Сочинение урок русского языка в 5 классе

Обновлено: 18.05.2024

1. Вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?

  • начало события
  • развитие события
  • конец события

Какое сочинение вы писали в этом жанре? (“Невыдуманный рассказ о себе”)

  • общее впечатление от предмета
  • отдельные его признаки
  • оценка

В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

  • тезис (то, что доказывается)
  • доказательства (аргументы)
  • вывод

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица, город) через двадцать лет” (закрепление темы “Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом сочинения – сочинением по памяти, сочинением-воспоминанием. Тема сочинения – “Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий след, отпечаток. Послушайте, какое определение понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем словаре: “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы весомо, имеет значение. Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы будете призывать, в чем убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу, произвел неизгладимое впечатление, остался в памяти своей красотой, яркостью, оригинальностью, неповторимостью, тем, кто его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет читать сочинение, что ваш подарок действительно неповторим, другого такого не было и нет на свете, и вы помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинения-воспоминания является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне помн…тся, буду помнить (указать время глагола), (не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут стоять в разных частях текста. Представим ваше сочинение в виде схемы (на доске)

  • осталось в памяти
  • вспоминаю
  • помню

Важно, что использование данных слов в начале, середине, конце текста, в начале каждого абзаца, в конце каждого абзаца дает согласование зачина с концовкой

  • сочинение-описание
  • сочинение-повествование
  • сочинение-рассуждение

Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь вы же должны будете показать свои подарки во всей красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так, чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и четко представляла их, любовалась ими.

7) А как же это можно сделать?

  • Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
  • Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)
  • Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
  • Олицетворения (улыбнулись сонные березки)

3. Составим примерный план сочинения.

  • Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма, размер, цвет, назначение и т.д.
  • Не забуду то впечатление, ощущение радости, счастья от полученного подарка.

4. По данному плану, учитывая особенности сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ о своем первом подарке.

(Прослушивание и обсуждение двух текстов)

III. Самостоятельная работа учащихся над сочинением (сначала черновик, консультация учителя).

IV. Домашняя работа: закончить работу над сочинением “Мой первый подарок”.

1. Особенности различных функционально-смысловых типов текста.

2. Принцип написания сочинения-рассуждения.

Повествование – тип речи, передающий сменяющие друг друга события.

Описание – тип речи, описывающий черты, признаки предмета или явления.

Рассуждение – тип речи, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

Тезис – утверждение, передающее вашу точку зрения, то, что вы будете доказывать.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Никитина Е. И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи. 5–7 классы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте прочитаем небольшой текст:

На улице было тепло, и Кате решила пойти на прогулку с подругами. Она позвонила Маше и Асе, и они договорились встретиться в парке.

Обратите внимание, что текст как будто переключает с одного способа передачи информации на другой: в первом абзаце мы узнаём о событиях из жизни девочки, что она сделала сначала, что было дальше. Такой тип речи называется повествование.

В конце мы читаем о мыслях героини: она никуда не идёт и ничего не делает, но задумывается о поступках своей матери, размышляет об особенностях рукоделия.

Такой тип речи называется рассуждение. Давайте поговорим о нём подробнее.

Текст-рассуждение задаёт вопросы и старается ответить на них. Рассуждение может быть размышлением, объяснением или доказательством.

Для рассуждения характерно большое количество вопросов, примеров, аргументов. Так как рассуждение часто передаёт мысли одного человека – это личная точка зрения.

Чтобы написать сочинение-рассуждение, определите тему. Затем напишите план вашего рассуждения.

В первой части вы можете порассуждать о теме вообще, о том, почему она является важной и интересной.

Затем переходите к проблеме, то есть к вопросу, на который вы хотели бы ответить. Каким будет ваш ответ?

После вам нужно привести аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. Таких аргументов должно быть несколько.

И в конце подведите итог своих мыслей, обобщите сделанные выводы.

Помните, что центром вашего сочинения будет тезис, то есть утверждение, передающее вашу точку зрения, то, что вы будете доказывать. В качестве аргументов можно использовать и личный опыт, и примеры из литературы, исторические факты, публикации. Выбирайте подходящие и убедительные.

Чтобы украсить своё сочинение, можно начать с эпиграфа – цитаты из художественного произведения или афоризма.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соотнесите части сочинения и элементы содержания.

1. Постановка вопроса; аргументация; выводы

2. Основная часть; введение; заключение

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Введение любого сочинения знакомит читателя с темой, поэтому в этой части будет постановка вопроса. Доказывать свою позицию аргументами следует в основной, самой объёмной части, а в последней части – заключении – приведите свои выводы.

Правильный ответ:

Постановка вопроса – введение; аргументация – основная часть; выводы – заключение

Установление соответствий между элементами двух множеств

Рассортируйте предложения по типам речи: повествование, описание, рассуждение.

Если каждый человек начнёт задумываться об экологии, изменения будут удивительными.

Нектарин был спелым, жёлто-красным, его кожица блестела от яркого солнца.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

В первом предложении содержится информация о действиях героев, такой тип мы назовём повествование. Во втором предложение выражается точка зрения, делаются выводы – это рассуждение. В третьем предложении описывается нектарин, его цвет. Состояние – это описание.

Правильный ответ:

Описание: Нектарин был спелым, жёлто-красным, его кожица блестела от яркого солнца.

Рассуждение: Если каждый человек начнёт задумываться об экологии, изменения будут удивительными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. Речь непосредственно связана с языком. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления. Для устной речи язык – это прежде всего слова и способы их формообразования. Для письменной – правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография – системы, образующие правописание. Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Виды речевой деятельности.

Письмо. Этот вид языковой деятельности человека являет собой вспомогательную систему знаков, применяемую для фиксации говорения (звуковой речи). Вместе с тем, письмо можно назвать самостоятельной структурой. Кроме функции фиксации речи (устной), письменная система позволяет усваивать накопленные знания, расширяя сферу коммуникации. Главной целью письма является фиксация произносимого с целью его сохранения. Этот вид речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, в связи с появлением телефона.

Слушание (аудирование). Аудирование – процесс, предполагающий, как непосредственное, так и опосредованное (при помощи аудиозаписи, радио и прочего) взаимодействие слушающего и говорящего. В первом случае (при непосредственном контакте) у собеседников есть возможность применять не только языковые формы (вербальное общение), но и средства невербальной коммуникации (мимику, телодвижения, жесты), которые способствуют более результативному восприятию и пониманию.

Чтение. В соответствии с простыми определениями чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста. Эта специфическая форма языковой коммуникации людей является одним из опосредованных типов общения. При этом чтение не воспринимается в качестве одностороннего воздействия на читающего. Оно не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между реципиентом (читателем) и коммуникатором (автором текста)

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания языка и литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи учителя- языковеда.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Это последовательная, постоянная учебная работа.

Обучение сочинению - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

При работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика.

касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

Сочинение является одной из форм проверки речевых навыков учащихся, умения точно формировать свои высказывания, ясно излагать свои мысли, вычленять главную информацию, делать собственные выводы и обобщения. Сочинение оказывается наиболее сложной и проблемной формой как для учителя, так и для ученика. Для учителя сложность состоит в подготовке к творческой работе, в объяснении темы, идеи, в отборе языковых средств для сочинения. Учителю понятно, что все предыдущие формы работы должные показать детям итог их работы. Но, на мой взгляд, это не всегда понятно ученикам. Для последних трудности заключаются еще и в неумении использовать накопленный материал, в страхе, что его мнение окажется ошибочным, неправильным, в понимании, что его текст далек от образцового. В результате - и ребенок, и учитель не довольны и собой, и друг другом. Решить эту проблему помогает работа по моделированию текста.

Что за чудо эта кошка! Мы ее назвали Беляночка. А почему? Она белая, как снег! Шерсть у кошки длинная, мягкая, пушистая. Кокетливая челочка прикрывает озорные голубые глаза и усы-антенны. Очень красивое животное!

Выполняя домашнее задание (описать свою кошку-рисунок), учащиеся могут пользоваться образцом. Я не вижу ничего страшного, если они используют некоторые выражения из этого текста.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать.


А) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами.

Б) Лев – царь зверей.

Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный.

Вывод: в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.

Словарь сочинения-рассуждения

Тезис -то, что нужно доказать или объяснить.

Докажем это… Это можно доказать…

Почему? И вот почему…. Это объясняется следующим… я думаю…, я считаю…,

мне кажется…, на мой взгляд…, по-моему…

Доказательство (аргументы):

во-первых, во-вторых, по словам…., говорят…

Таким образом…, можно сделать вывод…, мы доказали…, следовательно…, так как, значит,…

Работа по теме сочинения

Материал для наблюдений на стр. 14. и ответы на вопросы задания к тексту.

Я считаю, что надо писать слова одинаково. Если писать одно и то же слово каждый раз по-разному, то людям будет очень трудно понимать друг друга. Почтальон не сможет понять, куда нести письмо.

Врач не поймет рецепт лекарства. Школьник не разберется в условии задачи. Геолог и путешественник не найдут нужного места на карте. Так что правильное написание слов облегчает нам жизнь.

Что является тезисом? доказательством? выводом?

- А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели стоит.

Эта часть текста - рассуждение.

Среда называется так, потому что она стоит в середине недели.

Этимология – наука, изучающая происхождение слова

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

Буква Ф – ферт – напоминает по форме подбоченившегося человека.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Работа с учебником

Снегири прилетают, когда выпадает сне. Пустырь – это пустое место. Домовой – сказочный

Ответы на задания к упражнению.

Домашняя работа:

Темы сочинений-рассуждений

Дни недели рассказывают о себе.

Секрет названия (перина, земляника, малина, шиповник, кольчуга)


-75%

Читайте также: