Сочинение загадок как средство речевого развития младших школьников

Обновлено: 05.07.2024

Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира.

Формирование словесного творчества имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте, оно предполагает:

• наличие представлений у детей о средствах выразительности;

• понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

• понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

• способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

• владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

• умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

• осознание обобщенного смысла.

Ничто так не обогащает словесное творчество детей, как малые фольклорные жанры, среди которых загадка занимает особое место.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

С целью составления системы работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение загадок была создана методическая разработка.

В ходе достижения цели реализуются следующие задачи:

• учить детей составлять загадки;

• формировать лексико-грамматические компоненты речевой языковой системы и связную речь;

• развивать словесное творчество, восприятие, память, мышление, воображение;

• стимулировать умственную активность, через расширение знаний и представлений об окружающем мире;

• воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Составление загадок является составной частью логопедической работы.

Загадки используются не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении.

На основе учета характера загадок, особенностей развития детей можно сформулировать следующие требования к их применению в целях развития лексико-грамматического строя речи и словесного творчества :

• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

• загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

• отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

• придумывание загадок детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;

• загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Особое место в работе с детьми занимает применение наглядных моделей (описательные, сравнительные, интеллектуальные карты; мнемотаблицы, мультимедийных презентаций, картинок-невидимок, техники рисования свечой и акварелью, что заметно облегчает детям овладение четкой и последовательной образной речью, повышает интерес к составлению и отгадыванию загадок.

В практической работе наглядные модели используются многократно за счет применения планшетов-игровизоров.

I. Описательная карта изготавливается на листах бумаги формата А4, в виде графических схем различных признаков предметов и явлений (цвет, форма, размер, величина, вкус, сочность и др.).

II. Сравнительная карта

III. Интеллектуальные карты

Составление карт предполагает:

• линии (ветви, каждая из которых выделяется под характерный признак загадываемого объекта. Ветвь подписывается (для детей умеющих читать) и заканчивается соответствующей предметной, сюжетной картинкой или символом.

IV. Работа с мнемотаблицей предполагает несколько вариантов:

1. Использование готовых мнемотаблиц. Например, Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А., Глухова В. П., Большевой Т. В., Ефименковой Л. Н.

2. Составление мнемотаблиц совместно с детьми.

С этой целью необходимо научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, зарисовывать предметы и явления природы; самостоятельно заполнять мнемотаблицу; составлять загадку, используя её как план.

V. Мультимедийная презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Мультимедийные презентации, составлены по 4 блокам: времена года, мир растений, мир животных, мир человека.

Используются два варианта работы с мультимедийными презентациями:

2. Как фронтальная работа с наглядными моделями.

При работе с загадками существенное место занимают приемы, которые вносят элемент волшебности, новизны. Например:

* картинки-невидимки, проявляющиеся при раскрашивании их карандашом или мокрой кистью, из специальных книжек-раскрасок.

*техники рисования свечой и акварелью. Логопед (ребенок) заранее рисует отгадку свечой на белой бумаге, тот кто отгадал - раскрашивает лист акварелью, при этом проявляется отгадка.

Придуманные загадки оформляются в альбомы, которые используются на занятиях и в играх.

Способы составления загадок (по В. Д. Прокопьевой)

1. Указание частей и их количества (Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? Всадник и лошадь).

2. Перечисление действий предмета без его называния (Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. Речка).

3. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (Летом серый, зимой белый. Заяц).

4. Сравнение или отрицание. (Красное, как помидор, круглое, как мяч (Красное яблоко. Жидко, да не вода, бело, да не снег. Молоко).

Все выше перечисленные способы легли в основу перспективного планирования. Загадки составляются в рамках многих лексических тем, распределенных по 4 блокам: времена года, растительный мир, животный мир, мир человека. В основе планирования лежат следующие особенности:

1. Предварительная работа (речевые игры, наглядные модели, мультимедийные презентации) подводит детей к составлению загадок тем или иным способом.

2. Обучение составлению загадок идет с постепенным увеличением сложности:

3. Полученные знания и умения детей по составлению загадок используются не только педагогами в НОД, но и в других видах деятельности.

Таким образом, использование загадки и применение наглядных моделей и мультимедийных презентаций, облегчает детям овладение образной речью, способствует развитию словесного творчества.

1. Акименко В. М. Развитие лексико-грамматического занятия. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 1999.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.

5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.

6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.

7. Нестеренко А. А. Стана загадок. – Ростов н/ Д: Изд=во унта, 1993.

8. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.

9. Прокопьева В. Д. Занятия с логопедом: учимся сочинять стихи и загадки. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011.

10. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990.-№7

11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981.

12. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995.-№1.-С. 59-66.

14. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983.-№7

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все.

Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Огромную роль в становлении словесного.

Развитие ассоциативного мышления на основе составления загадок с дошкольниками Дети любят разгадывать загадки. Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять.

Развитие детского технического творчества (создание мультфильмов) у детей старшего дошкольного возраста Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость,.

Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается.

Развитие словесного творчества в процессе театрализованной деятельности Развитие словесного творчества детей в процессе театрализованной деятельности, представляется актуальной, главной целью воспитания и обучения.

Развитие у детей словесного творчества через приемы активизации речи Развитие словесного творчества через приемы активизации речи. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. И чем богаче и правильнее.

Наша речь - это процесс превращения мысли в слово. Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, чётко определённых характеристик речи. Они–то и служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.
Во-первых, рассказ ученика должен быть построен на хорошо известных фактах, на его наблюдениях и жизненном опыте.
Во-вторых, должна присутствовать логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие повторений и лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.

Но ученик должен не только уметь передавать факты, но и использовать в речи богатство языковых средств. Кроме этого речь должна быть ярка, красива, убедительна.

Огромную роль в развитии речи оказывает загадка. Она развивает в человеке догадливость, сообразительность, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. Именно загадка развивает у ребёнка поэтический взгляд на действительность, обогащают память.

Отгадка явилась результатом беседы с использованием приёма сопоставления и способа подстановки:

  • С кем сравнивается предмет, который нужно отгадать? (с лисой)
  • Если сравнили с лисой, то, значит, у лисы и у этого предмета есть что – то общее. Назовите самые яркие черты лисы, её свойства. (хитрая плутовка, рыжая хищница…) Поставьте вместо слова лиса слова, которые вы подбирали, когда описывали лису. В результате подстановки выяснилось, что подходит слово лиса. Значит, предмет, который нужно отгадать, рыжего цвета.
  • Как по- другому можно назвать рыжий цвет? (оранжевый)
  • Почему же в загадке задуманный предмет сравнивается с лисой? Могли бы взять другой предмет тоже оранжевого цвета, например: осенние листья, солнышко. Поищите в загадке ответ на вопрос.(Лиса живёт в норке, которая находится в земле, и этот предмет тоже). Найдите в загадке слова, с помощью которых описывается загадочный предмет. (Кудрявый хохолок, на ощупь очень гладкая,на вкус – сладкая).
  • Что же это такое? Может быть какой-то овощ? Какие овощи имеют такие признаки? (морковь)

Загрузить презентацию (484 кБ)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с загадкой – разновидностью художественного описания.
  • Учить отбору признаков для загадки, сочинению загадок.
  • Совершенствовать навык каллиграфического письма.
  • Способствовать речевому развитию младших школьников, развитию внимания, наблюдательности, памяти, мышления.
  • Расширять кругозор младших школьников.
  • Работать над развитием орфографической зоркости.
  • Воспитывать интерес к уроку, самостоятельность.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока;
  • Видеофрагмент;
  • Картинка с изображением ландыша;
  • Листы с заданиями (редактирование текста, составление загадок).

Ход урока

– Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Чему мы уже учились на уроках развития речи?

Д.: Мы учились составлять из слов предложения, из предложений тексты, писать изложения.

– Ребята, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

Д.: Весна.

– Какое сейчас время года? Весной пробуждается природа ото сна, появляются первые весенние цветы.

Чтение стихотворения учителем С. Маршака "Ландыш".

– Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Ландыш – в переводе с греческого – "цветущий в мае".

Картинка ландыша.

– Ребята, давайте сочиним загадку про ландыш. Почему у вас ничего не получается?

Д.: Мы не знаем как это делается.

– А хотите научиться сочинять загадки? Как вы думаете, каковы тема сегодняшнего урока по развитию речи?

Д.: Сочинение загадок.

– Чему бы будем сегодня учиться на уроке?

Д.: Сочинять загадки.

– Правильно, чтобы потом вставлять эти загадки в художественные тексты и сочинения.

Слайд 1, тема урока.

– Загадка – это замысловатый вопрос, требующий разрешения. И у каждой загадки есть разгадка.

– Какие стили речи вы знаете?

Д.: Деловой, разговорный, художественный.

– К какому стилю относится загадка? Почему? Как вы думаете, легко ли сочинять загадки?

II. Знакомство с устройством загадки.

а) – Ребята, отгадайте загадку: "Я шарик пушистый, белею в поле чистом,

А дунул ветерок, остался стебелёк". Что это?

Д.: Одуванчик.

– Как вы догадались? В загадке называется предмет, о котором идет речь? Называется другой, похожий на него. Что еще помогает нам отгадать загадку?

Д.: Признаки данного предмета.

– Как звучат последние слова строк?

Д.: В рифму.

Слайд 2, картинка одуванчика.

б) – Ребята, давайте проверим наш вывод и отгадаем еще одну загадку: "Выросло из зернышка золотое солнышко.

Голова его крупна, черных семечек полна".

Д.: Подсолнух (далее проводится та же работа).

Слайд 3, картинка подсолнуха.

в) – Отгадайте эту загадку: "Много цветов в лесу, но этот цветок я люблю. Он песню нам поёт и в лес за собой ведёт".

– Что это за цветок? Почему трудно отгадать эту загадку?

Д.: Нет главных признаков этого растения.

– Ребята, как же устроена загадка?

Слайд 4, "Как устроена загадка".

III. Упражнения в сочинении загадок.

Слайд 5, картинка ландыша.

  • Редактирование текста (текст у детей на листках).

Цветёт ландыш майскою порой
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

– Ребята, это загадка?

Д.: Нет.

– Почему? Как сделать из этого стихотворения загадку? Зачеркнем слово ландыш, напишем слово он.

– Ребята, подчеркните основные признаки ландыша.

  • Чтение стихотворений детьми о ландыше.

– Слушайте внимательно стихи, запоминайте все детали: с чем сравниваются цветки ландыша, на чем они растут. Это нам пригодится при сочинении своих загадок.

Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
Колокольчиками белыми
Усыпан стебелёк.
Среди яркой зелени
Тайны островок.

Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки –
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый, и приятный.
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное –
Ландыш, – он красив на вид.
Но, представьте, – ядовит!

  • Сочинение загадок про ландыш.

– Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На что похожи цветочки?

Д.: На горошки, шарики, фонарики, чашечки и т.д

Д.: Белые, душистые, нежные, ароматные.

Д.: Висят, растут, сидят, звенят, качаются.

– На чем они растут?

Д.: На ножке, на верёвочке, на ниточке, на стебельке, на палочке, на шнурочке.

Опорная таблица на доске.

Прилагательные Существительные Глаголы Существительные
Белые горошки висят на ножке
Душистые фонарики растут на верёвочке
Ароматные шарики сидят на ниточке
Нежные бубенчики качаются на стебельке
чашечки звенят на палочке
колокольчики на шнурочке
звоночки на веточке
бусинки

– Ребята, давайте поиграем в рифму: горошки – . (на ножке), шарики – . (фонарики), звоночки – . (на шнурочке).

– Ребята, давайте соберем загадки из слов и запишем их в тетрадь.

Белые душистые горошки
Висят на зелёной ножке.

Белые ароматные шарики
Растут на стебельке, как фонарики.

Белые бубенчики на веточке висят
И от ветерка дрожат.

Нежные колокольчики на ножке сидят
Тихо радостно звенят." 1

(две загадки ребята записывают в тетрадь)

Слайд 6, загадки.

Физминутка.

  • Самостоятельное составление и запись загадки.

– Ребята, составьте загадки из двух частей, а понравившуюся запишите в тетрадь (ребята работают на листах).

На зелёном шнурочке. Белые бусинки он надевает.
Белые звоночки Сидят белые звоночки.
Растут в лесочке.
Этот цветок На зелёном стебельке прячутся в тенечке.
Распускается в мае.

Чтение трех загадок, объяснение пропущенных орфограмм.

– Ребята, чему мы учились сегодня уроке? Как устроена загадка? Кому сегодня было интересно работать на уроке? Почему?

IV Закрепление знаний.

– О ландыше люди сочинили не только стихи, но и написали песни. Послушайте известную песню "Ландыши", которую поёт Нина Дорда, и полюбуйтесь красотой этих маленьких, но гордых цветов.

Видеофрагмент.

– Понравилась ли вам песня?

– В 1974 году в СССР была создана Красная книга. Чем она интересна?

Д.: В неё занесены исчезающие растения и животные.

– Ландыши тоже занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Эти растение с корнем вырывают люди для своих букетов, а так же это растение заготавливают в больших количествах для фармакологической промышленности, как лекарственное растение. Из ландыша готовят разные лекарственные препараты, а так же известные всем ландышевые капли или капли Зеленина – нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями. Это растение нужно беречь и охранять!

Послушайте стихотворение, которое сочинила одна девочка.

Д.:

Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.

– Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы 1
Опустеют все поляны и не будет красоты!

– Ребята, давайте эти строчки сделаем законом нашей жизни. К следующему уроку дома попробуйте сочинить загадку про ромашку. Оценки за работу я поставлю вам, проверив тетради. Спасибо за урок.

Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная же особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, анализирует предметы и явления окружающей действительности, классифицирует их.

Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры слов, рифм, ритма.

Работа с загадками также применяется и для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, знакомит с лексическим запасом нашего языка.

Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).

В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире.

Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто по аналогии с услышанными пытаются составлять загадки сами. Все это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка дает как бы словесный портрет предмета и явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Театрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Читайте также: