Сочинение война в судьбе ребенка

Обновлено: 07.07.2024

Военное детство — это тяжелая взрослая доля, которая лежит на хрупких детских плечиках тех, кто застал войну ребенком. В нашей стране, истощённой войнами, многие люди пережили ранние годы жизни в условиях нищеты и разрухи оккупации.

Таким образом, военное детство — это череда потерь и трудностей, которую переживают дети, ставшие заложниками обстоятельств.


Пример сочинения 2

Ещё одним примером того, как война отнимает детство, может стать судьба, которую пришлось испытать маленькой 11-летней девочке, Тане Савичевой. Этому ребёнку пришлось пережить 2 мучительных года, на протяжении которых она теряла самых близких и родных её сердцу людей.

С учетом того, что члены её семьи умирали, вся ответственность переходила на плечи хрупкого, ещё морально и физически не окрепшего существа. В такой ситуации речи о полноценном детстве быть не может. Тот моральный груз, который пришлось ощутить Тане Савичевой, мгновенно лишил её детства и всех радостей юношества. Так война и погубила всё то непорочное и святое, что можно было ожидать от счастливого детского будущего. Таким образом, военное детство очень страшно как для детей, так и для всего мира в целом.

Оставшиеся моральные потрясения и посттравматические синдромы будут преследовать прошедшего войну на протяжении всей жизни. Это своего рода груз, избавиться от которого не предоставляется возможности. Война лишает ребёнка радости, счастья, беззаботного времяпровождения, а, следовательно, и всего детства в целом. Так давайте же, не допустим таких ошибок вновь. Вырастим не одно поколение, в котором дети будут счастливыми и не испытают на себе тяготы взрослой и трудной жизни раньше положенного времени.


Пример сочинения 3

Чтобы рассказать в сочинении о военном детстве, необходимо сказать, чем отличается военное детство от мирного, вспомнить примеры из литературы, назвать проблемы.

Военное детство - это непростое детство. Дети рано взрослеют, видя ужасы войны. Они иначе смотрят на жизнь и никогда не забудут всего, что пришлось пережить, будь это тяготы, лишения, связанные с войной, картины прошлого, связанные с гибелью людей или родственников.

Люди, которые детьми пережили войну, стали свидетелями многих невзгод: голода, холода, пожаров, бомбежек. Это дети такие же, как все, но им не пришлось играть во дворе и гонять мяч, рисовать мелом на асфальте, ходить в кино, смеяться и радоваться беспечно и беззаботно. Они лишены были своего детства.

Самая кровопролитная - это Великая Отечественная война. Многие еще помнят то время, когда грохотали залпы и орудия, взрывались снаряды, падали бомбы и надо было бежать в бомбоубежище. Сильный голод, страх за себя и близких людей постоянно держали в напряжении.

Какие они дети войны? Это ребята и девчата, которые мало смеялись и привыкли считать хлебные крохи.

Среди детей, взрослеющих во время войны, найдется немало героев, достойных уважения и подражания. Вспоминая литературу, среди произведений есть много о героических подвигах детей. Например, в творчестве Льва Кассиля "У классной доски". Костя Рожков не выдал место нахождения партизан, когда немец допрашивал трех учеников и учительницу, а ударил мучителя, скрылся в окно и позвал на подмогу красноармейцев, тогда немцев взяли и допрашивали.

Можно вспомнить примеры из других произведений или жизни и кино. Сережа Алешков - самый юный участник и герой войны. Его маму убили немцы. Мальчику было всего шесть лет, когда он оказался на войне. Он носил солдатам почту, поднимал боевой дух, однажды помог взять двух гитлеровских солдат с рацией. Был под Сталинградом, прошел с полком до Польши, награжден медалью за боевые заслуги. А после войны поступил в Суворовское училище и служил по его окончанию на благо родине.

Многие дети до шестнадцати лет так или иначе помогали нашим солдатам, партизанам, как могли, проявили себя по-геройски.

Военное детство - это нелегкое и горькое, украденное детство, память об ужасах войны и невзгодах на всю жизнь.


Пример итоговоего сочинения

Это было началом того ужаса, который выпал на долю девочки.

Алёнушку угнетала мысль о том, что она должна ехать в Германию по доброй воле, сама. Зачем? Чтобы родить немца? Любила ли она? Это она не знала.

Для родителей Вилли её приезд был шоком. Алёнушка так и осталась для них чужой. После известия о гибели Вилли на фронте у неё отняли ребёнка, так как это было единственное существо, которое стало для родителей памятью о сыне. Что же испытывает мать, которую лишают любимого чада? Конечно же, опустошение, ощущение потерянной жизни, чувство невосполнимой утраты.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Васян Коваль

Шолохов написал рассказ в очень короткий срок: всего в несколько дней. Однако, творческая история произведения занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова и появления "Судьбы человека" пролегло 10 лет.
Рассказ реалистический, посвящен подвигу народа на войне. В рассказе показан ребенок на войне. Это, в принципе, нелогично: маленький человек и война, которая приносит горе и смерть человечеству. Дети не должны видеть всё это, но Шолохов показывает насколько война беспощадна и бессердечна. Ребенок не солдат, он не обязан воевать, его цель расти и развиваться, его родители должны заботиться о нем и помогать ему. Маленький, беззащитный, потерянный, сирота, он не должен нести на себе груз такой ответственности, потому что дети не готовы еще к взрослой жизни. Ведь каждый человек проходит определенные этапы и эти этапы готовят человека ко всему, перепрыгнуть это развитие и сразу стать взрослым очень тяжело. И что же остается этому ребенку? Скитаться и спасаться как может. И судьба, видя эти скитания, видя этого уже не ребенка, а маленького человека, находит для него отца. И не важно тут уже родной он, или нет, важно, что нашлась родная душа, отец, на которого можно положиться, который может обогреть и накормить.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Саливон Ирина Григорьевна

Великая Отечественная война для нашего поколения событие не отвлечённое, не книжное, сухо представленное учебником истории: мы связаны с нею через наших родственников, которые либо воевали, либо росли в военное время. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но, несмотря на все беды, наш советский народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле!

К этой долгожданной Победе шли не только солдаты – дети тоже. Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых – бомбами, голодом, разрухой. Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети, беспощадной волей войны, оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.

Нина Никифоровна окончила восемь классов. Для этого ей пришлось ходить пешком в соседнее село Климовка, потому, что в родном селе была только начальная школа. После школы сразу пошла работать. На лошадях возили снопы зерна на ток. Но в мирное время пришлось проработать недолго. В мире заполыхало пламя второй мировой войны.

…Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всех амурчан. Вся наша страна превратилась в единый боевой лагерь. Линия фронта тогда проходила не только на передовой. В условиях войны, когда десятки тысяч работников и колхозников были призваны в действующую армию, проблема недостачи кадров в хозяйстве стала еще более острой.

В те суровые годы началась рабочая биография миллионов подростков, вставших на смену ушедшим на фронт отцам и старшим братьям.

На Запад шли в задымленные дали,

Сквозь орудий грохот, сквозь бои,

И кровью на полях войны писали

Мы автобиографии свои.

Тысячи детей были оторваны от школьных парт, чтобы стоять у станков военных заводов, пахарями на колхозных полях. Разве это нормально для ребенка: стоять двенадцать часов в сутки у станка и делать детали для снарядов и мин? В зной и холод спасать урожай? А скольким ребятам заменили воинские части, партизанские отряды семью!? Многие из девочек и мальчиков отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Война на время разрушила этот закон, но она же и доказала: когда страна в самых трагических обстоятельствах, на пределе возможностей считает своей важнейшей исторической миссией, спасение детства, она победит все!

Нина Никифоровна была одной из многих детей, трудившихся на полях в то время. А ведь ей тогда было пятнадцать лет!

В архивной справке и в похозяйственной книге Георгиевского МТС Кагановичевского (ныне Октябрьского) района Амурской области, в книге приказов по Георгиевской машинотракторной станции за тысяча девятьсот сорок первого года по тысяча девятьсот сорок пятого имеются сведения о трудовой биографии Семенко Нины Никифоровны. В тяжелейших условиях приходилось работать жителям сельской местности. Рабочие и колхозники, труженики всех отраслей народного хозяйства вели небывалую битву за топливо и сырьё, металл и хлеб. Главным и очень тяжелым бедствием для детей был голод. Они недоедали изо дня в день. В тысяча девятьсот сорок втором году она работала в тракторной пятой бригаде. За ней был закреплён СЗК №18 (комбайн) и Д-ль-83 (трактор). Из приказов от тысяча девятьсот сорок третьего года можно узнать, что Нина Никифоровна была назначена ремонтным рабочим: выполняла ремонт и обкатку моторов, одновременно при этом была газосварщиком. Для обеспечения выполнения плана подготовки земель под урожай, в тысяча девятьсот сорок четвертом году, была назначена старшим трактористом. Двадцать первого февраля тысяча девятьсот сорок четвертого года была премирована за выполнение январского плана, ремонта тракторов, в размере месячного заработка.

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспалённых,

А той, что рыдала, - запомнил я Родину.

И вижу ее, накануне Победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

И вот наступил он, этот долгожданный великий день – День Победы! Этого праздника люди ждали тысяча четыреста восемнадцать дней. Советские воины прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма. Несмотря на нечеловеческую усталость, на огромное нервное напряжение, лица советских воинов светились радостью. Это была радость победителей! То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

Нина Никифоровна прожила восемьдесят лет, вырастила: детей, внуков и правнуков.

Дети… дети войны… это наша вечная боль. Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имен не перечесть, но память сохранит все. На земле самый лучший народ – дети. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого.

Мои предки! Когда я произношу эти слова, перед моим взором возникают люди железной воли, горячего сердца, светлых мыслей и благородных поступков. Когда нам трудно, когда перед нами встают сложные жизненные ситуации, мы вспоминаем о своих родственниках или о простых людях, отдавших свою жизнь за наше прекрасное будущее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статья раскрывает особенности изображения М. Шолоховым русского солдата, прошедшего через тяжелые испытания и сохранившего любовь, которую он отдает усыновленному им ребенку.

Ключевые слова: подвиг, русский народ, русский солдат, жестокие испытания, нравственные ценности.

Размышляя о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной

войны столь кровопролитной и разрушительной, как война 1941-1945 годов,

то никогда никакая армия в мире, кроме родной Красной Армии, не одержи-

вала побед более блистательных, ни одна армия, кроме нашей армии-

победительницы, не вставала перед изумленным взором человечества в таком

сиянии славы, могущества и величия. . Пройдут века, но человечество навсе-

По его словам, «война – это всегда трагедия для народа, а тем более

стране. Его размышления и события из собственной жизни отразились в

В первый послевоенный год М.А. Шолохов решил поохотиться. При-

сев на плетень у разливающейся речушки Еланки, писатель заметил муж-

чину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе.

Усталые люди подошли к нему и, приняв его за шофера, присели отдох-

нуть. Мужчина поведал свою горькую и, к сожалению, типичную для того

времени историю писателю, и они ушли. Михаил Александрович не спро-

сил имени солдата, но его захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу

Э. Хемингуэя, Э.М. Ремарка и других зарубежных писателей, М. Шолохов

В рассказе автор так описывает встречу с неизвестным солдатом и маль-

чиком: Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. …Вскоре я увидел, как

из - за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел руку малень-

кого мальчика, судя по росту – лет пяти - шести, не больше. Они устало бре-

ли к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне [9, с. 13]. По-

сле беседы с мужчиной писатель с горечью размышляет о судьбе мальчика.

Миллионы детей оставались сиротами в годы Великой Отечественной войны,

и Ванечка, герой рассказа М.А. Шолохова, со «светлыми, как небушко,

пахала и искалечила война, берет на себя ответственность стать отцом осиро-

При оценке рассказа не раз затрагивалась проблема правдивого изо-

бражения русского человека на войне. Для М. Шолохова самым важным

было показать душевные качества человека, не сломленного войной:

Правда. Человек – не зеркало, которое все отражает, что перед ним.

Тем более что перед ним никакой правды быть не может, там может

быть какой - то голый факт. Правда в человеке, в нем самом. Он в муках

рождает правду, если его правда держится на человечности, на состра-

дании, на чувстве долга и ответственности перед людьми, на доброй воле

делать что - то для них. А если этого в человеке нет, то его правдоиска-

тельство – ханжество. В таком случае оно может держаться лишь на

мелочном тщеславии – посмотрите, дескать, какой я великий правдолюб,

насколько я честнее, мужественнее, неподкупнее других. Это – страш-

ная правда. Хоть вера – вместе с царем и отечеством – хоть что - нибудь

вроде равенства, свободы. Благо народа. Так же и правда. Усердием

мерные служители готовы и живого человека распять, и в душах ничего

святого не оставить… Все, что человек принял сердцем и что помогло

ему распрямиться, улыбнуться, вздохнуть поглубже, – это и есть правда.

Истина может быть и низкой, и угнетающей. .. [6, с. 20].

В глазах русского солдата Андрея Соколова, «словно присыпанных

выдержал тяжелые испытания военного времени и стал победителем, не

растеряв своих лучших душевных качеств. Нас потрясает его скорбное ве-

личие, его благородная бездонная тоска и в то же время неистребимое

жизнелюбие и поразительная мощь натуры. Соколову присуще глубокое

понимание святой правоты борьбы нашего народа против лютого врага. Он

хорошо знал, ради чего воевал: ради свободы родины, ее счастья и процве-

тания и вел «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле.

В описании Соколова М. Шолохов обращает внимание на качества,

присущие русскому человеку в целом, которые помогли ему не только вы-

стоять, но и победить в страшной войне. Это «подлинное нравственное ве-

личие, чистая и благородная душа, огромная сила воли, недюжинное само-

обладание, высокое чувство собственного достоинства, отличное понима-

ние своего солдатского долга перед родиной. Истый патриот, стойкий и

бесстрашный человек, он способен сильно чувствовать, глубоко пережи-

вать невозвратные потери близких людей, мудро подходить к сложным яв-

только сжатый до размеров рассказа, то есть до самого существительного,

до самого важного – до одной человеческой судьбы, вобравшей в себя суть и

Своими произведениями о войне М. Шолохов обозначил новый этап

послевоенной советской литературы в изображении трагических испыта-

ний, выпавших на долю советского народа в страшные годы. Он показал

величие, терпение, упорство и нравственную красоту героического духа

советских людей. Образ Андрея Соколова – собирательный. Это образ рус-

чественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому рас-

крытию нравственных истоков великого подвига советского народа. Этот

рассказ еще раз подчеркнул, что изображение трагического может быть свя-

Вспоминая о плене, Андрей Соколов останавливается на одном из эпи-

зодов, в котором происходит противоборство между ним и немецким офи-

цером. Несмотря на свою физическую слабость, он одерживает нравствен-

ную победу, отстаивает достоинство и честь нашей Родины. Зная, что его

могут расстрелять, Соколов отказывается пить за победу германской армии.

Касается М. Шолохов в своем произведении и темы предательства. В

фашистском плену, в церкви, где пленные устроились на ночлег, Соколов

убивает молодого солдата, который ради своего спасения, хотел выдать

лейтенанта. Герой, не задумываясь, почти без единого слова «выносит ему

Усыновив Ванюшку, Соколов раскрывает перед читателем свою доб-

рую и отзывчивую душу:

– Где же твой отец, Ваня?

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому,

душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю:

– Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой? Он и спросил, как выдохнул:

Ванюшка и Соколов одиноки, у них нет никого на всем белом свете.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края воен-

Заканчивает М. Шолохов рассказ поэтическим гимном человеческой

стойкости: И хотелось бы думать, что этот русский человечек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина [9, с. 392].

М. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для

себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможно-

сти служить своему народу. О своей самой сокровенной писательской цели

Шолохов говорил так: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям

стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремле-

1. Гура В. В., Абрамов Ф. А. Семинарий. М.А. Шолохов. Л. : ГУПИ Мин. Про-

свещения РСФСР, 1962.

турная классика XX века. Екатеринбург, 1996. С. 217–245.

3. Огнѐв А. В. Михаил Шолохов и наше время. Тверь, 1996.

Высшая школа, 1984.

5. Хватов А. И. На стрежне века (Художественный мир Шолохова). М. : Совре-

“Дети и война – нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете.”
А. Т. Твардовский.
Война – одно из самых страшных слов, одна из героических и трагических страниц в истории нашей Родины. Дети войны – это наши бабушки и дедушки. Во время Великой Отечественной им пришлось трудно.

Их лучшие детские годы пришлись на время горя и лишений.
Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов, воздушная тревога и “похоронки” с фронта – вот,

что запомнили дети.
Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. Многие дети не знали, что такое игрушки. Вместо детских песенок они слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики.

Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Они выживали как могли.
Изменила ли война мировоззрение детей? Да. Детям войны рано пришлось становится взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы.

Им приходилось заботиться о своих младших братьях и сестрах, принимать серьезные решения, ведь их родители или воевали, или трудились с утра

Одиннадцатилетние близнецы неразлучны. Это помогало им выжить, сносить все напасти. Они всегда вместе – четыре руки, четыре ноги, две головы.

Выручая друг друга, было легче устоять в гибельных обстоятельствах. Ничего не видевшие хорошего в этой жизни, вечно голодные и холодные, они как умели, так и приспосабливались к новым условиям.
Самое ужасное и непостижимое в повести – это убийство Сашки, которого нашли со вспоротым животом и початком кукурузы во рту. Нервы Кольки не выдержали и он заболел. На протяжении всей болезни за ним ухаживал чеченский мальчик, в котором впоследствии Колька увидел Сашку.

Позже дети породнились и уже не расставались ни на миг.
Но помимо книг, которые рассказывают о трудной жизни людей, есть произведения, в которых говорится о мужестве детей и совершенных ими подвигами. Например, стихотворение А. Т. Твардовского “Рассказ танкиста”, в котором рассказывается о мальчике, помогавшем найти место, где спрятались немцы. Небольшое по объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрые решения и некогда предаваться рассуждениям.
В заключении, я хотела бы вернуться к эпиграфу и сказать еще раз, что дети и война – две совершенно несовместимые вещи.
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Мы должны их уважать, ведь им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. Именно они знают о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.

Читайте также: