Сочинение одежда моих предков

Обновлено: 05.07.2024

Внешний облик, красота древних руссов вызывали восторженные отклики у европейцев и азиатов. Привлекательную статность, гордую осанку, колорит помогал воссоздать древнерусский костюм своим силуэтом, формой деталей, декоративным решением, применяемыми тканями и украшениями, цветовым сочетанием. О костюмах наших предком написа ученица 3 класса Жеглатая Таня. Она выполнила и рисунки к своей презентации.

ВложениеРазмер
odezhda_na_rusi.ppt 1.94 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Одежда XIII-XIV веков Мужская одежда Главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -это оберег . Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой. Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром

Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром

Женская одежда крестьян Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).

Верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу

Обувь крестян Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без). Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани. Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.

Одежда знатных людей Богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. В холодное время носили плащи.

Общими в одежде крестьян и богатых, знатных людей были рубахи повседневные и праздничные Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам. На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

Костюм Московской Руси XV-XVII веков Э поха Московской Руси — период расцвета культуры и искусства. Он всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и писателей более поздних времен. Тщательно изучая эту эпоху, они оставили замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов, Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А. К. Толстой и др.). Костюм Московской Руси XV-XVII вв. сохраняет основные части костюма Киевской Руси (рубахи, порты); большую длину одежды, неотрезной крой; манеру ношения и отделку. Однако появляется и целый ряд новых особенностей, отличающих костюм Московской Руси от костюма Киевской Руси. Наиболее характерные среди них следующие:

1 ) появление распашной одежды, которая застегивалась у женщин до низа, а у мужчин — только до пояса. Вначале это была застежка встык на навесные петли, затем образуется заход верхней правой полы на левую. Эта застежка налево осталась специфической особенностью национальной русской одежды. Такое ее расположение объясняют удобством для русского воина действовать саблей и защищаться от врага; 2) значительное расширение ассортимента одежды знати, его социальное расслоение. Появляются виды одежды с декоративными нефункциональными деталями (откидные рукава, каркасные воротники), которые носила только феодальная знать: охабни, ферязи, терлики, летники, телогреи. Классовое расслоение проявляется и в использовании дорогих тканей, отделки, украшений, количестве одновременно надеваемых одежд. В связи с тем, что одежда наглухо закрывала тело, особую роль среди ювелирных украшений играют не столько навесные, сколько закрепленные на одежде — вышивка золотом, серебром, жемчугом; петлицы из золоченой тесьмы или шнура длиной 12-15 см, пуговицы из серебра, золота, драгоценных камней, цветной эмали. Все виды украшений были плоскими, объемной орнаментации (оборки, рюши, банты) костюм Московской Руси не имел .

Мужской костюм Рубаха и порты, оставшиеся основой костюма Московской Руси, не претерпевали существенных изменений. В рубахе разрез горловины переместился с середины влево, появляется рубашка- косоворотка . Длина ее стала меньше. Появились различные по назначению рубахи, например горничные, которые носили в горнице. Поверх рубахи надевали зипун. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением (обычный, домаш-ний,выходной).

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником . Верх шубы обычно покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчины. Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорез для продевания рук, при этом оставшаяся нижняя часть рукавов свободно свисала. В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все. Однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства

Такие формы костюма, как ферязь и охабень , появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения. Форма деталей и манера ношения этих видов кафтана подчеркивали полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду. Немалую роль в костюме играли пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту

Женский костюм Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской одежды внизу, как и мужской, могла доходить до 6 м. Линия проймы была прямая, рукав не имел оката и мог по-разному оформляться внизу в различных видах одежды

Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Богатые женщины носили летник – одежда расширенная книзу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисают до пояса. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шелком. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица. Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава.

Самым нарядным головным убором был кокошник , цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани В холодное время года женщины покрывали голову теплым платком ,носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем. Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук .

Одежда духовенства Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отли-чалась. Основными видами ее были подрясник типа кафтана и верхняя ряса типа шубы . Зимой духовники носили шубу. Головным убором служил белый или черный клобук типа капюшона или мягкая шляпа. Необыкновенная роскошь, пышность, богатство костюма русского двора и церкви созда-вались многими средствами: до-рогой тканью, богато орнаменти-рованной и украшенной, исполь-зованием драгоценных кам-ней и металлов, пышных объемов, си-луэта, деталей. Среди этих средств — древнерусское художественное орнаментальное шитье золотными нитями и драгоценными материалами.

Одежда эпохи Петра I В XVII I веке в России становится царем Петр I и многое меняется в государстве, изменилась и одежда. Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол , длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды

Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте . Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее. Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали. Всем остальным разрешили носить старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан .


Одежда в жизни наших Предков имела большое значение. Особенно много обрядов и обычаев связано с рубахой. Именно рубаха являлась самым сильным оберегом. Неспроста первой пеленкой для младенца была рубаха отца. Считалось, что снятая с отца рубаха — самый мощный оберег для ребенка, защищала его от болезней, передавала приемственность Рода и даровала любовь отца.
Вышивке и украшению рубахи придавалось особое значение. Мотивами для вышивок являлись сакральные символы — древние знаки защиты и обереги. Вышивка на рубахе — это сакральный язык мудрости наших Предков, через которой Боги передают человеку силу, мужество, духовный стержень, а также поддержку в совершенствовании определенных качеств, что зависит от выбора обережного символа. Славянская Рубаха — это не только красивая, качественная вещь ручной работы, но и помощник человека на его духовном пути.

Наши Предки уделяли внимание не только вышивке символов, но и их расположению на рубахе, традиционным было размещение их по кругу — ворот, пояс, рукава, подол. Это также было не спроста, так как на местах расположения обережных символов, у человека находятся животворящие центры, которым нужна защита и гармонизация, и через которые человек получает Живу — жизненную силу, энергию и благословение Богов.

Чаще всего вышивка рассказывает о плодородии, об образе матери. Символом плодородия выступает ромб. Другой распространенный орнамент — "розетка" с восемью лепестками, символизирующая женское начало. Другие распространенные орнаменты — фигурки женщин, рептилии и земноводные, птицы (чаще всего петухи, соловьи и павлины).
Папоротник – самое таинственное и мистическое растение на Земле. Люди издавна приписывали ему магические свойства и включали его в обряды.

В Древней Руси папоротник считался растением Перуна, бога-громовержца, подателя дождя на поля и покровителя русского воинства. В ночь на Иванa Купалу в лесу искали цветок папоротника – Перунов цвет, разрыв-траву. По легенде, загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится заветный клад, приносящий богатство и счастье.

В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" — подумал Петро и протянул руку. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. ". Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

Цветок папоротника, это огненный символ чистоты Духа и обладает мощнейшими целительными силами. Оберег в народе именуется как Перунов Цвет. По легенде, этому славянскому оберегу по силам открывать скрытые под землей клады, исполнять заветные желания. Если вспомнить о празднике Иван Купала, а именно в этот славянский праздник ночью в лесу зацветает папоротник, который откроет великие сокровища отыскавшему его. Но у сокровища нет конкретного определения, поэтому часто из вида упускаются нематериальные сокровища. Для бесплодных людей зачатие малыша является не менее драгоценным сокровищем, нежели многомиллионная деловая сделка для бизнесмена.

СВАРОГ — Бог Неба, мудрости, покровитель союза и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави. Супруг Лады. Отец Богов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте использованы материалы создания одежды на Руси.

МОУ Гимназии №1
имени Героя Советского Союза Е.Дикопольцева

ОДЕЖДА НАШИХ ПРЕДКОВ

Выполнила ученица 4 класса Б

Преподаватель: Смородинова Е.Э

Цель проекта: изучить историю одежды наших предков, а также культурные и художественные традиции через элементы народного костюма.

Задача проекта: познакомиться с особенностями женского и мужского наряда, с их названиями, из чего сшились и для кого.

Содержание:

Из чего делали одежду

Кто вышивал? Как и для чего?

Одежда знатных людей

Из чего делали одежду

Одежда древних славян не поразила бы вас сказочной красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.

Из стебелей трав шили легкую одежду: лен, конопля, крапива. Мочили, сушили, мяли, трепали, чесали, из нитей ткали полотно, пряли из шерсти овец и коз.

Из коры деревьев плели лапти.

Из звериных шкур делали одежду для студеных зим.



2 Мужская одежда

Главной одеждой была русская рубаха. Предки считали, что одежда-это оберег.

Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили ее на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.

И царь, и простой крестьянин носили рубаху одного покроя, разнились они лишь материалом и украшениями.



3 Женская одежда

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

Поверх рубахи надевали поневу - юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понева была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).

Женщины при помощи своей вышивки стремились привлечь добрые силы природы, а от злых защититься. Они носили также сарафаны, юбки, платья.

Самым нарядным головным убором был какошник, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью.




Кто вышивал? Как и для чего?

В старину вышивали преимущественно девушки, так как, не рожавшие, они не имели права ничего делать в поле. Обязанности в славянских семьях распределялись строго: девушки вышивали и обшивали всю семью, мамы работали в поле и хозяйничали по дому. Наши предки обучали девочек с трехлетнего возраста всем премудростям этого рукоделия.

Считалось, что при отсутствии обережной вышивки, злые духи могли проникнуть через непрекрытые рубахой части тела и навредить человеку.

Вышивка выполнялась, в основном, нитками красного цвета и всех его оттенков: алого, брусничного, смородинового, вишневого. Рисунок на ткань предварительно не переводился, а лишь крупными стежками намечалось его место и размер.

Количество обережных символов огромно. Это и различные линии, геометрические фигуры, образы животных, растений и др. Основой всей вышивки был крестик - символ жизни, солнца, защиты.

5
8
7

В древности всякая одежда именовалась "порты", что сохранилось и по сей день в названии профессии - "портной".

Основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, бедных и богатых являлась рубаха или сорочка, без которой никакой наряд вообще не мыслился. Рубаха была нижней, нательной одеждой. Выражение износиться "до последней рубашки" означало дойти до крайней нищеты. Как правило, даже слуги в хорошем доме имели по нескольку рубах. По свадебному чину жених получал от невесты и ее родни в дар не менее трех сорочек.

Шили сорочку, как правило, из беленого холста, украшая по вороту, подолу и обшлагам вышивкой, которая играла в этом случае роль оберега: чтобы нечистая сила не смогла проникнуть к телу. На груди рубаха имела прямой или косой разрез (косоворотка) и застегивалась на небольшую пуговицу. Подобные бронзовые, костяные или деревянные пуговицы часто находят археологи. Рубахи богатых людей застегивались на пуговицы, сделанные из серебра, золота и драгоценных камней.
Верхнюю рубаху, которую надевали поверх нижней, шили из материй ярких цветов: синего, зеленого, желтого. На древних изображениях рубахи длинные, закрывающие стопы ног. Со временем они стали намного короче, по словам одного из иностранцев, "едва прикрывая седалище". Мужчины носили рубахи навыпуск, непременно с поясом, который также играл роль оберега.
И царь, и простой крестьянин носили рубаху одного покроя, разнились они лишь материалом и украшением. Лишь в петровскую эпоху, с начала XVIII в. знать стала носить "голландские" рубашки с кружевом и жабо.
Со временем слово "порты" стало приобретать более узкий смысл и обозначать часть мужского костюма - штаны, или ноговицы. Древнерусские штаны были узкими, с нешироким шагом и носили их заправленными в сапоги или онучи с лаптями. Нижние штаны шили из холста или шелка, верхние - из более плотных цветных материалов: сукна, бархата и даже золотых материй. В документах XVII в. упоминаются "штаны сукна багрецового" и "штаны червчатые суконные".

В некоторых областях женщины поверх нижней рубахи носили верхнюю - спидницу, украшенную вышивкой и бахромой. Женский костюм дополнялся куском ткани, который обертывали вокруг бедер, - поневой.

Слово "сарафан" до XVII в. обозначал длинную нарядную мужскую одежду. Однако со временем сарафаном стали именовать женское платье без рукавов, чаще "распашное", т.е. застегивающееся спереди на пуговицы. Сарафан долгое время продолжал оставаться традиционной женской одеждой, и не только в крестьянской среде.

И мужчины, и женщины в зависимости от времени года носили свиту (от слова "свивать " - "кутать", "одевать"), кафтан или зипун. Свита была длинной узкой одеждой, украшенной на полах и рукавах вышивкой и застегивающейся на застежки.

Кафтан, в зависимости от моды, шили длиннее или короче, но так, чтобы он приоткрывал сапоги и не мешал при ходьбе. Кафтаны часто были со стоячими воротниками - "козырями" и многочисленными пуговицами. Рукава могли быть длинными - откидными, или обычными, но украшенными богато расшитыми манжетами.
Зипун был короткой верхней одеждой, близкой по назначению кафтану. Оба этих слова - зипун и кафтан, тюркского происхождения.

Наиболее древней одеждой для улицы являлась вотола - кусок грубой ткани, накидывавшейся на плечи в холодную погоду. Князья носили красивые плащи с меховой опушкой из ярких византийских тканей, скрепляя их на правом плече драгоценной пряжкой.

Некоторое виды одежды для улицы хотя и имели рукава, но как и плащи носились в накидку. Это охабень, который чаще носили мужчины, и летник - женская верхняя одежда.
В холодное время года и крестьяне, и горожане носили кожухи, тулупы и шубы. В отличие от современных, шубы шили мехом внутрь. Шубы попроще были на заячьем меху или овчине, а люди побогаче имели шубы на соболях, горностаях, куницах и любили покрывать их золотыми и бархатными тканями и украшать драгоценными пуговицами.

И женские, и мужские головные уборы отличались разнообразием. Мужчины носили вяленые шапки, плетеные шляпы, мурмолки - высокие шапки, по форме напоминающие усеченный конус, меховые шапки-ушанки - треухи и малахаи. Бояре для парадных выходов надевали горлатную шапку, т.е. сшитую из горла пушных зверьков - высокую, расширяющуюся кверху, с плоской тульей.

Женские головные уборы были сложнее, чем мужские и имели знаковое значение. Согласно обычаю, замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой, простоволосой. Все волосы тщательно убирались под полотнище, обвиваемое вокруг головы - повой или убрус. В некоторых областях носили на голове маленькую вышитую шапочку с рогами - кику или кичку - символ замужества. Очень популярен был в древности и богато украшенный бисером и вышивкой кокошник с покрывалом.
На ногах с древнейших времен носили кожаную обувь - завязывающиеся вокруг голени поршни, или черевики, и сапоги. Крестьяне - плетеные лапти и обертки вокруг ноги из холста, сукна или меха - онучи.

Читайте также: