Совесть это в основном память к которой присоединяется моральная оценка совершенного сочинение

Обновлено: 06.07.2024

(1)Замечаете ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке. (2)Литература дает вам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни. (3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрыми. (4)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (5)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (6)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это делать. (7)Если первый раз прочли произведение невнимательно, —

Сочинение на тему память по тексту лихачева

— научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. — подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля; — продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге.

1. Учитель: На данном уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Давайте вспомним, в чем особенность данной работы?

Ученик: При написании сжатого изложения важные фрагменты для понимания текста мы будем записывать кратко, оставляя самое главное.

Не забудьте, что важно сохранить авторский стиль текста, верно определить каждую микротему исходного текста.

2. Учитель: Давайте вспомним ключевые понятия:

  • текст
  • тема текста
  • идея текста
  • стиль текста
  • тема
  • микротема
  • тип речи
  • орфограммы

Учитель: Какими способами мы можем сжать данный текст?

  • Исключение
  • Обобщение
  • Замена
  • Слияние
  • Давайте разберем каждый приём. К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие. 1. Замены:
  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
  • замена прямой речи косвенной.
  • 2. Исключения:
  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно. 3. Слияния:
  • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

3.Знакомство с автором текста.

Учитель: Текст слушайте внимательно, постарайтесь определить основную сюжетную линию. Подумайте над выделением микротем. Логической связью между частями.

5. Учитель: По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

6. Работа с текстом: комплексный анализ.

Задание 1. Теоретическая разминка. Внимательно прочитайте текст.

Задание 1.1 Приведите аргументы, доказывающие, что данный отрывок является текстом:

(Текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически, Предложения в тексте объединяются общей темой. Текст может члениться на части, в каждой из которых возникает микротема).

Задание 1.2. Определите тему текста (то, о чём (или о ком) говорится

(Память – это преодоление времени, преодоление смерти, бережное отношение к памяти – нравственный долг каждого человека).

Задание 2. Лексическая работа:

(вариант ответа: память – это то, что связывает прошлое и настоящее, дает возможность избежать ошибок в будущем;

Совесть – способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль;

Беспамятный – неблагодарный, невежественный, безответственный, неспособный на благородные поступки).

Задание 2.2. — Где можно найти лексическое значение слова?

Задание 2.3. — Дайте определение этого слова по словарю.

Задание 2.4. Автор рассуждает о бережном отношении к памяти, об нее необходимости, приведите доказательства из текста.

Задание 3. Текстологическая работа

Задание 3.1. — Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…, почему

Задание 3.2. Итак, перед нами размышление о необходимости сохранения памяти, которая является и творческим процессом, и противостоит уничтожающей силе времени. Выделите в тексте три микротемы

, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать
их своими словами или записать цитатами из текста.
Задание 4.

Задание 5. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Вариант ответа: выдвигается важная общественная проблема,

  • анализируются и оцениваются возможные пути ее решения,
  • делаются обобщения и выводы,
  • материал располагается в строгой логической последовательности,
  • для публицистического стиля речи характерно широкое использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.,
  • поднимается важная нравственная проблема.)

Задание 6. Текст какого типа речи здесь представлен? Объясните?

Тезис: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

  • Память – преодоление времени, преодоление смерти.
  • В этом величайшее нравственное значение памяти.
  • Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в тексте. Выпишите их, распределите по видам орфограмм

: безударные гласные в корне проверяемые ударением и непроверяемые; правописание приставок, зависящих от последующей согласной; правописание приставок по значению; правописание частицы не.

Задание 8. Выполнение тестовых заданий по тексту (по типу ОГЭ).

1. Какое утверждение противоречит

  1. Память является нашим богатством.
  2. Память не связывает настоящее и прошедшее.
  3. Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.
  4. Память противостоит уничтожающей силе времени.

2. (4). Из предложений 7-10 выпишите слово(слова), в котором(-ых) правописание приставки зависит

построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:____________________________

5. Выпишите грамматическую(-ие) основы из предложения (6), укажите их количество:____________________________________________________

6. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным определением, выпишите его номер: __________

Подведение итогов. Напишите сжатое изложение. Самостоятельно проверьте, используя критерии оценивания.

(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память –преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.

(19)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.

(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память –это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

Каждый человек хранит в своем сердце воспоминания из жизни. Они могут быть плохими или хорошими, но все составляют прошлое человека. Память сердца помогает в формировании личности человека, так как каждое событие откладывает свой отпечаток в жизни.

Память сердца позволяет сохранить сквозь годы то, что происходило очень давно. Это могут быть исторические события, например, военные подвиги. Все помнят Великую Отечественную войну, как много жертв она принесла. Это тоже память сердца — воспоминания об умерших. Этих героев будут помнить все, кто сейчас живет под мирным небом. Они сражались за Родину, бросались на амбразуру, жертвуя собой ради других. Именно такую жертву пронесут в памяти потомки воевавших, каждый патриот своей страны.

Память сердца может быть связана со светлыми моментами, например, со школьными годами. Как известно, школа — место формирования человека, как личности. Именно здесь дети взрослеют, учатся общаться с другими людьми, познают новое. По окончании школы, спустя годы, человек вспоминает это время с теплотой в сердце. Игры на переменах, обед в школьной столовой, бег по коридорам. Самыми теплыми воспоминаниями школьник обзаводится на каникулах. Нет обременяющих домашних заданий — полная свобода действий. Родители отвозят тебя на море или в деревню. Ты заводишь новые знакомства, гуляешь, веселишься и просто наслаждаешься свободой и молодостью. Такие воспоминания не вычеркнуть, они останутся с человеком навсегда.

Могут пройти годы, но память сердца вечна. Она погибает только со смертью хозяина. Однажды почувствовав грусть, оказавшись в депрессии, в голове всплывают памятные моменты, которые заставляют двигаться дальше. Как бы тяжело не было, известно, что это временно. Какое бы событие не произошло — это опыт, который отложится в памяти. Именно он не позволит наступить на те же грабли в следующий раз. Например, человек, над которым издевались в детстве, никогда не позволит себе издеваться над другими. Он помнит, что чувствовал в тот момент, поэтому будет очень внимателен к окружающим.

Память сердца может быть связана с вещами. Порой недостаточно просто помнить, нужно иметь под рукой что-то, позволяющее воспоминаниями вернуться в прошлое. Это может быть игрушка, которая была с вами с самого детства. С ней связано много приятных сердцу воспоминаний. Даже повзрослев, человек с теплом вспоминает свое детство, когда не было проблем, кроме каши с комочками и послеобеденного сна. Каждый человек хочет душой вернуться в то время, где было так спокойно и светло. Забыть о проблемах взрослой жизни, разногласиях в семье: снова стать ребенком. Игрушки в этом помогают. Достаточно взять ее в руки, как воспоминания нахлынут волной, накрывая пушистым одеялом беззаботности. Все уходит на второй план: есть только вы и ваше детство. В душе каждого человека продолжает жить ребенок, даже после взросления — это помогает сохранить нотку наивности, умение радоваться мелочам.

Память сердца позволяет человеку учиться на собственных ошибках. Люди способны делать выводы, исходя из опыта. Так, некогда сказанная фраза, отложившаяся в памяти, позволит придерживаться ее, сделав жизненным девизом. Память сердца — ценный артефакт, который носит в душе каждый человек. Эта ценность измеряется не звоном монет, но чем-то большим, не относящимся к денежному эквиваленту.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Проблема памяти: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

Наша жизнь состоит из настоящих моментов, планов на будущее и воспоминаний о прошлом, о том, что уже пережито нами. Мы привыкли сберегать картины прошлого, ощущать те эмоции и чувства, так устроено наше сознание. Обычно мы помним самые светлые воспоминания, те, что вызвали у нас бурю положительных переживаний, кроме того, запоминаем нужную нам информацию. Но случаются и неприятные моменты, когда память отказывает нам, либо в самых ярких образах мы помним то, что хотели бы забыть. Так или иначе, память – это наша ценность, погружаясь в прожитые годы, мы заново переживаем дорогие нам события, а также обдумываем совершенные ошибки, чтобы предотвратить подобное в будущем.

Поменяв место работы, одинокая женщина разделяет продуктовые карточки и деньги с пятью семьями квартиры, осиротевшими из-за страшной войны. Каждый вечер Анна Федоровна следует своему устоявшемуся ритуалу: перечитывает полученные письма. Со временем бумага истрепывается, и женщина делает копии, а оригиналы бережно хранит в шкатулке с вещами сына. К юбилею Победы показывают военную хронику, Анна Федоровна никогда не смотрела её, но в этот вечер её взгляд все же падает на экран. Решив, что мальчишеская спина, мелькнувшая на экране, принадлежит её Игорьку, она с этих пор не отрывается от телевизора. Надежда увидеть сына отнимает у состарившейся женщины зрение. Она начинает слепнуть и чтение заветных писем становится невозможным.

Присоединиться к вебинару

В день восьмидесятилетия Анна Федоровна счастлива в окружении людей, помнивших Игорька. Вскоре минует очередная годовщина Победы и к старушке приходят пионеры, они просят показать дорогие ей письма. Одна из девочек требует отдать их для школьного музея, чем вызывает неприязнь со стороны осиротевшей матери. Но после того, как она прогнала напористых пионеров, писем на месте не обнаруживают: пользуясь почтенным возрастом и слепотой старушки, дети украли их. Забрали из шкатулки и из её души. Слезы беспрерывно текли по щекам отчаявшейся матери – в этот раз её Игорь умер навсегда, она больше не могла слышать его голос. Анна Федоровна не смогла пережить этот удар, слезы все еще медленно стекали по морщинистым щекам, хотя тело стало бездыханным. А местом писем стал ящик стола в запаснике школьного музея.

Пробный тест ЕГЭ 2021 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность памяти в нашей жизни, её огромное значение. Мы должны беречь то, что сохраняется в наших воспоминаниях: наш опыт, счастливые моменты и минуты отчаяния, всё пережитое нами. Мы не должны предавать забвению прошлое, ведь теряя его, человек лишается части себя.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема памяти: аргументы из литературы“. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Виды памяти в психологии

При запоминании информации, применяются разные типы памяти и являются сложным процессом, подразделенным на этапы. Основные виды памяти:

Оперативная

В современном мире, существует множество гаджетов и технологий, помогающих человеку с оперативной памятью. Данный способ запоминания информации имеет и человек. Оперативная память в психологии сохраняется исключительно для совершения конкретных действий, во все остальное время данная информация не всплывает в сознании. Подобный вид памяти поверхностный и небольшой по объему. Примером может послужить понимание значения предложения, которое приходит от увиденных пары слов. Но бывает, что памяти не хватает при особо длинных предложениях. Чтобы не сталкиваться с таким, необходимо развивать виды памяти по длительности хранения информации.

Сенсорная

Считается одним из основных видов памяти, являясь первым ее этапом. Информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.

Кратковременная

Выступает в качестве первой части обрабатывания информации, созданной для длительного сохранения. Данный вид информации сохраняется не более 30 секунд и кратко держит в памяти. Данного времени хватает, чтобы мозг успел изучить поступившую информацию, определив степень ее важности и приступить к обработке. Важные данные могут повторяться и быть сохраненными на более длительный период времени. Сосредоточив внимание, вы можете сохранить данные на более длительный срок, подавая сигнал мозгу, что информация считается необходимой. При неразвитой способности концентрирования, может происходить замещение: старые сведения обновляются под посылом новых данных. Обычно этот процесс проявляется при обильном потоке информации.

Долговременная

Имеет под собой значение жесткого диска, установленного в человеческом мозгу. Объем данного вида памяти огромный, предназначенный для бессрочного хранения данных.

К запоминанию большого количества данных расположен каждый человек, главное правильно организовать процесс запоминания. Чтобы заложить в долговременную память информацию, она должна быть осмысленной и включенной в деятельность человека. Чем больше знаний у человека имеется, тем проще будет запоминаться поступающая информация, так как уже будут иметься смысловые связи, упрощенные для обработки мозгом.

Проблемы с запоминанием большого количества информации имеет связь с определенными причинами. Долговременная разделяется на 2 вида – верхний и нижний. В верхнем хранится информация часто использующаяся, не требующая колоссальных усилий. К нижним относятся сведения редко использующиеся. Чем реже требуются данные сведения, тем в более глубоких местах памяти они хранятся. Одни сведения могут воспроизводиться под воздействием ассоциаций. Для особо глубоких требуется прибегать к гипнозу.

Классификация видов памяти в психологии имеет выделение по содержанию и бывают следующими:

Памятью обладают различные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Это свойство памяти чрезвычайно важно.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но эта память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введённая в современность.

Каролингский Ренессанс в VI – VII веке не был похож на Ренессанс XV века. Ренессанс итальянский не похож на североевропейский. Обращение конца XVIII – начала XIX века, возникшее под влиянием открытий в Помпее и трудов Винкельмана, отличается от нашего понимания античности и т.д.

Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале ХХ века было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства.

Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.

Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье…

Сочинение рассуждение на тему текста лихачева

8 стр., 3812 слов

Готовые сочинения по тексту Д. А. Гранина я стоял у окна вагона

Техническая оснащённость

I. Тема.

  • Какая задача стоит перед нами на уроке? (написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва)

II. Презентация. См. Приложение.

III. Анализ текста.

4 стр., 1726 слов

  • Чтение текста. Текст.
  • Определить стиль и тип речи (привести доказательства).

Приложение № 5.

VII. Домашнее задание.

Написать полностью сочинение-рассуждение.

Примеры похожих учебных работ

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

… таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, … — идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует …

Сочинение зависит ли успех в жизни человека от его характера

… Гибкость характера, способность принять компромиссное решение и аналитический прогноз будущего развития событий, это признаки гармоничной личности, прекрасной в своей целеустремленности. Зависит ли жизненный успех от внешности “Встречают …

Власть должна находить опору в мыслях и чувствах людей (Б. Н. Чичерин)

… Власть – это возможность и способность навязать свою волю другим людям. Проблема конфликта человека и власти актуальна во все времена. Сочинения Солженицын А.И. – один из писателей прошлого века, который … героем рассказа Солженицына. Он попал в лагерь, …

Истинная красота, какая она? Истинная красота человека ( -рассуждение)

… внешнего и внутреннего мира. В чём выражается красота людей В чём красота человека? Сочинение на эту тему может написать каждый, но … вот злую душу и дурные мысли внешняя красота не скроет. Истинная красота человека в его поступках и действиях, в его …

Фотография это память сочинение рассуждение

… и оформление текста сохранены!): Думаю, что фотографии это уже анахронизм. Зачем нам их хранить, … ещё несколько примеров, неприемлемых для экзаменационного сочинения: Я понял эту фразу так, … а иметь что-то на память о них. Память очень важна для нас …

Два аргумента из текста.

Народная мудрость

Афоризмы

Как можно начать сочинение

1. Сочинение можно начать с предложения, констатирующего актуальность вопроса (Проблема милосердия в наши дни особенно актуальна).

Можно использовать следующие стилистические фигуры:

  • именительный падеж (Милосердие. Доброта. Что означают эти понятия?); (Счастье? Что включает в себя это понятие?)
  • парное соединение однородных членов (Милосердие и жестокость. Отзывчивость и равнодушие. Как связаны между собой эти понятия?);
  • антитеза (Добро и зло, любовь и ненависть – понятия противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой);
  • умолчание (Равнодушие и отсутствие чуткости… Что стоит за ними?); (Музыка… Это мир чувств, красоты, души…)
  • вопрос и ответ на него (Нужны ли в нашей жизни милосердие и доброта? Конечно, нужны);
  • риторическое восклицание (Как редко нам приходится видеть настоящую дружбу! Как часто мы сталкиваемся с предательством и ложью!).

3.Можно сделать небольшое отступление, которое позволит подойти к проблеме (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным (чтобы его понимали и т.д.) Одним из признаков (условий…) хорошего образования (понимания…) является грамотная речь).

Как писать тезис в сочинении, примеры рассуждений для вступления

… более развернуто основную мысль. В тексте нужно обязательно привести иллюстрирующие примеры. В заключение сочинения приводится краткое резюме — вывод, переформулированный тезис, получивший в процессе рассуждений автора своё подтверждение. Тема …

Читайте также: