Солоухин моченые яблоки сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Однажды осенью легковая машина рассказчика попала в грязь. По дороге шёл мужчина и предложил помочь, а за помощь попросил несколько рублей. Рассказчику не понравилось предложение прохожего, и он отказался.

Вскоре на дорогу выехал грузовик. Шофёр тоже предложил помощь, не упомянув о вознаграждении. Мужчины стали вместе трудиться и разговорились. Шофёр был словоохотлив и рассказал про жену, дочку и свою работу в колхозе. Вскоре мужчинам удалось вытащить автомобиль. Рассказчик предложил своему спасителю деньги. Но шофёр отказался и пригласил рассказчика к себе домой пробовать мочёные яблоки. Рассказчик согласился. Он ехал и раздумывал о том, что зря подумал о первом мужчине плохо.

Автор призывает своих читателей не иметь привычки судить людей по первому взгляду

1. Кто такой поэт?

2. Чин и орден Державина

3. Поездка по Волге в 1767 г.

В городе прошёл слух, что должен приехать ревизор. Чиновники сразу срочно собрались и начали решать что делать, как узнать, ведь ревизор должен быть инкогнито. А у каждого рыльце в пушку поэтому все немного побаиваются.
Тут параллельно с этим в какой-то гостинице (или что-то в этом роде) Молодой щёголь, игрок (который проиграл уже к этому моменту всё и не платил за комнату несколько дней) решал как ему выбраться из этой непростой ситуации. Всё, что у него осталось это какой-то моднявый костюм, столичный в котором он собирался появиться перед папиком и пустить ему пыль в глаза. Тут пришёл слуга от управляющего и говорит - барин, поимейте совесть - пора как-то уже расплатиться. Ну молодой (я имён не запоминаю))) ) сразу такой надыбы (решил из последних сил барахтаться) и начал кричать, что он не позволит с него деньги требовать, и вообще сейчас сядет писать жалобу министру. Тут управляющий сразу подумал, что это и есть ТОТ САМЫЙ ревизор, сразу начал : ну что вы, что вы.. . ну зачем сразу министру.. . срочно созвали совет местных чиновников и начали решать что с ним делать.. . И тут и началось - каждый из кожи вон лез, чтобы ему угодить: взятки давали, умасливали самыми лучшими блюдами.. . Успели даже сосватать ему дочь одного из чиновников (хотя "ревизор" успел приударить как за дочерью того чиновника, так и за женой) "Ревизор" смекнул в чём дело - его приняли за какую-то шишку и выдоил из всех этих чиновников всё, что мог.. . Напоследок помахав ручкой взобрался в карету, запряжённую лучшими лошадьми (которых ему, конечно, подогнали чиновники и под предлогом, что он домой на пару дней и тут же вернётся - свалил. А чиновники уже сидят, думаю - ну всё, слава Богу сбагрили.. . А тот, которого дочь за ревизора сосватали так вообще усы распустил, такой важный сидит, планы строит. Тут вбегает почтальон и вопит: я тут такое письмо нашёл! ! Закачаетесь сейчас все! Это, говорит, наш батюшка-ревизор отправляли другу своему! И начинают они это письмо читать, а там чистый гон на всех чиновников, которые ревизора ублажали - и тот дурак, и тот тупой.. . никого не пропустил, даже почтальона. И вот они сидят, ржут и злятся и тут входит слуга и говорит - там пришёл какой-то человек и все понимают, что вот это и есть настоящий ревизор.


И хотя уже стемнело, водитель машины стал внимательно прислушиваться, не работает ли где-то поблизости трактор. Но вокруг стояла тишина. Тогда он достал лопату и принялся откапывать застрявший автомобиль.

Через какое-то время герой рассказа услышал, как по дороге кто-то идет. В свете включенных фар автомобиля вскоре показался человек лет сорока, который предложил помощь, но не бесплатно, а за довольно крупную сумму. Водителя машины покоробила неприкрытая жадность этого человека, и он отказался от его помощи.

Человек, усмехнувшись, пошел своей дорогой, а герой рассказа продолжил копать глинистую землю лопатой. Но вскоре удача повернулась к нему лицом – по дороге ехал грузовик, который остановился возле застрявшей машины.

Герой рассказа решил, что водитель грузовика сейчас отцепит трос и уедет, но тот полез в кузов, достал лопату и они вдвоем принялись выкапывать автомобиль.

Водитель грузовика был рослым и сильным человеком, он работал так яростно, что вскоре сломал у своей лопаты черенок. Достав запасную лопату, он стал копать дальше. За разговором выяснилось, что нежданный помощник женат и у него подрастает дочка.

Когда сломалась вторая лопата, герой рассказа отдал ему свою, а сам пошел искать, что бы подложить под колеса. Он нашел прошлогодние снопы льна и принес их к машинам. Потом вместе с водителем грузовика они сходили за камнями и тоже положили их под колеса.

Совместными усилиями двое мужчин сумели вытащить застрявший автомобиль. Герой рассказа, помня путника, жадного до денег, предложил водителю грузовика вознаграждение. Но тот отказался от денег, он сказал, что работали они вместе и был очень доволен тем, что они выкопали из-под машины много земли.

А потом водитель грузовика неожиданно предложил главному герою заехать к нему в гости. Он сказал, что познакомит его с женой и дочкой, а еще пообещал угостить мочеными яблоками, которые у него остались с прошлого года.

Герой рассказа поехал за грузовиком, и по дороге он думал о том, что люди порой обнаруживают в себе неожиданные черты характера. Еще он подумал, что может быть и путник, подряжавшийся за деньги вытащить машину, в конце мог тоже отказаться от вознаграждения.

Таково краткое содержание рассказа.

В рассказе мне понравился водитель грузовика, который оказался жизнерадостным и веселым человеком. Откапывая машину, он работал так интенсивно, что сломал две лопаты. Есть такое качество, как человеколюбие. Человеколюбом может стать только человек с большой душой, находящийся под влиянием энергии благости. Такие люди с золотым характером делают наш мир лучше. Водитель грузовика понимал, что он не может бросить на дороге человека, попавшего в беду. И он сделал все, чтобы неприятности остались позади.

Кто вовремя помог, тот дважды помог.
Кривая дорога лучше прямого бездорожья.
Дружи с лопатой, как с братом.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотрен, поэтому запланирован на уроках внеклассного чтения. На уроке шла речь об активной жизненной позиции ученика, о проблеме выбора, который всегда стоит перед человеком. Привлекался материал по стихотворению Н. Рубцова "Русский огонек", песня В. Высоцкого "Колея" и дан обзор книги современной писательницы Д. Рубиной "Высокая вода венецианцев".

ВложениеРазмер
chelovek_opredelyaetsya_tem.doc 128.5 КБ

Предварительный просмотр:

-Как темно! – скажет кто-нибудь.

И другой ему отвечает, поднимая голову:

- Темно? Значит, скоро будет светать.

Тип урока : диалог

Вид урока : практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, групповая, фронтальная и др.

Продолжить работу по формированию у учащихся сочувствия, сопереживания над страницами произведений;

Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа В. Солоухина

Развивающий аспект: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект: формировать гуманное отношение к близким людям; содействовать развитию умения общаться между собой;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности;

совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к поступкам героев рассказа; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения литературе

определяются через формирование коммуникативной компетенции :

- воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью;

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста,

- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Комплексная работа с текстом художественного произведения использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

- лингвистическая компетенция , т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция , т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативная компетенция , т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность , т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ :

Чтение вслух учителем самых эмоциональных, волнующих страниц;

Определение лексического значения слов;

Постановка вопросов по определению позиций учащихся по значимым проблемам рассказа;

Определение выбора пути героев в литературе и выбор пути учащихся;

Приближение урока литературы к жизни.

  1. по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  2. по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;
  3. по источнику знаний : словесные, практические;
  4. стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;
  5. интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  6. контроля и самоконтроля : устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  7. по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

углубление знаний учащихся о литературе как виде искусства, которая является отражением нашей жизни

Тексты произведений, слайдовая презентация, медиапроектор, выставка книг и рисунков, литературная газета; эпиграф к уроку, задания, раздаточный материал.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Что особого тем мы друг другу сказали?

ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Отчего же на капельку счастья

Отчего же на капельку радостней

– Здравствуйте! – был ведь когда-то

Мы его в городах потеряли.

– Здравствуйте! – был ведь, был ведь

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя вы совсем незнакомы)

Это главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

Поклонимся ж друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

Что могу вам это сказать!

Актуализация знаний и фиксация.

У вас было предварительное задание:

- разобраться в композиции рассказа;

- определить проблему, которую ставит автор в произведении;

А теперь попробуйте определить, что вы хотели бы узнать по теме нашего урока, а что уже знаете. На партах у вас находится таблица, заполните ее и попытайтесь определить для себя цели урока.

1. Познакомиться с биографией

2. Разобраться в композиции рассказа.

3.Понять, как содержание рассказа поможет лучше узнать человека.

3. Сформулировать собственное отношение к происходящим событиям в рассказе.

4. Понять авторскую позицию по затронутой проблеме и сформулировать свое отношение к ней.

4. Определить для себя цели урока.

5. Понять, почему автор назвал так рассказ.

5. Сформулировать проблему рассказа.

Ученики определяют для себя цели урока:

- выяснить смысл названия рассказа;

- понять, почему Серега отказался от денег;

- понять, почему рассказчик смущался предстоящей расплатой

Постановка целей и задач.

Продолжить работу по формированию у учащихся сочувствия, сопереживания над страницами произведений;

Определить авторскую позицию и средства ее выражения;

Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа В. Солоухина

Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные цели: формировать гуманное отношение к близким людям;

содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

4 этап. Работа с текстом.

Что для этого нам нужно знать?

- знать содержание рассказа, его композицию,

- разобраться в названии рассказа и в поступках героев;

- определить проблему произведения.

Проблемный вопрос нашего урока.

Представьте себе ситуацию, что писатель оказался у нас в гостях. О чем бы вы его расспросили.

Золотарев Андрей. Презентация по биографии.

Откуда Ваши корни, где было Ваше начало начал. (Ляушина Я.)

Родился 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи.

Когда состоялся Ваш дебют в литературе и с чем? (Галяткина Г.)

"Дождь в степи"- фактически первое стихотворение, опубликованное в "центральной" печати в июне 1946 года. С этим стихотворением поступал в Литературный институт, оно было первым публичным выступлением на большом вечере поэзии в Центральном Доме литераторов в 1947 году. "Дождь в степи" - называлась первая стихотворная книжица в 1953 году.

Это дебют и, так сказать, крещение.

Какие этапы своей жизни Вы считаете важными, значимыми? (Седнев А.)

Спасибо, Андрей, за роль, которую ты сыграл на уроке.

К сожалению, сегодня с нами нет этого удивительного писателя, сумевшего понять и раскрыть душу русского человека, но остались его книги. В каждом произведении В. А. Солоухина – его собственная боль, частица его души. Каждое произведение заставляет задумываться о смысле жизни, учит ценить в людях духовность, доброту, умение любить и быть милосердным.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.

1 этап. Определение композиции.

Хочется спросить вас, прежде чем мы обратимся к тексту, бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали у вас внутренний конфликт, чувства вины, чувства своего несовершенства?

Почему путь к духовности так важен для человека?

Композиция - (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.

Элементы композиции сюжета:

экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей);

завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета),

кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и

Цитата из рассказа.

“…ночь застала меня в пути”.

“…я со своей бедой не вызвал никакого интереса…”;

“Ты не думай, что я без корысти”;

“Через пятнадцать минут грузовик поравнялся с местом моего одинокого сидения”;

“На бутылку дашь”;

“В две лопаты с двух сторон дружно мы начали копать землю”;

“…пока мы выиграли у дороги наше маленькое сражение”.

“Давясь словами и покраснев (хорошо, что в темноте), я промямлил, протягивая Серёге бумажку…”

Не возьму. Вместе работали. Убери. А здорово мы её, а?”

2 этап. Нравственная позиция героев.

Задача учителя: помочь ребенку ощутить, что переживания помогают нам лучше понять людей, в том числе и самих себя

В рассказе герой как бы предлагает людям решить нравственную задачу. Ведь и нас с вами жизнь заставляет решать подобные задачи. Прохожий открыто провозглашает корысть как принцип жизни. За реакциями и поступками шофёра Сергея пристально следит автор. Проследим и мы, как в работе проявлялись характер и нравственная позиция Сергея. Какие фразы будут здесь ключевыми?

“Я заметил, что лопата парня не ищет, где помягче, а лезет под диффер в самые жёсткие, в самые трудные места”;

“Я отдал Серёге последнюю из наших трёх лопат…”

“Работа наша ладилась. И чем больше и лучше она спорилась, тем больше я смущался

предстоящему разговору с Сергеем об оплате”.

Общее дело сблизило их.

А разве всегда так бывает? Как это качество характеризует человека?

Только люди с совестью могут так поступить.

Только нравственный человек мог так отозваться на чужую беду.

Переживания помогают нам лучше понять людей, в том числе и самих себя. Что волнует героя рассказа?

Предстоявший разговор об оплате.

Почему рассказчик смущался предстоящему разговору? Свой ответ подкрепите цитатой из текста.

“Конечно, теперь он работает не ради этой самой непременной бутылки. Тут и самолюбие, и… ну, может быть, не самодисциплина, а нечто врождённое, перешедшее от дела и прадеда, ну… порядочность, что ли. А главное, пожалуй, всё-таки азарт. Во всяком деле он должен быть, а иначе не сделаешь никакого, самого пустякового дела. И порядочность тоже, врождённая … Почти инстинкт.

Давно бы он плюнул не только на одну — и на три бутылки. Не похож ведь на сквалыгу, на жадину, готового радоваться каждому лишнему полтиннику”.

Сергей сломал все лопаты, наваливает камни на свою стёганку, как на носилки, “пока рукава не затрещат”: в работе он не жалеет ни себя, ни своё имущество. Его ждёт жена, но он не может бросить на дороге попавшего в беду человека.

На какие слова автор делает акцент? Как вы их понимаете.

Автор не раз пишет, что Серегу отличает порядочность, врожденная. По-другому он поступить не мог, его так воспитали, он видел пример своих предков. Они тоже приходили на помощь людям. У него есть совесть.

3 этап. Тема выбора в рассказе и русской литературе.

Автор ставит героев перед выбором: поступить так или иначе. Давайте попробуем с вами определить, перед каким выбором стоят герои рассказа?

Краткое содержание моченые яблоки

Действующие лица

Главный герой — рассказчик, ему нужно было добраться до точки назначения засветло, но он не успел этого сделать. Из-за ненастной погоды его машина забуксовала. Герой отличался трудолюбием и упорностью, поэтому он принялся за дело — стал вытаскивать машину из грязи.

Солоухин моченые яблоки краткое содержание

Другой герой появился позже. Рядом с машиной остановился грузовичок. Из него вышел мужчина и тоже предложил помочь. Новый знакомый имел несколько отличительных деталей внешности:

  • рыжие волосы;
  • огромный рост;
  • широкие плечи.

Мужчину звали Сергей, он рассказал, что у него есть жена Маруся и дочь. Сергей помог рассказчику вытащить машину, но деньги за помощь взять отказался.

Вынужденная остановка

Рассказчик оказался в плену непогоды. Окружающая обстановка:

Солоухин моченые яблоки

  • сырая и ветреная ночь;
  • вокруг тишина;
  • с одной стороны — пашня, с другой — лес.

Мужчина включил фары и внимательно осмотрел машину. Он понял, что нужно очистить колеса, и принялся за дело. Лопата скользила по глине, и дело двигалось медленно.

Мимо героя прошел прохожий с можжевеловым посохом. Он сообщил, что трактора не найти, но он может помочь за три рубля. Рассказчик, возмутившись такой корыстью, прогнал его. Злость придала ему силы, и он еще активнее начал очищать колеса от грязи.

Неожиданная помощь

Вдвоем они принялись за дело. Новый знакомый представился Серегой и рассказал о своей семье. Поделился он и историей, которая с ним случилась на днях. Подрались два бригадира и завхоз, да так сильно, что у последнего оказалось сломано ребро. Его увезли в больницу. А Серега повесил бюллетень о состоянии здоровья завхоза на дверь магазина, сопроводив текст шуткой. Но юмор Сереги не оценили и приехали разбираться с ним из самого райцентра. Водитель оптимистично надеялся, что все обойдется.

Моченые яблоки кратко

Вместе им удалось сделать настил и вытащить грузовичок. Главный герой решил дать Сереге 5 рублей, но тот отказался. Они работали вместе, и он не считал, что за помощь можно брать деньги. Вместо этого Серега предложил поехать к нему домой и поесть моченых яблок.

Рассказ Солоухина показывает, что помогать нужно не из-за желания получить деньги. Это внутреннее стремление, которое не позволяет оставлять людей в беде. Именно оно так ярко проявилось у Сереги.

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

В рассказе говорится о том, как автор ехал по осенней дороге и,пытаясь объехать лужу, завяз на своей машине так, что вытащить ее безподмоги было невозможно. Он отчаялся и тут увидел прохожего сможжевеловой палкой. Прохожий сказал, что поможет, но только за трирубля. Автору не понравилась корысть прохожего и он отказался от помощи.Через некоторое время мимо проехал грузовик и шофер его остановился итоже предложил помощь. Сразу вытащить машину на тросе не получилось иавтор с шофером стали работать вместе: копать, таскать хворост, траву ибулыжники, чтобы замостить путь. За время совместной работы автор иводитель грузовика разговорились. Водитель рассказал о себе, а жене, освоих неприятностях. Оказалось, что он нахулиганил в колхозе: повесил намагазин листовку юмористического содержания и теперь к нему хотятприменить какие-то санкции. Автор сочувстует парню. В конце-концовмашину удалось вытащить. Автор, стесняясь, предлагает водителю деньги,но тот не берет, объясняя, что работали они вместе. В финале водительприглашает автора к себе домой есть моченые яблоки. Автор едет загрузовиком парня и думает, что, может быть, если он поработал бы вместе спервым прохожим, то тот тоже сдружился бы с ним, не стал брать деньги,рассказал бы про себя и пригласил в гости.
"Закон набата" - это закон помощи. В названии автор имел ввиду то,что нужно помогать сразу, не медля. Автор говорил: " В селе звонилнабат. Не тот набат, который висел, бывало, на колокольне, - двадцатьдевять пудов двенадцать фунтов. Тот и мертвого поднял бы, не то чтоспящего. Когда сбрасывали, разбивали и в разбитом виде увозили от насколокола, оставили все же в селе один маленький колокольчик из тогонабора колокольчиков, в которые Сергей Бакланихин ловко вытрезвонивалкамаринскую. Счастливый колокольчик повесили на столб около пожарницы.Он-то и кричал теперь жалостным голоском, подражая тому, настоящему,покойному набату".

Читайте также: