Сочинение на тему антитеза

Обновлено: 30.06.2024

Антитеза - это противопоставление каких-либо объектов, героев и характеристик персонажей. Она используется авторами произведений для того, чтобы показать читателям всю многогранность жизни людей.

В романе И. А. Гончарова "Обломов" антитеза является композиционной основой произведения. Автор противопоставляет все: от характеров героев и до восприятия ими окружающего мира. Основным идейным противостоянием является борьба характеров Обломова и Штольца.Обломов - "естественный человек", "хрустальная душа", а Андрей Штольц - рационалист и прагматик.

Причина различий их характеров заключается в воспитании.

Так, у Обломова "все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить", а у Штольца все наоборот: он все умеет и везде успевает благодаря правильному воспитанию, которое дал ему отец-немец. Андрей Иванович Штольц не единственный человек, кому можно противопоставить Илью Обломова.

Все люди, с которыми общается герой - его антиподы. Внутренний мир Ильи Ильича Обломова очень богат и прекрасен, а все гости, приходившие к нему - суетливые жители Санкт-Петербурга. Каждый из них олицетворяет какую-то отдельную черту характера жизни Петербурга, не присущую характеру Обломова.

Так, Волков - франт, Судьбинский - трудоголик, Пенкин - журналист, Алексеев - "серая мышь", а Тарантьев - грубиян. Большинству вышеперечисленных героев был выгоден тот образ жизни, который вел Обломов, потому что Илья Ильич не хотел принимать самостоятельных решений, чем потом воспользовался Тарантьев, совершив с ним сделку.

Однако, в жизнь Ильи Обломова пришел человек, попытавшийся поменять его образ жизни в лучшую сторону. Этот человек - Ольга Ильинская. Это сильная женщина с огромной жаждой жизни и познания. Сила, с помощью которой она хотела изменить Обломова - любовь.

Любовь Ольги была направлена на то, чтобы сделать Илью Обломова деятельным человеком, вытянуть его из "обломовщины". Встретив Ольгу, Обломов на время забыл о своем любимом халате, стал вести активный образ жизни. Вместе они читали книги, ходили гулять. Однако, все хорошее когда - нибудь заканчивается, как закончился роман Ольги Ильинской и Ильи Обломова. Причиной их разрыва стало нежелание Обломова принимать серьезные решения.

После их разрыва в жизнь Ильи Обломова пришла Агафья Пшеницына - полный антипод Ольги. Агафья Матвеевна - простая русская женщина, которая полюбила Обломова ни за что, просто так. Она не говорила герою о своих чувствах, а просто проявляла заботу: готовила обед, ставила за него свечу в храме, ухаживала за ним, когда тот был болен, и при этом ничего не требовала взамен.

С приходом Агафьи Пшеницыной Обломов снова начинает вести пассивный образ жизни, есть много вредной пищи. Любовь Обломова с Агафьей Пшеницыной и его любовь с Ольгой Ильинской - две разные вещи, как и характеры обеих женщин. Ольга вытянула Обломова из "обломовщины", а Агафья Матвеевна затянула обратно. Поэтому, жизнь Обломова тоже построена на антитезе.

Итак, весь роман И. А. Гончарова "Обломов" основан на противопоставлениях. В основном, это характеры героев-антиподов: Ильи Обломова и Андрея Штольца, Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской. Противопоставление героев дает нам понять их внутренний мир, причины тех или иных поступков.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Термин \"антитеза\" произошел от греческого слова и означает - противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: \"К добру и злу постыдно равнодушны\", \"И ненавидим мы, и любим мы случайно\" (\"Дума\" М Лермонтова). Уже в названии \"Горе от ума\" возникает намек на антитезу, так как здравое мышление не допускает, чтобы ум, разум приносили горе. В художественных образах пьесы Грибоедов отразил объективную правду жизни, создал типический образ \"нового человека\" - общественного протестанта и борца в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени. Сюжетную основу \"Горя от ума\" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произведением решал одновременно и политические, и социальные, и чисто человеческие проблемы, типичные для того времени. После Отечественной войны 1812 года, во время формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового, нарождающегося и развивающегося, со старым, отжившим и тормозящим движение вперед, острее всего выража лась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями \"свободной жизни\" и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в \"Горе от ума\". Грибоедов показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает \"противуречие\" Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на \"законный\" государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох - \"века нынешнего\" и \"века минувшего\". Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком \"возвышенных мыслей\" и передовых убеждений, глашатаем \"свободной жизни\" и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к \"общественному благу\" и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

Миссия художественной литературы не только донести смысл, но и передать чувства, сконцентрировать внимание на том, или ином моменте. Поэтому писатели используют множество литературных приемов, одним из таких есть и антитеза. Этот прием позволяет четко понять содержание, повысить или понизить значение слова.

Антитеза представляет собой противопоставление понятий. Эта фигура стилистики не просто уравнивает одно понятие с другим, она объединяет эти понятия общей идеей и содержанием. Чтобы хорошо владеть этим литературным приемом, надо четко понимать понятие слов. Разнообразие вещания позволяет подобрать несколько вариантов значения слова.

Использование тех или иных понятий зависит от многих факторов, поэтому перед использованием антитезы надо детально разобрать, что именно вы хотите передать с помощью такого приема. Часто, таким образом, приобретают выразительность языка. Во многих произведениях, чтобы точнее описать какое-то явление или характер героя используют эту фигуру стилистики.

Часто для противостояния используют антонимы. Этот способ самый простой, поэтому приобрел популярность не только в русской литературе, но и в зарубежных произведениях. И не всегда антонимы усиливают содержание строки. Противопоставление можно создать за счет совершенно разных слов. Можно привести такие примеры: "Дальше в лес – больше дров". В этом случае слово "дальше" вовсе не является антонимом слова "больше". Такие приемы часто используются в пословицах и поговорках.

Антитеза очень популярна среди построения сюжета. Ярким примером является творчество М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого. Эти писатели активно использовали такой прием, невозможно не обратить внимание на такие противопоставления в произведении "Война и мир". Благодаря этим великим художественным произведениям антитеза перешла и в устное народное творчество и быт. Каждый использует в разговоре эту фигуру стилистики.

Поле безграничной деятельности такого приема антитезу можно встретить в журналистике, политике и рекламе. Рекламные выражения часто строятся именно на антитезе. Благодаря этому приему человек обращает свое внимание на тот или иной продукт, возникает желание попробовать. Можно сказать, что антитеза – двигатель торговли. Если хорошо овладеть принципом построения таких текстов, то с легкостью можно работать в рекламной сфере.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Интересно, что её образ не является центральным в произведении.

Сюжетообразующим персонажем в произведении является Петр Андреевич Гринев. Отец его отправляет в Белогорскую крепость недалеко от Оренбурга на службу. Его судьба теперь связана с семьей капитана-исправника, Ивана Кузьмича Миронова. Вскоре он становиться свидетелем исторических событий, связанных с крестьянским восстанием под предводительством Пугачева.

В романе выражена любовная линия. Она во многом помогает раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы.

В этом отношении надо сказать о Гриневе и Швабрине. Оба героя влюблены в Машу Миронову. После знакомства друг с другом Гринев узнает, что Швабрин оказался в Белогорской крепости за смертоубийство. Маша не отвечала на чувство Швабрина, что вызвало некоторую неприязнь, отчуждение, ведь задето его самолюбие. В отличие от Гринева он не способен к глубокому чувству. Им руководят более низменные чувства. Это дает ему право распространять несправедливее слухи, во много порочащие Машу. Эта особенность его натуры в дальнейшем и объясняет то, что он с готовностью перешел к Пугачеву (его трусость и подлость). Он обращается к насилию как к средству достижения своих целей (он пытается заставить машу выйти за него замуж). На этой внутренней антитезе выявляется его истинная натура, ничтожная, трусливая.… В противопоставлении образов Швабрина и Гринева выигрывает Гринев. ! Любовь придает смысл его существованию. В нем есть стремление к прекрасному, что сочетается с некоторой наивностью, вспыльчивостью. Кроме того, он обладает храбростью. Решение пройти путь от крепости в Оренбург, зная, что можно попасть в лагерь к Пугачеву, открывает в нем сильную личность.

Любовная линия предельно важна и в философском контексте. Ведь любовь связанна со спокойствием, миром, что противопоставляется войне, бунту.

В этом отношении важно проанализировать и психологическую пару: Гринев и Пугачев.

По сюжету романа Пугачев играет значительную роль в судьбе Гринева и Маши Мироновой. Во многом благодаря нему они обретают счастье. В этом отношении важен образ Пугачева.

В современной историографии 20-30х годов XIX века в образе Пугачева преобладали дьявольские черты. У Пушкина этот образ представлен по-другому, хотя и не идеализирован. Он жестокий, грубый…. Но, с другой стороны, его образ проникнут и лиризмом.

Здесь важна сцена, когда Пугачев и Гринев едут вместе к крепости и Пугачев рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне. В Пугачеве неожиданно открывается лирическое начало. Возможно, он рассчитывал на отзыв со стороны Гринева. Но тот не смог понять сказку. И на ответ Гринева, что сказка занятна, на лице Пугачева отразилось удивление.

Эта сказка интересна в философском контексте. Ведь в ней отражено стремление к воле, свободе, прекрасному. Вероятно, Гринев не смог понять значение сказки, так как был дворянином. И такой образ жизни, мир вполне устраивали. И в этом опять есть противопоставление двух миров. В связи с образом Пугачева возникает и антитеза бунта, войны миру, что важно для раскрытия идеи повести.

(Для Евгения счастье связано с созданием семьи. Для Пугачева счастье в обретении свободы.) Важно, что Гринев проигрывает Пугачеву. В нем нет поэтического дара, хотя в произведении звучит его стихотворение, посвященное Маше Мироновой. И Швабрин прав в этом случае в своем критическом подходе к стихотворению.

Важно противопоставление Савельича Пугачеву. Они оба крестьяне. И это уже дает нам право на их сравнение. Савельич не представляет жизни без своего барина. В нем ярко выражено рабское начало. Важно, что Савельич не хочет разрушить такой уклад жизни. Для него это вполне естественно. (Интересно, что Пушкин создает образ Савельича так, что читатель все равно проникается к нему симпатией.) Пугачев представляет собой полную противоположность Савельичу. Важен символический образ метели, из которой впервые появляется Пугачев в произведении. Образ метели олицетворяет свободу и несет некую загадку.

Можно противопоставить Пугачева Екатерине II. Они оба решают судьбу людей. Но больше симпатии вызывает Пугачев.

Возможно, потому что он выступает за тех, кто унижен политикой Екатерины II.

В итоге идея бунта противопоставляется идее мира, спокойствия, счастья, которую обретают, например, Гринев и Маша Миронова.

Читайте также: