Сочинение свободен ли человек в выборе своей судьбы

Обновлено: 03.07.2024

Вариант 1

(456 слов) Тот, кто верит в судьбу, пребывает в уверенности, что не сможет ее изменить. Однако это убеждение порождает пассивность, которая действительно не дает человеку повлиять на свое будущее. Если же отринуть суеверия и идти к своей цели, то никакой злой рок не сможет встать на пути у волевой личности. Об этом писали многие авторы, чьи произведения вдохновляют и мотивируют нас.

Таким образом, все мы можем изменить свою судьбу, если сможем победить себя и подчинить своей воле каждое движение. Только сильные люди в настоящем делают свое будущее, не советуясь с предопределением и другими высшими силами. А если человек опустил руки и подчинился обстоятельствам, то, конечно, его участь предрешена, но не роком, а ленью.

Вариант 2

(470 слов) Человек не может изменить свою судьбу, так как он даже не знает, в чем она заключается и к чему его ведет. Возможно, все его попытки пойти наперекор логике жизни тоже предрешены и продуманы наперед. Выйти из игры с неизвестными правилами можно только одним путем — погибнуть. Это все, что может сделать тот, кто хочет изменить свое предназначение. Данную закономерность можно доказать с помощью примеров из литературы.

Таким образом, человек не может изменить свой рок, потому что не знает, в чем именно он заключается. И пассивность, и активность, и бездействие, и труд — все может быть вписано в книгу жизни мудрым автором. Наши попытки изменить что-либо предсказуемы и могут быть учтены в общем плане судьбы. К сожалению, единственным выходом из этой игры является смерть, но и она может быть предрешена.

Итоговое сочинение: Какой опыт дает человеку война?

Автор: Самый Зелёный · Published 11.09.2020

Сочинение: Что такое духовное сиротство?

Автор: Самый Зелёный · Published 30.11.2018

Итоговое сочинение: Стоит ли бояться перемен?

Автор: Самый Зелёный · Published 18.01.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Сочинения про свободу выбора

Мы вправе сами выбирать то, чем хотим заниматься или в чем участвовать, и никто нам в этом не помешает. У человека есть полная свобода выбора в развитии, в формировании своего характера, памяти, сознания, свобода выбора того пути, по которому он хочет идти в этой жизни.

Что такое Свобода выбора – сочинение

Под свободой человека понимается возможность выбора, выражения своего мнения, передвижения туда, куда ему хочется, а также отсутствие подчинения воле другого человека.

Свободный человек вправе поступать так, как ему велит сердце, у него всегда есть право выбора. Нельзя говорить о том, что человек полностью свободен, если у него нет такой возможности.

Свобода выбора – это состояние человека, когда он может самостоятельно принимать определённые решения и нести за них полную ответственность.

Ответственность бывает как моральная, так и перед законом. Не многие люди готовы быть по-настоящему свободными. Свобода выбора предполагает ответственность за свои поступки и решения, однако, не все готовы её нести, быть в ответе за свои поступки.

Многим людям намного проще переложить груз ответственности на плечи других, позволить другим людям принимать решения, даже если это каким-то образом будет ущемлять их собственную свободу и подавлять их волю.

Совсем другим случаем является недобровольное ущемление свободы одного человека другим. Но это уже другой вопрос. Так или иначе, свобода выбора главным образом отличает человека от других существ. Только человек может делать что-то по собственной воле, а не подчиняться исключительно инстинктам.

Сочинение на тему Свобода выбора

Свобода – это одна из высших ценностей человека, его способность действовать в соответствии со своими целями и интересами.

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. ( Ф. М. Достоевский )

Свобода людей выражается в свободе выбора, с которой они встречаются каждый день. Чтобы удостовериться в этом наглядно, проанализируем повседневную жизнь обычной школьницы:

  • Утром она выбирает одежду, в которой пойдет в школу. У нее есть свобода выбора — одеть платье или юбку с блузкой, однако девочка должна придерживаться школьной форме. Это ограничение ее свободы, но это закон.
  • В школе девочку случайно толкают пробегающие рядом дети. Она может сделать выбор: ответить тем же, что покажет ее культурную необразованность, или не обратить внимания. Обычно в таких ситуациях у школьницы не возникает проблем с решением — она не придает этому внимания, чтобы не возник конфликт. И это ее выбор.
  • Свобода выбора предоставляется девочке и на уроках. Она может не соблюдать правила поведения, не слушать учителя, и тогда не усвоит новой темы, а может даже будет подвержена наказанию. Или же она может прилежно себя вести, слушать новую тему, и таким образом располагать к себе учителя. У девочки есть и другой выбор: отвечать на вопросы преподавателя и получать хорошие оценки или не работать на уроке и не зарабатывать необходимых оценок. Школьнице иногда бывает трудно выбрать между этими решениями из-за незнания темы или нерабочего настроения. Но все это — свобода выбора.
  • Выбор девочке предоставляется и тогда, когда ей нужно делать домашнюю работу. Она делает домашнее задание, чтобы закрепить пройденный материал, умственно развиваться. Если она выберет не делать заданную работу, то не сможет понять школьного материала и получит плохие оценки.

Свобода выбора выражается почти в каждом поступке человека. В некоторых ситуациях она бывает ограничена, поэтому многие решения принять довольно сложно. Но человек в любом случае несет ответственность за каждый свой выбор.

Свобода выбора у Достоевского

Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней Мармеладовой, к тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.

После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Герой осознает, что он является преступником, — не только по законам человеческим, но и по законам божьим. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но виноват и в убийстве собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Рассуждение, в чем выражается свобода выбора

Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой-то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать, и так до бесконечности.

Вот эти маленькие решения и составляют дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой тропкой к пропасти – зависит от выбора человека и его честности перед самим собой. Почему честности?

А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.

Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок – это проявление его жизненной позиции.

И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же естественен, как выбор человека: дышать – не дышать. Разве может она рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться после того, как всю ее семью расстреляли?

Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи. Так бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев, если бы не забрели к ней двое партизан.

Понимала она, что в случае чего не жить ей, все понимала, но не выгнала – помогла. А когда нагрянули полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее прежней крестьянской жизнью.

Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник – предводитель сотни у казаков).

Быть командиром – это, прежде всего, нести ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не умел.

Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных – можно увидеть стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор – поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было его искренним желанием, потому что он чувствовал себя ответственным за них.

А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться, сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.

Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной виселице, но их смерть – это доказательство вечности жизни и доказательство свободы выбора человека. А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.

Таким образом, свобода выбора – это уникальное понятие. С одной стороны, люди мечтают о ней, стремятся к ней, а с другой – сам человек часто ограничивает свою свободу.

Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор, принимать то или иное решение, начиная с повседневных мелочей и заканчивая очень серьезными, важными шагами, которые отразятся на нашем будущем.

Как считают философы, что правильного выбора в итоге не существует, а от принятого решения зависят только последствия, к которым то, или иное решение человека приведет в будущем. Жизнь для того и дана человеку, чтоб прожить ее так, как человек чувствует. Очень важно лишь найти свой курс пути, по которому человек будет двигаться на протяжении всей жизни, и несмотря ни на что, все-таки найти свое предназначение в жизни.

Совершенный выбор зависит от интересов человека, его стремлений, мировоззрения на момент принятия решения. Я считаю очень важно всегда прислушиваться к голосу разума и своего сердца, отталкиваясь от своих индивидуальных качеств и от личных предпочтений. Еще, как мне кажется, нужно обязательно быть честным в первую очередь перед самим собой и с близкими тебе людьми. Не всегда в жизни все сразу получается, как хотелось бы, но не стоит отчаиваться из-за этого, а стараться достойно проходить все испытания посылаемые нам свыше. Необходимо воспитывать в себе доброту, честность, человечность, а трусость, злобу, гнев, уныние нужно в себе искоренять при малейшем проявление. Каждый из нас живёт всего один раз, поэтому каждый новый день нужно стараться прожить счастливо и достойно, а выбор – это не что иное, как фундамент для строительства чего-то нового, главное принимать решение, как ты этого чувствуешь.

Сочинение 2

Каждый человек в определенный момент жизни приходит к необходимости принимать решение о построении своего будущего. Эта необходимость может быть разных масштабов, она настигает не только школьника при выборе профиля и предметов ЕГЭ, но и взрослого человека при смене карьеры или места жительства. Предлагаю подробнее рассмотреть проблему выбора жизненного пути.

Мы, как и все люди, не можем быть совершенно уверенными в исполнении наших планов, ведь иногда человек становится заложником обстоятельств или счастливой случайности и изначальный ориентир кардинально меняется. Именно поэтому я считаю, что строить планы на жизнь, разумеется, надо, тем не менее, никто не может гарантировать нам их полное претворение в жизнь. Я думаю, что стоит наметить примерный ориентир и идти к нему, а детали достижения цели уже могут быть вариативны. Главное условие для правильного выбора в жизни, на мой взгляд, – это принимать решение исходя из своих приоритетов и ценностей, не смотреть на других людей, а идти своим путём. Ни в коем случае не стоит ориентироваться на жизненный опыт других людей хотя бы потому, что посторонние люди не являются вами, их жизненный опыт, стартовые условия и мотивы понятны и верны только для них. Критерием для определения правильности моего выбора я считаю спокойное и удовлетворенное состояние после результатов принятого выбора. Волнение – это показатель того, что что-то пошло не так и человек переживает, а переживания не появляются без причины – значит, что-то в выборе все-таки не устраивает.

Подводя итог своим рассуждениям, хочется подчеркнуть, что выбор жизненного пути происходит в нашей жизни постоянно, этот выбор заключается в маленьких ежедневных решениях, которые мы порой можем даже не замечать, но именно такие детали и случайности формируют общее видение нашего пути в жизни.

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути

Популярные сочинения

Для ребёнка любой взрослый человек является неким авторитетом. А собственные родители непререкаемыми авторитетами. Ведь они старше, умнее и знают все на свете. Но постепенно взрослея, дети учатся критическому мышлению

Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой-
то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать,
и так до бесконечности. Вот эти маленькие решения и составляют
дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к
самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой
тропкой к пропасти – зависит от выбора человека и его честности перед
самим собой. Почему честности? Если человек что-то

делает через силу,
не по зову души, а только потому, что так надо, этот с внешней стороны
правильный выбор никогда не приведет его к прямой дороге, только больше
запутает и ускорит “падение”.

Наверное, можно утверждать, что в каждом литературном произведении
есть тема “выбора”, потому как жить человек без этого не может. Выбирать
– это и есть жить. А жить – это и есть выбирать. И никто за человека не
сможет принять окончательное решение, так что свобода выбора есть всегда,
несмотря ни на какие обстоятельства, это то, что у человека нельзя отнять.

Для примера, возьмем “Сотникова”

Василя Быкова. И начнем сразу с конца
пути героев повести. Вот она виселица. Страшная, черная, с болтающимися
пятью петлями, которые вот-вот затянутся на шеях людей. Кто же эти
смертники? Какой неправильный (или правильный?) выбор в своей жизни
сделали они, что такая лютая смерть уже предначертана им бесповоротно?

А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей
Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.

Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом
секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр
не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок –
это проявление его жизненной позиции. Надо спрятать еврейскую девочку?
Конечно, надо. Нет страха у этого уже пожилого мужчины, его выбор всегда
спокоен, недаром и имя Петр обозначает “скала, камень”, так же спокойно он
принимает и смерть.

И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же
естественен, как выбор человека: дышать – не дышать. Разве может она
рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться
после того, как всю ее семью расстреляли? Басе даже в голову не приходит
такая мысль. Она уже так настрадалась, что смерть ей кажется избавлением
для себя и облегчением для тех, кому больше не придется ее прятать и
умирать за это. Имя Бася обозначает “благословенная”.

Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой
деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то
в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи. Так
бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев,
если бы не забрели к ней двое партизан. Понимала она, что в случае чего
не жить ей, все понимала, но не выгнала – помогла. А когда нагрянули
полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее
материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее
прежней крестьянской жизнью. Белорусское имя Авгинья – это имя Евгения,
значение которого – “высокородная”. И разве это не так?!

Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя
гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и
специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А
фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник –
предводитель сотни у казаков). Быть командиром – это, прежде всего, нести
ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным
в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не
умел. Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных – можно увидеть
стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор
– поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым
попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было егискренним желанием,
потому что он чувствовал себя ответственным за них.

А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться,
сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он
выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и
предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.

Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной
виселице, но их смерть – это доказательство вечности жизни и
доказательство свободы выбора человека.

А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь
существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.

Читайте также: