Сострадание есть главнейший и может быть единственный закон бытия всего человечества сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Ф.М.Достоевский.

Минута перед припадком. Дает неслыханное чувство гармонии, полноты, встревоженного молитвенного слития с самым высшим синтезом жизни. Необыкновенное усилие самосознания (I. 270).

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества (I, 275).

Нестерпимые, внезапные воспоминания, особенно сопряженные со стыдом, обыкновенно останавливают на одну минуту на месте (I, 279).

Легкая судорога вдохновения и восторга прошла по лицу (1,300).

Некоторая тупость ума есть, кажется, почти необходимое качество если не всякого деятеля, то по крайней мере всякого серьезного наживателя денег (II, 6).

Все наши отъявленные социалисты больше ничего как либералы из помещиков времен крепостного права. Их злоба, негодование, остроумие - помещичьи, даже дофамусовские, их восторг, их слезы -настоящие, может быть искренние слезы, но - помещичьи. Помещичьи или семинарские (Евгений Павлович Радомский). Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а на самые вещи, не на русские порядки, а на самую Россию. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Этого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе не случалось (Он же, т. И, 15-16). Это оттого, что русский либерал есть покамест еще нерусский либерал. Нация ничего не примет из того, что сделано помещиками и семинаристами (вследствие их отчуждения от нации) (Он же, 14).

Гуляя в задумчивости, найти себя, опомнившись (II, 48).

Богатства (теперь) больше, но силы меньше; связующей мысли не стало; все размягчилось, все упрело. (II, 70).

Мы слишком унижаем Провидение, приписывая ему наши понятия, с досады, что не можем понять его (Из исповеди Ипполита) (II, 113).

Тут одна Только правда, а стало быть, и несправедливо (в отзыве княжны об Ипполите). Аглая Епанчина. (II, 129).

Ложь становится более вероятной, если к ней прибавить что-нибудь невероятное. (Она же, 135).

Совершенство нельзя любить; на него можно только смотреть, как на совершенство. Настасия Филипповна Барашкова в письме к Аглае. (II, 160).

Можно ли любить всех? В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. (Она же, там же, 161).

Суметь хорошо войти, взять и выпить прилично чашку чая, когда на вас все нарочно смотрят (246). Говорить тихо, скромно, без лишних слов, без жестов, с достоинством.

Князь о католицизме: нехристианская вера, искаженного Христа проповедует, всемирную государственную власть как опору церкви. И социализм - порождение сущности католицизма - из отчаяния, как замена потерянной нравственной власти религии, чтобы спасти жаждующее человечество не Христом, а насилием. Это свобода чрез насилие. В отпор Западу должен воссиять наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали. Русскую цивилизацию им надо нести. Старичок-сановник о случаях перехода русских в католицизм: отчасти от нашего пресыщения, отчасти от скуки. Князь: от жажды; оттого переходит прямо в крайнее - в иезуитство, в фанатический атеизм с истреблением веры насилием и т. п. Оттого, что отечество нашел, которое здесь просмотрел. Ренегатство - из боли духовной, из тоски по высшему делу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали. Атеисты - веруют в атеизм как в новую веру, не замечая, что веруют в нуль. Слова старообрядца купца: Кто от родной Земли отказался, тот и от бога своего отказался. Откройте русскому человеку русский Свет (как Новый Свет Колумба), покажите в будущем обновление человечества и воскресение его - может быть одною только русскою мыслью, русским богом и Христом - увидите какой исполин, могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумленным миром и испуганным, ибо они ждут от нас лишь меча и насилия; не могут, судя по себе, и представить нас без варварства (II, 270-272).

Князь после вечера: Я не имею права выразить мою мысль; я боюсь моим смешным видом скомпрометировать мысль и главную идею. Я не имею жеста; я имею жест всегда противоположный, а это вызывает смех и унижает идею (279).

Елизавета Прокофьевна Епанчина в конце романа: Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы заграницей одна фантазия! Помяните мое слово, самиувидите! (И, 335).

На всем готовом привыклижить, на чужих помочах ходить, жеванное есть (Разумихин). Первое дело у вас во всех обстоятельствах, чтобы на человека непоходить (он же). Они и любят, точно ненавидят (Раскольников). Чтобы умно поступать, одного ума мало (он же). У женщин такие случаи есть, когда очень и очень приятно быть оскорбленною, несмотря на все видимое негодование (Свидригайлов). Современно-то развитый человек скорее острог предпочтет, чем с такими иностранцами, как мужички наши, жить (Порфирий). Проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к черту. Я только осмелиться захотел (Раскольников) . Станьте солнцем, вас все и увидят (Порфирий). Модный сектант, лакей чужой мысли, которому только кончик пальчика показать, как мичману Дырке, так он на всю жизнь во что хотите поверит (Он же). Женщина, преданная своему мужу, своим детям и своим добродетелям (Свидригайлов). Всех веселей тот живет, кто всех лучше себя сумеет надуть (он же). В добродетель так всем дышлом въехал (Он же). Народ пьянствует, молодежь образованная от бездейства перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды наехали, прячут деньги, и всё остальное развратничает (Он же). Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля и, чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности (Он же).

Сострадание - это такое качество характера человека, в основе которого лежит участие и милосердие. Именно эта черта личности толкает человека на помощь другим, заставляет совершать добрые поступки. Сострадание - очень важное качество в моральной организации человека, ведь как писал великий русский классик Федор Михайлович Достоевский в своем романе "Идиот", "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества".

Приставкина тоже можно найти пример сострадания. Девочки, найдя виновницу в гибели рыбок, маленькую Люсеньку, не стали выдавать ее воспитательницам или наказывать ее сами, потому что поняли, что ей и так очень тяжело живется. Вместо этого, Инночка - самая старшая из девочек, побежала к ночной няне, чтобы выпросить хотя бы кусочек хлеба для Люси, которой от голода приходилось ночами воровать и есть рыбок. Это ли не пример сострадания?

Кроме того, один из самых трогательных примеров сострадания можно найти в рассказе Александра Ивановича Куприна "Куст сирени". В этом произведении Александра Ивановича героиня неподдельно сочувствует и сопереживает своему мужу, поставившему огромную кляксу на чертеж, который ему придется сдать в качестве экзамена. Естественно, при сдаче профессор не засчитал работу. Именно поэтому Верочка отвозит в ломбард все свои украшения, а после уговаривает мужа ехать на место, купить куст сирени и посадить его на месте, в котором на чертеже была клякса. Благодаря этому Николай Алмазов смог сдать главный экзамен строгому профессору, а Вера подтвердила свою любовь к мужу. Сострадание и любовь - вещи неразделимые.

Безусловно, сострадание - одна из важнейших черт личности человека. Мне кажется, что по-настоящему, искренне могут сострадать только те люди, которые могут понять и принять чужую боль, проблемы, неудачи, неурядицы как свою собственные. Ведь, как говорил Томас Браун, один из известнейших писателей эпохи барокко в английской прозе, ". с помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами. ".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты — необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Здесь искали:

  • милосердие пугачева к гриневу
  • сочинение милосердие в капитанской дочке
  • что такое милосердие привести пример из капитанской дочки

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Капитанская дочка осталась в крепости

Маша Миронова, капитанская дочка, осталась в крепости, так как попадья выдала её за свою племянницу. Гринёв несколько раз совершал безуспешные попытки поездки в Оренбург для того, чтобы попросить помощи у военного коменданта. Петру Андреевичу отказали, и он вновь поехал в Белогорскую крепость. Гринёва по пути туда вновь задержали мятежники, и Пугачёв мог бы исполнить то, что не сделал в прошлый раз. Однако разбойник, узнав о цели поездки Гринёва, решил отпустить его и Машу Миронову.

В Белогорской крепости Пётр Андреевич с помощью разбойника Пугачёва освобождает Миронову. Швабрин решает раскрыть перед атаманом обман, однако тот не изменил своего решения и отпустил Гринёва.

Потом Гринёва арестовали, и на суде он был совершенно спокоен и уверен в себе. Швабрин оговорил Петра, и последнему предстоял позор и ссылка в Сибирь. Однако его спасает Маша Миронова, которая попросила царицу смилостивиться над Гриневым.

Дружба Гринёва и Швабрина. Любовь к капитанской дочке

Аргументы великодушия:

Донской казак Пугачёв

Белогорская крепость была взята после первого нападения. Пленных повели присягать разбойнику, и уже первым на виселице погиб комендант крепости Миронов. Сразу же после него была убита и его жена Василиса. Такая же смерть ждала и Гринёва, однако Пугачёв его помиловал. На следующий день Пётр Андреевич узнал, что незнакомцем, которому он отдал заячий тулуп, оказался атаман разбойников. Благодаря именно этому поступку Гринёва осталась жива его возлюбленная – капитанская дочка.

Евгений Андреев

Конечно все может быть, НО основной и единственный закон все таки это ЛЮБОВЬ. БОГ есть ЛЮБОВЬ, так православных учил Христос. Жаль что понятие слова "любовь", по средствам массовой информации, сильно искажено и перевернуто с ног на голову. А "сострадание" скорее это производная от слова "любовь", я не смею утверждать - лишь только рассуждаю).

Екатерина Шаптебой

Андрей Невструев

Оксана Ковалёва

Евгений, Христос так заповедовал христианам. Не только православным. И корректнее все-таки не "заповедовал", т.к. мы не знаем такой заповеди "я есть любовь")) Это не призыв к дискуссии, т.к. согласна с Екатериной. Просто корректировка неточностей.

Yroslav Kolokolcev

Yroslav Kolokolcev

Yroslav Kolokolcev

Кирилл Домахин

Понимаю так: любовь сильнее сострадания, но возлюбить сложнее. Сострадание может перерасти в любовь, но это процесс, для которого чаще всего нет возможности. Сострадание же, это импульс для добра, поэтому оно главнее, то есть когда делаю кому то добро, я сострадаю ему но не люблю. Возлюбить ближнего по настоящему для меня сложно, но сострадать иногда могу. Как то так.

Рустам Канума

Любовь (в самом высоком смысле) и сострадание, если вдуматься, это две стороны одной и той же медали. Если смотреть на эти явления объективно и не подстраивать под себя, то становится понятно, что между Христом и Достоевским нет противоречия. Оба утверждения имеют в виду один и тот же вопрос - отношение людей друг к другу, так что спорить не о чем.

Вера Дубинская

Кирилл,так сострадание, милосердие, прощение разве не любовь? Если даже любите девушку разве эти чувства не присущи?

Вера Дубинская

Рустам,как это не спорить,многие путают понятия любовь и влюбленность. Прочитайте Нагорную проповедь Христа

Евгений Андреев

Вера Дубинская

Вера Дубинская

Рустам Канума

Вера, мнение гениального человека и мнение святого могут полностью совпадать по смыслу. Это не означает ровнять учения. Эта группа посвящена Достоевскому, а не Христу. Думаю ставить вопрос кто круче из них и разжигать споры по этому поводу не есть богоугодное действие, а проповедовать нужно в соответствующих местах и только когда просят.

Рустам Канума

Вера Дубинская

Евгений Андреев

Вера Дубинская

Вера Дубинская

Рустам Канума

Максим Поволяев

Иисус перед учениками "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; 52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: 53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" Увы любовь в нашем трёхмерном мире, вещь парадоксальная.

Кирилл Домахин

Вера, Вы правы сострадание присуще любви, но это не одно и то же. Например Вы поможете на улице нуждающемуся, это сострадание, жалость, что угодно но не любовь.

Кирилл Домахин

Вера Кузина

когда Достоевский говорил о любви. то подразумевал любовь деятельную, то же и о сострадании: не посочувствовать просто, пожалеть, а помочь делом любви. А проявления любви могут быть очень различными, в том числе и помочь на улице нуждающемуся.

Кирилл Домахин

Не думаю что всё так просто. Любовь должна быть деятельной, но деятельность должна быть максимальной, исходя из своих сил. Бросить нищему в шапку монету и тут же забыть о нём (или позже забыть), это всё таки не проявление любви.

DELETED

"Я утверждаю, что сознание своего совершенного бессилия помочь или принести хоть какую-нибудь пользу или облегчение страдающему человечеству, в то же время при полном нашем убеждении в этом страдании человечества, может даже обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему. "

Евгений Андреев

Вера Дубинская

Максим,"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;не мир пришел Я принести,но меч;ибо я пришел разделить человека с отцем его,и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку-домашние его. " вы правы, надо разделяться, любви в таком созвездии не жди,молодые ни как не хотят отлепляться от родителей-это вечная вражда.

Вера Дубинская

Вера Дубинская

Кирилл,Христос говорил:возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,и всею душою твоею,и всем разумением твоим".Вторая заповедь подобная,но не совсем:возлюби ближнего своего, как самого себя"
Значит как относишься к себе,как любишь себя,так будешь относиться к людям,т.е.любить. При другом случае Христос сказал:во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с ними;ибо в этом-Закон"

DELETED

Александр Петров

Рустам Канума

Кирилл, ничего страшного. Но раз отвлекли - скажу что думаю. Сострадание - это проявление любви ко всем живым существам. Поэтому думаю что помочь нуждающемуся - это все-таки любовь.

Вера Дубинская

Ирина,если вашему любимому человеку,то бишь детям,родителям больно от болезней или от физических травм вы их не будете жалеть?

Евгений Андреев

Ирина, об этом хорошо сказал о.Паисий Святогорец "Если мы ни чем не можем помочь ближнему, и у нас болит от этого сердце, значит мы даем человеку милостыню высшего порядка: мы даем милостыню кровью своего сердца."

DELETED

Ирина, извините, что вклиниваюсь, но разговор очень интересный и хочется добавить, что Достоевский понимал, как никто другой, что сострадание и человеческая немощная любовь - это вовсе не ответ на проклятые вопросы, но сами ещё большой вопрос. Очевидно, что это ему было известно и по опыту, и в связи с влиянием идей Н. Фёдорова. А первый русский космист и философ сердца ставит вопрос ребром и говорит, что если бы была между людьми любовь, то нужно было бы или оживить умершего или умереть вместе с ним. Если вера без любви - ничто, то любовь без веры, для которой нет ничего невозможного, это лютая боль. Достоевский утверждает, что сознание немощности любви, может превратить любовь в сердце человеческом в ненависть. И, скорее всего, это общий случай, поэтому Вы правы, что на сострадание редко кто бывает способен, но вот на жалость почти все, поскольку циники и мизантропы, ведь жалеть - это жалить.

Вера Кузина

Евгений, только он говорил о том, не когда мы из малодушия не можем помочь человеку, а когда действительно остается только молитва.

DELETED

Вера, но молитва - это ещё смирение, а Христос учит вере, для которой нет ничего невозможного, т.е. не смирению, но дерзновению. По ап. Павлу "всё, что не от веры - грех", противоположностью греха является не добродетель, которая сама ещё выражения греха, и святые монахи и отшельники это, как никто другой, знают.
Показать полностью. Об этом знают творцы, трагедия которых заключается в том, что они острей и глубже сознают и переживают несоответствие между хотеть и мочь: творец мотивирован глубочайшей потребностью улучшить мир, преобразить его, но выходит не действительное, но лишь символические преображение. Так и молитва, хотя и служит сильнейшим утешением, как и смирение, но ведь Христос учит дерзновению. О смирении тоже идёт в Евангелие речь, но имеется ввиду смирение ума, постоянно препятствующего вере. И никто как святые и гении не сознают над собой власть этого зверя, про которого сказано, что воссядет на престоле Божьем и никто не сможет с ним поспорить. Вот это и есть религия в пределах разума, религия морали и сострадания, но не веры, для которой нет ничего невозможного. Очень точно об этом у Тютчева:

Или как Паскаль писал о сверхъестественном отуплении и наваждении, выражающемся в чувствительности к пустякам и бесчувственности к существенному.
Или как Дракула сказал, что все беды людские имеют одну причину: они веру свою полагают в вещи, которые её недостойны.


30 выдающихся цитат великого мыслителя Фёдор Михайлович Достоевский, которые дают повод для размышлений:

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Жизнь задыхается без цели.

Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Мир спасёт красота.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Истина без любви — ложь. Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Человек, умеющий обнимать — хороший человек.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова.

Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.

Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.

Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Разум — подлец, оправдает что угодно!

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

Читайте также: