Сочинение удивительный мир поэзии

Обновлено: 05.07.2024

То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился к нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам.

В.Сологуб.

Каждый человек живёт в своём отрезке времени. Александр Сергеевич Пушкин для меня—поэт вечного пространства. Он посвятил Жуковскому строки: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… Я отношу их к самому автору. У меня нет самых любимых стихов Пушкина. Весь мир его поэзии бесконечно дорог и близок мне.

Первая встреча с поэтом произошла в детстве. Затаив дыхание, забыв о невыполненном домашнем задании, о других важных детских делах, я погружалась в завораживающую музыку и простоту стиха пушкинских сказок. Я плакала и смеялась. У меня возникало какое-то необыкновенное чувство радостного волнения от встреч с чудом. Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей,— мысленно я повторяла таинственные строки и видела эти очень знакомые мне, едва заметные тропы, видела загадочные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капли росы. Полнозвучные строки пушкинских сказок запоминались удивительно легко. я с радостью рассказывала их на всех детских новогодних ёлках. С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина. В его стихах и поэмах я находила мудрость, улыбчивость, нравственную высоту, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь. Только добро и красота: Дана мне лира от богов, Поэту дар бесценный; И муза верная со мной: Хвала тебе,богиня! Тобою красен домик мой И дикая пустыня. Поэзия Пушкина настолько вливалась в меня, что моё мироощущение стало до удивительного совпадать с настроением поэта. Я очень полюбила осень, и уединение на природе стало для меня необходимостью. Уйдя в осенний парк, я погружалась в строки, омыающие душу чистотой и прозрачной печалью: Унылая поря!Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса— Люблю я пышное природы увяданье,— В багрец и в золото одетые леса… Я часто думаю, в чём тайна мира поэзии Пушкина? Может быть, в том, что за его сочинениями, ясными и глубокими по смыслу, остаётся ещё что-то большее, что пока ещё не открыто. Наверное, я духовно не доросла и поэтому не могу подняться до самых нравственно-эстетических высот, достигнутых его гением. Я только чувствую необыкновенное напряжение поэта и неистощимость его души. Истина, красота, глубина и тревога—всё удивительным образом совпадает в его стихах.

Пушкин влюблялся, но взаимности не было, и мучительные переживания претворялись в едва ли не самые лирические строки: Я вас любил; любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

В этом и жестокая ясность чувств, и истинное достоинство человека, умеющего глядеть горькой правде в глаза, способного преодолеть бесконечную боль разрыва. Если бы в нашей современной жизни было такое благородство чувств! От произведений Пушкина исходит оптимизм, возвышенный облагороженными образами и красивыми отношениями. Я выросла на этих произведениях и, когда, повзрослев, столкнулась с реальной жизнью, была потрясена равнодушием, лицемерием и несправедливость. Но Пушкин помогал мне не ожесточаться. Пороки человеческие существовали во все времена и эпохи, может быть, не с таким размахом, как сейчас. Но при любых невзгодах важно подняться над суетой и обыденностью, как это делал поэт. Несмотря на удары судьбы, он был натурой необыкновенно крепкой, мужественной и волевой. О нет, мне жизнь не надоела, Я жизнь люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою. Был момент в моей жизни, когда я пыталась отойти от Пушкина. Стало искать близкое мне в творчестве других поэтов, более современных, читала Цветаеву, Блока, Пастернака и многих других. Но мир поэзии Пушкина крепко держал меня в своей власти. Ведь по своему духу я русская, а Пушкин был и остаётся русской весной, русским утром. Он много страдал ещё и потому, что был первым, потому что его чудесный, пламенный, благоухающий гений расцвёл в суровой, почти зимней, почти ночной ещё России. На протяжении веков поэт овладевал душами лучших людей, покорял пером властным, умелым и нежным. А с какой полнотой, певучестью и грацией выразил Пушкин основное в человеческой природе! В его стихах вера в будущее России. Он показывал силу торжества над настроениями, упадком, бесцельностью и безнадёжностью. Это выразилось в нескольких поэтических строках: …в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, куёт булат. По-моему не воспринимать поэзию Пушкина—значит быть бездуховным человеком. Его невозможно читать, не чувствуя силу пушкинского пророческого слова. Оно будет озарять своим светом века пока существует человеческая цивилизация. Погибнет пушкинское Слово—погибнет Духовность, защита от зла, которое способно превратить Землю в мёртвую чёрную глыбу, бессмысленно бороздящую космическое пространство. Пушкин для меня—пророк Отечества. Современная жизнь отличается невероятной жестокостью, цинизмом, голым практицизмом. Мир полон человеческих трагедий и катаклизмов. Пришло время задуматься, что же и на каком этапе истории со всеми нами произошло и стали ли мы счастливее. По-моему, выход только один—мы должны прозреть и вернуться к Истине, к Правде, к Свету, к Богу. К этому призывает нас великий гений земли Русской Александр Сергеевич Пушкин: Творцу молитесь; он могучий; Он правит ветром; в знойный день На небо насылает тучи; Даёт земле древесну сень. …да притечём и мы ко свету; Да и спадёт с очей туман…

Особенности художественного мира Пушкина

Особенности художественного мира А.С. Пушкина

Характерные черты пушкинской поэзии — это универсаль­ность тем; гуманистической пафос; изящество, чувство красоты, гармония формы и содержания. Лирический герой Пушкина ориентирован на античное мировосприятие — он обладает це­лостностью сознания, оптимистичностью мироощущения, жиз­нелюбием и внутренней свободой. При этом ему свойственно смирение. Правда, добро и красота — вот нравственные ориен­тиры поэта.

Для Пушкина-поэта характерна ориентация на классицизм в ранней лирике, затем — период увлечения романтизмом, в по­зднем периоде творчества — опора на реалистические традиции. Элегия, ода, послание, эпиграмма, мадригал — стихотворные жанры, которые наиболее часто встречаются в пушкинской по­эзии.

Пушкин-прозаик вошел в историю русской литературы как мастер композиции. Лаконичность, краткость в портретных, пейзажных и интерьерных описаниях, стройность и четкость композиции, симметричность в расположении частей произве­дения — характерные черты пушкинской прозы. Для этой прозы свойствен особый психологизм, когда характер раскрывается в действии, внутренний мир героя характеризуется в основном через его поступки, а не через внутренний монолог или авторс­кий комментарий. В стиле пушкинской прозы мы находим син­тез стилистических элементов различных стилей.

Здесь искали:

  • художественный мир пушкина
  • специфики поэта Пушкин

Похожие материалы:

  • Сочинение на тему Творчество Пушкина — .
  • Жизнь и творчество А.С. Пушкина после лицея? — .

Более новые статьи:

Мои размышления о поэзии А.С.Пушкина

Через все творчество Фета,— то затихая, то громко звуча,— проходит одна отчаянная, звучащая нота, и тот, кто не чувствует ее, тот не чувствует Фета, ибо все остальные мотивы находятся как бы на периферии его творчества. Для понимания внутреннего мира поэзии Фета нужно знать некоторые факты его биографии. Исток его лирики — в драматических обстоятельствах, имевших место когда-то, в дни его ранней молодости. Будучи унтер-офицером Кирасирского орденского полка, расквартированного в Херсонской губернии, Фет познакомился с Марией Лазич —девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший ника ких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре погибла — сгорела от неосторожно брошенной спички; предполагают, что это было самоубийство. Всю жизнь, до конца дней, Фет не мог ее забыть. Жизненная драма, как подземный ключ, изнутри питала его лирику, придавала его стихам ту остроту, которую чувствовали все современники поэта. И потому его ранние стихи — это монологи к умершей подруге — страстные, исполненные раскаяния (он называет себя “несчастный палач”) и смятения (“Я рвался, я твердил о не нашей вине,— ничего ты на все не ответила мне”). В личности великого русского поэта Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека. Огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый до последнего вздоха певец красоты и любви. Поистине, чудна природа, создавая такие сильные характеры и творя такие удивительные судьбы. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился статуса дворянского сына. А дворянский чин давал огромные преимущества. Он пытается “выслужить” дворянство, но это ему не удается сделать. Тогда Фет женится по расчету на старой и богатой женщине, становится обыкновенным сельским помещиком. Наряду с таким заурядным стремлением к достатку у этого человека был незаурядный поэтический дар. Всю жизнь, а умер Фет в возрасте 72 лет, он не переставал создавать то, что сегодня мы называем великой русской литературой, сокровищницей нашей поэзии: Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Первый лирический сборник стихов поэта “Лирический пантеон” вышел только в 1840 году. После выхода книги к нему быстро приходит известность. Но она была недолгой. Интерес к поэзии во второй половине 40-х годов резко падает. В 1845 году Фет поступает на военную службу, так как понимает, что занятие литературой не принесет денег. Через 13 лет он выходит в отставку в чине майора. За два года до этого он вновь начинает писать стихи, устанавливает дружеские отношения с литераторами “Современника” (Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, В. П. Боткиным, А. В. Дружининым, позже с Л. Н. Толстым). Фет начинает много писать и печататься. В свет выходит его новый сборник. Для этого периода поэзия Фета необычна, причудлива, утонченна. Она полна недомолвок, недоговоренности. Критика находит в ней необыкновенную мелодичность. Чайковский писал о Фете: “Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена”. Ряд стихотворений Фета написан в традиции романса: На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит, Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит… …И чем ярче играла луна, И чем громче свистел соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней… В выборе образов Фет бывает порой удивительно смел: Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет,— и плачет уходя. Но к 60-м годам Фет оказывается на периферии литературы и еще раз резко меняет свою судьбу. Он становится помещиком, почти не пишет стихов. Всецело отдается земледелию, хозяйственным хлопотам. В 1873 году вышел долгожданный указ о присоединении Афанасия Фета к роду Шеншиных. Фет начинает обладать всеми правами дворянина. Сменив имение, после длительного перерыва он снова начинает писать стихи. Он дает им название “Вечерние огни”. С поэтом происходит чудо. На старости лет он пишет вполне юношеские, свежие стихи. Они полны зоркости, остроты восприятия, благоговения перед красотой природы: И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этвй шаткой вдвоем Мы стоим и бросаем друг друга. Он обращается к своей возлюбленной, умершей 30 лет назад, так, словно они расстались лишь вчера: Хоть память и твердит, что между нас могила, Хоть каждый день бреду томительно к другой,— Не в силах, верить я, чтоб ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной. Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого “чистого искусства”. Он утверждал, что красота — единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Героиня этого стихотворения — Татьяна Берс, сестра Софьи Андреевны Толстой. Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: “Когда вы поете, слова летят на крыльях”. Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые, едва зарождающиеся настроения. “Уменье уловить неуловимое” — так характеризовала критика эту черту его дарования. В стихотворениях, воспевающих природу, а особенно в философских стихах, Фет близок к своему кумиру — Тютчеву. Но если Тютчев в стремлении постичь вечную загадку бытия томится и страдает, то Фет, говоря о самых трагических предметах, сохраняет суровое спокойствие, выказывает гордое презрение к смерти: Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия, Но пред моим судом, покуда сердце бьется. Мы силы равные, и торжествую я. В поэзии Афанасия Фета почти нет действия. Чем сильнее захватывает поэта эстетическое восприятие мира, тем больше он удаляется от прозаичности. Каждое стихотворение поэта — это целая гамма впечатлений, мыслей, радостей, печалей. Подтверждением этой мысли служат такие стихотворения, как “Луч твой, летящий далеко…”, “Недвижные очи, безумные очи…”, “Солнца луч промеж лип…”, “Тебе в молчании я простираю руку…”. Творчество этого интереснейшего поэта вечно благодаря отражению в нем чувств и переживаний, которые испытывает человек, не лишенный чувства прекрасного. Стихотворения Афанасия Фета трогают самые сокровенные струны души, передают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира: Сбежали тени ночи летней, Тревожный ропот их исчез. Но тем всевластней, тем заметней Огни безоблачных небес. Как будто волею всезрящей На этот миг ты посвящен Глядеть в лицо природы спящей И понимать всемирный сон. Фет оказал огромное влияние на последующее развитие русской поэзии. Он — как бы мост от Державина и Батюшкова к Блоку, которого роднит с Фетом поэтический максимализм.
Тонкая поэзия Фета будет жить вечно, его стихи и песни приняты в любых социальных слоях нашего общества. Они стали частью этого общества, неотъемлемой частью, как луна и звезды.

А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую эпоху, да, кстати, и сам никогда не стремился к славе. В жизни его интересовали совсем другие проблемы: в возрасте 14 лет он был объявлен незаконнорожденным и лишен отцовской фамилии Шеншин, а заодно и наследства, и потому всю жизнь Фет-человек посвятил тому, чтобы его признали-таки дворянином.

Но Фет-художник за эти годы создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, за которую его неоднократно упрекала русская критика, которая никак не могла найти в лирике поэта столь необходимые для нее общественные мотивы. Действительно, А. Фет демонстративно противопоставлял себя своему времени, заявлял, что не обязан быть гражданином, жил вразрез с духом времени. А потому творчество А. Фета было заклеймено ярлыком “искусство ради искусства”. И долгое время никто не желал видеть всю красоту его творчества, в котором отразились удивительно безнадежные взгляды поэта на жизнь, ибо на вопрос о настроении его души он всегда отвечал: “Пустыня!” Еще в 1850 году А. Фет писал: “Идеальный мир мой разрушен давно…” Место этого мира заняла будничная жизнь. И чем больше поэт погружался в нее, тем сильнее он стремился выйти из-под ее власти в своих стихах. В последнем, самом лучшем, сборнике стихов А. Фета “Вечерние огни”, где наиболее остро отразились противоречия между Фетом-человеком и Фетом-поэтом, явственно звучит потребность вырваться на простор, напитанный воздухом поэзии: Без усилий С плеском крылий Залетать — В мир стремлений, Преклонений И молитв; Радость чуя, Не хочу я Ваших битв.

Это стремление напоминает знаменитое высказывание А. Фета: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик…” У А. Фета вообще много эпитетов “воздушный”, “крылатый”, глаголов “летать”, “парить”, “окрылиться”.

Уход от реального мира в мир, создаваемый с помощью искусства, — характерная черта романтизма. Действительно, у Фета много общего с лириком Жуковским. Но есть и существенные различия. В идеальном лирическом мире Фета, в противоположность В. Жуковскому, нет ничего мистического, потустороннего. Извечным объектом искусства, по мнению А. Фета, является красота, которая присуща самой действительности и оттого неизбывна. “Мир во всех частях своих равно прекрасен…” Ничему ужасному, жестокому, безобразному нет доступа в мир фетовской лирики. Отчасти, возможно, в этом ее односторонность: “воспроизведение не предмета, а только его идеала”.

Лиризм А. Фета звенит в унисон красоте. Но понятию “красота” А. Фет придает и философское значение. Поэзия ведь есть проникновение в “самую сокровенную суть мира”, чего не может, скажем, сделать наука. Художественное познание заключается в том, чтобы охватить предмет во всей его целостности, а из всех искусств наибольшие возможности для этого открывает поэзия.

Лирика А. Фета чрезвычайно подвижна. Все предметы поэт заставляет “колебаться, дрожать, трепетать”. Его поэзия полна запахов: природа и любовь насыщены “благоуханиями”, “ароматами”, “запахами трав”, “благовонных ночей”. Часто сливаются воедино зрение и слух: даль звенит, звуки песни становятся серебристым путем, голос певицы оборачивается месяцем, зарей, морем. Особое место в лирике А. Фета занимает музыка. В стихотворении “Сияла ночь…” песня олицетворяет образ любимой женщины. Музыка — это зарождающиеся чувства, получувства, тончайшие оттенки. Стихи А. Фета необычайно мелодичны, не случайно многие из них легли в основу романсов.

У А. Фета все, изображаемое им, неясно, смутно, неопределенно. Ему не хватает слов, он сетует на неполноценность языка: Как беден наш язык? — Хочу и не могу. — Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною…

А потому он любит противопоставлять “грубым” людским словам язык цветов, “ясно говорящее” ночное безмолвие (стихотворение “Благовонная ночь, благодатная ночь…”). Поэзия молчания — один из излюбленных приемов Фета — передает силу чувства гораздо сильнее крика (“Я тебе ничего не скажу…”). И при этом А. Фет достигает огромной музыкальности стиха: Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.

А. Фету часто указывали на грамматические ошибки, но иногда ему самому удается одержать победу над грамматикой: в стихотворении “Шепот, робкое дыханье…”, к примеру, нет ни одного глагола.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Хотя мир Фета во всех своих проявлениях равно прекрасен, он все же сводится к трем основным составляющим: природе, любви, музыке, которые тесно связаны между собой, переплетены и образуют единый художественный мир. Описание природы у А. Фета приобретает романтическое звучание, а одно из свойств лиризма поэта — умение озвучить немую природу.

Основу большинства любовных стихотворений А. Фета составляет узнавание дорогого женского образа: Только встречу улыбку твою, Или взгляд уловлю твой отрадный, — Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной! Истинным предметом стихов А. Фета становится не то, что затронуло сердце в данную минуту, а те чувства влюбленности в красоту, которые вызываются при этом.

Мир Фета можно назвать миром “единства противоположностей”, гармоничного их слияния. Главным словом в лирике Афанасия Фета можно назвать слово “безумный”. Но в этом-то безумстве, в этом слиянии музыки, природы и любви и есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной красоты в зеркале искусства: Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Если выбирать между прозой и поэзией, то я, конечно, выберу поэзию. Поэзия вдохновляет людей, тревожит их мысли, успокаивает и поднимает настроение. Она способна открыть человеку целый неведомый мир и утешить его в минуты несчастья. Существует огромное количество различных типов поэзии: любовная, гражданская, пейзажная лирика и др. Мне больше всего нравится любовная лирика, ведь стихотворения такого жанра полны силой чувств и эмоций, обладают всей палитрой красок человеческой души.

Читая стихотворения таких выдающихся поэтов, как А. С. Пушкина, Е. С. Есенина, В. В. Маяковского,

М. И. Цветаевой и А.А. Ахматовой, я на время переношусь в удивительный мир, полный красоты и очарования. В пушкинских строках любовь заставляет лирического героя переосмыслить свою жизнь и заново родиться:

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В стихотворениях Марины Цветаевой человек готов преодолеть все препятствия на пути к любимому человеку, пожертвовать собой во имя любви:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Мне безумно нравится читать стихотворения, в которых показывается, что любовь может творить чудеса: толкать людей на героические поступки, спасать от смертельной опасности, излечивать душевные раны и вносить в жизнь нечто прекрасное. А ещё больше мне нравится читать строки о взбалмошной, сумасшедшей и настоящей любви, которая очень редко встречается в современном мире.

Поэзия — это мир, созданный для духовного развития и обогащения творческой личности. Это единственная сокровищница литературного языка, которая позволяет через традицию наиболее полно и многогранно сохранять индивидуальность нации, народа. Поэзия играет в жизни человека важную роль – она открывает ему новый прекрасный мир, дарит надежду и душевное спокойствие.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: