Сочинение татарские народные песни

Обновлено: 02.07.2024

В Волжской Булгарии и Золотой Орде сложились 2 духовные культуры: городская и сельская. Ислам ярче проявил себя в городской культуре, в сёлах долгое время сохранялась языческая культура.

Аграрные обряды сельского населения Волжской Булгарии включали не только песни (җырлар), но и пословицы-приметы (мәкаль-сынамышлар), ритуальные возгласы (сөрән сугулар) и поздравления (теләкләр), слова-заклинания (келәү сүзләре), заговоры (им-томнар), танцы и т. д.

Повседневный быт подчинялся годовому земледельческому кругу с его сезонной периодичностью, годичным циклом обрядов и песен. Таким образом в духовной культуре сельского населения Волжской Булгарии сформировалась своя жанровая система песен семейного и внесемейного функционирования с характерной звуковой семантикой. Коллективный труд породил и коллективное (гетерофонное) пение. Отголоски этих обрядов и сопровождавших их песен сохранились у татар-кряшен до настоящего времени.

Ислам выдвинул новые идейно-эстетические задачи. Большое значение придавалось изучению арабского и персидского языков. Городские жители Волжской Булгарии имели возможность читать в оригинале произведения поэтов мусульманского Востока (Рудаки, Фирдоуси, Руми, Саади, Навои и др.). Их стихотворная форма располагала при исполнении к напевному произношению, сказительному интонированию.

На основе книжных сочинений сформировались профессиональные и фольклорные жанры книжного интонирования – баиты (бәетләр), мунаджаты (мөнәҗәтләр), а также фольклорные варианты известных книг (книжные дастаны), которые исполнялись на те же напевы.

Единая мировоззренческая и социальная организация городского населения формировала преимущественно сольную, монодическую традицию исполнения, так как пение Корана, богословских произведений предназначалось для слушания, восприятия и располагало к разделению, разграничению функций – исполнитель и слушатель.

К древнему жанру относится и такмак (связанный с плясками, шуточными припевками, прибаутками), в котором использовалась доисламская метрическая система бармак.

Татарская народная песня. Обработка для хора Р.Губайдуллина. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан

Народная музыка Казанского ханства

Музыкальная культура народов Казанского ханства продолжала свое развитие, разделяясь по социальному и конфессиональному признакам на сельскую (языческую) и городскую (мусульманскую) со своими жанровыми системами народного творчества и музыкальной семантикой.

Не было единства в духовной культуре и мусульманского населения. Во многих письменных памятниках Средневековья часто упоминается о функционировании в быту феодальной знати оркестров и перечисляются музыкальные инструменты – быргу, кобуз, кунграгу, куру, най, саз, сурнай, уд, чэчэнэ и др.

Как и в музыкальной культуре мусульманского Востока, в Казани четко устанавливается дифференциация музыки на народную и профессиональную. Частое упоминание в источниках о певцах и музыкантах подтверждает тот факт, что в этот период развивалось профессиональное устное творчество – как в вокальной, так и в инструментальной сфере.

Эти особенности стимулировали постепенное формирование такого уникального жанра музыкальной культуры казанских татар, как озын көй (дословно – длинный, долгий напев), где мелодия приобретает характер лирического интонирования. С этого жанра начинается развитие нового музыкального мышления, воплощенного в феномене мелодического развертывания, распевания отдельных слогов, зависимых от творческой фантазии певца.

Эта традиция не утратила своей силы и в наши дни. Особенно ярко это проявляется в искусстве таких певцов, как И.Шакиров, Ф.Кудашева, Г.Сулейманова, Х.Бигичев, Г.Ибушев и др.

Татарская народная музыка XVI–XVIII веков

После падения Казанского ханства традиции городской культуры татарского народа надолго прервались. Часть жителей Казани ушла в глубь Заказанья, другая бежала на земли марийцев, удмуртов, башкир и др. Центром духовной культуры казанских татар стали периферийные поселения: Атня, Сабы и др. В них продолжали развиваться ремесла, торговля, литература, искусство (идеологической опорой этого процесса стала религия, что способствовало консервации культового пения, сохранению других его форм, национальной специфики фольклорного мелоса ).

В результате проведения политики христианизации образовалась группа православных татар-кряшен, которая продолжила традиции сельских жителей Золотой Орды и Казанского ханства, сохранявших языческие верования и духовную культуру. Для народной музыки татар-кряшен характерна обрядовая система напевов с их спецификой артикулирования, ладо-интонационного и ритмического развертывания, коллективного многоголосного пения.

Каждый район проживания кряшен имел исторические, социально-экономические и природно-географические особенности. Это отразилось на формировании локальных групп, отличавшихся определенным своеобразием.

Происходившие социальные изменения отразились на процессе развития песенной культуры казанских татар. Особенно заметно трансформировалась песенная лирика. В связи с возрождением в XVIII в. городской культуры в лирике казанских татар появились 2 песенных жанра: умеренные напевы (салмак көйләр) и деревенские напевы (авыл көйләре).

Татарская народная музыка XIX – начала XX веков

На рубеже XIX–XX вв. в татарской части Казани начали появляться открытые эстрады в городских садах, трактиры, чайные, где звучала музыка. Особенно важную роль в развитии музыкальной культуры играли литературно-музыкальные вечера, в организации которых принимали участие татарские писатели и поэты, представители русской интеллигенции.

Немалую роль в музыкальном просветительстве сыграла организация клубов, например Восточного клуба, Нового клуба (Яңа клуб). При них функционировали инструментальные ансамбли, исполнявшие не только татарские народные песни, но и произведения восточной, русской классической и бытовой музыки.

Заметный подъем музыкальной культуры в Казани способствовал формированию нового направления татарского музыкального искусства – бытовой музыки (вокальной и инструментальной). Сравнительно простая мелодика, несложная ритмика произведений этого жанра сделали их доступными для широких народных масс и очень популярными. Они исполнялись в быту и на эстраде, соло и коллективно. В отличие от озын көй, их стали называть кыска көйләр (короткие песни).

Татарская народная песня. Обработка М.Музаффарова. Солистка – З.Ахтямова. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан

Народная музыка в ХХ веке

В послеоктябрьский период массовый характер приобрела организация хоровых кружков. В быт татарского народа внедрялись песни, прославлявшие строительство социализма, Красную Армию и т.д.

Удельный вес городской бытовой лирики в те годы заметно уменьшился: новые песни не создавались, а бытование наиболее популярных дореволюционные песен ограничивалось рамками семейного круга.

Новую жизнь получил такой древнейший жанр, как такмак: помимо своей традиционной функции сопровождения пляски, он стал бытовать в виде весёлых юмористических куплетов.

Вехой в народно-песенном творчестве сельских жителей стало рождение в 1930-х гг. жанра хороводно-игровых песен (әйлән-бәйлән уеннары). Формы его исполнения были разнообразны – тип круговых хороводов с песнями әйлән-бәйлән и тип парных игр, также сопровождаемых игровыми песнями (уен җырлары). Особенно широкое распространение получили круговые хороводы, состоявшие из контрастных по темпу запева и припева. Если запев исполнялся в умеренном темпе, сопровождая круговое движение, быстрый припев представлял собой, по существу, плясовой такмак. В момент его исполнения танцевала только пара, находившаяся в центре круга, остальные участники пели, хлопая в ладоши.

Большие изменения в песенном быту татар произошли во второй половине ХХ в. После трудных военных лет весело и звонко зазвучали әйлән-бәйлән уеннары, такмаклар, авыл көйләре. По-прежнему любимыми и популярными оставались протяжные (салмак көйләр) и короткие мелодии (кыска көйләр).

Начиная с 1960-х гг., песенное творчество, любительское и отчасти профессиональное, стало приобретать массовый характер, чему способствовало бурное развитие средств массовой информации – радио, телевидения. С этого времени начинают постепенно угасать такие жанры музыкального фольклора, как әйлән-бәйлән уеннары, бию такмаклары, авыл көйләре. Фольклорная песня вытесняется бытовой, отличающейся отсутствием анонимности: мелодии создают профессиональные композиторы, музыканты, певцы, работники культуры на готовые стихи профессиональных и самодеятельных поэтов.

Особенно большого размаха бытовая песня достигает в постсоветский период, благодаря использованию (в композиторской и исполнительской практике) электронной техники. Процесс создания песен (по существу, только мелодий) заметно упростился, что привело к нивелированию творчества профессионалов и любителей, одинаково зависимых от аранжировщиков.

Татарская народная песня. Исполняют Ш.Ахметзянов, А.Туишева. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан

Литература

Исхакова-Вамба Р.А. Татарское народное музыкальное творчество: традиционный фольклор. Казань, 1997.

Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья: эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. Казань, 2002.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль слова в татарских народных песнях.

Включить музыку. Слайд 2

Каждым звуком, каждым словом

Дорог мне язык родной.

С колыбели мир огромный

Он открыл передо мной.

Не на нем ли мать над зыбкой

Пела песни в тишине?

Не на нем ли чудо - сказки

Бабка сказывала мне?

В песнях отражаются вековые ожидания и сокровенные мечты народа. В музыке издавна народ видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания человека.

Песни являются хранителями национальных традиций, которые передаются из поколения в поколение. Очень важно знать и понимать национальные традиции своего и других народов, и сегодня мы познакомим вас с некоторыми популярными татарскими песнями

В татарском музыкальном фольклоре существуют такие жанры :

колыбельные

баиты (бэетлер ) – неторопливый рассказ от первого лица;

мунаджаты (монэжэтлер ) – монолог-размышление, монолог-жалоба;

протяжные песни (озын кой) – выражающие различные оттенки человеческих чувств;

похожие на частушки (кыска койлер) – короткие напевы, использующиеся для сопровождения пляски – такмаки (такмаклар)

Колыбельные песни являются одними из важнейших элементов народной культуры, т.к. еще в колыбели начинается воспитание детей, в тоже время колыбельные песни отражают и социальные проблемы, надежды и мечты народа. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу, прежде всего материнской любви. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждают их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Их народ в свободной непринужденной обстановке использовал в своей воспитательной практике, поэтому эффект от такого воспитания был огромным .

Колыбельная песня на татарском языке в исполнении Ибрагимовой Гузэль Някибовны


Есть у татарского народа жанр, которого нет у других народов .
Это старинные песни-сказы “Бәеты” рассказывающие о трагических событиях семейно-бытового плана. В баитах отражаются и чувства человека (ведется от лица покойного, описываются его чувства или горе близких), и определенное эмоциональное отношение к важным историческим событиям.

Мунаджат всегда считался почитаемым жанром и носителем религиозных идей. Слово мунаджат произходит от арабо-персидского нэжу (беседа) – в этом случае он трактуется как разговор с самим собой, своего рода вокальный монолог. Истоки жанра восходят к утренней молитве мунаджат дуа, произносимой на родном языке. В татарской древне-исламской музыкальной традиции старинный народный напев мунаджат считался наиболее сокровенной и личной молитвой, непосредственным обращением к Богу.

Прослушать мунаджат.

Это песня о человеке, который разлучен с любимой девушкой. Былбылым в переводе на русский-соловей.

Встают рассветы, тоскует сердце мое.

От твоих песен, соловей, мне хочется петь и плакать.

Все тайны, что храню в сердце о любимой

Я расскажу тебе, мой соловей.

Примером являются свадебные частушки “ Әй, икегез, икегез!”(Эх, вы пара!). В них описываются достоинства жениха и невесты, даются напутствия молодой паре.

Татарские частушки исполняет Ибрагимова Гузэль Някибовна

Жительница нашего села, Фахуртдинова Гельсиря Махмутовна, собирала и сочинила сама четверостишия. Мы предлагаем вашему вниманию ее вторую книгу- сборник четверостишй, вышедший в свет в 2013 году.

Предлагаем вам послушать некоторые из них.

Примером плясовых песен Кыска кой является песня “Әпипә”(“Апипа”). Эта песня о девушке, которую под разными предлогами уговаривают выйти сплясать для сватов.

Песни, как уже было сказано выше, – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не, только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению .

Включить спокойную музыку


Республиканский центр развития традиционной культуры появился в 2010 году в результате расформирования Государственного центра сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора (который, в свою очередь, работал с 1991 года). В 1990-х центр на государственном уровне способствовал возрождению традиционных праздников разных народов республики — от татарского Навруза и русского Каравона до удмуртского Гырон-Быдтона и марийского Семыка. Сегодня сотрудники РЦИТК регулярно выезжают в экспедиции в районы Татарстана и традиционные места проживания татар в других регионах и фиксируют традиции, обряды, языковые особенности, сказки и суеверия местных жителей. По итогам исследований центр издает как книги, ориентированные на массовую аудиторию, так и монографии.


Эльмира Каюмова

ведущий научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры, кандидат искусствоведения, член Российского фольклорного союза, Международной ассоциации фольклористов (SEEFA), Международного совета по традиционной музыке при ЮНЕСКО (ICTM)

Музыка татар Средневековья

В развитии народной музыки выделяют три основных этапа: Древняя эпоха (архаический фольклор) — Средневековье (традиционный, или классический, фольклор) — современность (современный фольклор). Это универсальная схема, применимая для многих народов. В формировании татарской музыки на ранних этапах приняли участие тюркский и финно-угорский компоненты, в средневековый период — арабо-персидский, а в позднюю эпоху — европейский и русский. Аналогичные процессы происходили и в татарском языке: можно проследить общетюркскую основу, финно-угорскую лексику, арабо-персидские, русские и иностранные заимствования.


Один из древних элементов татарского фольклора — краткий семи- и восьмислоговой стих. Этот метр общетюркского стиха был и остается господствующей формой татарской народной и профессиональной песенной поэзии. Если преемственность в текстовой части мы можем проследить по письменным источникам, то установить мелодии прошлого уже намного сложнее. Первую нотную запись татарских напевов сделал учитель музыки Иван Добровольский в 1816 году. Вероятно, в зарубежных архивах есть еще нотные рукописи, но, так или иначе, музыковеды располагают достоверной, документально зафиксированной информацией о татарских народных мелодиях лишь позднего периода. Музыкальные инструменты, в отличие от напевов, осязаемы и служат материальными свидетельствами ушедшей эпохи. Духовые (глиняные свистульки) и струнные инструменты типа гуслей археологи находили во время раскопок на территории Булгарского государства. Но подобные находки — редкость, потому что инструменты, сделанные из недолговечных материалов (дерево, тростник), практически не сохраняются в почве.

При этом мы точно знаем, что в периоды Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства активно развивалась практика дворцового музицирования (в этих государствах функционировали придворные, военные инструментальные ансамбли), и можем реконструировать мелодии, звучавшие при дворе. Еще мы знаем, что существовала профессиональная традиция музыкального чтения Корана (искусных чтецов называли кари и хафиз). Но после падения Казанского ханства в 1552 году исчезла социальная почва для развития профессиональной музыки этого типа.

Песенный жанр

Самые значимые жанры татарской традиционной музыки — вокальные. Музыкальные инструменты использовались в основном как аккомпанемент к пению (иногда — к пляске). В самом общем виде в вокально-песенной традиции татар можно выделить два пласта: старый (ранний) и новый (поздний, вторая половина XIX века). К раннему исследователи причисляют импровизационные протяжные мелодии (озын көй), обрядовые песни кряшен, эпические произведения сибирских татар (дастаны).


Татарские песни — душа татарского народа
Татарские песни — это уникальные композиции, которые радуют слух не только жителям Татарстана, но и жителям всего мира. Многие люди, которые хотя бы один раз прослушали песни на татарском языке не остались равнодушными. Песни на татарском языке способны заинтриговать даже самого искушенного меломана.

Наш сайт татарских песен создан специально для настоящих ценителей музыки, у нас Вы сможете найти не только песни на татарском языке, татарские народные песни, а также и тексты татарских песен, современные татарские песни, а при желании Вы сможете скачать тексты татарских песен.

Татарские народные песни очень схожи с восточной музыкой, их объединяет пятизвучная система — пентатоника. Характерная особенность пентатоники заключается в том, что функции главного тона может выполнять любой из пяти звуков. Такое исполнение встречается у многих народов (вьетнамцы, башкиры, буряты, мордва и т. д.).

Именно пентатоника является отличительной особенностью восточных народов.

Татарские песни отличаются протяжной мелодичностью, в них присутствует богатая орнаментика, и именно это сближает татарские народные песни с традициями Востока. Орнаментика не только придает неповторимую красочность музыке, но и является очень важным средством развития ритмической интонации.

История татарской песни началась много столетий назад. В ту пору, когда татарский народ принял исламскую веру, татарские песни стали наполняться восточными напевами. Стали использоваться инструменты Востока, напевное чтение поэтических произведений и т. д. Татарстан, а в ту пору Волжская Булгария стала очень походить на Арабский халифат.

Татарские народные песни очень тесно связаны с чтением Корана. Необходимо учитывать, что чтение Корана всегда происходило нараспев. В отличие от арабского народа, татары читают Коран несколько иначе, они стараются не сильно громко петь и при этом, татары стараются избежать вычурности в исполнении. Именно такое приглушённое, меланхоличное, грустное исполнение и есть отличие музыкальной культуры татарского народа.

Сегодня песня на татарском языке — это обилие самых разных стилей и жанров. Но самыми уникальными по эмоциональности и музыкальной стилистике являются песни на татарском языке в исполнении народных ансамблей и музыкантов. Музыканты используют самые разные музыкальные инструменты: варган, кубыз, курай и многие другие. Огромное музыкальное наследие татарского народа образовывалось на протяжении многих столетий. Если говорить музыкальным языком, то основу песен на татарском языке составляет фольклор сольной традиции, который сформирован на монодии. Именно монодия и ангемитоника — эти два составляющих, придают татарским песням такое своеобразие.

Татарские народные песни связывает множество общих черт. Кроме того татарские песни отличаются по характеру звука, по содержанию, происхождению из определенного края, из среды этнических групп татар Казани, Астрахани, Сибири и других областей.

Если Вы хотите погрузить в мир уникальных мелодий, завораживающей музыки, текстов, то наш сайт татарских песен поможет Вам в этом. В любом случае, являетесь ли Вы татарином, или просто ради интереса зашли на наш сайт, татарская песня поможет Вам понять духовную культуру татарского народа, его историю, его культуру.

Читайте также: