Сочинение суд осириса 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Как описать древнеегипетский рисунок на папирусе Суд Осириса по плану (см)?

1) Бог-шакал и умерший

2) запись показаний умершего и взвешивание сердца

3) бог Гор с оправданным на суде

4) облик Осириса — владыки страны мертвых

Опишем древнегреческий рисунок Суд.

  1. Бог с головой шакала — Анубис ведет умершего в белых одеждах в зал суда. Там уже приготовлены весы, на которых будет взвешено сердце человека и на одну чашу весов уже положено перо богини Маат. Под весами сидит зверь, готовый сожрать грешного.
  2. Умерший клянется в том, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными. Его показания записывает бог Тот с головой птицы и листом папируса в руках. Если весы оставались в равновесии умерший считался оправданным и чистым перед богами.
  3. Далее на рисунке мы видим бога Гора, который отводит оправданного к Осирису. У Гора также птичья голова, но на этот раз сокола.
  4. Сам Осирис восседает в стороне на богато убранном троне. Он в белых одеждах и позади него стоят две богини. Кожа Осириса зеленого цвета, ведь он бог возрождения. После того, как Осирису называли имя оправданного, тот мог отправляться в поля мертвых.


1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых — бог с головой шакала — Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.

2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.

В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.

Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.

3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.

4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним — четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.

Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.

Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе — высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.


Папирус, на котором изображен посмертный суд Осириса над умершим создан по древнеегипетской Книге Мертвых.

  1. На изображении бог Анубис с головой черного шакала и телом человека ведет за руку умершего в белых одеждах. Он провожает его на суд бога Осириса, царя и судьи загробного мира.
  2. В центре зала стоят весы, с помощью которых определяется праведность усопшего. Умерший клянется, что не делал зла: не убивал и не воровал, не совершал других плохих деяний. Анубис кладет сердце человека на одну чашу весов, а на другую перышко богини Маат, а показания записывает бог Тот. Если весы остались в равновесии, то умерший считался оправданным перед богами, наблюдающими за судом. Если сердце перевешивало, то умершего съедала Амат с телом льва и головой крокодила.
  3. Бог Гор с головой сокола встречает оправданного умершего и провожает его дальше к богу Осирису.
  4. Осирис, владыка загробного мира восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Позади него стоят две богини. Лицо Осириса зеленого цвета, этот цвет символизирует возражение. После встречи с Осирисом, оправданный мог отправятся в страну мертвых.



Подробное описание древнеегипетского рисунка суд Осириса

На рисунке изображен посмертный суд Осириса над усопшим.

Усопшего за руку ведет бог Анубис.

Бог с головой шакала или Анубис:


Перед судом усопший должен был произнести клятву отрицания, т.е перечислить все грехи и заверить богов, что ни в одном из них не виновен. Далее усопшего ждет взвешивание на весах Маат. На одну чашу весов кладут сердце усопшего, на другую страусовое перо, символ богини Маат.

Читать еще: Знаки зодиака склонные к нетрадиционной ориентации. Рейтинг самых верных парней по знаку зодиака

Богиня Маат:


Вот интересная цитата по поводу этого взвешивания:



Если сердце перевесит, то душа усопшего достанется пожирательнице душ Амт. На рисунке она изображена с головой крокодила.

Пожирательница душ Амат:


В взвешивании также принимает участие и Анубис. Рядом с весами стоит бог Тот с головой птицы, он следит за взвешиванием.

Бог Тот:


Если усопший был оправдан, то он вступал в Великий Чертог, где восседал владыка мертвых Осирис. На рисунке Бог Гор как раз ведет к Осирису усопшего, которого оправдали.

Бог Гор:


Осирис нарисован в окружении богинь Исиды и Нефтиды и сыновей Хора.

Бог Осирис и описание его облика:



Краткое описание суда Осириса


Одно из самых сложных испытаний и был суд Осириса, бога возрождения. На рисунке из этой книги изображен как раз этот суд. Три фрагмента слева направо:

  • Бог с головой шакала Анубис приводит умершего на суд,
  • Анубис взвешивает сердце умершего,
  • Бог Гор подводит умершего к Осирису.

Опишем рисунок по плану.

  1. Бог с головой шакала — Анубис. Это покровитель умерших, бог бальзамирования. Религия Древнего Египта развивалась, поэтому сначала этого бога изображали в виде шакала, позже это был человек с головой шакала. Роль Анубиса на суде Осириса такова, что он следит за взвешиванием сердца умершего и он же приводит умершего на этот суд. Анубис бальзамирует тело, такие эпизоды можно видеть на других папирусах или росписях.
  2. На суде Осириса взвешивали сердце умершего — на одну чашу клали сердце, на другую перышко богини Маат. Самый лучший исход, когда их вес был одинаков. В этом случае умерший попадал в царство мертвых. При плохом исходе, когда сердце перевешивало, то душу умершего сжирала Амат и теперь уже действительно наступала смерть. На рисунке мы видим, что бог Тот с головой Ибиса записывает показания взвешивания на дощечке. Умерший говорит, что не совершал плохих поступков, перечисляет каких именно, их около 40, обращается к каждому из 42 богов, которых мы видим наверху рисунка.
  3. На нашем рисунке сердце умершего не перевесило перышко Маат и бог Гор с головой сокола ведет умершего к Осирису. Гор сообщает Осирису о том, что умерший вел праведную жизнь.
  4. Бог Осирис восседает на троне, на нем белые одежды, а кожа зеленого цвета. Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Его изображали в виде мумии. Корона у Оириса из стеблей папируса. Осирис возродился из мертвых, но остался богом для в загробном мире. Исида и Нефтида стоят за Осирисом. Перед Осирисом мы видим цветок лотоса, на котором изображены сыновья Гора.

Как описать древнеегипетский рисунок на папирусе Суд Осириса по плану (см)?

1) Бог-шакал и умерший

2) запись показаний умершего и взвешивание сердца

3) бог Гор с оправданным на суде

4) облик Осириса — владыки страны мертвых

Опишем древнегреческий рисунок Суд.

  1. Бог с головой шакала — Анубис ведет умершего в белых одеждах в зал суда. Там уже приготовлены весы, на которых будет взвешено сердце человека и на одну чашу весов уже положено перо богини Маат. Под весами сидит зверь, готовый сожрать грешного.
  2. Умерший клянется в том, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными. Его показания записывает бог Тот с головой птицы и листом папируса в руках. Если весы оставались в равновесии умерший считался оправданным и чистым перед богами.
  3. Далее на рисунке мы видим бога Гора, который отводит оправданного к Осирису. У Гора также птичья голова, но на этот раз сокола.
  4. Сам Осирис восседает в стороне на богато убранном троне. Он в белых одеждах и позади него стоят две богини. Кожа Осириса зеленого цвета, ведь он бог возрождения. После того, как Осирису называли имя оправданного, тот мог отправляться в поля мертвых.


1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых — бог с головой шакала — Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.

2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.

В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.

Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.

3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.

4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним — четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.

Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.

Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе — высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.

Суд Осириса

Вступив в зал, умерший заявляет, что знает имя Осириса и имена сорока двух богов египетских номов (земель), помогающих Осирису в проверке душ, и что он не совершил грехи, которые подробно перечисляет по статьям:

1) не совершал дурных поступков; 2) не обижал членов своей семьи; 3) не совершал дурного в святом месте; 4) не имел порочных друзей; 5) не творил зла; 6) не перегружал своих людей работой; 7) не стремился к почестям; 8) не обращался жестоко со своими слугами; 9) не презирал бога; 10) не покушался на чью-либо собственность; 11) не делал неугодное богам; 12) не чернил слугу перед его господином; 13) не причинял никому страданий; 14) не прогнал голодного; 15) не заставил никого плакать; 16) на совершал убийства; 17) не приказывал никому убивать; 18) не причинял страданий; 19) не крал подношений в храме; 20) не крал хлеба, пожертвованного богам; 21) не крал хлеба, пожертвованного духам; 22) не прелюбодействовал; 23) не осквернял себя в святилище бога своего города; 24) не обманывал при расчетах; 25) не отнимал ничью землю; 26) не покушался на чужую землю; 27) не обманывал торговца; 28) сам не жульничал при торговле; 29) не крал молоко у детей; 30) не угонял чужой скот; 31) не ставил силки на священных птиц; 32) не ловил рыбу на наживку из того же вида рыбы; 33) не перегораживал путь воде; 34) не обрушивал берег канала; 35) не гасил огонь, которому следовало гореть; 36) не лишал богов принесенного им мяса; 37) не угонял священный скот; 38) не препятствовал богу в его выходе.

Перед лицом Осириса в присутствии Великой Эннеады (Девятка) богов (в другом варианте — Большого и Малого Совета богов) происходит психостасия — взвешивание сердца умершего. Сердце в данном случае выступает как символ совести покойного, причем противовесом сердцу на весах богини Маат служит страусовое перо — символ Маат, олицетворяющее истину (иногда на иллюстрирующих суд виньетках перо заменяет фигура самой богини). Сердце должно весить столько же, сколько перо Маат. На одних виньетках на опоре весов изображена обезьяна писца богов Тота, на других — голова Маат, или голова Анубиса, или голова Тота. Иногда взвешивание сердца производит Анубис, иногда Маат либо Гор. За результатами взвешивания следит Тот и записывает их на дощечке. Рядом с весами находится пожирательница душ Амт.

В зал суда умерший входит один или в сопровождении жены, но на некоторых виньетках его приводит туда Анубис, либо бог с головой собаки, держащий в левой руке нож, либо Гор — сын Исиды. Довольно часто Осирис изображен не один, а в сопровождении Исиды, Нефтиды и четверых сыновей Гора, которые стоят на цветке лотоса. Стебель этого цветка растет из вод озера, которое питается водами небесного Нила и служит источником воды для душ блаженных и богов.

Гарантами вечной жизни были магия и ритуальная чистота — очистительные церемонии, соблюдение пищевых табу. Все это должно было устранить опасности, подстерегающие умершего в его загробной жизни.

Специальный бог Шексему, покровитель виноделия, был ответствен также за изготовление масел для притирания и бальзамирования; он призван был охранять мумию от повреждения и наказывать тех, кто пытался осквернить останки.

Вместе с неуверенностью в том, что ритуал обеспечит загробное блаженство, рождается религиозный скептицизм. На одной египетской стеле умершая жена обращается к пережившему ее мужу с призывом наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях:

Вместе с тем диалог умершего Ани с богом Атумом (Новое царство, XVI–XI вв. до н. э.) пытается внушить оптимизм, предвкушение идеального блаженства на том свете:

Правил он успешно, при нем не было войн, конфликтов, люди выращивали хорошие урожаи и всегда славили его имя, что вызывало непомерную зависть у его брата Сета. Он, то царствовал в крайне неудачном месте, где вместо благодатных земель располагались одни пески, его никто не любил и не почитал. И затеял Сет убить Осириса и занять его место. Тут согласно мифам есть две разные точки зрения, как это произошло, по самой популярной, Сет заранее приготовил саркофаг соответствующий всем параметрам брата, явившись в гости, он обманом заманил Осириса, крышка гроба опустилась, и он был выброшен в реку. Долго странствовал он по ней, в то время люди хватились и отправились на поиски своего правителя, но было поздно. Саркофаг был найден, начались приготовления к погребению, Сет, узнав об этом, решил окончательно избавится от брата, он разделил его тело на четырнадцать частей, разбросав каждую по всем концам царства. А по другой версии он был просто утоплен в главной реке Египта – Нил.

Горем убитая жена смогла отыскать все части мужа и при помощи Анубиса превратила его в мумию, дав ему новую жизнь, а сама обратилась в птицу и долго кружила над Осирисом, так по легенде произошло зачатие их сына. После того как Осирис ожил возвращаться на свои земли он не решился, а оставил правление своему сыну - Гору, а сам навсегда поселился в страшном царстве мертвых, куда по преданию должны явится в свой срок все жители Египта и как только он наступал первый кто их встречал Осирис.

Бог царства мертвых был, почитаем не только в Египте вести о нем можно найти в произведениях авторов и Древней Греции и Рима. До сих пор сохранилось поклонение и уважение к нему, так он является олицетворением силы, мудрости и справедливости.

Доклад №2

У древних египтян он был наиболее почитаемым богом. Его считали владыкой загробного мира, и одновременно воплощением идеи вечной жизни. Осириса изображают зеленокожим человеком, имеет бороду, как у фараона. На голове у него оригинальная корона, украшенная двумя большими страусовыми перьями. В руках он держит посох и цеп, а ноги спеленаты, как у мумии.

Согласно мифам, Осирис приходился сыном богам Нут и Геба, а после их смерти вместе с сестрой, которая одновременно являлась и женой ему, управлял Египтом. Именно они научили людей обрабатывать землю, врачевать, строить города и поклоняться богам. Поддерживал их Тот, бог мудрости.

У Осириса был брат Сет, который мечтал отнять у него трон. Он убил его, разрубив на 14 частей, и разбросал их по всему свету. Исида собрала порубленные части тела мужа, и при помощи заклинания ненадолго возродила его. Через время у нее родился сын, бог Гор. Его главным предназначением в жизни было отомстить дяде за смерть отца. А преданность женщины была вознаграждена богами – они оживили Осириса, но сделали его богом подземного мира.

В обязанности Осириса входило вынесение обвинительных и оправдательных приговоров умершим. На весах истины взвешивали поступки и прегрешения усопшего. Если человек много нагрешил, то воскрешение его невозможно. Его сердце будет отдано на съедение чудищу Аммут. Если же жизненный путь представшего перед судом человека не омрачен нехорошими поступками, он будет доставлен на благословенные поля Иару. Где будет находиться в достатке и весело проведет время. Древнеегипетская Книга мертвых рассказывает о правилах подробно. Египтяне были уверены, что человек не умирает, а переходит в другое (новое) состояние. По их мнению, тело покидала лишь жизненная сила.

По всему государству проходили ежегодные празднования, и приносились жертвы богу Осирису. Актеры из года в год разыгрывали спектакли, в которых показывали сначала убийство, затем поиски частей тела, а в конце месть Гора Сету. Воскрешение из мертвых символизировало прорастание семян. Праздник начинался в последний месяц разлива Нила, и продолжался 5 дней.

Поклонялись Богу Осирису и его жене Исиде вплоть до 6 века н.э. на острове Фил. Проживали на острове только жрецы. Но по всему Египту языческие храмы начали разрушать, потому что начался период христианства. До острова христиане добрались в последнюю очередь, и все-таки разрушили храм Осириса.

Бох Осирис в Древнем Египте

Бох Осирис в Древнем Египте

Во времена средневековья вся земля принадлежала феодалам или сеньорам. Поля и леса, холмы и овраги, реки и озера-всё это было в собственности у европейских феодалов. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства,

Александр Исаевич Солженицын это один из важнейших русских писателей XX века, которого в СССР признали диссидентом, врагом советского строя, за свои убеждения он отсидел в тюрьме.

Ни для кого не секрет, что жизнь человека становится с каждым днем все проще, благодаря различным гаджетам, бытовым устройствам и так далее. В современном мире даже можно управлять домом с помощью смартфона, который есть практически

В школе нам приходится изучать различные произведения и среди них изучаются мифы Древнего Египта, которые рассказывают нам о глубоких веках, когда на земле еще правили боги. И вот один из таких мифов изучили мы на уроке, миф об Осирисе. А чтобы и вам было просто и легко, а главное, быстро познакомиться с Осирисом и Исидой в мифе, предлагаем вам миф об Осирисе и Исиде в кратком содержании.

Осирис и Исида миф

Согласно мифу, у божеств Геба и Нут рождаются дети. Их было четверо, среди них был Осирис и Исида, которые еще в чреве матери полюбили друг друга. Их любовь была большой, поэтому Исида стала супругой Осириса. Осирис с Исидой царствовали, учили людей ремеслу, виноделию, посвящали в письменность, научили воздвигать храмы, жить по законам небес и в единстве с природой. Вот только зависть брата Осириса не давала им жизни, поэтому тот замышляет убить Осириса и, закрыв его в ящике, бросает в Нил. Долго Исида не могла отыскать любимого мужа, а когда нашла его тело, то спрятала в болотах. Брат Осириса отыскал тело убиенного и, чтобы избавиться от него окончательно, разрубил тело на четырнадцать частей, разбросав их по различным уголкам Египта. Исиде пришлось потратить много времени, чтобы найти все части, и в каждом месте где находилась часть тела, воздвигали святилища.


Краткое содержание мифа: об Осирисе





Как изображали Исиду?

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер. В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего. Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Эпитеты Осириса

Фараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки — 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, ВенаОсирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Суд Осириса

Фараон Cети I у трона бога. XIX династия. Настенный раскрашенный рельеф. Храм Сети I в АбидосеКо времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.

Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат. Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.

Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, а также от доброй воли царя загробного мира.

Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса.

бог осирис

Осирис имел большой культ последователей. Они верили в то, что когда бог воскреснет, он воскресит всех тех, кто ему поклонялся. Вера в Осириса продолжалась до тех пор, пока римляне не начали навязывать египтянам христианство. Однако даже несмотря на активное продвижение христианства и искоренение римской мифологии, многие египтяне продолжали поклоняться Осирису еще на протяжении не одного десятка лет. По сути, он стал вторым богом после Исиды, которому дольше всего поклонялись.

Рекомендуем также прочитать: Интересные факты о египетском боге Тоте

Как почитали Исиду?

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Согласно другой версии легенды, Ра проклял Нут из-за ревности, так как она любила своего брата Геба, бога земли, который потом стал ее мужем.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.
30 октября 2017

Культ Осириса, бога воскресения из мёртвых, Господина Иного Мира, интересен своей нравственной составляющей. Сам невинно пострадав от рук брата, Осирис был не только первым воскрешённым из мёртвых- но и первым праведником, которого боги признали чистым от всякого греха.

Это моральный капитал стал для Осириса социальным лифтом- он стал не только царём, но и Судьёй Загробного Мира.

Каждый египтянин помнил о том, что никакая мумификация не спасёт того, кто не оправдан пред ликом Осириса. И, напротив, тот, кто оправдан- не погибнет во веки.

Вот так выглядит типичное изображение Суда Осириса:

Мы разберём изображение по его повествовательной схеме, ибо оно представляет собою что-то наподобие комикса, или даже компьютерной игры с препятствиями.

Итак, Богиня Маат вводит умершего в Зал Суда:

Обратите внимание на головной убор богини- в дальнейшем он сыграет важную роль.

Войдя в Чертог Двух Истин, умерший сначала произносит "Исповедь отрицания"- длинный текст, где заявляет, что не творил преступлений перед божественными законами.

Я не стал приводить всю "Исповедь отрицания", поскольку мне было важно показать саму СИСТЕМУ египетской нравственности, её структуру.

Грехи делились на совершённые против людей, богов, животных и стихий. Мы видим и ритуальные правила ( связанные с храмовыми правилами, с поклонением богам, например, поддержание священного огня), видим нравственные заповеди ( не притеснять слабого, вплоть до запрета угнетать раба- такого вы даже в Евангелии не найдёте. ), наблюдаем почти буддийскую ахимсу в отношении животных ( мясо египтяне ели, но, если кто не в курсе, буддийские монахи мясо тоже едят. ), обнаруживаем и первые в мире экологические нормы- например, не портить воду). Интересно видеть прямой и строгий запрет на экономические манипуляции- с весами и отвесом.

Ох, как боялись египтяне, что сердце может, по какой-то причине, обвинить их во лжи. Поэтому старались иметь при себе особый амулет, "скарабей сердца", на котором помещалось специальная просьба к сердцу- не свидетельствовать против:

После произнесения "Исповеди отрицания" сердце умершего помещалось на одну из чаш Мерила Праведного, на вторую чашу помещали олицетворение Истины- страусиное перо, головной убор богини Правды, Маат.

Взвешиванием сердца занимаются боги Анубис и Гор- два сына Осириса . На самой верхушке- бабуин, символ бога Тота, это "гарантия", что Весы всегда в исправном состоянии. Имеются и гирьки, выполненные в форме "родильного кирпича" с головой человека ( египтянки рожали сидя, на ритуальном кирпиче").

Бог мудрости и счёта Тот, выполняя функции беспристрастного секретаря, записывает имя умершего на священном пальмовом побеге:

То есть, умерший не лгал и является одним из "правых голосом".

Да, он оправдан, и его не сожрёт чудовище Аммат :

Праведник достоин вечно жить на Блаженных Пажитях. Он может по собственной воле вновь появиться в мире людей ( сознательная реинкарнация), или путешествовать по Вселенной в различных обличьях, например- золотого сокола.

Читайте также: