Сочинение тема детство в литературе 19 века

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к теме детства в литературе, в других областях искусства, а также и в науке, например в педагогике и психологии.

Цель исследовательской работы: проследить трансформацию темы детства в русской литературе на протяжении XIX - XXI вв.

В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

2. проследить эволюцию образа ребёнка в русской художественной литературе на протяжении XX - XXI вв.;

3. соотнести образ ребёнка в представлении русских классиков и писателей XX-XXI вв.

Объектом исследования является образ ребёнка в ряде произведений русской литературы XIX - XXI вв. Предметом исследования стали тексты художественных произведений о детях XIX - XXI вв., а также используемые авторами средства художественной выразительности для создания детских образов и особености авторской позиции при изображении детей.

Глава I Тема детства и образы детей в русской литературе XIX в.

Таким образом, на протяжении XIX в. представление об образе ребёнка меняется. Если ранее тема детства в литературе была несколько идеализирована и приукрашена, то с конца XIX в. писатели начинают разрушать этот стереотип. В русской классике XIX в. прослеживается мысль о том, что любой ребёнок нуждается в любви и внимании, что гениально показывает Ф.М. Достоевский, и печально, если эту любовь ребёнок получит лишь на небесах.

Глава II Развитие темы детства в русской литературе XX - XXI вв.

Список литературы

1. Аверина М.А. Контур человека: мир под столом. М., Эксмо, 2019.

2. Айхенвальд Ю.И. Дети у Чехова // Силуэты русских писателей. М., Республика, 1994. С. 341-350.

3. Бабук А.В. Художественная антропология детства в литературе XIX в. Минск, БГУ, 2018.

5. Бухина О., Лану А. Герои – сироты в детской литературе: отражение социального кризиса начала и конца советской эпохи // Детские чтения, 2015, № 1. С. 24-27.

7. Власкин А.П. На перекрёстке человеческой природы: мужское – женское – детское в художественном мире Достоевского // Достоевский и мировая культура, № 22. М., 2007. С. 204-219.

8. Дворяшина Н.А. Лики детства в русской литературе Серебряного века // Известия УрГУ, Гуманитарные науки. 2008, № 55, вып. 15. С. 137-143.

10. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. // Собрание сочинений в 30 т. Л., Наука, Т. 22, 1981.

11. Железников В. Чучело. М., Стрекоза, 2017.

14. Толстой Л.Н. Детство // Собрание сочинений в 8 т. Т. 1. М., Лексика, 1996.

15. Тургенев И.С. Записки охотника. М., Детская литература, 1978.

16. Санаев П.В. Похороните меня за плинтусом. М., АСТ, 2018.

17. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Издано Н.С. Таганцевым. Изд. 7, пересмотренное и дополненное. СПб., 1892.

18. Чехов А.П. Ванька // Собрание сочинений в 12 т. Т. 4. М., Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 501- 505.

19. Чехов А.П. Спать хочется // Собрание сочинений в 12 т. Т. 6. М., Государственное издательство художественной литературы, 1962. С. 10-15.

1 Власкин А.П. На перекрёстке человеческой природы: мужское – женское – детское в художественном мире Достоевского // Достоевский и мировая культура, № 22. М., 2007. С. 204-219.

5 Айхенвальд Ю.И. Дети у Чехова // Силуэты русских писателей. М., Республика, 1994. С. 341-350.

7 См., напр.: Бухина О., Лану А. Герои – сироты в детской литературе: отражение социального кризиса начала и конца советской эпохи // Детские чтения, 2015, № 1. С. 24-27.

10 Бабук А.В. Художественная антропология детства в литературе XIX в. Минск, БГУ, 2018. С. 42-43.

12 Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке. Дневник писателя за 1876 г. / Собрание сочинений в 30 т. Л., Наука, Т. 22, 1981. С. 16.

Любую человеческую жизнь можно разделить на несколько периодов: детство, отрочество, юность, молодость, старость… Но самым важным из них, как мне кажется, является детство: именно тогда закладывается характер человека, осознаются основные духовные ценности, формируется тот нравственный кодекс, по которому ему предстоит прожить. В своих произведениях писатели часто обращались к теме детства и проблемам воспитания своих главных героев.

Через образы детей и окружающую

их жизнь читатель определяет и раскрывает внутреннюю сущность персонажей.
В произведениях литературы ХIХ века можно проследить путь становления личности героев, который начинается с самого раннего детства. Жизнь и судьба Петра Гринева в “Капитанской дочке”, Мцыри – героя поэмы М. Ю. Лермонтова, замечательной Наташи Ростовой из эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” и многих других являются показательными. Но подробнее я бы хотела проанализировать детство героев романа И. А. Гончарова “Обломов”.
Два антипода – Обломов и Штольц, “сердце и разум”, что сделало их такими, какими

они представлены в романе?
В критической статье Н. А. Добролюбова “Что такое “обломовщина”?” Обломов характеризуется как человек, который не в состоянии “деятельно захотеть” что-либо. Причина этого кроется в воспитании Ильи Ильича. С самого детства он привык, что за него делается все, что он ни пожелает, ему стоит лишь захотеть – и тут же какой-нибудь Захар бежит исполнять его волю. Из сна Обломова мы узнаем, что Илья был “резвым”, “милым”, любопытным ребенком, стремился все сделать сам и уйти из-под постоянной опеки нянек, но постепенно окружающие его ласки, забота и внимание подавляли в нем это стремление: с годами Илья все меньше делает, но больше мечтает.

Годами у него в голове зреет план переустройства родной Обломовки, но ему слишком тяжело “подняться с дивана” и совершить задуманное. Он мечтает о том, чтобы “это как-нибудь сделалось само собой”.
Обломову в романе противопоставлен Штольц. Детство и юность стали для него настоящей школой жизни, уже тогда тяготы и испытания не страшили его, и, поставив перед собой цель, он никогда не отступался от нее. В раннем возрасте он получил урок на всю жизнь, когда отец выгнал Андрея из дома за то, что тот не сделал в срок домашнее задание, – с тех пор Штольц все свои поступки научился осознавать разумом и быть ответственным за них.

От Обломова он отличался тем, что относился к разряду людей, которые “деятельное желание” ставят в основу своей жизни.
Если посмотреть на сущность этих героев с другой стороны, то можно заметить, что образ Ильи Ильича Обломова является воплощением русского патриархального барского взгляда на жизнь, который выражался даже в мелочах. В имени героя есть указания на это: Илья был назван в честь отца, что уже является частицей устоявшегося семейного уклада Обломовых.
Андрей Штольц – сын обрусевшего немца, но все-таки черты его характера чужды русскому человеку. Точность, аккуратность во всем, постоянная занятость, стремление всю свою жизнь подчинить законам логики и разума – согласитесь, есть в этих качествах что-то не от русского характера.
В свою очередь, “обломовщина” – та болезнь, которой “переболевает” любой русский человек. Обломов не сумел “переболеть” “детской” болезнью: даже любовь Ольги Ильинской не спасла его от нравственной гибели. Но сказать, что “обломовщина” – это духовная смерть Ильи Ильича, нельзя.

В таком состоянии он был счастлив. Для нас же, читателей конца ХХ века, это несомненное моральное разложение. Навсегда в памяти героя запечатлелся символ счастья Обломовки – пирог, и навсегда Илья отказался от “мирской суеты”, променяв реальный мир на мир своей мечты, живя в котором он стал поистине счастливым.

Через всю жизнь герой пронес ощущение покоя, который стал идеалом всей его жизни.
Счастье Обломова противопоставлено идеалам Штольца. Для последнего главное – полнота жизни, постоянная занятость, удовлетворение материальных и духовных запросов. Но жизнь Штольца четко распределена, даже таким чувством, как любовь, он увлекается сознательно, с “разумом”.

Он не допускает возможности душевной свободы, и в этом герой предстает своего рода “разумным” максималистом. Антипод Штольца является максималистом “сердца”, отбрасывая все предрассудки и законы реальной жизни.
Таким образом, сравнивая судьбы и характеры двух абсолютно разных натур, мы приходим к выводу, что все-таки именно в детстве закладываются основные жизненные ценности, которые остаются с нами до конца пути. Для Обломова главной из них была душа (человеческая мечта), для Штольца – умение честно жить, трудолюбие и самоотверженность.
Истоки нашей нравственности надо искать именно в детстве, и мы должны суметь воспитать и души, и разум. На мой взгляд, сочетая в себе лучшие черты характеров Обломова и Штольца, мы обретем ту гармонию, которая называется душевным спокойствием.
Тема детей и детства затрагивалась многими писателями, и каждый из них находил свое решение. Детство – это связь с прошлым; нас окружает настоящее, и то, какими мы станем, в большей степени зависит от нашего стремления познать настоящее и найти свое место в мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема детства в произведениях А.П. Чехова

Своеобразие раскрытие темы детства в произведениях И.А. Куприна

Список используемых источников

Детство - одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений в социуме.

Детство как предмет художественного изображения в русской литературе классического и последующих периодов оказалось в фокусе исследовательского внимания уже довольно давно. Литературоведами изучается феномен детства в творчестве разных писателей.

Во второй половине 19 века детство, как лирическая тема, открытая в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончательное утверждение. При этом божественные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности.

Тема детства занимала не только русских писателей ХIХ в., но и писателей ХХ и ХХI вв. В начале ХХ в. ребенок стал восприниматься как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческих исканий многих художников слова Серебряного века. Достаточно даже поверхностного взгляда на литературу того времени, чтобы отметить всю серьёзность и принципиальность обращения к этой теме. Мир детства привлёк И.А. Бунина и Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва, А.И. Куприна и А.М. Горького, Е.И. Чирикова и А.С. Серафимовича, А.М. Ремизова и М.И. Цветаеву.

Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка Жучка, непосильный труд крестьян, чудесные сказки на ночь, чистая детская дружба…

Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

Тема детства в произведениях А.П. Чехова

Как и во всем, что написано Чеховым, в его рассказах о детях отражалась подлинная жизнь того времени. В рассказах о детях с особой силой проявилось умение писателя видеть за внешним благополучием невидимую миру душевную драму, неустроенность, смятение чувств. Чехов показывает, как взрослые вымещают на маленьких досаду, обиду за свои неудачи, унижения и т.п. Душевная черствость и эгоизм взрослых мешают им вглядеться в своего ребенка, понять, что происходит в его душе. Леность ума, забвение насущных истин препятствуют ответственным, нравственно активным поступкам, которые сблизили бы взрослых со своими детьми.

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи. В каждом своем произведении автор поднимает важные вопросы: как правильно воспитывать ребёнка, чтобы он не обманывал, не брал чужого, не курил? Как обуздать гимназиста – вымогателя и шантажиста? Что делать, если взрослый человек нарушает данное ребёнку честное слово и подводит его? Эти и многие другие нравственные проблемы поднимаются в произведениях А. П.Чехова.

В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.

Если в начальной стадии своего развития в произведениях русских писателей тема детства звучала в ее связи с проблемой социального неравенства, то в творчестве В.Г. Короленко она получила более полное раскрытие. В его работах неравенство уже не представляет нечто сугубо абстрактное, некоторую дилемму, противостояние образов богатого ребенка с бедным ребенком. Взаимоотношения богатого ребенка с бедным не замыкаются и не ограничиваются сферой благотворительности. Образы детей становятся более сложными. Они теперь не связаны с оценкой поведения детей как хорошего или плохого. Сфера проявления добродетельности для бедного и богатого ребенка становится шире. Не только бедный ребенок становится способен к помощи, но и богатый тоже оказывается способен на проявление сложных чувств и благородных поступков.

Соня и Вася живут в хорошем доме, Валек и Маруся - в подземелье из камня, который высосал из девушки румянец, веселье, смех и даже жизни. Вася понял, что есть на свете люди, которым живется еще хуже, чем ему самому.

Дружба с Валеком и Марусей раскрыла глаза мальчику на жизнь. Став взрослыми, Вася и Соня клялись на могиле Маруси помогать бедным и обездоленным.

Спокойные годы детства, когда в твоей жизни все решают взрослые, сменяются волнениями и тревогами, когда приходится все понять самому. Герой повести узнает неясные стремления и желания, он будет мучительно трудно определять свое отношение к себе, к окружающему миру. На пороге юности в его душе одновременно с ощущением радости и счастья все чаще будет возникать неудовлетворенность собой, подниматься какие-то смутные опасения. Перед ним встанет множество вопросов, они будут теснить душу, требовать ответа, рождать беспричинную грусть, повлекут к одиночеству и долгим раздумьям.

В.Г. Короленко изображает мудрых, взрослых не по годам детей, которых сделала такими жизнь и обстоятельства того времени. Дети лишены детства. Это делает их закаленными, серьезными, такими, как взрослые. В свои детские годы они задумываются не только о судьбах друг друга, но и о жизни, где царит несправедливость.

В. Г. Короленко был великим гуманистом. В своих художественных произведениях он обращает взгляд на тех, кто больше всего страдал от жестокости и зла, кто нуждался в правде, справедливости, и писателя глубоко волнуют вопросы: что такое счастье? каковы пути к нему?

Своеобразие раскрытие темы детства в произведениях И.А. Куприна

Тонкий психолог детства, Куприн завершает рассказ счастливым финалом, удовлетворяя справедливое чувство маленького читателя и утверждая вместе с тем победу человеческого; нравственного начала.

А.И. Куприн, обращаясь к детской теме, учитывает развлекательную функцию массовой праздничной литературы, которая должна, прежде всего, создавать радостное настроение.

Одной из ведущих тем прогрессивной реалистической литературы становится тема тяжелого детства при капитализме, отражавшая реальные факты, социально-экономические процессы. Образ ребенка-пролетария начинает выступать на страницах книг наравне с образами других маленьких тружеников. При этом подчас сосредоточенность на описании условий общественного труда, быта, положения детей отвлекала авторов от создания характера, показа внутренних движений детской души. К тому же, несмотря на остроту социальных конфликтов, характерную для многих произведений, в них продолжают преобладать мотивы скорби, безнадежности.

Детство особая пора в жизни любого человека. Именно в это время формируются мировоззрение человека, его понимание добра и зла, закладываются основные жизненные ценности.

Павлуша хорошо усвоил наставление отца: он сумел стать любимцем учителей и, хотя способностей был средних, окончил обучение с похвальным листом. Всю свою энергию Чичиков направляет на достижение заветной цели богатства; на пути к ней он может переступить и через закон, и через моральные принципы. Например, Чичиков без зазрения совести пообещал жениться на дочери своего начальника, а получив желанное повышение, разорвал общение с этой семьёй. Вершиной его изобретательности становится афера с мёртвыми душами. Следует отметить, что отцовское наставление и медная полтина это единственные проявления родительской заботы. с самого детства Павлуша Чичиков вынужден был сам заботиться о собственных нуждах. Неудивительно, что, став взрослым, он оказался неспособным к сочувствию и состраданию.

Учитывая тот факт, что именно детские впечатления человека во многом предопределяют его будущий характер и жизненный путь, писатели нередко вводят в свои произведения экскурс в прошлое героя.

на формирование русского национального характера. В Обломовке, где родился Илья Ильич, нет ни возвышенностей, ни низин, даже гроза случается в ней в один и тот же день из года в год, что во многом объясняет душевное спокойствие местных жителей.

Кроме того, обитатели Обломовки осознанно оберегают своё идиллическое существование: не выписывают газет, с опаской открывают письма и даже отказываются от строительства дороги, чтобы оградить свой уютный мирок от возможного вмешательства внешних сил. И повзрослевший Илья Ильич превыше всего ценит душевное спокойствие и незыблемость привычного ему образа жизни.


В результате Обломов не привык прикладывать уси-

лия, и в своей взрослой жизни он всегда находит оправдания своей лености.

В идиллическом мире Обломовки сформировались и такие привлекательные черты характера героя, как мягкость и незлобивость, почти детская душевная чистота. Однако именно эти особенности личности во многом обусловили неприспособленность Обломова к жизни деятельной. Так, когда Илья Ильич отправился на службу в Петербург, ему казалось, что сослуживцы это большая семья, а начальник похож на заботливого и понимающего родителя. Когда же его иллюзии разбились о реальность, он предпочёл не вживаться в новые условия, а просто оставил службу.

Штольц, кажущийся суховатым и предельно рациональным, слушая пение Ольги, чувствует, как в душе его воскресают воспоминания о мире матери и ощущение счастья.

Отец Петруши Гринёва даже вынужден был признать, что они с матерью не сумели воспитать сына порядочным человеком. Тем не менее пример отца, превыше всего в человеке ценившего честь, не мог не оказать влияние на сына. и в самые трагические моменты судьбы Петруша Гринёв остаётся верным своему слову. Так, он отказывается присягать на верность Пугачёву, потому что уже давал присягу государыне, хотя понимает, что за неповиновение будет казнён. Важно, что он старается быть честным и в бытовых ситуациях. Например, ему важно выплатить долг Зурину, чтобы остаться честным прежде всего перед самим собой, сдержать данное им слово. Ещё один важный урок, полученный Петрушей от родителей, От-

ношение к крепостным. Конечно, Гринёв-старший, рассерженный тем, что Савельич не сообщил им о дуэли своего подопечного, может даже обругать старика. Однако родители Петруши незамедлительно реагируют на жалобы дворовых девок о распутстве месье Бопре.

Читайте также: