Сочинение страх как движущая сила развития действия в ревизоре н в гоголя

Обновлено: 02.07.2024

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” стала заметным явлением в русской драматургии и заняла достойное место среди лучших произведений, не только писателей XIX века, но и нашего времени. Все, что показано в пьесе, не изжило себя до сих пор. Великий писатель смог уловить то, что присуще людям вне зависимости от времени и места проживания.
Герои комедии – типичные представители чиновно-бюрократического аппарата России 30-х годов прошлого столетия. Перед нами предстал типичный уездный город великой Российской империи, населенный чиновниками,

олицетворяющими все пороки этого общества.
По словам самого Гоголя, наряду с образами чиновников, действующим лицом комедии является страх. Он не только способствует движению сюжета, но и служит способом изображения существующей власти и обличителем ее пороков. Именно страх создает ситуацию заблуждения, на которой построен весь сюжет и конфликт комедии.

Городничий читает письмо, из которого следует, что в город “едет ревизор из Петербурга, инкогнито… с секретным предписанием”. Следуя чувству страха, Городничий связывает свой сон про двух крыс с пренеприятным известием – приездом ревизора

и со всеми бедами, свалившимися ему на голову. Государственные мужи, живущие ради собственного блага, страшатся приезда ревизора и долгое время не могут понять, почему ревизор едет именно к ним, выдвигая при этом различные предположения:
“Судьба”, – вздыхает Городничий, – “…тонкая и больше политическая причина”, – заявляет судья.
Не придя к единому мнению, они продолжают бояться. Из-за страха быть обвиненными в полной халатности к делам ведомств, им вверенных, Городничий советует чиновникам произвести улучшение каждому в своей сфере: над каждой кроватью в больнице надписать по-латыни или на другом каком языке название болезни, гусей из суда забрать на кухню и так далее, при этом Антон Антонович мудро уточняет, что он давно все это заметил, да забывал сказать. Городничий дает всем ясно понять, что хорошо выполняет свои обязанности. Он также уверен, что “грешки грешкам рознь”, а главное – суметь дать взятку ревизору.

Придя к такому выводу, все немного успокаиваются, напряжение ослабевает. Но тут вбегают Бобчинский и Добчинский, которым вроде бы и нечего бояться, потому что они городские помещики, и объявляют, что человек, описанный в письме, уже две недели живет в их городе. Чиновники все тут же перепугались, что Хлестаков уже все выведал, и страх с новой силой охватывает всех персонажей комедии. Все в растерянности и не знают, что же им делать, то ли “ехать в гостиницу народом”, то ли “вперед пустить голову, духовенство, купечество”.

Городничий старается взять себя в руки и не совершать опрометчивых поступков под действием страха. Он дает распоряжение чисто вымести улицу, по которой поедет ревизор, мусор закрыть забором, а сам едет с Добчинским в гостиницу. В трактире, общаясь с Хлестаковым, он пытается выяснить, кто он такой. Все это время Добчинский прячется за дверью, боясь выйти.

Городничий, боясь, что о нем могут плохо подумать и желая смягчить Хлестакова-ревизора, приглашает того пожить у себя дома. Все чиновники уже объяты страхом, пока Хлестаков спит. И уж совсем чиновники падают духом, когда “ревизор” начинает “рассказывать” им о своей жизни в Петербурге: он с “Пушкиным на дружеской ноге”, “всякий день на балах”, “управляет департаментом”, “к министрам вхож” и т. д. И чтобы войти в доверие к проверяющему, снискать его расположение, они начинают “одалживать” ему деньги, то есть давать взятки, чтобы таким образом откупиться от своих грехов, ибо знают, что “все так поступают”, как говорит Городничий.

Именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, “фитюльку”, ничтожество, “елистратишку” за важного человека.
Особого чувства страха не испытывают, пожалуй, только жена и дочь Городничего. Для них Хлестаков не столько ревизор, сколько связь с другим миром, с Петербургом, с возможностью узнать столичные ново сти, сплетни, новое о литературе, моде. И в этом отношении Хлестаков представлял для них превосходную возможность удовлетворить свой интерес. Но страх владеет и Хлестаковым.

Он охватил его еще при первой встрече с Городничим в трактире. Хлестаков думал, что тот явился, чтобы посадить его в тюрьму, так как он не платил за проживание. Хлестаков появляется на сцене не как Чацкий, который уверен в себе и в своей правоте. “Ревизор” же дрожит от страха, но когда встречает столь радушный прием, то забывается и начинает так врать, что сам постепенно начинает верить в свое вранье.

Он рассказывает о своей вымышленной жизни в Петербурге, о своих многочисленных литературных и музыкальных достижениях: “Женитьбе Фигаро”, “Норме”, “Юрии Милославском”; об арбузе в семьсот рублей, об игре с министрами, о 25 тысячах курьеров, которые находятся у него на службе. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны.

Единственный, кто первый понял ошибку, – это слуга Хлестакова Осип, который, боясь за своего господина, увозит его под предлогом спросить благословения на брак у дядюшки. Здесь Гоголь использует типичную ситуацию в драматургии, когда слуга оказывается умнее своего господина, но им тоже владеет страх.
В это время Городничий уже мечтает о жизни в Петербурге, о генеральском чине и кавалерии, а Анна Андреевна о том, чтобы их дом был непременно первым в городе. Антон Антонович начинает разбираться со всеми, кто на него жаловался, в первую очередь с купцами. Он их уже не боится, он чувствует силу своего будущего зятя. Страх покидает уездный город.

Следом входит жандарм и сообщает Городничему, что “приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует его сей же час к себе”. Обстановка снова накалена до предела, а чиновникам предстоит заново пережить все их страхи. Страх, как будто покинувший город, вновь возвращается, но еще с большей силой.
Таким образом, страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения, или другими словами, миражную интригу. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым “я” и уже управляет всем городом.

Подберите реплики героев, эпизоды и авторские ремарки, в которых нашел отражение страх героев пьесы перед возможным разоблачением. Обобщите собранный материал и напишите небольшое сочинение на тему "Страх как движущая сила развития действия в "Ревизоре"

Городские помещики Бобчинский и Добчинский, случайно узнав
о появлении неплатильщика Хлестакова в гостинице,
докладывают городничему о прибытии инкогнито из Петербурга
в город. Как раз в это время всё погрязшее во взятках и
казнокрадстве градоначальство, начиная с городничего
Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского,
в страхе ожидает прибытия ревизора из Петербурга.
Начинается переполох.
Все чиновники и официальные лица суетливо бросаются
прикрывать свои грехи.
С самого начала комедии полноправным участником пьесы
становится страх, возрастая от действия к действию
и находя свое максимальное выражение в немой сцене.
"Ревизор" - это целое море страха".

Все чиновники города N боятся "ревизора",
приехавшего из Петербурга, воображая его важным "лицом".
А причины для страха имеет каждый чиновник
(Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул.
Меня так и проняло страхом."
Лука Лукич. "Я, признаться, так воспитан, что заговори
со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто
и души нет, и язык, как в грязь, завязнул".

Амос Федорович. "Ну, все кончено – пропал! Пропал!"

Больше всего беспокоит приезд ревизора городничий,
потому что за ним много грешков.
Много людей было им обижено, многих он притеснял.

Поначалу Городничий боится наиболее страшного:
". а вдруг тот, кто приедет инкогнито, не берет - вот где зарез!
А ведь редко, но бывает и так, какие-то развелись
"волтерианцы", молодые люди,
желающие жить по совести.
Вдруг да наедет такой, вся система жизни,
весь образ действия городничего придут тогда в негодность.
Страх "первый" - это страх перед честным ревизором.
Но слава богу, нет! Хлестаков - не "волтерианец",
он берет взятки, и даже весьма благосклонно.
Выяснив это обстоятельство, Городничий немного
успокаивается.
Он попал в привычную колею привычных отношений.

Но Антон Антонович пугается снова после сцены вранья
Хлестакова, когда понимает, что Хлестаков не только не
"вольтерианец", но вроде бы главный
в той шайке, которая именуется петербургскими чиновниками.
"Как бы не взял столько, что и по миру пойдешь?"
Раньше боялся, что не
возьмет, теперь - что возьмет всё…

"Ревизор"это комедия, с колоссальной силой вы­ставившая
на осмеяние все общественные пороки тогдашней России.
Впрочем, только ли тогдашней? Разве в наши дни не встречаются
чиновники, подобные тем, которых мы видим в комедии?
Российские закономерности, с любовью выписанные Гоголем
еще в царские времена, не потеряли свою актуальность
ни в веке ХХ, ни в XXI и, скорее всего, не потеряют никогда.

Ложь, скудоумие и скаредность повсеместны, хлестаковщина
цветет пышным цветом, а страхи, большие и маленькие,
правят человеческими суд.

Читайте также: