Сочинение я проснулся серым утром

Обновлено: 02.07.2024

Мое любимое время дня - утро. Мне нравится наблюдать за восходом солнца, за пробуждением природы от ночного сна. Мы живем в средней полосе России, где смена времен года заметна особенно ярко, поэтому и утро, в зависимости от сезона, разное.

Летнее утро наполнено радостью и нетерпеливым ожиданием нового дня. Солнце в это время года восходит рано, светает уже в 4 часа. На небе тухнут звезды, сначала самые тусклые и маленькие, а следом за ними уже более яркие, а месяц растворяется в молочной белизне неба. Проходит немного времени и на востоке лиловым цветом загорается заря. Ночной туман медленно рассеивается, лишь на траве остаются капельки росы, как напоминание о недавнем сумраке.

И вот солнце загорается на горизонте. Его лучи расстилаются на крышах домов, на зеленной лужайке, весело играют в кронах деревьев. Проходя сквозь серебристые капельки розы, лучики оказываются будто в плену, пытаясь вырвать из них. Капельки переливаются, а потом бесследно исчезают с листьев. Мне нравится летнее утро, оно наполнено приятным запахом травы и цветов. Где-то вдалеке раздается пение дрозда, которое иногда сливает с плачем кукушки.

Но лето проходит и наступает осень, время, когда снова приходится вставать рано утром, чтобы собраться в школу. Осенние утро совсем не похоже на летние. Уже позже на горизонте занимается заря и встает солнце. Я люблю наблюдать за природой, когда утром иду на остановку. Осенние утро свежее, а иногда вовсе прохладное, лужи сковывает хрустящие белый лед. Лучи солнца все еще ярки, но уже не такие теплые, они лениво растекаются по тротуарам, крышам домов, скамейкам в парке, деревьям. Иногда в пасмурную погоду солнце, закрытое плотной завесой туч, и вовсе не показывается на небе.

Через несколько месяцев выпадает первые пушистые снег и осень уступает место красавице зиме. Утро зимой чаще всего хмурое и серое, но все же иногда в солнечную погоду оно дарит ощущение настоящей зимней сказки. Снег хрустит под ногами и переливается на солнце. Ветви деревьев клонятся вниз под тяжестью снежных шапок. Особенно мне нравится, как выглядят зимой березы, солнечные лучи словно пронизывают их насквозь, заставляя светится.

Но самое любимое мною утро, это конечно же весенние. Все мы, и люди, и природа, устаем от долгой серой зимы и с нетерпением ждем, когда уйдут холода и растает снег. С каждым днем солнце встает все раньше, и уже в мае устанавливается по-летнему теплая погода. В это время года утро нежное и кроткое, оно дарит хорошее настроение на весь день. Ведь как приятно наблюдать за распусканием цветов на садовых деревьях и кустах сирени, вдыхать свежий аромат только что распустившейся листвы и слушать переливчатое пение птиц.

2 вариант

Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее. Так происходит, потому что взрослые не всегда любят свою работу и ходить на нее для них в тягость. Дети не хотят рано вставать в школу, потому что им не нравятся какие-то уроки или школа находится слишком далеко. Причины у всех могут быть разными. Но ведь если встать пораньше – появляется время, для полезных привычек или утренних ритуалов. Например, утренний завтрак – это одна из наших семейных традиций. Мы встаем пораньше, чтобы вместе позавтракать. Мама научила нас, что завтрак дает нам больше сил для продуктивного дня, поэтому для нас это стало привычным делом и дополнительным временем, чтобы побыть вместе.

Добираться до школы я предпочитаю пешком, это около тридцати минут неспешным темпом, но отличная возможность взбодриться и вовремя прийти на урок. Если полагаться на общественный транспорт, больше шансов опоздать, автобус может быть переполнен и придется ждать следующий, а время уйдет. Когда идешь в школу, замечаешь как просыпается город. Весной рано встает солнце, и в кронах деревьев весело щебечут птицы. На улицах шумят машины, открываются магазинчики с ароматной выпечкой, в парк на утреннюю прогулку идут старики, на противоположной стороне улицы у кого-то бодрая пробежка перед работой. Зимой рассвет наступает позже и его можно застать по дороге в школу, особенно чарующе выглядит небо снежным морозным утром, когда на горизонте встречаются звезды и первые лучи солнца. Лилово-розовый оттенок, отражающийся в окнах домов, символизирует начало нового дня.

Летом по выходным мы ездим на дачу. В жаркие дни лучшее время для прогулок – это раннее утро. Недалеко от нашего дома красивые поля подсолнечника и пшеницы. Я люблю с семьей или друзьями отправляться туда на велосипеде. Смотришь на сочетание золотистых оттенков полей и утреннего солнца и восхищаешься, как красива природа.

Мне нравится вставать рано утром, даже несмотря на то, что без будильника я это вряд ли смогу сделать. Но мысль о том, что чем раньше встанешь – тем больше успеешь сделать, мотивирует меня. Когда мы торопимся, можем что-то забыть, поэтому лучше вставать пораньше и собираться не спеша. Отправляясь в школу пешком, замечаешь, что даже ежедневный маршрут может быть по своему уникален каждый день, а вокруг так много красивого и интересного, нужно только уделить внимание и время.

Также читают:

Картинка к сочинению Раннее утро

Популярные сегодня темы

Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной

Дорогой папа! Прости ты меня! Я тогда сбежала

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. До тех пор я эту сказку никогда не слышал,– должно быть, Прохор ее выдумал сам.

– Ты гляди кругом,– говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть,– ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился. К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле – главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось видел в лесу – есть лист желтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега на было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам, зимa, скажи на милость?! Какой с нее интерес? Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

– Ну, скажем, птицу разную. Или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.

Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

О работе с поэтическими и прозаическими текстами на уроке

6 класс

Маленькие станции России,
Полевые, к северу лесные,
С тополиной вьюгой по весне,
Золотые осенью, зимою
В голубых сугробах под луною,
Примут поезд,
Промелькнут в окне –
И земля покажется красивей,
Потому что за спиной всегда
Маленькие станции России
На пути в большие города.

После выразительного чтения учитель спрашивает:

О чем это стихотворение?
– Какова основная мысль стихотворения?
– Что же выражает заглавие стихотворения: тему или основную мысль?

Идет напоминание-пояснение: тема – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Очень часто именно тема отражается в его заглавии. Идея (или основная мысль) – это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего он написан. Тему назвать нетрудно – лежит на поверхности, а сформулировать идею труднее – надо подумать, проникнуть в замысел автора.

– Обратите внимание, ребята, что словосочетание маленькие станции России звучит трижды: в заглавии, в первой строчке стихотворения и в его конце. Случайно ли это?

(Не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть ту мысль, что красота России – это не только большие города, но и маленькие станции, полустанки, разъезды).

Следующее упражнение – текст.

На первый взгляд Мещера – это тихая немудрая земля под неярким небом. Но, чем больше узнаешь, тем все больше почти до боли в сердце начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется.

(К.Паустовский)

Учитель предлагает снова определить тему и выделить главную мысль текста. Дети понимают, что писатель говорит о любви к малой родине – к своему городу, поселку, улице.

– Какими словами автор характеризует свою любимую Мещеру?

Тихая и немудрая земля под неярким небом, обыкновенная земля, клочок земли, лесной задумчивый край. Все определения подчеркивают обыкновенность, неяркость, даже невзрачность этого места. Но автор их выбрал для того, чтобы читатель понял, что родной край мил сердцу человека тем, что здесь он сделал свои первые шаги, узнал новые слова, полюбил природу, познакомился с историей, сделал столько для себя открытий, стал видеть и понимать прекрасное, и любовь к своей тихой земле он пронесет через всю свою жизнь.

– Как называют человека, беззаветно любящего свою Родину?

– Что вы можете рассказать о своей малой родине?

И дети делают первый шаг к умению писать эссе.

– А что это такое – эссе?

Это набросок, этюд, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением, ориентированным на разговорную речь. Главную роль в эссе играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Стиль же отличается образностью, афористичностью, легкостью. Подчеркивая субъективность своего отношения к предмету, явлению или проблеме, автор создает оригинальное произведение, отражающее его внутренний мир, взгляды, эстетические потребности.

Сначала, конечно, работы ребят будут неуклюжи, как первые шаги, но задача учителя – увидеть удачные моменты, выражения, мысли и отметить их, похвалить ученика.

Учитель может помочь детям научиться чувствовать выразительные возможности поэтического слова. Обращаемся к тексту из того же учебника.

Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку – она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу.
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.

– Что произошло с природой после дождя?
(Она вздохнула, ожила, засветилась, заискрилась, повеселела. Так бывает жарким летом, когда вся природа, измученная нестерпимым зноем, вдруг преображается, освеженная долгожданной влагой.)
– Каким образом, какими языковыми средствами автор передал нам радостное, светлое настроение? Попробуем в этом разобраться.
– Докажите словами из текста, что дождик, березка, цветы воспринимаются читателем как живые существа.

(Дождик прошел, прошуршал, березка встрепенется, засмеется, до слез засмеется, а цветы удивились.)
– Как называется такой прием, когда неживой предмет вдруг оживает, начинает чувствовать, как человек?
Видите: автор, как волшебник, оживил дождик, березку, цветы. Найдите в тексте сравнения: как сережки, по огонечку, по серебринке.
Стихотворение читается выразительно еще раз.
– Ребята, послушайте внимательно: какие согласные звуки преобладают в стихотворении?
[ш, с, ч]
– Какой звуковой эффект они создают?
(Таким образом автору удается передать шум дождя.)
Такой прием называется аллитерацией.
– А какие гласные звуки преобладают? [о, и]
Такой прием называется ассонансом.

Полночной порою
В глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши.

Звуки [ш], [ч] передают шелест камышей под дуновением ветра.

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березки наполнены белым, матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет – неяркий и неподвижный – был не похож на солнечный. Это светились осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

(К.Паустовский)

– Какое состояние осенней природы подметили и описали Песков и Паустовский?
(Осеннее свечение деревьев и листвы.)

– Какие слова помогают передать такое состояние природы?
(Первый текст: начинает светиться, свет идет от осин, пятна солнца, два желтых клена, красный свет, пронзительно-желтым светом, свет умножается.

Вечер интересен тем, что можно наблюдать закат солнца. Небо окрашивается серо-розовыми, янтарно-оранжевыми разводами. Солнце садится, опуская свои окровавленные лучи в алые воды реки, зажигает верхушки сосен, румянит купола дубов. Пожаром горит полоса горизонта. Чем глубже солнце погружается в реку, тем больше и ярче оно становится, слепит глаза, посылая прощальный свет земле.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январский мороз. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени.
В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

Следует обратить внимание детей на первое предложение. Оно короткое, состоит только из подлежащего. Но чем оно интересно?
Оно представляет тему и называется именительным представления или именительным темы. Оно же организует весь текст. Все последующие предложения рисуют красоту, свежесть и великолепие январского утра.
Учитель объясняет детям, что использование в тексте такого предложения – особый литературный и языковой прием. Это акцент, визитная карточка. В чем сложность использования именительного представления в сочинении?
Заявив таким образом тему, нельзя уходить от нее. Каждое последующее предложение раскрывает именно его и с ним взаимосвязано. Учитель говорит детям, что в тексте есть еще одно интересное предложение, которое подчеркивает первое, и просит найти его. (Какое великолепие и спокойствие!) Учитель поясняет, что очень часто после именительного представления идет восклицательное предложение или риторический вопрос. Далее следуют подробный анализ текста, выявление выразительных средств. Но учитель акцентирует внимание на последнем предложении:

– Какое слово подводит черту и завершает картину январского великолепия? (Замерли.)

Утро было настолько спокойно, что даже сосны замерли под глубоким небом.

Что любится, чем дышится,
Душа чем наша полнится,
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится.
А мы поем о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
Тяжелое забудется,
Хорошее останется.
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется.

– В каком предложении содержится главная мысль?
– Как вы понимаете эти слова:
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется?
– Какая часть речи преобладает в тексте? Какова ее роль?

Разберите по составу слова забудется, сбудется, останется, станется, чтобы понять, какая значимая часть слова меняет смысл или вносит новый смысл в него.

Закончить работу нужно сочинением о Родине, в котором дети, надеемся, отразят все то, чему научились за год. Чтобы видеть рост каждого ребенка, учитель может проанализировать письменные работы детей за год.
Если такая работа будет проводиться не от случая к случаю, а в системе и ежегодно, то для учащихся старших классов не составит труда написать сочинение-эссе, сочинение-рецензию, так как они будут хорошо подготовлены к работе такого рода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: Урок развития речи.

Тема урока: Обучающее изложение.

Оборудование: распечатки текстов, толковый словарь.

2. Слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать изложения.

-Как вы понимаете слово изложение?

- Что значит – учиться писать изложения?

3. Рассказ о Паустовском.

Перед вами текст, который принадлежит К.Г.Паустовскому.

-Что вы знаете об этом писателе?

-Какие произведенияя Паустовского вы читали?

(далее – рассказ о Паустовском)

4. Чтение текста учителем

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

…странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше…

Осень пришла врасплох и завладела землёй, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.

5.Лексическая работа

-Значение каких слов не совсем понятно?

-Как вы понимаете: керосиновая лампа, воск, иней?

6. Работа по содержанию текста.

-Вспомните, что такое тема текста. Определите тему данного текста.

-Что такое идея текста? Определите основную мысль этого текста.

7. Работа над планом текста

-Из скольких абзацев состоит текст? Что это означает?

-Прочитаем текст по абзацам и озаглавим их.

- Что у нас получилось? Зачем нужен план?

8. Лексико-стилистическая работа

-Какой эпитет использует, описывая утро? Почему утро было серым?

- Почему свет назван странным?

- Почему груды листьев шумные?

- Как наступила осень?

-Найдите слова, употребленные в переносном смысле. Как эти средства называются в литературоведении?

-Зачем автор употребляет эпитеты, метафоры, сравнения?

9. Орфографическая работа.

- Написание каких слов в этом тексте вы не можете объяснить?

- Объясните орфограммы в след.словах:

Жёлтым, осенние, ветреную, черной, сияние, загорелыми, иней, дощатой, врасплох, завладела.

Читайте также: