Могут ли быть философские решения окончательными и однозначными сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Учебная цель: определить предмет философии.

Учебные задачи:

1. Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

- отстаивать свою точку зрения.

- основные понятия и предмет философии;

-основные проблемы философии;

Обеспеченность занятия :

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с

Норма времени: 2 часа

Задание 1.

1. Прочитать теоретический материал по теме: Философия: ее место и роль в жизни общества и человека. Становление философии из мифологии. Определить характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2.Записать в словарь термины и дать им определение: философия, онтология, антропология, гносеология, аксиология, методология, этика, мировоззрение, понятийность, логичность, дискурсивность.

Форма контроля самостоятельной работы:

Проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Наука о бытии - это .

2. Наука о развитии и всеобщей связи явлений мира называется:

3. К функциям философии относится:

А) греческая богиня

В) синоним истины

С) философская идея

D) раздел философии

5. Наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания, называется:

6. Воспитание в духе любви и уважения к человеку - это функция

7. Идея первична, материя вторична, это точка зрения:

3.В чём сходство, а в чём отличие философии от других наук?

4.Назовите функции философии. Какие из них являются специфическими функциями, т.е. присущими только философии?

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

Самостоятельная работа №2,3

Учебная цель: познакомить с трудами философов Древнего Китая и Древней Индии, Древней Греции, формировать умения проводить сравнительный анализ

Учебные задачи:

1. познакомиться с основными идеями и характерными чертами философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции.

2. Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами, проводить сравнительный анализ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

- анализировать, сравнивать, отстаивать свое мнение.

- философию Древнего Китая и Древней Индии;

- - причины появления древнегреческой философии и ее основные понятия;

- основные философские школы Древней Греции.

Обеспеченность занятия :

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с

Норма времени: 4 часа

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.Прочитайте текст: Платон. Апология Сократа ( В.Д. Губин Основы философии стр. 27 -29), ответьте на вопросы:

1. Как вы думаете, почему Сократ отказался бежать после вынесения ему смертного приговора? Прав ли он был?

Задание 2.Составьте глоссарий из основных понятий темы.

Задание 3.Выпишите в тетрадь по три - пять изречений следующих философов:

Сократа, Платона, Пифагора, Демокрита, Эзопа, Клеобула из Линда, Фалеса из Милета, Солона из Афин, Эпименида, Аристотеля.

Вопросы:

1. Дайте определение следующим понятиям: физис, архе, космос, логос.

2. Причины появления философии в Греции.

3. Перечислите философские школы досократического периода. Дайте их общую характеристику.

4. Основные периоды античной философии.

Задание 5. Как вы понимаете высказывания Диогена?

2. Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Участие в дискуссии.

- Проверка рабочей тетради.

- Проверка списка определений ключевых понятий по данной теме.

Вопросы для самоконтроля по теме: Античность и Средневековье

1. Основной проблемой древнегреческой философии является:

а) доказательство бытия Божия;

б) метод познания;

в) устройство космоса и место в нем человека;

г) развитие мировой цивилизации и её типов.

2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:

а) вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);

б) монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);

в) гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);

г) варианты а и в верны.

а) знать всё и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.

5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

в) множества конкретных предметов и вещей;

6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:

а) традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;

б) связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);

г) достижение общего блага, т.е. справедливости.

7. Философская система стоицизма построена на:

а) признании множественности факторов, определяющих развитие мира;

б) признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;

в) признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;

8. В эпикуреизме философия рассматривается как:

а) компетентное мнение;

б) любовь к мудрости;

в) искусство жить счастливо;

г) процесс познания мира.

9. Основу философии неоплатонизма составляли:

а) учение о Боге как первосущем, о природе которого невозможно никакое утвердительное суждение;

б) учение, берущее за основу принцип удовольствия (гедонизм);

в) признание мистического пути познания Бога через переживание его в человеческой душе;

г) верны варианты а и в.

10. В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине:

11. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:

а) античность, возрождение, новое время;

б) апологетика, патристика, схоластика;

в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;

г) варианты а и б верны.

12. Средневековая философия (III–XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:

а) гедонизм, атомизм, этический рационализм;

б) платонизм, неоплатонизми аристотелизм;

в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;

г) варианты а и б верны.

13. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:

г) варианты б и в верны.

14. Согласно Аврелию Августину разумом постигается:

а) сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;

б) вечное, абсолютная истина;

в) знание о божественном (нетварном) бытии;

г) как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.

15. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

16. Учение Фомы Аквинского(12211274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

17. Реализм(в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:

а) существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;

б) реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;

в) общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещахи выделяется нашим умом;

г) общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.

18. Крайности номинализма и реализма преодолел …, выдвинувший концепцию умеренного реализма:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Климент Александрийский.

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

Основные понятия и термины по теме: философия, онтология, антропология, гносеология, аксиология, методология, этика, мировоззрение.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Понятие философии и её особенности.

3.Задачи и основные функции философии. Значение философии в формировании мировоззрения и духовных убеждений.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Философия возникла в 7—6 веках до нашей эры. Первым, кто употребил это понятие, был Пифагор - древнегреческий фило­соф и математик.

Принципиальное отличие философии от частных наук состоит в следующем:

- Наука занимается только тем, что есть; философия же – тем, что есть, но ещё и тем, что должно быть.

- Наука только констатирует факты, философия же не только констатирует, но ещё и оценивает их с точки зрения хорошего и дурного, т.е. с точки зрения морали.

- Наука опирается только на рассудок, философия же опирается не только на рассудок, но и на интуицию, и на волю, и на чувства.

- Наука занимается чем-то определенным, философия же – всем, поэтому её называют наукой обо всём, т.е. о наиболее общем, важном, главном, основном.

- Философия в отличие от частных наук не даёт однозначного ответа на вопрос, а выносит на критический суд разума несколько вариантов ответа.

2.Философия как наука обо всём состоит из нескольких больших разделов:

- онтология (от греч. онтос – бытие и логос - наука) – наука о бытии, т.е. обо всем том, что есть, что существует – об окружающем мире.

- гносеология (от греч. гносис – знание и логос - наука) – наука о познании.

- антропология (от греч. антропос - человек и логос - наука) – наука о человеке, обществе.

- Аксиология-наука о ценностях.

- этика-наука о морали.

- методология-наука о методах познания и др.

Философия- это наука, которая изучает наиболее общие законы разви­тия природы, общества и познания.

3. Каклюбаянаукафилософия выполняет ряд функций:

- теоретико-познавательная, на основе, которой происходит формирование мировоззрения;

- интегративная. Философия объединяет, синтезирует все достижения человечества;

- коммуникативная - функция передачи информации;

- гуманистическая функция направлена на воспитание в духе любви и уважения к человеку;

- методологическая заключается в направляющем воздействии философии на другие науки;

- общекультурная. Никогда не считался культурным человек философски необразованный. Тем более это относится ко времени, в котором мы жи­вем.

Практическое занятие:

Урок-дискуссия по теме: Философия: ее место и роль в жизни общества и человека

Задания для самостоятельного выполнения:

- подготовка аргументов и фактов к дискуссии по теме 1.1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека:

Ø нужна ли современному человеку, живущему в век информационных технологий, философия. Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами;

Ø Существует множество определений философии. Какой вывод можно сделать из этого факта? Какое определение вам кажется наиболее приемлемым? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы Ваша работа на уроке-дискуссии была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. внимательно прочитать вопросы для дискуссии;

2. для более чёткого осмысления и правильного понимания данных проблем ознакомиться с философской литературой:

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.

3. обдумать и сформулировать свое видение данной проблемы, опираясь не только на полученные теоретические знания, но и на свой жизненный опыт,

4. выводы и аргументы записать в тетради.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Участие в дискуссии.

- Проверка рабочей тетради.

- Проверка сочинения: «Могут ли быть философские решения окончательными и однозначными?

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. 1. Наука о бытии - это .

1.2. Наука о развитии и всеобщей связи явлений мира называется:

1.3. К функциям философии относится:

А) греческая богиня

В) синоним истины

С) философская идея

D) раздел философии

1.5. Наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания, называется:

1.6. Воспитание в духе любви и уважения к человеку - это функция

1.7. Идея первична, материя вторична, это точка зрения:

1.8.Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности…

1.9. Обобщение накопленных конкретными науками знаний в целостную картину мира реализует________ функция философии

3.В чём сходство, а в чём отличие философии от других наук?

4.Назовите функции философии. Какие из них являются специфическими функциями, т.е. присущими только философии?

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

У каждого из нас есть своя философия. Мы либо верим во что-то, либо принимаем циничный взгляд. Мы всегда считаем что-то правильным, а что-то нет. Мы воспринимаем себя как благородных существ, достойных счастья, так и виновных преступников, заслуживающих наказания. Мы часто задумываемся, в чем состоит наш долг. И мы принимаем решения по политическим вопросам, поддерживая политиков.

Это всё — философские проблемы. Все философские проблемы вытекают из вопросов. Философские вопросы отличаются от обычных тем, что затрагивают универсальные категории человеческого бытия: мышление, чувства, личность, душу и т. д. "Папа, когда ты купишь мне медвежонка?" — это не философский вопрос. А "Папа, а у мишки есть душа? Он мыслит? Он чувствует?" — уже философский вопрос.

Все философские убеждения находятся на подсознательным уровне и у многих людей они нечленораздельны. Мы переживаем свои убеждения эмоционально, в понятии "смысла жизни".

Смысл жизни отражает фундаментальные принципы, благодаря которым раскрывается наше индивидуальное отношение к миру и к людям; это интуитивное чувство, говорящее, по каким принципам работают вещи и в чем их сущность.

Каждый из нас должен осознавать собственные убеждения, составляющие "смысл жизни", и обладать способностью обволакивать их в словесную форму, в противном случае мы утратим четкое представление о том, во что мы верим и что мотивирует нас принимать важнейшие решения нашей жизни — и является ли это правдой. Нам необходимо обладать ответами на философские вопросы, потому что они непременно определят вектор нашего развития на всю дальнейшую жизнь. Это касается не только отдельных личностей, но и целых наций и культур, над которыми доминирует понятие "смысла жизни".

Наши убеждения, эмоции, ценности, знания и идеалы составляют наше мировоззрение. Но мировоззрение не идентично понятию философии. Философия — это систематизированное, рационально осмысленное и обоснованное мировоззрение, его ядро и основа. Все люди так или иначе философствуют в определенный момент жизни, когда необходима структуризация мировоззренческих позиций, без которой не получится движение вперед, развитие в определенной сфере жизнедеятельности. Абсолютно любой человек так или иначе застает себя рефлексирующим о чем-нибудь метафизическом, ибо в саму человеческую природу заложена функция вопрошания о самом себе, о смыслах.

Смысл — это априорная специфика человека.

На примере это выглядит так: скамья есть, дом есть, трава есть, червь есть, небо есть, звёзды есть, планеты тоже есть, но только человек есть в специфическом аспекте как единственное сущее, способное задать вопрос об "есть". Всё сущее в мире является бессмысленным, пустым, без каких-либо оценочных примесей, ни хорошим, ни плохим. Исключительно человек способен придать смысл всему существующему и существованию, именно он способен сказать о сущем как о чем-нибудь хорошем или плохом.

Каждый человек имеет определенные представления о добре и зле, источник которых — внешняя среда, социум. Человек впитывает морально-этические категории социума и рефлексирует внутри себя, из чего получаются индивидуальные представления о добре и зле. Человек в этом плане заперт в неотвратимости вопрошающего ума. Он не может избежать диалога с самим собой, размышления или полемики с внешней средой. Так или иначе, но каждый человек сталкивается с необходимостью отрефлексировать входные данные, чтобы установить для себя определенные критерии добра и зла, в чем он и раскрывает личностные смыслы (движение к добру, т.е правильным формам поведения). Каждый человек так или иначе высказывает свое мнение, что и является философствованием. И даже циники не лишены своей философии, когда осуждают и обесценивают всё, что связано с философией и мудростью.

Философия в этом плане необходима тем, кто философствует. Философствуют, как мы выяснили, все люди и во все времена. Но главный вопрос здесь - "зачем нужна философия?". Отвечая на этот вопрос, следовало бы разделить тех, кто философствует сознательно, и тех, кто сознательно отвергая философию как рудимент, подвергается бессознательному философствованию.

Сознательный человек философствует для того, чтобы глубже разобраться в структурах человеческого бытия. Он желает осмыслить (структуризировать тот самый интуитивный "смысл жизни") суть самого себя, проживающего эту жизнь, и вместе с тем суть всего происходящего вокруг. Это всё можно сравнить с хождением по лабиринту. Философствующий человек всегда носит с собой блокнот и ручку, чтобы делать записи и тем самым вырисовать карту для выхода из лабиринта. Другие же люди пытаются пройти его интуитивно, не используя весь потенциал ручки и блокнота. Лабиринт в этом смысле — это наша жизнь, а ручка с блокнотом — наши мыслительные способности.

Альбер Камю в свое время утверждал, что главный вопрос философии: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? И он же, утверждая абсурдность человеческого бытия, отыскал смысл в том, чтобы противостоять этому абсурду. Однако статистические данные по самоубийствам во всем мире говорят, что многие практически отрицательно отвечают на вопрос Камю, руководствуясь своими соображениями на этот счёт. К сожалению, не многие отваживаются противостоять абсурду бытия, ведь это противостояние намного труднее мгновенного выхода из всех проблем и невзгод.

Сознательно задумываться над философскими вопросами — значит задумываться над жизненно-волнующими вопросами разных форм и направлений. Сюда могут входить и проблемы межличностного общения, и религиозные идеи, и содержательные аспекты искусства, начиная от поэзии, заканчивая кинематографом; здесь и осмысление как личного, так и общественного опыта; и рефлексия всех вытекающих из знакомства с наукой комплексов сложных философских проблем и т. д., и т. п. На самом деле каждая философская проблема тесно вплетена в другую проблему. И следует заметить, что составление и структуризация мнений об общих вопросах не обязательно делает человеческую жизнь легче или успешнее. Нет. Философия в самую первую очередь помогает человеку правильно воспринимать всё происходящее вокруг, правильно реагировать и отвечать на вызовы окружающей среды.

Подводя итоги, можно сказать, что, в какой бы сфере жизнедеятельности человек себя ни реализовывал, философия всегда окажется ему полезной. Сугубо теоретическая философия ориентирует человека в научной деятельности. Экзистенциальная философия указывает на правильные способы решения проблем и моральных вопросов. Мистическая философия может привлекать людей, ориентирующихся на абстрактную духовную жизнь. То есть в философии человек себя находит в максимальной полноте своей жизни.

Философия вездесуща. Она неизбежна для каждого человека и каждый человек философствует, даже тот, кто отрицает её необходимость и обоснованность, оставаясь на позициях лишь неразвитой формы философствования.

Ксана Данн

Я бы сделала поправочку: всё-всё зависит от желаний + возможностей с поправкой на "очень хочу и делаю". но тогда - теряюсь во времени. Делая поправку на "возможности", получишь более точный ответ.

Alyonka Dream

Валерий Колчин

👍
💪

Alyonka Dream

Владимир Лухминский


Владимир Лухминский

Бред. Очередная псевдоинтеллектуальная красивость. Если я заранее закрыт от здравого смысла и аргументации других, тогда, конечно, сквозь мой бараний лоб до мозгов ничто не доберётся. Выберите направление ко дну, когда вы тонете. Оно достаточно "любое" для вас?

Алексей Стреха

А если учесть гипотетическое множество всех возможных реально существующих параллельных вселенных (включая ту, в которой мы находимся). Представления о структуре Мультивселенной, природе каждой вселенной, входящей в её состав, и отношениях между этими вселенными зависят от выбора.

Николай Кадочников

Смотря чего ты хочешь добиться, каждый путь тебе даст то, без чего ты не сможешь обойтись, он даёт тебе время, чтобы ещё раз всё взвесить, ради чего ты живёшь и что ты хочешь, чтобы после тебя осталось, а на весах всегда будет вопрос, а что ты можешь дать, если у тебя по сути, каждый сам пускай перечислит, что у него есть ценного на сегодняшний день,
Показать полностью. и от чего его ценности зависят, и на каком он уровне свободы, когда есть зависимость от своих возможностей для себя, и ради кого он может своими ценностями пожертвовать. К сожалению, такое мало кому удаётся воспроизводить по цепочке, она много раз рвётся, потому что каждое звено, это целая история, и пока эта цепочка не будет иметь цели, она будет всё время выполнять разные функции, то-ли это золото, то-ли это та цепь, которая удерживает, то-ли это подарок любимым людям, то-ли это возможность быть тем, кем хочешь казаться. Поэтому есть и разность в мнениях,на которое влияет всегда тяга к женщинам, пока нет тяги к любви через женщину. И на этот счёт тоже куча мнений, но для меня это не мнения, а дороги, которые ведут к разному восприятию любви, это если о главном, побочных мелочей появляется больше, но это не главное, главное то, что мы называем это любовью. И это не мнение, это видинье, мнение к сожалению ведёт только одной дорогой, куда говорить не буду, сами, каждый понимает куда и зачем.

Читайте также: