Составьте из проанализированных фрагментов текста рассуждения сочинение в формате егэ

Обновлено: 04.07.2024

Поступки человека всегда можно разделить на хорошие и плохие, люди сами способны выбирать, что они готовы дать миру. К сожалению, некоторые личности ведут себя неоднозначно, они знают о силе доброты, но желание быть в лучшем положение берет верх. В тексте, предложенном для анализа, Александр Павлович Чехов ставит проблему лицемерия.

Рассуждая над проблемой, автор-рассказчик знакомит нас с Поликарпом Иудиным, владельцем ломбарда.

Оба примера, дополняя друг друга, подтверждают то, каким неустойчивым и двуличным может быть человек ради материальной выгоды.

Таким образом, лицемерие и двуличность таится везде, но прежде чем критиковать других за подобные недостатки, нужно начать с себя, самому внести вклад в процветание духовной стороны мира.

Содержание сочинения

К1. Одна из проблем исходного текста сформулирована верно. (1 из 1)

К2. Приведено 2 примера-иллюстрации. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок в комментарии нет. (5 из 6)

Нет пояснения ко второму примеру.

К3. Позиция автора сформулирована верно. (1 из 1)

К4. Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. (1 из 1)

Речевое оформление

К5. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют. (1 из 2)

1) Позиция Александра Чехова выражена однозначно, писатель высмеивает такой тип людей, как Иудин Поликарп Семёнович, демонстрирует абсурдность поведения, заставляет страдать от собственной глупости. - От чьей глупости? Двусмысленность.

К6. Точность и выразительность речи. (1 из 2)

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм. (3 из 3)

К8. Соблюдение пунктуационных норм. (1 из 3)

К9. Соблюдение грамматических норм. (1 из 2)

1) К сожалению, некоторые личности ведут себя неоднозначно, они знают о силе доброты, но желание быть в лучшем положение берет верх. - Правильно: в лучшем положениИ.

К10. Соблюдение речевых норм. (1 из 2)

1)Позиция Александра Чехова выражена однозначно, писатель высмеивает такой тип людей, как Иудин Поликарп Семёнович, демонстрирует абсурдность поведения, заставляет страдать от собственной глупости. - Фамильярность.

2) Герой рассказа грозится наказать собаку, которая укусила мирного жителя, но когда узнает, что это животное одного важного человека, то его мнение резко меняется и виноватым становится уже пострадавший мужчина. - Правильно: питомец.

К11. Соблюдение этических норм. (1 из 1)

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. (1 из 1)

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2021

Мастер – класс подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 10

Арсентьева Ирина Ивановна

Цель : организовать деятельность участников мастер-класса в умении выявлять проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.

Оборудование:

-компьютер с программой Power Point;

-текст произведения для анализа.

(Слайд№2) Важная задача учителя - увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

(3) Требования к написанию сочинения на основе предложенного текста в 2020 -2021 г. претерпели некоторые изменения. Критерии оценивания в 2021 стали более подробными и точными, что позволит четче понять, что требуется от выпускника при написании сочинения.

Сравним формулировки задания 27.

(ВЫДЕЛЕНЫ отличия).

27.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

27.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру -иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изменения, в первую очередь, породили вопросы у учителей.

1. Как помочь ребятам, сориентировать на новые критерии оценки сочинения, являющегося заданием повышенного уровня сложности?

2. С помощью каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?

3. Как выработать устойчивый навык лингвистического анализа текста?

ü изучить множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ Цыбулько И.П., Н.А.Сениной, методические наработки учителя Суязовой И.А;

ü прослушать вебинары:

И тем, что взяла для своей работы из различных источников по подготовке к написанию сочинения, хочу сегодня поделиться, особо остановившись на комментарии авторского текста.

(4) Жанр сочинения, которое учащимся предстоит создать на ЕГЭ по русскому языку, можно было бы обозначить как рассуждение по поводу чужого текста. Проверяется сочинение по 12-ти критериям:

ИЗМЕНЕНИЯ коснулись критерия 2.

Если в 2020 году за аргументы ученик мог получить высший балл- 5, то в 2021 высший балл по К 2 – 6!

В итоге увеличилось и общее количество первичных баллов с 58 до 59.

На что нужно обратить внимание при написании сочинения, чтобы за аргументы получить 6 баллов?

  • Примеров-аргументов из текста должно быть по-прежнему
  • Необходимо пояснить каждый аргумент.
  • ВНИМАНИЕ! Если в 2020 году нужно было лишь указать на смысловую связь аргументов, то в 2021 необходимо эту связь ещё и проанализировать, иначе можно потерять 1 балл.
  • Не должно быть фактических ошибок в понимании текста и в комментариях.

За что в сочинении можно потерять баллы по К-2 (то есть в аргументах из текста?)

  • если не приведены примеры- иллюстрации из текста;
  • если пояснение дано только к одному аргументу (или вообще нет пояснений);
  • если проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между аргументами;
  • если указана, но не проанализирована смысловая связь между аргументами;
  • если есть фактические ошибки в понимании текста;
  • если позиция автора исходного текста сформулирована неверно;
  • если отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.
  • если допущены ошибки в речевом оформлении;
  • если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • если не соблюдены этические нормы

Итого, максимально за сочинение можно получить 25 первичных балла (из 59-и возможных за весь тест). Это много, поэтому стоит отнестись к работе над ним серьезно!

Объем сочинения невелик: нижняя граница, обозначенная в инструкции, - не менее 150 слов (оговорюсь, что те, кто претендует на высокие баллы, не должны ориентироваться на этот объем), верхнюю границу подсказывает здравый смысл - 250 - 300 слов, иначе есть риск не уложиться в отведенное время, не успеть как следует проверить, отредактировать и переписать в чистовик свою работу.


(6) Обучающиеся должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале необходимо повторить план написания сочинения.

(7 )

ПОЭТОМУ! Если ребята все же решаются нарушить эту последовательность, то рискуют потерять баллы по критерию №5 .

(8) Итак, с чего начинать работу с текстом? Напоминаю алгоритм работы по выявлению проблемы.

1. Перед прочтением текста ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок.

2. Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова: потренируйте способность медленно, вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.

3. Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…).

4. Запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … к людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой ).

5. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который пережил потерю близких?).

6. Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

! Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

(9) Ребята читают текст про себя, обдумывают его, формулируют и записывают получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)

Давайте и мы прочитаем текст Львова Сергея Львовича (5 мин.)

(1) Сострадание – активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. 8 (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. (14) Равнодушным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется! (18)

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Л.Львов*)

*Львов Сергей Львович (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

(11) Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту Львова

Тема: "Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению".

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Ход урока

I. Вступление

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 3)

Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов

Согласны ли вы с утверждением автора?

5. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 10 вариантов.

6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.

II. Актуализация темы (слайд 4)

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (24 балла)

3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 6-7)

6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.
  2. Смысловая связь.
  3. Своя позиция и её обоснование.
  4. Позиция автора.
  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  6. Заключение.
  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема (К1 – 1 б.)
  2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б).
  3. Смысловая связь примеров (1 б).
  4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 5.
  5. Позиция автора (К3 – 1.)
  6. Своя позиция и её обоснование . (К4 - 1 б.)
  7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 2 б.)

Итого – 12б из 24

Слайд 9. Стратегия работы с текстом

3-й ученик:

  1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
  2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
  3. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
  4. Шаг 4. Напишите заключение.

V. Физминутка (зарядка для позвоночника)

Пригласим и наших гостей немного отдохнуть.

Руки перед грудью.
Потянуться влево-вправо.
Плечи на месте.
Руки в замке за спиной слева, справа.

Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

VI. Работа с текстом Елены Сикирич

- Прослушаем текст, выделим ключевые слова.

Работа с текстом Елены Сикирич (приложение)

- Какие слова подчеркнули? (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)

2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)

Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Сравните формулировки проблем.

Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)

VII. Восстановите текст сочинения

Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.

Обоснуйте свой ответ.

1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.

3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты жизни, навсегда остаются вместе.

5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.

6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор очерчивает сферу действия данной проблемы.

Слайд 18. Проверьте себя. Составим план для домашней работы.

- Прочитайте смысловую связь.

- Запишите план сочинения в тетрадь для выполнения домашнего задания – написания своего сочинения по этому тексту.

VIII. Работа с критериями оценки сочинения

- А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (5 из 24-х)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует всем требованиям ФГОС.Использованы теоретические материалы подготовки к срочинени-рассуждению. Все реализовывалось на практической части. Была экспертная работа учащихся над работой одного учениука.Форма прведения урока -групповая.Учащиеся сами оценивают сою работу.В целом урок продуктивный и каественный

Урок по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту

В.С. Розова в новом формате (задание 27 ЕГЭ)

Цели урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: Цели:

подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:

понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;

аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения,

Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения ; формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста; аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста..

Приобретут: умение создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту

Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом;

Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.

Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в задании С в полном соответствии с новыми критериями оценки.

Оборудование.

Оформление доски. Запись темы урока.

Компьютерная презентация.

Карточки с новыми критериями оценивания сочинения ЕГЭ.

План работы с текстом

I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (3 мин.)

1. Организационный момент, мотивация деятельности.

Здравствуйте! Поприветствуем гостей! Ребята, скоро вам придется сдавать ЕГЭ по русскому языку и самым трудным для вас является задание 27 - написание сочинения-рассуждения (в новом формате ЕГЭ). Этому мы сегодня посвящаем урок- подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего сотрудничества.

Слайд 2 Итак, цель нашего урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения.

II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (15мин)

Актуализация знаний . Сегодня мы продолжим готовиться к написанию сочинения – рассуждения в новом формате. Работу нашу проведем по группам. За каждый правильный ответ -1 балл. Перед вами на столах оценочные листы, критерии оценки , , план работы с текстом, карточки-информаторы с речевыми клише .Каждой группе предстоит внести свою лепту в общий результат.

-Давайте ответим на некоторые вопросы, касающиеся теории.

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?

2. А сколько баллов из 58 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту?

3. Каков должен быть объём сочинения?

Объем сочинения дожжен быть 150 слов

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы

Слайд 3 -Вспомним, как сформулировано задание 27 в новой демоверсии.

Задание 27. Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Обратите внимание на выделенные предложения

-Какие изменения произошли в формулировке задания в этом году?

Слайд 4 Для оценки сочинения (задание №27) по русскому языку на ЕгЭ 2020 года будут использованы такие критерии. Вы уже знакомы с ними. Они у вас на партах.

Обратите еще раз внимание на то, что за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста экзаменующий может получить максимальное количество баллов-5 баллов, если сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.

Таким образом ,изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом .

Задание Композиция сочинения-рассуждения.

-Слайд5 Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в новом формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

4.Комментарий к проблеме

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

Комментарий к проблеме

Своя позиция и её обоснование .

Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности.

Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет 5 частей. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения ,и вы теряете 2 балла за 5-й критерий. Это все мы уже знаем.

-Задание группам . Составить кластер как найти проблему? (1 группа)

Слайд7.Что такое проблема?

Проблема-это основной вопрос , над которым размышляет автор, что его волнует.

- Как определить проблему?

Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения Подумать, на какой вопрос отвечает это предложение. Записать его в виде вопросительного предложения.. Это и есть проблема текста.

Составить кластер: структура комментария к проблеме (2группа)

Вспомните, что такое комментарий?

Комментарий должен связать проблему с авторской позицией.

Важно следующее: если мы пишем, что делают герои- это пересказ. А это недопустимо в комментарии. Если мы пишем, что думает автор-это уже комментарий


III. Практикум (Создание элементов сочинения) (15 мин)

Перед нами текст известного русского драматурга ,публициста Виктора Сергеевича Розова, человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости","Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".

- Познакомьтесь с текстом.

Слайд 10 (1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: . (11)Обратите внимание на начало фразы: (12)И еще - .

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.

(14)Сестры спрашивали: (15)А я отвечал:. (16)Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: . (18)Гармоническое устройство этого во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за в себе, иначе - беда.

- Итак, текст прочитан. Наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста .

Читайте также: