Софийский собор в киеве сочинение

Обновлено: 15.05.2024

У каждого народа есть свои национальные святыни, которые олицетворяют извечный неугасимый очаг его духовности. Для Украины — это в первую очередь святая София Киевская, которая воплотила в себе тысячелетнюю историю нашего государства, синтезировала религиозные, общественно-политические и эстетичные ощущение народа. Собор рожден временем христианизации Руси, что ознаменовала кульминационный этап в росте на огромных обширах Восточной Европы могучего славянского государственного образования.

В восточный христианском мире кафедральные Софийские храмы были атрибутом суверенной государственности, поэтому своим величественным образом, архитектурными формами и художественным решением св. София манифестировала появление на мировой арене новой христианской Руси. Представляя собой архитектурный символ этого государства, её палладиум. София Киевская была для Руси-Украины тем чем были святилище Аполлона в Дельфах для давних греков. Иерусалимский храм для иудеев, храм Воскрешения Христова в Иерусалиме для христиан. И как главные сакральные строения старины собор св. Софии стал духовным, политическим и культурным центром Руси.

Здесь располагалась митрополия, при которой существовала самая древняя отечественная библиотека и скрипторий — мастерская, где переводились и переписывались книги. В соборе происходили церемонии посажение на великокняжеский престол, а князья целовали крест на держание верности договорам; здесь правили благодарственные молебны в честь важных событий. Под склепениямисв. Софии раздавались голоса больших иерархов - митрополитов Иллариона и Петра Могилы, которые растраивали национальную церковьи государственность. Здесь трудилсь многочисленные поколения духовных пастырей народа. Перед алтарем собора молитвенносклоняли колена Ярослав Мурый, Владимир Мономах, Богдан Хмельницкий.

София Киевская была предметом гордости и особенной опеки Ивана Мазепы. Святая София знает слезы и радости тысячи сердец, ее стены вобрали в себя запахи венчальных свечей и кадят захоронений. Собор св. Софии, который сберег давнюю архитектуру и самый полный в мире комплекс мозаек и фресок ХI века, является достопримечательностью мирового значения, которая в1990 г. занесенная ЮНЕСКО в Список всемирногокультурного наследства. Это уникальный по своей древности, оригинальности, полнотой и целостности монументальный ансамбль, что донес к нам концептуальные идеи эпохи расцвета Киевской Руси.

Десятилетиями собор рассматривали в первую очередь как достопримечательность материальнойкультури, как выдающийся археологический объект и художественный шедевр. Действительно, архитектура и живопись св. Софии - это уникальное явление в истории мировой культуры.. Совершенство форм, богатство красок — все это средства, с помощью которых достигалась высокая цель. Понять ее — означает установить живой контакт с нашими предками, понять их понимание Премудрости Божьей, которой посвящен храм. Под этим углом зрения на эту достопримечательность, с употреблением результатов многолетних исследований автора, и пойдет речь я о соборе св. Софии в Киеве.

Говорить о св. Софии - высокая честь и большая ответственность. Понять достопримечательность непросто. Невозможно подойти к ней только с лопатой, скальпелем и указкой, потому что нельзя "препарировать" духовность. Такая богатейшая и сложная достопримечательность, как София Киевская, — это целый мир со своимиспецифическими законами. Нужно услышать "голос" св. Софии, прочитать зашифрованную в ней уникальную информацию. Недопустимо игнорировать традиционные научные методы познования собора св. Софии. Его изучают уже почти два столетия, и посвящена ему богатейшая литература знает немало славных в науке имен.

Существование долгой научной традиции в изучении св. Софии благоприятсвовало формированию стойких представлений относительно основных проблем истории, архитектуры и живописи собора. Некоторые из них приобрелизначенияхрестоматийных. Это косаетсяв первую очередь учреждение Софии Киевской Ярославом Мудрым в 1037 г. на месте победной битвы с печенегами как"достопримечательность славы руского оружия", а также изображение именно Ярослава во главе своей семьи в центральной зале собора. Однако не все так просто, как кажется на первуй взгляд. Хотя наука о св. Софии вскоре отметит свой 200-летний юбилей, до сих пор ещене решено ее координальных проблем, узловой среди которых датирование достопримечательности. Круг письменных источников относительно названойпроблемы давно определено, а традиционные методы исследования практически исчерпали возможность углубления процесса познания достопримечательности. Это активизирует поиск новых путей подходов как к изучению самого собора, так и к анализу данных письменности. Определенная вещь, найобъективнишим оригинальным источником является сам собор, его архитектура и живопись, обозначенные большим синтезом универсального и национального.

Рождение Софии Киевской


Рисунок № 1 Первичный вид Софийского собора

Софийский собор в Киеве (собор святой Софии) — самый величественный и роскошный храм 11 в. — является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Этот пятинефный с пятью апсидами 13-главый крестово-купольный храм, заложенный в 1037, выстроен преимущественно из кирпича-плинфы и с трех сторон окружен 2-ярусными галереями, в которые встроены две башни с лестницами, ведущими на хоры. В конце 17 — начале 18 веков собор был перестроен и приобрел черты украинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески 11 в. Живописное украшение храма в целом следовало византийским образцам. Характерно необычное для Византии сочетание в Софии Киевской мозаики и фрески, видимо, продолжающей традицию живописного оформления Десятинной церкви эпохи Владимира. Одним из центральных в храме является мозаичное изображение Богоматери в алтаре в виде оранты — фигуры с воздетыми руками.

Разногласия летописных источников обусловила образование острой научной дискуссии насчет года основания Софии. Двадцатилетняя разница между летописными датированиями дает возможность говорить про то, что собор мог быть рожден разными периодами, один из которых относится к времени крестителя Руси Владимира, другой – к зениту княжества его сына Ярослава


Рисунок № 2 Интерьер собора. Центральный зал

В научной литературе обозначено, что летописная статья 1037 г. которая вспоминает под одним годом про создание целого комплекса больших сооружений, суммирует городостроительную деятельность Ярослава за все годы его княжества.

Архитектурно-художественный образ собора


Рисунок № 3 Софийский собор. Современный вид.

Высокие духовные идеалы, принятые народ Руси вместе с христианским вероучением, полной мерой воплотил в себе архитектурно-худоственный образ собора св. Софии. Триумфальное утверждение христианства в большом могущественном государстве обусловило появление грандиозного храма, архитектура и живопись которого воспевали Бога как творца мира, подносили к нему души верующих. Одновременно собор должен являть миру образ новой Руси.

Сегодня мы видим собор в барокковом одеянии границы 17-18 веков, когда его экстерьер был поданный значительным перестройкам. В старину он являл собой огромный храм, окруженный с севера, запада и юга двойными открытыми галереями: внутренней - двухъярусной и внешней – одноярусной. Над одноярусной галереей проходил открытый балкон – гульбище. По углах с западного фасада возвышались две подъемные башни, что вели на хоры – "полаты". Увенчивала собор ступенчатая композиция из тринадцати бань, которые в соединении с открытыми галереями придавали храму выразительной пирамидальности. Непосредственно на каменные скрепления и бани выкладывали свинцовые листы, что служили кровельным материалом.

Стены выкладывали из больших природных камней – гранита и красного кварцита, что чередовались с рядами плиткоподобной кирпича-плинфы, которая через ряд затапливалась у толщину стены. Мурование делали на розовом известково-цементном растворе, что приближался своим оттенком к оранжево-розовой плинфы . Такой цвет стен чудесно гармонировал с серебрянно-серым покрытием бань и креплений.

Фасады были декорированы ступенчатыми нишами, окнами с красивыми деревянными оконницами, тонкими колоннами на апсидах, меандровыми орнаментами и крестами, выложенными с плинфы. Однако самой большой декоративности фасадам добавляла художественная структура мурования из рядов плинфы и толстого слоя раствора, в котором выделялись необработанные природные камни.

Принадлежащая к византийской архитектурной школе, София Киевская является полностью оригинальным сооружением, автором которой, по мнению ученых, был гениальный зодчий, который исполнил смелые новаторские заказы.

София Киевская – мост из прошлого в будущее

Словно могучее русло, история Украинского государства вобрала в себя жизненные потоки многих поколений. Ее истоки — в богатырские времена Владимира Святого, который построил свое государство на непреклонном фундаменте христианской веры . Об этом свидетельствует надпись над главным алтарем св. Софии Киевской, где величественно стоит Богоматерь Оранта — символ Вечного Киева:

"Бог среди него - пусть не шатается. Бог поможет ему, когда утро наступит". Киевская Оранта получила в народе имя Непобедимой Стены, которая своей молитвой защищает киевлян.

Более 1000 лет Киев имеет славу Иерусалима земли Русской и средоточием его святости всегда принимался св. Софией. На протяжении веков человекполучал здесь моменты высшей радости, чуство близости Бога. Именно поэтому София владеет большой притягательной силой: языком архитектуры и живописи онаобращается к нам со словами вечной истины. Всматриваясь в лики святых, вступаем в общение с ними, так же, как и наши далекие предки: "Святой Фока, поручений от Бога плавающим в море, правитель, направь меня, подтопленного волнами житейскими ". Эта надпись на фресковом изображении св. Фоки - покровителя мореплавателей, оставил человек, который молился святому в 11 веке. Близкие и понятные слова каждому из нас — тому, кто плывет по бурным волнам житейского моря.

Оглянувшись вокруг, обнаруживаем, что мир св. Софии тесно заселен. Нас окружают сотни святых, и мы подсознательно чуствуем себя частьюэтого большого мира. Современному человеку тяжело с ориентироваться в нем и понять систему фресок. Она воспринимает одухотворенные образы святых либо как объектпоклонения, либо как образец высокого искусства. Но в старину этот священный мир жил своей четко организованной жизнью. Собор с его архитектурой и живописью не был предназначенный только для созерцания, как и не был он только "домом молитвы". София — это дом Божий, и в нем Бог всегда рядом с верными ему.

Вывод

София призывает нас к объединению, а не к вражде, к любви, а не к ненависти. София дает нам возможность узнать, какими были наши предки и какими мы должны быть. Для этого она сохраненная Богом и людьми.

Всегда актуальными остаются слова известного искусствоведа Ф. Шмита:

"В старом искусстве – душа наших предков и, значит, наша душа: потому что в нас живут давно ушедшие в могилу поколения… Надо знать, кто мы такие, что мы сами можем и чего не можем ".

18sofiakiev

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.

3


Колокольня Софийского собора на Софийской площади.

2

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век


Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век


Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век

2



Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

Sofievskiy-sobor-foto-12

Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе


Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе

В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.

Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

1358772067_2

Дальние углы собора тонут в полумраке.

2

3

4

1

Мозаика 11 в., Киев, Софийский собор Богоматерь Оранта. Стена Нерушимая

Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа Вседержителя. Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже — фигуры двенадцати апостолов.

Внутреннее убранство Храма

Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг


Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

000

Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим.

Свое наследие – Киев – князь Ярослав Мудрый украсил не хуже самых ярких городов мира. Кое-кто намекал князю на его расточительность: зачем то золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все – и чужеземцы и путешественники, и друзья, и враги – сразу видят, какой богатый, красивый и могучий Киев.
Киевский Софийский обор дает нам представление о величии и красоте архитектуры Киевской Руси. Во всей Европе ни одно сооружение ее т. не могла сравниться с киевским собором, длиной без выступлений он 37 метров, ширина – 55. Храм имеет пять нефов – продольных коридоров, которые на восточном фасаде завершаются пятью алтарными полукруглыми выступами – апсидами, окруженный внутренней и внешней галереями. С западной стороны возвышаются две башни с лестницами, ведущими на второй этаж. Венчают собор тринадцать куполов, которые постепенно увеличиваются от малых по краям до самого центрального. Купол и крыша покрыты листовым свинцом.
Архитектуре органично соответствует роспись здания, который имел целью возвеличить государство. Мозаики и фрески сплошными коврами окутывают стены, своды и столбы собора, среди которых возвышается под куполом величественная фигура Оранты. Трудно переоценить художественную стоимость софийских мозаик. Они, безусловно, являются памятниками искусства мирового значения, дошли до нас в своей первоначальной красоте.
Фрески Софии сохранились меньше, чем мозаика. Многократные реставрации нанесли многим картинам непоправимый вред.
Киевская София – настоящая сокровищница древнерусской культуры, бессмертно источник знаний о далеком прошлом нашего народа. Ныне это всемирно известный музей.

Сочинение-описание памятника по собственному наблюдению
Свою наследство — Киев — князь Ярослав Мудрый украсил не хуже самых ярких городов мира. Кое-кто намекал князю на его расточительность: зачем то золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все — и чужестранцы и путешественники, и друзья, и враги — сразу видят, какое богатство, красивый и мощный Киев.
Киевский Софийский Собор дает нам представление о величии и красоте архитектуры Киевской Руси. Во всей Европе ни одно сооружение ее так не могла сравниться с киевским собором, длиной без выступлений он 37 метров, ширину — 55. Храм имеет пять нефов — продольных коридоров, на восточном фасаде завершаются пятью алтарными полукруглыми выступами — апсидами, окруженный внутренней и внешней галереями. С западной стороны возвышаются две башни с лестницей, ведущей на второй этаж. Венчают собор тринадцать куполов, которые постепенно увеличиваются от малых по краям до крупнейшего центрального. Купол и крышу
покрытые листовым свинцом.
Архитектуре органично соответствует роспись здания, который имел целью возвеличить государство. Мозаики и фрески сплошными коврами окружают стены, своды и столбы собора, среди которых возвышается под куполом величественная фигура Оранты. Трудно переоценить художественную ценность софийских мозаик. Они, безусловно, являются памятниками искусства мирового значения, которые дошли до нас в своей первоначальной красоте.
Фрески Софии сохранились меньше, чем мозаика. Многократные реставрации нанесли многим картинам непоправимый вред.
Киевская София — настоящая сокровищница древнерусской культуры, бессмертное источник знаний о далеком прошлом нашего народа. Сейчас — это всемирно известный музей.

альбомы
(1)
“Большая книга”
(3)
“Вишнёкый сад”
(1)
“Дети мои”
(1)
“Дождь в Париже”
(1)
“Опосредованно”
(1)
11 класс
(1)
200 лет Тургеневу
(1)
авторская позиция
(2)
актуально
(170)
альбомы
(528)
аналитика
(11)
Анна Ахматова
(1)
аргументы
(5)
аргументы к сочинению
(5)
Астрахань
(30)
аттестация
(1)
Б.А. Ланин
(1)
бесплатное питание
(1)
бесплатные учебники
(1)
библиотеки
(8)
блог
(29)
блог актуально
(6)
Большая книга
(2)
Брюсов
(1)
великие лингвисты
(3)
великие люди
(2)
видео
(67)
внеурочная деятельность
(1)
Водолазкин
(1)
вопросы образования
(3)
воспитание
(35)
воспитательная работа
(1)
ВПР
(2)
время и люди
(60)
Всероссийская олимпиада
(2)
всероссийский конкурс сочинений
(3)
всероссийский конкурс УИР
(1)
Всероссийское сочинение
(1)
выпускное сочинение
(80)
выпусной
(1)
ГИА
(66)
Год литературы
(3)
город
(3)
грамотность
(2)
даты
(89)
деловые бумаги
(1)
демоверсии
(1)
День знаний
(1)
день рождения
(3)
дидактический материал
(431)
диктант
(5)
дистанционное обучение
(13)
дисциплина
(1)
для родителей
(34)
документы
(1)
достопримечательности
(4)
досуг
(66)
ЕГЭ
(109)
единый учебник
(1)
жестокость и милосердие на войне
(1)
животные
(25)
задание 15.3
(5)
закон
(1)
заметки
(1)
заметки к урокам
(2)
занимательные задания
(47)
занимательные задачи
(13)
зарплата
(2)
зарплата учителя
(1)
здоровье
(3)
зима
(3)
злободневное
(196)
изложение
(9)
инструкция
(3)
интересная статистика
(2)
Интернет
(30)
интернет школа
(6)
интернетобразование
(16)
искусство
(3)
искусство и ремесло
(2)
история
(1)
история для современности
(24)
история слов
(154)
итоговое сочинени 2018
(1)
итоговое сочинение
(24)
итоговое сочинение 2018
(4)
итоговое сочинение доброта и жестокость
(2)
итоговое сочинение мечта и реальность
(1)
итоговое сочинение мечты и реальность
(1)
итоговое сочинение отцы и дети
(1)
кино
(1)
классика
(15)
классика литература
(1)
классный час
(1)
книги
(8)
книги о детях
(1)
книги писатели
(2)
комедия
(1)
компьютер
(1)
конкурсы
(64)
копилка мудрости
(22)
копилка мудрости
(76)
критерии оценивания
(1)
круг чтения
(244)
КТП
(2)
культура речи
(9)
лексика
(10)
лексические понятия
(2)
летнее чтение
(5)
лето
(42)
лингвистический анализ
(8)
лингвисты
(1)
лирика
(2)
литература
(75)
литературные премии
(2)
личное
(10)
лучшие книги 21 века
(7)
любопытное
(161)
люди и время
(17)
М.В. Панов
(4)
месть и равнодушие итоговое сочинение
(2)
методика
(102)
методическая полка
(17)
методическая разработка
(26)
моностих
(1)
морфемный разбор
(5)
морфологический разбор
(3)
мотивация
(1)
моя музыка
(36)
мудрые мысли
(1)
мудрые мысли Омар Хайям
(1)
мужество
(1)
музеи
(19)
Н и НН
(2)
настроение
(2)
национальные парки
(2)
НКРЯ
(1)
НОТ
(1)
о литературной норме
(2)
о личном
(20)
об учебнике
(7)
Обращение к читателям
(1)
обучение
(31)
общение
(7)
объявления
(23)
ОГЭ
(27)
ОГЭ сочинени 15.3
(2)
ОГЭ сочинение 15.3
(4)
ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
(4)
озёра
(2)
Оксфордский словарь
(1)
олимпиада.призёр литература
(1)
олимпиады
(1)
опросы
(3)
орфография
(2)
Основной государственный экзамен (ОГЭ)
(7)
отглагольные прилагательные
(1)
отзыв специалиста
(2)
отымённые прилагательные
(1)
отымённые прилагательные и причастия
(1)
оценочные средства по русскому языку
(1)
ошибки
(7)
память
(1)
педагогика
(1)
пейзажи
(2)
повышение квалификации
(1)
Подготовка к сочинению
(1)
полезно
(1)
полезные ссылки
(17)
постановления
(1)
правила
(2)
праздники
(28)
премии
(48)
приказы
(1)
природа
(13)
проблема
(1)
птицы
(4)
пунктуация русский язык
(1)
путешествия
(53)
Пушкин
(9)
Пушкинский диктант
(2)
рабочие программы
(12)
рекорды
(3)
релакс
(2)
реформы в образовании
(1)
речевые ошибки
(1)
родная (русская) литература
(1)
Рождество
(4)
Розенталь
(1)
русский родной язык
(1)
русский язык
(59)
сайты по предметам
(1)
саморазвитие
(1)
семантика
(1)
семинары
(2)
сервисы
(4)
сертификаты
(2)
сжатое изложение
(3)
словари
(33)
слово года
(1)
собаки
(2)
события
(2)
советы психолога
(5)
современная литература
(4)
современное образование
(1)
современный русский язык
(432)
сообщества
(1)
сочинение
(92)
сочинение на морально-этическую тему
(1)
стандарты
(1)
статьи
(1)
стихи
(3)
таблицы
(1)
творчество
(1)
тексты
(1)
теория текста языкознание сайты
(1)
тесты
(29)
тональный словарь
(1)
Тотальный диктант
(56)
традиции
(16)
увлечения
(2)
УМК Быстровой
(1)
уникальное
(16)
урок AiTi activ
(9)
устное собеседование
(2)
ученики об учебнике
(4)
ученические работы
(85)
учителя
(1)
факты
(1)
факультатив
(1)
фантастика
(2)
фантастика писатели премии
(1)
ФГОС
(1)
фестивали
(1)
формулирование проблемы
(1)
футбол
(2)
хозяйство
(6)
храмы
(2)
цветы
(14)
цели блога
(30)
цитаты
(1)
ЦОРы
(34)
Чемпионат по чтению вслух
(1)
Чехов
(1)
чтение
(14)
чувства
(1)
шедевры
(1)
школьные сочинения
(1)
школьный сайт
(1)
экзамены
(355)
экзотика
(1)
экскурсии
(2)
эмоции
(3)
ЭОР
(3)
эссе
(10)
этикет
(1)
этимология слова
(2)
языкознание
(31)

Софийский храм в Киеве

Софийский собор в Киеве – памятник древнерусского зодчества XI века, главный христианский храм домонгольской Руси, национальный музей-заповедник, мировое достояние ЮНЕСКО. Собор, воздвигнутый на самом высоком месте старого Киева, неподалеку от Майдана Независимости, открыт для туристов.

Каменная летопись

Сегодня это памятник древнерусского зодчества XI века

Строительство собора

Для строительства собора Ярослав Мудрый пригласил греческих мастеров. Главный храм могущественной державы строили 2,5 года 40 зодчих из Константинополя, не считая подмастерий. Неизгладимое впечатление на современников произвели огромные размеры собора – 55*37 метров.

Архитектурные особенности

Собор построили как крестово-купольный храм с пятью нефами – продолговатыми частями здания от входа до хоров, покрытыми сводами. Собор венчали 13 куполов в виде пирамидальной конструкции, символизирующей Христа и 12 апостолов.

Реконструкция, 11 век

Древнерусская кладка

Измененный облик храма

За тысячелетнюю историю собор разрушали, восстанавливали и перестраивали. В 1240 году хан Батый, захватив Киев, разграбил собор и уничтожил библиотеку, созданную Ярославом Мудрым. Грандиозное сооружение грабили крымские ханы и литовские князья. С тех пор заброшенный собор постепенно разрушался. Большой пожар 1697 года положил начало восстановлению Софийского собора.

Митрополиты Варлаам и Рафаил перестроили здание в стиле украинского барокко, соорудив 6 новых куполов, придав им грушевидную форму. С тех пор Софийский собор – 19-купольный. Над одноэтажными галереями построили вторые этажи, над входом соорудили красивую арку. Фасады украсили фигурными фронтонами, орнаментом и живописью. Окна получили пышные наличники и лепной орнамент. Перестроенный собор оштукатурили и побелили.

19-купольный Софийский собор

Тогда же появилась колокольня, новый иконостас и серебряные царские врата. 76-метровая колокольня напоминает пирамиду, состоящую из четырех частей, каждая – меньше предыдущей. Верхние ярусы – без межэтажных перекрытий и просматриваются через арочные проемы. Фасад украшен лепниной: фигурами Владимира Великого, апостола Андрея Первозванного и архангела Рафаила.

Внутреннее убранство Софийского собора

Интерьер Софийского собора сохранился с XI века. Центральное место занимает подкупольное пространство в виде креста. На севере и юге – открытые галереи. В центре собора – хоры в форме буквы П, на которые ведет винтообразная лестница. Здесь князь молился, принимал послов и обсуждал государственные дела.

Внутри храма

В цилиндрах куполов – широкие оконные проемы, пропускающие естественный свет, так что подкупольное пространство залито ярким светом, дальние углы – в полумраке. Перегородки и колонны украшены образами 500 святых. На сводах куполов представлены сцены из Библии, в медальонах – фигуры ангелов.

Иконостас

Христианские сюжеты на стенах собора призваны просветить людей, которые не знали грамоты. Декоративно украшенные полы мозаикой и глазурованными керамическими плитами подчеркивают красоту интерьера.

Мозаики

Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола, его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.

Мозаика из смальты

Золотую смальту делали, накладывая на стеклянную массу тонкие листики золота, и заливали сверху тонким слоем жидкого стекла. Из золотой смальты создавали фон мозаик. Стеклянный орнамент выкладывали на влажной штукатурке. Над созданием мозаик трудились византийские мастера.

В зените купола – строгий лик Спаса Вседержителя в медальоне размером 4,1 метра. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. Христос предстает как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном суде. Христос восседает на троне в той одежде, которую носил в земной жизни. Правой рукой он делает благословляющий жест, в левой руке держит свиток с законом.

Лик Спаса Вседержителя

На купольном барабане, в простенках между окнами – фигуры апостолов, на четырех парусах купола – пишущие евангелисты, на арках – медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

О чем говорят фрески

Росписи фресок посвящены архангелу Михаилу, деяниям апостолов Петра и Павла, Святому Георгию – покровителю Ярослава Мудрого. Цикл росписей посвящен детству Богоматери и событию отправления апостолов на проповедь Евангелия. Фрески изображают сцены Страстей Христовых, Воскресения, посланий апостолов, сошествию на них Духа Святого.

Фреска, архангел

  • посещение Византии киевской княгиней Ольгой;
  • торжественная встреча Ольги в Константинополе;
  • семья Ярослава Мудрого, его сыновья и дочери;
  • княгиня на приеме у императора Константина;
  • праздник на ипподроме в честь княгини Ольги;
  • выход княжеской дочери из дома;
  • судьи императоры в отдельной ложе.

Фрески Софийского собора в Киеве

Росписи храма объясняли смысл христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета, прославляли идею защиты народа Божьего Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами и мучениками находятся в вечном единении с церковью Христовой на Земле. И с нами, конечно, если мы того захотим.

Граффити

7000 тысяч древнерусских надписей, сделанных прихожанами собора XI-XIII веков на стенах Софийского собора, – граффити. Процарапанные острием на штукатурке, они рассказывают о важных событиях в жизни Киевской Руси, например, о смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.

Граффити Софийского собора

Некрополь

Софийский собор – великокняжеская усыпальница со 100 захоронениями, где похоронены великие князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого

Здесь же – мраморный шеститонный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и двухскатной верхней крышки, украшенной виноградной лозой, пальмовыми ветками, кипарисами. В XIX веке здесь появилось надгробие митрополита Платона Городецкого.

Восстановленный собор

Внутреннее убранство Софийского собора в Киеве

Реставрированные мозаики и фрески обновили собор, получивший в 1987 году европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Собор нельзя передавать религиозным организациям и совершать богослужения, кроме как в День независимости Украины.

Читайте также: