Сочинение по татарской литературе

Обновлено: 05.07.2024

Хотя Кул Гали, как и другие поэты Востока, обращается к оторванной от действительности теме, поэма его глубоко современна, пронизана передовыми идеями своего времени. Он смотрит на сюжет сквозь призму своей эпохи, отражая духовные потребности общества, в котором он жил и творил.

Главный герой поэмы воплощает в себе лучшие черты человека. Он выступает справедливым и умным царем из низов. Йусуф предостерегает подвластный ему народ от будущей засухи, а когда наступают голодные годы-, открывает свои запасы, собранные в урожайные годы. В поэме, таким образом, отражена многовековая вера простого народа в хорошего царя и мечты об идеальном обществе.

Поэма проникнута глубоким гуманизмом.

В конце концов победу торжествует гуманность и справедливость; Иусуф встречается со своим отцом Йакубом, Башир со своей матерью Диной; безответная любовь Зулейхи вызывает отклик в душе Йусуфа.

Таким образом, характерной чертой поэмы является целенаправленная народность, демократическое решение центральной проблемы: правитель и народное благоденствие.

Ггали в искусстве видит могучую действенную силу. Когда к нему приезжают за хлебом братья, Йусуф, будучи уже главой государства, приказал искусным художникам изобразить на стенах дворца сцену продажи

его в рабство своими же братьями. Творение искусства сильно действует на братьев, они приходят в отчаяние, со слезами раскаиваются в содеянном. Поэт подчеркивает и назидательную роль своей поэмы:

Окажи мне помощь в приобщении к мудрости,

Чтоб обогатить души разумных рабов твоих,

Чтоб рассказать о делах пророка Йусуфа,-

Сделай мой разум совершенным, а слог изящным.

Поэма Кул Гали отличается глубоким психологическим анализом, живостью изложения и содержания. Для достижения последнего Кул Гали включает фольклорные материалы тюркоязычных народов или собственно булгар.

Язык и стиль поэмы свидетельствуют о высоком уровне развития литературной традиции. Образный язык поражает своим богатством, изяществом.

Поэма является одним из лучших классических тюркоязычных литературно- художественных произведений. Лиро- эпическая поэма и в настоящее время продолжает жить в письменно - литературном и фольклорном наследии татарского народа, пользуясь его неизменной

любовью и популярностью.

Глава 2. МАХМУД ХОДЖИ углы МУХАММЕДЪЯР

Саифа Сараи. С распадом Золотой Орды основным центром культурной

жизни татарского народа стала Казань.

Казань стала достойным продолжателем литературных традиций Булгарии и Золотой Орды. В Казани и на казанской земле была широко известна восточная поэзия. Зачитывались великолепными творениями Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайлма и Маади.

Поэты совмещали в себе научные знания и мастерство слова. Поэт справедливо считался образованнейшим человеком, распространителем научных достижений, так как прежде чем стать поэтом, он должен был получить весьма обширное образование и обстоятельно ознакомиться со

всеми отраслями науки своего времени. Лишь после того, как поэт овладевал всеми премудростями науки и арабского языка, его начинали обучать сложению стихов.

Неверие не разрушит государства,

А от гнета развалится страна.

Неверие и неверующий лишь себе вредят,

А гнет делает невыносимым положение страны.

Кроме стихотворений , до нас дошли две его большие поэмы, написанные накануне завоевания Казанского ханства. В Казани в 1539 году он написал

Много внимания в его поэмах уделено гуманистическим и морально-этическим вопросам. Мухаммедъяр, в отличие от своих предшественников, вводит в свои произведения и картины Поволжья.

Специалисты высоко оценивают его технику стихосложения. В них

немало прекрасных рифм и своеобразных поэтических поворотов.

Смелей твори добро, придет пора,

И ты узнаешь тоже вкус добра.

Кто справедлив и чей язык правдив,

Тот ни на глаз, ни на руку не крив.

Красив и певуч язык поэта:

Ярмухамед, есть у тебя язык,

Язык твой- соловей, а мир- цветник.

Кроме письменной литературы, последующее развитие получило и устное

Глава 3. МАВЛЯ КОЛЫЙ

С потерей государственности татарский народ и его культура, в том числе и литература, оказались в совершенно новой исторической ситуации.

Не стало собственного государства, которое во многом определяло развитие культуры. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала политика христианизации. Таким образом, татарская литература находилась в исключительно сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. В связи с тем, что развитие татарской культуры в 17-18 веках в основном находилось в руках мусульманского духовенства, культурной жизни были присущи черты односторонности. Татарская культура того времени шла только в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Исключительно

религиозными были сюжеты художественной литературы.

Вот почему в это время почти не было ярких личностей, оставивших глубокий след в культурном прогрессе народа. Самым известным поэтом конца 17- начала 18 веков являлся Мавля Колый. Он родился, предположительно, в деревне Чита Казанского уезда, там же получил богословское образование, в 1760-е годы жил в окрестностях бывшего города Булгар, позднее - в деревне Иштиряк ( ныне Лениногорского района) .Произведения его противоречивы. Достичь справедливости он мечтал с помощью религии. М.Колый внес свой вклад в дальнейшее

«. Беспросветно прошли мои годы, друзья,

Под глазами прорыта слезами стезя.

Был я ветром познанья и страсти носим ,

До конца отдал дань я страданьям земным.

Развитие просвещения способствовало оживлению литературной деятельности.

Глава 4. ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В XVIII ВЕКЕ.

В восемнадцатом столетии мы не можем назвать большого количества произведений татарской литературы.

бежал из фанатичной Бухары на свою родину близ Казани, где много и плодотворно работал. Книги его были широко распространены среди татарского населения.

Но даже то трудное время дало замечательных поэтов - Утыз-Имэни, Ялчигуллу, Габдулманната Муслимова, Хусаина Лукманова.

Габдрахим Утыз-Имэни родился в деревне Утыз-Имэн Чистопольского района Казанской губернии (ныне деревня Новая Кандиевка). Он очень рано осиротел и воспитывался у дальней родственницы. Обучался сначала в мектебе в своей деревне, затем в селе Каргалы Оренбургской губернии, в Бухаре и других городах Средней Азии. Долгие годы путешествовал по Хорезму и Афганистану. В 1798 году Утыз-Имэни вернулся в родные места и стал муллой. В разных деревнях он обучал детей. Умер в деревне Тимаш.

«Нам таких примеров много показала жизнь,

Потому ты от стяжательств лучше откажись,

Будь же скромен и кичливость навсегда забудь,

Глава 5. ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В XIX ВЕКЕ

Глава 6. ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

В истории татарской литературы начало 20 века стало переломным этапом. Это был период ее невиданного расцвета, возникновения и формирования новых направлений и художественных методов. Видоизменялись традиционные жанры, возникали новые, расширился круг тем. Неотъемлемой частью литературно-художественного процесса стала

татарская литературная критика. Татарские писатели, поэты все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западноевропейской литератур.

На первое десятилетие века приходится и пик творчества ряда уже сложившихся мастеров слова, и выход на арену литературную молодых

писателей. Многие из них впоследствии стали классиками татарской литературы.

Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно- политическую жизнь татарского

народа Габдулла Тукай (1886-1913) . Это был не

только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист,педагог. Тукай стал одним из

основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были

заложены основы татарской реалистической

На русской земле проложили мы след,

Мы чистое зеркало прожитых лет

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали

Один за другим проходили года,-

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Но кончается оно гневным напоминанием самодержавию:

Мы верные дети единой страны,

Ужели бесправными быть мы должны?

Он одним из первых выступил против империалистической войны.

Самым популярным татарским

драматургом (его называли татарским

Островским) начала века был Галиаскар

Камал (1879-1933). Он стал одним из

основоположников татарской драматургии

написанных сочным и образным народным

языком, Г.Камал дал великолепные

картины быта татарского народа, бичевал

зарвавшихся богачей, сатирически

показывал пороки некоторых духовных

лиц. Его пьесы уже почти сто лет не

сходят со сцены театра, вызывая

аплодисменты уже внуков и правнуков

Своеобразный характер носило поэтическое творчество Дэрменда (1859- 1921). Поэзию оренбургского золотопромышленника, депутата Первой Государственной думы отличали трагическое восприятие мира, тонкий лиризм и психологизму Дэрменд перевел на татарский язык произведения

После 1917 года литература народов СССР развивалась под воздействием коммунистической идеологии. Тенденциозное отношение к культурному наследию прошлого и национальному литературному творчеству, репрессии 30-х годов, потери в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и ряд других отрицательных факторов заметно ослабили творческий потенциал татарской литературы, видоизменили идейные ориентиры писателей, ограничили их художественные возможности.

Но и в этих условиях писатели находили силы для реализации исконных задач литературы. В 1920-40 годах создавали свои произведения Г.Ибрагимов, Ф.Бурнаш, Х.Такташ, К.Тинчурин, М.Джалиль, А.Алиш и другие.

татарской советской литературы неоднократно отмечались большое

новаторское значение этой революционно-романтической драмы: используя

известные мифологические сюжеты поэт

с большой художественной силой гневно

восстает против реакционных догм

ислама, против мрачных пережитков

страстно призывает к

самоотверженности, бесстрашной борьбе

за свободу и счастье трудового народа.

Все более наглядны богатства

татарской литературы, все прекраснее ее

перспективы, велика череда

национальных татарских поэтов, но у

Х.Такташа свое особое место. Он в ряду

тех, кто ввел национальную поэзию в

литературу 20 века.

Муса Джалиль (1906-1944). Поэзия

Мусы Джалиля - героическая поэзия. В

нашей литературе много спорят о месте и

назначении поэзии, но когда разговор

заходит о ее гражданственности, то

трудно подобрать лучший пример, чем

Муса Джалиль. Он стал эталоном борца,

поэта. Он и сегодня стоит на передней

линии идеологической борьбы. Он

и не только по названию стихотворений-

страстные, проникнутые уверенностью в

победу дело рабочих и крестьян.

ненависть, самая лютая ненависть к врагу, и тоска по земле, по семье, по

друзьям. Все здесь соединилось, переплелось. Таково содержание его стихов,

мыслей, чувств, переживаний. Тоска по Родине! Он раньше не чувствовал, не знал, какое это счастье работать на свободе, быть рядом с народом, служить народу. Нет ничего более великого в жизни!

С 1960 года расширились возможности для художественного анализа

явлений прошлого и современности. В обновлении татарской литературы

В 1990 годах усилилось внимание к возрождению многовекового

историко-культурного наследия татарского народа. Литературоведение,

освобождаясь от идеологизированных методологических принципов,

стремится к более разностороннему охвату литературного процесса в целом, научно - объективной оценке художественных явлений и тенденций.

Рөлі кітаптар менің өмірімде?

өте ірі.Сүйемін әрі қарай. Менің негізгі кітапхана толтырылған әр түрлі кітаптар. Кітаптар копирайтингу құру, бейне және осылай жасауға көмектеседі қалыпты. Психология кітап көмектеседі, және қарауға, өзін және ауты (бірақ аяғына дейін тағы, мен әуесқойлық деңгейде) кітап йога және денсаулық сақтауға көмектесу нысанында және сау-да Бірегейлендіру. Кітаптар "заңтану", " сөздіктер, шет тілдер және де көмектеседі, оқуда, бизнесте және достарымен қарым-қатынас.

Менде кітабы бар (1) макияж - бұл көмектеседі жасауды үйрену өзін әдемі және әйелдік, бірақ пролетарлық. Діни кітаптар шығарылды менің кеуде. Ал менің сүйікті жанры - жұмбақтар мен детективтер - мен жай ғана расслабляюсь және ләззат аламын оқу. Бар тарихи - жақсы көремін тарихын, тіпті фантастику, бірақ жақсы көремін романдары (әртүрлілікті).

Көп білдім, байытады, өзінің сөздік қорын дамыту, ауызекі тіл дағдылары (заңгер білуі керек айтуға анық) менің дағдылары мектептен барлығы таң қаларлық.Дегенмен, пернетақтада іскерлік құжаттарды басып шығаруда ұқыпты, үйінде болады хат жазысуға және жазу өзгертуге кей жерлерде, мойындаймын. Кітаптар я поднимаю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Барысы да безнең кулда

"Матурлык дөньяны коткарыр", - диләр. Минемчә, иң матур кешеләр - балалар. Без гаиләдә, мәктәптә тәрбияләнәбез. Ә мәктәп ул - дөнья­га, тормышка караш формалаша торган иң изге урын.

Бала беренче тапкыр мәктәп­кә килгәч үзенә дуслар таба, алар белән аралаша. Еллар уткән саен ул акыл, тәҗрибә туплый.Аның тор­мышка үз карашы, һәр нәрсәгә үз фикере барлыкка килә.

Ләкин кешеләр табигать тара­фыннан шундый төрле итеп яра­тылганнар. Холык-фигыльләре, кы­яфәтләре, социаль хәлләре, дөньяга карашлары белән кешеләр бер-бер­ләреннән шактый аерыла.

Безнең арада да төрлеләре бар. Дин юлына кереп киткән, сәла­мәт яшәү рәвеше алып барган, акыллы, белемле яшьләр белән бер- рәттән начар гадәтләргә ияргәннә­ре дә бик күп.

Күпләр наркотик кармагына бик тиз эләгә. Бу баткаклыкка кереп баткач кына алар аның нинди кур­кыныч икәнен аңлыйлар. Алар инде беркайчан да сәламәт, ирекле була алмыйлар. Кеше үзенең наркоман икәнен аңлаганда бик соң була инде. Ләкин чын наркоманнар да үзләрен наркоман итеп таныр г а тел әмиләр. Алар язмышларына буйсынып, тор­мыш өчен көрәшсәләр, үзләре өчен яхшырак булыр иде .

Энә белән бит әле СПИД вирусы да дус. Күп наркоманнар ВИЧ ин­фекцияле була икән.ВИЧ инфекцияле наркоман ана­лардан зәгыйфь балалар туа, күпме кешеләр наркоман туганнары өчен газап чигә. Бу турыда газеталарда бик күп файдалы материаллар б ар . Бу мәкаләләрдә күп төрле файдалы киңәшләр, гыйбрәтле вакыйгалар белән та­нышырга була.Шушы газеталарда мәкаләләрне,хатларны укыгач ,мин аларның геройлары исәнме,түгелме икәнлеге турында уйлыйм. Алар кайчандыр безнең арада яшәгән кешеләр бит.Аларның язганнары – наркомания дөньясында аяк басканарның уртак язмышы . Мин үземә андый язмыш теләмим .

Берәүләр ләззәтне, рәхәтлекне шул наркотиклардан, тәмәкедән, алкогольле эчемлекләрдән алсалар, яхшы, тәрбияле кешеләр рәхәтлек­не, ләззәтне тормышта, яшәештә күрәләр. Бала үзенең гаиләсендә, янәшәдә әти- әнисе, туганнары. Ул алар белән күңелле сөйләшә, әңгәмә кора. Ял көннәрендә бергәләшеп табигать кочагына чыгып керү, тирә-якны күзәтү, гаилә берлеген дә сакларга ярдәм итә бит. Әйе, хәзер әти-әниләрнең вакыты бик күп түгел, күбесенчә ул юк та әле. Гаилә җылысы һәр кешегә рәхәтлек, ләззәт бирә. Әйтик, бала мәктәптә дуслары белән аралаша, белем ала. Әлеге дустына мөгаләмә кешегә рәхәтлек, ләззәт бирмиме­ни? Әлбәттә, бирә. Бары үзеңнең рухи ныклыгыңны саклаган хәлдә, тормышның һәр мизгеленнән ях­шылык кына эзләргә кирәк.

Тормыш гел рәхәттән, яхшылык­лардан гына тормый. Ләкин бер­нәрсә дә гомерлек түгел, авырлык­лар вакытлыча гына. Аларны ихтыяр көчен саклаган хәлдә, сабыр итеп үткәреп җибәрә белергә кирәк. Әгәр дә кеше үзенә начар гадәт­не юлдаш итә икән, авырлыклар үтәр, ә әлеге начар гадәт кешедә калыр. Тормышның матур, сөенеч­ле мизгелләрен кеше тулысынча кабул итә алмый. Ул инде начар гадәт баткаклыгында. Бары тик әлеге сазга килеп эләккәч кенә кеше үзенең кайда икәнлеген аңлый. Лә­кин соң була. Мондый хәлдә калмас өчен әти-әниләребез, укытучыларыбыз безне тормышка әзерлиләр, зарарлы гадәтләрдән саклыйлар. Алар безгә бәхетле яшәү серләрен өйрәтүче чын дусларыбыз, киңәшчеләребез.

Менә шушындый әти һәм әниләр, укытучы­лар булганда, һәр бала файдалы эшләр белән генә шөгыльләнер, на­чарлыклар, зарарлы гадәтләр без­не читләтеп үтәр, дим мин. Бөтен дөньяда яман чирләрне, зарарлы гадәтләрне бетерү - һәркемнең изге бурычы, һәр бала, һәр өлкән кеше көрәшкә кушылса һәм үзе дә яхшы үрнәк күрсәтсә, без моңа ирешәчәк­без.

Барысы да үзебез нең кулда.

Краткое описание документа:

Примерное сочинение-рассуждение (на татарском языке) на актуальные проблемы в нашей жизни - алкоголь, наркотики.

"Матурлык дөньяны коткарыр", - диләр. Минемчә, иң матур кешеләр - балалар. Без гаиләдә, мәктәптә тәрбияләнәбез. Ә мәктәп ул - дөнья­га, тормышка караш формалаша торган иң изге урын.

Бала беренче тапкыр мәктәп­кә килгәч үзенә дуслар таба, алар белән аралаша. Еллар уткән саен ул акыл, тәҗрибә туплый.Аның тор­мышка үз карашы, һәр нәрсәгә үз фикере барлыкка килә.

Ләкин кешеләр табигать тара­фыннан шундый төрле итеп яра­тылганнар. Холык-фигыльләре, кы­яфәтләре, социаль хәлләре, дөньяга карашлары белән кешеләр бер-бер­ләреннән шактый аерыла.

Безнең арада да төрлеләре бар. Дин юлына кереп киткән, сәла­мәт яшәү рәвеше алып барган, акыллы, белемле яшьләр белән бер- рәттән начар гадәтләргә ияргәннә­ре дә бик күп.

Күпләр наркотик кармагына бик тиз эләгә. Бу баткаклыкка кереп баткач кына алар аның нинди кур­кыныч икәнен аңлыйлар. Алар инде беркайчан да сәламәт, ирекле була алмыйлар. Кеше үзенең наркоман икәнен аңлаганда бик соң була инде. Ләкин чын наркоманнар да үзләрен наркоман итеп таныр г а тел әмиләр. Алар язмышларына буйсынып, тор­мыш өчен көрәшсәләр, үзләре өчен яхшырак булыр иде .

Энә белән бит әле СПИД вирусы да дус. Күп наркоманнар ВИЧ ин­фекцияле була икән.ВИЧ инфекцияле наркоман ана­лардан зәгыйфь балалар туа, күпме кешеләр наркоман туганнары өчен газап чигә. Бу турыда газеталарда бик күп файдалы материаллар б ар . Бу мәкаләләрдә күп төрле файдалы киңәшләр, гыйбрәтле вакыйгалар белән та­нышырга була.Шушы газеталарда мәкаләләрне,хатларны укыгач ,мин аларның геройлары исәнме,түгелме икәнлеге турында уйлыйм. Алар кайчандыр безнең арада яшәгән кешеләр бит.Аларның язганнары – наркомания дөньясында аяк басканарның уртак язмышы . Мин үземә андый язмыш теләмим .

Берәүләр ләззәтне, рәхәтлекне шул наркотиклардан, тәмәкедән, алкогольле эчемлекләрдән алсалар, яхшы, тәрбияле кешеләр рәхәтлек­не, ләззәтне тормышта, яшәештә күрәләр. Бала үзенең гаиләсендә, янәшәдә әти- әнисе, туганнары. Ул алар белән күңелле сөйләшә, әңгәмә кора. Ял көннәрендә бергәләшеп табигать кочагына чыгып керү, тирә-якны күзәтү, гаилә берлеген дә сакларга ярдәм итә бит. Әйе, хәзер әти-әниләрнең вакыты бик күп түгел, күбесенчә ул юк та әле. Гаилә җылысы һәр кешегә рәхәтлек, ләззәт бирә. Әйтик, бала мәктәптә дуслары белән аралаша, белем ала. Әлеге дустына мөгаләмә кешегә рәхәтлек, ләззәт бирмиме­ни? Әлбәттә, бирә. Бары үзеңнең рухи ныклыгыңны саклаган хәлдә, тормышның һәр мизгеленнән ях­шылык кына эзләргә кирәк.

Тормыш гел рәхәттән, яхшылык­лардан гына тормый. Ләкин бер­нәрсә дә гомерлек түгел, авырлык­лар вакытлыча гына. Аларны ихтыяр көчен саклаган хәлдә, сабыр итеп үткәреп җибәрә белергә кирәк. Әгәр дә кеше үзенә начар гадәт­не юлдаш итә икән, авырлыклар үтәр, ә әлеге начар гадәт кешедә калыр. Тормышның матур, сөенеч­ле мизгелләрен кеше тулысынча кабул итә алмый. Ул инде начар гадәт баткаклыгында. Бары тик әлеге сазга килеп эләккәч кенә кеше үзенең кайда икәнлеген аңлый. Лә­кин соң була. Мондый хәлдә калмас өчен әти-әниләребез, укытучыларыбыз безне тормышка әзерлиләр, зарарлы гадәтләрдән саклыйлар. Алар безгә бәхетле яшәү серләрен өйрәтүче чын дусларыбыз, киңәшчеләребез.

Менә шушындый әти һәм әниләр, укытучы­лар булганда, һәр бала файдалы эшләр белән генә шөгыльләнер, на­чарлыклар, зарарлы гадәтләр без­не читләтеп үтәр, дим мин. Бөтен дөньяда яман чирләрне, зарарлы гадәтләрне бетерү - һәркемнең изге бурычы, һәр бала, һәр өлкән кеше көрәшкә кушылса һәм үзе дә яхшы үрнәк күрсәтсә, без моңа ирешәчәк­без.

По рсиунку Фаттахова "Игеннәр өлгерде" Помогитееее поңалуйста : ?


Узем дэ эзлим))) таба гына алмыйм, ппц(((юк беркаяда((( мина жибэр эле рэсемен мин блин китапны оныттым((.


Сочинение на татарском "ЯЗ" (весна)?

Сочинение на татарском "ЯЗ" (весна).


2 класс татарский язык стр?

2 класс татарский язык стр.

6 как бы изменились эти слова если бы эти действия выполнял бы я.


Сочинение на тему осень на татарском?

Сочинение на тему осень на татарском.


Сочинения на татарском на тему моя собака?

Сочинения на татарском на тему моя собака.


Кыш килде?

Сочинение на татарском.


Сочинение "моя собака"на татарском или русском?

Сочинение "моя собака"на татарском или русском.


Сочинение про сабантуй на татарском языке?

Сочинение про сабантуй на татарском языке.


Сочинение на татарском языке про кошку?

Сочинение на татарском языке про кошку.


Сочинение про Казань на татарском?

Сочинение про Казань на татарском.


Сочинение про друга на татарском языке?

Сочинение про друга на татарском языке.

Вы открыли страницу вопроса Сочинение по татарской литературе ?. Он относится к категории Другие предметы. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Другие предметы, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Читайте также: