Сочинение в научном стиле 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Осень сопровождают живые и неживые явления природы.В это время года солнце поднимается в небе не так высоко,дни становятся короче,чем летом и холоднее-похолодание.Земля,крыши домов побелели-иней.В начале сентября лёгкий морозец-заморозки.Ближе к середине сентября бывает последняя гроза.Осенью грозы становятся редкими,а дожди мелкие,моросящие,затяжные.Над рекой,озером,все чаще нависают туманы.Поздняя осень холодная,иногда идёт мокрый снег.В самом конце водоемы покрываются льдом-ледостав.Также перечислю живые явления природы осенью:отлёт перелетных птиц,листопад,увядание травы,исчезновения насекомых и многие другие.

Осень. Разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю, устилая ее шуршащим ковром.

В середине осени случается волшебный островок тепла и солнечной погоды, который называется бабьим летом. Его особое украшение — серебристое тонкое кружево паутины, сверкающее в каждом углу.

Повсюду цветут пестрые осенние цветы – астры, геогины, хризантемы. После дождя в лесу много грибов. На кустах спеют ягоды. В садах тоже период урожая – поспели яблоки, груши, орехи, виноград. Это так здорово – сорвать налитое сладкое яблоко прямо с ветки! Оно сладкое и пахучее, очень вкусное.

Осень часто непогожая. За плотными тучами прячется небо, идет дождь – то мелкий, назойливо моросящий, то сильный, холодный, что может идти без остановки целый день, а то и несколько дней подряд.

Буйство красок сменяется прозрачностью и серостью в конце осени. Только ясное синее небо не теряет своей яркости. Собирают урожай в полях, садах, огородах. Затем убирают сухие листья во дворах и на улицах. Голыми стоят деревья, часто дует сильный ветер, идет дождь. Холодает. Люди все больше спешат спрятаться в домах и квартирах. С прощальными криками улетают в теплые края птицы. Чувствуется, что скоро наступит зима.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Профессия врача – это подвиг,
Она требует самоотвержения,
чистоты души и чистоты помыслов.
А.П. Чехов

В руках врача оказывается самое ценное, что у нас есть – жизнь и здоровье человека. Вид человека в белом халате у некоторых людей может вызывать трепет. Например, для меня это вид стоматолога. Поэтому каждому врачу необходимо находить общий язык с пациентами. Кроме того, требуется чувствовать себя членом слаженной команды (для выполнения операций и не только), выполнять распоряжения главного врача и контактировать с персоналом (медицинскими сестрами, санитарками). По моему мнению, если врач нашел контакт с больным, завоевал его доверие, то успех лечения наполовину обеспечен, так как пациент будет выполнять все предписания.
С самого начала врачи сопровождают нас в нашей жизни. Врач- это очень важная и ответственная профессия, требующая желания помогать людям. Врач не доложен быть черствым, он должен сопереживать своим пациентам и помогать им от чистого сердца, ведь тогда лечение будет более продуктивным.

Врачом быть не просто. Нужно идти к своей цели, не смотря не на что. Для начала, нужно окончить школу и поступить в специальные заведения, медицинские колледжи или любое другое. После окончания следует пройти ординатуру. И только тогда человек будет считаться опытным врачом. Такие длительные подготовки нужны, ведь врачебные ошибки не допустимы. От действий врача зависит жизнь и здоровье человека.
Однако медицина не останавливается на профессии врача. Например, это может быть фармацевтика. Эти люди не только работают в аптеках, но они должны и изготавливать лекарственные смеси по рецепту.

Однако можно рассмотреть медицину в целом. На плечах медицины лежит очень ответственный груз, который она с гордостью несет на своих плечах. От медицины, как нам всем известно, зависит наша жизнь. Если посмотреть на положительность жизни, можно заметить, что с развитием медицины увеличивается и продолжительность жизни. Но я уверена, что на этом эта наука не остановится. Развитие не остановить.
Медицина занимается очень важными вещами. Она не просто лечит нас от болезней, нет. Она ищет лекарства. Сейчас врачи ищут лекарства от многих пока не излечимых болезней. Это очень важно, ведь без лекарств люди гибнут.
Я выбрала эту тему не только потому, что медицина является важной частью нашей жизни, но и потому, что я хочу быть врачом.

Моя мечта - стать окулистом. Основная обязанность окулиста – проверка и лечение зрения. Еще окулист занимается подборкой очков, контактных линз, для людей с плохим зрением, и диагностикой, лечением различных глазных заболеваний. Для меня этот врач очень важен, ведь у меня самой плохое зрение. Этот врач подарил мне мое утерянное зрение, и я хочу поделиться этой возможностью с другими людьми, у которых тоже есть проблемы со зрением.

Я считаю, что профессия врача - одна из самых важных профессий этого мира. Врачи помогают людям. Я восхищаюсь медициной и врачами, потому что эта профессия, может быть и не самая прибыльная, но самая человечная.


Васюченко Ольга Дмитриевна,9 а

Медицина. Вирусология.

Медицина - это одна из самых важных наук в мире, которая объединена целью распознования, лечения и предупреждения болезни живого организма. Слово " медицина " происходит от латинского словосочетания ars medicina - " лечебное искусство ", " искусство исцеления ", - и имеет тот же корень, что и глагол medeor, " исцеляю ". Первоначально возникновение заболевания рассматривались как некое внешнее и совершенно враждебное человеку живое существо, которое каким-либо образом проникает в его тело и способно вызвать болезненное состояние. Древняя медицина представляла собой смесь суеверных, доисторических воззрений со строго проверенными наблюдениями и выводами. Врач должен был следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Значительный шаг в развитии медицины был сделан в эпоху Возрождения. В новое время медицина сделала гигантский скачок вперёд.

На сегодняшний день, по миру распространяется очень опасная лихорадка - " Эбола " . Это острая вирусная высококонтагиозная болезнь, вызываемая вирусом Эбола. Вспышки эпидемии зафиксированы в Центральной и Западной Африке, летальность составляла от 25 до 90 % . Надежной вакцины от лихорадки Эбола на данный момент не существует. Поражает человека, а также парнокопытных. На 2014 год было зафиксировано, что этот вирус проник в ряд стран: США, Испанию, Германию, Китай, Сенегал, Нигерию, Гвинею, Либерию, Сьерра-Леоне .

В итоге хочу сказать, что медицина и её различные ветви - это незаменимые части жизнедеятельности человека или других живых организмов. Медицина развивающаяся наука, за ней будущее всего человечества.

Баженов Даниил, 9 В

Способы продления жизни.

"Что за мастерское создание - человек!"- сказал Гамлет. Этой строкой Шекспира сказано всё. Когда организм в порядке, человек действительно представляет собой поразительное создание, динамичное целое организма и его функций: дыхания, костей и мозговой активности, гормонов и сердечных сокращений. Мы берём на себя ответственность за свое здоровье, стараемся правильно питаться, выполнять физические упражнения, делать все необходимое, чтобы быть сильными и чувствовать себя хорошо. Урок не сложен: если мы будем относиться к своему телу с таким же вниманием, как к своим машинам и домам, мы сможем дольше прожить и будем лучше защищены от невзгод.

История Шадринска и Шадринского уезда связана с именем Ивана Ивановича Моллесона. Он внёс большой вклад в нелёгкое дело гигиены и санитарии, и стал первым санитарным врачом страны. Моллесон проводил санитарные и статистические исследования по изучению условий труда, быта и заболеваемости населения. У него вышло триста научных работ. Он писал: "Здоровье есть первая и главная основа богатства". Все внимание надо устремить на здоровых людей, чтобы предостеречь их от заболевания и смерти, дать им возможность трудиться и жить долго.

В настоящее время учёные ищут способы продления жизни. Уже несколько веков человек пытается отменить старость. Сегодня люди не сомневаются: старение - не закон природы, оно необязательно. Существует теория, что каждый орган стареет по своей программе. Когда проводили вскрытия людей, умерших в возрасте семидесяти лет, то в двадцати процентах случаях обнаружили, что внутренние органы умерших были как у сорокалетних. Смерть наступала потому, что изнашивался только один орган. Паоло Макиарини уверен: побороть старость можно, если вовремя заменять больной орган на здоровый. Именно он в две тысячи восьмом году провёл первую в мире операцию по пересадке человеческого органа, выращенного из стволовых клеток. Пациентом была женщина, чья трахея пострадала от туберкулёза. Орган был создан по сложной технологии: медики использовали трахею недавно умершего человека.

Получается, что именно стволовые клетки могут оказаться тем самым "эликсиром жизни" для человечества. Стопроцентный метод омоложения стволовыми клетками все же не дает гарантии вечной жизни. Профессор Санкт-Петербургского института биорегуляции геронтологии первым в мире создал уникальное лекарство, которое продлевает жизнь до ста десяти - ста двадцати лет, а значит, лечит от старости. Он создал лекарство из органов иммунной системы. Этими веществами стали пептиды. Они явно продлевают жизнь. На протяжении нескольких лет пептиды применяли в Киевском институте геронтологии. Результаты оказались потрясающими: показатели смертности уменьшились в два раза. Профессор Хавинсон уверен, что в двадцать первом веке семьдесят лет - будет считаться средним возрастом, а старость как таковая отодвинется за девяностолетний рубеж.

Мурзина Илона Андреевна,9 а

Физика – естественная наука.

Физика – это естественная наука. Наука о законах природы, о материи, ее структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания. В современном мире значение физики очень велико: все то, что у нас сейчас есть, что мы знаем и умеем, пришло к нам с помощью применения на практики физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров. Появляются все новые и новые открытия, и все они очень важны. В будущем они, скорее всего, получат применение в технике и промышленности. Но для открытия какого-либо нового закона требуется множество новых физических теорем. Несмотря на все труды наших предшественников – великих ученых, в мире еще остается множество не раскрытых загадок, которые могут объяснить все явления природы.

В основе физических явлений лежат наблюдения, с их помощью ученые формулирую гипотезы. Все законы и теории основываются и опираются на опытные данные. Однако зачастую именно новые теории являются причиной проведения экспериментов и, как результат, лежат в основе новых открытий.

Физика – это также количественная наука. Все физические эксперименты опираются на измерения. С этой целью физика развила совокупность физических единиц и измерительных приборов. Сейчас существует Международная система (СИ), в которой все физические единицы объединены в систему единиц.
Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Она в большей мере расширила границы человеческого познания. Ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет большое значение для жизни и деятельности человека. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики.

Напишите не большое сочинение(5 - 7 предложений (7 класс) ) в научном стиле о книге или о компьютерных играх.


В наше время компьютерные игры пользуются огромной популярностью и большим спросом среди детей и подростков.

Компьютерные игры делятся на множество групп : логические, стрелялки, для девочек, приключения, детектив.

Но какая польза от компьютерных игр?

Думаю, полезными будут игры развивающие мышление, логику, память, а также детективные, т.

К. они развивают находчивость, логику, а также игры - приключения.

Вот именно такие игры будут приносить и пользу, и удовольсвие.

Но некоторые игры созданы только для развлечения, в которых нет ничего поучительного, а даже бывают жестокими, которые развивают в ребёнке злобу к окружающему миру.

И главный вред, который объединяет компьютерные игры - это нарушение зрения.

Так что играть за компьютером следует в меру.

И больше дышать свежим воздухом.


Мини - сочинение на тему лес в научном стиле) помогите пожалуйста) * заранее спасибо) *?

Мини - сочинение на тему лес в научном стиле) помогите пожалуйста) * заранее спасибо) *.


Напишите в публицестическом стиле сочинение на пол страницы заранее спасибо?

Напишите в публицестическом стиле сочинение на пол страницы заранее спасибо.


Помогите пожалуста с сочинением?

Помогите пожалуста с сочинением!

Сочинение - рассуждение в научном стиле.

"Правописание имен прилагательных с не"Пожалуста умоляю, заранее огромное спасибо, у вас большое сердце : ))).


Напишите пожалуйста мини сочинение 10 предложений на тему ИВА?

Напишите пожалуйста мини сочинение 10 предложений на тему ИВА.

В художественном или научном стиле.


Напишите мини сочинение в научном стиле о любом персонаже?

Напишите мини сочинение в научном стиле о любом персонаже.


Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка?

Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка.

Темы : "Каникулы", "Компьютерные игры", "Книги".


Написать небольшое сочинение в одном из стилей речи, на тему : компьютерные игры, книги, каникулы?

Написать небольшое сочинение в одном из стилей речи, на тему : компьютерные игры, книги, каникулы.


Напишите сочинение - миниатюру на тему Будущее компьютерных игр"?

Напишите сочинение - миниатюру на тему Будущее компьютерных игр".


Напишите пожалуйста стиль этого текста и признаки характерные для этого стиля?

Напишите пожалуйста стиль этого текста и признаки характерные для этого стиля.

Спасибо большое, заранее) : З.


Сочинение на тему Компьютерная игра (8 - 10 предложений)?

Сочинение на тему Компьютерная игра (8 - 10 предложений).


Сдесь не присутствует подлежащее. Копошится - сказуемое на листьях - обстоятельство. (повест. Не воск. Расп. Прост. ).


Русский язык — один из развитых и красивых языков мира — относится к славянской семье языков. В свою очередь, славянские языки делятся на ветви : южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую. К южнославянской относят болгарский, македонск..


Выбежала - забежал Отгадать - загодать Ввазить - завазить Зацветать - процветать.


Выбежать - убежать - прибежать отгодать - угадать - загадать ввазить - привозить - вывозть зацветать - расцветать - увядать.


Мужской род : бренди, сулугуни, пони. Женский род : пани, ВДНХ. Средний род : кашне.


Выс - от - а Воз - выс - и - ть Дет - к - а Без - дет - н - ый Обид - еть Обид - чив - ый Без - обид - н - ый.


Лексикон - словарный запас. Примеры : 1. Его лексикон очень разнообразен. 2. Ее лексикона не хватило, чтобы описать происходящее.


Лексикон - 1. Совокупностьслов, выражений, используемых кем - либо. Или где - либо. , характерных для кого - либо.


Ив - имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1 - е склонение. Родительный падеж, множественное число.

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.

Примеры разговорного стиля: пример 1, пример 2, пример 3.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Статью о других стилях речи читайте здесь.

В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители - настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

Научный стиль: разбор примера

Давайте разберем пример собственно научного текста.

Дополнительно можно назвать черты следующие:

1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

  • научно-популярный – очерки, лекции;
  • научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;
  • научно-информативный – патентные описания, аннотации;
  • научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;
  • научно-справочный – словари, каталоги;
  • собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.

Рассмотрим примеры некоторых подстилей.

Научно-популярный стиль: разбор примера

Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

4

В морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов — прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Научно-публицистический стиль: разбор примера

В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

Лексика:

  • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
  • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
  • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
  • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
  • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

  • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
  • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
  • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
  • характерно употребляются глаголы настоящего времени в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
  • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
  • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис:

  • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
  • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
  • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
  • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
  • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

Читайте также: