Сочинение свиридова на народные слова

Обновлено: 04.07.2024

Свиридов метель

История создания

Георгий Свиридов, автор

метель

Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.

Георгий Свиридов, автор
Александр Пушкин

Интересные факты

  • На эту музыку в свое время был поставлен балет.
  • По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
  • После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.

Большой симфонический оркестр по управлением Федосеева

Содержание

Свиридов тройка

весна и осень из Метели Свиридова

Зимняя дорога из метели

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) рано нашел свой путь в искусстве. С самого начала мир музыки, связанной со словом, с сюжетом, привлекал его страстно. Способствовало этому его настоящее и глубокое знание живописи, литературы и поэзии, истории, знание русского старинного искусства.

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Отсюда медленные темпы его произведений, торжественные звучности. Каждая нота в его творениях подчеркнута и весома. Суетность, торопливость ему чужды. Его герои духовно красивы — он воспевает труд, любовь, верность.

Методические рекомендации к урокам музыки по творчеству Г. В. Свиридова.

Методическую основу уроков музыки составляют как специальные умения, так и понятийные знания. И качество их постижения и усвоения учащимися, в конечном счете, будет определять уровень музыкальной культуры.

Одно из специальных учений является не только умение слушать музыку, но и умение рассказывать, говорить о ней. Суметь что-либо сказать о музыке — значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять полученные знания, связывая их со слуховыми впечатлениями.

Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения — и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве. Помимо зтого, перед учителем стоят проблемы активизации эмоционального и музыкального восприятия.

— Что такое жанр кантата? (катата — произведение в нескольких частях для хора, солистов и симфонического оркестра);

— Какое слово лежит в основе названия жанра кантата? (канто — пение);

— Время и место рождения жанра кантаты (рубеж XVI — XVII веков, Италия).

Название частей записаны на доске. Предлагается работа в парах по прослушиванию 1-й и 2-й части кантаты. Задача: наиболее грамотно проанализировать средства музыкальной выразительности песен, особенности стиля композитора, красочно передать свои впечатления о произведении по плану: музыкальные интонации, их образный смысл; тембровые краски хоровых партий; тембры музыкальных инструментов и их роль в создании музыкальной атмосферы; особенности метро-ритма.

Музыка Г. В. Свиридова — яркая, хорошо запоминается и глубоко воздействует на чувства учащихся. В ней и картины русской природы, и нелегкая доля русской женщины, и история великой России в годы тяжелых исторических потрясений. Музыкальное восприятие происходит не только на эмоциональном, но и на интеллектуальном уровне. На уроках учащиеся с большим увлечением слушают и анализируют сочинения Г. В. Свиридова, наполненные высокой духовностью, нравственной чистотой, чувством народности, патриотизма, пробуждая светлые чувства, веру в свои силы.

Проверочные письменные тесты по теме

Впишите пропущенные слова в названии произведений Г. В. Свиридова:

1. В 2015 году будет отмечаться юбилей композитора. Ему бы исполнилось…

А) 75 лет Б) 80 лет В) 100 лет

2. Любимый инструмент Свиридова в детские годы, на котором он играл в самодеятельном оркестре народных инструментов

А) Балалайка Б) Гармошка В) Жалейка

3. Композитор, педагог Свиридова в Ленинградской консерватории

А) С. Прокофьев Б) Д. Шостакович В) С. Рахманинов

4. Ведущий жанр творчества композитора

А) Симфонии Б) Кантаты и оратории В) Квартеты Г) Песни и вокальные циклы

5. Известное сочинение композитора, написанное на народные слова

А) Патетическая оратория Б) Весенняя кантата В) Курские песни

6. Один из любимых поэтов Свиридова, на стихи которого он написал около 50-ти сольных и хоровых произведений

А) Н. Некрасов Б) А. Блок В) С. Есенин Г) А. Пушкин

7. Произведение Свиридова, в котором огромную роль приобретает колокола

10. Музыкальный жанр, который не присутствует в творчестве композитора

А) Оратория Б) Опера В) Оперетта Г) Симфония

11. Произведение Свиридова на стихи В. Маяковского

А) Патетическая оратория Б) Весенняя кантата В) Курские песни

12. Произведение Свиридова, в котором он использует поэзию Некрасова

13. Кантата, не принадлежащая перу Свиридова

14. Известный хоровой дирижёр, руководитель Русской хоровой капеллы, памяти которого Свиридов посвятил концерт

А) А. Свешников Б) М. Пятницкий В) А. Юрлов

15. Название концерта для хора и инструментального ансамбля

А) Б.Пастернак Б) В.Астафьев В) И.Бунин

17. Шотландский поэт, на стихи которого композитор создал вокальный цикл А) Шелли Б) Блейк В) Бёрнс

А) Тройка Б) Зима В) Вальс Г) Военный марш

19. Кинофильм, музыка из которого долгое время была музыкальной эмблемой информационной программы первого канала телевидения

20. Обращался ли композитор в своём творчестве к подлинным церковным текстам А) Да Б) Нет


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На основании теории вокального цикла, разработанной в трудах А. В. Крыловой, можно констатировать, что в творчестве Свиридова представлены все типы вокально-циклических композиций. В произведениях композитор затрагивает широкий круг тем и образов. В основе раннего творчества находится лирическая тематика, в поздних сочинениях 2 все чаще появляется тема Родины, осмысливается ее прошлое, настоящее и будущее.

Обращаясь к творчеству Р. Бернса, Г. Свиридов избирает те стихотворения, которые отвечают замыслу вокального цикла и близки композитору по содержанию. Формирование цикла происходит на основе единства лирической темы и художественного образа. Средствами объединения номеров являются сквозные интонационные и ритмические фигуры.

Таким образом, ритмические, интонационные, фактурные связи скрепляют между собой номера в единый цикл.

3. Сохор, А. Н. Друзья-современники // Поэзия и музыка. – М.: Музыка, 1973. – С. 5–17.

1 Впервые увеличение количества исполнителей ввел М. И. Глинка.

2 Исследователи делят творчество Свиридова на ранний и поздний период: ранний до 50-х годов, поздний или зрелый период – после 1950 года.

5 Стихотворения Р. Бернса не являются каким-либо поэтическим циклом, как например, циклы Г. В. Свиридова на слова А. Блока, С. Есенина.



Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина .
Пока он учился в
Ленинградской консерватории , с 1936 по 1941 , Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных ( 1940 ).
Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку
Пауля Хиндемита .
Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.
Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского , обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта , обрядовых попевок, знаменного пения , а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Читайте также: