Сочинение воробей 6 класс

Обновлено: 01.07.2024

3 Задачи написания подробного изложения: - воспроизвести содержание текста; - пересказать точно, подробно, последовательно; -раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор; - сохранить языковые особенности текста

5 Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

6 Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

7 Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

8 Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

9 Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

10 Анализ текста Определение типа текста -Какие типы текста вы знаете? -Подумайте, к какому функционально- смысловому типу относится текст? Какой из трех типов текста в этом произведении преобладает? -Какой тип речи использует автор при появлении птенца? -Какой тип речи представлен в заключении?

11 Анализ текста -Проследите за тем, что и как говорит автор? -Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что произошло на аллее сада? -Какова позиция автора? Как она выражена в рассуждении?

12 Анализ текста -Как соотнесены главные герои повествования - птенец, воробей и собака? -Что лежит в основе их сопоставления? -Какова роль описания в выражении главной мысли центрального эпизода?

13 Анализ текста -Какие глаголы, свидетельствующие о силе воробья, использует автор? -(прыгнул, ринулся спасать, заслонил, замирал, жертвовал) Вывод: старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел. И хотя ему самому было очень страшно, он бросился спасать свое детище.

14 Лексическая работа Детище - то же, что ребёнок, сын или дочь (устар.) Жертвовать - подвергать себя опасности ради кого-нибудь, чего-нибудь Благоговеть - относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить

15 Составление плана План. 1. Возвращение с охоты. 2. Желторотый птенец. 3. Храбрый защитник. 4. Трезор признал силу воробья. 5. Любовь сильнее смерти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изложение по разделу "Местоимение", 6 кл .

Учитель: Пронина М. А.

В программе нет изложения по теме, но его можно поставить к теме: "Местоимения и другие части речи", вместо анализа пословиц.

(Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи.

Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения)

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

Работа над изложением:

1 . Речевая задача изложения - развитие речи, умение составлять связный текст и использовать местоимения ("Сегодня мы с вами поработаем над вашим умением составлять тексты и выделять местоимения среди других частей речи")

2. Текст - одно из знаменитых "Стихотворений в прозе" И.Тургенева.

3 .Чтение текста учителем

4. Тема текста - защита воробьем птенца от собаки, сила родительской любви. Главная мысль: любовь сильнее смерти

5. Теперь посмотрим, сколько частей в этом тексте. (Учитель читает по абзацам и предлагает каждый озаглавить). В итоге мы с вами получили план рассказа:

1.Возвращение с охоты

7. Любовь сильнее смерти

6. Стиль текста - художественный, т.к. это стихотворение в прозе, много ИВС.

Выписать метафоры - громадное чудовище, эпитеты -взъерошенный воробей, олицетворения - смущенный пес и тд. Посмотреть, каких средств выразительности больше.

Тип-повествование, т.к. рассказано о случае, который произошел с героем.

Непонятные слова: благоговение - восхищение, искаженный - неверный, одичал - стал диким.

Найдите в каждом абзаце ключевые слова и подберите к ним синонимы:

собака-пес, дичь - еда, жертва, молодой воробей - птенец, старый черногрудый воробей - взрослый, родитель, спасать - идти на помощь, детище - ребенок, сила - власть, героическая птица-спаситель, любовь-чувство

7. Теперь Коля перескажет нам первые 2 абзаца, Оля - вторые два, а Катя - последние три.

8. Повторное чтение. Вы можете записывать в черновик основные мысли.

Однажды жарким июльским днём я гулял в парке. Накануне прошёл сильный дождь, и кругом на асфальте стояли лужи. От лёгко­го ветерка по ним проходила рябь. Солнечные лучи преломлялись и окрашивали воду в розо­ватый цвет.

Воробышек мелкими подскоками прибли­зился к луже, опасливо попрыгал на одном мес­те, а потом сиганул прямо в воду. Испугавшись своей смелости, тут же дал задний ход. Но спус­тя мгновение птичка снова оказалась в воде, расправила крылышки, захлопала ими, затрясла хвостом. Полетели брызги во все стороны, а во­робью, видно, того и надо. Прыгает, щебечет, весь мокрый. Дважды для верности воробышек низко присел, потом выскочил на сушу и долго стряхивал с себя воду, дрожа всем тельцем, рас­топырив крылья и подняв пёрышки.

Вот так я однажды увидел, как купался воробей. Занятное зрелище!

Похожие сочинения

Сказка-быль “Кладовая солнца” — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на. смотреть целиком

Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, - вот она моя маленькая родина. Ей всего 80. Много это или мало? Не знаю. А мне всего 14. Я по сравнению с ней - совсем ребенок. Человек богат своими корнями. Я хочу быть богатой и щедрой, хочу знать свои. смотреть целиком

ОБ ОТЦЕ. У нас дружная семья, а во главе ее – наш отец. Я очень люблю своего отца и хочу быть похожим на него. Сотрудники уважают моего отца за профессионализм и дружескую поддержку. Да и соседи нередко приходят по совету. Мне нравятся минуты, которые. смотреть целиком

В нашей жизни постоянно появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет потребность в их назывании. Так рождаются новые слова. Их принято называть неологизмами. Бывает, что неологизмы создает конкретный человек, когда испытывает необходимость. смотреть целиком

Ярко светит солнце. Лёгкий игриво-шалов­ливый ветерок ласково колышет луговые тра­вы: то заденет цветок ромашки, то чуть ше­лохнёт тяжёлый помпончик клевера, то качнёт тонкий стебель с голубыми колокольчиками, то робко дотронется до нежной незабудки. смотреть целиком

Высокая сосна на окраине села всегда манила бесшабашных пареньков. А после того, как Павлуша Крапин начал залезать на это дерево, рассказывать о том, что видит, герой произведения Ю. Збанацкого решил тоже подчинить это дерево. Он долго ходил вокруг сосны. смотреть целиком

Много легенд сложено разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивы и иногда поучительны. И если очень верить в чудесное действие амулетов и талисманов, то они действительно могут помочь. Но не самовнушение ли это? Или стечение. смотреть целиком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 6 классе по теме: "Изложение близкое к тексту. "Воробей" И. С. Тургенева.

Цели урока: 1. Продолжить работу по активизации словаря, умению анализировать текст. 2. Развивать связную письменную речь, культуру устной и письменной речи продолжать обучению написания изложения близко к тексту.

  1. Воспитывать любовь к детям, чувства отцовства и материнства.

Пункты плана:

1.Я возвращался с охоты.

2.Собака уменьшила шаги.

3.Старый воробей заслонил собой своё детище.

4,Трезор остановился, попятился.

5.Я благоговел перед героической птичкой.

Словарные слова: Благоговеть, красться.

Продолжать коррекционную работу по активизации словаря, умению
анализировать текст.

Развивать связную письменную речь, культуру устной и письменной речи продолжать обучению написания изложения близко к тексту.

Воспитывать любовь к детям, чувства отцовства и материнства.

1.Я возвращался с охоты.

2.Собака уменьшила шаги.

3.Старый воробей заслонил собой своё детище.

4,Трезор остановился, попятился.

5.Я благоговел перед героической птичкой.

Словарные слова: Благоговеть, красться.

Эпиграф к уроку записан на доске.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

1. Организационный момент. Цель: Создание микроклимата способствующего общению детей. Общая коррекция внимания.

(Слайд) цели урока: вспомнить немного из биографии И. С. Тургенева;

Подготовиться и написать изложение близкое к тексту по произведению И. С. Тургенева.

- Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока.

- К этим словам И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

- Какая бывает любовь? Д:Родительская, материнская т.д.

А что вы знаете о И. С. Тургеневе?

(Слайд) И. С. Тургенев родился в Орле в 1818 г. В старинной дворянской семье.

Детство провел в имении Тургеневых Спасское-Лутовиново, которое располагалось в березовой роще на пологом холме.

Матери Варвары Петровны боялся, как огня. Редкий день проходил без розог.

В 1827 г. Тургеневы переехали в Москву, и Иван стал учиться в пансионе, затем был зачислен на словесное отделение Московского университета, а осенью стал студентом Петербургского университета.

Вскоре он уехал в Италию, поселился в Риме, путешествует по Швейцарии.

(Слайд) Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких языков, он за всю свою жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке кроме своего родного.

2. Словарная работа. Цель: развитие мышления, речи учащихся.

3. Введение в тему урока. Цель коррекция внимания, аналитико-синтетической деятельности.

- Ребята, прочитайте тему урока.

Д: Письменный пересказ, используя слова автора.

(Слайд) - Прочитайте ещё раз эпиграф нашего урока .

-Чем же держится и движется жизнь? Д: Любовью.

4. Чтение рассказа. Цель: Развитие слухового анализатора, мышления, внимания.

Первичное чтение учителем.

(слайд) *Благоговеть – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

Определите тему и основную мысль текста.

(Слайд) тема: как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца.

Основная мысль: любовь сильнее смерти и страха

Давайте вспомним: определите тип речи текста?

Как строится текст повествование? Какие части в нем можно выделить?

(Слайд) план текста повествования

Элементы сюжета (развитие действия).

5.Работа над текстом. Цель: Коррекция слухового восприятия через повтор; развитие мышления, устной связной речи, обогащение активного словаря.

- Где происходят описанные события?

- Кого увидел автор на аллее?

- Прочитайте, как описан воробей.

(Слайд) описание воробья

С желтизной около клюва и пухом на голове,

беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки,

весь взъерошенный, искаженный,

писк его отчаянный и жалкий,

голосок одичал и охрип,

маленькое тело трепетало от ужаса.

- Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)

- Что заставило воробья жертвовать собой?

Д: Воробей хотел спасти своего птенца, потому что любил его.

6.Работа над языковыми средствами. Цель:Коррекция внимания, развитие процессов памяти, через воспроизведение прочитаного текста

- Прочитайте, как автор подчёркивает, что воробей бросился спасать своё детище, не раздумывая, не теряя ни секунды. 4,5,6 абзацы. Выберите глаголы, которые показывают действия старого воробья.

(Слайд) действия воробья

Сорвался с дерева, Упал камнем, Прыгнул, Ринулся, Сила воли сбросила его

- Что воробей чувствовал в этот момент?

Д: Воробей испытывал ужас, страх перед собакой, но в то же время любовь к птенцу.

- А как выглядела собака в этот момент?

(Слайд) описание собаки

Громадное чудовище, Его морда, Зубастая раскрытая пасть

Д: Собака медленно приближалась, раскрыла зубастую пасть, казалась громадным чудовищем воробью.

(Слайд) Броситься, кинуться, метнуться, устремиться.

Дрожать, трепетать, содрогаться, сотрясаться, вздрагивать, вибрировать.

- А кого можно назвать героем?

Д: Герой – это храбрый человек. Он совершает подвиги.

- Давайте уточним значение слова герой, пользуясь толковым словарем.

(Слайд) Д: Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, самоотверженности.

- Что побеждает страх старого воробья? Прочитайте словами текста.

7. Повторное чтение рассказа. Цель: Развитие слухового анализатора, памяти, коррекция мыслительных процессов.

8. Составление плана к рассказу. Цель: Развитие слухового анализатора и зрительного восприятия по иллюстрации к рассказу.

Учитель читает отрывки, дети коллективно выделяют основную мысль отрывка.

(Слайд) план текста

Вступление: Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди меня.

Элементы сюжета (развитие действия).

1. Завязка: собака начала красться к беспомощному птенцу.

2. Кульминация: старый воробей заслонил собой свой детище, готовый пожертвовать собой.

3. Развязка: Трезор отступил…..

Заключение: любовь сильнее смерти и страха смерти.

9. Работа над орфографией и пунктуацией. (Слайд)

Спишите, вставляя пропущенные буквы

Ш..л, с..бака, прибл…жалась, уд…вился, г…роический.

Шёл по аллее, вдоль аллеи, усидеть на ветке, сильнее его воли, держится, движется.

Запишите и запомните

Как бы зачуяв, желтизна, отчаянный, смущённый, благоговея.

(Слайд) расставьте знаки препинания.

Я возвращался с охоты и шёл по вллее сада.

Видно и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился благоговея.

9. Пересказ по вопросам и по плану.Цель: Коррекция слухового и зрительного анализатора через повтор. Коррекция внимания через запоминание.

10. Письменное изложение. Цель: Коррекция внимания, наглядно-образного мышления. Развитие процессов памяти через воспроизведение.

Читайте также: