Сочинение в котором собраны основные изречения конфуция отрывки из бесед с его учениками это

Обновлено: 02.07.2024

О нём написаны сотни книг, его имя часто встречается в китайском народном фольклоре. Он не просто знаменитый философ эпохи Чжоу в истории древнего Китая. Прежде всего, он – великий мыслитель, намного опередивший своё время. Он – Учитель Кун. Кун Фу-цзы. Конфуций.

Кто такой Конфуций, что сделал

Итак, Конфуций или, точнее, Кун Фу-цзы – древний китайский мыслитель, проповедник и философ, основатель одного из трёх главных, наряду с даосизмом и буддизмом, этико-религиозных учений – конфуцианства, положенного в основу целой философской системы. Со временем это учение обрело статус мировоззрения и государственной идеологии. Оно давно и прочно входит в комплекс религиозных верований ряда дальневосточных государств и стран Индокитая – Китая, Кореи, Японии, Вьетнама и других.

В некоторых современных трудах по истории классической восточной философии Конфуций именуется просто Учителем, а к числу его несомненных заслуг относят основание университета и систематизацию древних летописных хроник, собранных в разных концах современного ему раздробленного феодального Китая.

Жизненный путь Конфуция

Конфуций был сыном знатного военного Шулян Хэ и происходил из родовитой, но обедневшей семьи Кун. Матерью Конфуция была Янь Чжэнцзай, 17-летняя наложница 63-летнего Шулян Хэ.

Рано лишившись отца и матери, Конфуций в полной мере познал нужду, был вынужден много работать, что, безусловно, сыграло исключительно положительную роль в его дальнейшей судьбе.

Уже в ранней молодости у него открылся талант преподавания, вследствие чего очень скоро вокруг Конфуция собралась целая школа, насчитывавшая более трёх тысяч учеников – ровесников Учителя или немногим младше, или же чуть старше его.

Вернувшись в итоге на родину, Конфуций благополучно закончил свои дни в кругу близких родственников.

Основные труды Конфуция

Ученики

Из трёх тысяч учеников Конфуция ближайшими, из числа наиболее одарённых, избранных им самим, считаются 77; в свою очередь, по именам из них известны не более 26, а любимым учеником его был некто Янь-юань. Из прочих до настоящего времени также дошли имена учёных Цзэн-цзы и Ю-жо, внесших свой посильный вклад в древнюю китайскую философию.

Краткие сведения о китайском философе Конфуции

Согласно изысканиям учеников Конфуция и поздних последователей конфуцианства в его родословии, Конфуций являлся потомком иньского императора Ди И, правившего в 1101-1076 гг. до н.э., точнее, его сына Вей-цзы.

По сведениям, не имеющим документальных подтверждений и носящих скорее легендарный характер, в юности Конфуций встречался с не менее легендарным китайским мудрецом и философом Лао-цзы, основоположником даосизма, что впоследствии дало основание оппонентам Конфуция и его школы считать Учителя только последователем Лао-цзы и не более того, принизить его роль в истории и культуре древнего Китая.

В Западную Европу идеи конфуцианства проникли много позже, только в XVII столетии, с возникновением моды на всё китайское и вообще на ориентализм.

Годы жизни

Где родился и жил

Считается, что Конфуций родился в Цюйфу, в настоящее время городской уезд городского же округа Цинин провинции Шаньдун Китайской Народной Республики, где и жил, в царстве Ли, там же и умер.

В то же время в ряде источников говорится о том, что мать Конфуция Янь Чжэнцзай была вынуждена покинуть дом его умершего отца Шулян Хэ вскоре после смерти последнего и вернуться с полуторагодовалым сыном на руках в родной ей Цюйфу.

Несомненно одно, большую часть своей жизни Конфуций прожил именно в Цюйфу, в царстве Ли, за исключением тех 13 лет, когда он был вынужден скитаться по соседним китайским царствам.

Анализ влияния учения Конфуция на философию во всем мире. Специфика решения проблемы сущности и существования человека в конфуцианстве. Требования конфуцианства к личности в морально-этическом плане. Основной смысл некоторых афоризмов трактата "Лунь Юй".

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.03.2017
Размер файла 28,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Кафедра гуманитарных наук

Содержание

1. Великий учитель

Список использованной литературы

Древний Китай - одна из колыбелей зарождения и переплетения учений о человеке, объединенных общей идеей. Великих Учителей Древнего Китая мало интересовали абстрактные суждения о быстротечности земного бытия. В китайской религии невозможно обнаружить даже понятия Бога как такового. В основе формирования национальных китайских религий - человек и его место в мире.

Общество, в котором жил Конфуций, было в духовном отношении более зрелым и более предрасположенным к осознанному восприятию выработанной им этики. Он не грозил людям карами за то, что они могли не принять его учения. Он излагал его в дружеских беседах с учениками и правителями, которые могли спорить с ним, возражать ему или соглашаться с ним.

Трактат Лунь Юй является частью мирового культурного наследия и помимо этого, представляет интерес, как оригинальный источник философских идей, написанный учениками великого китайского философа Конфуция на основе кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступков учителя, а также диалогов с его участием. Идеи, заложенные в трактате, вызывают интерес и по сей день.

Цель данной работы: проанализировать, как учение Конфуция повлияло на философию во всем мире, выяснить специфику решения проблемы сущности и существования человека в конфуцианстве.

1. Великий учитель

Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана.

Конфуций был сыном 63-летнего военного ШулянХэ и семнадцатилетней наложницы по имени ЯньЧжэнцзай. Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция ЯньЧжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая ШулянХэ слабого, болезненного мальчика, тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.

Учение Конфуция служило этической стороной всякого школьного образования в средневековом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям.

2. Конфуцианство

Конфуцианство сложилось, начиная с Ханьской эпохи (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). По содержанию своему конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них был культ предков, который и стал основным содержанием конфуцианского культа.

Главной, системообразующей категорией конфуцианства является категория дао - пути, но, в отличие от даосизма, у Конфуция дао - это путь совершенного правителя и благородного мужа, путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм.

Незыблемость существующего строя - основной принцип конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией китайского феодализма.

Лунь Юй - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

Конфуций четко разграничивает людей, имеющих разный социальный статус, в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает сверхчеловеческое, всемирное значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

1.Жэнь - человеколюбие, гуманность, человечность, любовь к людям.

2 .Сяо - сыновья почтительность, уважение к родителям и старшим вообще (Конфуций считал сяо основой жень и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной, ибо страна - это большая семья).

3.Ди - братская любовь, цивилизованное отношение к окружающим, ровесникам. конфуций философия трактат лунь

4. И - долг, чувство долга, должное, должная справедливость.

5.Чжи - разумность, мудрость, рассудительность.

6.Синь - правдивость, искренность.

7. Ли - соблюдение ритуала, этикета, обряда, следование традиции, т. е. правила благопристойности, регулирующие поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Чжэн мин осуществляют, если общество далеко от идеала. Но что же Конфуций считал идеальным способом правления?

Преклоняясь перед древними временами, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ благоденствовал, Конфуций выступил с критикой своего века, и на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, благородного мужа - цзюнь-цзы. И, что очень важно, по мнению мыслителя, это благородство (этот идеал) достигается не происхождением, а воспитанием в себе высоких нравственных качеств, благодаря образованности и культуре.

Философский трактат Конфуция Лунь Юй является памятником китайской истории и ценным источником знаний о философском мировоззрении и жизненных ценностях. Его афоризмы дают наглядный пример того, как жили люди, какими идеями вдохновлялись, и на каких идеалах базировалась их повседневная жизнь и религия.

Список использованной литературы

1. Лунь Юй (главы 1-9, 11-17, 20), пер. В.А.Кривцова. - В кн.: Древнекитайская философия, т. 1. М., 1973.

2. Макуха Г.В.- Проблема человека в конфуцианстве; 2010.

3. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993;

4.Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб, 1910.

5. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.

6. Соколов В. В.-Антология мировой философии. В четырёх томах. - М.: Мысль, 1969.

Суждения и беседы

© ИП Сирота, текст, 2015

Суждения и Беседы - konfucii_foto.jpg

КОНФУЦИЙ (551–479 гг. до н. э.)

Учитель десяти тысяч поколений

Конфуций (Кун Цю) – древний китайский мыслитель. Его учение, позже названное конфуцианством, оказало огромное влияние на духовное и политическое развитие Китая и всей Восточной Азии, а с XVII в. началось его распространение и в Западной Европе.

551 г. до н. э. – Конфуций родился в китайской провинции Цюйфу. Его отец, которому в тот момент уже исполнилось 63 года, был военным и происходил из древнего, но обедневшего аристократического рода. Матерью была 17-летняя наложница.

549 г. до н. э. – Отец Конфуция скончался, мать вместе с сыном покинула его дом. Живя в нужде, мать все же уделяла много внимания образованию сына.

532 г. до н. э. – Конфуций женился, вскоре у него родился сын, которого назвали Ли.

531—529 гг. до н. э. – Работал распорядителем амбаров, ответственным за зерно и за скот. В это же время началась его учительская деятельность. За несколько лет слава о нем как о мудром педагоге разнеслась далеко за пределы провинции.

496 г. до н. э. – Конфуций занял должность первого советника в клане Цзи царства Лу. Вскоре он ушел в отставку и 13 лет странствовал по Китаю с группой преданных учеников, стремясь донести до правителей свои идеи о государственном устройстве.

483 г. до н. э. – Философ вернулся в Лу и до конца жизни занимался только учительством, при этом количество его учеников постоянно росло.

479 г. до н. э. – Конфуций скончался. По преданию, он заранее предсказал дату своей смерти.

Конфуций – одна из самых выдающихся личностей в китайской и мировой истории. Его учение, широко распространившееся уже после смерти философа, стало государственной идеологией Китая и приобрело статус религии, а самого Конфуция с начала новой эры стали почитать как пророка и полубога.

Суждения и беседы (Лунь-Юй) (Перевод П. С. Попова)

Глава I. Не приятно ли учиться…

Все люди по природе добры, но одни из них прозрели раньше, а другие позже, поэтому позже прозревшие только при непременном условии подражания знаниям и поступкам прежде прозревших могут очистить свою природу и возвратить ей ее первобытные совершенства.

Ю-цзы – ученик Конфуция по имени Жо, отличавшийся сыновней почтительностью и братскою любовью. Гуманность – это закон любви и свойство человеческого сердца, а послушание и братская любовь – это ее проявления.

По мнению Чэн-цзы, блестящее правление Яо и Шуня заключалось только в осуществлении в полной мере этих пяти принципов.

Цзы-ся – ученик Конфуция по фамилии Бу, по имени Шан.

Цзы-цинь, по фамилии Чэн, по имени Кан, а Цзы-гун, по фамилии Дуан-му, по имени Цы, уроженец Вэй, – оба ученики Конфуция. Другие полагают, что Цзы-цинь был учеником Цзы-гуна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школа – гимназия № 94 город Алматы

Учитель начальных классов

Абдрахманова Айгуль Таймысовна

Эссе о нравственном образе жизни Конфуции

«Человек может сделать великим путь,

которым идет, но путь не может

Конфуций (551-479 до н э)

Конфуций , о дин из великих мудрецов древности, является своего рода символом

Китая, его культуры, философской мысли. Конфуций считается также великим

первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды

жителей Китая свято чтили его как учителя жизни. Для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно тоже, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Но китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. Он подчеркивал, что в своих идеях опирается на мудрость старины. "Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее". И это действительно было так, в этом была сила Конфуция. Вместе с тем совершенно очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности, что и сделало его великим, а его учение - живым на протяжении тысячелетий.

Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где

готовили чиновников. Но это не остановило Конфуция. С 15 лет он стал брать

частные уроки и заниматься самообразованием. Овладев иероглифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу.

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп". Следует заметить, что в семейной жизни мудрец - как и Сократ - счастлив не был. Со страниц трактата "Лунь-юй" жизнь Конфуций, была жизнью одинокого и не избалованного успехами учителя, лишь преданными ему учениками.

Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником его постоянно заботили непорядки в стране. Под влиянием того, что он видел на службе, и того, что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его.

Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно

учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В

кругу учеников он был сердечен и естествен, чужд надменности. Он никогда не

выставлял напоказ свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики

оказывали на него большое влияние. Не раз он изменял свои решения по их советам,

выслушивал от них упреки, оправдывался перед ними. Конфуций не обещал ученикам дать какое-то высшее сокровенное знание. Он наставлял их в простой земной науке, которой был беззаветно предан сам "Я просто человек, - говорил он, - который в страстном стремлении к знанию забывает о пище, в радостях познания забывает о горестях и который не замечает приближающейся старости".

В 528 году до н э у Конфуция ум ерла мать. По обычаю он должен был в знак траура покинуть службу на 3 года. И хотя многие в то время уже не обращали внимания на это правило, он решил строго соблюсти его. Все свободное время Конфуций посвящал углубленному изучению китайской истории.

Вскоре умер сын Конфуция, а вслед за ним любимый его ученик Янь Юань, беззаветно преданный учителю. Смерть Янь Юаня потрясла философа. Конфуций почувствовал, что наступает его черед . Все это время он не прекращал работать. В раздумьях Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя

достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни. "Если на рассвете познаешь правильный путь, то на закате Солнца можешь и умереть".

Образ "благородного мужа" как общественный идеал проходит красной

нитью через беседы Конфуция со своими учениками. Главное его качество - "жэнь".

Это понятие, введенное учителем, не имеет буквальных эквивалентов в европейских

языках и по смыслу близко к значению "человеколюбие", "человечность", "гуманность". Оно характеризует идеальное отношение, которое должно быть, в первую очередь, между отцами и сыновьями, братьями, между правителями и чиновниками, друзьями. Жэнь - это определенный тип поведения. "Если человек тверд, настойчив, прост, скуп на слова, он близок к человеколюбию".

Конфуций пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в стране. Для того чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаями порядкам. Но сделать это нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все общество исцелится от своего недуга.

Конфуций , ка к Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложения своего учения

Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" -

Конфуций сказал: "Тот, кто способен проявлять пять качеств, является человеколюбивым". Это такие качества, как почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других.

Конфуций учил людей терпимому, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии.

Читайте также: