Спиридон михайлов янтуш халах халапесене пухса тепчекене сочинение

Обновлено: 21.07.2024

В истории нашей страны Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) известен как первый чувашский этнограф, историк, писатель и просветитель.
Выйдя на всероссийскую арену, С.М. Михайлов первым в истории чувашей поднял могучий голос в защиту своего обездоленного народа, за его просвещение, за открытие школ для обучения детей на их родном языке.
Он неимоверными усилиями в середине XIX века заложил начатки грамотности среди чувашей. С.М. Михайлов не был педагогом-профессионалом, но путем глубокого изучения и обобщения народного педагогического опыта он внес радикальные предложения по организации обучения детей и молодёжи.
Наследие С.М. Михайлова изучается учеными, используется в исследованиях по истории, этнографии, литературе, педагогике.

Содержание

Введение
1. Жизненный путь С.М. Михайлова
2. Просветительская деятельность С.М. Михайлова
3. Труды С.М. Михайлова
4. Предки Яндуша
5. Выдающиеся продолжатели рода Яндуша
6. Память о С.М. Михайлове
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

С.М. Михайлов.docx

В то же время С.М. Михайлов указывал, что из-за отсутствия грамотных людей в чувашских уездах не открываются даже сельские правления. Так, например, по Ядринскому уезду требовалось 36 писарей, но ввиду их недостатка там было открыто лишь девять сельских правлений. Из них, как пишет ученый, только в одном работал писарем чуваш. Такое же положение было и в других уездах края.

Еще хуже обстояло дело с обучением детей в сельской местности. Как указывает С.М. Михайлов, в уезде было только семь приходских училищ для государственных крестьян. В них обучалось 198 человек, из них мальчиков 187, а девочек только 11! Итого во всем уезде обучалось, таким образом, 303 человека. Число учащихся к общему количеству населения относилось как 1:260.

По свидетельству чувашского просветителя, препятствием к обучению крестьянских детей во многом являлись также бедность их родителей, отсутствие средств.

С.М. Михайлов в своих произведениях не ограничивался показом и раскрытием причин потрясающей картины школьного обучения чувашей. Убежденный в том, что всюду трудовой народ находится в темноте и невежестве, он в силу своих возможностей лично оказывал помощь народу в борьбе за его просвещение.

Борьбу за открытие школ в сельской местности он ставит на первое место, смело пишет об открытии школ и в своих письмах, и статьях, печатавшихся в газетах и журналах.

С.М. Михайлову принадлежит большая заслуга и в открытии школы в селе Ишаки Козьмодемьянского уезда (ныне Чебоксарского района).

C.М. Михайлова глубоко волновало отсутствие возможностей обучения грамоте крестьянских детей непосредственно его местности. Школ не только здесь, но и в окрестностях почти не было. Об открытии школ в таком небольшом населенном пункте, как Юнгапоси, где еще не было церкви, местные и вышестоящие органы власти не хотели даже и слышать. Тогда С.М. Михайлов решил сам организовать обучение крестьянских детей своей деревни. Обучал он их в доме своего отца. Ядро школы, созданной по типу школы-семьи, состояло из четырех учащихся, в числе которого был и младший брат создателя школы – Николай.

По воспоминаниям земляков – старожилов, первым учебным пособием для учащихся служил рукописный чувашский букварь, составленный самим С.М. Михайловым.

Для освещения работы школы – семьи С.М. Михайлова достаточных документальных данных не имеется. Но бесспорным является то, что создание очага просвещения в чувашской деревне, где он сам родился и провел детские годы, несмотря на непродолжительное его существование, было знаменательным событием для всех его односельчан. В школе С.М. Михайлов сам научил несколько человек читать и писать, тем еще более усилил тягу крестьянских детей к образованию.

Поднимая вопросы открытия школ для чувашских детей, разрабатывая прогрессивные меры по улучшению их обучения, чувашский просветитель и педагог С.М. Михайлов заботился и о просвещении других нерусских народов Поволжья, и в первую очередь марийцев.

Как и всех прогрессивных деятелей культуры и просвещения России, С.М. Михайлова волновали не только общее состояние просвещения, но и постановка учебно-воспитательной работы в школах.

Коренным недостатком чувашских школ, по мысли С.М. Михайлова, являлось то, что преподавание в них велось на русском языке, непонятном для учащихся. Если русским детям в то время учёба давалось с большими трудностями, то можно себе представить, какими усилиями давалось усвоение школьной грамоты чувашскому мальчику, совершенно не знающему русского языка. Все это осложнялось еще тем, что почти все учителя чувашских школ сами не владели даже разговорным языком учащихся. Поэтому одним из важнейших мероприятий по образованию чувашских детей С.М. Михайлов считал первоначальное преподавание в школах на родном языке. Он не мыслил интеллектуального прогресса народа без опоры на родном языке. Одновременно Михайлов подчеркивал важное значение русского языка, который он считал вторым родным языком.

Важное значение имеет деятельность С.М. Михайлова по созданию букваря, дидактических рассказов и художественных произведений для чувашских детей и молодёжи. Из воспоминаний ближайших родственников С.М. Михайлова известно, что его рукописный букварь хранился отцом за иконами. Родной брат С.М. Михайлова Дмитрий нередко с гордостью показывал букварь своего брата местным учителям, которые весьма похвально отзывались о его содержании, показывали его своим ученикам, с радостью читали из него многие страницы.

С.М. Михайлов прилагал немало усилий для того, чтобы шире распространить свои произведения среди чувашского народа. После появления того или иного своего произведения в печати он сразу обращался в редакции газет, журналов и в Русское географическое общество с письмами, в которых настоятельно просил выслать ему определённое количество экземпляров своих трудов для того, чтобы он мог ознакомить с ними своих единомышленников. Свои произведения он высылал проживающим в чувашских селениях Казанской губернии знакомым учителям и родным, которые читали, пересказывали содержание их неграмотным, распространяя таким образом знания среди народа.

То, о чём мечтал С.М. Михайлов, было осуществлено позднее другим просветителем чувашского народа – И.Я. Яковлевым. Лишь ему, великому просветителю чувашского народа, удалось создать новую письменность, учебники и хрестоматии на чувашском языке.

Многие исследования С.М. Михайлова по истории и этнографии чувашей не потеряли своего исторического значения и в настоящее время. Им пользуются учёные, интересующиеся историей чувашского народа.

Один из предков Яндуша – Сепет. Его сын или внук – Тевел. С.М. Михайлов вспоминает его в нескольких местах. Тевел в Юнге был знатным человеком: даже через сто лет о нем говорили в деревне. У него было два сына – Янтуш и Янтимер. Их потомки по-прежнему носят фамилии Яндушкин и Яндимиркин. Янтуш и Янтимер пришли на место сегодняшних Юнгапось и образовали деревню. В молодости Янтуш был беден и ходил работать далеко в Казань к татарам. К счастью, по дороге домой он ловит рой пчел и начинает их разводить.

У Яндуша были сыновья: Хветер, Пронька, Симон, Афанасий. У Симона был сын Михаил, у Проньки – 3 сына: Кузьма, Осип и Михаил. Михаилу в своей жизни приходилось жениться два раза. У него со Степанидой было пять сыновей (Дмитрий, Григорий, Спиридон, Илья, Николай) и две дочери (Пелагея, и Татьяна). У Спиридона детей не было.

На протяжении долгого времени работы С.М.Михайлова-Яндуша не были известны чувашскому народу. Благодаря работникам научно-исследовательского института после Великой Отечественной войны начали собирать его работы. Среди них были профессор М.Я.Сироткин, В.Д.Дмитриев, кандидат наук П.Г.Григорьев, Д.Е.Егоров. Егоров Дмитрий Егорович собирает много информации по работам С.М.Михайлова. Он же старался над тем, чтобы Юнгинской школе присудили звание С.М.Михайлова.

Читайте также: