Мне голос был ахматова сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году. Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее "русскость", антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы. Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.

О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.

Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.

В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: "Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине". Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой ("бабушки-татарки"). Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: "Я не была здесь лет шестьсот".

В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры. Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века. Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от "Вечера" до "Anno Domini" почти полностью посвящены этой теме. Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, "Мне голос был"), тема любви не исчезает, а становится фоном. И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.

Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: "Я научила женщин говорить". Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:

Проводила друга до передней,

Постояла в золотой пыли,

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Михаил Кузмин в предисловии к "Вечеру" назвал это способностью "понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами". Позднее В. В. Виноградов отмечал, что "предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами "интимно-символическую связь".

В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия "Вечера" и особенно "Четок" намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.

Не случайно она названа "любовной мукой" и даже "любовной пыткой". И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку ("Разве я цветок или письмо?"), грозящим утратой чувства личного достоинства. Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: "Слаб голос мой, но воля не слабеет". Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей. Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.

В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: "Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает".

Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением "Молитва" (1915):

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отними и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.

Постепенно "женская" лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, "чтобы стать одним из символов величия России".

Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении "Мне голос был". На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Позже она уточнила свой выбор:

А здесь, в глухом чаду пожара.

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Лирическое "я" поэтессы сливается в этих стихах с "мы", и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение "Мужество" (1942):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на "мировом ветру", как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.

В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе "двойников" ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.

Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и "стрелецкая женка".

Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении "Не бывать тебе в живых" (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица. Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко. В стихотворении "Не бывать тебе в живых" лирическое "я" обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:

Любит, любит кровушку

В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году ("Молитва"): сын и муж у нее были отняты. В годы ежовщины Ахматова создает цикл "Реквием" (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н. Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.

1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.

Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл "Ветер войны", были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:

Вот о вас и напишут книжки:

"Жизнь свою за други своя",

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — "Поэме без героя", над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.

Работая над "Поэмой без героя", она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый, вал.

Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.

История создания

Анна Андреевна на период революций и кровавых событий осталась одна с маленьким сыном на руках. Николай Гумилёв, который на тот момент был её мужем, находился во Франции, куда был командирован. Это был период неясного будущего, и отягощалось это необходимостью воспитывать ребёнка самостоятельно, пока муж живёт в другой стране. Осенью 1917 года он писал жене, что и её приезд можно будет устроить, если она захочет. Николай Гумилёв в дальнейшем вернётся в Россию и будет участвовать в контрреволюционном движении. К сожалению, в августе 1921 года автор будет расстрелян по подозрению в антисоветской деятельности. Иногда решение остаться в стране несло за собой смерть, а потому ещё труднее было на это пойти.

Жанр, направление, размер

Анна Ахматова – одна из ключевых представительниц акмеистического направления, а потому и это стихотворение выполнено в соответствии с поэтическими принципами акмеистов. Что видим мы здесь от данного направления? Предметность изображения, конкретность образов и мыслей. Благодаря этому происходящее в тексте представляется довольно чётко, несмотря на то, что повествование строится на бесплотном голосе.

Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Выбранный размер придаёт тексту одическую интонацию. Поэтому стихотворение звучит торжественно, почти что пророчески. Первые две строфы проходят на плач по стране, которая пострадала и была предана. Это и плач по своей прежней жизни, успешной и устроенной.

Проблемы

Проблема предательства раскрывается через искушающий голос, который призывает героиню покинуть Родину. Голос обещает, что стыд и чувство вины скоро покинут человека, который уехал из страны. Эти чувства вскоре перевесит комфортная, благополучная жизнь на чужбине. Лирическая героиня делает нравственный выбор, решив разделить со своей страной все тяготы и лишения. Ахматова, как и героиня её стихотворения, не отделяет себя от страны, в которой живёт. Героиня даёт беспощадный отпор соблазнам, не мысля своей жизни вне и без Родины.

Конфликт внутри героини опять же реализуется через голос. Мотив искушения, кстати, создаётся за счёт неторопливой интонации, повторов и призывных интонаций. Откуда доносится призыв? Это голос того, кто предлагает героине уехать вместе? Он приглашает к себе? Этот голос может быть и в голове героини – это её собственный внутренний голос, испуганный и загнанный в угол. Были ведь люди, которые покидали страну, чтобы спастись от разрухи. И всё же героиня не изменяет своей совести и не отрекается от Родины. Ахматова с презрением относится к людям, поступившим иначе, видя в их поступке предательство.

Смысл

Чему учит?

Средства художественной выразительности с примерами

Автор: Софья Панихидникова

Автор: Самый Зелёный · Published 23.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 19.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 14.02.2022

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


Краткий анализ

Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвящённые таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

История создания

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь её почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребёнок. Николай Гумилёв, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но она отказалась. Видимо, Гумилёв и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из её уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не говорит, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить её оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть её боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух такими словами.

В анализируемом стихотворении Ахматова реализовала идею, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Композиция

Композиция произведения простая. Оно создано в форме монолога лирической героини, который по смыслу делится на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвящённые таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
Написаны строки произведения четырёхстопным ямбом, использована перекрёстная рифмовка АВАВ.

Жанр произведения – лирическое стихотворение: здесь даны самые сокровенные мысли и чувства лирической героини.

Средства выразительности

Стихотворение “Мне голос был”, написанное в 1917 году, вошло в сборник “Белая гвардия”. В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины.

Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В этом стихотворении Ахматова впервые выступила как поэт-гражданин, страстно и достойно выразив голос той части интеллигенции, которая сделала свой главный

выбор: осталась вместе со своей страной. Быть поэтом и творить, по мнению Ахматовой, можно только на родине.

Сама мысль об эмиграции в тяжелое для страны время оскорбительна для нее. Несмотря на отсутствие средств к существованию и наличие пятилетнего сына на руках, Ахматова приняла решение остаться в России. Стихотворение “Мне голос был” вместило все душевные терзания поэтессы, поставленной самой жизнью перед труднейшим выбором – бежать из России за границу или разделить со своей страной ее трагическую судьбу.

Произведение стало ярким манифестом, направленным против тех, кто бросил или собирался

Композиция стихотворения включает две смысловые части. В первой части неведомый сладкий голос зовет лирическую героиню покинуть свой “глухой и грешный”, обреченный край. Отчетливый мотив искушения создается за счет неторопливой интонации, употребления призывных обращений (“иди сюда”) и повторов (“оставь свой край”, “оставь Россию”).

Голос обещает, что “черный стыд” в душе бросившего родину человека легко пройдет со временем, как и чувство вины; ведь главное – убежать от невзгод в другую, благополучную и комфортную жизнь.

Кульминация стихотворения наступает во второй части. Героиня делает нравственный выбор, приняв решение разделить со своей страной все тяготы и испытания. Ахматова, как и ее героиня, не отделяет себя от России.

Она дает беспощадный отпор этому внутреннему голосу, не мысля своей жизни без родины.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Ахматова использовала в нем Перекрестную рифму с чередованием мужской и женской рифмы. Чувство горечи и печали, глубокий психологизм стихотворения подчеркнуты с помощью эпитетов “глухой”, “грешный”, “черный” (стыд).

Стихотворение “Мне голос был” перекликается с одой Пушкина “Вольность”. Сама торжественная ритмика четырехстопного ямба, использованного вслед за Пушкиным поэтессой, придает стихотворению возвышенную одическую интонацию. В первой строфе Ахматова неточно повторяет пушкинскую строфу, во второй – обращается к пушкинскому опорному образу “стыда”.

В ее лирической героине легко разглядеть черты Пушкинского пророка.

Как и пушкинский пророк, Ахматова предвидит нелегкую трагическую судьбу страны и свою собственную судьбу, но не изменяет своей совести и не отрекается от своей родины.

Рассмотрение влияния акмеизма на творчество Анны Ахматовой на примере анализа стихотворения "Мне голос был. Он звал утешно". Новые тенденции в творчестве А. Ахматовой, связанные с политической обстановкой в стране – Мировая война, приближение революции.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 11.05.2011
Размер файла 11,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный.

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный слух.

Анна Ахматова,

Творчество Анны Ахматовой относится к направлению модернизм, а если сказать более точно к одному из его течений - акмеизму. Основными чертами акмеизма являются: восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; склонность к сложному формальному эксперименту; внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека; представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства - все эти черты мы встречаем в стихотворении А.Ахматовой "Мне голос был. Он звал утешно.".

Данное произведение было написано в 1917 году и напечатано в книге стихов "Белая гвардия". В этом сборнике отразилось появление новых тенденций в творчестве А.Ахматовой, связанных с политической обстановкой в стране - Мировая война, приближение революции. В связи с этим в лирике А.Ахматовой появляются новые темы и чувство сопричастности к судьбе страны, русскому народу, истории. Явно прослеживается мотив трагической судьбы целого поколения, жившего в данный исторический период. Основная тема стихотворения - патриотизм. Автор отказывается принять революцию, которая повлечет за собой большую беду. А.Ахматова воспринимала судьбу родины как свою. Очень интересно меняется в её творчестве само понятие "родина". Сначала родиной было родное Царское село, потом Петербург, в период Великой отечественной Анна Ахматова сливается с народом, ощущает себя его частью, считает родиной всю страну. В данном стихотворении она сливается с народом. В течении все своей жизни она не перестает переживать за Россию. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на родине. Поэтому так оскверняют её слух строчки - "Оставь свой край глухой и грешный.//Оставь Россию навсегда". Ведь главная её любовь - любовь к родной земле. В связи с этим в литературе можно встретить следующие термины А.Ахматова есть поэт - гражданин, поэт-патриот.

Идея стихотворения заключается в том, что лирическая героиня, то есть сама А.Ахматова никогда не покинет Россию, как бы ни было страшно, трудно, тяжело. Она не бросает свою родину, а защищает её. В данном стихотворении мы можем встретить психологический реализм, в частности видим его в эпитетах использованных автором, например: "глухой и грешный", "черный стыд", "утешно, равнодушно и спокойно". С помощью этого лексического средства чувствуется весь трагизм ситуации, вся горечь, печаль. ахматова творчество анализ стихотворение

А. Блок очень любил стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно…", знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: "Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции -- позор".

"Мне голос был. Он звал утешно…"- данное стихотворение написано четырёх стопным ямбом с пиррихием. Рифма: чередование мужской и женской, перекрестная.

Всё случившиеся с Россией в эти годы, Анна Ахматова выразила как личную трагедию, все страдания родины, пропустив через свою душу. Она является истинной патриоткой, и даже сама мысль о том, чтобы эмигрировать из страны, как это сделали многие поэты, для неё была оскорбительна. А. Ахматова навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли.

Подобные документы

Теоретическое обоснование терминов "лирический герой", "лирическое я" в литературоведении. Лирика Анны Ахматовой. Лирическая героиня Анны Ахматовой и поэтика символизма и акмеизма. Новый тип лирической героини в творчестве Анны Ахматовой и его эволюция.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 10.04.2009

Влияние акмеизма в творчестве Анны Ахматовой, средневековые образы эпического стихотворения "Сероглазый король", выполненного в виде сюжетной миниатюры жанра баллады. Анализ ритмики, рифмики и строфики, использование наследия английских народных образцов.

контрольная работа [43,8 K], добавлен 17.07.2015

Русская литература 20 века. Вклад в развитие русской литературы Анны Андреевны Ахматовой и ее поэзия. Источник вдохновения. Мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения "Родная земля". Раздумья о судьбе поэта. Лирическая система в русской поэзии.

реферат [26,9 K], добавлен 19.10.2008

История написания стихотворения Ахматовой "Я пришла к поэту в гости", посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита писателя. Творчество Ахматовой с позиции акмеизма. Анализ стихотворения с синтаксической точки зрения.

презентация [1,4 M], добавлен 01.06.2012

Женская поэзия России - поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.

реферат [17,6 K], добавлен 07.07.2004

Система эстетики символистов и их философские устремления. Символизм как живая общекультурная среда. "Символистский" фон творчества Анны Ахматовой, перекличка ее поэзии с поэзией Александра Блока. Стихотворения Анны Ахматовой, посвященные Блоку.

контрольная работа [34,0 K], добавлен 08.11.2010

Жизненный путь Анны Андреевны Ахматовой и загадка популярности ее любовной лирики. Традиции современников в творчестве А. Ахматовой. "Великая земная любовь" в ранней лирике. Ахматовское "я" в поэзии. Анализ любовной лирики. Прототипы лирических героев.

Читайте также: