Сочинение язык науки и язык философии

Обновлено: 15.05.2024

Вопрос о соотношении философии и науки является одним из дискуссионных. Между тем ответ на него расширяет и углубляет понимание сути и предмета философии. Исторически сложилась очень тесная связь философии и науки. Во-первых, научное познание в различных формах, как подчеркивалось выше, явилось одним из истоков философии и средств "победы" Логос над миром. Во-вторых, философия оказалась и была длительное время колыбелью научного знания. Ведь многие философы были одновременно естествоиспытателями и внесли существенный вклад в развитие науки. И вообще вплоть до Нового времени наука в современном понимании развивалась в рамках философии, что служило веским основанием считать последнюю "наукой наук" или "матерью наук". Великий процесс дифференциации научного знания начавшийся в 17 в. , с одной стороны, значительно подорвал связь философии с наукой, поставив ее в "положение короля Лира" или "поэта, опоздавшего к дележу мира" с другой стороны, эта связь, пожалуй, даже укрепилась по мере трансформации философии в некоторых учениях (И. Кант, позитивизм и др.) в "метафизику знания".

В результате всего этого в целом ряде своих школ и направлений философия приобрела такие существенные черты науки, как "объективность понятия" (Гегель), логическую последовательность и цельность, самоопределение, через систему рациональных категорий, "веру" в бесконечность мира в целом, в безграничность научного знания и отсутствие тайны, чуда и авторитета. Что и служит веским основанием считать философию не просто наукой, а универсальной, всеобщей или синтезирующей наукой о мире и человеке.

Однако в этом не вся философия, если учитывать внутренние устремления ее к "любомудрию" и другие моменты, ставящие ее в определенную "оппозицию" к науке или даже противоречащие последней. Прежде всего в отличии от науки, философии характерно субъективное, индивидуальное начало или, скажем, некая "субъективность понятия". По Ф. Шеллингу, философия в целом исходит и должна исходить из начала, которое будет абсолютным тождеством, совершенно необъективно".

"Подлинная философия, говорил В. И. Вернадский, - глубоко личное, индивидуальное знание", а Н. Бердяев особо и всегда подчеркивал, что "философия - это не область научного знания, а всегда личное мировосприятие, в котором оценка предваряет познание и определяет его. Философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как б вне человека, отрешенно от человека". Далее. Философию интересует не сколько цельность, сколько "бесконечная раздвоенность противоположных действительностей", а ее арсенал богат иррациональными понятиями и идеями. Безграничность научного познания для философии, если не нонсенс, то существенная издержка, требующая своего преодоления. Вспомним Гамлета: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". Видное место в философии занимают понятия тайны, чуда, авторитета. "Все - тайна" (Ф. Достоевский). Существенной идеей в философии является идея не только бесконечности мира, но и бесконечности каждого отдельного предмета. Нельзя не сказать также о красочности, разнообразии и афористичности языка философии. Крылатые фразы и выражения - достояние философии, ее золотой фонд. Философию многих философов, особенно древних, мир узнает по афоризмам, сентенциям и метким изречениям.

К исходу второго тысячелетия разрыв между жизнью, гуманностью и наукой ничуть не уменьшился. Одна из причин - непомерная амбициозность науки, маниакальная уверенность в решении всех проблем, включая проблемы жизни и смерти, а также упорное непонимание того, что каждое благо, созданное наукой существует лишь для того, чтобы погасить "негативные" последствия, "позитивного" порожденные самой наукой. Между тем философия давно осознала и пытается всеми своими средствами преодолеть пагубность этого пути. Но это ей не удается, т.к. в силу своей социальной незащищенности, так и по причине социальных заказов науки. Сама же наука, как правило не проявляет энтузиазма в удвоении философских истин и императивов, возможно из-за недомыслия ее творцов и связанного с ним чванливого притязания на абсолютную истину. В результате между философией и наукой остается зияющая пропасть. Упомянутый П. Флоренский в этой связи писал: "Философия в самом существенном отрицает метод науки - отрицает и борется с ним и плавит его неподвижность жаром своего Эроса к подлинно - сущему.

В противоположность мысли, которая твердо стоит и "недвижима", и мысли, которая "убегает и не хочет стоять, где ее поставили", указывается несовместимость Науки и Философии. Эта несовместимость есть непримиримость условной манеры и подлинной отзывчивости, непримиримость рабства и свободы, непримиримость спеленутой мумии и живого тела. Философия может кротко перенести простое отсутствие метода в житейском воззрении; но она беспощадна к искажению жизни в методе Науки. Философия протягивает руку помощи первому, но Науку она может только осаживать в ее горделивом притязании, и не раньше прекратит враждебные действия, чем ее рабскую приведет в рабство. Рабство Науки - в ее схемостроительстве к себе: не ведаю пищи духовной, она ослеплена маревом собственных творений и себе рабствует, рабствуя же себе, враждебна жизни. Но враг врага жизни, философ, через отрицание отрицания, возвращается к жизни. Наука во всем серединна, задерживаясь на линии безразличия, и поэтому не примыкает к помостам творческой силы: ни жизнь природы, ни волнение личности в глубинах своих не доступны ей". Вот почему философия обнимает и сама находится в объятиях искусства и религии, для которых размышления о жизни, человеке и сущем находятся на аванпосте их метода. Конечно, в ее арсенале находится место и научному знанию, но при условии подчинения его "логике и методу" жизни, свободы и творчества, личностных переживаний и вечных нравственных императивов. Можно сказать и о том, что в философии научное знание, религия, искусство и другие форм духовности связаны не эклектично, а претерпевают своеобразную "переплавку", что характерно для любого синтеза.

Гост

ГОСТ

Философия языка – это одна из исследовательских областей философии, которая занимается детальным рассмотрением феномена языка, проблемами его происхождения, функционирования и взаимосвязи с культурой, обществом и человеком.

Однако в структуре современного гуманитарного знания (прежде всего логико-философского и лингвистического) статус философии языка до сих пор не определен.

Одни ученые считают философию языка отдельным направлением исследований живой человеческой речи (или специальных искусственных языков), другие – разделом философии, логики или лингвистики; смежной сферой исследований упомянутых наук; специальным подходом к языку в целом, его единицам и категориям в рамках методологии языковедческих исследований; анализом отдельных философских и лингвистических проблем и тому подобное.

Немало направлений современной философии позиционируют язык ключевым объектом своих исследований:

Готовые работы на аналогичную тему

Впрочем, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют о содержательной невыразительности, неопределенности и противоречивости практики словоупотребления философии языка и смысловых параметров этого терминологического конструкта. Объективно и закономерно это обстоятельство образует теоретико-праксеологическую проблему, которая требует рефлексивных усилий, решения посредством, прежде всего, философии.

Сущность языка с точки зрения философии языка

Рисунок 1. Ж.-Л. Нанси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит отметить, что во временном диапазоне от Платона до Гумбольдта теория речи не разграничивалась на философию языка и лингвистику. В частности, до конца XVIII века лингвистика не была отделена от логики, а ее предметом (как части тогдашней логики и философии) считались конвенционально канонизированные способы выражения мысли.

Отделение лингвистики произошло в XIX веке. Этот шаг детерминирован генерированием эволюционного взгляда на язык, который позволил идентифицировать предмет лингвистики как самостоятельный предмет, отличный от предмета любой другой науки. В ХХ веке различные аспекты феномена языка рассматривались представителями следующих подходов:

  • бихевиоризма;
  • феноменологии;
  • теории социального взаимодействия;
  • неоструктурализма;
  • герменевтики.

В частности, теория лингвистической относительности, обоснованная и представлена Э. Сепиром и Б. Уорфом, интерпретирует язык в виде своеобразного оптического фокуса, с помощью которого человек воспринимает действительность. В начале ХХ века приобрел популярность прагматичный подход (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Ч. Джеймс) как концептуальное противопоставление структурализму, в соответствии с которым язык представлял собой замкнутую структуру, а также формальной грамматике Н. Хомского, согласно которой объектом лингвистической теории являются только языковые знания и языковая компетентность субъекта речи. Прагматический подход акцентировал внимание на конкретном субъекте речи в пределах конкретного коммуникативно-прагматического пространства.

В свою очередь, концептуалистское понимание языка как структуры разрабатывали И.-О. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр, а также исследователи Копенгагенского лингвистического центра Л. Ельмслев, В. Брьондал, Х. Ульдаль. С точки зрения этого мировоззренческого подхода, язык является универсальной системой, которой присущ мягкий детерминативний характер. Язык зарождается на уровне нейрофизиологических процессов индивида и распространяется на целых уровень глобальной коммуникации и взаимодействия. Основным системообразующим принципом языка возникает бинарная языковая оппозиция.

Помимо этого, одним из важнейших направлений интерпретации языка как философского понятия стала аналитическая философия. Философы-аналитики убеждены, что ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без использования инструмента языка, без учета его роли в жизни человека и общества.

Надо признать, что как вышеупомянутые, так и в целом все мировоззренческие течения произвели существенное влияние на современную логику, лингвистику и философию языка.

Главная разница в том, что наука оперирут терминами (сами примеры привидете), философия понятиями (бытие, материя, истина, сознание, вселенная) и категориями (субстанция, состояние, время, количество, качество, пространство)

Категориив философии - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности.

Философские категории- фто понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности

42.Новое понимание человека в европейском иррационализме (Шопенгауэр)

Иррационалистическое направление а философии 19в. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Иррациональный - сверхразумный. В 19 в. представители этого направления не только обосновывали особый вне научный, вне логический путь познания, но и развивали некоторое учение о бытии, доказывая, что в основе всего сущего лежит некоторое иррациональное начало. Шопенгауэр начинал с анализа кантовского понятия вещи в себе. Он говорил, что если вещь в себе не дана нам в опыте и нашим рассудком не постигается, то откуда у нас вообще уверенность в ее существовании. Чтобы сама мысль о ней возникла, она должна как-то в нас проявится, и это проявление – человеческая воля. Т.е. волевое начало в нас – это проявление в нас некоторой мировой воли. На основе иррационализма возможны различные построения, в том числе и противоположные по содержанию. Шопенгауэр развил своеобразную философию космического пессимизма, где-то перекликающуюся с Буддизмом. Он говорил, что волевое начало требует от нас действий, но они ведут к страданиям в конечном счете. Отказ от действий ведет к скуке.

Совершенно другую форму иррационализма развивает Ницше. Одна из исходных категорий его философии – категория жизни. Причем, хотя Ницше иногда использует биологические термины, но жизнь в его понимании отличается от жизни, которая описывается биологической наукой. Сама сущность жизни предполагает активную эксплуатацию среды обитания и непрерывную борьбу одних форм жизни с другими. В основах жизни- воля к власти, господству, подчинению. Человечество - одна из форм продукта жизни. Анализ всей человеческой культуры должен исходить из интересов жизни. Формы, которые ослабляют жизненные инстинкты, должны исчезнуть.

Ницше формулирует 2 позиции:

1. Человечество разделено на 2 группы: сильные и слабые. У этих групп разная мораль по их природе. Но слабые способны отравлять своим влиянием сильных.

2. Если такое влияние будет подавлено, то сильная часть человечества придет к сверхчеловеку. При этом необходимо максимальное проявление жизненных инстинктов: сверхчеловек должен стоять по ту сторону добра и зла, у него не должно быть совести и т.п. (смеющийся лев).

Ницше: ненавидит сострадания, поэтизатор зла, аристократ, утонченный интеллиген

Иррационализм выступает за ограничение роли разума в познании и в жизни.

Само "бытие" иррационально по сути, следовательно мы его познать не можем.

Мир есть представление, т.е субъект и объект в процессе познания взаимообусловленны.

Человек по существу феномен, тело человека - воплощение воли, мир вокруг нас есть сон. Обреченность человека на страдание. Искусство как временное и частичное избавление от страдания. Чтобы человеку избавиться от всех страданий, нужно погрузиться в сеся (нирвана) Отрицание воли к жизни - окончательное избавление от страдания. Идеи - ступени объективации воли. Человек как чистый субъект познания и познание идей. Сострадание - "последний фундамент моральности в человеческой природе". Самоубийство воли - безмятежность и отсутствие желаний как цель человеческой жизни.

Язык, на котором говорит философия, определяется ее внутренней природой, предметом, спецификой философского знания, а также той ролью, которую она играет в духовной культуре общества.

Язык философии имеет категориальную природу, т.е. все разнообразие философских понятий может быть сведено к определенному набору категорий.

Философские категории (от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак) – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. Вместе с тем, они являются универсальными формами и организующими принципами процесса мышления.

Вместе с тем, следует указать и на отличия, выражающие специфику категорий, их особые функции в познании. Прежде всего, к категориям относят предельно общие понятия, которые образуются путем последовательного отвлечения от предметов, явлений, свойств и отношений действительности самых существенных и необходимых, атрибутивных признаков. Для категорий не существует более общих, родовых понятий. Поэтому категории философии определяют основные формы бытия.

Главное же заключается в том, какую роль выполняют категории в познавательной деятельности человека. Они служат средством мысленного расчленения и упорядочения универсума, благодаря которому наше мышление способно не только понимать, но и осуществлять категоризацию действительности, т.е. определенным образом группировать и классифицировать ее объекты.

Таким образом, философские категории, в отличие от понятий, выполняют аналитико-синтетическую функции расчленения единого образа действительности на множество атрибутов, или форм бытия, соответствующих тем или иным категориям (качество, количество, пространство, время, движение, причина, следствие и т.д.). Одновременно, они позволяют свести ее атрибутивное многообразие к единому основанию.

Категориально-понятийный аппарат философии является средством теоретического моделирования универсума, систематизации знаний о различных его измерениях. Однако категории представляют собой не только универсальные характеристики сущего, но и основные формы практической и интеллектуальной деятельности. Специфика философских категорий обусловлена мировоззренческой природой философии, ее духовно-практическим характером. Будучи квинтэссенцией социально-исторического развития практики, культуры и человеческого познания, философские категории выражают глубинные уровни понимания человеком природы, общества и самого себя.

Категории имеют исторический характер. Развитие философских категорий непосредственно связано с расширением проблемного поля философии, изменением стиля философского мышления. Они изменяются благодаря развитию предметно-практической и духовной деятельности, соответствующим ей формам абстрагирования.

Однако впервые проблема категорий становится предметом рефлексии в диалогах Платона.

Система категорий, разработанная Аристотелем, также имеет центрический характер. Их единство определяется реальным предметом, или сущим, о котором сказывают все категории. Аристотелем сознательно утверждается предметная связь категорий. Он определяет их как наиболее общие понятия о мире и способах его познания, универсальные и необходимые характеристики родовых свойств бытия.

Таким образом, в философии Аристотеля философские категории как наиболее общие, фундаментальные понятия, с одной стороны, отражают объективную и разумную структуру материально-чувственного космоса, с другой стороны, фиксируют логику человеческого мышления, выражают категориальный строй языка. В философских категориях словно осуществляется кристаллизация и диалектическая взаимосвязь универсальных, гармоничных, разумных оснований бытия вообще, а также параллелизм онтологического, гносеологического и логического планов исследования бытия.

Система категорий, созданная Аристотелем, была господствующей в течение всего средневековья, а также сохраняла свои позиции в философии эпохи Возрождения. Определенную модификацию она испытала в период схоластики. Так, знаменитый схоласт XIV в. У. Оккам, следуя указаниям Стагирита относительно различий первичных и вторичных сущностей, свел десятку аристотелевских категорий к трем: субстанции, качеству и отношению.

Наиболее продуманной и обоснованной в рамках классической философии была система взаимосвязанных категорий, разработанная Г.В.Ф. Гегелем. Одним из серьезных недостатков кантовской систематики Гегель считал сведение философских категорий к бессодержательным, чистым формам рефлектирующего рассудка, которые предшествуют всякому познанию и являются логическим схемами упорядочения стихийно формирующегося чувственного опыта. Он отвергает присущий И. Канту формализм в трактовке категорий, игнорирующий содержательный анализ мышления в его отношении к объективному миру. Согласно гегелевской оценке, И. Кант отождествил рассудок с обыкновенным здравым смыслом, с точки зрения которого истина покоится на чувственной реальности, и только восприятия сообщают мысли реальное содержание.

Достоинство кантовского учения о категориях, согласно Гегелю, заключается в признании И. Кантом диалектики, в его попытке раскрыть противоречивую природу мышления. Трансцендентальная логика И. Канта вскрыла противоречия, заключающиеся в применении категорий к сущности вещей, к идеям души, мира и Бога, и выразила их в антиномиях разума. Однако ограниченность кантовской диалектики проявилась в том, что противоречивыми он считал лишь четыре космологических понятия, в то время как диалектическое противоречие можно обнаружить во всех определениях мысли.

Согласно Гегелю, логика как наука о мышлении совпадает с наукой о вещах. Настаивая на предметной объективности мышления и его форм, Гегель преодолевает кантовский формализм в трактовке категорий и указывает на необходимость содержательного анализа категориально-понятийного аппарата философии.

Категории философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли. Именно философские категории являются показателем уровня интеллектуального развития человечества. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря категориальному анализу единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение философских понятий и категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.

Мальчик с книгой

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

  • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
  • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

  • Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью.
  • Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира.
  • Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности.
  • Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний.
  • Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей.
  • Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития.
  • Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности.
  • Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир.
  • Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества.
  • Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений.

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

  • Диалектика. Это способ теоретического размышления, при котором изучаются противоречия исследуемых объектов и явлений, наличие в них противоположных качеств, меняющихся свойств и сложных причинно-следственных связей.
  • Метафизика. Данный метод в некотором смысле противопоставляется диалектике. Он изучает каждый объект обособленно (игнорируются его внешние связи и зависимости от других объектов), статично (игнорируется то, как он меняется с течением времени) и однозначно (противоречия отбрасываются, истина должна быть абсолютной и единственной).
  • Догматизм. Этот метод свойственен теологическим течениям в философии. Убеждения принимаются и больше не оспариваются, несмотря на отсутствие доказательств и логического обоснования.
  • Эклектика. В рамках данного метода соединяются разносторонние идеи, понятия, факты и концепции, в результате чего делаются поверхностные выводы – недостоверные, но выглядящие правдоподобно. Эклектика может использоваться, например, чтобы обосновывать сомнительные идеи, делая их привлекательными для масс (для популяризации религии или идеологии, в политической пропаганде или в рекламе).
  • Софистика. Цель данного метода не в поиске истины и даже не в имитации этого поиска, как у эклектики. Центральная идея софистики заключается в том, что умелый оратор способен доказать что угодно так, чтобы это выглядело вполне логичным. Первые софисты считались мудрецами и мастерами красноречия, но со временем за ними закрепилась дурная слава, поскольку в полемике они прибегали к нечестным приёмам.
  • Герменевтика. Это искусство толкования текстов. Суть герменевтики заключается в том, чтобы при прочтении текста максимально полно учесть всё, что могло повлиять на смысл высказываний: культурную среду, образование автора, его социальный статус и другие факторы.

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

Читайте также: