Сочинение заключающее в себе наставление поучение как жанр древнерусской литературы

Обновлено: 05.07.2024

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Периоды развития русской литературы в ее жанровом и стилевом многообразии.

  • познакомить с литературоведческими понятиями: историко-литературный процесс, художественное направление, стиль; основными периодами мирового литературного процесса;
  • развивать мыслительные способности, речь учащихся, навыки социального взаимодействия и самооценивания;
  • способствовать выявлению заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Вызов. Вводная беседа.

Работа с эпиграфом. Словарная работа.

Литература – это исповедь,

Под видом исповеди – проповедь,

Для тех, кто ненавистен – отповедь,

Для всех, кого любишь, заповедь.

Объясните смысл эпиграфа, опираясь на словарные статьи, приведите примеры.

Исповедь. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Про́поведь. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

перен. разг. Наставление, нравоучение.

Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Отповедь. Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

устар. То же, что: ответ.

За́поведь. Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

Что такое литература? Сформулируйте самостоятельно.

1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

- Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

- Составьте 2 вопроса к энциклопедической статье.

Работа с терминами. Основная терминология.

наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведений, так и творческого наследия писателя, связь с традициями национальной и мировой литературы.

принцип, отражающий жизнь человека т общества с древнейших времен и до наших дней

литературное понятие, обозначающее общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особенностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ.

Устойчивая разновидность литературного направления, являющая собою художественную общность определенной стилевой манеры в пределах одного и того же направления

Инструмент освоения и передачи действительности писателем, сквозной принцип построения художественной формы, определяющий целостность и единый тон произведения, единство формы и содержания

Развитие и смена жанров, творческих методов и стилей отражают этапы литературного прогресса.

Историко-литературный процесс – процесс исторического развития литературы, при котором сформировались три литературных рода (эпос, лирика, драма), сменилось несколько литературных направлений, появились новые стихотворные и прозаические жанры. В ходе исторического развития выделилась целая плеяда писателей и поэтов, которые посредством своего творчества в разные эпохи отражали жизнь народа, актуальные проблемы человечества в целом и отдельного человека в частности, эстетические задачи искусства и моральные ценности.

История русской литературы, являясь частью мирового историко-литературного процесса, развивается по хронологическому принципу, подразделяясь на определенные периоды и стили.

Вехи развития, под запись

Древняя русская литература ХV- ХVII вв.

Близость к фольклору (УНТ)

Летопись, житие, поучение и проповедь, хождение

Литература ХVIII века

Ода, трагедия, басня, комедия

Литература первой половины ХIХ века

Сентиментальная повесть, элегия

Жуковский, Пушкин и Лермонтов (раннее творчество)

Исторические повести, поэмы, трагедия, комедия, роман

Грибоедов, Пушкин и Лермонтов (позднее творчество), Гоголь

Литература второй половины ХIХ века

Роман, трагедия, комедия, рассказ

Тургенев, Толстой, Достоевский, Некрасов, Чехов, Островский

Литература ХХ века

Короленко, Гаршин, Горький (раннее творчество)

Блок, Гумилев, Ахматова и др.

  • С какими литературоведческими терминами познакомились на уроке?
  • Чем различаются стиль как явление литературы и стиль как явление языка?
  • Что обозначает хронологический принцип в литературе?
  • Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?

Заключительное слово учителя.

В ходе изучения литературы в 8 классе мы познакомимся с творчеством русских и зарубежных писателей, принадлежащих к таким литературным направлениям, как классицизм, сентиментализм и романтизм, реализм и неоромантизм, выясним основные черты и свойства, литературные формы и особенности развития каждого направления.

Прочитайте высказывания о книгах и литературе. Выберите понравившееся высказывание, напишите на его основе небольшое сочинение-рассуждение (свое мнение_свое отношение_мысли_примеры_согласие_точка зрения).

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческа Петрарка

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев

Читайте также: