Сравнение шинель и бедные люди сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Героями всех их становятся обычные люди, не отличающиеся какими-либо выдающимися чертами. Они не лишние в своем обществе, они занимают в нем положеннное им незначительное место – это типичные представители российского общества после восстания декабристов. И рассказываются они таким же простым рассказчиком – маленьким человеком, который достоверно передает простой быт.

История шинели

Первое значительное событие в жизни героя произошло, когда он уже разменял шестой десяток. Вот об этом и хотел рассказать Гоголь. Тема маленького человека в шинели, внезапное появление личных желаний, гордость и отчаяние — всё сплелось в этой волнующей душу и вызывающей жалость истории.

Главным врагом Акакия Акакиевича, как и других мелких чиновников, были петербургские холода. В сильные морозы при пронизывающем ветре приходилось бежать по нескольку кварталов и потом долго отогреваться в помещении департаментов. И вот однажды герой заметил, что спина и плечо у него мёрзнут как-то особенно сильно. Рассмотрев внимательно шинель, он увидел, что сукно в отдельных местах совсем истончилось и подкладка порвалась. Пришлось нести одёжку, которую сослуживцы называли не иначе как капотом, к портному Петровичу, жившему несколькими этажами выше.


Зайдя в помещение, где сидел портной, Акакий понял, что пришёл он не вовремя. Петрович был трезв, зол и непреклонен. Осмотрев шинель, он вынес вердикт, что вещь ремонту не подлежит и нужно шить новую. Это известие привело бедного чиновника в полное расстройство. У него не было денег. Повторная попытка задобрить портного гривенничком на опохмелку тоже не принесла успеха, и герой начал думать, на чём бы сэкономить и набрать денег на новую шинель.

Решением было — отказаться от вечернего чая, жечь поменьше свечей вечером, ходить осторожно, почти на цыпочках, чтобы меньше снашивать подошвы, реже отдавать бельё прачке. Осваивался он с новым режимом трудно, похудел и осунулся, но потом привык к голодным вечерам и вдруг оказалось, что в его жизни появилось что-то значительное. Мысли о шинели были очень важными:

  • какое покупать сукно;
  • что ставить на воротник;
  • какую выбрать подкладку.

Развитие темы маленького человека у Гоголя

После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих – таким образом он стремится добиться высшей справедливости.

Сегодня на уроке мы:

Считается, что впервые к типу маленького человека обратился Николай Михайлович Карамзин

Маленький человек Гоголя – это, прежде всего, Акакий Акакиевич Башмачкин

Он состоит из 54 писем, которые пишут друг другу бедный чиновник Макар Девушкин и его дальняя родственница Варя Доброселова.

Маленькие люди Достоевского находятся в той же социальной среде, что и герои Гоголя, но они способны на высокие чувства. Герои Достоевского мечтают, философствуют, помогают ближнему. Достоевскому мало жалости к маленькому человеку. Ему важно показать духовную красоту этого типа героя.

Его главная забота – не минимальный комфорт, а счастье Вареньки, к которой испытывает душевную привязанность. Ради девушки Макар готов отказывать себе абсолютно во всём. Он голодает, чтобы оплачивать ей квартиру, которая лучше его собственной. Балует Варю конфетами, но его одежда износилась так, что над ним насмехаются даже его нищие соседи.

Макар Девушкин осознаёт себя личностью: «Я не хуже других, только так, не блещу ничем, лоску нет, но всё-таки я человек, сердцем и мыслями я человек

Книга Пушкина Макара Девушкина потрясла: «Cлучается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена

То есть для него главным становится казаться со стороны достойным человеком. И достоинство это выражается в том, что он пьёт и что носит.

– пассивный человек, а
Настенька
стремится вырваться из среды.


появляется ещё один тип «маленького человека. Это бедная сирота
Нелли
. Если Варенька смиряется со своей тяжёлой судьбой, то Нелли бунтует. И бунт её выражается в ненависти. Она ненавидит отца-князя, который виноват в её страданиях и страданиях её матери. Эта ненависть распространяется и на всё общество. Мир петербургских трущоб научил её не верить людям. Девочка видела, что страдают хорошие люди, а те, кто заставляют страдать, живут в роскоши и счастье. Поэтому она отрицает само право на счастье. По её мнению, счастливыми могут быть только негодяи.

Тема маленького человека у Достоевского

Все они – представители петербургского дна, до которых нет дела влиятельным господам. Достоевский первым описал противоречия в душе маленького человека. Позднее эта тема была развита другими писателями, причислявшими себя к натуральной школе, в т.ч. Некрасовым.

Повесть "Шинель" Гоголя и роман "Бедные люди" Достоевского являются яркими художественными произведениями середины XIX века. Эти два произведения нередко сравниваются критиками и исследователями.

В этой статье представлен сравнительный анализ повести "Шинель" и романа "Бедные люди", мнения известных литераторов, сравнение и сопоставление главных героев Макара Девушкина и Акакия Акакиевича и т.д.


"Шинель" и "Бедные люди" — сравнение, анализ, Макар Девушкин и Акакий Акакиевич

К. В. Мочульский

"В повести "Шинель "Гоголь изображает бедного чиновника, Акакия Акакиевича, тупого, забитого и бессловесного. Ценой невероятных лишений он собирает деньги на покупку новой шинели. Но ее у него крадут и он умирает от отчаяния. Герой "Бедный людей ", Макар Девушкин, тоже бедный и жалкий чиновник; он тоже всю жизнь переписывает бумаги, над ним издеваются сослуживцы, его распекает начальство. Даже наружностью, платьем, сапогами он похож на героя "Шинели ". Достоевский усваивает все приемы Гоголя, усиливая и усложняя их, но вместе с тем ученик бунтует против учителя. Его возмущает отношение Гоголя к своему несчастному герою. Разве "Шинель "не есть убийственная насмешка над "бедным чиновником "? Разве Акакий Акакиевич —. не ходячий автомат, не тупое существо, высший идеал которого теплая шинель? Достоевский сделал простое, но гениальное изменение в композиции Гоголя: вместо вещи ( "Шинель ") поставил живое человеческое лицо (Вареньку) и произошло чудесное превращение. Смешная самоотверженность Акакия Акакиевича ради покупки шинели, его аскетизм, опошленный недостойным объектом, обернулись возвышенной и трогательной привязанностью Макара Алексеевича к своей Вареньке. Из мании Башмачкина Достоевский сделал бескорыстную любовь Девушкина. (Имя Башмачкин — вещное, имя Девушкин — личное).

Борьба с Гоголем происходит в двух планах, жизненном и литературном. Девушкин — чиновник, своей жизнью, любовью, подвигом обличает "клевету на человека "гоголевской школы; Девушкин — литератор, полемизирует с писателем Гоголем. Бедного чиновника Достоевский превращает в писателя, отделывающее свои письма и "формирующего свой слог ".

Макар Алексеевич читает "Шинель" и принимает все на свой счет. Он глубоко оскорблен этим "пашквилем "и жалуется на него Вареньке. Во всех подробностях быта Акакия Акакиевича Девушкин узнает себя; все детали списаны с натуры и все же "просто неправдоподобно ". В этом — приговор "натуральной школе "; все совсем как настоящее, но не живое, не люди, а "мертвые души ". Духу Гоголя Достоевский противопоставляет дух Пушкина. Девушкин читает повесть Пушкина "Станционный смотритель" и пишет Вареньке: "В жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек."

И в герое "Шинели ", и в герое "Станционного смотрителя "Девушкин узнает самого себя. Но от первого отшатывается в ужасе: это — сходство мертвой маски с живым лицом; к другому радостно влечется: "мое собственное сердце ".

Гоголевскую тему о бедном чиновнике Достоевский соединяет с фабулой "Станционного смотрителя ". Симеон Вырин, как и Макар Девушкин, добрый и простой человек с горячим сердцем. У одного — страстная привязанность к дочери, у другого — самоотверженная любовь к родственнице–сиротке. И в той и другой повести появляется соблазнитель. Вырин хочет спасти свою Дуню, объясняется с соблазнителем и его "выталкивают на лестницу ". Девушкин отправляется к офицеру, оскорбившему Вареньку, и его тоже "выталкивают ". Потеряв Дуню, Вырин спивается и умирает; Девушкин, в своем бессилии помочь Вареньке, предается "дебошу "; он едва‑ли переживет разлуку с нею. Так и у Пушкина и у Достоевского строится повесть о трагической любви "горячего сердца ". Герои ее не средневековые рыцари романтической новеллы, а скромные, незаметные люди — мелкий чиновник или станционный смотритель. Трагедия переносится во внутренний мир. "Бедные люди " — история душевной жизни героя, его любви, страданий и гибели. Искусству психологической повести Достоевский учился у Пушкина.

Молодой автор производит смелый переворот в литературе. Он соединяет жанр Гоголя с жанром Карамзина. Макар Девушкин из "бессловесного чиновника "превращается в сентиментального любовника. Получается эффектный контраст между невзрачной наружностью героя и его чувствительной душой. Пожилой чиновник в затасканном вицмундире и заплатанных сапогах хранит у себя книжку чувствительных стишков и мечтает стать "сочинителем литературы и пиитой "."
(К. В. Мочульский "Достоевский. Жизнь и творчество", 1947 г.)

Л. П. Прессман:

"Как вы помните, герой Гоголя не имел биографии, повествование от рождения Акакия Акакиевича переносит нас к годам его службы. Создается впечатление, что Башмачкин так и родился титулярным советником.

Ужасны условия существования обоих , но они сохранили и стремление к труду, и интерес к литературе и театру, и внимание к окружающим — ничего этого не было у Башмачкина.

И в повести Гоголя, и в романе Достоевского есть сходные ключевые эпизоды. Сравните, например, финалы этих произведений. Как бы повел себя Башмачкин, если бы его поддержало значительное лицо? Макар Девушкин такую поддержку получил. Но даже она не изменила его судьбу." (Л. П. Прессман, 1989 г., диафильм "Романы Ф.М. Достоевского "Бедные люди", "Белые ночи")

Поэтому внутренний мир Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой качественно отличается от внутреннего мира Акакия Акакиевича или Поприщина. В Макаре Алексеевиче дано сложное сочетание отрицательного и положительного, духовной ограниченности и человеческой отзывчивости, в его размышлениях о жизни смешиваются пошлые социальные предрассудки и глубокие догадки о противоречивом устройстве современного ему мира. Он пишет о людях и предметах, попадающих в сферу его наблюдений, как чиновник, привыкший переписывать бумаги, которому самостоятельная мысль дается с трудом, и вместе с тем как поэт.

Стремление раскрыть перед читателем душевный мир героев во всей его внутренней сложности, показать характерное для их сознания противоречивое сочетание духовной бедности и богатства заставило Достоевского избрать для своего первого романа форму переписки героев. Не только Акакий Акакиевич, но и пушкинский Вырин описаны главным образом со стороны, о них рассказано в повести посторонним человеком. Их сравнительно несложный внутренний мир раскрыт Пушкиным и Гоголем в той мере, в какой это было можно сделать устами постороннего внешнего наблюдателя. Достоевский как бы переворачивает это соотношение: он дает героям возможность самим осветить не только весь свой внутренний мир, но и те впечатления, которые рождает у них окружающая действительность. Людей и события внешнего мира автор заставляет проходить перед умственным взором своих героев, раскрывая те разнообразные оттенки, которыми эти люди и события окрашиваются в их сознании в различные минуты душевной жизни Макара Алексеевича и Вареньки.

Но гоголевские чиновники и мечтатели — объект наблюдений со стороны. Достоевский же делает в новую эпоху своих героев не только объектом внешнего наблюдателя. Он одаряет их сложным внутренним миром, раздвигает границы их самосознания, сферу их наблюдений, дает им право судить о себе и других.

(Г. М. Фридлендер, послесловие к 1-ому тому собрания сочинений Ф. М. Достоевского в 15 томах, том 1, 1988 г.)

Г. М. Фридлендер (1972 г.):

(Г. М. Фридлендер, Полное собрание сочинений в 30 томах, том 1, примечания, "Бедные люди", из-во "Наука", 1972 г.)

С. П. Шевырев:

"Г. Достоевский задал себе задачу в своей первой повести: изобразить в бедном чиновнике человека с благороднейшими сочувствиями ко всему бедному. Макар Девушкин живет особнячком, помаленьку, втихомолочку. У него сердце овечье. Он страстный охотник до уменьшительных, в чем уже видно его смирение. Занятие его одно: он переписывает, хотя, судя по слогу его писем и по многим размышлениям, очень верным, обнаруживающим ум наблюдательный, можно б было предположить, что он вовсе не лишен способностей, как Акакий Акакиевич, и годился бы на другое дело.

Но заметно ли оригинальное художественное создание? Решить такой вопрос с первого раза очень трудно. В слоге Макара Девушкина так часто отзывается слог лиц, выводимых Гоголем. Юмористические выходки так и пахнут его юмором. Когда Макар Девушкин, недовольный тем, что сочинения Ратазяева не понравились Варваре, советует ей прочесть их тогда, когда она конфетку во рту держит, — это как будто написал Гоголь. Место о распеканции напоминает Селифана. Мечтания Макара о том, что он литератор с заплатками на сапогах и что об нем говорят контессы, напоминает тот же юмор. В описаниях Варвары Доброселовой есть многие внешние приемы, неудачно выхваченные у Гоголя, особенно в широких эпитетах, которые у Гоголя — краски, а здесь одно подражание. Словом, на всем колорите повести видно такое сильное влияние учителя, что мы не можем еще ни слова сказать об ученике. Что будет вперед — не знаем." (С. П. Шевырев)


Это был сравнительный анализ повести "Шинель" Гоголя и романа "Бедные люди" Достоевского, мнения известных литераторов, сравнение и сопоставление главных героев Макара Девушкина и Акакия Акакиевича и т.д.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Трансформация образа "маленького человека": от русской классики к современной прозе


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Таким образом, были сформулированы цели данной исследовательской работы:

1) Проследить трансформацию образа маленького человека в русской литературе с 19 века до произведений современной прозы.

Указанные цели предполагают решение ряда конкретных задач:

Для достижения поставленных целей и решения связанных с нею задач в работе использовались культурно-исторический и сравнительно-типологический методы исследования. Изучение и анализ трудов отечественных ученых: Белинского В.Г., Белякова С., Бочарова С.Г., . Воропаева В.А , Расторгуевой В.С., Черняк М. С., Эпштейна М. Н., Юхновой И.С. составляют историографический аспект настоящего исследования.

Кто же виноват в случившейся трагедии? Может быть люди, которые утратили понятия совести, сострадания, уважения, братской любви. У Вырина настолько маленький чин, что все, стоящие выше него на иерархической лестнице, позволяют себе грубить, кричать. Никто не задумывается, что он тоже человек , он один из нас. Со своими чувствами, желаниями, мечтами. Но хуже того, гусарский офицер Минин считал естественным для себя увезти Дуню, единственную дочь Вырина, его отдушину от отца, не спросив родительского благословения. Он не задумывается, каким ударом станет для станционного смотрителя потеря дочери, рядом с которой его убогая жизнь приобретала хоть какой-то смысл. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен, и никто не вступится за него, не поможет, не защитит, и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов.

Большое чувство горечи у читателя вызывают сцены, где, раздавленный горем отец, разыскивает Минского в Санкт-Петербурге и упрашивает отпустить дочь назад. Рушится последняя надежда на то, что через какое-то время до гусара дошел весь страшный смысл его поступка. Но он не только не испытывает стыда, а в попытке избавиться от старика, дает ему деньги, не понимая, что человеческие чувства не продаются и не покупаются. Что вечные ценности - совесть и Бог - должны присутствовать в человеке, независимо от классовой принадлежности.

1. 2. От станционного смотрителя к титулярному советнику

Мы, конечно, понимаем, что главный герой не обладает тем набором качеств, которые позволили бы ему стать яркой, самобытной личностью на фоне серой массы людей, и, возможно, шагнуть по социальной лестнице на ступень выше, и тем не менее, не можем не пожалеть бедного человека, пусть всего лишь чиновника низшего класса, который мерзнет по дороге на работу, точно так же, как и генерал, и любой из нас.

Изображенный в повести Гоголя "Шинель" Акакий Акакиевич Башмачкин - бедный, тихий чиновник, всю жизнь переписывающий бумаги, над которым подшучивают сослуживцы и которого ни в грош не ставит начальство. Все эти черты словно генетический код к образу главного героя "Бедных людей" Макара Девушкина. Их судьбы во многом похожи : оба ценой невероятных лишений пытаются добиться заветной цели и, терпя полный и бесповоротный крах, впадают в смертельное отчаяние. Но если целью Башмачкина является приобретение вещи, пусть и жизненно необходимого, но все-таки материального объекта, то у героя Достоевского вынужденный аскетизм направлен к возвышенному чувству привязанности к Вареньке Доброселовой. Макар Девушкин оживает, благодаря этому чувству.

Сейчас, как и два века назад, маленький человек хотел быть услышанным другим человеком, братом, пусть и занимающим более высокое место в табели о рангах. Ведь и умирают Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Нюточка, не сразу после осознания своей ничтожности, а только после попытки найти помощи, защиты, сочувствия своей беде у другого человека.

Итак, прослеживая трансформацию образа маленького человека в русской литературе с 19 века до наших дней, видно, как менялся герой, и что тема маленьких, униженных социумом людей остается актуальной и сейчас.

Начиная с пушкинских времен, каждый последующий литературный герой обрастал новыми чертами характера, внешности, психоэмоционального состояния, раскрывался глубже в своей личной жизненной трагедии.

Так, пушкинский Самсон Вырин, бедный смотритель почтовой станции, - абсолютно бесправное существо. Человек, существование которого замечают, только когда высокопоставленному чиновнику нужна свежая пара лошадей. Апогей социальной униженности достигается тогда, когда проезжий гусар обманом увозит его единственную дочь с собой.

Библиографический список

Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т.2. М.: Худ. лит., 1982.

Беляков С. Призрак титулярного советника. // Новый мир. 2009. № 1. С. 139-155

Бем А.Л. Достоевский - гениальный читатель // Сборник статей под редакцией А.Л. Бема. В 2 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2007. С. 206-218.

Б очаров С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // О художественных мирах. М.: "Советская Россия", 1985. С.162-205.

Гоголь Н.В. Шинель/ Гоголь Н.В. Собр.соч.: в 9 т. М.: Русская книга, 1994, т.4.

Достоевский Ф.М. Бедные люди. М: Искатель. 2014.96 с.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Эксмо. 2011. 592 с.

Расторгуева В.С. Старое и новое в маленьком человеке.//Вестник Красноярского Государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. №4. С. 310-315.

Пушкин А.С. Станционный смотритель // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977–1979. Т. 6. Художественная проза. 1978. С. 88 – 98.

Чернышова Е.Г. Ф.М. Достоевский.. История русской литературы XIX века. под ред. Коровина В.И. Часть 3: 1870-1890. Глава 13. СПб.: Владос, 2005.

Черняк М. С. Гоголем на дружеской ноге // Знамя. 2009. № 6. С. 181–187.

Чижова Е. Нюточкин дом. // Звезда. 2008. N 1. С.14-39.

Эпштейн М. Н. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина – Беликова. // Вопросы литературы. 2005, № 6.

Юхнова И.С. Самсон Вырин: миф о маленьком человеке.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №1(2). С.285-288.

Наследие учителя

Таков мой рок,
Что хлеб полей.
Возделанных рабами,
Нейдёт мне впрок!

Вся русская литература XIX века отличается глубочайшим гуманизмом. Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека, как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития. Он берёт своё начало с эпохи Возрождения, когда был провозглашён принцип свободного развития человеческой личности. Но с наибольшей остротой гуманизм стал выступать в России на пороге XIX века.

Основоположником русского гуманизма стал Ломоносов, который глубоко ценил человеческую личность, русского человека. Своё человеколюбие он выражал через оды.

Услышьте, Судии земные…
…И подданных не презирайте
Но их пороки исправляйте…
То бог благословит ваш дом.

Ломоносовские идеи гуманизма проповедовал и Фонвизин. Фонвизин, как и Ломоносов, обвиняет Екатерину II, считая, что она причина бед русского народа:

На толь даны вам скипетр, порфира,…
Чтоб были вы бичами мира
И ваших чад могли губить?

В целом, гуманизм Ломоносова, Фонвизина и Радищева стал мощной исходной базой для нового понимания человеческих страданий, для гуманизма декабристов, который стал проявляться в начале XIX века.

Основу декабристского гуманизма положили: Раевский, Глинка, Кюхельбекер, Одоевский. Это были самые человеколюбивые люди России начала XIX века, иначе бы они не вышли в декабре 1825-го года на Сенатскую площадь. Они пожертвовали своей жизнью, желая, чтобы каждый русский человек был счастлив. Они проповедовали гуманистическое отношение друг к другу. И их вклад в русский гуманизм неоценим. Продолжателем этих славных традиций стал А.С. Пушкин.

Пушкин не зря выбрал главному герою имя Самсон. Так он хотел охарактеризовать смотрителя. Дело в том, что Самсон по библейской мифологии — великий мученик. Поэтому жизнь Вырина проходила в мучениях.

Пушкин положил начало реалистическому гуманизму, выражавшему жизнь и чувства русского народа. У него было много последователей, которые продолжали традицию великого художника, но самыми важными произведениями этого направления стал петербургский цикл повестей Гоголя.

Читайте также: