Сочинение вид письменной школьной работы изложение своих мыслей знаний на заданную тему с и ожегов

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

содержаться ответ на заданный по теме вопрос

содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста

Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

пересказа литературного произведения

изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

короткой, но емкой

органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.

Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.

Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.

Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.

Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.

Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.

Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.

При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.

Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.

Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.

И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу

2 Сочинение вид письменной школьной работы изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. С. И. Ожегов

3 КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению. Общая композиция I.вступление II.основная часть III.заключение Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

4 КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение; сформулировано ваше понимание поднятой темы. (Более подробно, о том, как писать вступление, смотри в презентации Погребняк Н.М.) и ниже.смотри в презентации

8 Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них мемуарный приём, монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное, монтаж фактуальной информации, обращение к информационному запасу коммуниканта, обзор аспекта деятельности героя, обзорная характеристика предмета обсуждения, призыв к воспоминаниям приглашение к диалогу, призыв к сопредставлению, призыв к сопереживанию, противопоставление, зачин-парадокс, подведение к теме, самохарактеристика, сопряжение фактов по контрасту, характеристика через впечатления современников, исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

9 КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: пересказа литературного произведения, если ты используешь его в качестве одного из аргументов; изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения. Основная часть это проверка того, насколько верно понята тема.

10 КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть: короткой, но емкой; органически связана с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.

16 Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе. Предвосхищение непонимания неправильного хода мысли вопроса опережения в ходе мысли - Вряд ли следует удивляться тому, что… - Почему, однако, нельзя воспользоваться - Даже если считать. одним из…, то и в этом случае.. - Было бы в высшей степени неправильным сопоставление… - В литературе уже было обращено внимание на …но. - Может возникнуть вопрос. - Возникает вопрос:… - Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому… - Конечно, не следует закрывать глаза на то, что… - Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне… - Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но… - Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто. - Оговоримся сразу: ошибки здесь нет… - Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой… - Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник… - Но здесь всё гораздо сложнее - Логично ли…? - Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным… - Разумеется, такой подход вполне допускает… - Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас… - Об экономии и говорить не приходится… - Конечно… претерпят изменения. - Разумеется, предварительно потребуется…

17 Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение. Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее. Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

19 Учимся писать сочинения. Алгоритм работы Учитесь писать сочинения по алгоритму, работайте в соответствии с планом, излагайте мысли последовательно. 1. Внимательно прочтите тему сочинения. Выделите ключевые слова в ней. 2. Обдумайте тему тщательно, составьте опорную схему, в которой отметьте главное во вступлении, запишите, какие литературные, исторические или жизненные примеры Вы будете использовать. 3. Определите основные проблемы, прямо относящиеся к теме. Найдите среди них ключевой вопрос и запишите его.

20 4. Начинайте формулировать ваше личное мнение, отразите в черновике мысли по теме, ваше отношение к проблеме. Ответьте на вопросы: Что вас заинтересовало в формулировке темы, показалось близким вашему мировосприятию? Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию темы? Какие детали, факты, образы вспоминаются при анализе литературного источника? Что можно использовать из других источников (история, жизнь, Интернет, СМИ). Какие чувства вызывает поднятая проблема? Задумывались вы раньше над этой проблемой? Насколько важным вам кажется поднятый вопрос? Что нового вы открыли для себя, размышляя над данной темой? Насколько актуальной она может быть для других людей?

21 5. Запишите основные мысли, которые вы хотите отразить в сочинении. У вас должно получиться не менее 12 предложений. 6. Перечитайте все черновые материалы и составьте план вашего сочинения. Помните, что композиция должна быть чёткой. Пишите план, оставляя свободные места между пунктами. Туда вы можете внести цитаты, наметить предложения и формулировки. Распределите по пунктам плана все ваши черновые материалы. Не забывайте о заданном объёме.

22 7. Приступайте к написанию чернового варианта вашего сочинения. Обязательно внимательно следите за логикой повествования: избегайте резких переходов, смысловых сдвигов, не уделяйте слишком много места деталям, незначительным отступлениям. Излагайте мысли плавно, последовательно, помните о смысловых связках между предложениями, абзацами. Ваш текст должен восприниматься как единое целое Используйте цитаты, вспомните свой личный опыт, аргументируйте и доказываете ваше мнение, позицию. 8. Особое внимание уделите вступительной и заключительной части сочинения. Во вступлении сформулируйте проблему, поясните задачи, которые вы ставите перед собой при написании сочинения. В заключении сделайте выводы. Перед написанием заключительной части перечитайте сочинение целиком. Пересказывать его содержание не нужно: обобщите всё написанное, но другими словами. 9. Перечитайте черновик, найдите и исправьте все ошибки, неточности. Аккуратно перепишите сочинение на чистовик. Перечитайте текст и ещё раз проверьте его.

23 Итоговое сочинение может быть написано в форме ЭССЕ. Это особый жанр сочинения

24 Эссе как жанр сочинения Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. На первом плане эссе личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

26 Эссе как жанр сочинения Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры проводит параллели подбирает аналогии использует всевозможные ассоциации. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры аллегорические и притчевые образы символы сравнения

27 Эссе как жанр сочинения Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют: непредсказуемые выводы неожиданные повороты интересные сцепления По речевому построению эссе это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

29 И в заключение: Вовсе необязательно строго следовать инструкциям, которые мы вам предложили. У каждого из вас, возможно, есть свои приёмы создания текста. Но ознакомиться с тем, о чём было сказано выше, полезно. Словом,

30 Более конкретно по каждому направлению тем итогового сочинения будем говорить в следующей работе.

СОЧИНЕНИЕ — СОЧИНЕНИЕ, сочинения, ср. 1. только ед. Действие по гл. сочинить сочинять. Заниматься сочинением стихов. 2. Литературное произведение. Философское сочинение. Сочинение по медицине. Сочинения Гоголя. Собрание сочинений. 3. Школьное упражнение в… … Толковый словарь Ушакова

Сочинение — может означать: Сочинение (синтаксис) Сочинение (учебное) Произведение См. также Сочинение ко Дню победы Сочинение про дедушку (мультфильм) Сочинение Сатурналии … Википедия

сочинение — Творение, компиляция, композиция, пьеса, статья, фельетон. Ср. . См. книга. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сочинение творение, компиляция, композиция, пье … Словарь синонимов

СОЧИНЕНИЕ — (паратаксис) в лингвистике синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи соединительная, противительная, разделительная … Большой Энциклопедический словарь

СОЧИНЕНИЕ — на вольную тему. Жарг. студ. Шутл. (мед.). Учебная история болезни. (Запись 2004 г.) … Большой словарь русских поговорок

Сочинение — СОЧИНЕНИЕ, или ПАРАТАКСИС. Такой способ сочетания предложений, при котором никакими формальными признаками не обозначена зависимость одного из них от другого. С. предложений в русском яз. обозначается союзами, теми же, какие служат и для… … Словарь литературных терминов

СОЧИНЕНИЕ — СОЧИНЕНИЕ. Вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. рассматривается как упражнение для развития связной речи, умений построения текста и применяется на … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

сочинение — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? сочинения, чему? сочинению, (вижу) что? сочинение, чем? сочинением, о чём? о сочинении; мн. что? сочинения, (нет) чего? сочинений, чему? сочинениям, (вижу) что? сочинения, чем? сочинениями, о… … Толковый словарь Дмитриева

Сочинение — (паратаксис, координация) синтаксическая связь грамматически равноценных единиц языка, из которых ни одна не может быть сведена на положение компонента другой, располагающая своей системой средств выражения сочинительными союзами (см. Союз).… … Лингвистический энциклопедический словарь

сочинение — вид синтаксической связи, предполагающий равноправные отношения компонентов и выражение с помощью союзов в словосочетании и сложном предложении; ср. Мороз и солнце и Стоял мороз, и сияло солнце. Сочинительные союзы бывают одиночные (и, а, но) и… … Литературная энциклопедия

Светлана Дидыченко

Светлана Дидыченко

Светлана Дидыченко
запись закреплена
В помощь учителям русского языка и литературы

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)

1.Обучение сочинениям на литературные темы
2. Памятка для учащихся "Сочинение по литературному произведению? Это просто"

Читайте также: