Сочинение все люди от природы стремятся к знанию аристотель

Обновлено: 29.06.2024

Больше цитат

Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий в вещах.

" Все люди от природы стремятся к знанию"

Думаю, что многим будет интересно порассуждать вместе с признанными философами и более ясно понять философский смысл термина "знания", при том, что сегодня почти у каждого человека его собственные знания про слово "знания" достаточно обширны и разнообразны, а поэтому многие уверены что хорошо знают и понимают этот философский термин.

Сначала обратим внимание на тот всеобщий факт, что наше осознание себя человеком разумным полностью определяется имеющимися субъективными знаниями о себе, их пониманием, в том числе осознанием своего "я", и более или менее ясным пониманием своих субъективных знаний о других людях и об окружающем внешнем мире.

Однако, только правильное Ясное понимание философского термина "знания" позволяет обоснованно производить относительное деление людей на знающих и незнающих, которое проявляется в их интеллектуальной деятельности деление знаний на нужные и ненужные на истинные и ложные, вредные и полезные, что совершенно необходимо каждому из нас для правильного понимания и своих собственных знаний.

Попробуем обосновать некоторые представления о знаниях и эти категоричные высказывания в предлагаемых ниже фрагментарных философских рассуждениях про отдельные моменты этой необъятной темы.

1. Нет ничего в нашем осознаваемом идеальном сознании, что не было бы некоторым индивидуальным знанием в том числе и о чрезвычайно сложной организации каждого цельного разумного человека и его жизни среди людей.

Из знания этих очевидных фактов легко понять и объяснить огромное разнообразие и разнородность даже наших собственных многочисленных знаний, которые трудно осознать в их единстве, сложно охватить их идею в богатстве этой цельности, понять структуру взаимосвязанного содержания знаний своего собственного сознания и памяти.

2. Но, Важно понимать, что наши знания очень часто бывают и неправильные, ложные, ошибочные, искажённые, недостаточные, что существует ещё и очень распространённое незнание знаний. Такие вредные знания и незнание знаний, необходимых для интеллектуальной деятельности человека, свойственны, присущи в определённой мере абсолютно всем людям и это является несомненным фактом для каждого думающего человека. Кроме того, невозможно человеку знать всё, но полезно понимать какие знания ему необходимы. В процессе обретения нужных человеку истинных знаний иногда возникает потребность в философском понимании термина "знания", а для этого у нас есть возможность подумать о соответствующих высказываниях великих философов про это слово и постараться понять их глубокий смысл. Предварительно будет полезно порассуждать о более простых и во многом очевидных тезисах в качестве подготовки к пониманию сложных идей, высказанных известными философами.

3. Несомненны факты сложности каждого человека и структуры его знаний, богатства их содержания и всё это сконцентрировано в идее термина "знания". Именно эти факты положены в основание предлагаемых размышлений.

4. При всей сложности взаимосвязей знаний, их содержания в сознании и памяти нет сомнений в том, что мы знаем и понимаем или не знаем , не понимаем именно знания, только то, что уже знаем или не знаем то, что существует в сознании и в памяти и как несомненные осознаваемые понятия, в том числе и некоторое индивидуальное понятие о слове "знание". Важно подчеркнуть, что мы знаем или не знаем только знания, а понять можем только уже имеющиеся в нашей памяти определённые знания. Большинство людей не обращают внимание на то, что мы не знаем только что-то определённое, не знаем только какие-то конкретные знания. Например, школьник может не знать таблицу умножения, я не знаю китайский язык, а Сократ говорил, что другие даже не знают, что ничего не знают.

5. Слово "знание" становится термином в области философских знаний или какой-либо другой науки только в результате рассуждений и осмысления идеи этого слова великими мыслителями в цельности их понимания соответствующей термину области знаний. и ясного понимания смысла других терминов, связанных с ним.

Идея каждого термина раскрывается в чётком выражении понимания его содержания.

Понимание слова "знание", как и любого иного слова, важного для целостного представления совместно с другими терминами возможно только в единстве восприятия содержания некоторой определённой изучаемой области знаний (науки). Например, когда мы произносим слово "коса", думая о девушке, то понимаем одно, а рассуждая о покосе травы понимаем совершенно иное. Понимание слова(термина) зависит от знаний и понимания многих других слов. Эта особенность каждого слова (термина) выражена и в термине "знание", который часто используется во множественном числе - "знания", причём, иногда эти слова понимаются как синонимы. Суть такой эквивалентности в понимании единичного и множественного в словах "знание" и "знания" выражает принципиальную невозможность существования такого единичного вне множественного. Совершенно аналогично обстоит дело и с некоторыми другими фундаментальными философскими терминами: "слово", "человек", "понятие" и многими другими такими словами, а без идей этих слов невозможно само существование философии, религии, искусства, науки и всего другого необходимого, без чего не может быть и человека (разумных людей).

6. Понимание слова зависит , в том числе, от контекста употребления от смысловой связи идеи этого слова с идеями других слов в цельности содержания мысли и речи. .

Можно говорить про знания в смысле запоминания таблицы умножения школьником, а можно рассуждать о знаниях термина "сущность" Платоном и Аристотелем в их философии. Трудно сравнивать сложность примитивной взаимосвязи идеи слов в определении таблицы умножения со сложностью всеобщей взаимосвязи термина "сущность" с другими философскими терминами, которые принципиально невозможно выразить одним определением и даже невозможно правильно понять не имея основательных знаний в философии. Поэтому, только фундаментальные философские знания и их цельное, ясное понимание позволяют осознать суть термина и правильно его использовать в своих рассуждениях. Не знания философских терминов позволяет понять философию, а обширные философские знания и их хорошее понимание раскрывают понимание каждого термина в полноте его идеи. Именно поэтому и нельзя раскрыть суть философского термина в одном, даже самом полном выражении его определения, ни в какой самой основательной энциклопедической статье. Из этого соображения не будем в данном эссе специально давать определение термину "знание", а предлагаем сами философские рассуждения о нём.

8. Важно знать, что поверхностное понимание проблемы философского знания не позволяет увидеть даже само существование проблемы понимания термина "знание" , которую мы тут рассматриваем.

9. Есть два вида знаний: знания утверждающие существование и знания утверждающие истину. Например, высказывание "сейчас над нами светит солнце" – утверждает знание о существовании солнца, а выражение "два умножить на два равно четырём" – утверждает знание истинного математического соотношения. Таким знаниям можно научиться у другого человека, можно научить им другого, можно их запомнить и понять, а затем, понятные знания можно осознанно использовать в практической деятельности, в том числе ив философских рассуждениях.

10. Каждое новое знание может быть правильно или ошибочно понято только в смысловой связи с ранее усвоенными и понятными знаниями, уже существующими в памяти человека, а значит у каждого из нас существуют те первичные знания на которых основывается понимание и разумное мышление. Очевидно, что первичными, непосредственными базовыми знаниями являются знания полученные в живом восприятии существующего, данного нам в самых разных отношениях нашей жизни, и, в первую очередь, в отношениях с другими людьми.

Таким образом, есть изначальные единичные знания воспринятые в потоке сознания и осознанные знания, полученные в процессе рационального мышления, как результат разумного целенаправленного познания, как изучения общего и необходимого.

Можно сказать, что знания являются результатом процесса познания.

11. Главная идея в этих моих размышлениях о знании заключена в том, что познание, как и любая другая человеческая деятельность, может быть направлена во благо, к добру и свету Истины, а может иметь и иное направление, отличное от правильного.

Ложное направление познания ведёт во мрак бездны непонимания, а значит и невежества. Во мраке непонимания человек постепенно теряет возможность ясного осознания даже очевидного, сомневается и путает истинное и ложное, доброе и злое, прекрасное и безобразное, полезное и вредное …

На ложном пути познания формируются ошибочные знания, уродуется сам процесс диалектического мышления, искажаются представления о самом себе, о других людях, об окружающем мире.

На пути ложного познания и восприняв ошибочные основополагающие знания формируются лжеучения, вредные теории, пагубные направления в философии, такие как марксизм-ленинизм, позитивизм, диамат и пр.

12. Познание существенным образом влияет на жизнь людей, их мировоззрение, их поступки, открывает новые знания, образует то основание, на котором базируется человеческая личность в самой своей сути. Огромное, непреходящее значение для всех людей имеет философское познание, а особенно познание истинных фундаментальных знаний о первых началах, основаниях и принципах всех знаний, а значит и о целях самого познания.

13. Познание, как особая творческая деятельность, в своих высших формах, проявляется в виде искусства.

Про суть такой творческой деятельности основоположник метафизики и многих других наук Аристотель (384 - 322 до Р.Х.) писал: - "В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному … ",и далее: - "Но все же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают "что", но не знают "почему"; владеющие же искусством знают "почему", т. е. знают причину". /Аристотель, "Метафизика", Книга 1, глава 1/

14. Говоря про наиболее общие знания и о знании первых причин Аристотель утверждает: - "А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, - та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще - наилучшее.

Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и "то, ради чего" есть один из видов причин". /Аристотель, "Метафизика", Книга 1, глава 2/

В самом начале, при зарождении философских знаний стало понятно, что они должны формироваться на метафизических первых началах, принципах и основаниях, на обоснованных знаниях истины, выступающих и как целевая причина осмысленных философских размышлений, в процессе которых и образуется правдоподобное понимание знаний.

15. Важно различать понимание термина "знание"в философии, религии, в искусстве, в науке и в обыденной жизни (с точки зрения здравого смысла) потому, что такое понимание имеет разные оттенки идеи этого термина при его использовании в различных областях человеческой деятельности для мышления и речи.

17. Творческий процесс философских размышлений и рассуждений называется диалектическим процессом философского познания, в котором образуются новые фундаментальные знания и их правильное понимание - то истинное, что мы действительно знаем и понимаем.

18. Диалектическое мышление в процессе познания, осознания основополагающих идей, проявляется в осмысленном стремлении к истине. Гениальный философ Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 - 1900) о диалектике познания Размышлял так: - "диалектикой я разумею такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; так как это содержание, очевидно, должно уже заключаться в общем принципе (ибо иначе мышление было бы творчеством из ничего), но заключаться только потенциально, то акт диалектического мышления состоит именно в переведении этого потенциального содержания в актуальность, так что начальное понятие является как некоторое зерно или семя, последовательно развивающееся в идеальный организм.

/ ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ / Начала органической логики /.

19. В философии, в религии, в искусстве, науке и в обыденной жизни используют разное понимание термина "знание" из-за того, что оно образуется в результате самых разных, специфичных процессов познания, в которых преследуются своеобразные цели, используются многие другие особые термины, совершенно разные методы. Поэтому, мы тут обсуждаем только философские знания, как наиболее всеобщие и необходимые для правильного понимания самого термина "знания".

А вот, правильное, логичное понимание зависит и от мышления, которое неразрывно связано с имеющимися в сознании человека знаниями. Следовательно, ошибочные, ложные и недостаточные знания в познании, в процессе мышления могут приводить к ложному пониманию, к искажениям субъективных знаний, к образованию ошибочных представлений, но которые могут осознаваться как правильные, истинные. Про это Вл. Соловьёв писал так: - " … тому познанию даем мы предикат истины, в котором реальность содержания и разумность формы, элемент эмпирический и элемент чисто логический соединены между собой не случайно, а внутренней органической связью. а Эта связь, не заключающаяся в обоих этих элементах самих по себе (ибо из эмпирического содержания нашего познания самого по себе никак не вытекает его логичность и из логической формы познания никак не вытекает его реальность), предполагает третье начало, свободное от одностороннего противоположения двух элементов и в котором они находят свое единство как две выделившиеся стороны этого одного начала. Элемент эмпирический и чисто логический суть два возможные образа бытия, реального и идеального, третье абсолютное начало не определяется ни тем, ни другим образом бытия, следовательно, вообще не определяется как бытие, а как положительное начало бытия, или сущее". / ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ /. И далее:: - "… наше познание имеет несомненный характер относительности, условности и производности и не заключает в себе самом своего начала".

/ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ" /, И далее: - "Всякое познание держится непознаваемым, всякие слова относятся к несказанному, и всякая действительность сводится к той, которую мы имеем в себе самих в непосредственном чувстве.

всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, т.е. множественность.

"… Так и наш дух есть единое не потому, чтобы был лишен множественности, а, напротив, потому, что, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей и желаний, тем не менее всегда остается самим собою и характер своего духовного единства сообщает всей этой стихийной множественности проявлений, делая ее своею, ему одному принадлежащею"./ ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ / Начала органической логики /.

20. Знание образа может и не являться ответом на вопрос.

Можно что-то знать как данность ничего не спрашивая, а только воспринимая.

21. с одной стороны знания могут являться конкретным ответом на определённый вопрос, полученный в результате решения проблемы, заданной таким вопросом.

С другой стороны, знаниями являются и конкретные способы нахождения решений определённой проблемы.

22. Единственное предназначение знаний- это быть объектом понимания, а иначе, знания никак не могут быть использованы. .

23. Потребность в познании определяется тем, что требует такого познания.

Всё то, что мы знаем является существующим, а значит отдельным, определённым существующим в отношениях существования, имеющее умопостигаемую неизменную сущность.

Однако, наши представления о конкретном существовании существующего ограничено нашими знаниями и только теми знаниями отношений существующего , которые мы воспринимаем. Понимание же образуется при восприятии цельных образов в пространстве знаний.

Нет знаний – не может быть и никакого понимания, а вот знания могут существовать в

памяти и без их понимания. При таком восприятии имеющихся непонятных знаний, как нечто несвязное, разрозненное, неизвестное, незнакомое, а значит и непонятно к чему имеющее отношение.

Новые же истинные знания являются результатом творческого разумного познания, но Только на пути к Истине.

24. Великие философы имеют бесценный талант интуитивного различения истинных знаний от прочих, имеют уникальные способности понимания знаний в их единстве и ясное осознание конкретной цели познания в стремлении к истине. Такие мыслители определяют саму структуру философских знаний, наполняют её живым содержанием, которое продолжает жить в сознании многих людей, наполняет смыслом философские размышления и только в этом проявляется необходимость изучения их творчества. .

Именно великие философы дают нам саму возможность правильного решения многих проблем понимания истинных знаний и выбора правильного направления в познании, учат различению нужных для познания знаний от ненужных и даже вредных, которые уродуют наше диалектическое мышление. Быть светочами на пути познания – в этом заключается предназначение великих мыслителей в жизни людей.

25. Для получения истинных знаний важно развивать в себе способность критического мышления. Особенно это полезно при чтении трудов великих мыслителей.

Часто при таком чтении возникает непонимание, а иногда и замечаешь ошибки в изложении некоторых мыслей, вот в этих случаях и требуется критическое мышление, которое помогает критически посмотреть на свои собственные знания и их понимание, на реальность своих заблуждений и ошибочность собственных представлений.

Метод критического мышления конструктивен только по отношению к собственным знаниям и к их правильному пониманию. Именно на пути критического мышления даже на базе несовершенных личных знаний можно ясно осознать глубокие философские мысли известных философов, которые освещены светом разума этих талантливых людей. вот тогда и раскрываются для нас просторы и горизонты философских знаний в их цельности.

Все люди стремятся к знаниям, у многих хорошая память и они обладают обширными разнообразными знаниями Но, далеко не все ясно понимают те знания, которые имеют, а размышляющие, работающие над определёнными знаниями называются учёными, те же из учёных, которые сосредоточили своё внимание на основаниях знаний, на их началах и первых причинах, изначальных принципах - называются философами, И только гениальные личности обладают уникальной способностью к цельному пониманию своих больших истинных знаний, вот именно их мы и называем "мудрецами".

Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих.

Способностью к чувственным восприятиям животные наделены от природы, а на почве чувственного восприятия у одних не возникает память, а у других возникает. И поэтому животные, обладающие памятью, более сообразительны и более понятливы, нежели те, у которых нет способности помнить.

Другие животные пользуются в своей жизни представлениями и воспоминаниями, а опыту причастны мало; человеческий же род пользуется в своей жизни также искусством и рассуждениями. Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно, многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта.… А наука и искусство возникает у людей через опыт. Ибо опыт создал искусство. а неопытность – случай. Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы.

Естественно поэтому, что тот, кто сверх обычных чувственных восприятий первый изобрел какое-то искусство, вызвал у людей удивление не только из-за какой-то пользы его изобретения, но и как мудрый и превосходящий других. А после того как было открыто больше искусств, одни для удовлетворения необходимых потребностей, другие – для времяпрепровождения, изобретателей последних мы всегда считаем более мудрыми, нежели изобретателей первых, так как их знания были обращены не на получение выгоды.

Таким образом, ясно, что мудрость есть наука об определенных причинах и началах.

Так как мы ищем именно эту науку, то следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость.… Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и на имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь восприятие чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, в-четвертых, что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а в-пятых, та, которая главенствует, в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр.

. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа предпосылок, более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления…. Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается, все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, – та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще – наилучшее.

. И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу подвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы ищем его ни для какой другой надобности. И также как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.


Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на билеты по обществознанию. 9 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Потребности человека

2. Правовое государство

1. Все, что связано с нуждами человека, можно назвать потребностями. Как вы думаете, каковы могут быть потребности человека? На этот вопрос вряд ли можно ответить однозначно. Потому что сколько людей, столько и мнений. У каждого из нас свои потребности и желания. Кто-то мечтает о новом магнитофоне, кому-то хочется почитать интересную книгу, третий мечтает о компьютере, четвертый хочет иметь много денег… Этот список можно продолжать до бесконечности.

Однако потребности не могут быть на всем протяжении истории одинаковыми. Например, если сейчас подарить человеку какой-нибудь скребок или каменный топор, то тебя посчитают сумасшедшим. Но в то же время в первобытном обществе это были нужные вещи, от наличия которых зависела жизнь человека. Или, наоборот, в каменном веке вас бы совершенно не поняли, если бы в качестве подарка вы преподнесли какую-нибудь книгу. Следовательно, в каждую эпоху у человека существовали свои потребности. С течением времени они могут меняться. Все будет зависеть от времени и исторического периода. Существует прямая зависимость между потребностями человека и уровнем развития хозяйства, а также условиями, в которых живет человек.

Принято выделять несколько видов потребностей. К ним относятся, например:

— физические, или первичные.

Все они тесно взаимосвязаны друг с другом, могут быть даже взаимозаменяемыми. Так, биологические потребности могут стать социальными. Например, всем известна потребность человека в питании. Но его еще волнует вопрос и о том, как есть и что есть. Так, для воспитанного человека имеет большое значение кулинария, сервировка стола, место, где можно удовлетворить эту потребность. В этом плане важно и общество, в котором происходит трапеза.

Идеальные потребности могут перерастать в социальные. Так, чтобы занять достойное место в обществе и получать материальные блага, человек должен обладать необходимым количеством знаний: чтобы получить нужную профессию. Бывает так, что невозможно определить тип потребности. Примером может послужить потребность в общении, которую ученые до конца так и не определили: то ли это биологическая потребность, то ли социальная, а может быть, речь идет об идеальной потребности?

Существует и другая классификация потребностей человека. Так, американский психолог А. Маслоу все потребности человека подразделяет на следующие типы:

— физиологические потребности. Их сущность заключается в том, что каждый человек стремится продолжить свой род, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо питание, дыхание, полноценный отдых, жилище и т. п.;

— социальные потребности. Каждый человек нуждается в общении, жизни в обществе, привязанности;

— престижные потребности. Человек нуждается в уважении и признании. Он стремится к достижению успеха и карьерному росту;

— духовные потребности. Человек стремится к самореализации и самовыражению.

По Маслоу получается, что физиологические и экзистенциональные потребности считаются первостепенными (врожденными). Социальные, престижные и духовные потребности — второстепенные (приобретенные в течение жизни). Осуществление потребностей человека происходит постепенно. Сначала удовлетворяются одни, затем, по мере удовлетворения предыдущих, удовлетворяются последующие.

Многие люди испытывают потребность в труде. Однако не для всех это утверждение будет верным. Ведь для одних работа — это удовольствие, а для других — лишь досадная необходимость. Очень часто происходит это потому, что труд неинтересен. Многие испытывают материальные потребности, которые и может удовлетворить труд. Зависит это прежде всего от сложности выполняемого труда и от его количества. Чем объемнее и сложнее работа, тем выше должна быть оплата, соответственно, лучше удовлетворяются материальные потребности человека.

Из сказанного можно сделать вывод, что далеко не все потребности могут быть удовлетворены. Все зависит от возможностей человека; чем лучше он работает, тем больше возможностей сможет удовлетворить. К сожалению, не всегда потребности совпадают с возможностями. Однако на данном этапе развития человечества по-другому быть не может.

Очень важно, чтобы потребности человека были в рамках разумного. Невозможно получить абсолютно все, есть какие-то пределы. Точно так же невозможно удовлетворить абсолютно все потребности человечества. Нужно учитывать и тот факт, что удовлетворение некоторых потребностей порой зависит от природных ресурсов той местности, в которой человек живет. Кому-то, может быть, нравятся сапоги из крокодиловой кожи, но на земле нет столько крокодилов, чтобы обеспечить каждого человека столь экстравагантной частью туалета. К тому же это может привести к их исчезновению. В свою очередь это приведет к нарушению естественных процессов в природе, ведь жизнь каждого живого существа на земле не случайна. Каждый выполняет свою функцию, отчего зависит жизнедеятельность других животных. Точно так же можно иметь красивую, дорогую шубу одному человеку, но нереально обеспечить ими все население земного шара. Вполне нормальным желанием каждого человека считается желание иметь свое отдельное жилье со всеми удобствами, но невозможно обеспечить ими абсолютно всех. Очень важно при определении потребностей ориентироваться на моральные нормы и нравственные принципы

Читайте также: