Справедливы ли слова критика страхова о том что злоба базарова сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Критическая статья Антоновича"Асмодей нашего времени" была
направлена против того образа молодого поколения,
который создал в своем романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев.

По словам критика, автор идеализирует отцов
(старшее поколение) и клевещет на детей (молодое поколение).
Анализируя тот образ Базарова, который создал Тургенев,
Максим Алексеевич утверждал: Тургенев создал своего
персонажа излишне безнравственным, вместо четко
прописанных идей поместив в его голову "кашу".
Таким образом, создан не образ молодого поколения,
а его карикатура.

В названии статьи Антонович употребляет слово Асмодей.
На самом деле оно означает злого демона.
Это слово на поэтическом, изысканном языке означает
ужасное существо или, попросту говоря, дьявола.
По Его мнению, Базаров предстает в романе именно таким.
Во-первых, он ненавидит всех и грозится преследовать всех,
кого он ненавидит. Такие чувства он проявляет ко всем,
начиная от лягушек и заканчивая детьми.

Сердце Базарова, каким его создал Тургенев, по мнению
Антоновича, не способно ни на что.
В нем читатель не найдет и следа каких-либо благородных
чувств – увлечения, страсти, любви наконец.
К сожалению, холодное сердце главного героя не способно
на такие проявления чувств и эмоций, что является уже
не его личной, а общественной проблемой, поскольку
влияет на жизнь окружающих его людей.

Антонович считал, что Тургенев просто ненавидел
своего героя Базарова, не ставя его в ряд своих очевидных
фаворитов.
В произведении четко видны моменты, когда автор
радуется тому, какие промахи совершил его нелюбимый
герой, он старается все время его принизить и даже
где-то мстит ему. Для Антоновича такое положение дел
казалось смешным.

При этом Максим Алексеевич пытался быть толерантным
и непредвзятым, читая произведение Тургенева несколько
раз и пытаясь увидеть то внимание и позитив,
с которым авто отзывается о своем герое.
К сожалению, найти такие тенденции в романе "Отцы и дети"
Антоновичу так и не удалось, о чем он не единожды
упоминает в своей критической статье.

Статья Н. Н. Страхованазывается “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”.
Страхов убежден, что роман - замечательное достижение
Тургенева-художника.
Образ же Базарова критик считает крайне типичным.
“Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.
Некоторые черты базаровского характера объяснены
Страховым точнее, чем Писаревым Антоновичем,
например, отрицание искусства.
То, что они считали случайным непониманием,
объясняемым индивидуальным развитием героя
(“Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает. ”),
Страхов воспринимал существенной чертой характера нигилиста:
“. Искусство всегда носит в себе характер примирения,
тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью.
Искусство есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни
и поклонение идеалам;
Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель. ”
Однако если у Д. И. Писарева Базаров - герой, у которого
слово и дело сливаются в одно целое, то у Страхова нигилист
все еще герой “слова”, пусть с жаждой деятельности,
доведенной до крайней степени.

Дело в том, что Страхов подметил важный момент:
Базарову придаются черты разных людей, поэтому каждый
реальный человек чем-то на него похож, по мнению Страхова.
Также Страхов считает, что в "отцах и детях" нужно
ценить поэзию, не уделяя излишнего внимания
"задним мыслям".
По сути, роман создан не для поучения, но для
наслаждения, считает критик.

Центром романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" является - образ Евгения Базаврова. Это трагическая фигура, воплощающая противоречия своей эпохи. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, всё подвергавшая суду мысли. Таков наиважнейший герой романа, разночинец и демократ по убеждениям.

Тургенев искренне хотел понять нового человека и правдиво показать его. С этой целью он почти два года вёл дневник от имени Базарова, занося в него впечатления своего героя, как они представлялись писателю. Позже в письме Салтыкову Тургенев напишет: "Не удивлюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал.

Я писал наивно, словно дивясь тому, что у меня выходило". Образ нигилиста остаётся загадкой даже для автора, что усиливает субъективность понимания персонажа. На мой взгляд, Базарова озлобляет его же возвышенность над другими. Он осознаёт превосходство своего ума, называет себя "гигантом", только ему в романе открыта "высшая правда". Глупость других не даёт ему покоя. Вспомним его слова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю своё мнение о самом себе".

У Базарова есть мысли по улучшению состояния общества, он абсолютно основательно указывает на связь своих интересов с всенародными настроениями. "Вы порицаете моё направление, а кто вам сказал, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы ратуете", - говорит Евгений Павлу Петровичу. Но сам же признаётся, что не имеет "плана", не знаете, что и как строить. В глазах мужиков Базаров шут гороховый. Заявление Евгения: "А я и возненавидел этого последнего мужика, Филипп а или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет", говорит о его цинизме, о пренебрежении ко всему обществу.

В конце концов Базаров отрекается от людей, что опровергает слова Н.Н. Страхова.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Почему же так произошло? Идеи героя никто не поддерживает. Разумеется, Базаров целеустремлённый, умный, волевой человек. В то же время он очень несчастлив. Этот герой отрицал любовь, но он её жаждал. Он влюбляется в Одинцову, испытывает новые чувства. Базаров оказывается способным к самоотверженной любви, способным любить. К сожалению, его не любили.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Базаров хотел любви, стремился делать добро людям. В ответ любви он не получает, ведь он не похож на них. Не похож потому, что имеет иное мнение, иные представления о мире. Его не понимают, что весьма печально. Именно поэтому мнение Н.Н. Страхова является справедливым.

В душе Базарова действительно есть что-то теплое, что может привлекать не только взрослых людей, но и даже детей. Так, например, при знакомстве Базарова и Фенечки, он просит взять к себе на руки ее сына Митю, а тот в свою очередь «к удивлению, Фенечки и Дуняши, не

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 12 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на.
2. Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п. (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке при­вле­ка­ет­ся не мень­ше трёх сти­хо­тво­ре­ний), фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны меж­ду со­бой, но внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть ло­ги­че­ские на­ру­ше­ния (см. ком­мен­та­рий к вступ­ле­нию).
5. До­пу­ще­но 2 ре­че­вые ошиб­ки.

5 сочинений

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Пример сочинения 2

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.
Пример сочинения 3

Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.

Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.

Пример сочинения 4

Герой романа Евгений Базаров – человек простого происхождения, который не подчиняется ни каким принципам и авторитетам, он нигилист. Базаров очень уверен в своих убеждениях, силу его убеждений мы видим в сцене словестного поединка с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров спокойно и хладнокровно рассказывает свои основные убеждения, Кирсанов же горячиться и пытается противоречить нигилисту, но все его примеры неудачны и он терпит поражение.
Несомненно, убеждения и доводы Евгения по поводу нигилизма справедливы, но не во всем. Он не признает творчества и красоту природы, неуважительно относится к великим писателям, таким как Пушкин, Гоголь, хотя толком и не знаком с их творчеством. Базаров отрицает все, что это непонятно – и это несомненно, минус нигилизма.В романе мы можем заметить весьма красочные и частые описания красоты природы, которые говорят нам, что природа – это храм божий, в то время как сам Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская: то есть автор постоянно опровергает своего героя.

Герой достаточно скептически относится к любви: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина… “. Но в романе мы видим его горячее сердце, скрывавшееся за внешней холодностью, после того как он влюбляется в Одинцову. Его взгляды на любовь разбиты и он злиться на себя за это.

Базаров весьма мужественно переносит свою приближающуюся смерть. Он скрывал от матери свою болезнь, так как не хотел его огорчать, подбадривал своего отца и не внушал себе бессмысленных надежд на выживание. На исходе своих дней, герой понимает, что главное для него это любовь и ни что иное. Его смерть своего рода гибель не только героя, но и нигилистских убеждений.

Автор в романе подчеркивает в своем герое черты деятельного и сильного характера, с острым умом, гордостью, прямолинейностью. Этот человек был обречен на гибель, так как он стоял в преддверии чего-то нового. Такие люди подготавливают почву для великих дел, выдерживают все испытания с высоко поднятой головой, а когда наступит время борьбы, без колебаний вступят в нее.

На мой взгляд, Базаров, это герой который мог бы стать представителем разрушающей силы настоящего. Без таких людей было бы невозможно рождение нового.

Читайте также: