Приехавшие дачники сперва хотели прогнать напугавшую их собаку ответы сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. (2)От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на
улице,- ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. (3)Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загороди и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте.
(4)Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. (5)Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. (6)Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:
- А где же наша Кусака?
(7)И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней. (8)С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. (9)И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.
(10) - Кусачка, пойди ко мне!- звала она к себе.- Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (11)Сахару тебе дам, хочешь? (12)Ну, пойди же!
(13)Но Кусака не шла: боялась. (14)И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
(15) - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (16)У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (17)Ты не веришь мне, Кусачка? (18)Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико. (19)И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. (20)Но ее приласкали. (21)Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.
(22) - Мама, дети! (23)Глядите: я ласкаю Кусаку!- закричала Леля.
(24)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. (25)И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.
(26)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. (27)У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (28)Разве недостаточно этого для счастья собаки?
(29)С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.
(30)Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (31)И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. (32)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.
(33) - Мама, дети! Смотрите, Кусака играет!- кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила:-Еще, Кусачка, еще! (34)Вот так! (35)Вот так.
(36)И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. (37)И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. (38)Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:
- Кусачка, милая Кусачка, поиграй!
(39)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом хохоте. (40)Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.

Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому. Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, т— ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на заборы и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей. Пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.

— Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся!

Жучке очень хотелось подойти. Она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:

— Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!

Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.

— У-у, мразь! Тоже лезет!

Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.

Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом. Кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом.

Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо,

на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.

— Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос:
— Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная. Злющая.

Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз. А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи; в траве шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль.

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. Но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

— А где же наша Кусака?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку .

1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

1) Однажды я купил ракету, непрочно привязанную к тонкой сосновой лучине с сучками и задоринками.2) У меня не хватило терпения дождаться вечера, и я торопливо прислонил ракету к обочине мостовой.3) Проходящий мимо великовозрастной гимназист дал мне свою дымящуюся папиросу, которую я поторопился приложить к фитилю.4) Ракета, повинуясь силе реактивного взрыва, подпрыгнула на своей жалкой, тонкой ноге, но сейчас же потеряла баланс, так как ножка сломалась, и ракета упала на мостовую.

2. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

1) Люди, не имеющие детей, иной раз больше любят заняться с детишками, нежели их собственные родители. 2) Родители, должно быть, думают, что с этим еще успеется, а время между тем потихонечку идет себе да идет, ребята вырастают, а тогда чего уже с ними играть? 3) А может быть, родителям и без того надоедает возиться с детишками, так сказать, в силу своих родительских обязанностей? 4) Бездетные же люди имеют какую-то потребность общения с детьми и поэтому не прочь иногда поиграть с ними, пошутить, поговорить на разные темы.

3 .Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

1) Мой аппарат слушает! 2) Если вы вставите эту пульку в ухо, Монтэг, я могу спокойно сидеть дома, грея в тепле свои напуганные старые кости и вместе с тем слушая и изучая мир пожарников, выискивая его слабые стороны, не подвергаясь при этом ни малейшему риску. 3) Я буду, как пчелиная матка, сидящая в своем улье.4) А вы будете рабочей пчелой, моим путешествующим ухом.5) Я мог бы иметь уши во всех концах города, среди самых различных людей.

4 .Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

1) Ну вот что, говорил Польдишок Грэю, усаживаясь на пустой ящик и набивая острый нос табаком, - видишь ты это место? 2) Там лежит хорошее вино. 3) В каждой бочке сто литров вещества, взрывающего душу и превращающего тело в неподвижное тесто. 4) Его цвет темнее вишни, и оно не потечет из бутылки. 5) Оно густо, как хорошие сливки. 6) Оно заключено в бочки черного дерева, крепкого, как железо.

5 .Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

1) На другой стене видно было в рентгеновских лучах, как апельсиновый сок совершает путь по пищеводу той же дамы, направляясь к ее трепещущему от восторга желудку. 2) Вдруг гостиная ринулась в облака на крыльях ракетного самолета, потом нырнула в мутно-зеленые воды моря, где синие рыбы пожирали красных и желтых рыб. 3) А через минуту три белых мультипликационных клоуна уже рубили друг другу руки и ноги под взрывы одобрительного хохота. 4) Спустя еще две минуты стены перенесли зрителей куда-то за город, где по кругу в бешеном темпе мчались ракетные автомобили, сталкиваясь и сшибая друг друга.

6 .Среди предложений 5-11 найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

5) Теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко. 6) Оно обливало ярким светом и лес, и траву, и речку, журчавшую в осоке, и далекие горы.

7) Чудно, хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад. 8) Охотник внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках.9) Три дня бродил Емеля с собакой по лесу, и все напрасно: оленя не попадалось. 10) Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. 11) Пес Лыско, его верный помощник, тоже приуныл и совсем отощал.

7 . Среди предложений 35-40 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

35) Мрачные мысли, овладевшие подругой, чересчур испугали Сью. 36) Она рассказала о них художнику Берману, который жил в нижнем этаже под их студией. 37) Ему было уже за шестьдесят. 38) Он, старик, все собирался написать шедевр, но даже и не начал его. 39) Уже несколько лет Берман не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба. 40) Услышав про Джонси, старик Берман сильно расстроился.

8. Среди предложений 1-10 найдите предложения с обособленными распространенными приложениями. Напишите номера этих предложений.

1) Приехавшие дачники сперва хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить из револьвера, если не уберется и если дети по-прежнему будут бояться ее. 2) Постепенно привыкшие к лаю по ночам, по утрам они даже вспоминали:

- 3) А где же наша Кусака?

9 .Среди предложений 49-57 найдите предложения с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

49) Но потом он вновь заговорил о том же:

- 50) Скучная у меня жизнь: я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. 51) Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. 52) И живется мне скучновато.53) Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится: твои шаги, шаги друга, я буду различать среди тысяч других.

54) Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. 55) Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища…

56) Лис замолчал, пристально разглядывая Маленького принца, и потом сказал:

- 57) Принц, пожалуйста, попробуй меня приручить !

10. Среди предложений 1-6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

1) С нетерпением ожидал я вечера и томился, как перед свиданием.

2) Собственно говоря, это и было свидание. 3) Одна гимназистка, с которой я даже не был очень близко знаком, вдруг, узнав о моей болезни, начала писать мне почти детским почерком со старательно выведенными буквами сентиментальные письма. 4) В конверт она вкладывала в них то ленточку, то картинку, то брызгала на бумагу духами, отчего некоторые буквы расплывались, как от слез, напоминая фиалки. 5) В конце концов мы влюбились друг в друга, и короткий электрический звонок почтальона, раздававшийся в четыре часа, приводил меня в трепет.

- 6) Тебе письмо, - говорил папа с улыбкой и бросал мне на одеяло промерзший конверт, распространявший по комнате свежий запах яблочного клея.

1.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.- М., Интеллект-Центр, 2018

ракету, непрочно привязанную к тонкой сосновой лучине с сучками и задоринками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема взаимоотношений человека и животных в рассказе Л.Андреева "Кусака". 7 класс.

Всё живое на земле имеет одну

и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями.

1. Организационный момент

2. Актуализация и постановка цели

Радость взрослых и детворы!

Долой все задачи и все задачники! .

И вот из города, из жары

С шумом и грохотом едут дачники.

Родители любят своих ребят

И, чтобы глаза малышей блестели,

Дарят им кошек, птенцов, щенят,

Пусть заботятся и растят.

Хорошему учатся с колыбели! …

Сады, нахохлившись, засыпают,

В тучи закутался небосклон.

С грохотом дачники уезжают,

Машины, простудно сопя, чихают

И рвутся выбраться на бетон.

И слышат только седые тучи

Да с крыш галдящее воронье,

Как жалобно воет, скулит, мяучит

На дачах брошенное зверье…

- Какие цели, задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

Тема и проблема рассказа (беседа)

- Какие у вас возникают ассоциации при слове кусака? Почему? Кого можно назвать кусака?

Кусать: 1 - хватать, сжимать зубами, жалить. 2 – захватывать, отделять. 3 – то же, что кусаться.

Кусаться: 1 – иметь повадку кусать. 2 – наносить укусы.3 – вызывать ощущение жжения. 4 – быть дорогим по цене.

Кусачий: такой, который кусается).

- Почему так назвал свой рассказ Л. Андреев?

- Итак, мы определили тему рассказа: описание жизни собаки по кличке Кусака.

- Обсудите, пожалуйста, в группах, и скажите, что является предметом исследования в этом произведении. Какую проблему (проблемы) ставит перед нами писатель?

(1 учащийся из группы высказывает мнение своей группы: добро и зло, милосердии и жестокость, сочувствие и безразличие, сострадание и хладнокровность, ответственность и эгоизм и т. д. человека по отношению к животным).

Записать эти слова листах, вывесить на доску!!

- Верно, писатель навёл нас на размышления о добре и зле, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме, о тех нравственных качествах, которых порой так не хватает в жизни.

И обо всех этих проблемах автор размышляет на примере Основная проблема, поднятая Л. Андреевым, – проблема взаимоотношения человека и животных.

И чтобы понять, как автор решает эту проблему, мы поработаем в группах.

Работа в группах.

Первая группа – исследователи.

До знакомства с дачниками

После знакомства

3. Найдите в тексте примеры, подтверждающие, что Кусака после знакомства с дачниками изменилась не только внешне, но и внутренне. Легко ли давались ей эти перемены и почему?

До знакомства с дачниками

После

никому не принадлежала

не было собственного имени

грязная и некрасивая

с поджатым хвостом

шершавая голова

вздрагивающее тело

шерсть – рыжие, сухие космы,

покрыта засохшей грязью

гибкое и ловкое тело

принадлежит людям

есть собственное имя

шерсть очистилась и почернела

шерсть лоснится, как атлас

неуклюжее тело

неповоротливое тело

виляла хвостом

(СЛАЙД 8 – собака под террасой)

2. У собаки теперь есть имя, она принадлежит людям, может им служить – сторожит дачу, веселит дачников. Собака счастлива.

Душа – 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание.

2. То или иное свойство характера, человек с теми или иными свойствами.

3. В старой психологии – совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

4. В религии – нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти.

Счастье – состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения.

3. Внутренние перемены:

с каждым днем Кусак на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей, присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки;

у нее отняли ее непримиримую злобу;

больно от непривычной ласки, как от удара;

гордая и независимая только наедине;

страх не совсем еще выпарился из ее сердца;

важно осматривала улицу;

искала и просила ласки.

После того, как пропойца-мужик с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога, и собака завизжала больше от неожиданности и обиды, чем от боли, - собака перестала доверять людям. Поэтому ей очень трудно вновь поверить в то, что ее не обидят.

Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

Вторая группа – психологи.

1. Как относились дачники к Кусаке? Закончите предложения, добавляя слова из текста.

1. Сперва они хотели ……………………………., но потом ……………………

2. И все собирались и хохотали, ………………………………………………….

3. Ее хвалили и жалели только об одно, ………………………………………….

4. Постепенно Кусака привыкла к тому, что……………………………………..

5. - Как же нам быть с Кусакой.

7. Снова пришли незнакомые люди, ……………………………………………..

2. Интересовался ли кто судьбой Кусаки по-настоящему? Любил ее?

Ответы на вопросы карточки № 2

1. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить из револьвера, если не уберется, но потом привыкли к лаю по ночам… .

2. И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы.

(СЛАЙД 9 – собака кувыркается)

3. Ее хвалили и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хотела показать своих штук… .

4. Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей… .

5. - Как же нам быть с Кусакой? – в раздумьях спрашивала Леля.

6. - А Кусаку придется оставить. Бог с ней.

(СЛАЙД 10 – Леля с матерью)

7. Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было смеха.

8. И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

2. Люди просто позволили собаке жить на их дачном участке. Привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали о ней.

Даже Леля, которая больше всех общалась с Кусакой, не любила ее, а просто жалела. Да и жалость была какой-то не искренней, При отъезде с дачи говорит, что ей жалко Кусаку, но первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй раз готова была заплакать, третий раз после обещания матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала.

Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

Отношение к Кусаке дачников.

Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

Почему дачники оставили Кусаку?

Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

В чем причина отказа Лели от Кусаки?

Третья группа – аналитики.

1. Найдите в 1 и 2 главах отрывки, в которых говорится о добрых людях. Что такое добро и зло?

…Что ж, поиграли – и с глаз долой!

Кончилось лето, и кончились чувства.

Бездумно меняться вот так душой –

Сердца их все с тою же верой бьются.

Они на крылечке сидят и ждут

И верят, глупые, что дождутся.

И падает, падает до зари,

Как саван, снежное покрывало…

Конечно же, что там не говори,

Ответы на вопросы карточки № 3

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надежда хна добрых людей.

Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу…

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Дачники – люди, которые просто не делали зла, пока собака жила с ними на даче. Закончился дачный сезон, и люди уехали, оставив собаку.

Четвертая группа – литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и

громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой

монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся

над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто

слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама

беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему

Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.

Пятая группа – законодатели.

Составляют правила для людей, приручающих животных.

Работа пятой группы убеждает нас в том , что люди поступили с Кусакой безжалостно.

Я предлагаю вам немного пофантазировать и представить, как могла бы сложиться судьба Кусаки, если ….

4. Творческая работа по группам. Пр думайте свой финал рассказа.

V этап - представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп.

В чем заключается собачье счастье?

VI этап - рефлексия.

- Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать?

- Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как?

Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор.

Отношение человека к животному сродни отношению к ребенку –и то, и другое свидетельствует о нравственных ценностях, нравственной зрелости и духовной состоятельности личности. Девочка в рассказе была ещё духовно незрелой.

VI этап - домашнее задание.

Читайте также: