширяющееся пространство, кольцевая композиция – все подводит нас к главной мысли стихотворения. Какой? Какова идея? Человек в этой жизни странник, путешественник: он всегда между прошлым и будущим.

Запись в тетрадях

Жизнь прекрасна, когда есть любовь - как бы грустны не были расставания, все вернется на круги своя: и утро, и небо дарят надежду на завтрашний день, на встречу с любимой.

Подтверждение эпиграфа - определение размера стиха, характеристика его.

Обратимся к эпиграфу: прав ли Зайцев, утверждая, что стихи Тургенева – многопевная мечтательность. Вы согласны с этим утверждением? А как нам сегодня Тургенев это сможет доказать? Мы это просто слышим, а наше восприятие такое достигается определенным размером стиха, рифмой – какие они? (определяется размер стиха) Что пишет на этот счет в известной нам работе К.Бальмонт?

Вывод: дактиль – трехсложный размер стиха, обладающий особенной напевностью. Рифма: перекрестная, открытая, дактилическая, женская.

- Конечно, мы вполне можем доверять и Зайцеву, и Бальмонту в определении музыкальности стиха Тургенева, но самым ярким подтверждением этого стал тот факт, что сразу же после рождения стихотворения (В дороге) оно стало популярным романсом в19 веке и остается таковым и сегодня, поэтому было бы черной неблагодарностью не вспомнить сегодня о композиторе этого романса. Полшков Максим подготовил нам эту справку.

Музыку к романсу сочинил офицер лейб – гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, любитель игры на гитаре, погибший во время Крымской войны в осажденном Севастополе. Но вплоть до наших дней композиторство приписывается жене одного из братьев Эраста, замечательной певице, исполнительнице романсов – Варваре Абаза.

И уж, конечно, было бы неверно, если бы мы , говоря о мелодичности, напевности слова Тургенева не воспользовались самым простым доказательством – исполнением романса. Пожалуйста, на любовь свое сердце настройте и послушайте романс в исполнении Олега Погудина…

Нельзя объять необъятное… Мы на нашем сегодняшнем занятии сделали, как я и говорила в начале урока, всего лишь один шаг к осознанию величия, значимости русского слова во всей его многогранности. Но не для того только, чтобы понять замысел поэта, раскрыть его чувства и переживания, но в большей мере, может быть, открыть с его помощью себя – и в себе - доселе неизвестное, и удивиться себе такому.

- Какими собственными мыслями и переживаниям , пришедшими к вам на уроке вы можете поделиться?

- Как вы чувствовали себя на уроке? Что открыли для себя?

Нужно ли было, по – вашему, сегодняшнее занятие?

(ученики делятся впечатлениями)

Я благодарю вас за ваши откровения, которыми вы поделились в начале урока и теперь. Надеюсь, что стихотворение Тургенева, которым он так дорожил, станет и вашим любимым.

Замысел и история публикации

встреча с виардо

В жизни автора была история, когда он был влюблен в сестру известного в то время революционера и философа Михаила Бакунина. И это стихотворение стало прощальной исповедью к этой прекрасной женщине — Татьяне Александровне. Но есть и другая версия, по которой считают, что эта прекрасное, нежное и лирическое стихотворное произведение Ивана Тургенева посвящено другой женщине. Ее имя Полина Виардо. История знакомства молодого писателя с этой очаровательной французской певицей очень проста и необычна.

В последний осенний месяц 1843 году Иван Сергеевич побывал в Петербурге, где однажды посетил оперный театр и на его сцене увидел прекрасную оперную певицу. Через какое-то время молодой писатель был приглашен в доме знакомых и там, у Демидовых, он опять встретился с Виардо. Такая женщина не могла не очаровать Ивана Тургенева. Полина была дочерью артистов, которые были известны не только в Испании, но и за пределами родной страны. Виардо и сама стала одной из самых известных женщин девятнадцатого столетия. Умная и одаренная певица была очень красива. Многие молодые люди были с ней только дружны, но и любили ее. Например, совсем юной девушке делал предложение известный драматург из Франции Мюссе. Конечно же, он сразу получил отказ.

Ей признавались в любви многие поэты и писатели России. Каждый раз она покидала эту страну с множеством подарков. Но самое дорогое, что она приобрела в этой стране, стала любовь писателя Ивана Тургенева. Они вместе провели много счастливых дней, но роман их был в письмах и в тургеневских стихах. Эта любовь длилась сорок лет. Вот впечатления от расставания с любимой девушкой и случайное знакомство с новой прекрасной женщиной Полиной Виардо легли в основу этого замечательного тургеневского стихотворения.

содержание

Смысл тургеневского сюжета прозрачен и ясен: это воспоминания автора о былом. Лирический герой находится в дальней дороге, когда время тянется долго, скучно и однообразно. И это время, пока герой едет, дает возможность предаться воспоминаниям. Его сейчас не отвлекают какие-то простые, но постоянные будничные дела. Настроение у него умиротворенное и спокойное. И в такие минуты мысли в голову приходят сами, а вскоре начинают всплывать в памяти и воспоминания.

На такие воспоминания о прошлом настраивает и природа, которая мелькает мимо. Вокруг осень: спокойствие, задумчивость, гармония. Описанию природы автор посвящает две первые строки первой стихотворной строфы, а затем еще и последнюю строку последней строфы. Она помогает подвести итог и закончить основную мысль всего стихотворения. Эти прекрасные картины позволяют создать необычную атмосферу некой философской созерцательности и обязательной погруженности в себя.

Это как раз позволяет памяти воспроизводить разные моменты из той жизни, которая уже была прожита. Поэтому-то и настроение всего тургеневского стихотворения ностальгическое и личное.

В дороге Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое.

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Художественные средства

утро туманное

В первой тургеневской строке автор использует повторы и назывные предложения, причем их перечисления. Он пытается показать, что жизнь практически отсутствует, что это лишь только воспоминания в его голове. И такое явление помогает замедлить время, приглушить яркие краски. Первое предложение в этом эмоциональном тексте начинается с гласной буквы и обращает внимание, что в тексте их больше, чем согласных. Настроение героя определяется легко: оно немного сдержанное и немного сосредоточенное. Для его передачи автор использует серые и белые краски. Главное настроение всего тургеневского текста – это грусть. Например, утро непросто туманное, но и вот тут появляется прилагательное седое, то есть оно тускло – серое, а нивы, которые уже покрыты снегом, печальные.

Замедленность действия в тургеневском сюжете передается и при помощи сочетания глагола и союза и. Это отчетливо видно в первых стихотворных строчках. Но помогает передать основное настроение воспоминаний следующие выразительные средства:

✚ Антитеза. Например, автор использует следующие пары слов: робко – жадно, а если речь идет о встречах, то они первые — последние. ✚ Звукопись, которая помогает замедлить все действие. Так, в тургеневском сюжете гласные у и а очень протяжные, но только там, где используется в прилагательных двойная согласная н.

✚ Эпитеты, которые позволяют создать чувственность и эмоциональность всего произведения. Так, если разговор идет о речи, то они страстные и обильные, если звуки голоса, то только любимые и тихие. Например, улыбка с разлукой становится странной.

✚ Метафоры, которые в последних строчках помогаю создать образ дороги и езды. Так, ропот колес звучит у автора непрестанно.

Интересно и то, что в тургеневской стихотворной миниатюре совсем отсутствуют местоимения. Таким способом добивается необычное восприятие всего текста, которое теперь кажется читателю как некий монолог, в котором идет размышление, которое не имеет какого-то конкретного адресата, а оно обращено может быть к любому читателю или слушателю.

Заканчивается стихотворный текст деепричастными оборотами. Их в тексте всего два. Они помогают уточнить и дополнить все то, о чем было раннее сказано. Всего в тексте три предложения, но они помогают раскрыть и характер тургеневского героя, и показать всю историю его воспоминания. Для своего стихотворения Иван Тургенев выбрал трехсложный размер дактиль.

Вариант 2

Также автор заставляет нас вспомнить тех, ради кого мы готовы были совершать поистине безумные поступки, тех, ради чьего взгляда, мы были способны буквально на все. Речь тут идет о любви. Каждый из нас испытывал те самые теплые чувства, и многие, как это ни печально, уже давно потеряли этих, некогда близких, людей. А ведь иногда так хочется снова, хоть на пару минут, вернуться в прошлое и оказаться бок о бок с тем самым человеком, заглянуть ему в глаза, сказать самые сокровенные слова, слова, которые ты тогда так и не сказал. Так хочется снова услышать тот голос, который уже никогда не услышишь.

Тургенев мастерски заставляет нас еще больше углубиться в самих себя. Он показывает нам всю грусть расставания с близким человеком. Мы еще думаем, что все еще обязательно будет, мы встретимся еще сотни и сотни раз, и, уходя, не знаем, что встреча эта была для нас последней. Стихотворение будто бы наполнено светлой грустью человека, который потерял нечто такое, на что он в далекие времена не обращал большого внимания. И только сейчас, спустя годы, он осознает, что, возможно, стоило тогда сказать на пару слов больше, и всё бы пошло совсем иначе.

Возможно, он бы находился сейчас далеко-далеко, возможно он был бы совсем другим человеком, но, увы, жизнь дается лишь единожды, и ошибки эта самая жизнь не прощает. Как бы человек не желал всё изменить, как бы он себя не обманывал, в душе он понимает, что точка уже поставлена и никогда он не окажется в тех местах, где он был счастливее всего, никогда он не будет рядом с теми людьми, которые раз за разом приходят к нему во снах. Но ничего не изменить. А человек, думающий иначе, либо не очень умный, либо желает себя обмануть. Может оно, конечно и лучше, жить в постоянном обмане. Но ведь разумом мы все понимает, разум нам не обмануть.

Тургенев, будучи тонким психологом с огромным жизненным опытом, очень остро понимал натуру человека. И этим стихотворением он в очередной раз доказал свое мастерство писателя, который способен заставить читателя задуматься над своей жизнью, и, возможно, что-то в ней переосмыслить и поменять.

История романса

романс

Самым известным полюбившимся вариантом стала музыка Абаза. Но и здесь не обошлось без загадки. Все дело в том, что в семье Абаза все были музыкантами. Итак, Аркадий, Виктор и Владимир – все трое были композиторами. Известно, что они служили в гусарском полку в Царском Селе, были офицерами, отлично играли на гитаре, были увлечены пением цыган и сочиняли музыку. Причем могли делать это все вместе. Когда офицеры не имели возможности посещать светские мероприятия они занимали себя игрой на гитаре, и часто восторгались стихами, которые после положили на музыку.

По другой версии композитором этого романса на стихи Тургенева могла стать жена одного из этих офицеров. Юлия Федоровна была известной певицей и часто сочиняла музыку для своих романсов, которые потом и исполняла. Очень часто в своем доме она устраивала концерты, куда часто приглашался и Иван Тургенев.

Так или иначе, коллективное творчество одаренных людей дало жизнь чудному роману, который исполняется до сегодняшнего дня.

Читайте также: