Сравнение обломова и базарова сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. Впрочем, и Аркадий был влюблен в Одинцову, хотя, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, но предпочтение он отдал все-таки Кате. Наверное, это случилось потому, что Катерина была более естественна, добра, нежна, проста. С ней было легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна всегда держалась гордо, даже высокомерно и заставляла всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.

Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви как к какой-то сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. И когда любовь наконец-то приходит к ним, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская же стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом все же находит человека, с которым надеется обрести счастье. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

Читателю нелегко представить себе Обломова в такой роли. На самом деле он также увлекался молодыми красавицами, как и большинство людей. Но Илья Ильич никогда не позволял себе отдаваться страсти со всей силой своей души.

Но как ни старался Обломов избежать общения с дамами, все же и на его долю выпала малая толика любви. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. И эта девушка оказывает достаточно сильное влияние на судьбу Ильи Ильича.

Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недопонимают и недооценивают. Искренно и от всей души Ольгу ценит только Штольц. Остальные молодые люди сознательно или невольно избегают общения с ней. Такая характеристика кажется странной для молодой девушки, представительницы высшею общества. Можно сделать вывод, что она не нуждается во внимании и в общении с теми людьми, которые не представляются ей интересными. Также можно предположить, что Ольга — человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим несколько странной. Буквально после самого первого знакомства Обломов начал думать об Ольге, представлять себе ее образ.

Из описания внешности девушки можно сделать вывод, что она была достаточно хороша, чтобы обратить на себя внимание. Обломов начинает о ней думать все больше и больше. И мысли эти тревожат его сонную душу, в ней начинают появляться какие-то непонятные чувства. Ольга постепенно занимает в душе Обломова все больше и больше места, вскоре после знакомства он уже не может обходиться без общения с ней. Обломову нравится, как поет Ольга. Также он находит ее очень хорошенькой, с восторгом смотрит на девушку, восхищаясь ее красотой.

И Ольга очень активно берется за дело. Теперь ей хочется изменить Илью Ильича, сделать его совершенно другим человеком. Ольга стремится к тому, чтобы заставить Обломова читать книги и газеты. Ей хочется, чтобы Илья Ильич сбросил с себя сонную одурь и стал жить такой же бурной и активной жизнью, как большинство окружающих его людей. Ольга предстает в романе неким Пигмалионом, который создает свою Галатею и вселяет жизнь в безмолвную статую. Она сама до конца не понимает, для чего ей так необходимо изменить Обломова. Она просто очень действенная натура, которая требует выхода своей энергии.

Узнавая о таких мыслях героини романа, читатель понимает, что Ольга очень высокого о себе мнения. И пусть раньше у нее не было возможности проявить всю силу своего характера, теперь, в лице Обломова, она нашла достойный смысл своей жизни.

Ольга начинает саркастически усмехаться над Обломовым, вменяя ему в вину прожитые ранее годы. Она стремится показать Обломову бесцельность и бесполезность его существования. Потом Ольга переходит к другим мерам, более резким и суровым, чем сарказм. Теперь уже она становится настоящим деспотом, навязывает Обломову свою волю. Она настойчиво пытается пробудить в нем стремление найти цель жизни, желание выполнять определенные обязанности.

Обломов признается в любви Ольге. И это признание является для нее высшим доказательством правильности всех предпринятых действий. Она приходит в восторг не от самой любви человека, а от того, что эта любовь является результатом ее усилий. Ольге кажется, что теперь она добилась всего, чего хотела. И осталась сущая безделица — заставить Обломова стать таким, как ей представится нужным. Но, увы, человек предполагает, а Бог располагает. Ольга была излишне самоуверенна, переоценивая свое влияние на Обломова и собственную силу. Да, в течение какого-то периода Обломов действительно начал меняться. Ему нравится сама Ольга, и он рад доставить ей радость.

Но на самом деле все изменения были лишь внешними. В душе Илья Ильич остался таким же, каким был раньше.

Такие мысли относительно образа Ольги Ильинской неизбежно возникают у читателя при знакомстве с произведением. Если рассматривать образ Ольги с такой точки зрения, то начинает казаться, будто она сама виновата в дальнейших поступках Обломова.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию с другой стороны, напрашиваются несколько иные выводы. Можно предположить, что Ольга искренне любит Обломова, только пытается переделать его для соответствия со своим представлением об идеале.

Личность Обломова вызывает у Ольги желание помочь ему измениться. Но в своем рвении она переходит допустимые границы — начинает откровенно манипулировать Обломовым, лишая его необходимой для каждого человека свободы. И поэтому он в результате решает воспротивиться.

Если придерживаться такой точки зрения, то Ольгу нельзя судить за ее ошибочное поведение, она всего лишь выбрала неверную тактику.

Он умер без всякого содержания; вот почему, когда он воскрес, при иных условиях жизни, в Базарове — ему оставалось только сомневаться в достоинстве и значении всего существующего, да высоко ценить свою крепкую, живучую натуру. Цель его стремлений при этом не изменилась. Новым скептицизмом своим он достигал точно такого же душевного спокойствия, такой же невозмутимой чистоты совести и твердости… Читать ещё >

Базаров и Обломов как две грани русского менталитета ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Базаров
  • Глава 2. Обломов
  • Глава 3. Базаров и Обломов — нигилизм и апатия
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Происхождению своему от понятий знаменитые типы эти обязаны и своим поразительным сходством: ведь известно, что между самыми противоположными, исключительными понятиями существует родственная связь. На этом основании и разнородные типы, вышедшие из понятий, могут представлять, несмотря на противоположность свою, одно и то же лицо, только взятое в две различные минуты своего развития. Это именно мы видим на Обломове и Базарове.

Понятно, что, проводя такую мысль, мы подразумеваем одну только нравственную их сущность, а не физическую, которая сближениям не подлежит, будучи формой, обусловливающей их личную, типическую особенность. Обломов, переродившийся в Базарова, должен был, конечно, измениться во внешнем виде, в образе жизни и в привычках, но зерно, из которого у одного растет душевная апатия, а у другого судорожная деятельность, не имеющая никакой нравственной опоры, заложено одно и то же в обеих натурах. Оно знакомо нам, как нельзя боле, как плод, данный свойствами нашего образования, особенностями нашего развития. Лишь только Обломов пробудился и раскрыл свои тяжелые глаза — он должен был действовать не иначе, как Базаров; мягкая, податливая натура его, пока он находился в летаргическом состоянии, должна была преобразиться в грубую, животную природу Базарова; на этом условии Обломов только и мог подняться на ноги.

Так точно и Базаров, не знающий на свете ничего святее запросов своей не вполне просветленной личности, есть — только Обломов, которого расшевелили и который стечением непредвиденных обстоятельств принужден думать и делать что-нибудь. У них одинаковый скептицизм по отношению к жизни; как Обломову все казалось невозможностью, так Базарову все кажется несостоятельным. Где же и было нажить Обломову, в пору его невозмутимой спячки, что-либо похожее на политическую веру, на нравственное правило или научное убеждение?

Он умер без всякого содержания; вот почему, когда он воскрес, при иных условиях жизни, в Базарове — ему оставалось только сомневаться в достоинстве и значении всего существующего, да высоко ценить свою крепкую, живучую натуру. Цель его стремлений при этом не изменилась. Новым скептицизмом своим он достигал точно такого же душевного спокойствия, такой же невозмутимой чистоты совести и твердости в правилах, какими наслаждался и тогда, когда сидел в комнате своего домика на Петербургской стороне, между женою, диким лакеем и кулебяками. Постарайтесь сквозь всю внешнюю, обманчивую деятельность Базарова пробиться до души его: вы увидите, что он спокоен совершенно по-обломовски; житейские страдания и духовная нужда окружающего мира ему нипочем. Он только презирает их, вместо того, чтобы тихо соболезновать о них, как делал его великий предшественник. Прогресс времени! Оба они, однако же, выше бедствий, стремлений, падений и насущных требований человечества, и выше именно по причине морального своего ничтожества; они изобрели себе, каждый по-своему, умственное утешение, которое и ограждает их от всякого излишне скорбного чувства к ближним.

Разница между ними состоит в том, что Базаров наслаждается сознанием своего превосходства над людьми с примесью злости и порывистых страстей, объясняемых преимущественно физиологическими причинами, а Обломов наслаждается этим сознанием кротко, успев подчинить свои плотские и тоже весьма живые инстинкты заведенному семейному порядку.

Заключение

Наша умственная жизнь не отличается ни многочисленностью своих органов, ни богатством, ни внутренней последовательностью в своем развитии. Она зависит от разнородных влияний, действующих на неё со стороны.

Эта скудная струйка нашего умственного и общественного быта протекает перед лицом великих и могущественных цивилизаций, от которых она зависит, которые беспрерывно на неё действуют и производят в ней пертурбации. Оттого-то наше развитие, по-видимому, идет так быстро, оттого-то оно так часто переходит из одной фазы в другую, так легко изменяется в своём направлении и цвете. Что ни день, то новое колено, новая эпоха, новые герои. В нашей литературе проходит последовательно целый ряд типов, соответствующих этим фазам.

Собственно говоря, отцы и дети изображены в литературе нашей не одним романом, что было бы не под силу и такому таланту, как Тургенев, а двумя замечательными романами, принадлежащими двум разным художникам, ошибавшимся и касательно выводов, которые могут быть сделаны из основной идеи их произведений. Гончаров думал, что на смену Обломовых идет поколение Штольцев, между тем как настоящая смена явилась в образе Базарова. Тургенев думал противопоставить Базаровым великого и малого рода их менее развитых отцов и забыл, что истинный родоначальник всех Базаровых есть Обломов, уже давно показанный нашему обществу. Отцы Тургенева поэтому кажутся и будут казаться подставными отцами, не имеющими ни малейшей связи с своим племенем, кроме акта рождения, очень достаточного, разумеется, для утверждения прав на фамилию, но мало достаточного для признания духовного родства между членами ее. По крайней мере для нас слова: обломовщина и базаровщина — выражают одно и то же представление, одну и ту же идею, представленную талантливыми авторами с двух противоположных сторон. Это художественные антиномии. И так велико значение творческих типов, хотя бы и обязанных своим происхождением понятию, что одно прозвание их открывает мгновенно длинную цепь идей и выясняет отвлеченную мысль до последних ее подробностей. Именно это лучезарное действие художественных образов свойственно и нашим замечательным близнецам — Обломову и Базарову.

Батюто-А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990 г.

Батюто А. И. Тургенев — романист. Л., 1972 г.

Вялый Г. А. И. С. Тургенев и русский реализм. М.: Л. 1962 г.

Гончаров И.А., Собрание сочинений. В 8 томах, М.: Художественная литература, 1979 г.

Добролюбов Н.А., Собрание сочинений в девяти томах, М. — Л., Гослитиздат, 1961;1964 г.

Лебедев Ю. В. Тургенев . М., 1990 г.

Манн Ю. В, Диалектика художественного образа. М., 1987 г.

Олешко В.Ф., Журналистика как творчество. Учебное пособие, М.: РИП-холдинг, 2003 г., 222 стр.

Писарев Д.И., Сочинения в четырех томах, М.: Гослитиздат, 1955;1956 гг.

Пришвин М., Незабудки, М.: Художественная литература, 1969 г.

Тургенев И. С., Собрание сочинений и писем. В 30 томах, М., 1978—1986 гг.

Олешко В.Ф., Журналистика как творчество. Учебное пособие, М.: РИП-холдинг, 2003 г., 222 стр.

Писарев Д.И., Сочинения в четырех томах, М.: Гослитиздат, 1955;1956 гг.

Батюто-А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990 г.

Лебедев Ю. В. Тургенев . М., 1990 г.

Добролюбов Н.А., Собрание сочинений в девяти томах, М. — Л., Гослитиздат, 1961;1964 г.

Добролюбов Н.А., Собрание сочинений в девяти томах, М. — Л., Гослитиздат, 1961;1964 г.

Добролюбов Н.А., Собрание сочинений в девяти томах, М. — Л., Гослитиздат, 1961;1964 г.

Пришвин М., Незабудки, М.: Художественная литература, 1969 г.

Гончаров И.А., Собрание сочинений. В 8 томах, М.: Художественная литература, 1979 г.

Манн Ю. В, Диалектика художественного образа. М., 1987 г.

Манн Ю. В, Диалектика художественного образа. М., 1987 г.

Батюто-А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990 г.

Вялый Г. А. И. С. Тургенев и русский реализм. М.: Л. 1962 г.

Манн Ю. В, Диалектика художественного образа. М., 1987 г.

Манн Ю. В, Диалектика художественного образа. М., 1987 г.

Пример готового реферата по предмету: Русская литература

Введение

Глава 1. Базаров

3. Базаров и Обломов – нигилизм и апатия

Список использованной литературы

Выдержка из текста

Методологической базой исследования послужили теоретические выводы в работе Ю.М. Лотмана, а также системная методология рассмотрения бала как культурно-эстетического феномена во взаимодействии культурологического, эстетического и семиотического подходов. Использование историко-сравнительного метода изучения при создании описательных моделей различных видов балов обусловлено объектом и предметом исследования. Применение данного метода с привлечением широкого круга источников позволило выстроить хронологию эволюции бальной культуры в России. Методы работы включают в себя использование системного подхода позволяющий проследить структуру и эволюцию русских балов, изучить бальную культуру России и ее влияние на российскую элиту. Принцип историзма позволяет рассмотреть становление и развитие русских балов в конкретно-исторических условиях и связях. Эмпирический метод – с опорой на обширный круг источников дает возможность представить явление со всех сторон.

Предметом данной работы является исследование возможностей отражения русского менталитета в переводе на такие европейские языки, как английский и испанский. Целью работы является исследовании возможностей отражения особенностей русского менталитета в переводе на иностранные языки.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в лекционных курсах по лексикологии, а также в методике и практике преподавания русского языка как иностранного.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в лекционных курсах по лексикологии, а также в методике и практике преподавания русского языка как иностранного.

Список источников информации

2.Батюто-А. И. Творчество И.С.Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990 г.

3.Батюто А. И. Тургенев — романист. Л., 1972 г.

4.Вялый Г. А. И. С. Тургенев и русский реализм. М.: Л. 1962 г.

5.Гончаров И.А., Собрание сочинений. В 8 томах, М.: Художественная литература, 1979 г.

6.Добролюбов Н.А., Собрание сочинений в девяти томах, М. – Л., Гослитиздат, 1961-1964 г.

8.Лебедев Ю. В. Тургенев. М., 1990 г.

10.Манн Ю. В, Диалектика художественного образа. М., 1987 г.

11.Олешко В.Ф., Журналистика как творчество. Учебное пособие, М.: РИП-холдинг, 2003 г., 222 стр.

12.Писарев Д.И., Сочинения в четырех томах, М.: Гослитиздат, 1955-1956 гг.

13.Пришвин М., Незабудки, М.: Художественная литература, 1969 г.

15.Тургенев И. С., Собрание сочинений и писем. В 30 томах, М., 1978— 1986 гг.

Со стародавних времен и до наших дней ничто не будоражит умы писателей и поэтов так, как тема любви. Она является одной из ключевых во всей мировой художественной литературе. Однако несмотря на то, что в большинстве книг присутствует любовная интрига, каждый раз автор находит какой-либо новый поворот этой темы, ведь до сих пор любовь – это одно из тех понятий, которое человек не может описать стандартной фразой или определением.

Как в пейзаже – меняется освещение или время года и изменяется восприятие, так и в теме любви: появляется

Во многих произведениях тема любви тесно связана с основанием сюжета и конфликтом, служит средством раскрытия характера главных действующих лиц.

В романах русских классиков II половины XIX века любовная тема не является основной, но вместе с тем играет одну из важных ролей в произведениях. Как сказала уже в XX веке одна из известных английских писательниц А. Кристи, “тот, кто никогда не любил никого, никогда не жил”, и русские прозаики, еще не зная этой фразы, но безусловно понимая, что в жизни каждого человека любовь

есть нечто помогающее наиболее полно раскрыть его внутренний мир и основные черты характера, безусловно, не могли не обращаться к этой теме.

В произведениях XIX века слышны отголоски прежней эпохи “романтической” любви: романтиком можно назвать Обломова: символом их любви с Ольгой становится ветка сирени, которую однажды сорвала девушка, гуляя по саду. За все время их отношений Обломов не раз мысленно в разговоре возвращается к этому цветку, и часто минуты любви, которые уходят и уже никогда не возвращаются, он сравнивает с поблекшей сиренью. Чувства другой пары – Аркадия и Кати из “Отцов и детей” нельзя назвать иначе как романтическими.

Здесь нет ни страданий, ни мук, только чистая, светлая, безмятежная – любовь, которая в будущем перейдет в такую же приятную и спокойную семейную жизнь, с кучей детишек, общими обедами и большими праздниками в кругу друзей и близких. Их можно назвать идеальной семьей: супруги живут во взаимопонимании и безграничной любви, примерно о такой жизни мечтает герой другого произведения – Обломов. Его идеалистические размышления перекликаются с раздумьями Николая Ростова о жене и браке: “…белый капот, жена за самоваром, женина карета, ребятишки…” – эти представления о будущем доставляли ему удовольствие.

Однако таким картинам не суждено воплотиться в жизнь ( по крайней мере у тех героев, которые мечтают об этом), им нет места в реальном мире. Но то, что нет идиллии, какой представляют ее себе Николай и Обломов, не значит, что в мире нет счастливой семейной жизни: каждый из указанных писателей в своих произведениях рисует картины идеальной супружеской пары: Пьер Безухов и Наташа Ростова, Марья Волконская и Николай Ростов, Штольц и Ольга Ильинская, Аркадий и Катя. В этих семьях царят гармония и взаимопонимание, основанные на любви и преданности.

Но, конечно, читая эти произведения, нельзя говорить только о счастливой стороне любви: здесь есть и страдания, и муки, и тяжелая страсть, и безответная любовь.

Тема любовных страданий в наибольшей степени связана с главным героем “Отцов и детей” Евгением Базаровым. Его чувство – это тяжелая, всепоглощающая страсть к женщине, которая не способна полюбить его, мысль о ней не оставляет Базарова до самой смерти, и до последних минут в нем остается любовь. Он противится чувству, ведь это то, что Базаров считает романтикой и чепухой, однако не в силах с этим бороться.

Страдания приносит не только безответная любовь, но и понимание того, что счастье с человеком, которого любишь ты и любима сама, невозможно. Сонечка поставила всю свою жизнь на карту любви к Николаю, но она “пустоцвет”, и ей не суждено создать семью, девушка бедна, ее счастью с Ростовым поначалу препятствует графиня, а позже Николай встречает существо, которое было выше Сони и даже его самого – Марью Волконскую, влюбляется в нее и, понимая, что любим, женится. Соня, конечно же, очень переживает, ее сердце всегда будет принадлежать только Николаю Ростову, но она не в силах что-либо сделать.

Но несравнимо большее по глубине и значению горе испытывает Наташа Ростова: сначала, когда из-за увлечения Курагиным рассталась с князем Андреем, человеком, которого она впервые в жизни любила, затем, когда она во второй раз потеряла его же из-за смерти Болконского. Первый раз ее страдания усиливаются тем, что она осознает, что потеряла своего жениха только по собственной вине; разрыв с Болконским приводит Наташу к глубокому душевному кризису. Жизнь Наташи представляет собой череду испытаний, пройдя через которые она пришла к своему идеалу – к семейной жизни, которая основана на такой же прочной связи, как ее душа и тело.

На примере Ростовой Толстой, один из немногих писателей, прослеживает путь развития любви от детской влюбленности и флирта до чего-то основательного, фундаментального, вечного. Как и Толстой, Гончаров рисует различные этапы любви Ольги Ильинской, но различие этих двух героинь в том, что Наташа способна действительно любить не один раз (и у нее нет сомнений в том, что это может быть ненормально), ведь суть ее жизни – любовь – к Борису, матери, Андрею, братьям, Пьеру, в то время как Ольга мучается, думая о том, что ее чувство к Обломову было подлинным, но если это так, то что же она испытывает к Штольцу. Если Ольга полюбила после Обломова, то для многих других героев русской литературы это чувство возникает только один раз в жизни: так, Марья Волконская с первого взгляда поняла, что Николай является для нее единственным, а Анна Сергеевна Одинцова остается навсегда в памяти Базарова.

Важным в раскрытии темы любви является и то, как люди изменяются под ее воздействием, как проходят “проверку любовью”. В психологическом романе И. А. Гончарова “Обломов” не могло быть не рассмотрено влияние чувства на главного героя. Ольга хочет изменить своего возлюбленного, вытащить его из “обломовщины”, не дать опуститься, она заставляет его делать то, что раньше было не свойственно Обломову: вставать рано, гулять, забираться на горы, но он не проходит проверку любовью, ничто не может изменить его, и у Ольги опускаются руки, она знает, что; в нем есть ростки прекрасного, но он погряз в привычном “обломовском укладе жизни”.

Любовь многолика и многогранна, прекрасна во всех своих проявлениях, но не многие русские писатели II половины XIX века были “исследователями любви”, за исключением Гончарова. В основном тема любви представлялась как материал, на основе которого можно строить характер героев, хотя между тем это не мешает писателям раскрывать эту тему с разных сторон и восторгаться романтическими чувствами героев и сопереживать их страданиям.

Читайте также: