Сочинение тема великой отечественной войны в поэзии м исаковского к симонова а суркова

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

29.02.2016. Класс 6-А-Б Урок №43 Макогон Т.А.

Тема: Развитие речи №8 "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов К.Симонова и Д.Самойлова"

Практические: проследить, как обучающиеся умеют находить в стихотворениях изобразительно-выразительные средства, использованные авторами, находить в них образы, определять их значение, вырабатывая навыки анализа лирического произведения, отвечать на вопросы, выразительно читать стихотворения;

Воспитательные: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны и в наше время; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями авторов.

Оборудование урока: записи песен военных лет; выставка поэтических сборников; портреты поэтов; слайды на тему войны, фонохрестоматия.

Тип урока: Урок изучения нового материала

I этап. Организационный момент. Актуализация знаний.

Беседа с классом.

- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?

- Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей музыка?

- Какие песни о войне вам знакомы?

Вот уже без малого 71 год отделяет нас от Великой Победы. И сколько бы ещё не прошло времени, солдаты, не вернувшиеся с полей сражений, погибшие в печах фашистских концлагерей, умершие от тяжких ран, - навсегда в наших сердцах, в нашей памяти.

Бессмертен подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше остается с нами ветеранов, которые могут как очевидцы и у частники рассказать о том, какой ужасной трагедией была война для нашей страны. С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать о войне, а вспоминать о ней надо! Эпиграфом к нашему уроку являются слова Роберта Рождественского:

« Эта память верьте, люди,

Всей земле нужна!

Если мы войну забудем –

Переживания, связанные с Великой Отечественной войной, понятны нам и сейчас. До сих пор слышатся её отголоски. Люди не могут привыкнуть к потере близких, пропавших без вести, до сих пор разыскивают их, испытывая боль и горечь. А что же тогда чувствовали те, кто воевал? Откуда мы можем узнать об этом? Их чувства, ребята, сохраняет и передает поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков (Слайд №3).

II этап. Чтение и анализ стихотворений.

Победа в Великой Отечественной войне досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты.

Таким поэтом-фронтовиком был К.Симонов (Слайд №3).

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города").

Посмотрите на портрет Константина Симонова. Что поражает нас в чертах лица Симонова? (Слайд №3)

Первые месяцы войны были особенно тяжёлыми. Вы знаете, почему?

Давайте познакомимся с этим стихотворением. (Учитель выразительно читает стихотворение).

Беседа по вопросам:

Кому посвящено стихотворение Симонова? Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике А. Суркове?

Какой смысл приобретает в стихотворении образ Дороги и образ Дома?

Стихотворение Симонова наполнено звуками, голосами. Определите, чьи голоса звучат в тексте и какой смысл это придает стихотворению.

Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны? Какую роль играет звукопись? Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?

Давайте сделаем вывод по стихотворению.

Итак, о чем это стихотворение?

Как оно могло воздействовать на сознание бойцов?

Через несколько дней после начала войны другой поэт Давид Самойлов (Слайд №6) уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачисляется курсантом Гомельского военно-пехотного училища. После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Последнее звание - старший сержант.

В 1958 выходит первая книга стихов "Ближние страны". С этого времени регулярно появляются его поэтические сборники: "Второй перевал" (1963); "Дни" (1970); "Перебирая наши даты. ". Д.Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в "Современнике", писал песни для спектаклей и кинофильмов.

Беседа по вопросам:

Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны? Какую роль играет звукопись? Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?

Как поэт создает в своем стихотворении образ времени?

Почему в 6—7-й строфах так много восклицательных интонаций? В чем трагизм последних двух строк стихотворения? - Каким настроением пронизано стихотворение?

- Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов?

( Сороковые, роковые – они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые – эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые ).

- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?

(Возмужавший, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни).

III . Подведение итогов.

Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?

О чём еще хотелось бы поговорить, что обсудить?

Вывод: Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим погибших на войне. Прошёл 71 год после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты, кинорежиссеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план. Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам и детям войны, готовимся к праздничному параду, посвященному 9 МАЯ, пишем сочинения и стихотворные произведения на эту тему.

Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любовь к родине. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.

IV . Домашнее задание.

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.

Помню: старуха козленка вела,

Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.

Гнал их из города ужас ночной,

Пламя ревело за их спиной.

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.

Тому, кто ходит близко возле смерти,

На свете видеть многое дано. …

Когда снега багрились кровью ало,

С души солдатской, что таить греха,

Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

…где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно холодать и голодать,

Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила,

Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

Дополнительная литература.

Бялик Б. Подвиг советской литературы. М., 1970.

Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Основные жанровые группы военных стихов: Лирическая (ода, элегия, песня), Сатирическая, Лирико-эпическая (баллады, поэмы). Самые известные поэты военного времени: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

Поэзия периода ВОВ. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу - вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

Волчий голос в поле!

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

Нежностью и трепетом перед первозданной красотой родной природы наполнены стихи другого русского поэта — И. С. Никитина:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар до лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

В этом стихотворении автор восхищается оптимизмом и трудолюбием своего народа. Много страданий выпало на долю русского крестьянства, но люди все же сумели сохранить в себе эти чудесные качества. Еще не взошло солнце, а рыбаки уже проверяют сети, готовят лодки. Поля же просыпаются под веселую песню труженика-пахаря:

Читайте также: