Сочинение жанровое своеобразие романа мастер и маргарита

Обновлено: 02.07.2024

Сюжет об Иешуа написан в жанре романа-притчи. Рассказ о событиях холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем. Исходя из описываемых событий, мы могли бы ожидать именно в этом пласте булга-ковского романа выражения мистического начала — различных чудес, преображений. Но ничего подобного в романе мастера нет — все события абсолютно реальны. Автор отказывается даже от сцены воскресения — как от знака присутствия чуда в человеческом мире.

Из столкновения двух миров и двух романов возникает очень своеобразная философия.

С первых страниц романа возникает тема судьбы. Внезапная смерть Берлиоза сразу же ставит философские вопросы: кто обрывает нить жизни? Можно ли влиять на человеческую судьбу? Ответ на эти вопросы будет дан, но не сразу, и даже не в этом времени и пространстве. Иешуа отрицает возможность одного человека влиять на судьбу другого в земной жизни. Но в жизни иной, в мире потустороннем, это возможно; Маргарита освобождает мастера и приносит прощение Фриде, а мастер дарует Понтию Пилату желанную встречу с бродячим философом. Так возникает в романе осмысление единства бытия и небытия, реальной судьбы человека и посмертной жизни.

Необходимость говорить об этом возникает потому, что писатель глубоко убежден: истина исторического процесса забыта, а человечество идет не тем путем. Роман об Иешуа и есть возвращение к этой ошибке, когда Понтий Пилат первым сделал нравственный выбор, за который человечество расплачивается уже более двух тысяч лет. История самого мастера — повторение той же ошибки. Но повторение ошибки несет за собой и новое возвращение — как напоминание об истине на новом витке истории.

Итак, мы убедились, что жанровая природа романа М. Булгакова сложна и своеобразна. Но таким и должно было быть произведение, уцелевшее в стольких катаклизмах истории. Такой и должна быть рукопись, которая не сгорела.

Булгаков начал писать знаменитый роман в 1928 году. На создание литературного шедевра ушло более одиннадцати лет. Возможно, было бы продолжение произведения, но Михаил Афанасьевич умер в 1940 году. История повествует о приезде дьявола в столицу России. События происходят в начале двадцатого века. Ключевой персонаж – Мастер. Он создает новеллу, в основе которой лежит существующий Новый Завет. Автор уникально совмещает две книги в одной. Сюжетные линии проходят параллельно. Один герой не сталкивается с другим до последних глав. В завершении произведения происходит встреча Мастера с прокуратором, что позволяет ему принять окончательное решение о его судьбе.

Мастер и Маргарита

  • Писатель описывает длительный временной промежуток;
  • Присутствует не одна сюжетная линия;
  • В романе большое количество действующих лиц.

Самой яркой отличительной чертой произведения Булгакова является оригинальность структуры. Он поместил один роман в другой, соединив параллельные миры. Древний период Понтия Пилата пересекается с современным временем, в котором проживает Мастер. По ходу романа они существуют параллельно, стыкуют в завершающих эпизодах, когда Воланд встречается с Левием. Писатель органично и точно сумел объединить мир настоящего времени и события, произошедшие около двух тысяч лет назад.

  • Отображение дьявола. В столицу прибывает Князь Тьмы. Это становится наиболее фантастической частью произведения. Его имя – Воланд. С ним прибывает свита, чтобы провести весенний сатанинский бал. Эта компания принимает участие в различных ситуациях, их действия вполне справедливы и закономерны;
  • Сатира. Писатель изображает Москву в тридцатые году в многообразном, сатирическом образе. Он передает обстановку, царившую в обществе. Никто не говорит прямо, люди доносят, следят, шпионят;
  • Любовь. Маргарита и Мастер характеризуют любовную линию романа, которая развивается параллельно другим событиям;
  • Драма. Тоталитарное общество и писатель – распространенная проблема тех времен. Творец должен выбирать между подчинением требованиям или попаданием в немилость государства. Бездомный выбрал первый путь, он потерял достоинство и лишился разума. Мастер отдал предпочтение второму варианту – его уничтожила государственная машина.

Многослойность, многомерность романа Булгакова заключается в объединении нескольких противоположных тематик:

  • Мистические элементы и сатирические мотивы;
  • Философские рассуждения и ироничные высказывания;
  • Описание безжалостного реализма и безудержной фантастики.

Важные герои произведения – Берлиоз, Бегемот, Маргарита и другие – противоречивы. В каждого из них писатель вкладывает определенные жанровые черты:

  1. Бытовой жанр – Воланд в столице России.
  2. Философское направление – Понтий Пилат с Иешуа.
  3. Лирические мотивы – Любовная история Маргариты и Мастера.
  4. Творческие проблемы того времени выражаются через работу Мастера.

Основная философская проблема – соотношение между добром и злом. Иешуа олицетворяет добро, Воланд – представитель темных сил. В двойном романе гениального писателя объединяются два мира:

Проблема выявления жанровых особенностей романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Система образов романа и его возможные прототипы в истории, литературе и жизни автора. Основные интерпретации жанровой формы романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 04.04.2015
Размер файла 29,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПЕНЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО

(контрольная работа по русской литературе 20 века)

Выполнил: студент 4 курса

Группы 10 ЗИПФ 51

Проверил: Сухов В.А.

Содержание

Список использованной литературы

Истинная же причина гибели Иисуса и Иешуа в том, что они внутренне свободны и живут по законам любви к людям - законам, не свойственным и невозможным для власти, причем не римской или какой-то другой, а власти вообще. В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не просто свободный человек. Он излучает свободу, самостоятелен в своих суждениях, искренен в выражении своих чувств так, как может быть искренен только абсолютно чистый и добрый человек. Даже перед лицом смертельной опасности он замечает Понтию Пилату: «Правду говорить легко и приятно. А правда Пилату как раз и не нужна.

- Я - часть той силы, что вечно хочет зла

Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не сеет и не внушает зла. Он всего лишь вскрывает его, разоблачая, снижая, уничтожая то, что действительно ничтожно. Суд вечности, вершимый Воландом, просвечивает всех персонажей романа, в том числе и Мастера.

Резко сатирически изображены в романе писатель Петраков-Суховей с супругой, с удивлением и возмущением наблюдающие, сколько внимания уделяет шеф ресторана в Доме Грибоедова Арчибальд Арчибальдович странной парочке - Коровьеву и Бегемоту (уже устроившие пожар на Садовой и разгромившие Торгсин):

Но прокуратор пытается хотя бы частично искупить свою вину перед невинным бродячим философом. По приказу Понтия Пилата страдания Иешуа были сокращены: его пронзают копьем. Следуя тайному приказу прокуратора, убивают Иуду.

Но еще прежде вопрос справедливости (справедливого воздания за преступления и грехи) и милосердия (прощения за искреннее раскаяние) находит свое важное воплощение в образе Фриды. Фрида, одна из преступниц, получивших приглашение на бал весеннего полнолуния к Волонду, куда мелких грешников не звали. Фрида совершила страшное преступление: она убили своего только что рожденного ребенка и была наказана за убийство дважды. По приговору суда ее казнили, а в загробной жизни несчастная женщина, которая была изнасилована и брошена отцом ребенка, присуждена к тому, что ей вечно напоминали о преступлении. Каждый вечер служанка подавала ей платок, тот самый, которым она задушила своего новорожденного сына.

Маргарита, будучи ведьмой на балу, дала Фриде, запавшей ей в память своими тоскливыми глазами, надежду на прощение. История Фриды, рассказанная Коровьевым и Бегемотом Маргарите среди прочих на балу, тронула ее сердце. Маргарита оказалась заложницей своего милосердия, она сама много выстрадавшая, не ожесточилась сердцем, она прекрасно понимает страдания другого человека. Фрида прощена, ей перестают подавать платок, и это означает, что милосердие выше справедливости.

Древняя (античная) и современная (московская) части романа и самостоятельны, отличны друг от друга, и в то же время перекликаются, представляют собой целостное единство, в них представлена история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.

Жанровая природа произведения обладает столь сильной творческой энергией, что самые разнообразные источники, которыми пользовался автор, преобразуются в романе и не выглядят разнородными. Таких источников очень много, поэтому остановимся только на нескольких наиболее важных.

Иешуа - символ нравственной стойкости и человечности, его судьба в античном мире трагична. Трагическим героем современных московских глав является Мастер, и он во многом повторяет крестный путь Иешуа;

Иуда - символ черного предательства. Иуда есть и в современной части романа - это Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера с целью завладеть его квартиркой в подвальчике.

Два романа в романе объединены не только на уровне сюжетном, образном, но и на уровне символики. Особенно показателен мотив грозы, завершающий древнюю и современную сюжетные линии.

Смерть Иешуа и эта странная туча, пришедшая со стороны моря, с запада, несомненно, связаны: Иешуа везут из Ершалаима к месту казни на запад. В момент же смерти Иешуа обращен лицом к Ершалаиму, то есть на восток. Эта символика традиционна для многих мифологических систем, в том числе и для христианства: запад - сторона захода солнца - связывался со смертью, потусторонним миром, адом; восток сторона восхода солнца - связывался с жизнью, в данном случае с воскресением Иешуа, хотя само воскресение в романе и отсутствует. Противостояние добра и зла воплощается в романе и на уровне символики.

В финале романа в свите Воланда оказывается шестеро всадников. Двое из них Мастер и Маргарита. Четыре же всадника, обретшие теперь свой обычный облик, могут быть сопоставимы с четырьмя апокалиптическими всадниками, о которых говорится в Откровении Иоанна Богослова

Роман Булгакова - великое художественное произведение, имеющее собственную художественную ценность вне его сатирического выражения, точнее сказать его художественная ценность рождается как восприятие читателем своеобразия созданного авторского художественного мира.

Список использованной литературы

1. Котельников В.А. Покой в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. - 2003. - № 1.

4. Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова. - Самара, 1999.

Подобные документы

Личность М. Булгакова и его роман "Мастер и Маргарита". Сюжетно-композиционное своеобразие романа, система образов героев. Историческая и художественная характеристика Воланда и его свиты. Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над собой.

анализ книги [473,7 K], добавлен 09.06.2010

Личность Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х годов. Судьба романа "Мастер и Маргарита". Наследство потомкам. Рукопись великого произведения.

реферат [36,6 K], добавлен 14.01.2007

"Мастер и Маргарита" - главное произведение М. А. Булгакова. Личность М. А. Булгакова. История написания романа. Главные герои романа. Сходства романа с другими произведениями. Опера "Фауст" Гуно. Повесть "Золотой горшок" Гофмана.

реферат [2,0 M], добавлен 24.02.2007

Особенности композиции, жанровое своеобразие и проблематика романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Разноплановость и разноуровневость повествования от символического до сатирического. Авторская позиция по отношению к героям данного произведения.

презентация [1,5 M], добавлен 14.09.2013

Проблема интерпретации художественного текста, истолкование смысла произведения в культурно-исторической ситуации прочтения. Философский смысл романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Социально-политическое звучание. Антихристианская направленность.

научная работа [34,6 K], добавлен 09.02.2009

Первая редакция романа Булгакова "Мастер и Маргарита". "Фантастический роман" и "Князь тьмы". Человеческий, библейный и космический мир в работе. Видимая и невидимая "натура" миров. Диалектическое взаимодействие и борьба добра и зла в романе Булгакова.

презентация [908,6 K], добавлен 18.02.2013

Философско–религиозная модель романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Философско–религиозная модель романа Л. Леонова "Пирамида". Сходства и отличия в осмыслении философско–религиозных постулатов "Мастер и Маргарита" и "Пирамида".

Иногда у Булгакова то, что кажется символическим, становится пародией. Так, бумажная иконка Ивана и тяжелое изображение пуделя на шее у Маргариты словно варианты распятья, которое отсутствует в ершалаимских главах. Двенадцать писателей в зале заседаний Грибоедова напоминают апостолов, только ждут они не Христа, а погибшего Берлиоза. Ассоциации с претворением воды в вино из Евангелия рождает сцена превращения этикеток от нарзана в деньги. Но важно, что образы Воланда и Иешуа не выглядят пародийными. Воланд выступает в романе не злорадным искусителем, а судьей, искупающим такой службой свои грехи, Иешуа – заступником, ходатаем за людей перед богом. Черная магия иногда кажется менее примечательной, нежели реальность с ее ночными исчезновениями и другими видами узаконенного насилия. Объектом сатиры Булгакова становится не Древний Рим с его тиранией, а писательский клуб – Грибоедов. Второсортные литераторы с малоаппетитными фамилиями видят смыслом жизни склоки вокруг ведомственных дач, путевок и квартир. Мишенью для своего сатирического пера писатель делает прохвостов и тупоголовых чиновников, будто навеянных Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Но булгаковская сатира призвана, прежде всего, не уничтожать, а утверждать. Утверждать существование нравственных абсолютов, пробуждать в нас голос совести, так часто заглушаемый по политическим соображениям.

Читайте также: