Сочинение на тему подворье казака черноморца

Обновлено: 01.06.2024

Первые отряды казаков-черноморцев прибыли на Кубань во второй половине 1792 г. Из Приднестровья в Черноморию они добирались несколькими отрядами морским и сухопутным путями. Отряд полковника Саввы Белого, обогнув Крым на лодках и других судах, высадился у Тамани 25 августа 1792 г. Основной состав ЧКВ во главе с кошевым атаманом Захарием Чепегой отправился в путь 2 сентября 1792 г. в обход Азовского моря и 23 октября прибыл к Ейской Косе. Третий отряд повёл Контантин Кордовский через Крым. В путь он выступил 4 сентября, в порт Еникале (Керчь) прибыл 23 октября, а в район Темрюка, переправившись через Керченский пролив, 1 ноября 1792 г. Этим же путём пришли отряды войскового судьи Головатого – к лету, есаула Черненко – к осени 1793 г.

Всего в Черноморию прибыли до 25 тысяч первопроходцев, в том числе – до 17 тысяч строевых казаков; остальные – женщины, дети, старики, инвалиды (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.). Первые годы все они жили практически в открытой степи. Единственное укрытие от непогоды – тент над повозкой, которая была далеко не у всех переселенцев. Поэтому жилищное строительство для первопроходцев становилось вопросом жизни.

Ф.А. Щербина описывает не только военные успехи казаков-черноморцев, но и их нравы, обычаи, жилищно-бытовые условия, их подходы к военному и гражданскому строительству. Опираясь на это наследие, а также на архивные документы и собственные наблюдения, нам удалось обобщить опыт жилищного строительства в первых казачьих поселениях на Кубани.

Приоритетным у казаков было военное строительство: оно велось вдоль границы, протяжённость которой до 250 вёрст. Заняв 24 укрепления, построенные солдатами русской армии под руководством А.В. Суворова, казаки приспособили их к своим манерам взаимодействия с неприятелем. Одновременно строили новые кордоны, батареи, сторожевые посты, пикеты, причалы для судов войсковой флотилии. При всех этих военных объектах сооружались казармы – жилища для казаков-пограничников. Самый крупный военный объект – войсковой град-крепость Екатеринодар – начали строить в сентябре 1793 г. в урочище Карасунский Кут, назвав в честь Екатерины Великой.

Гражданское строительство начиналось сразу же по мере прибытия семей к месту будущей зимовки и продолжалось при каждом перемещении куреней по Черномории. Известно, что размежевание её земель было завершено лишь к началу 1794 г., а весной были определены места для первых 40 куренных селений. Одно из них, примыкающее к граду-крепости, назвали Екатерининским, другое Березанским – в честь победы над турками у острова Березань. Остальные 38 получили названия, которые носили запорожские курени.

На местах будущих селений практически в открытом поле собиралось до пятисот и более человек, большинство из которых женщины, дети, старики, инвалиды. Свободные от службы строевые казаки и всё трудоспособное население куреней спешно строили навесы, загоны и базы для скота, копали колодцы. Располагались семьями или отдельными группами.

Самое доступное жильё – шалаши и землянки. Чтобы соорудить шалаш, нужны были небольшой толщины брёвна, латы – жерди, камыш, сухая трава, бурьян. Шалаш защищал от непогоды, от жары, но не спасал от холода, поэтому до наступления зимы семьи старались построить землянки. Их сооружали в черте будущего селения, на возвышенных местах, в стороне от низин и балок, чтобы избежать подтопления. Выкапывали траншею глубиной в один-полтора метра, шириной и длиной до трёх и более метров, в зависимости от численности семьи. Из грунта делали обваловку траншеи, утрамбовывая земляной вал. Он увеличивал глубину землянки до двух и более метров, обеспечивал отвод дождевой воды. С угла на узкой стороне траншеи делали отлогий спуск – будущий вход в землянку, его тоже обваловывали. В середине обоих торцов траншеи устанавливали по бревну, закрепляли их, подпирая с боков брёвнами-откосами. Между ними устраивали окна и дверь. На брёвнах-стояках крепили продольное бревно – перекладину, а вниз от неё по боковым откосам – латы (жерди). Полученная решётка служила опорой для кровли. Её делали из камыша, уложенного пучками в два слоя: нижний слой куницами (верхушками) вверх под залом, а верхний наоборот – он обеспечивало водосток, из него же делали гребень наверху. Камышовые пучки – фашины – увязывали, переплетали между собой, шпагатом крепили к латам.

Внутри землянку мазали глиной, поверх неё – раствором коровяка, если была известь – белили. В землянке делали спальные топчаны, стол, лавки и прочие приспособления, улучшавшие бытовые условия. Очаг – печь – устраивали обычно около двери, используя глину, песок, известь, а позже и кирпич. Из этих же материалов делали дымоходы, дымарь (трубу), приспособления для удержания тепла. На строительство такой землянки уходили считанные недели, а то и дни, что позволяло каждой семье или группе холостяков иметь свой кров до наступления зимы. За два-три года, прожитые в землянке, семьям удавалось заготовить материалы и построить свой дом – хату.

Войсковое правительство выработало общие требования к планировке куренных селений. Рекомендовалось, в частности, селениям придавать форму квадрата, ориентированного по сторонам света, площадью до 250 десятин. Казачьи подворья ограничивались размерами 20 на 40 саженей, т.е. площадью до 0,3 десятины. Проезды между подворьями – будущие улицы – должны были иметь ширину 10 саженей и располагаться параллельно сторонам квадрата, т.е. с юга на север и с востока на запад. При такой планировке в селении могло разместиться до 900–1000 подворий (ГАКК, ф. 252, о. 1, д. 361. Описание станиц Таманского округа, 1843.).

Позже допущенные при первоначальной планировке куренных селений отступления упорядочили, улицы выпрямили, увеличив их ширину до 12 саженей, подворья объединили в кварталы, ограничив их длину четвертью версты, то есть 125 саженями. Кварталы стали прямоугольными, с размерами сторон 60 на 100 или 60 на 120 саженей – следовательно, площадью в 2–3 десятины, что позволяло в каждом квартале размещать до 10–12 подворий. Со временем площадь подворий уменьшалась вследствие разделения семей и, соответственно, увеличения количества подворий в квартале. (Для справки: 1 сажень = 3 аршина = 2,1336 м; 1 аршин = 16 вершков = 71,12 см; 1 вершок = 4,445 см; 1 верста = 500 саженей = 1,0668 км; 1 десятина = 2400 кв. саженей = 1,09254 га.)

В большинстве первых куренных селений (с 1842 г. они – станицы) такая планировка соблюдалась и, как правило, сохраняется доныне. Исключение составляют лишь кварталы, которые примыкают к берегам рек, да ещё те, на территории которых оказались балки – низины, заполнявшиеся вешними водами. Такие низины долгое время были пустырями – доступными всем водоёмами или пастбищами. Теперь их зачастую засыпают землёй, застраивают, что приводит к подтоплениям, заболачиванию, гибели деревьев…

По мере накопления строительных материалов казаки начинали строить свои хаты (хата – дом, иногда хата – это комната). Вплоть до первых десятилетий XX в. в станицах строили в основном турлучные хаты. Главный строитель – плотник, вооружённый топором, пилой, долотом, буравчиком. Были в селениях плотники-профессионалы, но и многие казаки, владея навыками этого ремесла, строили свои дома сами.

Самыми трудными и дорогостоящими были заготовка дубовых столбов, лат, досок, изготовление дверей, окон, ставней и прочих деревянных конструкций. За покупкой лесоматериалов ездили на подводах в ближайшие леса, чаще – в предгорья, в Красный лес (он сохраняется в хорошем состоянии до сих пор). Другие нужные материалы – камыш, солома, глина – были рядом и в больших количествах. Но предпочтение отдавали гривенскому камышу – тонкому и почти без листвы. Кровля из него получалась плотной и долговечной. Верёвки, шпагат делали сами – из конопли, которую для этого и выращивали.

Каркас будущей хаты – со стропилами для кровли – делали с помощью топора и долота, без гвоздей, на шипах и клиньях. Затем каркас, включая потолок, обвязывали камышовыми пучками при помощи шпагата. Крышу покрывали камышом, с заломом или гребнем на коньке крыши. На каркас с обеих сторон лепили толстый слой глея, заполняя им пространство между камышовыми пучками. Им же настилали потолок – пол чердака (горище) и пол – доливку. Когда всё высыхало, хату снаружи и изнутри мазали всё тем же глеем. Его готовили в местах поближе к реке – к воде. Сначала копали земляной круг, диаметром до 10–15 метров, бросали в него глину, суглинок, ячменную солому, поливали водой. Месили конскими копытами, гоняя – обычно целый день – три-четыре лошади по кругу. Полученную массу и называли глеем (глэй). Для чистовой обмазки делали замес из глины и конского навоза. После этого хату белили известью; красили, обычно в голубой цвет, ставни и двери.

Строили в основном пятистенные хаты: четыре стены внешние, пятая внутренняя делила хату на две большие комнаты (Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.). Одна из них была залой с отгороженной спальней для родителей, другая – общей. Она служила всем и для всех нужд. В ней устраивалась большая русская печь, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали.

В общей комнате нянчили и укладывали спать детей, пряли, вязали, вручную сортировали семенное зерно, обрабатывали продукты. В ней был большой стол, за которым усаживалась вся семья. Ели из общей миски, стоявшей в центре стола. В этой же комнате спасали от холода малых телят, жеребят, ягнят, которые появлялись на свет зимой.

По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана. Его делали из того же глея, который формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Те, кому было по средствам, ставили саманные хаты на фундамент из камня – они котируются и поныне. Так же, как и саман – поныне ценный материал для одноэтажного сельского строительства.

Лишь с середины прошлого века саман и турлук начали вытесняться кирпичом и другими современными строительными материалами и технологиями.

Презентация на тему: " Заочное путешествие по казачьему подворью и хате казака." — Транскрипт:

1 Заочное путешествие по казачьему подворью и хате казака

5 План работы над проектом 1. Найти в библиотеке литературу по теме проекта. 2. Сходить еще раз в музей и сфотографировать нужные экспонаты. 3. В энциклопедиях найти объяснения названий предметов, которые используются казаками в быту. 4. По изученным материалам составить мультимедийную презентацию для показа на уроке кубановедения.

6 Я нашел в интернете старинные фотографии, на которых сфотографированы казачьи подворья

7 Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол- глинобитный. Крыша –из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

8 Саманная хата Саманные кирпичи Саман-особый материал из глины, воды и камыша, из которого делали кирпичи, для строительства хаты

9 Вид хаты со двора Вокруг хаты был плетеный забор- плетень

10 Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. А какие предметы быта, которые были нужны казакам, есть в нашем музее?

11 1. 1. Грабли деревянные 2. Наконечник кочерги. 3. Цеп для зерна. 4.Кубышка. 5.Серп. 6.Коса. 7.Тяпка Словарь: Грабли Кубышка Серп Коса Тяпка

12 1. Коромысло 2. Ножницы 3. Рубель 4. Веретено В городском музее на выставочном стенде я нашел следующие предметы быта казаков: Словарь: Веретено- Коромысло- Рубель-

13 Рассмотрим внимательнее предметы, которые находятся на казачьем подворье: -корзины, стол и табуретки, на столе горшки и кувшины, ложки, корыто. А какие предметы находятся в городском музее?

14 Внутреннее убранство хаты ( стилизованное под старину)

15 Выводы: Казаки –переселенцы построили на Кубани первые станицы. Ближе познакомиться с вещами и предметами, которые использовали на своих подворьях и в своих домах-хатах в казачьей семье можно в народном музее. Во дворе были хозяйственные постройки. В музее мы увидели следующие предметы, которые можно было встретить во дворе подворья: грабли деревянные, наконечник кочерги, цеп для зерна, кубышка, серп, коса, тяпка. Предметы из хаты казака представлены в музее: лапти мужские, коромысло, гребень для льна, ножницы, лапти женские, рубель, веретено. Для того, чтобы лучше понять назначение предметов, я составил толковый словарик.

16 Назови предметы внутреннего убранства хаты Викторина Как называется этот строительный материал? Как называется такой забор? Назови хозяйственные постройки и предметы на казачьем подворье

17 Какие экспонаты в нашем музее ты узнал? Словарь Сундук Прялка Весы

18 Казачье подворье Какие предметы быта и хозяйственные постройки узнали на картинке?

Первое мое впечатление от увиденного было восхищение. Сколько труда и сил необходимо вложить, чтобы все это создать. А в последствии содержать в порядке. Ведь это требует очень много именно физических сил. Да еще после того, как мы сами попробовали каменными жерновами молоть зерно. Сделать хоть маленькую толику муки. А это очень тяжело крутить каменные глыбы.

И вот представьте себе, когда на дворе два вола, куры, гуси, утки, овцы, коровы, быки. Всех их надо покормить и присмотреть за ними. Все они содержались на базу, скотном дворе.

Да еще и огород с садом. И это я только перечисли женскую часть казачьего хозяйства.

А есть еще и мужская часть. Это содержание всех пахотных приспособлений, всего подворья.

Но я отвлекся от самого главного.

Подворье состоит из чистого двора, на котором в первую очередь располагался курень. В простонародье, дом в котором проживала вся семья казака. В этом рассказе мы не будем рассматривать строение куреня и не будем выяснять почему и что так называется. Просто совершим маленький экскурс, экскурсию по подворью казака середняка Верхнего Дона.

Рядом с куренем располагается одно из основных частей всего подворья. Само сердце – колодезь журавель. Из которого черпается живительная влага для всех жителей усадьбы. Как людей, так и скотины. Из которого поливают и огород.

Двор перед куренем Верховые казаки обычно мостили пластушкой. Это пластины песчаника, плоские камни. Для казака это было всё и плитка, и облицовочный кирпич. Из него, вернее из неё делали даже заборы внутри подворья и строили подсобные помещения. В общем для всего использовали этот кирпич.

Ну как же без стряпки? Это летняя кухня. В которую начиная с ранней весны, как только теплело на улице переносилась кухарская жизнь семьи. Тут и кухарили и потом всё лето кушали. А в самую жару, летом все это переходило во двор, к летнице. Отдельно стоящей печке. Около которой ставился навес из прутьев. Стол и лавки для обедов. На навесе сушились все фрукты. Яблоки, жерделы, вишни, все что росло на деревьях в казачьем саду.

Холодильников не было, были ледники. Вырытые в земле погреба, в которые в зимнее время заносили глыбы льда и устанавливали так, чтобы они не таяли и холод давали. Холодильник тех времен.

Для того, чтобы увидеть самому какое оно казачье подворье казака Верхнего нужно всего-то посетить хутор Кружилин.

- любовь и уважение к культуре и традициям кубанского народа, связанными со строительством жилья.

- интерес к жизни и труду казаков;

- эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народными промыслами, с культурным наследием Кубани;

- умение внимательно слушать вопросы и давать ответы.

- познакомить детей с кубанским подворьем, в сравнении с деревенскими дворами в современности;

- дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков;

- замечать, что с изменением условий труда происходит изменение быта;

- расширять словарный запас.

Наглядный материал: макет кубанского подворья.

Словарная работы: кубанское подворье, хата, кобица, саж, хлев, конюшня, сено, стог, колодец, изгородь, хутор, станица.

Ход занятия.

Дети входят в группу, садятся на стулья.

Воспитатель задаё т вопрос детям:

- Ребята, где мы с вами живем? (в Отрадненском районе).

- А как называется наш край? (Краснодарский)

- А кто знает, как еще называется край, где мы с вами живём? (Кубань).

- А как вы думаете, почему название нашего края Кубань? (по названию реки).

- Какие реки протекают у нас? (Кубань, Уруп).

- Правильно, у нас протекают две реки. Кубань – большая река, а Уруп – поменьше, он впадает в Кубань.

- А как вы думаете, почему название нашего края Кубань? (по названию реки).

На Кубани много городов, а еще больше хуторов, станиц, сел.

- Кто больше назовет знакомых городов?

- А какие села и хутора вы знаете?

- Кто из вас бывал в гостях у родных, живущих в хуторах, станицах и селах?

- Помните, что вы видели во дворе, какие постройки? (дом, гараж)

- Чем огорожен двор? (забором).

- А какие еще постройки вы видели?

- А как еще можно назвать домик собаки? (Конура).

- Кто еще вспомнит, что он видел во дворе? (Сарай).

- Кто мне скажет, для чего нужен сарай? (Для того, чтобы хранить в нем старые вещи, инструменты).

- А еще для чего? Кто может жить в нем? (Домашние животные).

- А домашние птицы могут жить в нем?

- Как называется домик, где живут куры? (курятник).

- Каких домашних птиц вы знаете?

- Как называют детенышей кур, гусей, уток, индюков?

- Кого из домашних животных вы видели?

- Где они живут? Как называется их дом? (сарай, хлев).

- Как называют детенышей коровы, лошади, кошки, собаки, козы, овцы, свиньи, кролика?

- Ребята, а вы знаете, как жили ваши прабабушки и прадеды?

Давайте пройдем с вами к макету. Это кубанское подворье, посмотрите на него и послушаете мой рассказ.

Люблю тебя, земля родная.

Куда не глянь – поля без края

Течет Кубань, пестрят луга…

Ой, земля моя родная,

Всегда ты сердцу дорога.

Давным - давно, когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей и родителей. У каждой семьи было подворье, которое огораживалось изгородью. Семья жила в хате. Стены и пол были глиняными. Рядом с хатой казака всегда размещалась конюшня, сараи, хлев (для крупного рогатого скота, в каждом подворье был свой колодец. В каждом дворе огород, росли фруктовые деревья.

У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью.

- Как вы думаете, что такое изгородь?

- Как называется по-другому забор?

Вся семья жила в одной хате, так назывался дом, где жили люди.

- Как назывался дом раньше? Повтори.

- Кто увидел хату на подворье? Покажите мне ее указкой.

- А как вы думаете, из чего строили хаты? (из глины).

Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.

- Какого цвета хата? Почему она белая?

В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь.

- Как вы думаете, для чего нужна печь? (Чтобы было тепло).

- А еще для чего? (На ней готовят).

- Ребята посмотрите на крышу, из чего сделана? (из соломы).

Верно, крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.

Посмотрите, а для чего находится справа от хаты? (печь). Угадали, это летняя печь.

- Как вы думаете, для чего нужна летняя печь?

Летом люди готовили пищу на летней печи, которая называлась кабица. Давайте повторим это трудное слово. Ка-би-ца. Ведь если летом в доме затопить печь, то там будет очень жарко. Для того чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.

- Что такое кабица? (Летняя печь).

- Что вы видите еще на подворье? (Сараи).

- Кто стоит возле этого домика? (Свинья).

Правильно, домик свиньи называется, саж.

- Где живет поросенок (В сажке). А за сажком стоит хлев.

- Кто в хлеве стоит (Овца, корова, коза).

- Как называется их домик (Хлев)

- А кого из животных вы еще видите (Лошадь). Кто догадался, как называется домик, где живет конь (Конюшня).

- А ты как думаешь? Повтори.

Давайте еще раз посмотрим наше подворье, кто мне скажет, что за пучок сена? (Стог).

- А для чего нужно сено? Кто питается сеном (Корова, лошадь, коза).

- Что еще вы заметили на подворье (Колодец).

- Для чего он нужен? Чем в наше время заменили колодец? (водопроводными кранами).

- Кто знает или видел, как из колодца достают воду (При помощи веревки и ведра).

- Что вы еще видите на подворье (Деревья)

- Что может расти на деревьях (Яблоки, груши, сливы)

- Как можно все это назвать одним словом (Фрукты).

- А где выращивали овощи (На огороде).

- А есть ли на подворье огород?

- Что могли выращивать на огороде? (лук, картофель, морковь и т. д.)

- Ребята, как вы думаете, трудолюбивые были казаки или нет?

- Почему вы так думаете?

- А еще почему (Потому, что они выращивали много овощей, а их надо полоть).

Ребята, казаки были очень трудолюбивыми, они с утра до позднего вечера трудились, выращивая хлеб на полях, ухаживая за землей, косили траву для животных, ухаживали за животными.

- Ребята, подскажите мне, в чем изменился труд казаков на подворье? (У них появился водопровод и им не надо носить воду из колодца).

- А чем теперь отапливают свои дома казаки (Теперь у них есть газ. Им не надо топить печи, рубить дрова).

- На чем они готовят пищу (На газовых плитах).

- Что можно сказать при сравнении жизни казаков раньше и теперь?

Итог занятия. Ребята, подойдите, пожалуйста, к макету кубанского подворья и назовите постройки и другие предметы на нем.

Где живет лошадь – в конюшне

Собака – в конуре

Кролик – в крольчатнике

Свинья – в свинарнике

Корова – в хлеву, коровнике

Овца – в овчарне

Корова дает (молоко)

Лошадь – перевозит груз

Коза – шерсть молоко

Овца – мясо, шерсть

Кролик – мясо, шкуру

Молодцы! Все вы знаете о домашних животных.

- А какие народные приметы вы знаете, связанные с животными?

Кошечка умывается, говорят в народе, она гостей зазывает.

Конь храпит – к вьюге.

Кошечка мордочку прячет – к морозу.

Собака ест траву – к дождю.

Конь спит крепко – к теплу.

Кошечка ложится брюшком кверху – к жаре.

Свинья чешется – к вьюге.

- Вы не знали, а теперь знаете и наблюдайте за домашними питомцами, их поведением, повадками.

Куда ни глянь – поля без края,

Течёт Кубань, пестрят луга…

Ой, ты, земля моя родная,

Всегда ты сердцу дорога.

Мне не нужна судьба иная –

В тебя навеки я влюблё н:

Люблю тебя, земля родная,

Люблю Успенский мой район.

Люблю тебя, когда весною

Ты весь цветением объят,

И в летний день, когда стеною

Хлеба высокие стоят;

Когда, как золотом, облиты

Сады весенние твои,

И в дни, когда с печальным криком

Летят по небу журавли.

И отчего, я сам не знаю,

Теплеет сердце у меня,

Когда пушистым одеялом

Зима укроет зеленя.

Течёт Кубань, волной играя,

Течёт, лаская берега…

Ой, ты, земля моя родная,

Всегда ты сердцу дорога.

Цвети, район, под ярким солнцем,

Свои успехи умножай.

Пусть каждый год потоком льётся

С полей богатый урожай.

Мне не нужна судьба иная –

В тебя навеки я влюблё н:

Люблю тебя. Земля родная,

Люблю Отрадненский мой район.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_687dbde0.jpg

Быт и культура казачьего подворья

Составитель: Н.Ф. Конищева,

учитель начальных классов

Тема: Быт и культура казачьего подворья.

Цели: познакомить детей с бытом и культурой казачьего подворья, выучить словарные слова на данную тему, осваивать нравственные и эстетические ценности казаков, дать представление о конструкции дома, в его традиционном и внутреннем убранстве, в названиях его частей и деталей;

развивать память, мышление, умение сравнивать и делать выводы, аналитические способности и воображение, проектные способности;

воспитывать культуру поведения, уважение к старшим, трудолюбие, чувство гражданского долга, патриотизма.

Оборудование: таблички со словами, иллюстрации, рисунки, макеты подворий, предметы быта из школьного музея, диск.

Региональный компонент.

Исподволь приучать слух и мысль детей к непривычным современной жизни словам, понятиям, предметам традиционного быта, стараться работать на материале традиционного жилища казаков Горячеводской казачьей общины и других общин.

Ход занятия.

Организация внимания класса.

Организация рабочего места.

Постановка целей и задач занятия.

- Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с бытом и культурой казачьего подворья и попробуем сделать макет такого подворья из различного материала, узнаем новые слова, которые использовали казаки в своей речи.

3. Дополнительный материал.

- Какие дома вы знаете, и как они называются у разных народов?

(Изба, землянка, юрта, шалаш, хата, и т.д.)

- Но самое главное, что дом – это жилище родных людей, семьи, где люди ведут хозяйство, где присутствует мир, любовь, уважение, забота друг о друге.

Основная часть. Работа над темой.

(Рассказ учителя)

Менталитет – мировосприятие, умонастроение.

Поселение и жилище – яркие элементы общей культуры народа. Быт казаков формировался многие века.

До конца XV века казачье поселение называлось городком, и представляло собой небольшую крепость. Они имели форму круга, квадрата, овала или подковы. Городки строили по пологи берегам рек. Казачьи поселения с XV века назывались станицами.

- А вот Серёжа нашёл значение этого слова в словаре, трактовку которого мы знаем сейчас.

Станица – большое казачье селение.

Строились станицы в виде военных укреплений с дозорной вышкой и сторожевым куренём

Курень – жилище казака, дом.

Повсеместно для строительства куреня казак выбирал подручный материал. В Запорожской Украине – лес. На Дону – камень. На Тереке – камыш и саман.

Курень ставили так, чтобы на участке была вода, то есть поближе к реке или пруду. А ещё старались ставить дом у холма с лесом, под горой, рядом с просторны лугом. Если поблизости не было воды, рыли колодец. Строили так, чтобы восходящее солнце заглядывало в дом, в окна. В таком доме было всегда светло и тепло зимой, а летом прохладно.

Рядом с куренём устраивали подворье и хлев.

- Саша, что такое подворье и хлев?

Подворье – это двор и огород, хозяйство при доме.

Хлев – помещение для скота.

Подворье устраивали так, чтобы хлев не располагался близко к воде, чтобы не застудить зимой скотину.

Курень с подворьем обносился невысоким плетнём, у донских казаков – двухрядным плетнём.

Курень терца имел крыльцо с навесом и колоннами, рундук.

Рундук – большой ларь с поднимающейся крышкой.

Крыша двухскатная, дом строили в длину, все комнаты смежные по длине. Передняя комната служила и кухней и столовой. Из неё выход в спальни родителей и детей. За спальней был зал, где принимали гостей, в торжественные дни – служили молебны и панихиды. Снаружи казак украшал свой курень. В стыке двухскатной крыши, покрытой камышом, ставили резной конёк. Резьбой украшали ставни, столбы и крыши, рундук. Окна куреня выходили четыре на фасад, и два с торца.

Торец – обратная сторона грани.

При доме был двор, где находились хозяйственные постройки: кухня, погреб, конюшня, псарник, коровник, саж для свиней, курятник, помещение для коз и овец.

К казачьему подворью относились не только хозяйственные постройки, но и, обычно, огромный сад и огород. Казаки имели фруктовые деревья, виноградники, бахчи, подсолнуховые посадки и овощные огороды с картофельным полем. Такое обустройство хозяйственного быта позволяло казаку иметь в достатке продукты для всей большой семьи.

Казак был рачительным хозяином.

Рачительный – старательный, усердный в исполнении

Он был и хлебороб, и виноградарь, и огородник, и садовод, и животновод. Кроме того, сами хозяйственные постройки и курень часто требовали мужских рук. Но ведь казак, тем более, терский, спал, а ружьё было рядом с ним. Частенько был в отлучке. Вот почему казачка должна была многое уметь, чтобы содержать в порядке огромное подворное хозяйство. И терский казак это понимал, а потому не принижал роль матери, жены в семье, а требовал достойного почитания.

Мы работали, устали.

Встали, дружно поскакали.

Наклонились вправо, влево.

Снова принялись за дело.

Закрепление изученного .

- А теперь, ребята, посмотрите фотографии, иллюстрации, макеты, на которых мы увидим, как выглядело казачье подворье.

- Курень, колодец, балясины, хлев, саж и т.д.

(Дети выходят и на макетах показывают части куреня и подворья.).

- Смогли бы вы сделать такое подворье нашим весёлым дружным взводом?

(Выставляются заготовки макета. Командир взвода делит детей на группы. Дети должны сделать два макета куреня с подворьем).

Читайте также: