Сочинение теория и практика

Обновлено: 02.07.2024

произведение, творчество, литературное творчество, результат освоения.

Повторение основных сведений по теории л итературы. Литературное произведение

как идейно - художественное целое. Особенности эпических, лиричес ких, драматических

Текст . Освоение понятий текст, подтекст, контекст. Понятие целостности

художественного произведения. Единство формы и сод ержания. Художественное

выражение элементов содержания (тема, и дея, проблема, художественный образ,

конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет,

изобразительно - выразительные способы и с редства и т.д.). Литературный образ,

персонаж, тип, х арактер, литературный герой. Художественная деталь (узнавание,

интерпретация, выявление роли детали). Эпическое произведение. Жанры.

Пространственно - временная организация, система персонажей, способы их создания (имя,

внешность, поведение, речь). Лирическо е произведение. Функции и смысловая нагрузка

элементов лири ческого произведения. Реализация лирического переживания (поэтический

язык, ритмико - мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр).

Принципы живописнос ти и музыкальности. Драматическое произведение. Характер

драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в

развитии действия, монолог, ди алог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способ ы

выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.).

Основные требования к сочинению. Сочинение как отражение ин теллектуального,

эстетического, нравственного развития учащегося. Выбор темы. Требования к

содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие

теме, правильность факт ического материала, последовательность изложения, уместное и

умелое и спользование цитат, смысловая точность эпи графа. Требования к речевому

оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамма тического с троя речи, стилевое

единство и вы разительность реч и, грамотность. Объём, соотнесённость композиционных

частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.

План сочинения. Типы планов. Р аскрытия пон ятий логи чность, последовательность

речи. Типы планов: план - набросок, развёрнутый план, цитатный п лан и др. Точность,

последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и

индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений,

умозаключений. Составление п лана (план - набросок, цитатный план, п одробный план и

Ко мпозиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию

основной части сочинени я. Трудности при написании заключительной части сочинения.

Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: истори ческое

вступление, аналити чес кое, биографическое, сравнитель ное, лирическое и др. Основная

часть сочинения. Уместное и спользование различных приёмов выстраивания рассуждения

на заданную тему (приёмы индук ции и дедук ции; сравнение героев одного произведения ,

сравнение героев разны х произведений одного автора, сравнение героев разных авторов,

сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой,

воображаемым оппонентом; цитировани е и др.). Заключение. Логическая соотнесённ ость

Проблемно - тематическая типология сочинений . С очинение - повествование,

сочинение - описание, сочинение - рассуждение как тип творческой работы и как

составляющая часть сочинени я н а определённую тему. Жанрово - композици онные

системы повествования, оп исания, рассуждения. Порядок работы над сочинением –

рассуждением. Виды формулировок тем сочинений: тема - поняти е, тема - вопрос, тема -

суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости

от вида формулировки темы. При ёмы организации языкового ма териала в соответствии с

Сочинения - характеристики, сочинения ли тературно - критические, сочинения на

героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, хар актеристика группы

литературных героев, общая хара ктеристик а литературного типа). Сочинени я

литературно - критические (анализ определённой темы, характеристика определённого

периода или темы в творчес тве писателя, сочинения п о проблемам содержания и формы

литературного произве дения, анализ критической статьи, анализ определённо й

Жанровая к лассификация сочинений. Основополагающие принципы жанровой

классификации сочинений: литературный п ортрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк,

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Опреде ление жанра эссе,

выявление характерных ос обенностей стр оения текста, способов характеристики,

Сочинение - эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции

учащихся. Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для н аписания

творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных

особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы с очинений на разные

темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за и спользованием

языковых средств, над способами вве дения литературного материала в ткань сочин ения.

Сочинение – литературный портрет. Особенности создания портретной

характеристики. Искусство портрета как р аскрытие внутренн его облика персонажа.

Отличие литературного п ортрета от п ортретной зарисовки. Искусс тво портрета –

раскрытие внутренн его облика человека, ли тературного героя. Описание по памяти, по

наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с

портрета героя. Отб ор материала художественного произведения для н аписания

творческой работы. Литературный портрет – мемуарно - биографический жанр (на примере

Сочинение - рецензия. Особенности жанра. Требования к н аписанию рецензии.

Характеристика произведения и его объ ективная оценка как неотъемлемые с оставляющие

сочинения - рецензии. Логичность, док азательность (с оп орой на ярки й литератур ный

материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана

сочинения - рецензии. Требования к написанию сочинения - рецензии.

Совершенствование н авыков написания сочинения - рецензии. Устн ое и письменное

рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ п рактического

освоения навыков критической о ценки текста. Знакомство с образцами сочинений -

рецензий, выявление особенностей жанра, применение полученных зна ний на практике.

Сочинение – сравнительн ая характеристика. Общая точка зрения, с которой

рассматриваются сравниваемые предметы – исходная п озиция всякого сравнения.

Выявление сходства и различия, выявление эволюци и авторской мысли, чувства,

переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение

произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений,

относящихся к разли чным видам искусства (художественное произведение и спектакль,

фильм, картин а, муз. произведение). Сравнен ие вариантов одного и того же произведения

Написание сочинения - сравнительной характеристики. Выбор темы. Определение

оснований для сравнения. Составление плана, подбор эпиграфа. Отбор материала в

зависимости от выбора темы и поставленных целей. Выполнение обучающих заданий.

Сочинение – анализ эпи зода. Поняти е эпизода как части целого произведения. Эпизод

как час ть целого, оп ределённая сам остоятельность эпизода и н еразрывная вплетённость в

художественную ткань произведения. Осмысление идейно - тематического содержания и

своеобразия формы, выяснение связей данной части п роизведения с другими. Роль

эпизода в развити и темы, идеи произ ведения. Выявление художественного своеобразия

фрагмента. Внимательное изучен ие и отбор литера турного материала, составление плана,

Язык сочинений . Стили стические ошибки в сочинениях учащихся. Ошибка –

нарушение нормы, пон ятие стилистической нормы. Наи более характерные

стилистические ошибки, их классификация. Обучающие уп ражнения по обнаружению и

Нормы ли тературного языка. Виды грамматических ошибок. Норм ы слово - и

формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и

предложении. Наиболее характерные граммати ческие ошибки в устных высказываниях и

письменных работах учащихся. Обучающие упражнени я по обнаружению и исправлению

Корректировка творческих работ учащихся. Рецензирование учащимися своих и

предложенных творческих работ. Обучающие уп ражнения по обнаружению и

Написание сочинени й разных жанров на заданную тему (практикум). Обобщение,

повторение изученного материала, использование знаний на практике.

Сохранение эмоционально - эстетической стороны художественного п роизведения в

творческих работах учащихся. Поняти е богатства и разнооб разия языковых средств,

способствующих выра жению собственного эмоционального настроя пишущего. В ведение

в словесную ткань творческой работы элементов художественного текста: и спользование

  • чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
  • выражение собственного мнения;
  • употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
  • уровень критического мышления;
  • владение языковыми тропами;
  • развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме.

Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей).

Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.

Подготовка к написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой принадлежности.

Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении полученных знаний по литературе, развитии умений разностороннего анализа текстов, развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.

Задачами курса являются:

  • совершенствование навыков выражать собственное мнение;
  • формирование умений следить за логикой высказывания;
  • формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;
  • развитие исследовательских навыков;
  • формирование умений строить развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
  • формирование навыков анализа художественных текстов и критических статей;
  • развить умение использовать языковые тропы.

Содержание программы элективного курса полностью соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы среднего общего образования, срок реализации 2017-2018 уч.г.

Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, планируемый результаты освоения обучающимися программы элективного курса, тематическое планирование, содержание элективного курса, список литературных источников.

Элементы программы элективного курса частично отражают содержание программного материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература, риторика).

Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей учащихся.

В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с изучением теоретических сведений.

В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу художественных текстов и критических статей.

Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на заданную тему и по тексту.

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Требования к учителю

В процессе преподавания курса учитель должен вести наблюдение за тем, как относятся старшеклассники к обсуждаемым вопросам и проблемам.

Одним из требований к преподаванию курса является как принятие учителем позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор, так и умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа / 1 час в неделю в первом полугодии в 11 классах.

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • традиции школы;
  • особенности возраста, класса, индивидуальности детей;
  • материально-техническая база школы.

Система условий реализации основной образовательной программы

Имеющиеся условия: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-методические условия и ресурсы.

Кадровое обеспечение: 1 педагог , медицинский работник, работники пищеблока, вспомогательный персоналом.

Психолого-педагогические условия: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса с учётом специфики возрастного психофизического развития.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось:

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ, фото-, аудио-и видеотехникой, интернетом.

Возможность распространения и использования программы:

Размещение программы на сайте ОУ позволяет распространить программу; участие в конкурсе программ станет позиционирование ее на региональном уровне. Программа дает возможность любому педагогу использовать их вариативно.

Реалистичность реализации программы элективного курса объясняется тем, что она выстроена на основе имеющегося опыта ОУ в обучении написания экзаменационных сочинений; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к познавательной деятельности.

Сочинения, которые вам приходилось писать в школе, были самыми разнообразными по форме и по жанру. Для развития ваших творческих, художественных способностей учителя могли предложить вам написать сказку, фантастический рассказ, изложить свои впечатления от картины известного художника, увиденного фильма или спектакля. Все эти формы неприменимы для выпускного или вступительного экзаменационного сочинения. Это сочинение имеет вполне конкретные цели: проверить ваши знания по литературе, умение анализировать художественное произведение и грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.

Поэтому необходимо знать те требования, которые предъявляются к выпускным и вступительным сочинениям.

1. Соответствие теме

2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы

3. Доказательность высказанной мысли

4. Логичность, последовательность изложения материала

5. Самостоятельность мышления

6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования

7. Смысловая точность эпиграфов и цитат

8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов

9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

С каждым требованием мы познакомимся подробнее на следующих занятиях. А сейчас я приведу пример, как не надо писать сочинения.

1. Вступление. Историческая обстановка в те ещё годы.

2. Главная часть. Показ бабы-яги – яркой представительницы тёмных сил. Черты бабы-яги.

Б) связь с народом

В) вера в будущее

Г) костяная нога

3. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.

Итак, учитель дал план, и теперь ученики по плану начали писать сочинение. И написали. Надо сказать, это было обычное сочинение.

«Замечательное произведение – сказка о бабе-яге – является замечательным образцом нашей замечательной литературы.

Тяжёлое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.

И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановить на пути, по которому он всегда идёт навстречу будущему, которое всегда приходит на смену прошлому, которое никогда не смогло заглушить его голос, который всегда был светлый и звонкий.

«Кто до смерти работает,

В образе бабы-яги – типичной представительницы загнивающего поколения – воплощены лучшие черты отрицательного героя в начале первой половины …надцатого века. Бабе-яге противопоставлен светлый образ Иванушки-дурачка, в котором сделана яркая попытка показа нового, молодого в борьбе со старым, отжившим, одряхлевшим. Нет, Иванушка-дурачок – это не Онегин. Он не лишний человек! Он любит труд и родную землю. Если присмотреться, он совсем не дурачок, а умный.

В галерее светлых женских образов баба-яга занимает особое место. Вспомним хотя бы Анну Каренину.

Язык бабы-яги – простой, чистый, короткий, могучий, не шершавый.

В наше время бабизм-ягизм играет большое значение и имеет большую роль. Сказка стала былью. Иванушка-дурачок нарицательным, а баба-яга безвозвратно ушла в далёкое прошлое.

Задание №1. Проанализировать данное сочинение:

1. Правильно ли сформулирована тема?

2. Какие ошибки в плане вы заметили?

3. Найдите речевые ошибки в тексте сочинения.

4. Какие тезисы остались без подтверждения?

5. Какие критерии, предъявляемые к сочинениям, нарушены или не отражены вовсе?

Задание на дом: выучить требования к сочинениям.

Занятие №2. РЕДАКТИРОВАНИЕ И РЕДАКТОРСКИЕ ЗНАКИ. НОРМЫ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЙ.

Редактирование – это совершенствование своей работы.

Первая оценка за содержание, а вторая – за грамотность.

Часто после сочинения учитель пишет рецензию.

1.Сочинение соответствует (не соответствует) теме.

2.Тема раскрыта (не раскрыта) полностью (частично).

4. Работу отличают глубина (поверхностность), содержательность (бессодержательность), лаконичность в изложении материала. 5.Доказательны ли высказанные мысли, аргументированы ли?

6.Достаточно ли цитат и соответствуют ли они содержанию? 7.Продуман ли план, логика изложения материала?

8.Отличает ли работу самостоятельность мышления?

9. Отличает ли сочинение стилевое единство, достоверность в освещении фактов?

10. Насколько правильно словоупотребление, соблюдение норм литературного языка?

Вспомним теорию. Образ и характер

Необходимо различать образ и характер. В литературоведческих исследованиях указывается, что понятие образа шире понятия характера, так как образ, в котором, прежде всего, раскрывается характер героя, включает также описание внешнего мира, окружающего человека, и вне которого он не мыслим.

Если образ – это человеческая жизнь в её целостности, то характер – это человеческая индивидуальность во всём живом многообразии присущих ей черт, конкретный человек с его поступками и переживаниями в конкретной жизненной обстановке. При этом характер в литературе раскрывается не просто как сочетание в человеке различных черт. Характер, как правило, показывается на разных стадиях его развития, он подвержен эволюции. Характер содержит в себе элемент авторской оценки. Причём возможно несовпадение объективной значимости персонажа и субъективного писательского отношения к нему.

Приёмы создания художественного образа человека

В драматическом произведении сокровенные мысли и чувства персонажи выражают в словах, поступках, мимике, жестах, без авторского сопровождения, хотя это и не значит, что автор не проявляет своего отношения к персонажам, к происходящему в пьесе. Чаще всего характеры на сцене как бы говорят сами за себя и не нуждаются в особой авторской помощи для понимания.

Главный способ построения сценических образовдиалог, составляющий основу действия драматического произведения. В диалоге выявляется внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства. Важную роль в пьесе играет монолог, который, в отличие от диалога, не зависит от ответных реплик. В монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Средства создания сатирического образа

· Монолог как приём развития действия и как характеристика персонажа

· Диалог, выявляющий мотивы поведения действующего лица

· алогизм (отсутствие в речи сатирического персонажа логики в изложении своих мыслей)

· приёмы внешнего комизма

· соседство серьёзного с мелким

· неожиданность положений, в которых оказываются персонажи и в которых вдруг обнаруживаются или ярко проявляются какие-то черты их натуры

Образ автора всегда шире и многообразнее, чем образ любого героя. Личность писателя проявляется во всей ткани произведения, во всех его компонентах: тематике, системе образов, их идейном смысле, конфликтах, сюжете, композиции, способах обрисовки событий и героев, в отношении к ним, в тональности повествования, его эмоциональной окрашенности, пафосе, жанровой специфике, в прямых авторских комментариях, лирических отступлениях, в подтексте, деталях, языке, в следовании традициям и новаторстве. Писатель всегда выступает выразителем определённого литературного направления, течения, исторических, философских, общественно-политических, идейно-эстетических взглядов.

По отношению к герою позиция автора может быть выражена

В драматических произведениях автор не высказывает непосредственно своего отношения к персонажам, но, тем не менее, проявляет себя в отборе материала, в сущности конфликта, в характерах героев, авторских ремарках, в заглавии пьесы, которое связано с идеей произведения, в композиции произведения, в группировке действующих лиц, в том, какие вопросы ставятся в пьесе и как они решаются в финале.

Введение

- Ты будешь вечно юн, - так начала своё предсказание одна из них, - ибо всю жизнь проведёшь среди юных и молодых.

- Тебя ждёт жизнь, полная красоты и поэзии, тебе предстоит жить в мире образов, созданных величайшими мастерами слова, - продолжила вторая.

- Ты узнаешь, что такое настоящее счастье: увидишь плоды труда своего, - пообещала третья.

Но вместе с добрыми феями к колыбели словесника подошла и злая. Она предрекла:

- Ты будешь проверять тетради 1 .

О том, как научить детей писать сочинения по литературе, задумалась не сразу. В начале педагогической работы, следуя указаниям методичек, просто давала темы сочинений по изученному произведению, кратко комментировала их и назначала сроки сдачи работ.

Сочинение – это творческая работа. Можно ли вообще научить и научиться писать сочинения? Многие мои коллеги считают, что для создания творческой работы нужен особый дар, талант. Он или есть, или его нет. Не помогут никакие схемы.

- Я очень люблю писать сочинения. Для меня это прекрасная и, к сожалению, редкая возможность высказать то, что на душе. Точно знаю: ни один предмет, кроме литературы, мне не позволит выговориться…

- Всё бы ничего… Не знаю только, как начать и как закончить …

- Сочинение у меня не получается. Получается пересказ…

- Мне не хватает мыслей. Всегда мучаюсь одним: что писать-то? Кажется, что и так всё ясно. Вы требуете 3-4 страницы, а я и на одной могу ответить на поставленный вопрос…

- К сочинению отношусь плохо. Для меня это тяжёлая работа. Пишу я много: всё кажется важным . Но всё написать невозможно…

- Когда объясняют всё понятно. Придёшь, сядешь писать – совсем ничего не понятно. А спросить уже некого…

- Меня угнетают мелочи: не так оформил эпиграф , не так процитировал , не сделал мостик …

- Люблю писать сочинения! Но ещё больше люблю читать чужие, если позволяют, конечно. Сразу видно, кто умён, кто повторяет избитое, кто просто списывает…

- Не хочу повторять чужих мыслей. А где взять свои? О чём ни начнёшь писать, всё кажется избитым, сто раз высказанным…

- Я не люблю писать сочинения, потому что это очень долгий процесс , требующий постоянного размышления, перелистывания различных пособий, перечитывания произведения…

В данной работе мы ставим перед собой следующую цель : обобщить и систематизировать опыт работы в обучении школьников основным приёмам и методам написания сочинений на литературную тему. Для этого постараемся решить такие задачи :

1. проанализировать типы тем сочинений по литературе и виды их классификаций;

2. рассмотреть виды вступлений и заключений;

4. рассмотреть основные методические приёмы работы над планом сочинения, понятиями темы, идеи, видами вступлений и заключений…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал обеспечивает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

«Методические рекомендации (теория и практика)

Автор: Дмитриева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

февраль 2019

Пояснительная записка

Данная работа адресована учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др. для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут быть использованы на факультативных занятиях, а также на уроках развития речи.

Методические рекомендации разработаны на основе учебно-методических материалов по русскому языку и анализа результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий по данным дидактическим материалам: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Использование предлагаемого материала обеспечивает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

Раздел 1. Композиция сочинения

2. Составление плана сочинения по критериям оценивания заданий .


Практическая часть

1. Выразительное чтение исходного текста

Исходный текст

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.

(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

2. Аналитическая беседа по прочитанному тексту.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст?

- удивление, сочувствие: человек с одной рукой надевает молодящейся даме тапочки, она не испытывает даже смущения

- Назовите героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из рассказа

Прочитайте строки из стихотворений разных поэтов:

Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой.
(О.Высотская)

Не бывает любви несчастливой.

Не бывает. Не бойтесь попасть

В эпицентр сверхмощного взрыва,

Что зовут "безнадежная страсть".

Если в душу врывается пламя,

Очищаются души в огне.

И за это сухими губами

"Благодарствуй!" шепните Весне. (Ю.Друнина)

Не бывает любви несчастной,
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любви не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит.
(Б.Заходер)

- Какая мысль объединяет эти строки разных поэтов?

- Какую любовь описывает В.Астафьев?

Слепую? Безответную? Рабскую? Преданную? Несчастливую? Жертвенную? …

- Смог ли сам автор дать определение этой любви? (перечитайте предложения 22-23)

- Нужна ли человеку такая любовь?

- Нет, не нужна.

- Да, нужна. Любовь бывает разная. Каждый имеет право на любовь и возможность по-своему распоряжаться своими чувствами: страдать от неразделённой любви, терпеть унижения от любимого человека или же наслаждаться счастливыми мгновениями. Какое бы определение мы ни дали любви инвалида-фронтовика, это всё равно любовь, любовь большая и искренняя, возвышающая его, того, кто любит.

- Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию В.Астафьева, его концепцию любви?

Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена. (Куприн А.И.)

Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье. (Лейбниц Г.)

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь. (Мольер)

Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей. (Шекспир У.)

Любить пылко - это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно - еще лучше. Истинно любят только тех, кого любят даже в их слабостях и в их несчастьях. Щадить, прощать, утешать - вот вся наука любви. (Франс А.)

Мучительная любовь не есть истинная. (Герцен А. И.)

Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность - богатством, а капли огня - жемчужинами. (Сервантес)

Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни. (Толстой Л. Н.)

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (Паустовский К. Г.)

3. Проанализируйте ученические сочинения, написанные на основе анализа исходного текста. Определите, какие структурные части в них отсутствуют. Проверьте соблюдение абзацного членения. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что требует доработки?

Сочинение 1 (без правки):

Сочинение 2 (без правки)

В своём тексте В.Астафьев рассматривает проблему преданной любви. Автор пишет об отношениях мужа-фронтовика и его жены. Проблема, прозвучавшая в тексте, актуальна в наше время. Она обсуждается всеми: педагогами, телеведущими, писателями, социологами – в книгах, на телевидении, в частных беседах. Но звучание данной проблемы в тексте В.Астафьева поразило меня сокровенностью высказанных мыслей.

Автор пишет о том, как преданно могут любить люди. Инвалид войны, оставшийся без руки, готов выполнять любые прихоти своей жены. Она же очень холодно относится к своему мужу. Авторская позиция понятна: никто не должен быть рабом в руках любимого человека.

Я согласна с мнением В.Астафьева. Очень много повестей о несчастной любви написал А.Куприн.

Прочитанный текст заставил меня ещё раз задуматься о том, что очень часто люди становятся жертвами любви.

4. Презентация результата. Комментарии учащихся

Подведение итогов занятия:

Из каких частей должно состоять рассуждение по исходному тексту?

Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение?

Раздел 2. Зачин в сочинении-рассуждении

Теоретический материал.

Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения. Вступление может

вводить тему текста

сообщать об основной проблеме текста

определять круг проблем, затронутых автором

быть основанием для объяснения основной проблемы

содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста

содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором

Формы зачинов:

Рассуждение о заглавии

Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста

Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

Грамматические средства оформления зачинов:

Назывное предложение или ряд назывных предложений

Цепочка вопросительных предложений

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Речевые клише:

Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…

Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений

2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли?

3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии.

4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?

5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

2) риторическое восклицание и риторический вопрос

3) вопросно-ответное единство.

4) цепочка вопросительных предложений

5) назывные предложения и риторический вопрос

6) цитирование + риторический вопрос

7) повествование об авторе текста

Задание для самостоятельной работы

Написать несколько вариантов зачина по тексту.

(1)Удивительная пора - детство. (2)Каким бы оно ни было бедным, всё равно представляется в зрелом возрасте как самое хорошее, светлое, радостное время. (3)Необорудованные бараки, в которых мы жили, запомнились тем, что, выходя из дверей, мы сразу оказывались на солнце, на воздухе, на земле. (4)Постоянные трудности быта ложились на плечи родителей, в нашей семье - на плечи мамы. (5)Но странно: чем дальше это время, тем теплее воспоминания о городах детства в чудесном краю - Приморье.

(28)Каждое поколение торопит школьные годы. (29)Торопит то, что невозвратно, что ничем восполнить нельзя. (30)Школьные годы начинаешь ценить уже в зрелом возрасте, а пока бегаешь в школу, сидишь на уроках - всё представляется довольно тяжёлой обязанностью. (По Л. Стешовой)

Варианты выполнения задания:

Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в чудесное и беззаботное время – детство. Только по происшествии многих лет человек можно оценить что-то важное… Именно об этом пишет в своём тексте Л.Стешова, ярко обозначая проблему…

Школьные годы чудесные… Как часто приходится слышать эти слова! Все ли согласятся с ними?

Почему ребёнок всегда стремится быстрее повзрослеть? Почему для него школа, учеба – это обуза, тяжёлая ноша? И почему взрослые, наоборот, мечтают вернуться в страну беззаботного детства. Именно об этом размышляет в своём тексте Л.Стешова.

Раздел 3. Как сформулировать проблему исходного текста?

Теоретическая часть

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Речевые клише. Формулируем проблему

Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

Уделяет внимание . проблеме.

Над какой-л. проблемой думать, работать.

Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

Автор затрагивает проблему.

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор очень эмоционально отстаивает идею.

Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему. Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:

Читайте также: