Сочинение женские образы в живописи

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урок развития речи (с элементами драматизации).

а) Познавательные:

- дать понятие о жанре живописи - портрете;

- показать изменения в создании женских образов в разные эпохи;

б) Развивающие:

- развитие устной и письменной связной речи;

- развитие умения описывать внешность человека, изображенного на портрете;

- вырабатывать навыки логического, аргументированного изложения мыслей;

в) Воспитательные:

- воспитывать любовь к живописи;

- воспитывать уважение к женщине как воплощению прекрасного.

Оборудование:

1) Алексеев В. Леонардо да Винчи //Семья и школа. - 2000. -
№7-8.-С72.

2) Богорадо С. Еще раз о тайне Джоконды //Наука и религия. -
1998. -№3.-С.36-37.

3) Блок А. Стихотворения и поэмы. - М., 1984.

4) Дажина В. Леонардо да Винчи //Искусство. - 2004. - №16. -

C . l -17.

5) Лернер Л. Когда говорят портреты //Художественный совет. -
2007. - №1. - С. 30-34.

6) Макаров В. Ты расскажешь о лице. Еще одна версия шедевра
Леонардо да Винчи //Наука и религия. - 1992. - №3. - С.46-47.

7) Мастера русской живописи /Сост. М. Алленов. - М.,2008.

8) Осипова Л. Крамской //Семья и школа. - 2003. - №9. - С.48

8) Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй полови-
ны XIX века. -М., 1989.

9) Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. -
М., 1998.

10) Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании
русского языка. - М., 1983.

11) Ходякова Л.А. Связь уроков русского языка и изобразитель-
ного искусства в работе по развитию речи учащихся //
Межпредметные связи в преподавании русского языка. Сборник
статей из опыта работы /Сост. Н.Н.Ушаков. - М., 1977.

12) Шедевры русской живописи /Сост. А.Астахов. - М., 2006.

13) Энциклопедия мудрости /Сост. К. Андриевская. - М., 2008.

I. Организационный момент.

П. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.

III. Работа над искусствоведческими терминами.

VII. Словарно-стилистическая работа.

VIII. Работа над составлением плана сочинения. Устное описание картины учениками по плану.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.
Эпиграфом к сегодняшнему занятию могут служить слова

Фичино Марсилио - итальянский гуманист и философ, живший в XV веке. Это один из ведущих мыслителей Раннего Возрождения.

- Как вы понимаете этот эпиграф? Как вы можете его прокомментировать?

Ученик: Учитель:

- Красота - нечто непознаваемое, таинственное, загадочное, словно сияние. Красота всегда привлекала внимание человека, а особенно - людей творческих, деятелей искусства.

- Да, действительно, красота - великая сила и великая тайна. Женской красотой всегда восхищались художники, о ней слагали стихотворения поэты, ей посвящали свои произведения музыканты.

Во все времена женщина - это, прежде всего, мать, подруга, любимая. Такая родная и понятная, а в то же время такая загадочная и таинственная.

Многие художники пытались постичь тайну женской красоты, отражая в своих полотнах загадочность женщины, ее неповторимость, ее тайну. Красоту женщины творцы видели не толь-

ко в ее внешности, но и в ее внутреннем мире. И главная загадка, стоявшая перед художниками, - тайна женской души.

III. Работа над искусствоведческими терминами.

Сегодня на уроке мы обратимся к полотнам великих мастеров-живописцев. Но прежде нам необходимо вспомнить искусствоведческие термины и понятия, знание которых потребуется вам для написания сочинения.

- Скажите, пожалуйста, что такое портрет?

- Портрет - изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.

- Спасибо. А какие разновидности портретов вы знаете?

- Человек на портрете может быть изображен во весь рост, а может быть изображен только по пояс.

Да, таким образом различают два вида портрета:

Запишите эти термины в тетради.

Перспектива - вид, картина природы, изображенная с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль.

Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей картины.

Колорит — соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Тон - характер цвета по яркости, колориту.

Светлые, пастельные тона. Темные тона. Теплые тона. Холодные тона.

Теплые тона (желтый, коричневый, бежевый, зеленый). Холодные тона (синий, оттенки синего).

Оттенок - разновидность одного и того же цвета. Наверное, вы знакомы с понятиями передний (ближний) и задний< дальний) план картины.

Передний план картины - часть картины, обращенная непо¬средственно к зрителю.

Задний план картины - часть картины, изображающая отда¬ленные предметы (часто: фон картины).

Почему она будоражит умы? Почему на протяжении стольких лет и веков окружена она таинственным ореолом?

Еще современники Леонардо пытались разгадать тайну Джоконды. Попытки делаются и сейчас. Но возможно ли проникнуть в это великое таинство? А может быть лучше просто восхищаться этой красотой и загадочностью.

- Какое впечатление производит на вас эта картина?

- Загадочности, таинственности, величавой красоты, картина завораживает, притягивает взор, поражает зрителя. Джоконда -символ неувядаемой красоты.

- Опишите подробнее лицо Джоконды (выражение глаз, взгляд, улыбку).

- Опишите подробнее глаза (взгляд) Джоконды.

- Глаза большие, добрые, взгляд загадочный, полный тайны, слегка снисходительный, причем Джоконда смотрит прямо на зрителя, словно понимая его мысли и чувства.

- Что еще вы можете сказать о лице Моны Лизы?

- Высокий лоб, правильные черты лица.

Обратите внимание на то, что высота лба сознательно увеличена. В средневековье (во времена жизни Моны Лизы - XVI в.) волосы выбривали, чтобы увеличить высоту лба. Это называлось албе. Джоконда безброва, того требовала мода.

-Что еще вы можете сказать об облике Джоконды?

- У нее каштановые вьющиеся волосы, ниспадающие на плечи, затеняя овал лица. Волосы покрыты тончайшей вуалью.

- Опишите позу Моны (фигуру) Лизы.

- Поза спокойная, умиротворенная, расслабленная. Пропорции тела идеальны.

- Да, Леонардо считал, что в человеке все должно быть гармонично и правильно, как и в природе.

- Опишите руки Джоконды.

- Руки умиротворенно сложены. Руки холеные, ухоженные, что свидетельствует о высшем сословии. Видны даже вены, прожилки на руках.

- Действительно, Леонардо очень кропотливо работал над этой картиной. В день (с лупой в руке) он наносил кистью мазки величиной в 1/20; 1/40 миллиметра. На такое способен только Леонардо.

- Опишите одежду Джоконды.

- На ней платье с открытым вырезом серо-зеленого цвета. На плечах - палантин (женская наплечная накидка, а также большой широкий шарф).

Одежда выдержана в теплых, приглушенных тонах (свободная, ниспадающая).

-Что изображено на заднем плане картины?

- На заднем плане картины изображен райско-мистический пейзаж. Здесь мы видим и дорогу, и реку, деревья, и ущелья, и горы. Пейзаж утопает в дымке.

- Скажите, пейзаж земной, вполне естественный?

-Нет, скорее космический, вечный, такой же загадочный, как сама Джоконда.

- Недаром Леонардо говорил о том, что мир человеческой души полон тайн, как и мир природы.

- Какова композиция картины (хаотична или идеально выверена)?

- Охарактеризуйте колорит картины.

- В картине нет ярких красок, тона густые, приглушенные,

мягкие, навевающие спокойствие, нет ярких контрастов, плавный переход цветов один в другой.

На заднем плане - фантастический пейзаж, теплых и мягких тонов, уходящий вдаль, над ним постепенно светлеющее небо. В этом полотне прекрасны все детали, но внимание, прежде всего, захватывает лицо.

- Совпадает ли наше описание с описанием картины художником?

- Картина наполнена гармонией и умиротворением. И внутри героини (в ее душе) - гармония, мир, спокойствие, безмятежность. Она величаво смотрит на суету мира, находясь выше этой суеты и улыбаясь нам своей неземной улыбкой.

Учитель: Ученик:

- Изменилось ли ваше впечатление о картине по окончании нашей беседы?

- Мы еще более утвердились в мнении, что картина пропи-

Учитель: Ученик:

тана атмосферой загадочности, таинственности, она завораживает, притягивает взор, поражает зрителя.

- В чем же кроется причина этого необычайного воздействия картины на зрителя?

- В технике письма, в выражении лица Джоконды, в выражении глаз, в улыбке, в колорите картины. Каждый человек воспринимает эту картину по-своему, выделяя в ней то, что ему кажется наиболее значительным.

- Меняются времена, меняются нравы. Наступает XIX век.

Мода облекает женщину в изысканные платья и шляпки. Но женщина окружена все той же тайной, загадочностью, что и во времена Леонардо.

- Какое впечатление произвела на вас эта картина?

- Картина завораживает, привлекает взор, привлекает своей загадочностью, в ней скрыта тайна, привлекает красотой изображенной женщины, названием.

- Действительно, название вызывает интерес. В нем скрыт вызов. Мы можем лишь догадываться, кто изображен на картине.

- Что привлекает ваше внимание в облике изображенной женщины?

- При помощи какого приема автор картины акцентирует внимание зрителя на лице героини?

- Опишите подробнее лицо героини (взгляд, черты лица).

- Опишите подробнее позу героини.

- Величавая, надменная, с гордо поднятой головой, прямая спина, статная фигура.

- Действительно. Обратите внимание, художник запечатлел свою героиню с низкого горизонта, она смотрит на зрителя сверху вниз, что подчеркивает горделивость, независимость, чувство собственного достоинства.

- Опишите руки героини.

- Опишите одежду незнакомки.

- Можем ли мы определить социальное положение женщины?

- Как вы можете охарактеризовать задний план картины?

- Это город (высокие дома, крыши). Все в дымке. А в перспективе - бесконечное небо.

- Мы также можем сказать, что городское пространство переходит в пространство вечное, космическое (вечное небо).

- Охарактеризуйте колорит картины.

- Сочетание светлых и темных тонов, контрастирующих между собой. Благодаря контрасту внимание зрителя сосредоточено на фигуре девушки. Она одета в темное, ее одежда выдержанна в холодных тонах, что свидетельствует о противоречии

героини с окружающим миром (вызов).

Что вы можете сказать о характере героини?

- Это сильная женщина, но она одинока. Одиночество (может быть, внутренняя трагедия) заметно во взгляде женщины, в ее глазах.

И. Н. Крамской создает таинственный непостижимый образ, загадочный и бесконечно прекрасный.

Александр Николаевич Самохвалов - один из крупнейших художников советского периода. И в некотором роде он художник уникальный; ибо впервые образы новых людей создал именно он.

О советском периоде нашей истории можно много спорить, но задача художника во все времена одна - передать свое время, проникнуть в его глубину, выразить его чаяния и надежды.

Самохвалова увлекла стихия новой жизни, его пронзила мечта о прекрасном будущем. Он писал радостных и сильных людей, радостных и сильных девушек, гордо смотрящих в будущее.

«. Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее.

Я принес эту работу на открывающуюся выставку и

поставил у стенки, на которой собирался ее повесить, но надо

было получить санкцию жюри и выставкома. И.Э. Грабарь (он

был глава жюри - И.Г.) проходил через наш зал, и я обратился

ти возможность собрать жюри и просмотреть мою работу.

Мне очень хотелось включить ее в экспозицию.

слова ни говоря, и я волновался, что же это будет. А он смот-

рел на меня удивленным взглядом, смысла которого я не мог

разобрать. Но вот он с некоторой восторженностью высказал:

обеими руками пожал мою руку. Так была принята «Девушка

Самохвалов вспоминает, как он приезжал в Бежецк с

известным поэтом Сергеем Городецким, как они целую ночь

гуляли в городском саду. Городецкий написал тогда на своей

Большие чудеса творятся нынче.

Совсем иной в уездах стал фасон,

Завелся в Бежецке сторонник Винчи

«Возник спор между Москвой и Ленинградом - кому

отдать эту работу. Решено было все же отдать ее Государст-

венному Русскому музею, так как я художник-ленинградец.

- Какое впечатление произвела на вас эта картина?

- Поражает вид девушки (смелый, решительный, современный). Она готова к борьбе, не отступает перед трудностями.

- Опишите подробнее лицо главной героини (взгляд, выражение лица).

- Взгляд смелый, решительный, устремленный в будущее, губы плотно сжаты (выражение решимости), голова гордо вскинута, в лице - динамика, напряженность, уверенность (внутренняя духовная сила). Яркая косметика акцентирует внимание зрителя на лице героини. Копна волос отброшена в сторону (волосы короткие). Облик героини простой и ясный.

- Опишите позу героини.

- Героиня в движении, словно художник выхватил ее образ из бега времени.

- Опишите руки героини.

- Руки расположены свободно, они тоже - в движении. Руки героини натруженные, рабочие. Это свидетельствует о том, что перед нами женщина-труженица.

- Опишите одежду героини.

- На ней футболка. Одета она просто, удобно, современно, нарядно. Видно, что девушка занимается спортом (подтянутость).

- Опишите фон картины.

- Фон картины серый, что может свидетельствовать о серости, однообразии жизни (советской действительности). Поэтому на картине так мало ярких красок (черно-белые полосы на футболке, серый фон картины).

Женский образ в русской живописи: Международному женскому дню посвящается

Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Прелестные вдохновительницы различны и по возрасту, и по характеру, но есть нечто, объединяющее их, – в каждой из этих женщин живет загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния.

В русской живописи целый ряд гениальных произведений, в центре которых женщина с ее сложным духовным миром.

В XVIII веке в русской живописи портрет играл ведущую роль. Именно в этом жанре русские художники достигли уровня европейской живописи. Одним из них был Федор Семенович Рокотов (ок. 1732-1806). Творчество Рокотова принадлежит к самым замечательным явлениям XVIII века; в своих портретах он сумел раскрыть внутренний мир, передать тончайшие переживания человека. Происходил художник из крепостных крестьян, но получил вольную. В 1750-х годах известность Рокотова была столь велика, что его пригласили написать портрет наследника престола – великого князя Петра Федоровича, а в 1760-е годы он пишет два портрета императрицы Екатерины II. Каждый портрет Рокотова – это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Описания их не в силах передать скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой, затягивающий сумрак фона, из которого, словно наплывом, возникают лица его героев. Особой одухотворенностью отличаются рокотовские женские портреты. Пленителен образ юной А.П. Струйской (1772)


Рокотов Ф.С. Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени.


Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780


Рокотов Ф.С. Портрет Екатерины II. 1763



Рокотов Ф.С. Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой. 1760-е



Рокотов Ф. С. Портрет П.Н. Ланской. Начало 1790-х


Левицкий Д. Г. Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Нелидовой. 1773

В портрете Нелидовой передано единство игрового начала и состояния души: неподдельной веселости и искреннего увлечения. Чистые глаза, нежная, немного задорная улыбка, легко и грациозно отодвинутая вперед ножка в жемчужном башмачке – чем не Золушка, впервые очутившаяся на балу, вся в предвкушении чуда и счастья? Кажется, еще мгновение – и появится прекрасный принц, зазвучит томный клавесин, и она, не прекращая улыбаться, начнет свой менуэт. По оценкам современников, она не уступала в мастерстве профессиональным актрисам. Нелидова не была красавицей, но на сцене она преображалась, становилась необыкновенно обаятельной.


ЛевицкийД. Г. Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785


Левицкий Д. Г. Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г.И. Алымовой. 1773


Левицкий Д. Г. Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н.С. Борщовой. 1776


ЛевицкийД. Г. Портрет Е.А. Воронцовой. До 1822



Левицкий Д.Г. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783



Левицкий Д.Г. Портрет М.А. Дьяковой. 1778



Левицкий Д. Г. Портрет М.А. Львовой. 1781



Левицкий Д. Г. Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Славу русской живописной школы приумножил талантливейший живописец конца XVIII – начала XIX века Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). В среду русских портретистов он вошел уже сложившимся художником, успевшим завоевать на родной Украине известность иконописца. В.Л. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием пришедшего тогда в искусство и литературу нового направления – сентиментализма. Передать тихую мечтательность, тонкие переживания и модную в то время чувствительность особенно удавалось художнику в замечательных женских портретах.

Боровиковский создает свой тип женского портрета. Художник не стремится к разнообразию композиционных приемов: как правило, это полуфигуры женщин, опирающихся на постамент, изображенных на фоне паркового ландшафта. Варьируя с теми или иными отклонениями это решение, художник сосредотачивает внимание на лицах своих моделей и создает одухотворенные и поэтические образы. Таковы портреты Е.А. Нарышкиной, О.К. Филипповой, сестер Гагариных.


Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной.



Боровиковский В.Л. Портрет Дарьи Державиной



Боровиковский В.Л. Портрет графини Безбородко с дочерями



Боровиковский В. Л. Портрет императрицы Марии Федоровны



Боровиковский В. Л. Портрет О.К. Филипповой



Боровиковский В. Л. Портрет сестер Гагариных



БоровиковскийВ. Л. Марии Ивановны Лопухиной (1797)

В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте двадцати двух лет). Но пока ничто не омрачает ее прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Цветовое решение полотна продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза. Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, круглящиеся линии. Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков; роза наклонена так же, как голова девушки. Живописный ландшафт полностью соответствует настроению мечтательной Лопухиной.


Брюллов К. П. Всадница



Брюллов К. П. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя



Брюллов К. П. Итальянский полдень



Брюллов К. П. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией



БрюлловК. П. Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью Марией



Брюллов К. П. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой



Брюллов К.П. Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмарёвых



Брюллов К.П. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Паччини и арапчонком



Брюллов К. П. Турчанка (1837-1839)


Крамской И. Н. Неизвестная

Период конца XIX – начала XX веков, названный в русском искусстве серебряным веком, выдвигает новые задачи, новые направления и, соответственно, новые имена в живописи. Одна из центральных фигур искусства рубежа веков – Валентин Александрович Серов (1865-1911), крупнейший художник, автор более двухсот портретов.


Серов В. А. Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой). 1887


Серов В. А. Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович), 1888 г.


Сомов К. А. Дама в голубом

Одетая в старинное платье с кружевным воротником-пелериной и глубоким декольте, она вся – воплощение печали, усталости, тоски, разочарования, неспособности к жизненной борьбе. Сомовский портрет отражает женский идеал своего времени с его поэтизацией страданий и болезненности, особой изощренности и сложности, рафинированной хрупкости.


Врубель М. А. Царевна лебедь

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905 гг.) – живописец, член Союза русских художников (с 1904 года) оказал влияние на становление символизма в русской живописи начала XX века.


Борисов - Мусатов В. Э. Дама на веранде

Изящная молодая женщина сидит на веранде . Платье облегает стройный стан. Причудливые серые тени на платье, серовато-дымчатый отблеск, падающий на печальное лицо и обнаженные плечи, - все это подчеркивает призрачность, нереальность образа. Баллюстрада веранды лиловых тонов. Даже куст цветов за спиной женщины с голубовато-серыми листьями, и роза, зажатая в лежащей на коленях руке, не алая, не белая, а розовато-серая. За балюстрадой угадывается залитый солнцем сад. Но в женской фигуре ощущается полная отчужденность от всего светлого и радостного: словно сама фея печали и одиночества предстала перед нами…


Васильев К. А. Ожидание


Висильев К. А. Гадание

Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!

Во все времена образ женщины вдохновлял творцов. Матери, возлюбленные, дочери, незнакомки – все они становились героинями живописных произведений еще со времен древности, когда рядом с фараоном изображались его жена и жрицы, а на ряду с героями на греческих амфорах-прекрасные танцовщицы. Тогда, в Древней Греции и Риме родился образ Венеры (или же Афродиты) как символа женской красоты, который в каждую эпоху находил новое воплощение.

Образ женщины в искусстве

Работа художника Джавада Солейманпура

Во все времена образ женщины вдохновлял творцов. Матери, возлюбленные, дочери, незнакомки – все они становились героинями живописных произведений еще со времен древности, когда рядом с фараоном изображались его жена и жрицы, а на ряду с героями на греческих амфорах - прекрасные танцовщицы. Тогда, в Древней Греции и Риме, родился образ Венеры (или же Афродиты) как символа женской красоты, который в каждую эпоху находил новое воплощение.

Художники ХХ века изображали женскую красоту иначе. Это и тонущие в золотых потоках героини Густава Климта, и эмансипированные девушки с полотен Тамары Лемпицки , ставшие эталоном и символом стиля ар- деко , и страстные и чувственные образы на картинах и рисунках Эгона Шиле, и автопортреты Фриды Кало , и иконы стиля в исполнении Энди Уорхола .

Сейчас женские образы появляются на полотнах наших современников ничуть не реже. Все они изображают разных героинь со своими историями, характерами. В зависимости от настроения картины выбирается и материал, и цветовая гамма.

К примеру, современный художник из Таиланда Ганк Пансуай создаёт необычные женские портреты, воспевая красоту темнокожих девушек. Он сравнивает переменчивые настроения женщин с природными явлениями и аллегорично изображает пышные африканские причёски то грозовой тучей, то пушистым облаком в рассветный час, то извергающимся вулканом… В картинах художник использует наряду с масляными красками акрил подчёркнуто ярких оттенков. Это придаёт его картинам яркость, живость – те краски, которыми изобилует его родная страна.





Работы художника Висенте Ромеро Редондо

Совсем иной образ женщины создаёт художница из Санкт-Петербурга Анна Маринова. Её работы подчёркнуто реалистичны, а героини – утончённые русские красавицы. Как рассказывает сама художница, её искусство обращается к сюжетам, близким человеку из любого уголка мира – образам первой любви, мимолётности и хрупкости жизни, красоте природы.





Каждая женщина неповторима и многогранна, поэтому из века в век художники не могут устоять перед ее красотой и пробуют уловить мимолетный взгляд, легкое движение, раскрыть потаенные черты характера и изобразить на своей картине правдивый, прекрасный образ.

Вы можете научиться писать женские портреты маслом с 3 художниками из разных стран: Анна Маринова, Ганк Пансуай, Константин Дворецкий. Знания и опыт мастеров портрета с натуры позволят пошагово создать крупноформатные работы маслом, изучить нюансы работы с моделями и особенности ценообразования и последующей продажи своих картин.


Работа художника Ганка Пансуая

Научитесь создавать пастельные портреты: от построения эскиза до работы с особенностями пастели. Авторский курс от известных художников-пастелистов - портретиста турецких президентов Джавада Солейманпура, мастера женского портрета Висенте Ромеро Редондо и опытной русской художницы Валерии Куликовой - станет новым шагом в мастерстве пастельной живописи для каждого художника независимо от его уровня подготовки.

Портрет в живописи – это жанр изобразительного искусства, при котором художники добиваются не столько внешнего сходства, сколько стараются отразить внутренний характер изображаемого человека. Портрет может быть индивидуальным и коллективным, мастер-художник создает образ, типичный для определенной эпохи.

История жанра

портрет в живописи

Как жанр портрет сложился во времена античного искусства. На острове Крит при раскопках было найдено множество фресок с изображениями женщин. Другие памятники искусства относятся к Египту, там обнаружили деревянные доски с изображенными на них портретами в технике энкаустики (это такие краски на основе воска). Во времена Средневековья портрет в живописи существовал лишь для изображения дарителей и был частью общей художественной композиции на религиозную тематику.

Огромный вклад в развитие жанра внес Тициан, он создал целую галерею портретов своих современников. Автопортреты таких художников, как Ян ван Эйк и Альбрехт Дюрер являются примерами для многих художников-портретистов.

Женский портрет в живописи

Вечной темой искусства является изображение образа женщины. Каждая эпоха рисовала свой идеал женщины, а ее характер привлекал особое внимание многих художников. Глядя на портрет тех времен, мы можем видеть, как на внешность и внутренний мир влияют те или иные события общественной жизни, искусство, литература, мода.

Искусство России в общем, и портрет в живописи в частности, показывают, как на протяжении веков изменялся идеал женской красоты. Связано это с изменением мировоззрения, привычек, обычаев, со сменой систем правления, поколений.

Образы женщин

женский портрет в живописи

К концу 18 века русский портрет в живописи достигает наивысшего расцвета. И одной из самых главных и популярных тем становится изображение женского очарования. На полотнах нам предстают женщины кокетливые и обольстительные. А на портретах художников-иностранцев русские дамы и барышни выглядят куклами, они жеманничают и игриво улыбаются, и этим одна похожа на другую.

Русские художники И.П. Аргунов, Д.Г.Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский видят женщину по-иному. Они вносят психологическое оживление, конкретность характера в женский портрет. В живописи стараются передать живую и настоящую картину нравов, вкусов и моды эпохи женского всевластья. Мы видим весь спектр женских характеров: надменную холодную красоту и нежную мягкую мечтательность, кокетство и скромность, душевное обаяние и суровую скрытность с замкнутостью. Но властвовать в сердцах мужчин – это главное.

Новые идеалы

портрет в живописи 6 класс

Но уже к середине века возвышенность и мечтательность женских образов исчезает без следа. По картинам этого периода можно изучать модные веяния. Тщательно выписаны перья на шляпах, драгоценности, кружева, увлекаясь деталями, художники часто забывают о самом персонаже. В образах светских красавиц царит надменность, и уже нет той сердечности и простоты.

Картины К.С. Петрова-Водкина

портрет в живописи и музыке

Образ женщины менялся из эпохи в эпоху, но сохранил главные непреходящие черты: красоту, нежность, материнство.

Читайте также: