Спасо преображенский собор сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Обзор сооружений Спасского монастыря. Анализ двойственности архитектурного стиля, примененного в обработке отдельных фасадов собора. Особенности росписи стен и пейзажных фонов фресок. Оценка корпуса келий, как памятника жилой архитектуры монастыря.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.09.2013
Размер файла 117,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Спасо-Преображенский монастырь основан в начале 13 века великим ростовским князем Константином. Тогда же в обители возвели 2 первых каменных храма и открыли первое на северо-востоке Руси духовное училище. В 1740 года при монастыре была создана Духовная семинария, одно из старейших учебных заведений города. Среди наиболее древних построек Спасо-Преображенского монастыря, расположенного на берегу:

- Которосли, - мощные крепостные стены с угловыми башнями (1635 - 1646 годы);

- "Святые ворота" в массивной четырехгранной башне (1516 г.);

- Трехглавый Спасо-Преображенский собор, обнесенный открытыми галереями (1516 г.), в интерьере которого фрески и иконостас начала 16 века;

- Звонница, построенная в 16 веке и первоначально имевшая двух шатровое завершение, но верх был перестроен в 1809 - 1823 годах в формах псевдоготики;

- Одностолпная трапезная палата с церковью Рождества (начало 16 века).

Объемное построение этого четырехстопного трехглавого храма, поставленного на высокий подклет, с окружавшими его открытыми галереями целиком исходит из многовековых традиций древнерусского зодчества. Однако окончательная разработка художественного образа памятника, его декоративное оформление навеяны современными ему сооружениями Москвы, и в основном новаторскими формами Архангельского собора Московского Кремля, созданного итальянцем Алевизом Новым.

1. - Спасо-Преображенский собор;

2. - Церковь входа в Иерусалим;

5. - Архиерейские покои;

6. - Келейный корпус;

7. - Святые ворота.

Совершенство кирпичной кладки говорит о высоком техническом мастерстве строителей. Круглые окна в закомарах, широкие орнаментированные откосы порталов, профилированное завершение столбов в интерьере, своеобразное расположение угловых водометов - все эти детали подтверждают общность нашего памятника с его московским современником. Открытая галерея-лоджия, сохранившаяся на западном фасаде Спасо-Преображенского собора и некогда продолжавшаяся вдоль его южного фасада, также задумана и создана под влиянием московского собора.

В обработке отдельных фасадов Спасо-Преображенского собора сказалась некоторая двойственность его архитектурного стиля. Восточному присуща наибольшая целостность и выразительность. Увенчанные шлемовидными завершениями барабаны стройного трех главного очень близко придвинуты к восточной стене. Они органично входят в общую композицию, где вместе с глухими стенами, прорезанными лишь щелевидными окнами, создают традиционный образ аскетически строгого, но одновременно очень изящного по пропорциям древнерусского храма. Западный фасад более живописен и сложен.

Ступенчатое расположение объемов придает ему большую пространственную выразительность, подчеркнутую полускрытым в перспективе трехглавые. Выступающая на первый план двухъярусная открытая аркада галереи обогащает фасад глубокой игрой светотени. Когда интерьер галереи был покрыт цветистыми росписями, его художественные достоинства стали еще выше. Огромное крыльцо, ведшее на западную галерею не сохранилось.

Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVII-XVIII вв.- и нетитулованных богатых Ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились мемориальные доски 1652 и 1740 гг.

Росписи северной и южной стен расчленены на три (в восточной части за линией иконостаса - на четыре) яруса.

Верхние посвящены библейским и евангельским сюжетам, нижний - семи вселенским соборам. Пейзажные фоны фресок представляют настоящую коллекцию древнерусских архитектурных форм: звонницы, одноглавые храмы с восьми скатными кровлями, многоглавые соборы, украшенные белокаменными раковинами или круглыми окнами, подобно самому Спасо-Преображенскому собору.

Характер древней росписи с ее великолепными мастерски выполненными композициями выявляется особенно наглядно при сравнении с фрагментами, дописанными в XVIII - начале XIX в. Эти более поздние большеголовые неуклюжие фигуры мучеников в нижней части западной пары столпов или измельченные вялые фигурки нижних ярусов восточных столпов не имеют ничего общего с расположенными здесь же выше первоначальными крупными, монументальными и одновременно стройными и изящными фигурами, словно парящими в своих развевающихся парадных одеждах.

Наибольший интерес представляют раскрытые от поздних записей фрагменты, в частности на восточной стене собора, выполненные в старых монументальных традициях предшествующей эпохи. Здесь все просто и величественно. Великолепны крупные фигуры архидиаконов в северной апсиде, а также расположенный выше их Иоанн Предтеча - аскет с суровым, изможденным лицом.

Необычайной выразительности образов, раскрытых в алтарных полукружиях, во многом способствовало их первоначальное, ныне утраченное интенсивное цветовое звучание.

Теперь сохранилась лишь очень сдержанная, почти монохромная серебристо-перламутровая гамма, сочетающаяся с четким контурным рисунком, свободно прочерченным рукой большого мастера.

Ему же, несомненно, принадлежит и четко прорисованная половинная фигура Пантократора в своде центральной главы, окруженная праотцами.

Южный фасад Спасо-Преображенского собора, некогда обращенный к главной монастырской площади перед Святыми воротами, ныне закрыт огромной неуклюжей церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 1827-1831 гг. по проекту П.Я. Панькова.

Восточная сторона монастырской площади замыкается огромным нерасчлененным массивом звонницы XVI в. В ее Нижнем ярусе размещалась церковь со своеобразным иконостасом, написанным прямо на стене. Ныне росписи восстановлены.

Кроме утилитарного военного назначения Святые ворота в XVI в. играли ведущую роль в панораме южного фасада монастырского ансамбля. Перед путником, проходившим в монастырь под сводами Святых ворот, центральные сооружения во главе со Спасо-Преображенским собором впервые представали постепенно, словно вырастая у него на глазах от цоколя к завершению во всем великолепии своего объемно-пространственного построения. Это достигалось благодаря рельефу местности - расположение ворот значительно ниже уровня основания соборного комплекса. А небольшое сужение основного арочного проезда ворот в сторону двора сделано зодчими для усиления этого зрительного эффекта.

К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной палаты с Церковью Рождества (начало ХVI в.) и с настоятельскими покоями (XVII в.). В его средней части находится огромный одностолпный зал, решенный по типу распространенных в первой половине XVI в. монастырских трапезных палат. Большое свободное пространство перекрыто системой сводов, опирающихся в центре на массивный четырехгранный столп. Расположенная в подклете поварня (кухня) повторяет основные габариты и конструкцию верхнего этажа.

Трапезная палата была одним из наиболее благоустроенных и богато украшенных зданий своего времени. Зимой она обогревалась теплым воздухом, поступавшим из кухонного очага через отдушины. Еда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стены. Своды, стены, откосы окон палаты были покрыты фресками. В XVI в. это был самый большой и красивый зал в Ярославле, служивший столовой братии этого богатого монастыря. Во время приездов знатных гостей здесь устраивались торжественные приемы.

Фасады трапезной палаты решены просто и строго. Гладь стен украшают лишь ступенчатые обрамления арочных окон да пояс между пилястрами. Художественные приемы, использованные здесь, продиктованы формой и размером кирпича. Установленные то на ребро, то уступчатыми рядами, они производят большой зрительный эффект.

С восточной стороны к трапезной палате примыкает древняя церковь Рождества, искаженная многочисленными переделками. Это был небольшой одноглавый четырехстопный храм, стоявший на высоком подклете. Отдельные детали его фасадов (цоколь, киоты в средних закомарах) повторяют в общих чертах декор Спасо-Преображенского собора. Однако рисунок оконных обрамлений, профиль междуэтажного пояска и карниза алтарей, завершения пилястр, выполненные из тесаного кирпича, носят упрощенный характер и далеки от ювелирной тонкости соборной архитектуры.

Настоятельский корпус соединен с трапезной палатой огромными сенями, в которые вело ныне восстановленное только в своей нижней части, парадное двухэтажное крыльцо. В первом этаже корпуса были хозяйственные, подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов; во втором этаже размещались жилые покои настоятеля. Резкий контраст в обработке фасадов скупо декорированной трапезной палаты и настоятельского корпуса с богато профилированными горизонтальными поясами и рядами нарядных наличников окон наглядно демонстрируют пути развития русской архитектуры от более простых древних форм к орнаментальной детализации XVII в.

Декоративное оформление главного фасада, обращенного в сторону Спасо-Преображенского собора, четко выявляет внутреннюю структуру здания. Разновеликие оконные проемы кaк бы подчеркивают различное назначение жилых помещении и сеней. В древности, когда каждая пара келий имела отдельный выход - крыльцо, был особенно четко выражен строгий ритм чередования изолированных друг от друга келий. Несмотря на то, что это здание появилось через полтораста лет после основных сооружений монастыря, оно не нарушает стилистического единства ансамбля.

В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в XVI в. появились первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к Русскому государству Поволжья.

Северо-западная Боровицкая башня 1623г. имеет глубокий подвал с потайным ходом. Северо-восточная Угличская башня 1635г. была проездной - от нее начиналась дорога на Углич. Она имеет свою особую историю. Построенная на месте деревянной башни городских укреплений, Угличская башня является своеобразным памятником многолетней борьбы ярославских посадских людей с могущественным Спасским монастырем, стремившимся расширить и укрепить власть на городском посаде. В XVI Iв. монастырь входил в число крупнейших восьми монастырей Замосковья, владевших десятками тысяч крепостных крестьян. В Ярославле ему принадлежали большие слободы Спасская, Богоявленская, Крохина, Меленки - всего более 300 дворов. Он был могущественным феодалом-вотчинником, по своему богатству оставившим далеко позади себя измельчавших потомков ярославских владетельных князей.

Ожесточенная борьба города с монастырем, возглавлявшаяся наиболее влиятельными посадскими людьми, длилась десятилетиями и во многом определила общественную жизнь Ярославля в первой половине XVII в. Она нашла отражение и в искусстве, в частности в анти монашеских сюжетах фресок 1640 г. в церкви Николы Надеина.

2. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., Искусство, 1983. Издание второе, доработанное. Фотографии И. Николаева и К. Кушнарева;

3. П.И. Козлов, В.Ф. Маров. Ярославль: Верхне- Волжское книжное издательство 1988.- 236 с.; монастырь архитектурный фасад

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Региональный конкурс исследовательских работ обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования

Спасо – Преображенский кафедральный

собор города Тамбова

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/25/33/25033446_6114_v2.jpg

Студентки группы ПНК-21

Шаталова Ольга Александровна

Более трехсот лет на Тамбовщине возводились православные храмы и на полнялись великолепными произведения ми церковной живописи, уникальными книгами и предметами прикладного ис кусства. Православная церковь заключала в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Многим поколениям наших соотечественников она помогала воспи тывать нравственные основы, хранить самобыт ность, развивать культуру русской нации. Для про стых людей храмы были истоками понимания пре красного. Церковь на селе, да и в городе, была, как правило, самым красивым сооружением, украша лась мастерски выполненными фресками, прекрасны ми произведениями иконописи, наполнялась изуми тельной гармонией звуков хоровой церковной музыки и колокольного звона. Кроме того, церкви были хра нилищами исторических документов и книжных сокровищ.

С давних времен главы Тамбовского Спасо-Преображенского кафедрального собора возвышаются над городом, знаменуя собой величие и мощь старинного русского города, основанного некогда на границе степи и леса для защиты от диких орд кочевников. Символично, что храм был освящен в честь Преображения Господня, так как этим утверждалась миссия молодого русского государства, призванного нести свет Христовой веры язычникам и преобразить дикий необжитый край, который много позже станет православным оплотом государства и его житницей.

В данной работе предпринята попытка осветить историю Спасо-Преображенского храма с момента создания до наших времен, так как эти знания составляют основу истинного просвещения и помогают более ясному представлению будущего пути развития нашей страны.

Думается, что изначально собор был построен восточнее нынешнего положения Собора, в том месте, где сейчас располагается комплекс зданий, принадлежащих ТКС, так как по описаниям как раз на юго-востоке от храма епископ Питирим на берегу реки Цны, недалеко от крепостного тайника, построил каменный флигель для монашествующих, погреба, конюшню с каретным сараем, кладовую.

В 1677 г. Рязанский митрополит Илларион, в ведении которого находились тогда Тамбовские пределы, даровал Преображенской церкви статус городского собора. В то время значение Собора было двояко: он был местом для совместного служения духовенства нескольких церквей и центром церковного округа.

К этому времени штат Собора состоял из одного протоиерея, двух священников, диакона, дьячка и пономаря. Кроме того, имелась просфорня. Все соборяне жили тут же недалеко от храма в своих домах.

С открытием епархии в 1682 году Спасо-Преображенский собор становится кафедральным . Заботами первого Тамбовского епископа Леонтия о Соборе, был слит колокол на соборную колокольню весом в 50 пудов. Это представляется весьма важным вкладом в благоукрашение храма, так как подобных колоколов не было в других храмах города. Но так как Леонтий слишком мало времени пробыл на Тамбовской кафедре, ему так и не удалось изыскать средства на переустройство Собора, который к тому времени был уже ветхим и требовал ремонта.

Святитель Питирим и Спасо-преображенский собор.

По мере обустройства архиерейского двора епископ Питирим набирал средства и материалы для осуществления главного дела своей жизни — строительства каменного Преображенского собора. Место для него было выбрано недалеко от старого деревянного храма, и, испросив благословение Святейшего Патриарха Иоакима, святитель в 1694 г. (по другим сведениям в 1693 г.) приступил к строительству. Все необходимые материалы были заготовлены в достаточном количестве, так как в одно лето стены Собора уже были выведены на 14 метров в высоту. Вероятно, это и был истинный размер Собора по первоначальному плану, так как задумывался храм одноэтажным и оставалось совсем немного до окончания строительства. Сам святитель не только постоянно наблюдал за ходом постройки, но и участвовал в строительстве. На следующий, 1695 год, строительство замедлилось. Источники указывают на одну из причин — это болезнь святителя, открывшаяся в этот год.

Спасо-Преображенский кафедральный собор после смерти святителя Питирима

Владыка нашел благотворителя тамбовского купца Матвея Алексеевича Малина, который и дал деньги на сооружение нового иконостаса. Он был сделан в этом же году, поставлен на свое место, и Благовещенский престол второго этажа освятили. На пожертвования фабриканта Олесова и других благотворителей также заново отделали приделы первого этажа.

В 1823 г. по инициативе соборного протоиерея Дмитрия Соколова храм окрасили охрою на масле.

Теперь нужно было устроить соответствующую Собору колокольню: старая деревянная колокольня, которая была построена еще при первом храме в 1636 г., высотой почти 9 метров практически не ремонтировалась со дня своего основания и пришла в совершенную ветхость. В 1794 г. соборный протоиерей Семен Кириллов просил епископа Феофила выдать сборную книгу, и она была выдана спустя 15 лет, в 1809 г. С выдачей книги забота о строительстве колокольни была возложена на соборного ключаря протоиерея Ивана Наполинского. Им собрана необходимая сумма и заложена новая каменная колокольня в 20 метрах напротив Собора. Однако умер епископ Феофил, и строительство затянулось.

На протяжении следующих пятидесяти лет Собор не подвергался капитальному ремонту. В 1846 г. градское общество избрало церковным старостой Преображенского собора 3-й гильдии тамбовского купца Гавриила Ивановича Казакова. При нем развернулись широкие строительные работы. В 1849 г. разобран старый иконостас верхнего храма, перетерты своды, стены во многих местах стесаны и оштукатурены по отвесу, около подкупольных столбов поставлены резные капители коринфского ордена, а сам Собор окрашен. В оконных шафтах и в других местах написаны изображения событий Нового и Ветхового Завета. Полы перемощены и окрашены, рамы заменены на новые. Иконостас верхнего храма переделан: теперь у него появилась резная уборка, лучшим мастерам в Москве заказаны царские врата и клейма.

Спасо-преображенский собор в 20 веке

После революции 1917 г. несколько событий потрясли жизнь соборного причта и прихожан: в 1919 г. были вскрыты мощи свт. Питирима, а в 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей храм был фактически ограблен. Всего из Собора изъяли 255,5 кг серебра и 46 штук бриллиантов.

В 1931 г. краеведческий музей ходатайствовал перед президиумом Тамбовского Городского совета о закреплении за ним здания кафедрального Собора, на что было дано согласие. Однако думается, что богослужения в Соборе уже не совершались в 1929 г. В тот же год 26 ноября Тамбовский горсовет ходатайствовал перед окрисполкомом о сносе колокольни. Ходатайство это вскоре было удовлетворено, и колокольня разрушена.

На долгие годы Собор был занят чуждым для него учреждением — краеведческим музеем, а мощи святителя Питирима как бы попали к нему в плен, оказавшись в запасниках. Музейное руководство постаралось максимально изменить облик храма так, чтобы он меньше всего походил на дом Божий. Были сняты кресты и главки. Кардинальным переменам подвергся интерьер храма. Закрашены фрески, внутреннее пространство перепланировано под экспозиции. Тот, кто бывал в бывшем Соборе в советское время, никогда в жизни не догадался бы, что внутри этого здания когда-то совершалось богослужение, лишь внешний вид храма все еще свидетельствовал о ином его предназначении. В городе разрушили практически все приходские храмы, эта участь миновала Собор.

В 1944 г. новоназначенный на возрожденную Тамбовскую кафедру архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) просил городское руководство, чтобы верующим вернули Преображенский собор, однако Владыка получил отказ. На несколько десятилетий кафедральным собором стала Покровская церковь.

10 августа 1993 года состоялось событие, которого давно ожидали, -торжества по случаю возвращения мощей святителя Питирима в Преображенский Собор, которые состоялись в ходе первого посещения Тамбовской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 8 августа 1993 г. мощи святителя Питирима были торжественно перенесены крестным ходом из Покровского собора (где они хранились с 1992 г.) в Спасо-Преображенский собор. Здесь они заняли свое прежнее, определенное еще в 1914 году, место на первом этаже храма. В память о Первосвятительском визите в притворе Собора на стене была установлена мемориальная доска.

Архиепископ Евгений сосредоточил все свои усилия именно на восстановлении второго этажа. Это заключалось в том, что были подправлены фрески и заказан роскошный иконостас санкт-петербургским мастерам, который и был установлен к 1998 г. При осмотре второго этажа стало ясно, что пол в той части храма, которая была пристроена в 1905 г., немного прогнулся, поэтому в период 1997-1998 гг. на первом этаже были сооружены дополнительные столпы и арка, которая надежно держала своды.

Спасо-Преображенский кафедральный собор претерпел много изменений, но не смотря на это сохранил всю свою красоту и величие до наших дней. Сегодня собор - главный храм Тамбова. В кафедральном соборе хранятся главные тамбовские святыни, и размещается богатейшая коллекция храмовых икон, написанных известными иконописцами. В их числе: чудотворная икона Казанской Богоматери, написанное Тамбовским епископом Питиримом Распятье Спасителя с богоматерью и Иоанном Богословом. Четыре престола собора (два верхних и два нижних) были посвящены Преображению Господню святому Питириму (основателю храма) Благовещению и святому Николаю. Мощи самого Питирима хранятся в раке в нижнем храме. Там же находится фелонь святого, подаренная ему царём Алексеем Михайловичем. Сюжетами из жития Питирима расписана лестница и притвор, верхний храм расписан фресками уже в ХХ веке.

В период 2006-2007 гг. были сделаны новые позолоченные главки, также позолочен центральный купол, подняты новые кресты, а сам храм окрашен в нежно-зеленый цвет. Великолепный красавец Собор по-прежнему украшает город, и время как будто не властно над ним.

В Спасо - Преображенском соборе проходят богослужения, его посещают тысячи верующих. Приезжают паломники и туристы. При соборе работает музей Истории Тамбовской епархии. Музей занимает два помещения на втором этаже здания церковно-приходской школы. В настоящее время работой музея руководит ключарь Спасо-Преображенского собора, проректор Тамбовской духовной семинарии, доктор исторических наук отец Виктор Лисюнин. Под его попечительством в рамках музея проводятся различные образовательные и просветительские мероприятия, организуются детские занятия для воспитанников воскресных школ.

Более 300 лет Спасо – Преображенский собор- это главный духовный центр Тамбова.С ним были связаны все гражданские, церковные и политические события. Спасо-Преображенский кафедральный собор является самым древним православным собором в Тамбовской области и первым каменным храмом, возведенным в Тамбове.

Обращаясь к истокам русской православной культуры, мы извлекаем духовный смысл, который становится фундаментом для развития личности человека. Знакомство с историей создания и восстановления храмов Тамбовщины обогащает кругозор, позволяет расширить знания основ православной культуры, краеведения, раскрывает новые духовные источники познания себя и своего места в жизни.

Таким образом, каждый из нас должен ценить этот древний памятник архитектуры, который на протяжении длительного промежутка времени играет значительную роль как в жизни города, так и в жизни каждого из нас. Так давайте, будем принимать необходимые меры, чтобы сохранить на долгие годы главную святыню города Тамбова- Спасо- Преображенский собор, так как храм для человека - это духовная опора, крепость души человека.

1) А. Е. Андреевский

2) В.Кученкова Тамбовские православные храмы. Тамбов. 1992 г. М.Ильин 3)Каменные летописи Московской Руси. М. 1996 г.

Однокупольный, крестообразный собор соединил в себе элементы разных стилей, таких как ренессанс, барокко и классицизм. У основания барабана с позолоченным куполом размещены четыре 3-метровые скульптуры апостолов – по одной на каждый угол.
Их объединяет балюстрада черного цвета. На фасадах и карнизах есть много лепных деталей, которые зачаровывают мастерством, с которым они сделаны.
Колокольня собора сделана в стиле барокко. Два яруса примыкают к притвору, три других – четырехугольные башни. Завершается колокольня небольшим сферическим куполом с фигурами святых. Все сооружение направлено вверх, что подтверждает построение его ярусов.
В середине храма можно увидеть лепнину по мрамору и много художественных работ на библейскую тематику. Иконостас был сделан из белого мрамора и малахита.
Двухъярусный собор был возведен в центре города, на месте деревянной церкви. Первый архитектор, который спроектировал храм, неизвестен. В середине XIX столетия здание начало портиться, поэтому в 1858 году оно была немного перестроено и превратилось из двухъярусного в одноэтажное. Тем не менее, современный вид, такой, каким мы знаем собор сейчас, сооружение тогда еще не приобрело. С 1882 по 1892 год была проведена капитальная реконструкция храма, под руководством М. Ловцова, который тогда был академиком архитектуры. Меценатами восстановительных работ были сумские купцы Николай и Дмитрий Сухановы. К собору была достроена 56-метровая колокольня, на которой были установлены куранты. Но их повредили во время гражданской войны. И лишь в 1947 году куранты были отреставрированы работниками завода им. Фрунзе: И. П. Лищинским, И. И. Никитиным, А. И. Никитиным и В. И. Балоненко. С того времени куранты заводят лишь один раз в трое суток и этим они значительно доскональнее кремлевских, которые заводят один раз в 12 часов.
Нужно отметить, что в храме мастерами был хорошо выполнен внутренний интерьер и роспись иконостаса. Живописные работы на библейские темы были выполнены известными русскими художниками Клавдием Васильевичем Лебедєвым и Маковским Владимиром Егоровичем (из справочника; 284 сл.).
Задача к тексту
Определить тип и стиль речи. Составить план к тексту. Ориентировочный план Элементы разных стен. Скульптуры апостолов. Колокольня собора. Иконостас.
Лексическая работа.
• Балюстрада — перила балконов, галерей, образованные из ряда фигурных столбиков или колонок, соединенных сверху перекладиной. • Барокко — стилистическое направление в европейском искусстве конца XVI — начала XVIII ст., которое характеризовалось прихотливостью форм и декоративной блистательностью. • Классицизм — направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XIX столетий, сущность которого заключалась в наследовании искусства и поэзии Древней Греции, Рима и в соблюдении системы суровых правил воспроизведения действительности. • Малахит —минерал ярко-зеленого цвета с металлическим отблеском, который используется как ценный камень для художественно-декоративных изделий. • Меценат — богатый покровитель наук и искусств, а также их представителей. • Ренессанс — период идеологического и культурного расцвета в ряде стран Европы; Возрождение.
Словарный диктант. Записать и объяснить правописание слов.
Однокупольный, крестообразный, ренессанс, барокко, классицизм, небольшой, вверх, в середине, четырехугольный, двухъярусный, деревянный, неизвестный, реконструкция, иконостас, одноэтажный, академик архитектуры, меценат, Клавдием Васильевичем
Лебедевым и Маковским Владимиром Егоровичем, интерьер, кремлевские куранты, 56-метровый, Спасо-Преображенский кафедральный собор.
Записать числительные словами. Раз в 12 часов, в 1947 году, в 1858 году, с 1882 по 1892 год. Подобрать синонимы к слову архитектура. По составленному плану изложите текст.

Спасо-Преображенский собор фрески

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Дата создания: Начало XVI века
Материал, техника: кирпич, белый камень
Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, господствовавших в то время в московском зодчестве, было бы неверным, поскольку последние нашли также свое отражение и в ярославских постройках.
Московская архитектурная школа постепенно становится ведущей, выражая идеологические и эстетические тенденции молодой столицы централизованного русского государства. Опираясь на художественные традиции владимиро-суздальской культуры, столичные зодчие обращаются к решению новых задач: они создают крупные архитектурные ансамбли – достойное воплощение мощи объединенной Руси. Особенно плодотворным для развития русской национальной архитектуры был период княжения Ивана III, его сына Василия III и внука – Ивана Грозного (вторая половина XV-первая половина XVI века). Именно тогда создается новый грандиозный ансамбль каменного Московского Кремля с его знаменитыми Успенским, Благовещенским и Архангельским соборами, колокольней Ивана Великого, стенами и башнями, строятся дворцы и загородные храмы, монастыри и дома крупных бояр.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, созданный почти заново в начале XVI века по распоряжению Ивана III и при участии московских зодчих, отвечал уровню лучших столичных сооружений.
Монастырь-крепость, выдержавший тяжелейшую вражескую осаду – двадцатичетырехдневную оборону в период литовско-польской интервенции (XVII век), делали непреступным глубокие рвы с водой, высокие каменные стены с бойницами, массивные квадратные башни, из которых две – Угличская и Богородицкая – сохранились и поныне. Самая мощная и крупная боевая башня, приспособленная для длительной обороны, поднималась над аркой Святых ворот, которые в свою очередь имели дополнительные боевые укрепления.
Планировка центра монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла. Торжественный въезд через вновь выстроенные в 1516 году каменные Святые ворота вел к небольшой площади, которую с одной стороны замыкали здания трапезной и настоятельских покоев, а с другой – главное здание всего комплекса – собор Спасо-Преображения.

6. Персоналии духовенства, связанные с собором

С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим[14]. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.
В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров[15].
С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).
С 23 июня 1987 года настоятель собора — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, брат Патриарха Кирилла.

6.1. Настоятели собора

Спасо-Преображенский собор является историко-архитектурной жемчужиной города Новокузнецка и одновременно одним из крупнейших и значительных памятников религиозного изобразительного искусства Кузбасса.

Преображенский храм первого поколения строился в 1621-1622 гг. по благословению Московского патриарха Филарета одновременно с Кузнецким острогом, в границах его укреплений, на прибрежном крутом уступе. Дальность расстояния, недостаточность мастеров узкого ремесла явились главными причинами отсутствия в храме самого необходимого иконостаса с царскими вратами, утвари, священнических одежд, колоколов и многого другого. От кузнецкого воеводы Е. И. Баскакова в Москву были посланы казаки В. Аверкиев и О. Филиппов с ходатайством о помощи новому храму. Казаки вернулись в Кузнецк с богатыми дарами для Преображенской церкви. В начале XVIII в. храм становится значимым для всей округи и приобретает статус собора, главного храма. В это же время собор получает полное название – Спасо-Преображенский. Преображенский храм первого поколения сгорел в 20-е годы XVIII столетия, но вскоре был заново отстроен на этом же уступе.

При заказчике Ефимии Винуловском в мае 1792 г. артелью иркутского каменщика Почекунина был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Скромные материальные возможности прихода и недостаток мастеровых рук объясняют причины его длительного возведения. При протоиерее Я. Арамильском в 1805 г. был освящен первый этаж. Строительство храма завершилось в 1835 г. 5 августа 1835 г. томский епископ Агашин освятил верхний этаж собора. Новый красавец собор, как и его деревянный предшественник, располагался на высокой береговой террасе, и вид на него открывался при подъезде к Кузнецку. На протяжении всего XIX в. Спасо-Преображенский собор был главным храмом Кузнецкого благочиния.

Во время антиколчаковских выступлений в декабре 1919 г. сгорели иконостасы собора, колокола с колокольни рухнули на землю. От собора остался только пустующий остов. В 1926 г. первый этаж пострадавшего от пожара храма был приведен в относительный порядок, и в нем возобновилась служба, которая продолжалась недолго. В 1929 г. в помещении закрытой уже церкви разместился геологический музей. В начале 1932 г. Председатель Кузнецкого района К. Г. Воробьев вместе с комсомольцами и коммунистами сбросил вниз многопудовые чугунные кресты с куполов. Наконец, в 1934 г. храм был закрыт. В 1937 г. обсуждался вопрос о приспособлении здания церкви под музей, но такое приспособление не состоялось. Некоторое время в здании церкви размещалась школа комбайнеров, а в конце 1930-х г. – хлебопекарня. С середины 50-х годов здание было окончательно заброшено.

В 1977 г. прихожане Никольской церкви обратились в Горсовет с просьбой о передаче им храма, но получили категорический отказ. В 1988 г., после празднования тысячелетия крещения Руси, в местной печати стали чаще появляться требования о передаче собора верующим. В ноябре 1989 г. на сессии Горсовета было принято решение передать собор православным верующим.

Восстанавливать храм из руин довелось с 1992 г. протоиерею Александру Пивоварову. Весной 1994 г. вокруг здания собора были возведены леса, началась затирка стен. К 380-летию Кузнецка под патронажем губернатора области А. Тулеева в Спасо-Преображенском соборе прошли реставрационные работы. На иконостасах приделов храма резьбу по дереву выполнила бригада, возглавляемая М. Кабеткиным. Иконы написаны православными художниками Л. Ключниковым и В. Шубенкиным. В 1997 г. главный купол церкви и купола колокольни покрыли медью. На первом этаже уложили мраморный пол с подогревом. На Кузнецком металлургическом комбинате были изготовлены кресты на луковичные главки. В 1999 г. были сняты все леса с храма, закончены отделочные работы. Купола собора покрыли позолотой. Осенью 2004 г. реставрационные работы и роспись собора были завершены. В 2004 году Спасо-Преображенский собор с почти 400-летней историей своего прихода праздновал свое новое рождение.


Описание объекта

Источники информации

  1. Гревнев, М. О чем звонил бы колокол [Текст] / М. Гревнев // Наша газета. – 1993. - 18 марта (№ 31). С. 4 : фот.
  2. Гревнев, М. 100 миллионов на реконструкцию [Текст] / Михаил Гревнев // Наша газета. 1994. – 26 марта (№34/35). – С. 2 : фот.
  3. Дела богоугодные [Tекст] // Православные вести. - 1998. – 10 июля. - С.3.
  4. Дорога к храму: от Голгофы до Воскресения : из истории Спасо-Преображенского собора [Текст] // Губернские ведомости. - 2000. – 17 августа. - С. 10 : рис.

Истомина, О. Спаси и преобрази / Ольга Истомина [Текст] // Франт. - 1995. - 25 декабря (№ 103). - С. 2 : фот.

Рахманов, Б. Не прозевать бы, не проворонить [Текст] / Б. Рахманов // Наша газета. - 1996. - 24 мая (№ 57). - С. 7.

Читайте также: